Интеграция образования и бизнеса в вопросах практической подготовки кадров для экономики региона
Никулина Ю.Н.1
1 Оренбургский государственный университет, Россия, Оренбург
Скачать PDF | Загрузок: 6 | Цитирований: 6
Статья в журнале
Экономика труда (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 8, Номер 7 (Июль 2021)
Цитировать:
Никулина Ю.Н. Интеграция образования и бизнеса в вопросах практической подготовки кадров для экономики региона // Экономика труда. – 2021. – Том 8. – № 7. – С. 701-714. – doi: 10.18334/et.8.7.112379.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=46353418
Цитирований: 6 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
В статье рассмотрены вопросы развития форм сотрудничества образовательных организаций и бизнес - сообщества в области подготовки конкурентоспособных специалистов. Представлены результаты исследования предприятий - работодателей относительно организации практической подготовки, форм и методов проведения практики, а также оценки уровня профессиональной подготовленности практикантов как молодых специалистов. В числе основных проблем выделены отсутствие гибкости университета в процессе организации практики, слабое сотрудничество между университетом и предприятиями, отсутствие доверия к студенческому потенциалу со стороны бизнес - сообщества, слабое взаимодействие между руководителями практики от университета и наставниками от предприятий, отсутствие механизмов вовлечения студентов в работу предприятий. Автором сделаны выводы, что для формирования конкурентоспособной личности молодого специалиста на рынке труда необходимо в рамках развития форм сотрудничества образования и бизнес - сообщества еще в процессе обучения привлекать студентов и выпускников не только к практической подготовке, но и к исследовательской, инновационной и проектной деятельности.
Ключевые слова: система образования, предприятия-работодатели, практическая подготовка, профессиональная подготовленность, молодой специалист
JEL-классификация: I26, J23, J24
Введение
Модернизация развития образовательных организаций имеет критическое значение как для целей трансформации в исследовательскую или предпринимательскую образовательную организацию, так и для целей обеспечения соответствия навыков и компетенций выпускников запросам национальной экономики и общества, прежде всего потребностям хозяйствующих субъектов, находящихся на территории региона. Партнерство образовательных организаций и бизнес-сообщества представляет собой весомый инструмент для повышения уровня эффективности профессионального образования, его развития и оказывает существенное влияние на качество подготовки конкурентоспособных молодых специалистов [1] (Balynskaya, Kuznetsova, 2018). Реализация такого взаимодействия может стать эффективной, если будут внедрены формы и инструменты сотрудничества, учитывающие взаимные интересы сторон. Анализ опыта взаимодействия предприятий и учреждений системы образования показал, что любая образовательная организация, вступая в партнерские отношения с бизнесом, ставит перед собой вопросы, связанные с реализацией традиционных и инновационных форм и методов взаимодействия с учетом приоритетов экономического развития страны в целом и региона в частности [2, 3] (Karpova, Nikulina, Matyushko, 2015; Tashkinov, Shevelev, Danilov, Stolbov, 2011).
Одним из практических инструментов решения задач формирования эффективного социального партнерства системы образования и бизнес- сообщества на региональном уровне является внедрение кадрового стандарта промышленного (экономического) роста. В 2016 году в Российской Федерации был разработан и запущен кадровый стандарт промышленного (экономического) роста, основная цель которого – трансформация системы подготовки кадров для обеспечения региональной экономики новым поколением молодых профессионалов, соответствующих требованиям и потребностям современного рынка труда.
Кадровый стандарт направлен на комплексное развитие системы кадрового обеспечения региона посредством создания сквозного процесса с участием всех заинтересованных сторон: образовательных организаций, органов власти и предприятий-работодателей региона. Особое внимание в рамках реализации данного стандарта отведено вопросам практической подготовки как инновационной формы участия представителей работодателей не только в качестве базы для прохождения практики, но и более серьезного погружения в образовательный процесс за счет проведения на территории организаций лекций, практических и лабораторных занятий [4] (Dmitrieva, Nikulina, Lisina, Zhura, Zabolotskaya, Starkova, Krotova, Shcherbakova, Miryushkina, Kononenko, Todoseychuk, Prusakova, 2012).
Проблемы кадрового обеспечения экономики региона актуальны как для образовательных организаций, так и организаций-работодателей. В диалоге преподавательского сообщества, представителей власти, общественности и работодателей все чаще обсуждаются вопросы и зоны ответственности всех трех сторон процесса организации практического обучения [5] (Niyazova, 2021). Работодатели хотят видеть студентов ответственными, проявляющими soft skills и hard skills на практике, показывающими высокий уровень интеллекта. Но при этом организации должны быть сами заинтересованы в студенте-практиканте, поручать ему под руководством эксперта-ментора проектные работы, доверять проработку и анализ кейсов, особенно связанных с кризисными ситуациями на производстве, позволить мыслить нестандартно и получать от студента желаемый результат. Университету предстоит решить проблему разрыва между теорией и практикой посредством включения в профессиональные образовательные программы прохождения практики в условиях реального производства [6, 7] (Proskurin, Karpova, Nikulina, 2012; Ermakova et al., 2017).
В связи с вышеизложенным актуальными становятся вопросы анализа процессов организации и проведения практической подготовки в рамках сотрудничества образовательной организации и ее ключевых партнеров- работодателей.
Организация практической подготовки как формы сотрудничества образования и бизнес-сообщества:
результаты исследования
Оренбургский государственный университет (ОГУ) уделяет повышенное внимание вопросам оценки кадровых предпочтений, требований предприятий- работодателей, а также удовлетворенности их качеством подготовки молодых специалистов – выпускников университета с помощью различных опросов. В 2020 году в ОГУ было проведено анкетирование ключевых партнеров университета предприятий-работодателей в области оценки организации практической подготовки студентов. Цель исследования – выявление проблем в процессе организации и проведения практики, определение уровня профессиональной подготовленности практикантов и разработка предложений по повышению эффективности практической подготовки студентов как будущих молодых специалистов. В качестве объекта исследования выступили 70 предприятий и организаций, выступающих основными партнерами ОГУ в вопросах подготовки кадров для экономики региона.
Результаты исследования показали, что наблюдается четкая взаимозависимость между размером компании и реализуемыми формами сотрудничества. В числе приоритетных для всех участников исследования выступают предоставление мест для прохождения практики и использование предприятий в качестве базы для прохождения практики. Причем крупные предприятия, как правило, используют в рамках сотрудничества с вузами практически все возможные формы, в том числе целевую подготовку и участие в разработке учебных программ, т.е. шире смотрят на диапазон взаимодействия с системой образования.
Большинство респондентов – около 90% подтвердили, что взаимодействуют с вузами-партнерами по вопросам производственной практики, 3,7% указали, что это не приоритетная задача для компании, 3,7% обратили внимание, что у них практиканты не из системы высшего образования, и 3,7% выбрали вариант «другое» и отметили, что планируют взаимодействие по вопросам прохождения практики студентов.
Рисунок 1. Взаимодействуйте ли Вы с вузами по вопросам производственной практики?
Источник: составлено автором.
Полученные результаты доказывают интерес практически всех предприятий к данному направлению сотрудничества вне зависимости от размера компании. Подавляющая часть участников опроса – 74,1% отметили, что за работу с практикантами отвечают отдельные специалисты, пятая часть опрошенных (22,2%) указали, что в организации есть отдельное подразделение, и 3,7% опрошенных предприятий отметили, что никто на предприятии не занимается такими вопросами. В зависимости от структуры компании вне зависимости от ее размера, если есть служба по управлению персоналом, то именно она и отвечает за координацию всех вопросов по практике студентов, в остальных случаях – работают в этом направлении отдельные специалисты [8] (Olkhovaya, Zinyukhina, Nikulina, 2019).
Далее респондентам был задан вопрос: «Считаете ли Вы, что специалистам, отвечающим за работу с практикантами, нужна подготовка?», ответы на который показали, что такой подготовки не требуется – 92,6% ответивших, их них 74,1% указали в качестве причины, что соответствующие специалисты компании достаточно компетентны, и 18,5% отметили, что это не приоритетная задача для них/компании. Около 8% респондентов ответили положительно. Таким образом, можно сделать вывод, что, как правило, специалисты организаций компетентны в данных вопросах, тем не менее часть предприятий указали в качестве дополнительных знаний необходимость в развитии компетенций в области управления человеческими ресурсами и консультаций по специфике работы с практикантами со стороны вуза.
Прохождение практики студентов в организациях – это определенный процесс, который, в свою очередь, требует регламентации и оформления определенных документов внутри предприятия с учетом специфики производственной деятельности. По результатам исследования выявлено, что большинство предприятий-работодателей издают собственные локальные нормативные акты: 66,7% предприятий в качестве таковых указали приказ о закреплении руководителя практики, около половины (48,1%) респондентов – распоряжение о назначении на практику – как правило, это крупные и средние компании, четвертая часть (25,9%) ответили, что существует Положение о доступе к информации (с учетом уровней доступа) – в зависимости от отрасли, в которой работает предприятие, и лишь 14,8% указали, что в компании отсутствуют локальные нормативные акты, регламентирующие прохождение практики.
Как правило, отправляясь на практику, студент со стороны университета получает методические указания для прохождения практики, программу практики и индивидуальное задание от руководителя практики вуза. Что касается предприятий, то они по-разному относятся к занятости студентов во время прохождения практики. В связи с чем респондентов попросили перечислить виды работ (функции) студентов во время практики (рис. 2).
Рисунок 2. Виды работ (функции) студентов во время практики с позиции предприятия
Источник: составлено автором.
Обобщив, можно заключить, что в большинстве случаев (более 50%) основными методами являются наблюдение, техническая и аналитическая работа с документами, а также выполнение текущих операций, и менее 30% респондентов допускают студентов к участию в проектах и творческой работе просто потому, что, возможно, не в полной мере могут доверить определенные задачи, с одной стороны, с другой – так как руководители практики со стороны профильной организации не всегда располагают временем, чтобы в полной мере поработать с практикантом и по большому счету рассматривают их как дополнительную рабочую сил [9] (Esina, Stepanenkova, Agafonova, 2015).
В качестве основной формы документов для оформления студентов на практику выступает договор (соглашение) с университетом о проведении практики – так ответили более 80% предприятий, принимавших участие в исследовании, на втором месте – договор на отдельного (конкретного студента) – 44,4%, соглашение о стратегическом партнерстве с университетами рассматривают как форму оформления студентов – 18,5% предприятий, и по 3,7% в качестве формы указали гражданско-правовой договор, устную договоренность или в категории «другое» – приказ по филиалу о прохождении практики. Следовательно, можно сделать вывод, что все предприятия достаточно серьезно подходят к вопросу оформления студентов на практику. Процесс прохождения практики у крупных предприятий обычно регламентирован изданием приказа предприятия, а со стороны вуза – это договор о стратегическом сотрудничестве. Средние и малые предприятия заключают договоры о базах практики и индивидуальные договоры на каждого студента.
Особое внимание в исследовании было уделено вопросам оценки профессиональной подготовленности практикантов как будущих молодых специалистов. Работодателям были предложены 10 показателей для оценки по шкале с определением уровня от слабого (1) до высокого (4). Результаты исследования показали, что ряд предприятий озабочены уровнем практических навыков выпускников (44,4%), способностью применять навыки в практической ситуации (44,4%), а также быстрым реагированием в нестандартной ситуации (40,7%). Тем не менее большинство предприятий и отметили самый высокий уровень в оценке практикантов – по показателю исполнительности и производственной дисциплины (55,6%) и уровню теоретических знаний и (37%), средние оценки выставлены по показателям «Способность работать в команде» (66,7%), «Способность приобретать новые знания и навыки» (59,3%) (рис. 3). Дополнительно к вопросу об оценке уровня подготовленности был задан вопрос относительно основных недостатков студентов, проходящих практику. В качестве таковых большая часть работодателей указала на недостаточный уровень практической подготовки – 73,1%, треть ответивших (34,6%) указала искаженные представления (ожидания) о структуре компании, иерархии, выполняемых функциях, 30,8% участников опроса отметили, что требуется особая мотивация, четвертая часть (26,9%) в качестве недостатков выделили отсутствие желания работать.
Рисунок 3. Оценка уровня подготовленности практикантов предприятиями Источник: составлено автором.
Анализируя методы для подготовки студентов к выполнению поставленных производственных задач во время прохождения практики, можно констатировать, что в качестве основного респонденты определили наставничество – так ответили 77,8% предприятий, на втором месте 2 позиции – по 66,7% отметили предоставление документов и консультации специалистов. Технический инструктаж как метод для подготовки студентов к выполнению задач выделили 59,3% ответивших (рис. 4).
Рисунок 4. Какие методы используются в вашей компании для подготовки студентов к выполнению поставленных задач?
Источник: составлено автором.
В целом можно сделать вывод, что, с одной стороны, практически все предприятия используют традиционные методы подготовки студентов к выполнению задач во время практики, с другой – недооцениваются такие инновационные подходы, как включение в рабочие группы и проведение специальных тренингов в рамках проведения практики.
Как показывают результаты исследования, наиболее востребованным способом оценки практикантов является характеристика в Дневнике прохождения практики (55,6%), около трети респондентов (33,3%) в качестве таковой указали характеристику в университет на отдельном бланке организации, 25,9% отметили, что дают неформальную, устную оценку, и около 10% указали, что оценка не осуществляется. Специальный метод оценки деятельности и навыков практиканта, такой как метод оценки «360 градусов», указало лишь одно предприятие. Следовательно, в большинстве случаев в качестве методов оценки используются формальные подходы в оценке деятельности и навыков практиканта, тогда как логичнее было бы его оценивать с точки зрения методов оценки как кандидата на вакантную должность [10] (Lybaneva, Blagikh, Pashkus, 2017).
Отдельным аспектом для исследования выступил вопрос, с кем конкретно в образовательном учреждении поддерживается связь со стороны предприятия по вопросам организации практической подготовки. Как выяснилось, на первом месте – университетские кафедры (77,8%), второе место занимает Центр занятости и карьеры – 51,9%, на третьем месте – отдельные преподаватели (40,7%) и далее директора институтов/подразделений, личные контакты (формальные и неформальные).
Полученные результаты достаточно объективны, в полной мере отражают действующую систему взаимодействия с предприятиями, поскольку именно выпускающие кафедры в большинстве случаев сотрудничают с профильными организациями, Центр занятости и карьеры, в свою очередь, выступает координатором и организатором мероприятий, направленных на содействие трудоустройству выпускников (рис. 5).
Рисунок 5. С кем взаимодействует ваша компания в образовательном учреждении, с которым вы сотрудничаете?
Источник: составлено автором.
Данные опроса показали, что в первую очередь студенты в организации во время и по итогам прохождения практики приносят новые идеи, – так высказались более половины респондентов (57,7%), 42,3% предприятий выделили в качестве таковых новые формы коммуникаций, пятая часть (23,1%) указали в качестве положительного новые методы и подходы к решению определенных задач, далее по списку 15,4% отметили появление конкуренции в коллективе, и 15,4% обратили внимание на экономию издержек. Почти 4% ответили, что студенты несут новые ценности в компанию. В категории «другое» оказались возможность формирования кадрового резерва, нарушение трудовой дисциплины, несоблюдение корпоративной этики (рис. 6).
Рисунок 6. Что привносят студенты в вашу организацию?
Источник: составлено автором.
На вопрос исследования «Готова ли ваша компания принимать больше студентов на практику?» большинство предприятий ответили положительно (48,1%). В числе причин отказа предприятия выбирали несколько ответов, из которых 37% отметили, что это не приоритетная задача компании, по 7,4% ответивших высказались, что нет ресурсов для обучения, требуются обученные сотрудники, и второй вариант – нет вакансий.
Формулируя направления повышения эффективности процесса организации практики 44,4% респондентов высказались в пользу совершенствования взаимодействия между компанией и вузом, 37% – за улучшение взаимодействия с куратором/наставниками, 25,9% предприятий предложили включать студентов в проектную команду, 25,9% организаций отметили необходимость в назначении ответственного лица (куратора) и наставника в компании, 15,8% респондентов – за изменение нормативной базы в компании относительно организации процесса организации практики, в том числе ее оплаты студентам. В категории ответов «другое» 14,8% указали следующие ответы: сделать день открытых дверей с презентацией будущих мест работы, подготовить учебные проекты для вхождения практикантов в производственный процесс.
Большинство опрошенных предприятий, как видно, ориентированы на повышение эффективности практики за счет более тесного взаимодействия между компанией и вузом и непосредственными кураторами, наставниками, закрепленными за студентом с двух сторон в процессе ее прохождения. Интересным, на наш взгляд, выглядит предложение включать студентов в рабочие группы – это перспективное предложение, которое, в свою очередь, позволит развить у практикантов способности применения навыков в практических ситуациях [11] (Anisimova, 2021).
Обобщая результаты проведенного исследования, в числе основных тенденций можно констатировать следующие: отсутствие мотивации у студентов, низкую заинтересованность предприятий, отсутствие гибкости университета в процессе организации практики, слабое сотрудничество между университетом и предприятиями, отсутствие доверия к студенческому потенциалу со стороны бизнес-сообщества, слабое взаимодействие между руководителями практики от университета и наставниками от предприятий, отсутствие механизмов вовлечения студентов в работу предприятий, неоплачиваемая практика и непродолжительность ее проведения.
Общие выводы и предложения
В качестве предложений по развитию и внедрению новых форм организации практической подготовки можно рекомендовать привлекать студентов к участию в проектах, творческой работе в рамках прохождения практики с целью формирования соответствующих компетенций, а также важно проводить форсайт-сессии, деловые игры, настраивающие на командный дух, формировать актуальные конкурентоспособные компетенции у студентов, вовлекать представителей бизнеса, кадровые агентства и другие заинтересованные организации [12] (Drobot, Makarov, Zhuravleva, Nersisyan, 2020). В рамках практической подготовки студентов определяющими навыками студентов должны стать следующие: технические навыки, способность учиться, организация своей работы, коммуникативные способности, ответственность, адаптивность, креативность и продуктивность, вовлеченность, мотивация, отношение к критике, пунктуальность, ориентация в рабочей среде и способность работать в команде.
Особое внимание необходимо уделить повышению эффективности взаимодействия между университетами и компаниями, а именно за счет:
- во-первых, создания сети профильных предприятий, организаций, с которыми сотрудничает университет, предоставляющих постоянные места прохождения практики и развивающих различные формы сотрудничества;
- во-вторых, привлечения специалистов компаний, в которых студенты проходят практику, для чтения лекций и проведения практических занятий, что будет способствовать в том числе запуску совместных образовательных программ, адаптированных для конкретной отрасли, проведению научных исследований, способствующих передаче знаний и инноваций;
- в-третьих, создания рабочих групп из представителей системы образования и бизнес-сообщества с целью совместной разработки программ практического обучения как по содержанию, так и в организационном аспекте;
- в-четвертых, выстраивания механизмов взаимодействия представителей университета, ответственных за организацию практики, и наставников предприятий;
- в-пятых, вовлечения студентов и, возможно, кураторов практик от вузов для участия в проектной и творческой работе в рамках практического обучения.
Студенты, прошедшие стажировку, должны активно взаимодействовать в профессиональных социальных сетях, где они будут делиться своим опытом с другими участниками, что, свою очередь, позволит, с одной стороны, новым участникам сформировать представление об организации – потенциальном месте прохождения практики и трудоустройства, с другой – обменяться опытом прохождения практики и, возможно, создать многопрофильную проектную команду для решения актуальных производственных задач компаний.
На наш взгляд, для формирования конкурентоспособной личности молодого специалиста на рынке труда необходимо в рамках развития форм сотрудничества образования и бизнес-сообщества еще в процессе обучения привлекать студентов и выпускников вузов не только к практической подготовке, но и к исследовательской, инновационной и другой деятельности. Несомненно, важным также является развитие в студенческой среде проектной деятельности, направленной на закрепление профессиональных компетенций и решение практических задач конкретных предприятий-работодателей: это участие студентов в проектах (Всероссийская олимпиада «Я – профессионал», «Профстажировки 2.0», Всероссийский конкурс «Цифровой прорыв», Международный инженерный Чемпионат «CASE-IN», Всероссийский молодежный кубок по менеджменту «Управляй!» и т.п.).
Источники:
2. Карпова Г.В., Никулина Ю.Н., Матюшко А.В. Анализ реализации региональных программ в области кадрового обеспечения экономики молодыми специалистами // Российское предпринимательство. – 2015. – № 16. – c. 2663-2680.
3. Ташкинов А. А., Шевелев Н. А., Данилов А. Н., Столбов В. Ю. Стратегическое партнерство вузов и бизнес- сообщества // Университетское управление: практика и анализ. – 2011. – № 6(76). – c. 44-52.
4. Дмитриева Л.В., Никулина Ю.Н., Лисина А.Н., Жура С.Е., Заболоцкая В.В., Старкова Н.О., Кротова В.В., Щербакова Д.С., Мирюшкина Ю.В., Кононенко А.Ф., Тодосейчук А.С., Прусакова Т.В. Инновации и предпринимательство в современной России. / под общ. ред. Н.В. Клочковой. - Иваново: Научная мысль, 2012. – 196 c.
5. Ниязова Ю. М. Общая характеристика взаимодействий в сфере высшего образования // Информационно-экономические аспекты стандартизации и технического регулирования. – 2021. – № 2(60). – c. 122-134.
6. Проскурин А.Д., Карпова Г.В., Никулина Ю.Н. Социальное партнерство университета и предприятий региона // Высшее образование в России. – 2012. – № 7. – c. 78-83.
7. Ермакова Ж. А. и др. Приоритеты развития модернизационной экономики. / монография / под ред. Ж. А. Ермаковой. - Москва: Креативная экономика, 2017. – 462 c.
8. Ольховая Т.А., Зинюхина Н.А., Никулина Ю.Н. Сотрудничество университета и бизнес - сообщества: опыт и приоритеты развития // Высшее образование в России. – 2019. – № 7. – c. 139-149.
9. Есина Ю.Л., Степаненкова Н.М., Агафонова Е.Е. Формы и механизмы интеграции науки, образования и бизнес-сообщества в условиях инновационного обновления региональной экономики // Креативная экономика. – 2015. – № 12. – c. 1491-1508. – doi: 10.18334/ce.9.12.2137.
10. Лыбанева М. В., Благих И. А., Пашкус В. Ю. Анализ ожиданий и направления сотрудничества образовательных учреждений с бизнес-сообществом в стратегическом партнерстве // Проблемы современной экономики. – 2017. – № 2(62). – c. 217-221.
11. Анисимова Н.Ю. Организация подготовки кадров в цифровой экономике // Креативная экономика. – 2021. – № 3. – c. 735-748. – doi: 10.18334/ce.15.3.111846.
12. Дробот Е.В., Макаров И.Н., Журавлева О.В., Нерсисян А.М. Особенности привлечения молодых специалистов и негативные тенденции на рынке труда России // Экономика труда. – 2020. – № 3. – c. 253-266. – doi: 10.18334/et.7.3.100709.
Страница обновлена: 15.07.2024 в 04:18:05