Формирование системы управления жилищно-коммунальным хозяйством региона

Шазамов Д.Х.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 3 (63), Март 2012

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=17330571
Цитирований: 3 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Рассматриваются вопросы развития ЖКХ муниципального образования путем формирования системы управления жилищно-коммунальным хозяйством на уровне местных властей.

Ключевые слова: система управления, жилищно-коммунальное хозяйство, муниципальное хозяйство, жилищная сфера, стратегия развития ЖКХ



В результате разграничения полномочий между федеральными, региональными и местными уровнями власти в настоящее время основную ответственность за организацию управления отраслями жизнеобеспечения, в том числе управления ЖКХ муниципалитета, несут местные власти.

Пространство и его измерения

Очевидно, что для эффективного управления сферой ЖКХ необходима разработка и реализация стратегии, рассматриваемой как система долговременных концептуальных направлений развития предприятий жилищно-коммунальной сферы, с тремя основными составляющими:

- общая концепция, то есть система взглядов на перспективы развития сферы;

- целевые программы, которые представляют собой план мероприятий по реализации концепции;

- научно-технологический, организационный, мотивационный и материально-финансовый механизмы обеспечения.

Несмотря на то, что сегодня в любом муниципальном образовании в том или ином виде существуют программы развития сферы ЖКХ, в этой области по-прежнему востребованы новые инструменты и методики, позволяющие органично дополнить и улучшить существующую систему муниципального управления.

Жилищная сфера (ЖС) глубоко взаимосвязана с другими сферами деятельности, поэтому нельзя обойтись без системного взгляда на развитие ЖС [1].

Основными элементами системного подхода к развитию ЖС являются:

- формулирование целей развития;

- разработка понятийного аппарата;

- причинно-следственный анализ проблем;

- определение путей и средств достижения целей;

- определение механизмов принятия решений;

- разработка индикаторов оценки состояния;

- разработка ролевых функций государственных и местных органов власти, участвующих в реализации преобразований.

Система ЖС города представляет собой совокупность учреждений, организаций и предприятий, осуществляющих деятельность, направленную на удовлетворение многообразных потребностей населения в услугах ЖКХ.

При этом система ЖС, во-первых, характеризуется социальным смыслом (целеполаганием), производством жилищно-коммунальных услуг, организационно-структурным построением, механизмами функционирования и развития. Во-вторых, городская система ЖС представляется с позиций: производственной, рынка спроса и предложения на услуги ЖКХ, институциональных проблем разных профилей. Отсюда следует, что пространство жилищно-коммунальных услуг характеризуется следующими измерениями: институциональным, рыночным, организационным.

С учетом вышеуказанных факторов рассмотрим систему ЖКХ с позиций производственной, рыночной, социальной и организационной.

1. Производственная составляющая включает в себя:

- жилой фонд и объекты социальной сферы;

- сферу обслуживания предприятий и инженерных сетей города;

- системы теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, газоснабжения и т.п.

В состав ЖС также можно включить комплекс предприятий различных подотраслей: ремонтно-строительных, энергетических, эксплуатационных. При этом для системного анализа производственной составляющей ЖКХ города возможно использование отраслевых данных, так как они отражают проблемы ЖКХ в целом по стране.

2. Рыночная составляющая.

К числу показателей рынка жилья относятся показатели движения жилищного фонда по видам и формам собственности (частный жилищный фонд, государственный, муниципальный и т.д.)

Также при переводе экономики ЖС на рыночные отношения в жилищной сфере:

- формируется рыночный спрос на жилье, который требует корректировки предложения жилья;

- возникает взаимозависимость между рынком жилищного фонда и рынком жилищных услуг, формирование которого зависит от эксплуатационных организаций.

Кроме показателей движения жилищного фонда по видам и формам собственности рынок характеризуют такие показатели, как емкость рынка, спрос и предложение на платные услуги.

Поскольку предложение на рынке ЖКУ формируют в основном предприятия-монополисты, осуществляющие сетевую поставку ресурсов, то в условиях регулирования тарифов кривая предложения на этих рынках будет совпадать с кривой общих издержек монополиста, увеличенной на величину прибыли.

В этом случае основными задачами в области тарифного регулирования являются:

- устранение различных подходов к принципам государственного регулирования цен и тарифов на коммунальные услуги (электрическую, тепловую энергию, газо-, водоснабжение и водоотведение, вывоз твердых бытовых отходов);

- обеспечение единой методологической базы для регулирования тарифов на федеральном, региональном и муниципальном уровне.

3. Социальная составляющая.

Социальная составляющая программ развития ЖКХ на местах должна предусматривать и сохранение мер социальной защиты населения. Поэтому одновременно с расчетом ставок для населения на ЖКУ должны быть сохранены и увеличены ассигнования на выплату льгот и компенсаций малообеспеченным гражданам [3].

При этом возможна передача государственных функций предоставления субсидий и льгот на оплату жилья и коммунальных услуг органам социальной защиты.

4. Организационная составляющая.

Сегодня во многих регионах необходим пересмотр системы управления и совершенствование менеджмента в ЖКХ, стимулирование создания товариществ собственников жилья (ТСЖ), создание надежной системы государственного регулирования и контроля. Также необходимо поощрять рост конкуренции на рынке ЖКУ, появление на нем предприятий различных форм собственности и организационно-правовых форм.

Реалистичная прагматичность

При разработке стратегии развития ЖКХ муниципалитета очень важно выработать механизм мониторинга реализации стратегии на основе системы показателей.

Также руководству муниципалитета желательно проявить инициативу в привлечении к процессу разработки и анализу стратегии максимально возможного круга лиц – коммерческие и общественные организации, население и т.д.

Необходимо помнить, что для эффективного решения проблемы ЖКХ требуется прилагать усилия с целью объединения различных уровней власти, выстраивания партнерства на региональном и межмуниципальном уровнях, учета интересов частного бизнеса и населения.

В настоящее время подобных стратегий развития ЖКХ муниципалитетов разработано очень мало, в то время как такие стратегии должны являться основой для последующей разработки концепции развития ЖКХ и планов конкретных мероприятий.

Можно условно выделить три уровня стратегии повышения эффективности управления ЖКХ региона.

1) В узком смысле стратегия повышения эффективности управления ЖКХ – выраженное документально представление о желаемом будущем состоянии ЖКХ региона и тех мерах и ресурсах, которые будут использоваться региональными властями для достижения этого состояния

2) Стратегический план повышения эффективности управления ЖКХ – комплект документов, которые включают в себя как саму стратегию, так и набор конкретных программ и мероприятий по реализации данной стратегии.

3) Наконец, непосредственно механизм стратегического управления – стратегический план в совокупности с разработанными схемами реализации, организационными структурами управления, прописанными процедурами корректировки стратегического плана.

Необходимыми условиями для реализации такого механизма являются:

- система рабочих групп, семинаров, советов, постоянно работающих над переосмыслением стратегии, ее пропагандой, контролем реализации стратегического плана;

- информационная база, регулярно пополняемая и обновляемая за счет официальной статистики и периодических обследований, проводимых по единой методике.

Таким образом, стратегия повышения эффективности управления ЖКХ – многозначное понятие, охватывающее описание собственно стратегии, стратегического плана и механизма стратегического управления.

В целях практической реализации стратегии развития ЖКХ в муниципалитетах может быть предложен к применению набор инструментов, позволяющий повысить эффективность управления жилищно-коммунальной сферой (табл.).

Таблица

Набор инструментов управления ЖКХ

Работа с населением
Мероприятия в жилищной сфере
Мероприятия в коммунальной сфере
Оптимизация расходования бюджетных средств
- формирование слоя «активных собственников»;
- создание органов территориального общественного самоуправления;
- обучение специалистов в области управления недвижимостью;
- создание центров содействия развитию самоуправления граждан и контроля за предоставлением ЖКУ
- проведение инвентаризации и мониторинга технического состояния жилищного фонда;
- поддержка проведения капитального ремонта жилья;
- разработка критериев оценки и проведение рейтингов управляющих организаций;
- стимулирование внедрения ресурсосбережения;
- оптимизация структуры цен и тарифов
- проведение технической инвентаризации коммунальных объектов и регистрация прав собственности на них;
- разработка современной градостроительной документации;
- совершенствование тарифного регулирования;
- стимулирование внедрения ресурсосбережения;
- осуществление муниципального контроля и мониторинга предприятий отрасли на основе системы показателей
- внедрение среднесрочного планирования капитальных расходов;
- применение формализованной процедуры отбора инвестиционных проектов к финансированию за счет бюджетных средств;
- внедрение системы показателей и методики оценки состояния ЖКХ
Наконец, важнейшим моментом является то, что реализация жилищно-коммунальной реформы невозможна без адаптации общественного сознания к новым рыночным условиям и формирования слоя ответственных «собственников», а не «жильцов», для чего необходима информационная работа с населением.

Формирование у жителей чувства собственника, а соответственно, и ответственности за принадлежащее ему имущество – одна из задач муниципалитетов при проведении реформы ЖКХ.

Выводы

Только в случае принципиального изменения функций субъектов управления, механизмов их взаимодействия и, прежде всего, превращения потребителя услуг ЖКХ в активного участника процесса управления реализация стратегии развития ЖКХ в регионах будет иметь значительные шансы на успех.


Источники:

1. Гиндин М.Б. Новые технологии и методики эффективного управления ЖКХ [Текст] // ЖКХ: справочник руководителя и главного бухгалтера, 2007, №11.
2. Иванова Ю.В. Регулирование системы управления жилищно-коммунальным комплексом мегаполиса [Текст]. – СПб.: СПбГАСУ, 2007.
3. Пилявский В.П. Методология управления жилищно-коммунальным хозяйством мегаполиса [Текст] // Проблемы современной экономики, 2007, №3(23).
4. Савин К.Н. Анализ теории и практики реформирования жилищно-коммунального комплекса России [Текст] / Науч. ред. доктор экон. наук Б.И. Герасимов. – Тамбов: Изд-во Тамбовского гос. технич. ун-та, 2006.

Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:48:06