Методические аспекты оценки и результативность специальных экономических зон в Узбекистане

Арсланов У.У.1
1 Ташкентский государственный экономический университет

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 14, Номер 4 (Апрель 2024)

Цитировать:
Арсланов У.У. Методические аспекты оценки и результативность специальных экономических зон в Узбекистане // Экономика, предпринимательство и право. – 2024. – Том 14. – № 4. – doi: 10.18334/epp.14.4.120652.

Аннотация:
Развитие глобальной экономики неразрывно связано с постоянной активностью стран, связанной с усилиями по улучшению своих экономик. Одним из таких условий является развитие специальных экономических зон в стране, а актуальным направлением стало обеспечение их эффективного функционирования. Статья посвящена анализу существующих научно-методических подходов определения эффективности специальных экономических зон и приведены авторские позиции в этом вопросе. Исследовано современное состояние развития специальных экономических зон в Узбекистане за последние пять лет и предложены рекомендации по развитию процесса их оценки с точки зрения экономической эффективности

Ключевые слова: специальные экономические зоны, эффективность, иностранные инвестиции, методы, оценка, льготы, преференции

JEL-классификация: O31 O32 O 33



Введение. Развитие Нового Узбекистана невозможно без создания и внедрения инновационных технологий, улучшения позиции республики в Глобальном инновационном индексе, где включение ее в топ-50 стран рейтинга до 2030 года [1] определена как масштабная цель, которую предстоит решить в ближайшее время. Достижение поставленной цели невозможно без позиционирования конкурентных преимуществ республики с необходимыми условиями для развития территорий, национальных отраслей, компаний и предприятий, открытия новых производств, запуска передовых технологий, создания новых рабочих мест. Такими точками роста в регионах страны выступают специальные экономические зоны. Президент страны Ш.М. Мирзиёев в ходе своего выступления на саммите глав государств-членов Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) предложил создать Альянс специальных экономических зон стран для углубления промышленной кооперации и стимулирования торговли [2].

В Узбекистане за 15 лет многие специальные экономические зоны СЭЗ стали инструментом развития территорий и их потенциала, привлечения инвестиций. О такой тенденции свидетельствует ежегодное увеличение регионов в стране, в которых имеются специальные экономические зоны, составивших к октябрю 2023 года 22 единиц. Предприятиями - резидентами специальных экономических зон стали 751 предприятие [3]. Ими произведено свыше 500 видов промышленной продукции на сумму 13,7 трлн сумов и экспортировано продукции на 283,1 млн долларов [4]. Таким образом, создание и эффективное функционирование специальных экономических зон для регионов республики – это еще и развитие новых центров компетенций.

Следует отметить, что сегодня упрощен механизм управления деятельностью специальных экономических зон путем децентрализации административных функций и расширения полномочий дирекций. Участникам специальных экономических зон предоставлен ряд льгот и преференций. В зависимости от объема внесенных инвестиций государством гарантируются налоговые и таможенные льготы сроком от 3 до 10 лет. Поэтому, дальнейшее повышение уровня развития отечественных специальных экономических зон в Узбекистане будет являться актуальным направлением и вызывает большой интерес в исследовательских кругах. Применение же в практике теоретико-методологических концепций зарубежных стран позволит, по нашему мнению, расширить методические подходы к оценке, как результативности таких специальных экономических зон, так и эффектов влияния в экономическом пространстве, что усилит информационные инструменты эффективного управления.

Степень изученности и проработанности проблемы в источниках. Анализ имеющихся исследований и авторских разработок выявил отсутствие единого методологического подхода не только в расчетах оценки результативности деятельности СЭЗ, но и в самом понимании категории эффективности деятельности. Не безызвестным является факт о том, что содержание экономической деятельности СЭЗ предприятий - резидентов способны адекватно отразить такие четыре базовые экономические категории, как ресурсы и затраты, результат и эффект. Мы имеем схожесть мнения с Павловым П.В. [цит. по: 5] о том, что «эффективность функционирования СЭЗ - комплексное свойство, охватывающее разные стороны деятельности ее и резидентов, учитывающее отношение доходов от функционирования такой зоны к расходам на ее существование».

Созданию и развитию экономических зон в Узбекистане, повышения их эффективности и важности с точки зрения привлечения иностранных инвестиций посвящены научные труды отечественных авторов, в числе которых Абдурахманов К.Х. [6], Максумханова А.М., Ли М.Р., Шафкаров Б.Х., Холмуратова Г.М., Махмудова С. [7]. Акрамов А.У. [8] акцентировал внимание на СЭЗ как особой площадки для привлечения инвестиций для развития экспортного потенциала, приводят сопоставительный анализ функционирования СЭЗ России, Китая и вопросы повышения эффективности деятельности экономических зон и др.

Тем не менее, насколько эффективно специальная экономическая зона осуществляет свою деятельность, какой у нее уровень нынешнего развития, а также дальнейшие перспективы развития определяются непосредственно в ходе оценки результативности. Таким образом, под оценкой эффективности деятельности экономической зоны будем подразумевать комплекс мероприятий по разностороннему их анализу, направленный на исследование основных показателей деятельности.

По нашему мнению, оценивать результативность специальных экономических зон в республике целесообразно по группам, исходя из лет, в которых они реально осуществляют свою деятельность, и имеется соответствующая динамика показателей в ретроспективе. Например, в первую группу, подлежащих анализу, могут входить СЭЗ, деятельность которых от 3 до 5 лет, во вторую группу – от 5 до 10 лет и в третью группу – от 10 лет и выше.

Коснемся еще одного критерия, который можно применить к анализу результативности и оценке инвестиционной активности резидентов СЭЗ. Авторы – исследователи Голубкин И.В. и Бухарова М.М. [9] предлагают три частных индикатора, которые используются для определения сводного количественного показателя: удельный объем инвестиций резидентов, доля иностранных инвестиций в общем объеме инвестиций резидентов, отношение объема выручки резидентов к арендопригодной площади территории.

Методология и методы исследования. Для Узбекистана определение эффективности специальных экономических зон является актуальным направлением, так как, несмотря на пятнадцатилетний период создания и функционирования некоторых из них, по-прежнему остаются относительно новым инструментом, требующим пристального внимания со стороны государства, бизнеса, иностранных инвесторов. Противоречивость и сложность эффективности и определения результативности специальных экономических зон связано с неимением однозначного решения, как в науке, так и в практике. В теории и практике сегодня встречается значительное разнообразие интерпретации понятий и методов решения этого. Поэтому, можно сделать вывод о недостаточной разработанности оценки экономической эффективности экономических зон, что и послужило причиной исследования, приведенного в статье.

Цель исследования – обосновать научно-методические подходы к оценке эффективности деятельности специальной экономической зоны и ее предприятий, с использованием результатов, достигнутых в финансовой, производственной, социальной сферах и управлении, определение тенденций развития экономических зон, а также применимость данного подхода к современным реалиям Узбекистана.

В ходе проведения исследования будут использованы следующие методы: эволюционный подход для ретроспективного анализа и определения различных закономерностей развития СЭЗ и предприятий в них; системный подход в предметно-объектном анализе современных институтов развития и их влияния на развитие СЭЗ; сравнительный анализ с точки зрения возможности интерпретировать экономические показатели деятельности отечественных СЭЗ; методы визуализации экономико-статистических данных и аналитических группировок в виде табличных и графических материалов, которые позволяют представить результаты работы в наглядной форме, что способствует более хорошему восприятию исследования и др.

Между тем, несмотря на то, что эффективное использование СЭЗ позволило добиться значительных результатов на макроэкономическом уровне, что подтверждается успешными примеры многих государств, все же вокруг экономических зон ведутся острые дискуссии. В Узбекистане на сегодняшний день пока отсутствует нормативно-правовой документ, устанавливающий соответствующий порядок анализа и результативности деятельности национальных СЭЗ, методику оценки эффективности их и предприятий – резидентов, рекомендаций по проведению процедуры.

Анализ и основные результаты исследования. Узбекистан к современному определению специальных экономических зон пришел посредством трансформации другого термина – свободная экономическая зона, которое использовалось вплоть до 2020 г. Сегодня базовое понятие определено в новом законе «О специальных экономических зонах», в соответствии с которым это [цит. по: 10] «территория с определенными границами и специальным правовым режимом, специально выделенная в целях привлечения иностранных и отечественных инвестиций, высоких технологий и управленческого опыта для ускоренного социально-экономического развития соответствующего региона».

В Узбекистане для эффективной деятельности специальных экономических зон создана расширенная законодательная база, но имеются еще некоторые упущения. На заседании Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан при обсуждении результатов изучения эффективности деятельности СЭЗ и работы по привлечению в них иностранных инвестиций обсуждены следующие возникшие проблемы [цит. по: 11]: «в законодательных документах не определены сроки экспорта продукции, произведенной из сырья, материалов и комплектующих, импортированных с использованием таможенных льгот. В результате отдельные предприятия, использовавшие таможенные льготы, продукцию не экспортировали;

не на должном уровне организована работа по размещению инвестиционных проектов в СЭЗ, выставлению земельных участков на электронные онлайн-аукционы;

субъектами предпринимательства не выполнены в установленные сроки договорные инвестиционные обязательства, в результате остаются неиспользованными земельные участки, выделенные в СЭЗ;

на низком уровне остается доля участников системы в объеме производства конкурентоспособной, экспортоориентированной и импортозамещающей продукции, в расширении экспортного потенциала этой продукции и увеличении объема поступления валюты».

Вместе с тем, исследования показали непосредственную заинтересованность государства той или иной страны в определении эффективности деятельности СЭЗ, расположенных на их территориях. Например, в Казахстане принята «Методика оценки эффективности деятельности специальных экономических и индустриальных зон» [12]. Оценка проводится по следующим пяти критериям: эффективность функционирования специальной экономической и индустриальной зоны (СЭиИЗ); эффективность деятельности ее участников; влияние деятельности СЭиИЗ на социально-экономическое развитие региона (области, города республиканского значения, столицы), на территории которого они созданы; эффективность управления управляющей компании.

В «Правилах оценки эффективности функционирования особых экономических зон» [13], принятых в РФ все показатели группируются в группы. Они отражают эффективность каждого элемента системы особых экономических зон (ОЭЗ) - деятельности зоны в целом, деятельности резидентов, эффективность бюджетных вложений, значимости зоны для региона, деятельности управляющей компании. Вместе с тем, введенные показатели для оценки каждого элемента позволяет выявить точки роста и препятствия для развития ОЭЗ. Оценка эффективности в РФ осуществляется в отношении каждой ОЭЗ, но результаты ее обобщаются по типам ОЭЗ и в целом по ним за отчетный период (календарный год) и за период с начала функционирования.

В Узбекистане к началу 2017 года в стране действовало лишь 3 свободные экономические зоны (СЭЗ), а на начало 2023 года их количество возросло до 21. В последние пять лет их число в среднем увеличилось по 2 СЭЗ ежегодно. Если в 2019 г. их число составляло 16, а к концу 2022 г. достигло 20, а к октябрю 2023 года 22 единиц (рисунок 1).

Рисунок 1. Динамика создания специальных экономических зон

в Узбекистане

Источник: составлена автором по данным Агентства статистики

при Президенте Республики Узбекистан.

Количественные показатели наибольшее число СЭЗ за последние четыре года наблюдаются в Ташкентской области (СЭЗ «Ангрен», «Бустонлик-фарм», «Паркент-фарм», «Чарвак») (таблица 1). По 2 СЭЗ имеются в Бухарской (СЭЗ «Гиждуван» и «Бухоро-агро»), Джизакской (СЭЗ «Джизак» и «Зомин-фарм»), Сырдарьинской (СЭЗ «Сирдарё-фарм» и «Сирдарё») областях. В семи областях создано по одной СЭЗ, а в Кашкадарьинской области и г. Ташкенте таковые отсутствуют. Кроме того, в 2021 г. ликвидирована СЭЗ «Бойсун-фарм» в Сурхандарьинской области, она влилась в СЭЗ «Термез». Таким образом, можно сказать, что создание специальных экономических зон является актуальным ввиду их значимости для республики.

Таблица 1.

Динамика изменения численности специальных экономических зон

в регионах Узбекистана

Регион
Название СЭЗ
2019
2020
2021
2022
Республика Узбекистан

16
18
21
20
Республика Каракалпакстан
СЭЗ «Нукус»
1
1
1
1
Андижанская область
СЭЗ «Андижон-фарм»
-
1
1
1
Бухарская область
СЭЗ«Гиждуван»,
СЭЗ «Бухоро-агро»

2

2

2

2
Джизакская область
СЭЗ «Джизак»,
СЭЗ «Зомин-фарм»

2

2

2

2
Навоийская область
СЭЗ «Навои»
1
1
1
1
Наманганская область
СЭЗ «Наманган»,
СЭЗ «Косонсой-фарм»

2

2

2

2
Самаркандская область
СЭЗ «Ургут»
1
1
1
1
Сурхандарьинская область
СЭЗ «Термез»
1
1
3
2
Сырдарьинская область
СЭЗ «Сирдарё-фарм»,
СЭЗ «Сирдарё»
1
1
2
2

Ташкентская область
СЭЗ «Ангрен»,
СЭЗ «Бустонлик-фарм»,
СЭЗ «Паркент-фарм»,
СЭЗ «Чарвак»

3

4

4

4
Ферганская область
СЭЗ «Коканд»
1
1
1
1
Хорезмская область
СЭЗ «Хазарасп»
1
1
1
1

Источник: составлена автором по данным Агентства статистики при

Президенте Республики Узбекистан

Специальные экономические зоны заняли определенную нишу в экономике Узбекистана, приобрели влияние на макроэкономические показатели страны, в которых они расположены (таблица 2). Так, по итогам 2022г. в реестре предприятий-резидентов 20 СЭЗ находилось 679 субъектов хозяйствования, которые составили 0,1% от общереспубликанского количества. В то же время, доля СЭЗ в объеме инвестиций в основной капитал Узбекистана составила 1,4%, в объеме производства промышленной продукции страны – 4,9%, в строительных работах – 0,05%.

Таблица 2.

Вклад специальных экономических зон в экономику Узбекистана

за 2019-2022 годы

Показатель
2019 г.
2020 г.
2021 г.
2022 г.
СЭЗ
Доля СЭЗ в респ. показат.%
СЭЗ
Доля СЭЗ в респ. показат.%
СЭЗ
Доля СЭЗ в респ. показат.%
СЭЗ
Доля СЭЗ в респ. показат.%
Количество предприятий, ед.
405
0,1
526
0,1
513
0,1
679
0,1
Производство промышленной продукции, млрд. сум

7877,5

2,4

12268,8

3,8

18704,2

4,1

27252,1

4,9
Выполненные строительные работы, млрд. сум

36,9

0,05

62,6

0,07

61,4

0,06

63,3

0,05
Инвестиций в основной капитал, млрд. сум

3313,1

1,7

3971,6

1,9

3319,9

1,4

3735,0

1,4

Источник: составлена по данным Агентства статистики при

Президенте Республики Узбекистан

СЭЗ в каждом регионе республики в значительной степени стимулировали повышение деловой активности, обеспечивая решение проблем занятости за счет создания новых рабочих мест. Кроме того, проводится эффективное использование территориальных производственных мощностей, интеллектуальных и природных ресурсов. О том, что СЭЗ способствуют повышению экспорта страны имеется множество мировых подтверждений. Государства, особенно развивающиеся, с большим числом СЭЗ, демонстрируют большие объёмы и темпы роста экспорта. Между тем, сегодня Китай и ряд развивающихся государств с переходной экономикой сталкиваются с проблемой несоответствия между ожиданиями от СЭЗ и реальной экономической ситуацией. Зачастую имеет место дисбаланс между промышленно развитыми и ориентированными на экспорт СЭЗ, с одной стороны, и отсталыми и направленными на внутренний рынок соседними районами – с другой [14].

В Узбекистане развитие международных экономических отношений способствует стабильному росту экспорта, а это, в свою очередь, создает основу для достижения определенных результатов. Реформы направлены на развитие СЭЗ в республике, повышение их экспортного потенциала, поддержку предприятий - экспортеров со стороны государства и расширение номенклатуры продукции, производимой в экономических зонах. Это способствовало тому, что объем экспорта продукции (товаров, услуг), произведенной предприятиями, входящими в специальные экономические зоны за период с 2019 г. по 2022 г. возрос на 5,7 раза и составил 5290,6 млрд. сум (рисунок 2).

Рисунок 2. Динамика экспорта продукции (товаров и услуг) предприятиями, входящими в специальные экономические зоны Узбекистана

Источник: составлена по данным Агентства статистики при

Президенте Республики Узбекистан

С 2008 г. по 2022 г. на территориях экономических зон реализовано 604 проекта на сумму 3,2 млрд долларов, из которых прямые иностранные инвестиции составляли порядка 896,9 млн. долл. США и создано около 55 тысяч новых рабочих мест [4]. Согласно информации о проектах, реализованных в специальных экономических зонах, взятой из официальных сайтов, в СЭЗ «Навои» реализуются более 90 проектов по выпуску той или иной промышленной и иной продукции, в «Ангрен» 70 проектов. В СЭЗ «Ургут» исполнено 131 проект на сумму 386,0 млн. дол. США, где создано 5600 новых рабочих мест. СЭЗ «Бухара - агро» в 2018-2020 гг. у себя реализовали 199 проектов, с созданием 4400 новых рабочих мест, в 2021-2022гг. - 278 проектов с 19500 рабочих мест. Сегодня в СЭЗ «Паркент-фарм» реализуются 7 проектов на общую сумму 28 млн. дол. США, после сдачи которых рабочими местами будут обеспечены 815 человек, в годовой объём производства составит 52,137 миллиона долларов США.

Проблема определения эффективности является таковой из-за необходимости иметь представление о производстве и видах производимой продукции, объеме использования ресурсов для текущего и будущего потребления, а также насколько эффективно использовались вложения государства в инфраструктуру СЭЗ. Для задействования новых возможностей и расширения потенциала СЭЗ в последние три года Постановлениями Президента страны [15, 16] определены параметры мер по обеспечению внешними инженерно-коммуникационными сетями СЭЗ и малых промзон, проектов, дающих толчок социально-экономическому развитию регионов, а также крупных производственных проектов с участием прямых иностранных и отечественных инвестиций. В 2023 году на проведение работ по подключению существующих СЭЗ к инженерно-коммуникационным сетям планируется выделить 847 млрд сумов. Обеспечение СЭЗ необходимой инфраструктурой является важным фактором их эффективного функционирования и привлечения новых инвесторов к реализации проектов на их территории.

Заключение

1. Исследования мирового опыт создания и деятельности специальных (особых) экономических зон показало, что они не обладают статичностью и имеют различные характеристики, развивающиеся с течением времени. СЭЗ меняются по мере изменения экономических условий государств, в которых они функционируют. СЭЗ оказывают положительное влияние на привлечение прямых иностранных инвестиций, создание рабочих мест и увеличение экспорта. По мнению отдельных авторов [17,18] экономические зоны демонстрируют периферический положительный эффект затрат и выгод.

2. Определено, что в ходе оценки результативности СЭЗ определяется степень ее эффективной деятельности, уровень нынешнего развития, а также перспективы на будущее. Под оценкой эффективности деятельности СЭЗ будем подразумевать комплекс мероприятий по разностороннему их анализу, направленный на исследование основных показателей деятельности.

3. В Узбекистане отсутствует какой-либо нормативно-правовой документа устанавливающий определенный порядок либо методика оценки эффективности деятельности специальных экономических зон. Для СЭЗ следует разработать методологию рейтинговой оценки эффективности их деятельности с показателями. Для каждого типа СЭЗ целесообразно ввести свои показатели, отвечающие на вопрос об их эффективности. По результатам рейтинговой оценки деятельности участников СЭЗ и на основе анализа показателей можно будет сделать обоснованные выводы о целесообразности расширения льгот или об их сокращении или полной отмене. После разработки и утверждения таковой необходимо обеспечить её соответствующей научной и методологической базой, рекомендациями по процедуре оценки.

4. При разработке показателей оценки эффективности СЭЗ следует учитывать направления и приоритеты, исходя из целей устойчивого развития Узбекистана, Стратегией развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы и Стратегией «Узбекистан - 2030».

5. Оценку эффективности СЭЗ в республике целесообразно осуществлять разделив их на группы. Исходить нужно от количества лет, в которых они реально осуществляют свою деятельность, и имеется соответствующая динамика показателей в ретроспективе. Например, в первую группу, подлежащих анализу, могут входить СЭЗ, деятельность которых от 3 до 5 лет, во вторую группу – от 5 до 10 лет и в третью группу – от 10 лет и выше. Это позволит реально отобразить эффективность деятельности СЭЗ, так как многие из них начали свою деятельности после регистрации менее 3-х лет.

6. Исследования показали, что деятельность СЭЗ в республиканских показателях пока незначительна. В 2022 г. удельный вес, например, количества предприятий в составе СЭЗ составил 0,1% от численности всех предприятий республики, инвестиций в основной капитал СЭЗ - 1,4% в республиканских показателях, объема производства промышленной продукции СЭЭ 4,9% в показателе республики и 0,05% - в объеме строительных работ.

В заключении отметим, что исследование, приведенное в статье, является началом большой аналитической работы по проблемам, связанным с оценкой результативности и эффективности СЭЗ. Дальнейшие исследования будут касаться разработки методики рейтинговой оценки эффективности деятельности СЭЗ с комплексом показателей и инструментом реализации, направленных на реализацию стратегии и достижения желаемых для республики и конкретных результатов.


Источники:

1. Указ Президента Республики Узбекистан «О Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы» от 28.01.2022 г. N УП-60
2. Выступление Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева на заседании Совета глав государств-членов Шанхайской организации сотрудничества 16 сентября 2022 г. в городе Самарканде. [Электронный ресурс]. URL: https://president.uz/ru/lists/view/5542 (дата обращения: 11.12.2023).
3. Статистические данные Агентства статистики при Президенте Республики Узбекистан за 2019-2022 гг. и 9 мес. 2023 г
4. Министерство инвестиций, промышленности и торговли Республики Узбекистан. [Электронный ресурс]. URL: https://miit.uz/ru/menu/ svobodnye-ekonomicheskie-zony-uzbekistana-itogi-2022-goda-i-perspektivy-razvitija (дата обращения: 25.08.2023).
5. Павлов П.В. Оценка эффективности функционирования особых экономических зон: правовое регулирование и экономическое содержание // Административное и муниципальное право. – 2014. – № 6. – c. 520 - 532.
6. Абдурахманов К.Х. Национальная экономика: теоретические аспекты и современные тенденции. / Монография. - Т.: Филиал ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова» в г. Ташкенте, 2013. – 464 c.
7. Максумханова А.М., Ли М.Р., Шафкаров Б.Х., Холмуратова Г.М., Махмудова С. Новейшие инструменты привлечения иностранных инвестиций в экономику. / Монография. - Т.: ТИИИМСХ, 2020. – 85 c.
8. Акрамов А.У. Анализ опыта функционирования свободных экономических зон России и Китая и возможности его использования в Узбекистане // Экономика Центральной Азии. – 2017. – № 3. – c. 109-122. – doi: 10.18334/asia.1.3.38529.
9. Голубкин И. В., Бухарова М. М. Бизнес-навигатор по особым экономическим зонам России — 2017. / Ассоциация кластеров и технопарков. - М.: АКИТ 17, 2017. – 148 c.
10. Закон Республики Узбекистан «О специальных экономических зонах» от 17.02.2020 г., № ЗРУ-604
11. Материалы заседания Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан. 01.09.2023 г. [Электронный ресурс]. URL: https://uza.uz/posts/ 526155 (дата обращения: 25.12.2023).
12. «Методика оценки эффективности деятельности специальных экономических и индустриальных зон», утверждена Приказом Министра индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан 12 августа 2019 года № 637
13. Постановление Правительства Российской Федерации «Правила оценки эффективности функционирования ОЭЗ» от 7 июля 2016 г. N 643 (с изменениями)
14. Квашнина И.А. Особые экономические зоны как инструмент привлечения иностранных инвестиций // Вестник Института экономики Российской академии наук. – 2021. – № 3. – c. 121–132.
15. Постановление Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему развитию инженерно-коммуникационной инфраструктуры специальных экономических и малых промышленных зон» от 30.04.2021 г. №ПП-1501
16. Постановление Президента Республики Узбекистан «О мерах по созданию в регионах и обеспечению инженерно-коммуникационной инфраструктурой специальных экономических и малых промышленных зон» от 06.06.2022 г. № ПП-271
17. Aggarwal, A. (2012). Impact of special economic zones on employment, poverty and human development. Working Paper, Indian Council for Research on International Economic Relation
18. Zeng, D. Z. (2016). Special Economic Zones: Lessons from the global experience. PEDL Synthesis Paper Series

Страница обновлена: 03.03.2024 в 22:45:43