Antimonopoly regulation: ecosystem of the housing and communal services market, elements, practice and development prospects

Barmina E.A.1, Makarova M.V.1, Saveleva N.K.1, Sozinov P.A.1, Fokina O.V.1
1 Вятский государственный университет

Journal paper

Russian Journal of Housing Research (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 11, Number 2 (April-June 2024)

Citation:

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=65641113

Abstract:
The article considers the development of a systematic approach and the spread of ecosystems in various economic spheres as one of the options for modernizing the housing and communal services market. The analysis of economic literature, as well as domestic and foreign experience in the formation of various business models of ecosystems, has shown that to date there is no single ecosystem model of the market of housing and communal services. Based on the existing structure of the housing and communal services market, taking into account the concept of a hybrid ecosystem model, the authors' interpretation of the conceptual representation of the ecosystem structure of the housing and communal services market is proposed. The risks associated with the development of a systematic approach in the natural monopoly sector of housing and communal services are systematized. The results of the study can be used to modernize the housing and communal services market by persons making appropriate management decisions and implementing innovative development of the subjects of this industry.

Keywords: digital economy, ecosystem, housing and communal services market, hybrid ecosystem of housing and communal services

JEL-classification: L90, L97, Q57



Введение. Нарастающие проблемы на отечественном рынке услуг жилищно-коммунального хозяйства (далее ЖКХ), связанные с высокой степенью износа и низкой эффективностью основных фондов, актуализируют исследования в области разработки новых подходов к модернизации данной отрасли, направленных на обеспечение повышения качества жизни населения. Масштабная цифровизация бизнес-процессов всех сфер экономической деятельности способствует трансформации существующих и формированию новых взглядов на анализ экономических процессов. Одним из последних векторов развития экономической теории является направление экономического мейнстрима – эволюционная экономика. В рамках данного подхода экономика рассматривается как совершенствующаяся и динамично развивающаяся система, которой свойственно применение платформенных моделей и экосистем.

Свои труды развитию теории экосистем в экономике посвятили классики экономической мысли Дж. Ф. Мур [1, с. 75-86], Р. Левин, М. Янсити [2], Д. Айзенберга [3, с. 1-7], Ч. Весснер [4, с. 1-7]. Экосистемы, как современную бизнес-модель рассматривают отечественные учены Гудкова Т.В. [5, с.74-94], Дякивнич О.Н. [6, с. 450-457], Мамбетова М.М., Сейдахматова С.З. [7, с. 191-197], Трофимов О. В., Захаров В. Я., Фролов В. Г. [8, с. 43-55]. Исследования в области экосистемного подхода в сфере ЖКХ проводили Овсянникова, Т. Ю. [9, с. 119-125], Орлова С.А., Думнова Н.А., Минакова Е.И. [10, с. 171-173].

Не смотря на распространённое мнение о том, что экосистемы – наиболее перспективная модель современного бизнеса, которая к настоящему времени проникла во многие отрасли экономической деятельности, рынок услуг ЖКХ отличается замедленными темпами инновационного развития и к настоящему времени не сформирована единая модель экосистемы рынка услуг ЖКХ. На этом основании цель данной статьи состоит в концептуальном представлении структуры экосистемы рынка ЖКХ.

Научная новизна сводится к формированию авторской гибридной модели экосистемы рынка ЖКХ, а также систематизации рисков, связанных с развитием системного подхода в естественно-монопольной отрасли ЖКХ.

Авторская гипотеза состоит в том, что применение бизнес-модели экосистем в сфере ЖКХ должны дать объемную и целостную картину положительных эффектов с точки зрения повышения эффективности отрасли и уровня жизни населения, в рамках развития антимонопольного регулирования.

Методологической основой исследовании является системный подход, методы анализа и синтеза и концептуальное моделирование.

Основная часть. Внимание к терминологии смежных наук, привело к появлению новых экономически понятий, например, заимствованному из области биологии термину «экосистема». Стоит отметить, что научное обоснование термина экосистема применительно к экономической науке находится в стадии разработки, в связи с чем появляется необходимость рассмотрения его этимологии, определения места в структуре экономики и разработки соответствующего инструментария исследования.

Генезис термина «экосистема». Первое упоминание принадлежит геоботанику А. Тенсли, который рассматривал экосистему, как совокупность организмов и неорганических компонентов, в которой происходит круговорот веществ. Система, согласно А. Тенсли, имеет элементы с общей историей и способностью согласованно эволюционировать и адаптироваться к различным условиям [11].

В экономике первым термин «экосистема» применяет Дж. Ф. Мур, в контексте «бизнес-экосистемы» [1]. Ученый отходит от идеи рассматривать предприятие в качестве части отрасли, а позиционирует предприятие, как часть бизнес-экосистемы, в которой задействовано множество различных отраслей.

Дальнейшее развитие концепции предпринимательских экосистем нашло себя в теориях менеджмента. Ученые Р. Левин и М. Янсити [2] дополняют концепцию новым элементом – стейкхолдерами, то есть всеми заинтересованными сторонами бизнеса: партнерами, поставщиками, покупателями, инвесторами и тд. Р. Акофф [12] предлагает добавить к упомянутой концепции еще один элемент – будущее поколение.

Концепцию Дж. Ф. Мура расширяют идеи профессора Д. Айзенберга [3] – основателя теории предпринимательских экосистем. Автор рассматривает экономику, как совокупность элементов, характеризующихся сложными связями и наличием синергического эффект от взаимодействия, в целях обеспечения устойчивого развития.

В 2004 году появляется концепция инновационной экосистемы Ч. Весснера [4]. Такая экосистема представляет собой сложную динамичную систему элементов, которые транспортируют инновации на рынок.

Текущие процессы цифровизации, активно проникают во все сферы экономики и ожидаемо, оказывают влияние на концепции экосистем. По мнению российского научного коллектива, цифровые технологии — это драйвер развития экосистем [8]. Анализ и эволюции взглядов на термин «экосистема», от естественных наук до перехода в область экономических, можно представить в виде рисунка 1.

Рис.1. Эволюция взглядов на термин «экосистема»

Источник: составлено авторами

В настоящий момент происходит логичное развитие системного подхода и распространение экосистем (в разной степени) в сферы экономической деятельности: финансовый и банковский сектор, торговлю, информационные технологии, государственное управление и многие другие.

Формирование экосистемы за счет объединения нескольких платформ и онлайн сервисов дает бизнесу определенное конкурентное преимущество и новый уровень качества клиентского обслуживания. Отмечается эффект коммодитизации – производитель занимается исключительно основным видом деятельности (производством товара или услуги), а маркетинг, логистика, продвижение и взаимодействие с клиентом выполняет платформа.

В зависимости от степени входа в экосистему и публичности критериев выделяют открытые и закрытые платформы [13]. Но, анализ бизнес-моделей иностранных и отечественных экосистем показывает, что на сегодня актуальным является сочетать открытый и закрытые сектора, формируя гибридную модель экосистемы (рисунок 2). Гибридная модель экосистемы представляет собой сочетание открытого и закрытого сектора (платформы) реализуя как собственные, так и партнерские сервисы

Рис. 2. Гибридная бизнес - модель экосистемы

Примечание: составлено авторами

Отечественные и зарубежные эксперты едины во мнении, что платформенные и экосистемные решения представляют собой наиболее перспективную и прогрессивную форму бизнес-модели. Не смотря на имеющийся положительный опыт формирования экосистем, даже крупнейшие представители российских экосистем находятся в стадии формирования или зарождения и не реализовали свой потенциал роста. Формирование бизнес-модели экосистем, как элемента развития отечественной цифровой экономики – важнейшее направление, совпадающее с приоритетными целями Национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» [14], что обосновывает актуальность развития внутреннего рынка за счет внедрения платформенных цифровых сервисов для повышения качества жизни населения. Такой сферой, где формирование экосистемы позволит изменить сложившееся отношение к организациям за счет удовлетворения потребностей населения новым уровнем сервиса является рынок услуг жилищно-коммунального хозяйства (далее ЖКХ). Уровень цифровизации рынка услуг ЖКХ в настоящий момент остается довольно низким по ряду причин:

- естественно-монопольная сфера деятельности отрасли с системой тарифного регулирования, где существует риск дальнейшего роста тарифов на услуги по мере увеличения капитальных вложений в создание бизнес-модели экосистемы;

- сложная многоуровневая структура органов, контролирующих деятельность на рынке услуг ЖКХ;

- низкий уровень цифровой грамотности населения, как следствие – кадровый дефицит;

- существенный износ инфраструктуры и необходимость модернизации комплекса ЖКХ [15];

- пробелы в нормативно-правовой базе, регулирующей взаимоотношения потребителей и поставщиков услуг;

- низкая инвестиционная привлекательность ЖКХ препятствует вложениям капитала частного бизнеса в данную сферу, что сдерживает темпы развития и цифровизации отрасли ЖКХ.

ЖКХ в России представлено совокупностью отраслей экономики, обеспечивающих работу жилищной инфраструктуры и население коммунальными услугами. В общем виде структура рынка услуг ЖКХ представлена на рисунке 3.

Рис. 3 Структура жилищно-коммунального хозяйства в РФ

Источник: составлено авторами

Таким образом, формирование экосистемы ЖКХ возможно в случае внедрения цифровых технологий и автоматизации процессов всех отраслей - участников ЖКХ при поддержке государства. Уже сделаны первые шаги в данном направлении, это создание платформы «Умное ЖКХ» и внесение ряда поправок в нормативно-правовые акты. Данный сервис упрощает порядок взаимодействия населения с управляющими компаниями за счет обработки обращений, учета потребленных ресурсов и расчета за предоставленные услуги. В данной статье предлагается рассматривать потенциальный сценарий формирования экосистемы ЖКУ с точки зрения государственного участия и внедрения платформы «Умное ЖКУ» (таблица 1).

Таблица 1 – Сценарий формирования экосистемы ЖКХ

Этапы формирования экосистемы
Государство
Сервис «Умное ЖКУ»
Автоматизация взаимодействия управляющих компаний с населением
Постановление Правительства РФ от 27 марта 2018 г. N 331 закрепило требование ввести электронную форму в работу по обработке заявок с использованием государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства
- прием заявок и обращений онлайн
-учет потребляемых пользователем коммунальных ресурсов
-начисление платежей за услуги
Индивидуализация взаимодействия управляющих компаний с населением
Индивидуализированный личный кабинет с информированием пользователя по вопросам функционирования всех систем ЖКХ
Автоматизация бизнес-процессов управляющих компаний
Минстроем России разработан проект постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении правил деятельности по управлению многоквартирными домами и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах».
- система электронного документооборота
-оснащение многоквартирного дома автоматизированной информационно-измерительной системой учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг
Управление инженерными сетями
- Проект Цифровизации городского хозяйства «Умный город»
- Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. № 522-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с развитием систем учета электрической энергии (мощности) в Российской Федерации” обязывает по мере выхода из строя старых счетчиков на электроэнергию должны появляться новые, «умные» приборы учета
Платформа интегрирована с наиболее близкими жителям системами — телефонией, телеметрией, видеонаблюдением, видеодомофонией и системами контроля доступа.
Планируется внедрение энергоэффективных материалов, систем диспетчеризации зданий, умных счетчиков для получения всей информации в одном сервисе.
Взаимодействие с государством
Создание прозрачной платформы ГИС ЖКХ и введены обязательные требования по раскрытию информации о деятельности управляющих компаний
Интеграция платформы с ГИС ЖКХ с целью создания единого информационного поля и упрощения процесса взаимодействия и предоставления отчетности на всех уровнях управления.
Источник: составлено авторами

На основании существующей структуры рынка ЖКХ, с учетом рассмотренной в данной статье концепции формирования гибридной модели экосистемы, состоящей из четырех секторов: финансы, электронная коммерция, информация и сервисы для жизни, предложена авторская интерпретация концептуального представления структуры экосистемы рынка ЖКХ (рисунок 4).

Рис. 4. Концепция гибридной модели экосистемы ЖКХ

Источник: составлено авторами

При создании экосистемы на рынке ЖКУ можно спрогнозировать некоторые положительные эффекты, которые сводятся к следующим:

- усиление конкурентных преимуществ за счет концентрации большой клиентской базы с вероятностью занять доминирующую позицию на рынке;

- совокупность сервисов, способных удовлетворить большую часть основных потребностей населения;

- эффект масштаба и склонность клиентов оставаться внутри экосистемы, реализую потенциал внутренних сервисов;

- рост инвестиционной привлекательности отрасли, за счет наличия открытых секторов в гибридной модели.

Переход субъектов взаимодействия: от производителей до потребителей, а также органов государственной власти к «умным технологиям» и экосистемам даст огромный толчок к развитию отечественной экономики [16].

Платформенные решения так же несут и риски, которые мы предлагаем классифицировать в соответствии с четырьмя секторами предложенной авторской гибридной модели экосистемы ЖКХ (таблица 2).

Таблица 2 – Систематизация рисков от формирования гибридной модели экосистемы ЖКУ

Сектор экосистемы
Риски
Электронная коммерция
Снижение выбора, обусловленное ассортиментной политикой внутри экосистемы
Индивидуальное ценообразование, основанное на алгоритмах искусственного интеллекта может формироваться не в пользу потребителя
Формирование модели «бесконечного потребления»
Информация
Риск утечки коммерческой и личной информации клиента
Формирование новой методологии кибер-преступлений
Риск обеспечения непрерывной работы платформы и информационной безопасности
Финансы
Сбой в работе интеллектуальных приборов учета может привести к некорректным расчетам за услуги населению
Риск утечки информации, составляющей банковскую тайну
Сервисы для жизни
Сложность в разработке алгоритмов искусственного интеллекта для чат-бота, способных удовлетворить широкий спектр запросов потребителей
Замедленное развитие отечественного рынка цифровых продуктов [17]
Уровень качества отечественного программного обеспечения при работе мобильного приложения
Неопределенность в способе достижения консенсуса по повестке собрания собственников и документационное закрепление принятых решений в онлайн
Источник: составлено авторами

Необходимо отметить значительную роль государства, сводящуюся к законодательному закреплению и регулированию деятельности экосистем в российской экономике и поддержке новых бизнес-моделей в целях развития инноваций и создания самобытной прозрачной инфраструктуры услуг ЖКХ при сдерживании роста тарифов на услуги населению. Возрастает необходимость антимонопольного регулирования с целью защиты прав и интересов всех участников как внутри экосистемы ЖКХ, так и за ее пределами. При этом инструментарий антимонопольного регулирования должен быть скорректирован и актуализирован с учетом специфики экономики экосистем.

Выводы. В статье выявлена проблема неэффективности функционирования и низкого уровня цифровизации рынка услуг ЖКХ. С целью решения данной проблема авторами предложена концепция формирования гибридной модели экосистемы, состоящей из четырех секторов: финансы, электронная коммерция, информация и сервисы для жизни.

Определены объективные риски от внедрения платформенных бизнес-моделей, которые систематизированы в соответствии с секторами предложенной авторами концепции структуры экосистемы рынка ЖКХ.

Отмечена значительная роль государства в развитии экономики экосистем, сводящаяся к поддержанию бизнес-моделей экосистем, законодательному определению специфики их деятельности и адаптации антимонопольного регулирования.

Дальнейшие направления исследования могут быть связаны с необходимостью развития методического инструментария для оценки эффективности функционирования и уровня цифрового развития бизнес-модели экосистемы ЖКУ, а также оценки социального эффекта от ее формирования.


References:

Akoff R. L. (1994). Demokraticheskaya korporatsiya: radikalnyy retsept vossozdaniya korporativnoy Ameriki i obreteniya uspekha [Democratic Corporation: A Radical Recipe for Recreating Corporate America and Finding Success] Nyu-York: Oksfordskiy universitet. (in Russian).

Ayzenberg D. (2014). Chto takoe predprinimatelskaya ekosistema na samom dele [What is an entrepreneurial ecosystem really?]. Harvard Business Review. 5 1-7. (in Russian).

Dyakivnich O.N. (2021). Formirovanie tsifrovyh biznes-ekosistem kak trend v transformatsii biznes-modeley [Formation of digital business ecosystems as a trend in transformation of business models] Managing innovation and investment processes and changes in the digital economy. 450-457. (in Russian).

Gudkova T.V. (2022). Firma v tsifrovoy ekonomike [A firm in the digital economy]. Philosophy of the economy. (1(139)). 74-94. (in Russian).

Mambetova M.M., Seydakhmatova S.Z. (2023). Tsifrovaya transformatsiya kak faktor ustoychivogo razvitiya biznes ekosistemy [Digital transformation as a factor of sustainable development of the business ecosystem]. Vestnik Akademii gosudarstvennogo upravleniya pri Prezidente Kyrgyzskoy Respubliki. (31). 191-197. (in Russian).

Mur Dzh.F. (1993). Khishchniki i zhertvy: novaya ekologiya konkurentsii [Predators and victims: a new ecology of competition]. Harvard Business Review. 71 (3). 75-86. (in Russian).

Oparina L.A., Syomushkina S.S. (2021). Razrabotka nauchno-obosnovannyh podkhodov k formirovaniyu tsifrovoy ekosistemy zhilishchno-kommunalnogo kompleksa [Developing scientific approaches formation of the digital ecosystem of the housing and utility complex]. Sovremennye problemy grazhdanskoy zaschity. (4(41)). 155-161. (in Russian).

Orlova S.A., Dumnova N.A., Minakova E.I. (2022). Tsifrovaya zhilishchno-finansovaya ekosistema bankovskogo sektora i sfery zhilishchno-kommunalnogo khozyaystva [Digital housing and financial ecosystem of banking and housing sector]. OrelSIET Bulletin. (1(59)). 141-173. (in Russian). doi: 10.36683/2076-5347-2022-1-59-171-173.

Ovsyannikova T.Yu., Subkhankulov R.G. (2023). Tsifrovaya ekosistema zhilishchno-kommunalnogo khozyaystva kak informatsionnaya osnova upravleniya zhilishchnym fondom [The digital ecosystem of housing and communal services as an information basis for housing management] Investments, urban planning, real estate as drivers of socio-economic development of the territory and improvement of the quality of life of the population. 119-125. (in Russian).

Saveleva N.K., Makarova M.V. (2021). Tsifrovizatsiya sovremennyh kompaniy: vozmozhnosti realizatsii i riski [Digitalization of modern companies: implementation opportunities and risks]. Creative Economy. 15 (10). 3755-3768. (in Russian). doi: 10.18334/ce.15.10.113632.

Sozinova A.A., Meteleva O.A. (2022). Tsifrovizatsiya protsedur otsenki konkurentsii [Digitalization of competition assessment procedures]. Creative Economy. 16 (8). 3039-3048. (in Russian). doi: 10.18334/ce.16.8.116145.

Tensli A.G. (1935). Upotreblenie i zloupotreblenie terminami i ponyatiyami o rasteniyakh [The use and abuse of terms and concepts about plants]. Ekologiya. 16 (3). 284-307. (in Russian).

Trofimov O.V., Zakharov V.Ya., Frolov V.G. (2019). Ekosistemy kak sposob organizatsii vzaimodeystviya predpriyatiy proizvodstvennoy sfery i sfery uslug v usloviyakh tsifrovizatsii [Ecosystems as a way to organize the interaction of enterprises in the production sector and the service sector in the context of digitalization]. Bulletin of the Nizhny Novgorod University. N.I. Lobachevsky. Series: Social Sciences. (4(56)). 43-55. (in Russian).

Yansiti M., Levien R. (2004). Klyuchevoe preimushchestvo: chto oznachaet novaya dinamika biznes-ekosistem dlya strategii, innovatsiy i ustoychivogo razvitiya [Key advantage: what does the new dynamics of business ecosystems mean for strategy, innovation and sustainable development] Boston: Izdatelstvo Garvardskoy shkoly biznesa. (in Russian).

Страница обновлена: 27.04.2025 в 01:42:56