Институциональные аспекты социально-экономической безопасности через призму инвестиционной деятельности в коммунальной инфраструктуре

Лев М.Ю.1
1 Институт экономики Российской Академии Наук

Статья в журнале

Жилищные стратегии (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 11, Номер 2 (Апрель-июнь 2024)

Цитировать:
Лев М.Ю. Институциональные аспекты социально-экономической безопасности через призму инвестиционной деятельности в коммунальной инфраструктуре // Жилищные стратегии. – 2024. – Том 11. – № 2. – С. 263-278. – doi: 10.18334/zhs.11.2.120935.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=65641114

Аннотация:
В статье рассматриваются институциональные преобразования инвестиционной деятельности в коммунальной инфраструктуре через призму нормативных документов в контексте социально-экономической безопасности. Исследованы особенности инвестиционной деятельности в жилищно-коммунальном хозяйстве. Проанализированы инвестиции в основной капитал по видам экономической деятельности: электроснабжение, подача газа, пара и воздушное кондиционирование водоснабжение, канализационная система, контроль над сбором и распределением отходов. Проведённый анализ основных финансовых показателей деятельности организаций жилищно-коммунального хозяйства, позволил выявить хроническую убыточность и высокую задолженность многих организаций отрасли – как причины инвестиционной непривлекательности исследуемой сферы. Сделан вывод, что жилищно-коммунальное хозяйство нуждается в институциональных изменениях, которые должны способствовать удовлетворению интересов всех участников рынка, а также обеспечению прозрачности контроля целевого использования инвестиционной составляющей тарифа и её налогообложения. Результаты исследования могут быть востребованы органами законодательной и исполнительной власти при обеспечении социально-экономической безопасности в контексте формирования тарифно-ценовой политики.

Ключевые слова: институциональная эволюция, инвестиции, социально-экономическая безопасность, тарифы на коммунальные услуги, регулирование тарифов

JEL-классификация: D25, E22, P33, P45, L90, L97



Введение. В начале перехода к рыночным отношениям инвестиционная составляющая была включена в расходы в виде платы за аренду жилья, завуалированной под платежи. Так, структура платежей населения за жилье всех форм собственности в этот период включала:

– первый платеж – за содержание и ремонт (включая капитальный ремонт) мест общего пользования в жилых зданиях;

– второй платеж – за коммунальные услуги;

– третий платеж осуществлял собственник жилых помещений в виде налога на имущество физических лиц.

В то же время, наниматель жилья также осуществляет третий платеж как плату за наем жилья (на компенсацию затрат для его строительства или реконструкции) [3] [1]. На сегодня действует Постановление Правительства РФ, которым утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг [4].

Цель исследования – изучить процесс инвестиционной деятельности в коммунальной инфраструктуре в контексте социально-экономической безопасности в условиях институциональных преобразований.

Задачи исследования:

– рассмотреть формирование тарифов на коммунальные услуги в процессе институциональных преобразований социально-экономической безопасности в России с учетом инвестиций.

– провести анализ инвестиций в основной капитал по видам экономической деятельности: электроснабжение, подача газа, пара и воздушное кондиционирование; водоснабжение; канализационная система, контроль над сбором и распределением отходов.

Объект исследования: инвестиционная деятельность в коммунальной инфраструктуре.

Предмет исследования: организационно-экономические отношения, возникающие в процессе инвестиционной деятельности в коммунальной инфраструктуре.

Практическая значимость работы содержится в применении результатов исследования органами законодательной и исполнительной власти при обеспечении социально-экономической безопасности в процессе инвестиционной деятельности в коммунальной инфраструктуре.

Анализ состояния инвестиционной деятельности в жилищно-коммунальном хозяйстве. Инвестиционная деятельность в жилищно-коммунальном хозяйстве выглядит катастрофически, ввиду ежегодно, недостаточно выделяемых бюджетных средств в объеме 1–1,5% от стоимости основных фондов, что исключает возможность полноценного ремонта коммуникаций, связанного с ветхостью коммунальных сетей. В таблице 1 представлены показатели объема отгруженных инновационных товаров, работ, услуг.

Таблица 1. Объем отгруженных инновационных товаров, работ, услуг организаций по видам экономической деятельности, (в фактически действовавших ценах; млн. руб.)

Показатель
2017
2018
2019
2020
2021
2022
Обеспечение электрической энергией, газом и паром, подаваемым по распределительным сетям, из них, в течение последних трех лет:
73 287,2
78 929,6
202 922,3
60 650,4
28 345,2
230 912,7
- вновь внедренные или подвергавшиеся значительным технологическим изменениям;
64 454,5
69 077,6
192 146,0
30 955,1
16 443,9
20 228,6
- подвергавшиеся усовершенствованию
8 832,8
9 852,0
10 776,3
29 695,3
11 901,4
210 684,1
Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений, из них, в течение последних трех лет:
7 516,5
15 126,5
18 602,2
22 999,0
19 878,1
31 028,3
- вновь внедренные или подвергавшиеся значительным технологическим изменениям;
6 358,4
14 332,6
14 342,1
18 514,9
15 428,7
27 504,3
- подвергавшиеся усовершенствованию
1 158,1
793,9
4 260,1
4 484,0
4 449,5
3 524,0
Удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг организаций, процентов:






- обеспечение электрической энергией, газом и паром, подаваемым по распределительным сетям;
1,5
1,6
3,4
1,1
0,5
3,4
- водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений
1,3
2,1
2,3
2,3
1,7
2,4
Источник: составлено автором по материалам [19].

Как видно из таблицы 1, объем отгруженных инновационных товаров, работ, услуг организаций по обеспечению электрической энергией, газом и паром, подаваемым по распределительным сетям в 2022 году по сравнению с 2017 годом, увеличилась в 3,15 раза, в сравнении с предыдущим 2020 годом – в 8,15 раза. Однако, если сравнить соотношение по показателю – вновь внедренным или подвергавшимся значительным технологическим изменениям, то соотношение составляет в: 2017 году – 87,9%; 2018 году – 87,5%; 2019 году – 94,7%; 2020 году – 51,0%; 2021 году – 58,0%; 2022 году – 8,8%. По показателю водоснабжение, водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений соотношение 2022 года к 2017 году составило – 4,13 раза. При этом, соотношение по показателю – вновь внедренным или подвергавшимся значительным технологическим изменениям к показателю – водоснабжение, водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений составило: в 2017 году – 84,6%; в 2018 году – 94,8%; в 2019 году – 77,1%; в 2020 году – 80,5%; в 2021 году – 77,6%; в 2022 году – 88,6%. По удельному весу инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг организаций составило в 2022 году по обеспечению электрической энергией, газом и паром, подаваемым по распределительным сетям 3,4%, что на 1,9 п.п. больше, чем в 2017 году, и на 2,9 п.п. больше чем в предыдущем 2021 годом. По удельному весу водоснабжения, водоотведения, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений в 2022 году составило 2,4%, что на 1,1 п.п. больше, чем в 2017 году, и на 0,7 п.п. больше чем в предыдущем 2021 годом.

Рассмотрим показатели по инвестициям в основной капитал за период 2017-2022 годы (табл. 2).

Таблица 2. Инвестиции в основной капитал по видам экономической деятельности,

в текущих ценах; млрд. руб.*

Показатель
2017
2018
2019
2020
2021
2022
электроснабжение, подача газа, пара и воздушное кондиционирование
944
1 013
1 033
1 150
1 148
1 345
водоснабжение; канализационная система, контроль над сбором и распределением отходов
148
161
184
249
284
349
электроснабжение, подача газа, пара и воздушное кондиционирование, в % к объему инвестиций
5.9
5.7
5.3
5.6
4.9
4.7
водоснабжение; канализационная система, контроль над сбором и распределением отходов, в % к объему инвестиций
0.9
0.9
1.0
1.2
1.2
1.2
Примечание: * без учета статистической информации по Донецкой Народной Республике (ДНР), Луганской Народной Республике (ЛНР), Запорожской и Херсонской областям.

Источник: составлено автором по материалам [12; 23].

По данным Росстата с 2015 г. инвестиции в производство, передачу и распределение электроэнергии, газа, пара и горячей воды, в сбор, очистку и распределение воды снизились по сравнению с 2014 г. с 1186 млрд руб. до 990 млрд руб., или на 17%. Все указанные суммы не означают, что они были направлены только в сферу ЖКХ, сюда включены также инвестиции в «Газпром», «Роснефть», ЛУКОЙЛ и другие сферы «большой энергетики» [20].

Из таблицы 2 видно, что спустя два года, в 2017 году по сравнению с 2015 годом произошло дальнейшее снижение по показателю электроснабжение, подача газа, пара и воздушное кондиционирование на 46 млрд руб., или на 4,6%. В 2022 году по сравнению с 2017 годом увеличение инвестиций по электроснабжению, подаче газа, пара и воздушное кондиционирование составило 401 млрд руб. или 70%, при этом в сравнение с предыдущим 2021 годом увеличение составило 197 млрд руб. или 14,6%. По инвестициям по показателю водоснабжение, канализационная система, контроль над сбором и распределением отходов в 2022 году по сравнению с 2017 годом увеличение составило 2,4 раза, при этом в сравнение с предыдущим 2021 годом на 65 млрд руб. или 81,4%. По удельному весу инвестиции в электроснабжение, подачу газа, пара и воздушное кондиционирование в 2022 году по сравнению с 2017 годом снизились на 1,2 п.п., по водоснабжению, канализационной системой, контролю над сбором и распределением отходов на 0,3 п.п.

В настоящее время сложилась практика, что инвестиционная составляющая тарифа на жилищно-коммунальные услуги, утверждаемая уполномоченным органом региона, исходя из показателя требуемого валового дохода, включается в тариф так называемым «котловым» способом, то есть без отделения от остального тарифа. В этом случае инвестиционная составляющая тарифа облагается налогами в составе всего тарифа в целом, то есть на общих основаниях – налогом на добавленную стоимость и налогом на прибыль [14; 15].

Вместе с тем, это может привести к тому, что по разным причинам, например, в силу непредвиденных обстоятельств или умышленно, капитальные вложения, на которые рассчитана инвестиционная составляющая тарифа, не осуществляются, а сами средства используются не по назначению. При этом недобросовестный получатель инвестиционной составляющей тарифа оправдывает неправомерное использование последней тем, что он, якобы, уплатил все налоги, а значит, имеет право распоряжаться этими средствами по своему усмотрению. Между тем, нет оснований рассматривать инвестиционную составляющую тарифа как сумму, облагаемую налогами в общем порядке.

Инвестиционная составляющая не может быть объектом обложения НДС, так как, согласно Налоговому кодексу (пункт 1, п.п.1 ст. 146) [1], она не является выручкой от реализации, так как реализации не существует в виду того, что планируемый объект инвестиций, являющейся целью инвестиционной составляющей тарифа еще не сдан в эксплуатацию. Объект также никому не передан в форме передачи права собственности или поставлен на баланс получателя тарифа – строительство или ремонт коммунальных сетей, который может быть рассчитан на несколько лет.

Из этого следует, что инвестиционная составляющая тарифа не может быть объектом обложения НДС в составе выручки. Очевидно, что она не может быть также объектом обложения НДС в составе авансов полученных, поскольку последнее не соответствует статусу данных сумм в силу их инвестиционного характера. Вероятно, что, не являясь выручкой от реализации, подлежащей обложению НДС инвестиционная составляющая тарифа не может быть также и выручкой от реализации согласно статьи 249 п.1 НК РФ, так как в этом случае возникает недопустимое логическое противоречие двух норм НК РФ. По одной норме согласно ст. 146 п.1 п.п. 1 – инвестиционная составляющая тарифа не является выручкой от реализации, по другой норме – ст. 249 п.1 является выручкой от реализации.

Избежать этой налоговой коллизии можно только, признав инвестиционную составляющую тарифа целевым финансированием, которую следует выделять отдельной строкой в счетах населению от организации, тарифы которой утверждаются уполномоченным органом региона, а также учитывать в бухгалтерском учете указанной организации как целевые средства, не облагаемые НДС и налогом на прибыль.

Минфин РФ допускает вычет НДС с инвестиций, полученных из бюджета при раздельном учете, при условии, если документами о предоставлении бюджетных инвестиций предусмотрено финансирование (возмещение) затрат на приобретение товаров (работ, услуг), имущественных прав без включения в состав таких затрат предъявленных сумм налога, и (или) сумм налога, уплаченных при ввозе товаров на территорию Российской Федерации. При этом, приобретение товаров (работ, услуг), имущественных прав полностью за счет бюджетных инвестиций, а также при проведении капитального строительства и (или) приобретении недвижимого имущества за счет бюджетных инвестиций, с последующим увеличением уставного фонда государственных (муниципальных) унитарных предприятий или возникновением права государственной (муниципальной) собственности на эквивалентную часть в уставном (складочном) капитале юридических лиц налоговому вычету не подлежат [18]. Таким образом, инвестиции, включаемые в затраты при установлении тарифов на коммунальные услуги, не четко сформулированы при бюджетных инвестициях и отсутствуют в нормативно-правовых документах при частном вложении в отрасль ЖКХ с регулируемыми тарифами [26; 27].

Еще одной из застаревших проблем в коммунальном хозяйстве было и остается амортизация и ремонтная составляющая в затратах тарифа, используемая для манипулирования роста стоимости. Завышение оценки стоимости основных фондов при начислении амортизации ведет к росту инвестиционной составляющей и занижению налогооблагаемой прибыли, и как следствие к увеличению финансовых резервов предприятия и возможность использование дополнительного дохода для различных целей. Средний износ основных фондов составляет 70% и более [16], который увеличивается с каждым годом, и при этом, денежные средства идут на освоение новых инвестиционных технологий [22], а средства на перекладку сетей запрашиваются из бюджета.

Рассмотрим основные финансовые результаты деятельности организаций ЖКХ (табл. 3).

Таблица 3. Основные финансовые показатели деятельности организаций ЖКХ

Показатель
2017
2018
2019
2020
2021
Финансовый результат (прибыль минус убыток), млн руб.
-1 787
-3 357
4 474
1 745
-1 447
Сумма прибыли, млн руб.
9 551
7 780
15 699
7 329
7 659
Удельный вес прибыльных организаций в общем числе организаций, %
71,4
70,4
70,3
77,4
77,2
Сумма убытка, млн руб.
11 338
11 137
11 225
5 584
9 106
Удельный вес убыточных организаций в общем числе организаций, %
28,6
29,6
29,7
22,6
22,8
Рентабельность (работ, услуг)3), %
0,5
-0,1
2,7
1,8
0,7
Расходы консолидированного бюджета на ЖКХ, всего, млрд руб.
1 209,9
1 324,1
1 574,9
1 590,5
2 172,0
от общего объема расходов, в %
3,7
3,9
4,2
3,7
4,6
к ВВП, в %
1,3
1,3
1,4
1,5
1,7
Примечание: по состоянию на 25.03.2024 данных Росстата о финансовых результатах деятельности организаций ЖКХ за 2022 год не имеется.

Источник: составлено автором по материалам [13].

В целом, чрезвычайная изношенность инженерной инфраструктуры, хроническая убыточность и высокая задолженность многих организаций отрасли – как причины инвестиционной непривлекательности сферы ЖКХ общеизвестны [21].

Из анализа таблицы 3 видно, что по показателю «финансовый результат» в сравнении 2021 года с 2017 годом произошло некоторое улучшение, сократился убыток на 340 млн руб. или на 23,5%, при этом сумма прибыли снизилась на 1892 млн руб. или на 24,7%. Удельный вес убыточных организаций в общем числе организаций за анализируемый период 2017-2022 годы существенно не изменился и составил в среднем – 26,7%. Несмотря на увеличение расходов консолидированного бюджета на ЖКХ в 2022 году в сравнении с 2017 годом в 1,8 раз, то есть на 962,1 млрд руб. по показателю «суммы убытка» сокращение произошло на 2232 млн руб. или на 24,5%.

Подобная схема создает иллюзию, что организации ЖКХ находятся с одной стороны в убыточном положении за счет сильного износа основных фондов, с другой стороны за счет освоение бюджетных средств к относительному процветанию.

Однако, имеющиеся средства постоянно направляются на ремонт и поддержание в рабочем состоянии физически и морально устаревших основных фондов. Получается движение по замкнутому кругу, при котором в одну сторону не решается задача обновления основных фондов, из-за отсутствия инвестиций, по другую сторону денежные средства, выделяемые из бюджета, расходуются, но в количестве, не позволяющем обеспечить полную замену систем коммуникаций. В результате такого движения увеличиваются не только производственные издержки, но и эксплуатационные расходы будущих периодов. Кроме того, удельный вес затрат на ремонт коммуникаций составляет около 20% всех расходов на производство воды, которые вкладываются в ремонт и прокладку труб из устаревших, не экологичных материалов с использованием устаревших технологий, что также отражается на увеличение затрат при транспортировке воды за счет роста расходов по эксплуатации. При такой схеме – структура тарифа, за счет инвестиционной составляющей увеличивается и ведет к повышению стоимости тарифа для потребителя.

В целях обеспечения прозрачности контроля целевого использования инвестиционной составляющей тарифа, так и особенности налогообложения инвестиционной составляющей тарифа предлагается:

– рассмотреть включение в обязанности уполномоченных органов регионов утверждать тарифы с выделением инвестиционной составляющей тарифа не подлежащих обложению НДС и налогом на прибыль.

– ведение раздельного учета средств, поступающих от населения, в части составляющей тарифа на текущую деятельность и в части инвестиционной составляющей тарифа;

– выделять инвестиционную составляющую тарифа отдельной строкой в счетах на оплату для населения;

– отражать поступающие от населения денежные средства по инвестиционной составляющей тарифа. Изменение налогового статуса инвестиционной составляющей тарифа как целевых средств жизненно необходимо;

– рассмотреть вопрос об установлении обязанности теплоснабжающих и (или) управляющих компаний по ведению раздельного учета тепловой энергии на нужды горячего водоснабжения, отопления и вентиляции многоквартирных домов (далее МКД).

Согласно отчета, проведенному Счетной палаты РФ, существенный разброс цен и тарифов, обусловлен в одних случаях региональными особенностями формирования энергетических и коммунальных систем, в других – жестким регулированием, в-третьих – низкой эффективностью организаций жилищно-коммунального хозяйства [11, с. 59].

Итоги реализации программных документов с 2001 г. по 2022 г. свидетельствуют о низком уровне выполнения контрольных показателей (индикаторов) эффективности деятельности и реализации запланированных мероприятий. Все программные документы федерального уровня досрочно прекратили свое действие, итоги их реализации не подводились. При этом, в ходе разработки новых программных документов не соблюдался принцип преемственности и непрерывности, предусмотренный частью 4 статьи 7 Федерального закона от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» [2; 11, с. 59].

Средства федерального бюджета, выделенные в рамках финансовой поддержки мероприятий по проведению энерго-эффективного капремонта в объеме 410,6 млн рублей, позволили провести работы на 343 МКД (или 0,02 %) из 1 611 382 МКД согласно статистическому сборнику Росстата «Жилищное хозяйство в России 2022». В среднем расчетный размер экономии расходов на оплату коммунальных ресурсов составляет порядка 20% на один МКД (суммарно после проведения работ на 343 МКД – более 220 млн рублей в год, что сопоставимо с размером ежемесячных взносов на их капитальный ремонт) [11, с. 59].

Проведенной аудиторской проверкой Счетной палаты РФ выявлены факты значительных расхождений сведений о фактических параметрах многоквартирных домов, содержащихся в различных информационных базах данных (ГИС «Энергоэффективность», ГИС «ЖКХ», АИС «Реформа ЖКХ»), а также с их фактическими параметрами (в том числе о классах энергоэффективности). Анализ полноты и достоверности информации, размещаемой в информационных базах данных, показал, что в ГИС «ЖКХ» отсутствует информация по 95 из 108 обследованных домов (88%), в АИС «Реформа ЖКХ» – по 76 домам (70%). Недостаточный объем открытой и доступной широкому кругу лиц информации о реальном потреблении энергии (в том числе о раздельном – на нужды горячего водоснабжения и отопления, вентиляции), об уровне энергоэффективности и эффектах от реализации проектов по экономии энергии в многоквартирных домах существенно снижает уровень доверия к программам энергосбережения и повышения энергоэффективности жилья со стороны заинтересованных органов власти на всех уровнях, инвесторов, населения [11, с. 60].

Рассмотрим распределение инвестиций в основной капитал по видам деятельности (табл. 4).

Таблица 4. Инвестиции в основной капитал/индексы физического объема инвестиций в коммунальном хозяйстве по видам деятельности,

в фактически действовавших ценах; млн руб.*

Инвестиции
2017
2018
2019
2020
2021
2022
Распределение:
- газообразного топлива по газораспределительным сетям;
77 755,3/
117,1
91 710,9/
114,1
81 775,2/
82,5
80 927,7/
92,6
75 468,0/
88,7
-
- пара и горячей воды (тепловой энергии);
8 631,3/
101,3
7 742,2/
86,8
5 697,6/
68,1
6 585,6/
108,2
9 194,3/
132,7
-
- воды для питьевых и промышленных нужд;
41 333,4/
77,4
45 302,6/
106,1
47 331,3/
97,6
53 660,0/
107,5
53 792,1/
94,9
-
- электроэнергии.
28 274,0/
95,7
23 708,1/
81,1
29 809,5/
116,4
52 970,2/
166,4
6 4122,7/
115,1
-
Сбор и обработка сточных вод
40 120,3/
95,2
41 707,8/
99,1
53 775,3/
119,7
80 157,2/
139,3
8 8606,5/
104,4
-
В жилые здания и сооружения, всего
2177 884
2321 913
2792 030
2963 485
3090 354
-
- в % от общего объема инвестиций в основной капитал
13,6
13,1
14,4
14,6
13,5
-
Примечание: в таблице через дробь (/) указаны индексы физического объема инвестиций в коммунальном хозяйстве по видам деятельности.

Источник: составлено автором по материалам [13].

Из таблицы 4 видно, что инвестиции по позиции «газообразного топлива по газораспределительным сетям» в 2021 году уменьшилась на 2287,3 млн руб. или на 3,0%, а по сравнению с предыдущим 2020 годом на 5459,7 млн руб. или на 7,2%. По позиции «пара и горячей воды (тепловой энергии)» инвестиции в 2021 году увеличились по сравнению с 2017 годом на 563,0 млн руб. или на 6,1%, и по сравнению с предыдущим 2020 годом увеличение составило 2608,7 млн руб. или 71,6%. Инвестиции по позиции «воды для питьевых и промышленных нужд» в 2021 году по сравнению с 2017 годом увеличились, что составило 12458,7 млн руб. или 76,8% и по сравнению с предыдущим 2020 годом увеличение составило 132,1 млн руб. или 10,0%. Существенно изменилась ситуация с инвестициями по позиции «электроэнергия», значение которого сократилось в 2021 году по сравнению с 2017 годом в 4,4 раза, а по сравнению с предыдущим 2020 годом в 8,3 раза. Такое сокращение возможно при наличии многих факторов и в первую очередь за счет отсутствия необходимости поддержание отрасли, которая неохотно допускает конкурентов на энергетический рынок и самостоятельно справляется с текущими проблемами. Наиболее критическая ситуация сохраняется по позиции «сбор и обработка сточных вод», сравнение показателей 2021 года с 2017 годом сокращение инвестиций составило 4,5 раз, а в сравнение с предыдущим 2020 годом – в 9 раз.

Рассмотрим инвестиции в основной капитал по прогнозным значениям федерального бюджета на плановый и последующие годы (табл. 5).

Таблица 5. Инвестиции в основной капитал по прогнозным значениям федерального бюджета на плановый и последующие годы, в %

Инвестиции
2017*/
**
2018*/
**
2019*/
**
2020
2021
2022
2023
2024
Прогноз на 2018 год: базовый:
- 0,5/
4,1
0,9/
4,7
1,6/
5,6
5,7
-
-
-
-
- базовый +/целевой;
4,1
5,7
6,7
8,6
-
-
-
-
- целевой / консервативный
4,1
- 0,5
1,5
1,5
-
-
-
-
Прогноз на 2019 год: базовый:
4,4
2,9
3,1
7,6
6,9
6,6
6,4
6,1
- консервативный
4,4
2,9
2,5
6,3
5,3
5,4
5,2
4,8
Прогноз на 2021 год: базовый:
-
-
1,7
6,6
3,9
5,3
5,1
-
- консервативный
-
-
1,7
6,6
3,7
4,6
4,3
-
Прогноз на 2022 год: базовый:
-
-
-
4,9
5,8
4,0
4,0
4,0
- консервативный
-
-
-
4,9
6,0
3,6
4,0
4,0
Прогноз на 2023 год: базовый:
-
-
-
-
7,7
- 2,0
- 1,9
3,9
- консервативный
-
-
-
-
-
-
-
-
Прогноз на 2024 год: базовый:
-
-
-
-
-
-
6,0
2,3
- консервативный
-
-
-
-
-
-
5,2
1,3
Примечание: * прогноз; ** оценка

Источник: составлено автором по материалам [5-10].

Из таблицы 5 видно, что в 2020 году прогноз и оценка инвестиций на текущий год и последующие годы не представлялась [17; 25]. Инвестиции в основной капитал по прогнозным значениям имеют отдаленное выполнение по всем прогнозируемым годам. Так, по прогнозу 2018 года на 2019 год инвестиции прогнозировались в размере – 1,6%, по оценке – 5,6%, при этом по прогнозу 2019 года на 2019 год – 3,1%, оценка – 1,7% (по прогнозу на 2021 год). По прогнозным значениям 2021 года инвестиции на 2021-2023 годы должны были составить на 2021 год – 3,7%, на 2022 год – 4,6%, на 2023 год – 4,3%. Вместе с тем, по прогнозным значениям 2022 года оценка 2021года составила – 5,8%, на 2022 год – 4,5%, на 2023 год – 4,0%, то есть, не выполнение прогнозных показателей имеет место как в положительную, так и в отрицательную сторону.

Заключение

Эффективность бизнеса во многом зависит от того, насколько учитываются экономические интересы действующих субъектов. Вместе с тем, несмотря на целый комплекс проводимых реформ в жилищно-коммунальной отрасли, совмещение интересов, с доминирующей ролью государства как владельца основных фондов – в одном лице и законодателя, и тарифного регулятора, и гаранта социальной защиты населения и одного из потребителей коммунальных услуг, нисколько не способствует экономическому развитию и модернизации отрасли [24].

Отсутствие итогов реализации программных документов 2001-2022 гг., низкий уровень выполнения контрольных показателей (индикаторов) эффективности деятельности и реализации запланированных мероприятий, а с учетом того, что все программные документы федерального уровня досрочно прекратили свое действие без подведения итогов их реализации, свидетельствуют о возможной схеме коррупционной составляющей. Выделенные бюджетные денежные средства под программы развития отрасли не должны были быть бесконтрольны.

Жилищно-коммунальное хозяйство нуждается в институциональных изменениях, которые должны способствовать удовлетворению интересов всех участников рынка, но для этого необходимо:

– уменьшить долю государственного (муниципального) участия в общественной сфере и создать условия для конкурентной среды. Например, за счет передачи объектов коммунальной сферы в частную собственность, в том числе малым и средним предпринимателям;

– увеличить формы управления объектами инженерной инфраструктуры, стимулирующие привлечение частного капитала в коммунальный комплекс через частных инвесторов, готовых принять участие в реконструкции и создании инженерной инфраструктуры;

– организовать качественную рыночную инвестиционную среду за счет улучшения доступа к финансовым ресурсам, с учетом обеспечения защиты прав собственности, повышения мотивации к повышению эффективности производства услуг;

– разработать нормативно-правовые документы в части совершенствования тарифного регулирования, с учетом социальной гарантированности при оказании коммунальных услуг.

[1] Утратил силу с момента введения Постановления Правительства РФ от 02.08.1999 N 887 (ред. от 30.07.2004) «О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения» (вместе с «Положением о предоставлении гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг»). Утратил силу с момента введения Постановления Правительства РФ от 30.08.2004 N 444. Предыдущий документ утратил силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 14.12.2005 N 761 (ред. от 02.02.2024) «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг».


Источники:

1. «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 23.03.2024). Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=470832&dst=100001#cuWsI8UTi5WvqKeL (дата обращения: 30.03.2024).
2. Федеральный закон от 28.06.2014 N 172-ФЗ (ред. от 17.02.2023) «О стратегическом планировании в Российской Федерации». Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW &n=439977&dst=100001#gHOqT8UflY9v3WB9 (дата обращения: 30.03.2024).
3. Постановление Правительства РФ от 18.06.1996 N 707 «Об упорядочении системы оплаты жилья и коммунальных услуг» (вместе с «Положением о порядке предоставления гражданам компенсаций (субсидий) на оплату жилья и коммунальных услуг»). Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10759/ (дата обращения: 20.03.2024).
4. Постановление Правительства РФ от 14.12.2005 N 761 (ред. от 02.02.2024) «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг». Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=468775#1As1y7UXxa3quOPD (дата обращения: 20.03.2024).
5. «Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» (разработан Минэкономразвития России). Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_281493/?ysclid=lux4rz6py1226952259 (дата обращения: 17.03.2024).
6. «Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» (разработан Минэкономразвития России). Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_363743/?ysclid=lux4tu12z7889028087 (дата обращения: 17.03.2024).
7. «Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» (разработан Минэкономразвития России). Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_323437/?ysclid=lux4w1w2y0263487040 (дата обращения: 17.03.2024).
8. «Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов» (разработан Минэкономразвития России). Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_427706/?ysclid=lux5gf9f2r943386868 (дата обращения: 17.03.2024).
9. «Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2024 года» (разработан Минэкономразвития России). Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_308166/?ysclid=lux5e948qq712990909 (дата обращения: 17.03.2024).
10. «Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов» (разработан Минэкономразвития России). Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_457874/?ysclid=lux5hfkugs3832600 (дата обращения: 17.03.2024).
11. Энергоэффективность жилья. Бюллетень Счетной палаты Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: file:///C:/Users/MSI/Downloads/byulleten_ schetnoy_palati_8_309_2023_g_2023-09-04_17-02-30.pdf (дата обращения: 20.03.2024).
12. Инвестиции в основной капитал. Динамические ряды. ЕЭК – Евразийская экономическая комиссия. [Электронный ресурс]. URL: https://eec.eaeunion.org/comission/department/dep_stat/union_stat/current_stat/investments/series/ (дата обращения: 30.03.2024).
13. Жилищное хозяйство в России. 2022. / Статистический сборник. - Москва: Росстат, 2022. – 83 c.
14. Лев М.Ю. Цены, налоги как финансовые показатели экономического кризиса // Вестник Академии. – 2016. – № 1. – c. 28-35.
15. Лев М.Ю. Правовая природа экономической безопасности государства и ее институциональные аспекты // Экономические отношения. – 2020. – № 2. – c. 447-466. – doi: 10.18334/eo.10.2.100903.
16. Лев М.Ю. Современные ценовые тренды экономической безопасности мобилизационной экономики. / Монография. - Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2023. – 86 c.
17. Караваева И.В., Быковская Ю.В., Казанцев С.В., Лев М.Ю., Колпакова И.А. Оценка прогнозно-экономических показателей Российской Федерации в период частичной мобилизации // Экономика, предпринимательство и право. – 2022. – № 10. – c. 2655-2676. – doi: 10.18334/epp.12.10.116423.
18. Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 8 апреля 2022 г. № 03-07-11/30430 О применении НДС при получении бюджетных инвестиций. Гарант. [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/ 404407852/ (дата обращения: 30.03.2024).
19. Промышленное производство в России. 2023. / Статистический сборник. - Москва: Росстат, 2023. – 259 c.
20. Промышленное производство в России. 2016. / Статистический сборник. - Москва: Росстат, 2016. – 347 c.
21. Рагулина Ю.В. Отраслевые особенности инвестиционного процесса // Вестник Академии. – 2012. – № 4. – c. 49-54.
22. Шаркова А.В., Шапкин И.Н., Чалдаева Л.А. и др. Развитие предпринимательства: инновации, технологии, инвестиции. / 3-е издание. - Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2022. – 352 c.
23. Инвестиции в основной капитал в Российской Федерации по видам экономической деятельности. Росстат. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Tab-inv-okved.htm (дата обращения: 30.03.2024).
24. Руденко М.Н., Долганова Я.А. Взаимосвязь социально - экономического развития и состояния экономической безопасности страны // Экономика и предпринимательство. – 2015. – № 10-2(63). – c. 149-156.
25. Караваева И.В., Казанцев С.В., Лев М.Ю., Коломиец А.Г., Быковская Ю.В., Шафранская А.М. Федеральный бюджет Российской Федерации на 2023 год и на плановый период 2024–2025 годов в условиях частично мобилизационной экономики // Экономическая безопасность. – 2023. – № 1. – c. 11-50. – doi: 10.18334/ecsec.6.1.117468.
26. Чернышев С.Л., Спиридонов А.А., Иванов А.Д. Алгоритмы оптимизации ценообразования и объемов товарных запасов как средство повышения экономической эффективности деятельности хозяйствующих субъектов регионов // Вестник РАЕН. – 2021. – № 2. – c. 73-78. – doi: 10.52531/1682-1696-2021-21-2-73-78.
27. Караваева И.В. и др. Экономическая безопасность России: теоретическое обоснование и методы регулирования. / Монография. - М.: Институт экономики РАН, 2023. – 361 c.

Страница обновлена: 15.08.2024 в 17:01:43