Институциональные аспекты социально-экономической безопасности через призму инвестиционной деятельности в коммунальной инфраструктуре
Лев М.Ю.1
1 Институт экономики Российской Академии Наук
Скачать PDF | Загрузок: 3
Статья в журнале
Жилищные стратегии (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 11, Номер 2 (Апрель-июнь 2024)
Цитировать:
Лев М.Ю. Институциональные аспекты социально-экономической безопасности через призму инвестиционной деятельности в коммунальной инфраструктуре // Жилищные стратегии. – 2024. – Том 11. – № 2. – С. 263-278. – doi: 10.18334/zhs.11.2.120935.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=65641114
Аннотация:
В статье рассматриваются институциональные преобразования инвестиционной деятельности в коммунальной инфраструктуре через призму нормативных документов в контексте социально-экономической безопасности. Исследованы особенности инвестиционной деятельности в жилищно-коммунальном хозяйстве. Проанализированы инвестиции в основной капитал по видам экономической деятельности: электроснабжение, подача газа, пара и воздушное кондиционирование водоснабжение, канализационная система, контроль над сбором и распределением отходов. Проведённый анализ основных финансовых показателей деятельности организаций жилищно-коммунального хозяйства, позволил выявить хроническую убыточность и высокую задолженность многих организаций отрасли – как причины инвестиционной непривлекательности исследуемой сферы.
Сделан вывод, что жилищно-коммунальное хозяйство нуждается в институциональных изменениях, которые должны способствовать удовлетворению интересов всех участников рынка, а также обеспечению прозрачности контроля целевого использования инвестиционной составляющей тарифа и её налогообложения.
Результаты исследования могут быть востребованы органами законодательной и исполнительной власти при обеспечении социально-экономической безопасности в контексте формирования тарифно-ценовой политики.
Ключевые слова: институциональная эволюция, инвестиции, социально-экономическая безопасность, тарифы на коммунальные услуги, регулирование тарифов
JEL-классификация: D25, E22, P33, P45, L90, L97
Введение. В начале перехода к рыночным отношениям инвестиционная составляющая была включена в расходы в виде платы за аренду жилья, завуалированной под платежи. Так, структура платежей населения за жилье всех форм собственности в этот период включала:
– первый платеж – за содержание и ремонт (включая капитальный ремонт) мест общего пользования в жилых зданиях;
– второй платеж – за коммунальные услуги;
– третий платеж осуществлял собственник жилых помещений в виде налога на имущество физических лиц.
В то же время, наниматель жилья также осуществляет третий платеж как плату за наем жилья (на компенсацию затрат для его строительства или реконструкции) [3] [1]. На сегодня действует Постановление Правительства РФ, которым утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг [4].
Цель исследования – изучить процесс инвестиционной деятельности в коммунальной инфраструктуре в контексте социально-экономической безопасности в условиях институциональных преобразований.
Задачи исследования:
– рассмотреть формирование тарифов на коммунальные услуги в процессе институциональных преобразований социально-экономической безопасности в России с учетом инвестиций.
– провести анализ инвестиций в основной капитал по видам экономической деятельности: электроснабжение, подача газа, пара и воздушное кондиционирование; водоснабжение; канализационная система, контроль над сбором и распределением отходов.
Объект исследования: инвестиционная деятельность в коммунальной инфраструктуре.
Предмет исследования: организационно-экономические отношения, возникающие в процессе инвестиционной деятельности в коммунальной инфраструктуре.
Практическая значимость работы содержится в применении результатов исследования органами законодательной и исполнительной власти при обеспечении социально-экономической безопасности в процессе инвестиционной деятельности в коммунальной инфраструктуре.
Анализ состояния инвестиционной деятельности в жилищно-коммунальном хозяйстве. Инвестиционная деятельность в жилищно-коммунальном хозяйстве выглядит катастрофически, ввиду ежегодно, недостаточно выделяемых бюджетных средств в объеме 1–1,5% от стоимости основных фондов, что исключает возможность полноценного ремонта коммуникаций, связанного с ветхостью коммунальных сетей. В таблице 1 представлены показатели объема отгруженных инновационных товаров, работ, услуг.
Таблица 1. Объем отгруженных инновационных товаров, работ, услуг организаций по видам экономической деятельности, (в фактически действовавших ценах; млн. руб.)
Показатель
|
2017
|
2018
|
2019
|
2020
|
2021
|
2022
|
Обеспечение электрической энергией, газом и паром,
подаваемым по распределительным сетям, из них, в течение последних трех лет:
|
73 287,2
|
78 929,6
|
202 922,3
|
60 650,4
|
28 345,2
|
230 912,7
|
- вновь внедренные или подвергавшиеся значительным
технологическим изменениям;
|
64 454,5
|
69 077,6
|
192 146,0
|
30 955,1
|
16 443,9
|
20 228,6
|
- подвергавшиеся усовершенствованию
|
8 832,8
|
9 852,0
|
10 776,3
|
29 695,3
|
11 901,4
|
210 684,1
|
Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и
утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений, из них, в течение
последних трех лет:
|
7 516,5
|
15 126,5
|
18 602,2
|
22 999,0
|
19 878,1
|
31 028,3
|
- вновь внедренные или подвергавшиеся значительным
технологическим изменениям;
|
6 358,4
|
14 332,6
|
14 342,1
|
18 514,9
|
15 428,7
|
27 504,3
|
- подвергавшиеся усовершенствованию
|
1 158,1
|
793,9
|
4 260,1
|
4 484,0
|
4 449,5
|
3 524,0
|
Удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем
объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг организаций, процентов:
|
|
|
|
|
|
|
- обеспечение электрической энергией, газом и паром,
подаваемым по распределительным сетям;
|
1,5
|
1,6
|
3,4
|
1,1
|
0,5
|
3,4
|
- водоснабжение; водоотведение, организация сбора и
утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений
|
1,3
|
2,1
|
2,3
|
2,3
|
1,7
|
2,4
|
Как видно из таблицы 1, объем отгруженных инновационных товаров, работ, услуг организаций по обеспечению электрической энергией, газом и паром, подаваемым по распределительным сетям в 2022 году по сравнению с 2017 годом, увеличилась в 3,15 раза, в сравнении с предыдущим 2020 годом – в 8,15 раза. Однако, если сравнить соотношение по показателю – вновь внедренным или подвергавшимся значительным технологическим изменениям, то соотношение составляет в: 2017 году – 87,9%; 2018 году – 87,5%; 2019 году – 94,7%; 2020 году – 51,0%; 2021 году – 58,0%; 2022 году – 8,8%. По показателю водоснабжение, водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений соотношение 2022 года к 2017 году составило – 4,13 раза. При этом, соотношение по показателю – вновь внедренным или подвергавшимся значительным технологическим изменениям к показателю – водоснабжение, водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений составило: в 2017 году – 84,6%; в 2018 году – 94,8%; в 2019 году – 77,1%; в 2020 году – 80,5%; в 2021 году – 77,6%; в 2022 году – 88,6%. По удельному весу инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг организаций составило в 2022 году по обеспечению электрической энергией, газом и паром, подаваемым по распределительным сетям 3,4%, что на 1,9 п.п. больше, чем в 2017 году, и на 2,9 п.п. больше чем в предыдущем 2021 годом. По удельному весу водоснабжения, водоотведения, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений в 2022 году составило 2,4%, что на 1,1 п.п. больше, чем в 2017 году, и на 0,7 п.п. больше чем в предыдущем 2021 годом.
Рассмотрим показатели по инвестициям в основной капитал за период 2017-2022 годы (табл. 2).
Таблица 2. Инвестиции в основной капитал по видам экономической деятельности,
в текущих ценах; млрд. руб.*
Показатель
|
2017
|
2018
|
2019
|
2020
|
2021
|
2022
|
электроснабжение, подача газа, пара и воздушное
кондиционирование
|
944
|
1 013
|
1 033
|
1 150
|
1 148
|
1 345
|
водоснабжение; канализационная система, контроль над сбором
и распределением отходов
|
148
|
161
|
184
|
249
|
284
|
349
|
электроснабжение, подача газа, пара и воздушное
кондиционирование, в % к объему инвестиций
|
5.9
|
5.7
|
5.3
|
5.6
|
4.9
|
4.7
|
водоснабжение; канализационная система, контроль над сбором
и распределением отходов, в % к объему инвестиций
|
0.9
|
0.9
|
1.0
|
1.2
|
1.2
|
1.2
|
Источник: составлено автором по материалам [12; 23].
По данным Росстата с 2015 г. инвестиции в производство, передачу и распределение электроэнергии, газа, пара и горячей воды, в сбор, очистку и распределение воды снизились по сравнению с 2014 г. с 1186 млрд руб. до 990 млрд руб., или на 17%. Все указанные суммы не означают, что они были направлены только в сферу ЖКХ, сюда включены также инвестиции в «Газпром», «Роснефть», ЛУКОЙЛ и другие сферы «большой энергетики» [20].
Из таблицы 2 видно, что спустя два года, в 2017 году по сравнению с 2015 годом произошло дальнейшее снижение по показателю электроснабжение, подача газа, пара и воздушное кондиционирование на 46 млрд руб., или на 4,6%. В 2022 году по сравнению с 2017 годом увеличение инвестиций по электроснабжению, подаче газа, пара и воздушное кондиционирование составило 401 млрд руб. или 70%, при этом в сравнение с предыдущим 2021 годом увеличение составило 197 млрд руб. или 14,6%. По инвестициям по показателю водоснабжение, канализационная система, контроль над сбором и распределением отходов в 2022 году по сравнению с 2017 годом увеличение составило 2,4 раза, при этом в сравнение с предыдущим 2021 годом на 65 млрд руб. или 81,4%. По удельному весу инвестиции в электроснабжение, подачу газа, пара и воздушное кондиционирование в 2022 году по сравнению с 2017 годом снизились на 1,2 п.п., по водоснабжению, канализационной системой, контролю над сбором и распределением отходов на 0,3 п.п.
В настоящее время сложилась практика, что инвестиционная составляющая тарифа на жилищно-коммунальные услуги, утверждаемая уполномоченным органом региона, исходя из показателя требуемого валового дохода, включается в тариф так называемым «котловым» способом, то есть без отделения от остального тарифа. В этом случае инвестиционная составляющая тарифа облагается налогами в составе всего тарифа в целом, то есть на общих основаниях – налогом на добавленную стоимость и налогом на прибыль [14; 15].
Вместе с тем, это может привести к тому, что по разным причинам, например, в силу непредвиденных обстоятельств или умышленно, капитальные вложения, на которые рассчитана инвестиционная составляющая тарифа, не осуществляются, а сами средства используются не по назначению. При этом недобросовестный получатель инвестиционной составляющей тарифа оправдывает неправомерное использование последней тем, что он, якобы, уплатил все налоги, а значит, имеет право распоряжаться этими средствами по своему усмотрению. Между тем, нет оснований рассматривать инвестиционную составляющую тарифа как сумму, облагаемую налогами в общем порядке.
Инвестиционная составляющая не может быть объектом обложения НДС, так как, согласно Налоговому кодексу (пункт 1, п.п.1 ст. 146) [1], она не является выручкой от реализации, так как реализации не существует в виду того, что планируемый объект инвестиций, являющейся целью инвестиционной составляющей тарифа еще не сдан в эксплуатацию. Объект также никому не передан в форме передачи права собственности или поставлен на баланс получателя тарифа – строительство или ремонт коммунальных сетей, который может быть рассчитан на несколько лет.
Из этого следует, что инвестиционная составляющая тарифа не может быть объектом обложения НДС в составе выручки. Очевидно, что она не может быть также объектом обложения НДС в составе авансов полученных, поскольку последнее не соответствует статусу данных сумм в силу их инвестиционного характера. Вероятно, что, не являясь выручкой от реализации, подлежащей обложению НДС инвестиционная составляющая тарифа не может быть также и выручкой от реализации согласно статьи 249 п.1 НК РФ, так как в этом случае возникает недопустимое логическое противоречие двух норм НК РФ. По одной норме согласно ст. 146 п.1 п.п. 1 – инвестиционная составляющая тарифа не является выручкой от реализации, по другой норме – ст. 249 п.1 является выручкой от реализации.
Избежать этой налоговой коллизии можно только, признав инвестиционную составляющую тарифа целевым финансированием, которую следует выделять отдельной строкой в счетах населению от организации, тарифы которой утверждаются уполномоченным органом региона, а также учитывать в бухгалтерском учете указанной организации как целевые средства, не облагаемые НДС и налогом на прибыль.
Минфин РФ допускает вычет НДС с инвестиций, полученных из бюджета при раздельном учете, при условии, если документами о предоставлении бюджетных инвестиций предусмотрено финансирование (возмещение) затрат на приобретение товаров (работ, услуг), имущественных прав без включения в состав таких затрат предъявленных сумм налога, и (или) сумм налога, уплаченных при ввозе товаров на территорию Российской Федерации. При этом, приобретение товаров (работ, услуг), имущественных прав полностью за счет бюджетных инвестиций, а также при проведении капитального строительства и (или) приобретении недвижимого имущества за счет бюджетных инвестиций, с последующим увеличением уставного фонда государственных (муниципальных) унитарных предприятий или возникновением права государственной (муниципальной) собственности на эквивалентную часть в уставном (складочном) капитале юридических лиц налоговому вычету не подлежат [18]. Таким образом, инвестиции, включаемые в затраты при установлении тарифов на коммунальные услуги, не четко сформулированы при бюджетных инвестициях и отсутствуют в нормативно-правовых документах при частном вложении в отрасль ЖКХ с регулируемыми тарифами [26; 27].
Еще одной из застаревших проблем в коммунальном хозяйстве было и остается амортизация и ремонтная составляющая в затратах тарифа, используемая для манипулирования роста стоимости. Завышение оценки стоимости основных фондов при начислении амортизации ведет к росту инвестиционной составляющей и занижению налогооблагаемой прибыли, и как следствие к увеличению финансовых резервов предприятия и возможность использование дополнительного дохода для различных целей. Средний износ основных фондов составляет 70% и более [16], который увеличивается с каждым годом, и при этом, денежные средства идут на освоение новых инвестиционных технологий [22], а средства на перекладку сетей запрашиваются из бюджета.
Рассмотрим основные финансовые результаты деятельности организаций ЖКХ (табл. 3).
Таблица 3. Основные финансовые показатели деятельности организаций ЖКХ
Показатель
|
2017
|
2018
|
2019
|
2020
|
2021
|
Финансовый результат (прибыль минус убыток), млн руб.
|
-1 787
|
-3 357
|
4 474
|
1 745
|
-1 447
|
Сумма прибыли, млн руб.
|
9 551
|
7 780
|
15 699
|
7 329
|
7 659
|
Удельный вес прибыльных организаций в общем числе
организаций, %
|
71,4
|
70,4
|
70,3
|
77,4
|
77,2
|
Сумма убытка, млн руб.
|
11 338
|
11 137
|
11 225
|
5 584
|
9 106
|
Удельный вес убыточных организаций в общем числе
организаций, %
|
28,6
|
29,6
|
29,7
|
22,6
|
22,8
|
Рентабельность (работ, услуг)3), %
|
0,5
|
-0,1
|
2,7
|
1,8
|
0,7
|
Расходы консолидированного бюджета на ЖКХ, всего, млрд руб.
|
1 209,9
|
1 324,1
|
1 574,9
|
1 590,5
|
2 172,0
|
от общего объема расходов, в %
|
3,7
|
3,9
|
4,2
|
3,7
|
4,6
|
к ВВП, в %
|
1,3
|
1,3
|
1,4
|
1,5
|
1,7
|
Источник: составлено автором по материалам [13].
В целом, чрезвычайная изношенность инженерной инфраструктуры, хроническая убыточность и высокая задолженность многих организаций отрасли – как причины инвестиционной непривлекательности сферы ЖКХ общеизвестны [21].
Из анализа таблицы 3 видно, что по показателю «финансовый результат» в сравнении 2021 года с 2017 годом произошло некоторое улучшение, сократился убыток на 340 млн руб. или на 23,5%, при этом сумма прибыли снизилась на 1892 млн руб. или на 24,7%. Удельный вес убыточных организаций в общем числе организаций за анализируемый период 2017-2022 годы существенно не изменился и составил в среднем – 26,7%. Несмотря на увеличение расходов консолидированного бюджета на ЖКХ в 2022 году в сравнении с 2017 годом в 1,8 раз, то есть на 962,1 млрд руб. по показателю «суммы убытка» сокращение произошло на 2232 млн руб. или на 24,5%.
Подобная схема создает иллюзию, что организации ЖКХ находятся с одной стороны в убыточном положении за счет сильного износа основных фондов, с другой стороны за счет освоение бюджетных средств к относительному процветанию.
Однако, имеющиеся средства постоянно направляются на ремонт и поддержание в рабочем состоянии физически и морально устаревших основных фондов. Получается движение по замкнутому кругу, при котором в одну сторону не решается задача обновления основных фондов, из-за отсутствия инвестиций, по другую сторону денежные средства, выделяемые из бюджета, расходуются, но в количестве, не позволяющем обеспечить полную замену систем коммуникаций. В результате такого движения увеличиваются не только производственные издержки, но и эксплуатационные расходы будущих периодов. Кроме того, удельный вес затрат на ремонт коммуникаций составляет около 20% всех расходов на производство воды, которые вкладываются в ремонт и прокладку труб из устаревших, не экологичных материалов с использованием устаревших технологий, что также отражается на увеличение затрат при транспортировке воды за счет роста расходов по эксплуатации. При такой схеме – структура тарифа, за счет инвестиционной составляющей увеличивается и ведет к повышению стоимости тарифа для потребителя.
В целях обеспечения прозрачности контроля целевого использования инвестиционной составляющей тарифа, так и особенности налогообложения инвестиционной составляющей тарифа предлагается:
– рассмотреть включение в обязанности уполномоченных органов регионов утверждать тарифы с выделением инвестиционной составляющей тарифа не подлежащих обложению НДС и налогом на прибыль.
– ведение раздельного учета средств, поступающих от населения, в части составляющей тарифа на текущую деятельность и в части инвестиционной составляющей тарифа;
– выделять инвестиционную составляющую тарифа отдельной строкой в счетах на оплату для населения;
– отражать поступающие от населения денежные средства по инвестиционной составляющей тарифа. Изменение налогового статуса инвестиционной составляющей тарифа как целевых средств жизненно необходимо;
– рассмотреть вопрос об установлении обязанности теплоснабжающих и (или) управляющих компаний по ведению раздельного учета тепловой энергии на нужды горячего водоснабжения, отопления и вентиляции многоквартирных домов (далее МКД).
Согласно отчета, проведенному Счетной палаты РФ, существенный разброс цен и тарифов, обусловлен в одних случаях региональными особенностями формирования энергетических и коммунальных систем, в других – жестким регулированием, в-третьих – низкой эффективностью организаций жилищно-коммунального хозяйства [11, с. 59].
Итоги реализации программных документов с 2001 г. по 2022 г. свидетельствуют о низком уровне выполнения контрольных показателей (индикаторов) эффективности деятельности и реализации запланированных мероприятий. Все программные документы федерального уровня досрочно прекратили свое действие, итоги их реализации не подводились. При этом, в ходе разработки новых программных документов не соблюдался принцип преемственности и непрерывности, предусмотренный частью 4 статьи 7 Федерального закона от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» [2; 11, с. 59].
Средства федерального бюджета, выделенные в рамках финансовой поддержки мероприятий по проведению энерго-эффективного капремонта в объеме 410,6 млн рублей, позволили провести работы на 343 МКД (или 0,02 %) из 1 611 382 МКД согласно статистическому сборнику Росстата «Жилищное хозяйство в России 2022». В среднем расчетный размер экономии расходов на оплату коммунальных ресурсов составляет порядка 20% на один МКД (суммарно после проведения работ на 343 МКД – более 220 млн рублей в год, что сопоставимо с размером ежемесячных взносов на их капитальный ремонт) [11, с. 59].
Проведенной аудиторской проверкой Счетной палаты РФ выявлены факты значительных расхождений сведений о фактических параметрах многоквартирных домов, содержащихся в различных информационных базах данных (ГИС «Энергоэффективность», ГИС «ЖКХ», АИС «Реформа ЖКХ»), а также с их фактическими параметрами (в том числе о классах энергоэффективности). Анализ полноты и достоверности информации, размещаемой в информационных базах данных, показал, что в ГИС «ЖКХ» отсутствует информация по 95 из 108 обследованных домов (88%), в АИС «Реформа ЖКХ» – по 76 домам (70%). Недостаточный объем открытой и доступной широкому кругу лиц информации о реальном потреблении энергии (в том числе о раздельном – на нужды горячего водоснабжения и отопления, вентиляции), об уровне энергоэффективности и эффектах от реализации проектов по экономии энергии в многоквартирных домах существенно снижает уровень доверия к программам энергосбережения и повышения энергоэффективности жилья со стороны заинтересованных органов власти на всех уровнях, инвесторов, населения [11, с. 60].
Рассмотрим распределение инвестиций в основной капитал по видам деятельности (табл. 4).
Таблица 4. Инвестиции в основной капитал/индексы физического объема инвестиций в коммунальном хозяйстве по видам деятельности,
в фактически действовавших ценах; млн руб.*
Инвестиции
|
2017
|
2018
|
2019
|
2020
|
2021
|
2022
|
Распределение:
- газообразного топлива по газораспределительным сетям; |
77 755,3/
117,1 |
91 710,9/
114,1 |
81 775,2/
82,5 |
80 927,7/
92,6 |
75 468,0/
88,7 |
-
|
-
пара и горячей воды (тепловой энергии);
|
8 631,3/
101,3 |
7 742,2/
86,8 |
5 697,6/
68,1 |
6 585,6/
108,2 |
9 194,3/
132,7 |
-
|
-
воды для питьевых и промышленных нужд;
|
41 333,4/
77,4 |
45 302,6/
106,1 |
47 331,3/
97,6 |
53 660,0/
107,5 |
53 792,1/
94,9 |
-
|
-
электроэнергии.
|
28 274,0/
95,7 |
23 708,1/
81,1 |
29 809,5/
116,4 |
52 970,2/
166,4 |
6 4122,7/
115,1 |
-
|
Сбор
и обработка сточных вод
|
40 120,3/
95,2 |
41 707,8/
99,1 |
53 775,3/
119,7 |
80 157,2/
139,3 |
8 8606,5/
104,4 |
-
|
В
жилые здания и сооружения, всего
|
2177 884
|
2321 913
|
2792 030
|
2963 485
|
3090 354
|
-
|
-
в % от общего объема инвестиций в основной капитал
|
13,6
|
13,1
|
14,4
|
14,6
|
13,5
|
-
|
Источник: составлено автором по материалам [13].
Из таблицы 4 видно, что инвестиции по позиции «газообразного топлива по газораспределительным сетям» в 2021 году уменьшилась на 2287,3 млн руб. или на 3,0%, а по сравнению с предыдущим 2020 годом на 5459,7 млн руб. или на 7,2%. По позиции «пара и горячей воды (тепловой энергии)» инвестиции в 2021 году увеличились по сравнению с 2017 годом на 563,0 млн руб. или на 6,1%, и по сравнению с предыдущим 2020 годом увеличение составило 2608,7 млн руб. или 71,6%. Инвестиции по позиции «воды для питьевых и промышленных нужд» в 2021 году по сравнению с 2017 годом увеличились, что составило 12458,7 млн руб. или 76,8% и по сравнению с предыдущим 2020 годом увеличение составило 132,1 млн руб. или 10,0%. Существенно изменилась ситуация с инвестициями по позиции «электроэнергия», значение которого сократилось в 2021 году по сравнению с 2017 годом в 4,4 раза, а по сравнению с предыдущим 2020 годом в 8,3 раза. Такое сокращение возможно при наличии многих факторов и в первую очередь за счет отсутствия необходимости поддержание отрасли, которая неохотно допускает конкурентов на энергетический рынок и самостоятельно справляется с текущими проблемами. Наиболее критическая ситуация сохраняется по позиции «сбор и обработка сточных вод», сравнение показателей 2021 года с 2017 годом сокращение инвестиций составило 4,5 раз, а в сравнение с предыдущим 2020 годом – в 9 раз.
Рассмотрим инвестиции в основной капитал по прогнозным значениям федерального бюджета на плановый и последующие годы (табл. 5).
Таблица 5. Инвестиции в основной капитал по прогнозным значениям федерального бюджета на плановый и последующие годы, в %
Инвестиции
|
2017*/
** |
2018*/
** |
2019*/
** |
2020
|
2021
|
2022
|
2023
|
2024
|
Прогноз
на 2018 год: базовый:
|
- 0,5/
4,1 |
0,9/
4,7 |
1,6/
5,6 |
5,7
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
базовый +/целевой;
|
4,1
|
5,7
|
6,7
|
8,6
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
целевой / консервативный
|
4,1
|
- 0,5
|
1,5
|
1,5
|
-
|
-
|
-
|
-
|
Прогноз
на 2019 год: базовый:
|
4,4
|
2,9
|
3,1
|
7,6
|
6,9
|
6,6
|
6,4
|
6,1
|
-
консервативный
|
4,4
|
2,9
|
2,5
|
6,3
|
5,3
|
5,4
|
5,2
|
4,8
|
Прогноз
на 2021 год: базовый:
|
-
|
-
|
1,7
|
6,6
|
3,9
|
5,3
|
5,1
|
-
|
-
консервативный
|
-
|
-
|
1,7
|
6,6
|
3,7
|
4,6
|
4,3
|
-
|
Прогноз
на 2022 год: базовый:
|
-
|
-
|
-
|
4,9
|
5,8
|
4,0
|
4,0
|
4,0
|
-
консервативный
|
-
|
-
|
-
|
4,9
|
6,0
|
3,6
|
4,0
|
4,0
|
Прогноз
на 2023 год: базовый:
|
-
|
-
|
-
|
-
|
7,7
|
- 2,0
|
- 1,9
|
3,9
|
-
консервативный
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
Прогноз
на 2024 год: базовый:
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
6,0
|
2,3
|
-
консервативный
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
5,2
|
1,3
|
Источник: составлено автором по материалам [5-10].
Из таблицы 5 видно, что в 2020 году прогноз и оценка инвестиций на текущий год и последующие годы не представлялась [17; 25]. Инвестиции в основной капитал по прогнозным значениям имеют отдаленное выполнение по всем прогнозируемым годам. Так, по прогнозу 2018 года на 2019 год инвестиции прогнозировались в размере – 1,6%, по оценке – 5,6%, при этом по прогнозу 2019 года на 2019 год – 3,1%, оценка – 1,7% (по прогнозу на 2021 год). По прогнозным значениям 2021 года инвестиции на 2021-2023 годы должны были составить на 2021 год – 3,7%, на 2022 год – 4,6%, на 2023 год – 4,3%. Вместе с тем, по прогнозным значениям 2022 года оценка 2021года составила – 5,8%, на 2022 год – 4,5%, на 2023 год – 4,0%, то есть, не выполнение прогнозных показателей имеет место как в положительную, так и в отрицательную сторону.
Заключение
Эффективность бизнеса во многом зависит от того, насколько учитываются экономические интересы действующих субъектов. Вместе с тем, несмотря на целый комплекс проводимых реформ в жилищно-коммунальной отрасли, совмещение интересов, с доминирующей ролью государства как владельца основных фондов – в одном лице и законодателя, и тарифного регулятора, и гаранта социальной защиты населения и одного из потребителей коммунальных услуг, нисколько не способствует экономическому развитию и модернизации отрасли [24].
Отсутствие итогов реализации программных документов 2001-2022 гг., низкий уровень выполнения контрольных показателей (индикаторов) эффективности деятельности и реализации запланированных мероприятий, а с учетом того, что все программные документы федерального уровня досрочно прекратили свое действие без подведения итогов их реализации, свидетельствуют о возможной схеме коррупционной составляющей. Выделенные бюджетные денежные средства под программы развития отрасли не должны были быть бесконтрольны.
Жилищно-коммунальное хозяйство нуждается в институциональных изменениях, которые должны способствовать удовлетворению интересов всех участников рынка, но для этого необходимо:
– уменьшить долю государственного (муниципального) участия в общественной сфере и создать условия для конкурентной среды. Например, за счет передачи объектов коммунальной сферы в частную собственность, в том числе малым и средним предпринимателям;
– увеличить формы управления объектами инженерной инфраструктуры, стимулирующие привлечение частного капитала в коммунальный комплекс через частных инвесторов, готовых принять участие в реконструкции и создании инженерной инфраструктуры;
– организовать качественную рыночную инвестиционную среду за счет улучшения доступа к финансовым ресурсам, с учетом обеспечения защиты прав собственности, повышения мотивации к повышению эффективности производства услуг;
– разработать нормативно-правовые документы в части совершенствования тарифного регулирования, с учетом социальной гарантированности при оказании коммунальных услуг.
[1] Утратил силу с момента введения Постановления Правительства РФ от 02.08.1999 N 887 (ред. от 30.07.2004) «О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения» (вместе с «Положением о предоставлении гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг»). Утратил силу с момента введения Постановления Правительства РФ от 30.08.2004 N 444. Предыдущий документ утратил силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 14.12.2005 N 761 (ред. от 02.02.2024) «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг».
Источники:
2. Федеральный закон от 28.06.2014 N 172-ФЗ (ред. от 17.02.2023) «О стратегическом планировании в Российской Федерации». Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW &n=439977&dst=100001#gHOqT8UflY9v3WB9 (дата обращения: 30.03.2024).
3. Постановление Правительства РФ от 18.06.1996 N 707 «Об упорядочении системы оплаты жилья и коммунальных услуг» (вместе с «Положением о порядке предоставления гражданам компенсаций (субсидий) на оплату жилья и коммунальных услуг»). Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10759/ (дата обращения: 20.03.2024).
4. Постановление Правительства РФ от 14.12.2005 N 761 (ред. от 02.02.2024) «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг». Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=468775#1As1y7UXxa3quOPD (дата обращения: 20.03.2024).
5. «Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» (разработан Минэкономразвития России). Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_281493/?ysclid=lux4rz6py1226952259 (дата обращения: 17.03.2024).
6. «Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» (разработан Минэкономразвития России). Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_363743/?ysclid=lux4tu12z7889028087 (дата обращения: 17.03.2024).
7. «Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» (разработан Минэкономразвития России). Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_323437/?ysclid=lux4w1w2y0263487040 (дата обращения: 17.03.2024).
8. «Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов» (разработан Минэкономразвития России). Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_427706/?ysclid=lux5gf9f2r943386868 (дата обращения: 17.03.2024).
9. «Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2024 года» (разработан Минэкономразвития России). Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_308166/?ysclid=lux5e948qq712990909 (дата обращения: 17.03.2024).
10. «Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов» (разработан Минэкономразвития России). Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_457874/?ysclid=lux5hfkugs3832600 (дата обращения: 17.03.2024).
11. Энергоэффективность жилья. Бюллетень Счетной палаты Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: file:///C:/Users/MSI/Downloads/byulleten_ schetnoy_palati_8_309_2023_g_2023-09-04_17-02-30.pdf (дата обращения: 20.03.2024).
12. Инвестиции в основной капитал. Динамические ряды. ЕЭК – Евразийская экономическая комиссия. [Электронный ресурс]. URL: https://eec.eaeunion.org/comission/department/dep_stat/union_stat/current_stat/investments/series/ (дата обращения: 30.03.2024).
13. Жилищное хозяйство в России. 2022. / Статистический сборник. - Москва: Росстат, 2022. – 83 c.
14. Лев М.Ю. Цены, налоги как финансовые показатели экономического кризиса // Вестник Академии. – 2016. – № 1. – c. 28-35.
15. Лев М.Ю. Правовая природа экономической безопасности государства и ее институциональные аспекты // Экономические отношения. – 2020. – № 2. – c. 447-466. – doi: 10.18334/eo.10.2.100903.
16. Лев М.Ю. Современные ценовые тренды экономической безопасности мобилизационной экономики. / Монография. - Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2023. – 86 c.
17. Караваева И.В., Быковская Ю.В., Казанцев С.В., Лев М.Ю., Колпакова И.А. Оценка прогнозно-экономических показателей Российской Федерации в период частичной мобилизации // Экономика, предпринимательство и право. – 2022. – № 10. – c. 2655-2676. – doi: 10.18334/epp.12.10.116423.
18. Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 8 апреля 2022 г. № 03-07-11/30430 О применении НДС при получении бюджетных инвестиций. Гарант. [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/ 404407852/ (дата обращения: 30.03.2024).
19. Промышленное производство в России. 2023. / Статистический сборник. - Москва: Росстат, 2023. – 259 c.
20. Промышленное производство в России. 2016. / Статистический сборник. - Москва: Росстат, 2016. – 347 c.
21. Рагулина Ю.В. Отраслевые особенности инвестиционного процесса // Вестник Академии. – 2012. – № 4. – c. 49-54.
22. Шаркова А.В., Шапкин И.Н., Чалдаева Л.А. и др. Развитие предпринимательства: инновации, технологии, инвестиции. / 3-е издание. - Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2022. – 352 c.
23. Инвестиции в основной капитал в Российской Федерации по видам экономической деятельности. Росстат. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Tab-inv-okved.htm (дата обращения: 30.03.2024).
24. Руденко М.Н., Долганова Я.А. Взаимосвязь социально - экономического развития и состояния экономической безопасности страны // Экономика и предпринимательство. – 2015. – № 10-2(63). – c. 149-156.
25. Караваева И.В., Казанцев С.В., Лев М.Ю., Коломиец А.Г., Быковская Ю.В., Шафранская А.М. Федеральный бюджет Российской Федерации на 2023 год и на плановый период 2024–2025 годов в условиях частично мобилизационной экономики // Экономическая безопасность. – 2023. – № 1. – c. 11-50. – doi: 10.18334/ecsec.6.1.117468.
26. Чернышев С.Л., Спиридонов А.А., Иванов А.Д. Алгоритмы оптимизации ценообразования и объемов товарных запасов как средство повышения экономической эффективности деятельности хозяйствующих субъектов регионов // Вестник РАЕН. – 2021. – № 2. – c. 73-78. – doi: 10.52531/1682-1696-2021-21-2-73-78.
27. Караваева И.В. и др. Экономическая безопасность России: теоретическое обоснование и методы регулирования. / Монография. - М.: Институт экономики РАН, 2023. – 361 c.
Страница обновлена: 15.08.2024 в 17:01:43