Антимонопольное регулирование: экосистема рынка услуг жилищно-коммунального хозяйства, элементы, практика и перспективы развития
Бармина Е.А.1, Макарова М.В.1
, Савельева Н.К.1
, Созинов П.А.1
, Фокина О.В.1
1 Вятский государственный университет
Скачать PDF | Загрузок: 22
Статья в журнале
Жилищные стратегии (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 11, Номер 2 (Апрель-июнь 2024)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=65641113
Аннотация:
В статье рассматривается развитие системного подхода и распространение экосистем в различные экономические сферы, как один из вариантов модернизации рынка жилищно-коммунального хозяйства. Анализ экономической литературы, а также зарубежного и отечественного опыта формирования различных бизнес-моделей экосистем, показал, что к настоящему времени не сформирована единая модель экосистемы рынка услуг жилищно-коммунального хозяйства. На основании существующей структуры рынка жилищно-коммунального хозяйства, с учетом концепции формирования гибридной модели экосистемы предложена авторская интерпретация концептуального представления структуры экосистемы рынка жилищно-коммунального хозяйства. Систематизированы риски, связанные с развитием системного подхода в естественно-монопольной отрасли жилищно-коммунального хозяйства. Результаты исследования могут быть использованы с целью модернизации рынка жилищно-коммунального хозяйства лицами, принимающими соответствующие управленческие решения и реализующими инновационное развитие субъектов данной отрасли.
Ключевые слова: цифровая экономика, экосистема, рынок услуг жилищно-коммунального хозяйства; гибридная экосистема ЖКХ
JEL-классификация: L90, L97, Q57
Введение. Нарастающие проблемы на отечественном рынке услуг жилищно-коммунального хозяйства (далее ЖКХ), связанные с высокой степенью износа и низкой эффективностью основных фондов, актуализируют исследования в области разработки новых подходов к модернизации данной отрасли, направленных на обеспечение повышения качества жизни населения. Масштабная цифровизация бизнес-процессов всех сфер экономической деятельности способствует трансформации существующих и формированию новых взглядов на анализ экономических процессов. Одним из последних векторов развития экономической теории является направление экономического мейнстрима – эволюционная экономика. В рамках данного подхода экономика рассматривается как совершенствующаяся и динамично развивающаяся система, которой свойственно применение платформенных моделей и экосистем.
Свои труды развитию теории экосистем в экономике посвятили классики экономической мысли Дж. Ф. Мур [1, с. 75-86], Р. Левин, М. Янсити [2], Д. Айзенберга [3, с. 1-7], Ч. Весснер [4, с. 1-7]. Экосистемы, как современную бизнес-модель рассматривают отечественные учены Гудкова Т.В. [5, с.74-94], Дякивнич О.Н. [6, с. 450-457], Мамбетова М.М., Сейдахматова С.З. [7, с. 191-197], Трофимов О. В., Захаров В. Я., Фролов В. Г. [8, с. 43-55]. Исследования в области экосистемного подхода в сфере ЖКХ проводили Овсянникова, Т. Ю. [9, с. 119-125], Орлова С.А., Думнова Н.А., Минакова Е.И. [10, с. 171-173].
Не смотря на распространённое мнение о том, что экосистемы – наиболее перспективная модель современного бизнеса, которая к настоящему времени проникла во многие отрасли экономической деятельности, рынок услуг ЖКХ отличается замедленными темпами инновационного развития и к настоящему времени не сформирована единая модель экосистемы рынка услуг ЖКХ. На этом основании цель данной статьи состоит в концептуальном представлении структуры экосистемы рынка ЖКХ.
Научная новизна сводится к формированию авторской гибридной модели экосистемы рынка ЖКХ, а также систематизации рисков, связанных с развитием системного подхода в естественно-монопольной отрасли ЖКХ.
Авторская гипотеза состоит в том, что применение бизнес-модели экосистем в сфере ЖКХ должны дать объемную и целостную картину положительных эффектов с точки зрения повышения эффективности отрасли и уровня жизни населения, в рамках развития антимонопольного регулирования.
Методологической основой исследовании является системный подход, методы анализа и синтеза и концептуальное моделирование.
Основная часть. Внимание к терминологии смежных наук, привело к появлению новых экономически понятий, например, заимствованному из области биологии термину «экосистема». Стоит отметить, что научное обоснование термина экосистема применительно к экономической науке находится в стадии разработки, в связи с чем появляется необходимость рассмотрения его этимологии, определения места в структуре экономики и разработки соответствующего инструментария исследования.
Генезис термина «экосистема». Первое упоминание принадлежит геоботанику А. Тенсли, который рассматривал экосистему, как совокупность организмов и неорганических компонентов, в которой происходит круговорот веществ. Система, согласно А. Тенсли, имеет элементы с общей историей и способностью согласованно эволюционировать и адаптироваться к различным условиям [11].
В экономике первым термин «экосистема» применяет Дж. Ф. Мур, в контексте «бизнес-экосистемы» [1]. Ученый отходит от идеи рассматривать предприятие в качестве части отрасли, а позиционирует предприятие, как часть бизнес-экосистемы, в которой задействовано множество различных отраслей.
Дальнейшее развитие концепции предпринимательских экосистем нашло себя в теориях менеджмента. Ученые Р. Левин и М. Янсити [2] дополняют концепцию новым элементом – стейкхолдерами, то есть всеми заинтересованными сторонами бизнеса: партнерами, поставщиками, покупателями, инвесторами и тд. Р. Акофф [12] предлагает добавить к упомянутой концепции еще один элемент – будущее поколение.
Концепцию Дж. Ф. Мура расширяют идеи профессора Д. Айзенберга [3] – основателя теории предпринимательских экосистем. Автор рассматривает экономику, как совокупность элементов, характеризующихся сложными связями и наличием синергического эффект от взаимодействия, в целях обеспечения устойчивого развития.
В 2004 году появляется концепция инновационной экосистемы Ч. Весснера [4]. Такая экосистема представляет собой сложную динамичную систему элементов, которые транспортируют инновации на рынок.
Текущие процессы цифровизации, активно проникают во все сферы экономики и ожидаемо, оказывают влияние на концепции экосистем. По мнению российского научного коллектива, цифровые технологии — это драйвер развития экосистем [8]. Анализ и эволюции взглядов на термин «экосистема», от естественных наук до перехода в область экономических, можно представить в виде рисунка 1.
Рис.1.
Эволюция взглядов на термин «экосистема»
Источник: составлено авторами
В настоящий момент происходит логичное развитие системного подхода и распространение экосистем (в разной степени) в сферы экономической деятельности: финансовый и банковский сектор, торговлю, информационные технологии, государственное управление и многие другие.
Формирование экосистемы за счет объединения нескольких платформ и онлайн сервисов дает бизнесу определенное конкурентное преимущество и новый уровень качества клиентского обслуживания. Отмечается эффект коммодитизации – производитель занимается исключительно основным видом деятельности (производством товара или услуги), а маркетинг, логистика, продвижение и взаимодействие с клиентом выполняет платформа.
В зависимости от степени входа в экосистему и публичности критериев выделяют открытые и закрытые платформы [13]. Но, анализ бизнес-моделей иностранных и отечественных экосистем показывает, что на сегодня актуальным является сочетать открытый и закрытые сектора, формируя гибридную модель экосистемы (рисунок 2). Гибридная модель экосистемы представляет собой сочетание открытого и закрытого сектора (платформы) реализуя как собственные, так и партнерские сервисы
Рис.
2. Гибридная бизнес - модель экосистемы
Примечание: составлено авторами
Отечественные и зарубежные эксперты едины во мнении, что платформенные и экосистемные решения представляют собой наиболее перспективную и прогрессивную форму бизнес-модели. Не смотря на имеющийся положительный опыт формирования экосистем, даже крупнейшие представители российских экосистем находятся в стадии формирования или зарождения и не реализовали свой потенциал роста. Формирование бизнес-модели экосистем, как элемента развития отечественной цифровой экономики – важнейшее направление, совпадающее с приоритетными целями Национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» [14], что обосновывает актуальность развития внутреннего рынка за счет внедрения платформенных цифровых сервисов для повышения качества жизни населения. Такой сферой, где формирование экосистемы позволит изменить сложившееся отношение к организациям за счет удовлетворения потребностей населения новым уровнем сервиса является рынок услуг жилищно-коммунального хозяйства (далее ЖКХ). Уровень цифровизации рынка услуг ЖКХ в настоящий момент остается довольно низким по ряду причин:
- естественно-монопольная сфера деятельности отрасли с системой тарифного регулирования, где существует риск дальнейшего роста тарифов на услуги по мере увеличения капитальных вложений в создание бизнес-модели экосистемы;
- сложная многоуровневая структура органов, контролирующих деятельность на рынке услуг ЖКХ;
- низкий уровень цифровой грамотности населения, как следствие – кадровый дефицит;
- существенный износ инфраструктуры и необходимость модернизации комплекса ЖКХ [15];
- пробелы в нормативно-правовой базе, регулирующей взаимоотношения потребителей и поставщиков услуг;
- низкая инвестиционная привлекательность ЖКХ препятствует вложениям капитала частного бизнеса в данную сферу, что сдерживает темпы развития и цифровизации отрасли ЖКХ.
ЖКХ в России представлено совокупностью отраслей экономики, обеспечивающих работу жилищной инфраструктуры и население коммунальными услугами. В общем виде структура рынка услуг ЖКХ представлена на рисунке 3.
Рис. 3 Структура жилищно-коммунального хозяйства в РФ
Источник: составлено авторами
Таким образом, формирование экосистемы ЖКХ возможно в случае внедрения цифровых технологий и автоматизации процессов всех отраслей - участников ЖКХ при поддержке государства. Уже сделаны первые шаги в данном направлении, это создание платформы «Умное ЖКХ» и внесение ряда поправок в нормативно-правовые акты. Данный сервис упрощает порядок взаимодействия населения с управляющими компаниями за счет обработки обращений, учета потребленных ресурсов и расчета за предоставленные услуги. В данной статье предлагается рассматривать потенциальный сценарий формирования экосистемы ЖКУ с точки зрения государственного участия и внедрения платформы «Умное ЖКУ» (таблица 1).
Таблица 1 – Сценарий формирования экосистемы ЖКХ
Этапы формирования экосистемы
|
Государство
|
Сервис «Умное ЖКУ»
|
Автоматизация
взаимодействия управляющих компаний с населением
|
Постановление
Правительства РФ от 27 марта 2018 г. N 331 закрепило требование ввести
электронную форму в работу по обработке заявок с использованием
государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства
|
-
прием заявок и обращений онлайн
-учет потребляемых пользователем коммунальных ресурсов -начисление платежей за услуги |
Индивидуализация
взаимодействия управляющих компаний с населением
|
Индивидуализированный
личный кабинет с информированием пользователя по вопросам функционирования
всех систем ЖКХ
| |
Автоматизация
бизнес-процессов управляющих компаний
|
Минстроем
России разработан проект постановления Правительства Российской
Федерации «Об утверждении правил деятельности по управлению многоквартирными
домами и содержанию общего имущества собственников помещений в
многоквартирных домах».
|
-
система электронного документооборота
-оснащение многоквартирного дома автоматизированной информационно-измерительной системой учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг |
Управление
инженерными сетями
|
-
Проект Цифровизации городского хозяйства «Умный город»
- Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. № 522-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с развитием систем учета электрической энергии (мощности) в Российской Федерации” обязывает по мере выхода из строя старых счетчиков на электроэнергию должны появляться новые, «умные» приборы учета |
Платформа
интегрирована с наиболее близкими жителям системами — телефонией,
телеметрией, видеонаблюдением, видеодомофонией и системами контроля доступа.
Планируется внедрение энергоэффективных материалов, систем диспетчеризации зданий, умных счетчиков для получения всей информации в одном сервисе. |
Взаимодействие
с государством
|
Создание
прозрачной платформы ГИС ЖКХ и введены обязательные требования по раскрытию
информации о деятельности управляющих компаний
|
Интеграция
платформы с ГИС ЖКХ с целью создания единого информационного поля и упрощения
процесса взаимодействия и предоставления отчетности на всех уровнях
управления.
|
На основании существующей структуры рынка ЖКХ, с учетом рассмотренной в данной статье концепции формирования гибридной модели экосистемы, состоящей из четырех секторов: финансы, электронная коммерция, информация и сервисы для жизни, предложена авторская интерпретация концептуального представления структуры экосистемы рынка ЖКХ (рисунок 4).
Рис.
4. Концепция гибридной модели экосистемы ЖКХ
Источник: составлено авторами
При создании экосистемы на рынке ЖКУ можно спрогнозировать некоторые положительные эффекты, которые сводятся к следующим:
- усиление конкурентных преимуществ за счет концентрации большой клиентской базы с вероятностью занять доминирующую позицию на рынке;
- совокупность сервисов, способных удовлетворить большую часть основных потребностей населения;
- эффект масштаба и склонность клиентов оставаться внутри экосистемы, реализую потенциал внутренних сервисов;
- рост инвестиционной привлекательности отрасли, за счет наличия открытых секторов в гибридной модели.
Переход субъектов взаимодействия: от производителей до потребителей, а также органов государственной власти к «умным технологиям» и экосистемам даст огромный толчок к развитию отечественной экономики [16].
Платформенные решения так же несут и риски, которые мы предлагаем классифицировать в соответствии с четырьмя секторами предложенной авторской гибридной модели экосистемы ЖКХ (таблица 2).
Таблица 2 – Систематизация рисков от формирования гибридной модели экосистемы ЖКУ
Сектор экосистемы
|
Риски
|
Электронная
коммерция
|
Снижение
выбора, обусловленное ассортиментной политикой внутри экосистемы
|
Индивидуальное
ценообразование, основанное на алгоритмах искусственного интеллекта может
формироваться не в пользу потребителя
| |
Формирование
модели «бесконечного потребления»
| |
Информация
|
Риск
утечки коммерческой и личной информации клиента
|
Формирование
новой методологии кибер-преступлений
| |
Риск
обеспечения непрерывной работы платформы и информационной безопасности
| |
Финансы
|
Сбой
в работе интеллектуальных приборов учета может привести к некорректным
расчетам за услуги населению
|
Риск
утечки информации, составляющей банковскую тайну
| |
Сервисы
для жизни
|
Сложность
в разработке алгоритмов искусственного интеллекта для чат-бота, способных
удовлетворить широкий спектр запросов потребителей
|
Замедленное
развитие отечественного рынка цифровых продуктов [17]
| |
Уровень
качества отечественного программного обеспечения при работе мобильного
приложения
| |
Неопределенность
в способе достижения консенсуса по повестке собрания собственников и
документационное закрепление принятых решений в онлайн
|
Необходимо отметить значительную роль государства, сводящуюся к законодательному закреплению и регулированию деятельности экосистем в российской экономике и поддержке новых бизнес-моделей в целях развития инноваций и создания самобытной прозрачной инфраструктуры услуг ЖКХ при сдерживании роста тарифов на услуги населению. Возрастает необходимость антимонопольного регулирования с целью защиты прав и интересов всех участников как внутри экосистемы ЖКХ, так и за ее пределами. При этом инструментарий антимонопольного регулирования должен быть скорректирован и актуализирован с учетом специфики экономики экосистем.
Выводы. В статье выявлена проблема неэффективности функционирования и низкого уровня цифровизации рынка услуг ЖКХ. С целью решения данной проблема авторами предложена концепция формирования гибридной модели экосистемы, состоящей из четырех секторов: финансы, электронная коммерция, информация и сервисы для жизни.
Определены объективные риски от внедрения платформенных бизнес-моделей, которые систематизированы в соответствии с секторами предложенной авторами концепции структуры экосистемы рынка ЖКХ.
Отмечена значительная роль государства в развитии экономики экосистем, сводящаяся к поддержанию бизнес-моделей экосистем, законодательному определению специфики их деятельности и адаптации антимонопольного регулирования.
Дальнейшие направления исследования могут быть связаны с необходимостью развития методического инструментария для оценки эффективности функционирования и уровня цифрового развития бизнес-модели экосистемы ЖКУ, а также оценки социального эффекта от ее формирования.
Источники:
2. Янсити М., Левиен Р. Ключевое преимущество: что означает новая динамика бизнес-экосистем для стратегии, инноваций и устойчивого развития. - Бостон: Издательство Гарвардской школы бизнеса, 2004.
3. Айзенберг Д. Что такое предпринимательская экосистема на самом деле // Harvard Business Review. – 2014. – c. 1-7.
4. Весснер Ч.В. Предпринимательство и инновационная экосистема. Политические уроки Соединенных Штатов / / Документы по предпринимательству, экономическому росту и государственной политике. - Германия. - 2004
5. Дякивнич О.Н. Формирование цифровых бизнес-экосистем как тренд в трансформации бизнес-моделей // Управление инновационными и инвестиционными процессами и изменениями в условиях цифровой экономики: Сборник научных трудов по итогам IV международной научно-практической конференци. Санкт-Петербург, 2021. – c. 450-457.
6. Гудкова Т.В. Фирма в цифровой экономике // Философия хозяйства. – 2022. – № 1(139). – c. 74-94.
7. Мамбетова М.М., Сейдахматова С.З. Цифровая трансформация как фактор устойчивого развития бизнес экосистемы // Вестник Академии государственного управления при Президенте Кыргызской Республики. – 2023. – № 31. – c. 191-197.
8. Трофимов О.В., Захаров В.Я., Фролов В.Г. Экосистемы как способ организации взаимодействия предприятий производственной сферы и сферы услуг в условиях цифровизации // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. – 2019. – № 4(56). – c. 43-55.
9. Овсянникова Т.Ю., Субханкулов Р.Г. Цифровая экосистема жилищно-коммунального хозяйства как информационная основа управления жилищным фондом // Инвестиции, градостроительство, недвижимость как драйверы социально-экономического развития территории и повышения качества жизни населения: Материалы XIII Международной научно-практической конференции. Томск, 2023. – c. 119-125.
10. Орлова С.А., Думнова Н.А., Минакова Е.И. Цифровая жилищно-финансовая экосистема банковского сектора и сферы жилищно-коммунального хозяйства // Вестник ОрелГИЭТ. – 2022. – № 1(59). – c. 141-173. – doi: 10.36683/2076-5347-2022-1-59-171-173.
11. Тэнсли А.Г. Употребление и злоупотребление терминами и понятиями о растениях // Экология. – 1935. – № 3. – c. 284-307.
12. Акофф Р. Л. Демократическая корпорация: радикальный рецепт воссоздания корпоративной Америки и обретения успеха. - Нью-Йорк: Оксфордский университет, 1994.
13. Экосистемы: подход к регулированию. Банк России. [Электронный ресурс]. URL: https://cbr.ru/Content/Document/File/119960/Consultation_Paper_02042021.pdf (дата обращения: 29.03.2024).
14. Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. № 1632-р. Static.government.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://static.government.ru/media/files/9gFM4FHj4PsB79I5v7yLVuPgu4bvR7M0.pdf (дата обращения: 29.03.2024).
15. Опарина Л.А., Сёмушкина С.С. Разработка научно-обоснованных подходов к формированию цифровой экосистемы жилищно-коммунального комплекса // Современные проблемы гражданской защиты. – 2021. – № 4(41). – c. 155-161.
16. Созинова А.А., Метелева О.А. Цифровизация процедур оценки конкуренции // Креативная экономика. – 2022. – № 8. – c. 3039-3048. – doi: 10.18334/ce.16.8.116145.
17. Савельева Н.К., Макарова М.В. Цифровизация современных компаний: возможности реализации и риски // Креативная экономика. – 2021. – № 10. – c. 3755-3768. – doi: 10.18334/ce.15.10.113632.
Страница обновлена: 21.09.2025 в 16:06:04
Download PDF | Downloads: 22
Antimonopoly regulation: ecosystem of the housing and communal services market, elements, practice and development prospects
Barmina E.A., Makarova M.V., Saveleva N.K., Sozinov P.A., Fokina O.V.Journal paper
Russian Journal of Housing Research (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 11, Number 2 (April-June 2024)
Abstract:
The article considers the development of a systematic approach and the spread of ecosystems in various economic spheres as one of the options for modernizing the housing and communal services market. The analysis of economic literature, as well as domestic and foreign experience in the formation of various business models of ecosystems, has shown that to date there is no single ecosystem model of the market of housing and communal services.
Based on the existing structure of the housing and communal services market, taking into account the concept of a hybrid ecosystem model, the authors' interpretation of the conceptual representation of the ecosystem structure of the housing and communal services market is proposed. The risks associated with the development of a systematic approach in the natural monopoly sector of housing and communal services are systematized. The results of the study can be used to modernize the housing and communal services market by persons making appropriate management decisions and implementing innovative development of the subjects of this industry.
Keywords: digital economy, ecosystem, housing and communal services market, hybrid ecosystem of housing and communal services
JEL-classification: L90, L97, Q57