Анализ развития креативных индустрий в Казахстане

Королева А.А.1,2, Норец А.О.1, Селютин И.А.1
1 Карагандинский Государственный Технический Университет, Казахстан, Караганда
2 Южно-Уральский Государственный Технический Университет, Казахстан, Караганда

Статья в журнале

Экономика Центральной Азии (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 5, Номер 2 (Апрель-июнь 2021)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=46326918

Аннотация:
В статье представлены имеющиеся официальные данные по креативным отраслям Казахстана. Цель работы заключается в определении состояния креативных отраслей республики. Исследование определяет размеры и локацию креативных отраслей страны в разрезе регионального анализа, выявлены уровни концентрации креативного производства в города республики. Особое внимание развитию уделено креативных отраслей в двух крупных городах страны – Нур-Султан и Алматы. Работа является первым опытом анализа формирования креативного сектора с учетом официальной статистики. Национальный реестр предприятий фиксирует 17 581 творческих бизнес отраслей, зарегистрированных в Казахстане на январь 2018 года, что составляет 3,8 % от текущего национального бизнеса. На январь 2018 года по валовому количеству зарегистрированных предприятий, связанных с креативной экономикой в Казахстане больше, чем деятельность в сфере недвижимости и бизнес-услуг. Креативные индустрии являются растущей частью предпринимательского сектора баз Казахстана.

Ключевые слова: Казахстан, Нур-Султан, креативная экономика, креативная индустрия, культура, искусство, микропредприятия, креативность, радикальные изменения



Введение

В состав Республики Казахстан входят 16 административных единиц – 14 областей и 2 города республиканского значения – Нур-Султан (в таблицах – Астана, так как данные были собраны до переименования) и Алма-Ата. В июне 2018 года было сформировано 17-е административное образование (третий город республиканского значения), но в данное исследование он не вошел. Согласно статистике на официальном сайте Министерства национальной экономики Республики Казахстан, два крупных и растущих города республики – Нур-Султан и Алма-Ата – являются центрами креативных индустрий Казахстана [1] . Вместе они составляют 62 % от всех креативных отраслей в Казахстане.

Сложившимся центром креативной экономики в Казахстане является Алма-Ата, бывшая столица республики, исторически сложившийся культурный и научный центр страны. Сегодня в этой городской агломерации сосредоточена самая большая доля креативной отрасли в городском бизнесе: более 6 % всей деловой базы.

Важно отметить, что эта концентрация значительно больше, чем доля всего бизнеса – например, в двух крупных городах процент бизнеса составляет 42 % от всего бизнеса в стране, но 62 % креативной индустрии от всей индустрии [6] (Aubakirova, 2018).

На рисунке 1 мы видим, что Алматы, безусловно, является доминирующим центром творческих индустрий.

Изменение динамики роста

На рисунке 2 показано изменение численности креативных индустрий. по регионам 2010–2018 гг. Доминирование крупных городов очевидно, причем почти все креативные отрасли роста в этот период приходятся на Нур-Султан и Алма-Ату.

Распределение креативных индустрий по размерам компаний

Как и в других странах мира, в креативных отраслях Казахстана преобладают микро и (или) малые фирмы, причем 75 % всех фирм во всех городах входят в число государственных организаций и организаций культуры [10] (Pritvorova, 2018).

Возврат креативных компаний и предприятий

Установив города с наибольшим количеством креативных фирм и удостоверившись в господстве малых фирм в данных отраслях, необходимо будет понять возраст креативных отраслей в стране. Как можно было бы ожидать, они, как правило, относительно молоды, но не совсем [9] (Koroleva, 2017). На рисунке 3 показан сектор рекламы, который в настоящее время находится в лидирующих позициях креативной экономики. В Алматы за последние пять лет создано 29 % рекламных агентств от общего количества, в Нур-Султане сопоставимый показатель составил почти 40 % [7] (Glushchenko, Glushchenko, 2017). Более половины этих агентств в каждом городе были созданы в 2007–2017 гг.

Это говорит о неком изменении на «креативном рынке», а также о том, что в этом секторе есть устоявшиеся предприятия.

Особенности креативной экономики в городах

Креативная экономика имеет хорошую кластеризацию в городах, такую как:

• необходимость доступа к большому и разнообразному рынку с «изощренными» потребителями, как индивидуальными, так и коммерческими, основными потребителями которых являются сами участники творческой экономики;

• существование в городах «якорных» организаций, таких как кино- и телевизионные студии;

• наследие мест для творческих занятий, таких как галереи, театры и другие спектакли;

• наличие учебных заведений, обеспечивающих обучение творческим профессиям;

• наличие разнообразных вариантов недвижимости.

По мере развития кластера развивается целый ряд весьма специфических сервисов, связанных как с бизнесом (например, средства редактирования фильмов, сверхскоростной интернет, гибкие рабочие пространства), так и с качеством жизни (рестораны, кафе, бары и исполнительские пространства).

Для того, чтобы понять последние экономические показатели двух крупных городов Казахстана – Нур-Султана и Алматы, понадобится некоторое время.

Заключение и рекомендации

Основными целями проекта были:

1. Разработка четкого определения креативной экономики в Казахстане.

2. Исследование наличия у национального правительства собранных данных о креативной экономике.

3. Анализ этих данных и использование их для определения масштабов креативной экономики.

В данной статье сделан вывод о том, что креативные индустрии являются растущей частью предпринимательского сектора баз Казахстана. Реестр предприятий фиксирует 17 581 творческих бизнес-отраслей, зарегистрированных в Казахстане в целом в январе 2018 года, что составляет 3,8 % от текущего национального бизнес-населения.

По валовому количеству зарегистрированных предприятий в Казахстане в январе 2018 года креативная экономика больше, чем деятельность в сфере недвижимости и бизнес-услуг.

Нур-Султан и Алматы являются центрами творческих индустрий Казахстана. В совокупности они составляют 62 % всех креативных отраслей в Казахстане.

В обоих крупных городах в секторе креативных отраслей доминируют услуги с более высокой добавленной стоимостью (в частности, профессиональные, научно-технические), на долю которых приходится более 90 % креативных отраслей, зарегистрированных как в Нур-Султане, так и в Алматы.

Интересно, что «классическое» определение креативной индустрии (искусства, развлечений и отдыха) составляет лишь небольшую долю от общей активности креативной индустрии (7 % в Нур-Султане и 5 % в Алматы).

Творческие предприятия играют ключевую роль в развитии городов. Это двусторонние отношения – чем больше креативных предприятий в городе, тем он более комфортен для жизни.

Разные креативные индустрии идут рука об руку. Последние данные свидетельствуют о том, что будущее для экономического роста Казахстана находится в городских районах, где в росте занятости доминируют высокопроизводительные малые фирмы. Учитывая высокую добавленную стоимость, предпринимательский, динамичный и по своей сути городской характер, в дальнейшем развитии Нур-Султана и Алматы большую роль играет именно креативная экономика.

Однако без данных о занятости, заработной плате и продажах на национальном, региональном и городском уровнях невозможно ни понять «истинный» масштаб креативной экономики, ни разработать дальнейшее развитие политики, которое могло бы способствовать дальнейшему развитию. Это важный вопрос не только для городских администраций Нур-Султана и Алматы, но и для национального правительства с учетом доминирования. Также принципиально важно разработать данные, позволяющие проводить международные сопоставления для оценки нынешнего положения и будущих результатов.

Найденные нами данные свидетельствуют о существовании в Казахстане креативной экономики и той экономики, которая начинает играть критическую роль в национальном и в частности городском росте (в Алматы и Нур-Султане). Это должно быть в центре внимания управляющих органов. Свой Рубикон в становлении современной креативной экономики и индустрии в целом мы и наша страна успешно перешли. Переход этот заключается в создании надежной статистической системы, позволяющей осуществлять мониторинг, поддерживать процесс принятия решений и разрабатывать стратегии для будущего развития.

[1] Данные Комитета по статистике РК//http://stat.gov.kz/


Страница обновлена: 01.12.2024 в 23:12:37