Антимонопольное регулирование: экосистема рынка услуг жилищно-коммунального хозяйства, элементы, практика и перспективы развития
Бармина Е.А.1, Макарова М.В.1, Савельева Н.К.1, Созинов П.А.1, Фокина О.В.1
1 Вятский государственный университет
Скачать PDF | Загрузок: 6
Статья в журнале
Жилищные стратегии (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 11, Номер 2 (Апрель-июнь 2024)
Цитировать:
Бармина Е.А., Макарова М.В., Савельева Н.К., Созинов П.А., Фокина О.В. Антимонопольное регулирование: экосистема рынка услуг жилищно-коммунального хозяйства, элементы, практика и перспективы развития // Жилищные стратегии. – 2024. – Том 11. – № 2. – С. 249-262. – doi: 10.18334/zhs.11.2.120890.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=65641113
Аннотация:
В статье рассматривается развитие системного подхода и распространение экосистем в различные экономические сферы, как один из вариантов модернизации рынка жилищно-коммунального хозяйства. Анализ экономической литературы, а также зарубежного и отечественного опыта формирования различных бизнес-моделей экосистем, показал, что к настоящему времени не сформирована единая модель экосистемы рынка услуг жилищно-коммунального хозяйства. На основании существующей структуры рынка жилищно-коммунального хозяйства, с учетом концепции формирования гибридной модели экосистемы предложена авторская интерпретация концептуального представления структуры экосистемы рынка жилищно-коммунального хозяйства. Систематизированы риски, связанные с развитием системного подхода в естественно-монопольной отрасли жилищно-коммунального хозяйства. Результаты исследования могут быть использованы с целью модернизации рынка жилищно-коммунального хозяйства лицами, принимающими соответствующие управленческие решения и реализующими инновационное развитие субъектов данной отрасли.
Ключевые слова: цифровая экономика, экосистема, рынок услуг жилищно-коммунального хозяйства; гибридная экосистема ЖКХ
JEL-классификация: L90, L97, Q57
Введение. Нарастающие проблемы на отечественном рынке услуг жилищно-коммунального хозяйства (далее ЖКХ), связанные с высокой степенью износа и низкой эффективностью основных фондов, актуализируют исследования в области разработки новых подходов к модернизации данной отрасли, направленных на обеспечение повышения качества жизни населения. Масштабная цифровизация бизнес-процессов всех сфер экономической деятельности способствует трансформации существующих и формированию новых взглядов на анализ экономических процессов. Одним из последних векторов развития экономической теории является направление экономического мейнстрима – эволюционная экономика. В рамках данного подхода экономика рассматривается как совершенствующаяся и динамично развивающаяся система, которой свойственно применение платформенных моделей и экосистем.
Свои труды развитию теории экосистем в экономике посвятили классики экономической мысли Дж. Ф. Мур [1, с. 75-86], Р. Левин, М. Янсити [2], Д. Айзенберга [3, с. 1-7], Ч. Весснер [4, с. 1-7]. Экосистемы, как современную бизнес-модель рассматривают отечественные учены Гудкова Т.В. [5, с.74-94], Дякивнич О.Н. [6, с. 450-457], Мамбетова М.М., Сейдахматова С.З. [7, с. 191-197], Трофимов О. В., Захаров В. Я., Фролов В. Г. [8, с. 43-55]. Исследования в области экосистемного подхода в сфере ЖКХ проводили Овсянникова, Т. Ю. [9, с. 119-125], Орлова С.А., Думнова Н.А., Минакова Е.И. [10, с. 171-173].
Не смотря на распространённое мнение о том, что экосистемы – наиболее перспективная модель современного бизнеса, которая к настоящему времени проникла во многие отрасли экономической деятельности, рынок услуг ЖКХ отличается замедленными темпами инновационного развития и к настоящему времени не сформирована единая модель экосистемы рынка услуг ЖКХ. На этом основании цель данной статьи состоит в концептуальном представлении структуры экосистемы рынка ЖКХ.
Научная новизна сводится к формированию авторской гибридной модели экосистемы рынка ЖКХ, а также систематизации рисков, связанных с развитием системного подхода в естественно-монопольной отрасли ЖКХ.
Авторская гипотеза состоит в том, что применение бизнес-модели экосистем в сфере ЖКХ должны дать объемную и целостную картину положительных эффектов с точки зрения повышения эффективности отрасли и уровня жизни населения, в рамках развития антимонопольного регулирования.
Методологической основой исследовании является системный подход, методы анализа и синтеза и концептуальное моделирование.
Основная часть. Внимание к терминологии смежных наук, привело к появлению новых экономически понятий, например, заимствованному из области биологии термину «экосистема». Стоит отметить, что научное обоснование термина экосистема применительно к экономической науке находится в стадии разработки, в связи с чем появляется необходимость рассмотрения его этимологии, определения места в структуре экономики и разработки соответствующего инструментария исследования.
Генезис термина «экосистема». Первое упоминание принадлежит геоботанику А. Тенсли, который рассматривал экосистему, как совокупность организмов и неорганических компонентов, в которой происходит круговорот веществ. Система, согласно А. Тенсли, имеет элементы с общей историей и способностью согласованно эволюционировать и адаптироваться к различным условиям [11].
В экономике первым термин «экосистема» применяет Дж. Ф. Мур, в контексте «бизнес-экосистемы» [1]. Ученый отходит от идеи рассматривать предприятие в качестве части отрасли, а позиционирует предприятие, как часть бизнес-экосистемы, в которой задействовано множество различных отраслей.
Дальнейшее развитие концепции предпринимательских экосистем нашло себя в теориях менеджмента. Ученые Р. Левин и М. Янсити [2] дополняют концепцию новым элементом – стейкхолдерами, то есть всеми заинтересованными сторонами бизнеса: партнерами, поставщиками, покупателями, инвесторами и тд. Р. Акофф [12] предлагает добавить к упомянутой концепции еще один элемент – будущее поколение.
Концепцию Дж. Ф. Мура расширяют идеи профессора Д. Айзенберга [3] – основателя теории предпринимательских экосистем. Автор рассматривает экономику, как совокупность элементов, характеризующихся сложными связями и наличием синергического эффект от взаимодействия, в целях обеспечения устойчивого развития.
В 2004 году появляется концепция инновационной экосистемы Ч. Весснера [4]. Такая экосистема представляет собой сложную динамичную систему элементов, которые транспортируют инновации на рынок.
Текущие процессы цифровизации, активно проникают во все сферы экономики и ожидаемо, оказывают влияние на концепции экосистем. По мнению российского научного коллектива, цифровые технологии — это драйвер развития экосистем [8]. Анализ и эволюции взглядов на термин «экосистема», от естественных наук до перехода в область экономических, можно представить в виде рисунка 1.
Рис.1. Эволюция взглядов на термин «экосистема»
Источник: составлено авторами
В настоящий момент происходит логичное развитие системного подхода и распространение экосистем (в разной степени) в сферы экономической деятельности: финансовый и банковский сектор, торговлю, информационные технологии, государственное управление и многие другие.
Формирование экосистемы за счет объединения нескольких платформ и онлайн сервисов дает бизнесу определенное конкурентное преимущество и новый уровень качества клиентского обслуживания. Отмечается эффект коммодитизации – производитель занимается исключительно основным видом деятельности (производством товара или услуги), а маркетинг, логистика, продвижение и взаимодействие с клиентом выполняет платформа.
В зависимости от степени входа в экосистему и публичности критериев выделяют открытые и закрытые платформы [13]. Но, анализ бизнес-моделей иностранных и отечественных экосистем показывает, что на сегодня актуальным является сочетать открытый и закрытые сектора, формируя гибридную модель экосистемы (рисунок 2). Гибридная модель экосистемы представляет собой сочетание открытого и закрытого сектора (платформы) реализуя как собственные, так и партнерские сервисы
Рис. 2. Гибридная бизнес - модель экосистемы
Примечание: составлено авторами
Отечественные и зарубежные эксперты едины во мнении, что платформенные и экосистемные решения представляют собой наиболее перспективную и прогрессивную форму бизнес-модели. Не смотря на имеющийся положительный опыт формирования экосистем, даже крупнейшие представители российских экосистем находятся в стадии формирования или зарождения и не реализовали свой потенциал роста. Формирование бизнес-модели экосистем, как элемента развития отечественной цифровой экономики – важнейшее направление, совпадающее с приоритетными целями Национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» [14], что обосновывает актуальность развития внутреннего рынка за счет внедрения платформенных цифровых сервисов для повышения качества жизни населения. Такой сферой, где формирование экосистемы позволит изменить сложившееся отношение к организациям за счет удовлетворения потребностей населения новым уровнем сервиса является рынок услуг жилищно-коммунального хозяйства (далее ЖКХ). Уровень цифровизации рынка услуг ЖКХ в настоящий момент остается довольно низким по ряду причин:
- естественно-монопольная сфера деятельности отрасли с системой тарифного регулирования, где существует риск дальнейшего роста тарифов на услуги по мере увеличения капитальных вложений в создание бизнес-модели экосистемы;
- сложная многоуровневая структура органов, контролирующих деятельность на рынке услуг ЖКХ;
- низкий уровень цифровой грамотности населения, как следствие – кадровый дефицит;
- существенный износ инфраструктуры и необходимость модернизации комплекса ЖКХ [15];
- пробелы в нормативно-правовой базе, регулирующей взаимоотношения потребителей и поставщиков услуг;
- низкая инвестиционная привлекательность ЖКХ препятствует вложениям капитала частного бизнеса в данную сферу, что сдерживает темпы развития и цифровизации отрасли ЖКХ.
ЖКХ в России представлено совокупностью отраслей экономики, обеспечивающих работу жилищной инфраструктуры и население коммунальными услугами. В общем виде структура рынка услуг ЖКХ представлена на рисунке 3.
Рис. 3 Структура жилищно-коммунального хозяйства в РФ
Источник: составлено авторами
Таким образом, формирование экосистемы ЖКХ возможно в случае внедрения цифровых технологий и автоматизации процессов всех отраслей - участников ЖКХ при поддержке государства. Уже сделаны первые шаги в данном направлении, это создание платформы «Умное ЖКХ» и внесение ряда поправок в нормативно-правовые акты. Данный сервис упрощает порядок взаимодействия населения с управляющими компаниями за счет обработки обращений, учета потребленных ресурсов и расчета за предоставленные услуги. В данной статье предлагается рассматривать потенциальный сценарий формирования экосистемы ЖКУ с точки зрения государственного участия и внедрения платформы «Умное ЖКУ» (таблица 1).
Таблица 1 – Сценарий формирования экосистемы ЖКХ
Этапы формирования экосистемы
|
Государство
|
Сервис «Умное ЖКУ»
|
Автоматизация
взаимодействия управляющих компаний с населением
|
Постановление
Правительства РФ от 27 марта 2018 г. N 331 закрепило требование ввести
электронную форму в работу по обработке заявок с использованием
государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства
|
-
прием заявок и обращений онлайн
-учет потребляемых пользователем коммунальных ресурсов -начисление платежей за услуги |
Индивидуализация
взаимодействия управляющих компаний с населением
|
Индивидуализированный
личный кабинет с информированием пользователя по вопросам функционирования
всех систем ЖКХ
| |
Автоматизация
бизнес-процессов управляющих компаний
|
Минстроем
России разработан проект постановления Правительства Российской
Федерации «Об утверждении правил деятельности по управлению многоквартирными
домами и содержанию общего имущества собственников помещений в
многоквартирных домах».
|
-
система электронного документооборота
-оснащение многоквартирного дома автоматизированной информационно-измерительной системой учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг |
Управление
инженерными сетями
|
-
Проект Цифровизации городского хозяйства «Умный город»
- Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. № 522-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с развитием систем учета электрической энергии (мощности) в Российской Федерации” обязывает по мере выхода из строя старых счетчиков на электроэнергию должны появляться новые, «умные» приборы учета |
Платформа
интегрирована с наиболее близкими жителям системами — телефонией,
телеметрией, видеонаблюдением, видеодомофонией и системами контроля доступа.
Планируется внедрение энергоэффективных материалов, систем диспетчеризации зданий, умных счетчиков для получения всей информации в одном сервисе. |
Взаимодействие
с государством
|
Создание
прозрачной платформы ГИС ЖКХ и введены обязательные требования по раскрытию
информации о деятельности управляющих компаний
|
Интеграция
платформы с ГИС ЖКХ с целью создания единого информационного поля и упрощения
процесса взаимодействия и предоставления отчетности на всех уровнях
управления.
|
На основании существующей структуры рынка ЖКХ, с учетом рассмотренной в данной статье концепции формирования гибридной модели экосистемы, состоящей из четырех секторов: финансы, электронная коммерция, информация и сервисы для жизни, предложена авторская интерпретация концептуального представления структуры экосистемы рынка ЖКХ (рисунок 4).
Рис. 4. Концепция гибридной модели экосистемы ЖКХ
Источник: составлено авторами
При создании экосистемы на рынке ЖКУ можно спрогнозировать некоторые положительные эффекты, которые сводятся к следующим:
- усиление конкурентных преимуществ за счет концентрации большой клиентской базы с вероятностью занять доминирующую позицию на рынке;
- совокупность сервисов, способных удовлетворить большую часть основных потребностей населения;
- эффект масштаба и склонность клиентов оставаться внутри экосистемы, реализую потенциал внутренних сервисов;
- рост инвестиционной привлекательности отрасли, за счет наличия открытых секторов в гибридной модели.
Переход субъектов взаимодействия: от производителей до потребителей, а также органов государственной власти к «умным технологиям» и экосистемам даст огромный толчок к развитию отечественной экономики [16].
Платформенные решения так же несут и риски, которые мы предлагаем классифицировать в соответствии с четырьмя секторами предложенной авторской гибридной модели экосистемы ЖКХ (таблица 2).
Таблица 2 – Систематизация рисков от формирования гибридной модели экосистемы ЖКУ
Сектор экосистемы
|
Риски
|
Электронная
коммерция
|
Снижение
выбора, обусловленное ассортиментной политикой внутри экосистемы
|
Индивидуальное
ценообразование, основанное на алгоритмах искусственного интеллекта может
формироваться не в пользу потребителя
| |
Формирование
модели «бесконечного потребления»
| |
Информация
|
Риск
утечки коммерческой и личной информации клиента
|
Формирование
новой методологии кибер-преступлений
| |
Риск
обеспечения непрерывной работы платформы и информационной безопасности
| |
Финансы
|
Сбой
в работе интеллектуальных приборов учета может привести к некорректным
расчетам за услуги населению
|
Риск
утечки информации, составляющей банковскую тайну
| |
Сервисы
для жизни
|
Сложность
в разработке алгоритмов искусственного интеллекта для чат-бота, способных
удовлетворить широкий спектр запросов потребителей
|
Замедленное
развитие отечественного рынка цифровых продуктов [17]
| |
Уровень
качества отечественного программного обеспечения при работе мобильного
приложения
| |
Неопределенность
в способе достижения консенсуса по повестке собрания собственников и
документационное закрепление принятых решений в онлайн
|
Необходимо отметить значительную роль государства, сводящуюся к законодательному закреплению и регулированию деятельности экосистем в российской экономике и поддержке новых бизнес-моделей в целях развития инноваций и создания самобытной прозрачной инфраструктуры услуг ЖКХ при сдерживании роста тарифов на услуги населению. Возрастает необходимость антимонопольного регулирования с целью защиты прав и интересов всех участников как внутри экосистемы ЖКХ, так и за ее пределами. При этом инструментарий антимонопольного регулирования должен быть скорректирован и актуализирован с учетом специфики экономики экосистем.
Выводы. В статье выявлена проблема неэффективности функционирования и низкого уровня цифровизации рынка услуг ЖКХ. С целью решения данной проблема авторами предложена концепция формирования гибридной модели экосистемы, состоящей из четырех секторов: финансы, электронная коммерция, информация и сервисы для жизни.
Определены объективные риски от внедрения платформенных бизнес-моделей, которые систематизированы в соответствии с секторами предложенной авторами концепции структуры экосистемы рынка ЖКХ.
Отмечена значительная роль государства в развитии экономики экосистем, сводящаяся к поддержанию бизнес-моделей экосистем, законодательному определению специфики их деятельности и адаптации антимонопольного регулирования.
Дальнейшие направления исследования могут быть связаны с необходимостью развития методического инструментария для оценки эффективности функционирования и уровня цифрового развития бизнес-модели экосистемы ЖКУ, а также оценки социального эффекта от ее формирования.
Источники:
2. Янсити М., Левиен Р. Ключевое преимущество: что означает новая динамика бизнес-экосистем для стратегии, инноваций и устойчивого развития. - Бостон: Издательство Гарвардской школы бизнеса, 2004.
3. Айзенберг Д. Что такое предпринимательская экосистема на самом деле // Harvard Business Review. – 2014. – c. 1-7.
4. Весснер Ч.В. Предпринимательство и инновационная экосистема. Политические уроки Соединенных Штатов / / Документы по предпринимательству, экономическому росту и государственной политике. - Германия. - 2004
5. Дякивнич О.Н. Формирование цифровых бизнес-экосистем как тренд в трансформации бизнес-моделей // Управление инновационными и инвестиционными процессами и изменениями в условиях цифровой экономики: Сборник научных трудов по итогам IV международной научно-практической конференци. Санкт-Петербург, 2021. – c. 450-457.
6. Гудкова Т.В. Фирма в цифровой экономике // Философия хозяйства. – 2022. – № 1(139). – c. 74-94.
7. Мамбетова М.М., Сейдахматова С.З. Цифровая трансформация как фактор устойчивого развития бизнес экосистемы // Вестник Академии государственного управления при Президенте Кыргызской Республики. – 2023. – № 31. – c. 191-197.
8. Трофимов О.В., Захаров В.Я., Фролов В.Г. Экосистемы как способ организации взаимодействия предприятий производственной сферы и сферы услуг в условиях цифровизации // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. – 2019. – № 4(56). – c. 43-55.
9. Овсянникова Т.Ю., Субханкулов Р.Г. Цифровая экосистема жилищно-коммунального хозяйства как информационная основа управления жилищным фондом // Инвестиции, градостроительство, недвижимость как драйверы социально-экономического развития территории и повышения качества жизни населения: Материалы XIII Международной научно-практической конференции. Томск, 2023. – c. 119-125.
10. Орлова С.А., Думнова Н.А., Минакова Е.И. Цифровая жилищно-финансовая экосистема банковского сектора и сферы жилищно-коммунального хозяйства // Вестник ОрелГИЭТ. – 2022. – № 1(59). – c. 141-173. – doi: 10.36683/2076-5347-2022-1-59-171-173.
11. Тэнсли А.Г. Употребление и злоупотребление терминами и понятиями о растениях // Экология. – 1935. – № 3. – c. 284-307.
12. Акофф Р. Л. Демократическая корпорация: радикальный рецепт воссоздания корпоративной Америки и обретения успеха. - Нью-Йорк: Оксфордский университет, 1994.
13. Экосистемы: подход к регулированию. Банк России. [Электронный ресурс]. URL: https://cbr.ru/Content/Document/File/119960/Consultation_Paper_02042021.pdf (дата обращения: 29.03.2024).
14. Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. № 1632-р. Static.government.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://static.government.ru/media/files/9gFM4FHj4PsB79I5v7yLVuPgu4bvR7M0.pdf (дата обращения: 29.03.2024).
15. Опарина Л.А., Сёмушкина С.С. Разработка научно-обоснованных подходов к формированию цифровой экосистемы жилищно-коммунального комплекса // Современные проблемы гражданской защиты. – 2021. – № 4(41). – c. 155-161.
16. Созинова А.А., Метелева О.А. Цифровизация процедур оценки конкуренции // Креативная экономика. – 2022. – № 8. – c. 3039-3048. – doi: 10.18334/ce.16.8.116145.
17. Савельева Н.К., Макарова М.В. Цифровизация современных компаний: возможности реализации и риски // Креативная экономика. – 2021. – № 10. – c. 3755-3768. – doi: 10.18334/ce.15.10.113632.
Страница обновлена: 10.07.2024 в 18:36:54