Комплексный подход к организации профориентационной деятельности с учетом трендов внешней среды

Сараева О.Н.1, Колесова А.С.1
1 Байкальский государственный университет, Россия, Иркутск

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 13, Номер 8 (Август 2023)

Цитировать:
Сараева О.Н., Колесова А.С. Комплексный подход к организации профориентационной деятельности с учетом трендов внешней среды // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – Том 13. – № 8. – С. 3137-3156. – doi: 10.18334/epp.13.8.118840.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=54604824

Аннотация:
Научная статья посвящена исследованию жизнеспособности традиционных и инновационных подходов профориентации с учетом современного состояния и тенденций внешней среды. Профориентационные тесты разработаны очень давно и требуют доработки проверки. Нейротехнологии позволяют организовать непрерывный процесс проверки достоверности результатов при использовании профориентационных тестов. В рамках исследования предлагается новый взгляд к формированию профориентационных программ. Предложенный комплексный подход позволяет повысить эффективность профориентационной деятельности, обеспечивая успешную интеграцию молодых людей на рынок труда и улучшение качества их профессионального выбора. Данная статья представляет важное научное исследование, которое поможет понять и использовать современные тренды для эффективной организации профориентационной работы.

Ключевые слова: абитуриент, инновационный подход, искусственный интеллект, комплексный подход, поколение, профориентация, профориентационный тест, технологии, профориентационная нейросеть, профориентолог

JEL-классификация: I21, I23, I25, I26, O33

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Введение. Актуальность. Профориентация предназначена для определения профессиональных интересов и способностей. В последние десятилетия актуальность профориентации становится более востребованной. За многие десятилетия накоплена огромная методическая база, помогающая организовать профориентационную деятельность. Немаловажную роль в этом играют профориентационные тесты, поскольку они являются основным диагностическим инструментом в профориентации. Профориентационные тесты должны учитывать изменения внешней среды. В современном мире технологические, социальные и экономические трансформации происходят быстро, поэтому тесты должны были гибкими и адаптивными. Изменение внешней среды, такие как экономические кризисы, профессиональные тенденции и технологический прогресс, имеют существенное влияние на рынок труда и карьерные возможности.

Профориентационные тесты представляют собой инструмент, который помогает людям определить свои интересы, навыки и ценности, а также связать их с возможными профессиональными направлениями. Традиционные профориентационные тесты учитывают внутренние характеристики человека и в качестве рекомендаций предлагают все известные профессии, без учета изменений во внешней среде. В такой ситуации достоверность полученных результатов не высокая. Современные технологии, такие как искусственный интеллект и анализ данных, позволяют создавать более точные и эффективные профориентационные программы. Актуальность выбранной темы исследования не вызывает сомнений и посвящена вопросу адаптации профориентационных методик к современным трендам развития общества и технологий.

Литературный обзор. Первые научные исследования в области профориентации начали проводиться в конце XIX и начале XX века. На тот момент профориентация была относительно новой концепцией, и первые исследователи старались разработать методы и инструменты для помощи людям в выборе профессии. Одним из первых исследователей, занимавшихся профориентацией, был американский психолог Фрэнк Парсонс [1]. В 1909 году он опубликовал свою работу "Об отношении к выбору профессии", в которой предложил концепцию "профессиональной ориентации" и разработал методику, основанную на исследовании анкет и бесед с людьми о их интересах и способностях. Первые научные исследования по профориентации были направлены на решение следующих проблем:

  • Изучение влияния интересов и способностей человека на выбор профессии.
  • Разработка методов для определения профессиональных предпочтений и призваний.
  • Анализ влияния социальных и экономических факторов на выбор профессии.
  • Исследование профессиональных потребностей и требований различных профессий.
  • С развитием психологии, социологии и других научных дисциплин, исследования в области профориентации стали более разнообразными и глубокими. Современные исследования включают в себя такие проблемы, среди которых следующие:

    1. Исследование влияния личностных характеристик, таких как особенности личности, ценности, убеждения и мотивация, на выбор профессии.

    2. Исследование влияния социального и культурного контекста на профориентацию, включая роль рода деятельности и стереотипов по полу, национальности и т. д.

    3. Разработка и адаптация методов и инструментов для оценки профориентации, включая психометрические тесты, опросники и интервью.

    4. Анализ изменений в потребностях и требованиях современного рынка труда и их влияния на профессиональную ориентацию.

    5. Исследование эффективности различных программ профориентации и их влияния на профессиональное самоопределение и успех на рынке труда.

    6. Исследование использования информационных технологий в профориентации.

    Огромный вклад в развитие профориентационных методов внесли Айзенк Г. [2], Соломин И.Л. [3], Резапкина Г.В. и Генезис М. [4], Пряжников Н.С., Гусев А.Н. и Тюрин К.Г. [5], Буров Ю.И. [6], Шарафутдинова М.Н. [7], Климов Е.А. [8]. Заслугой авторов является разработка, доработка и изучение тестов, направленных на выявление типа темперамента, типа мышления, профессиональных склонностей и др.

    Хлобыстова А.О., Абрамов М.В. и Столярова В.Ф. [9] исследуют тенденции взаимосвязи между профориентационными предпочтениями и цифровыми следами пользователей в интернете. Громова Е.М., Беркутова Д.И., Горшкова Т.А. [10] анализируют возможности и риски цифровых сервисов для профориентации.

    Особенности использования технологий виртуальной реальности и программных продуктов в профориентации изложены в работах Н.А. Давыдова, Д.В. Гнездилова, Г. А. Ефименко, Д.Н. Ефименко [11]. В научных работах нашло отражение исследование перспектив применения искусственного интеллекта в профориентации [12, 13].

    В то же время в контексте рассматриваемой проблемы представляют научный интерес работы Кулебаева К.Ю., Глотова Д.С. [14], Казанцевой Н.В., Лобачевой А.С. [15], посвященные изучению новых и “вымирающих” профессий.

    Научный пробел. Мнения ученых и практиков по поводу использования инноваций в профориентации различаются. Одни считают, что инновации в профориентации могут быть полезными в понимании и развитии профессиональных интересов учащихся и студентов и могут помочь в создании более персонализированных и эффективных программ профориентации, также рекомендуют использование инновационных технологий, таких как виртуальная реальность, мобильные приложения и онлайн-платформы, которые могут обогатить процесс профориентации и сделать его более привлекательным для молодежи. Они предлагают новые визуализации и интерактивные возможности для исследования профессий и практического опыта. Вместе с тем, есть другая позиция, согласно которой традиционные методы, такие как тесты и консультации, все еще являются эффективными и предпочтительными, указывают на важность личного взаимодействия и наставничества в процессе профориентации, что может быть затруднено в использовании новых технологий. В то же время остается малоизученным вопрос об адаптации традиционных методик к современным инновационным технологиям с учетом особенностей поколений, что позволяет усилить эффективность процесса профориентации.

    Цель статьи – исследовать влияние изменений во внешней среде на организацию профориентационной деятельности.

    Научная новизна исследования. Предложен комплексный подход к организации профориентационной деятельности, в котором применяются нейротехнологии для интерпретации результатов профориентационных тестов, разработанных на основе традиционных методик, позволяющий осуществлять профориентацию независимо от возраста человека. Авторами определены стадии профориентации: первичная, дополнительная, вторичная, завершенная, что позволяет наиболее эффективно реализовать предлагаемый комплексный подход.

    Авторская гипотеза состоит в том, что учет таких факторов внешней среды, как уровень развития технологий, состояние и тренды на рынке труда, уровень осознанности и когнитивные способности людей позволяет создать универсальный продукт для профориентации, доступный и востребованный для людей всех возрастов.

    В настоящем исследовании для достижения поставленной цели используется анализ, синтез, опрос, формализация, абстрагирование в качестве общенаучных методов.

    Изложение основного материала исследования. Профориентация помогает определить наиболее подходящую для человека профессию или направление обучения, учитывая его личностные качества, способности и интересы [6, 12, 13].

    Традиционная профориентация основывается на использовании классических методов и инструментов, таких как тесты и анкеты, которые позволяют определить интересы, способности и ценности человека [8]. Как правило, она включает личные консультации и общение с профессионалами в различных отраслях, чтобы помочь осуществить выбор профессии. Традиционный подход к профориентации представляет собой общепринятые методы, применяемые для помощи в определении профессиональных целей и направлений, и предполагает использование таких инструментов, как:

    1. Тесты и опросники — это один из наиболее распространенных способов профориентации. Профориентируемые заполняют тесты и опросники, которые помогают выявить их интересы, навыки, личностные черты и ценности. Результаты тестов помогают определить круг профессиональных направлений, которые могут соответствовать личным предпочтениям.

    2. Консультации и совещания — это взаимодействие профориентируемых с экспертами, целью которого является рекомендация о профессиональном выборе.

    3. Анализ рынка труда — это изучение текущего состояния рынка труда и востребованных профессий. Специалисты по профориентации могут предоставить информацию о перспективных отраслях, требованиях к профессионалам и карьерной траектории.

    4. Исследование профессий — это изучение информации о различных профессиях, их функционале, требуемых навыках и квалификации, а также возможностей для развития и роста.

    5. Стажировки и практика позволяет человеку получить опыт работы в определенной отрасли или профессии, проверить свои навыки и предпочтения, получить более глубокое понимание работы в конкретной области.

    6. Образовательные программы — это специальные программы и курсы, которые могут быть предложены для приобретения новых навыков и знаний в конкретной области или профессии. Это может помочь людям получить представление о конкретном направлении и определить, соответствует ли оно их интересам и амбициям.

    Самая популярная профориентация на данный момент - самостоятельная, в которой человек сам исследует и определяет свои интересы, навыки и цели в выборе профессии, этому способствует появление огромного количества онлайн сервисов с профориентационными тестами и быстрыми результатами, что делает процесс удобнее. Громова Е.М., Беркутова Д.И. и Горшкова Т.А. в своем исследовании рассматривают цифровые сервисы профориентации и результаты экспериментальной апробации диагностических сервисов профориентации на обучающихся трех университетских классов [10]. В работе проанализированы возможности цифровых сервисов профориентации молодежи и риски, связанные с их использованием в условиях цифровизации общественной жизни человека. Исследование проводилось на основе методов теоретического анализа и синтеза различных источников, классификации, сравнения и обобщения, а также использованы эмпирические методы исследования. Полученные эмпирические данные показали неоднородность профессиональных предпочтений обучающихся при выборе карьерного пути, что усложняет сам выбор профессии. Авторы работы подчеркивают важность информирования молодежи о существовании различных цифровых сервисов профориентации, а также о мотивации для работы с ними, чтобы эффективно проектировать индивидуальный "профориентационный профиль".

    Так, Хлобыстова А.О., Абрамов М.В. и Столярова В.Ф. изучили возможность использования цифровых следов пользователей социальной сети для помощи в профориентации. Проведен статистический анализ, включая описательные статистики, z-критерий для сравнения групп и регрессионный анализ. В качестве цифровых следов были использованы тематики подписок пользователей на различные сообщества, указанный пол и количество друзей в социальной сети [9]. Социально-профессиональная направленность личности авторами подхода оценена на основе результатов теста Голланда. На наш взгляд, сфера профессиональных и личных интересов могут различаться у человека в зависимости от его индивидуальных предпочтений и устремлений. Трудовая деятельность отражает профессиональное направление, в котором человек работает. Вместе с тем, интересы охватывают увлечения, спорт и другие виды деятельности человека. В результате проведенного нами опроса 120 работающих человек в возрасте 25-60 лет, установлено, что только у 36 респондентов (30%) личные и профессиональные интересы совпадают, из них только половина рассказывает о своих увлечениях в социальных сетях. Таким образом, взаимосвязь между выбранной профессией и интересами человека не очевидна и зависит от множества других факторов, а социальные сети как источник информации не является достоверным.

    Инновационный подход в профориентации может включать различные современные технологии, такие как искусственный интеллект для обработки больших баз данных, виртуальная и дополненная реальность для имитации опыта работы и проведения обучающих сессий. Сопоставление традиционного и инновационного подхода представлены в табл.1

    Таблица 1

    Сравнение традиционного и инновационного подходов в профориентации


    Критерий
    Традиционный подход
    Инновационный подход
    1
    Авторы
    Громова Е.М., Беркутова Д.И., Горшкова Т.А. [10]
    Пряжников Н.С., Гусев А.Н., Тюрин К.Г. [5]
    Айзенк Г. [2]
    Бендюков М. А., Соломин И. Л. [3]
    и др.
    Хлобыстова А.О., Абрамов М.В., Столярова В.Ф. [9]
    Зубкова Т.М., Тагирова Л.Ф. [13]
    Давыдов Н.А., Гнездилов Д.В., Ефименко Г.А., Ефименко Д.Н. [11]
    Болодурина И.П., Ханжина Н.В. [16]
    Забокрицкая Л.Д., Орешкина Т.А., Обабков И.Н., Чепуров Е.Г. [17]
    Зинина С.М. [18]
    и др.
    2
    Основная идея
    Предоставление информации о различных специальностях, требуемых навыках и возможностях трудоустройства. Часто используются тесты и анкеты для определения профессиональных предпочтений, интерпретация результатов происходит вручную специалистом либо самостоятельно с помощью ключа к тестам.
    Развитие навыков самоанализа и исследования профессиональных возможностей, актуализация рекомендаций для современного мира с использованием современных информационных технологий.
    3
    Уровень объективности интерпретации результатов профессионального тестирования
    Низкий: ограничен знаниями и опытом одного или нескольких специалистов (профориентологов/психологов/наставников/менторов)
    Высокий: при использовании больших баз данных, низкая вероятность ошибки, исключение влияния человеческого фактора, постоянное обновление (актуализация) информации
    4
    Рекомендуемые профессии
    Все известные профессии, без учета актуальности профессий
    Актуальные и профессии будущего
    5
    Профориентационные мероприятия
    Проведение дней открытых дверей.
    Мастер-классы и консультации.
    Профессиональные пробы.
    Сетевое взаимодействие с образовательными организациями.
    Проведение совместных научных проектов.
    Организация профильных классов на базе университета.
    Соц. сети.
    Видеоуроки.
    Профессиональные нетворкинги.
    Сайты.
    VR.
    AI.
    Онлайн курсы.
    и т.п.
    6
    Формат взаимодействия
    Личный/массовый/групповой/дистанционный
    Дистанционный/интерактивные игры и симуляторы/онлайн ресурсы/личный и т.п.
    7
    Затраченное время
    Больше (до нескольких дней)
    Меньше (до получаса)
    8
    По периодичности
    Однократно: при выборе учебного заведения для профессионального образования
    Многократно: по мере возникновения потребности на протяжении всей жизни человека - ранняя профориентация в детском саду, начальной, средней и старшей школе, профессиональном учебном заведении, на рабочем месте, при выходе на пенсию и т.п.
    *составлено авторами на основе научных трудов Громовой Е.М. [10, c. 128–136], Андреевой А.А. [19, c. 60-66], Алтухова В.В. [20, c. 13-15], Декиной Е.В. [21, c. 42-55].

    Оба подхода имеют свои преимущества и могут применяться в зависимости от конкретных потребностей и целей. Таким образом, традиционный и инновационный подходы могут быть использованы в различных комбинациях и сочетаниях для создания наиболее эффективных программ профориентации.

    Независимо от профориентационных мероприятий, оба подхода предполагают профориентационное тестирование, которое может быть на любом этапе профориентационной деятельности. Разработанные в рамках традиционного подхода профориентационные тесты, по-прежнему, помогают людям определить свои профессиональные интересы и способности. Вместе с тем, стремительные изменения во внешней среде обосновывают целесообразность применения современных технологий в профориентационной деятельности, таких как анализ данных и машинное обучение, для более точной обработки результатов тестирования. Некоторые виды используемых технологий инновационного подхода в профориентации отражены в таблице 2.

    Таблица 2

    Использование информационных технологий в профориентации

    Вид технологии
    Возможности
    Результат
    Социальные сети
    Анализ цифровых следов
    Нахождение взаимосвязей между цифровыми следами пользователей и профориентационными шкалами
    Сайты
    Удобный интерфейс тестов, автоматические расчеты
    Быстрый результат
    VR
    Более реалистичное и полное представление многих аспектов работы в конкретной профессии
    Снижение доли ошибок при выборе профессии
    AI
    Анализ данных
    Облегчение выбора профессии, оптимизация процесса профессиональной ориентации и сокращение количества ошибок при выборе карьеры
    Онлайн курсы
    Дистанционная консультация со специалистом
    Доступный и удобный процесс.
    *составлено авторами на основе научных трудов Хлобыстовой А.О. [9, c. 564–574], Громовой Е.М, [10, c. 128-136], Давыдова Н.А. [11], Сараевой О.Н, Колесовой [12].

    Изменения на рынке труда, о котором свидетельствует проект "Атлас новых профессий", указывает на появление новых профессиональных областей и изменение требуемых навыков и знаний. За последние годы появилось много новых профессий, связанных с развитием IT-технологий, в том числе: data scientist, big data analyst, cybersecurity analyst, AI-специалист, специалист по разработке VR- и AR-приложений, блокчейн-специалист и др [22, 23, 24]. Одновременно с этим стали менее актуальными профессии, связанные с производством и ремонтом традиционного оборудования, а также некоторые типы массового ремесла. Следует учитывать, что существует множество востребованных профессий, которые были актуальны много лет назад и остаются актуальными сегодня, например, врач, адвокат, учитель и т.п. [14].

    Мы наблюдаем рост неактуальных профессий [25, 26, 27]. Жизненный цикл таких профессий обусловлен заменой ручного труда машинным. В ближайшем будущем Казанцева Н.В. и Лобачева А.С. прогнозируют вымирание следующих профессий: токарь, сверловщик, юрист, бухгалтер, экономист и др [15].

    Изменение способа мышления, которое находит отражение в теории поколений, указывает на эволюцию мышления и ценностей у различных поколений людей. Каждое поколение может иметь свои уникальные взгляды, ценности и подходы к работе и карьере. Это может потребовать учета разных культурных и социальных аспектов при разработке профессиональных программ и стратегий. Повышение уровня осознанности, связанное с желанием делать то, что человек хочет, с совпадением личных интересов и склонностей с профессиональными, указывает на тенденцию к большей самореализации и удовлетворенности в профессиональной сфере. Люди все более стремятся найти работу, которая соответствует их интересам и способностям, чтобы достичь личной и профессиональной гармонии. Таким образом, потребность в новых профессиональных навыках и высокий уровень личной осознанности подтверждает целесообразность адаптации профориентационных методов в соответствии с требованиями современного рынка труда.

    Тренды развиваются параллельно с каждым поколением, поэтому следует обратить внимание на закономерности развития и основные характеристики каждого из них. По мнению Маськовой Н.Г. и Хажгериевой А.А. каждое поколение имеет свои особенности восприятия информации [28]. Нами проведено исследование представителей разных поколений, в составе которых 78 школьников (10-17 лет), 112 студентов (I, II курс высшего учебного заведения), 120 работающих людей, 35 пенсионеров, с целью определения уровня владения современными техническими средствами (смартфон, ноутбук) и качества усвоения информации из различных источников (телевидение, печатные средства массовой информации, интернет). Кроме того, респонденты отвечали на вопросы о наличии или отсутствии потребности в профориентации. Результаты исследования представлены в таблице 3.

    Обзор трендов и проведенное исследование свидетельствует о том, что профориентация необходима не только тем, кто впервые осуществляет профессиональный выбор, но и тем, кто уже имеет профессию или находится в процессе ее освоения. Таким образом, можно выделить стадии профориентации в зависимости от этапа принятия решения о выборе профессии:

    1. первичная — человек впервые выбирает профессию;

    2. дополнительная - человек находится в процессе обучения профессии, но не имеет четкого понимания соответствует ли получаемая им специальность его ожиданиям;

    3. вторичная — человек уже получил профессиональное образование и/или профессиональный опыт, но решил изменить свою профессиональную траекторию в зависимости от личных интересов и предпочтений или иной мотивации.

    4. завершенная — человек, который имеет востребованную профессию, соответствующую его запросам и интересам.

    Таблица 3

    Результаты исследования представителей разных поколений

    Возраст/Поколение
    Источник информации и ее восприятие, тип мышления
    Уровень владения техникой
    Профориентация
    Потребность, %
    Стадия
    0-12/Альфа
    Склонны к визуальному мышлению, быстрому доступу к информации и интерактивной коммуникации. Они быстро приспосабливаются к новейшим технологиям и ожидают, что информация будет соответствовать их скорости и требованиям.
    Очень высокий
    51
    первичная
    13-25/Z
    Воспринимает информацию с помощью электронных мультимедийных устройств, таких как смартфоны, планшеты и компьютеры, а также через социальные сети и интернет-поисковики. Они, как правило, хорошо владеют цифровыми технологиями и ожидают, что информация будет легко доступна, интерактивной визуальной и мультимедийной. Они также склонны к использованию социальных сетей как основного способа общения и получения информации.
    Высокий уровень
    92
    первичная, дополнительная
    26-37/Y
    Постепенно становились свидетелями возрастания новых технологий, таких как широкополосный доступ в Интернет, смартфоны и социальные сети в начале их жизни, и это повлияло на их восприятие информации. Они обычно проявляют интерес к новым технологиям и часто ожидают получить информацию мгновенно из дистанционных источников, таких как Интернет, и с помощью мультимедийных устройств.
    Достаточно высокий уровень
    87
    вторичная
    38-57/X
    Они росли в нестабильной экономической и политической ситуации и были более скептическими по отношению к новым технологиям, чем поколения, которые последовали за ними. Однако они все же стали первым поколением, которое начало массово использовать Интернет и мобильные устройства, поэтому они могут быть технологически грамотными и умеют быстро находить нужную информацию в сети. Они склонны к использованию электронной почты и социальных сетей для коммуникации и информационного обмена.
    Средний уровень
    64
    вторичная
    58-77/Беби-бумеры
    Поколение бумеров училось и работало во времена, когда технологии были еще в зачаточном состоянии, так что они относятся к новым технологиям более скептически, чем более молодые поколения. Бумеры, как правило, уделяют больше внимания традиционным источникам информации, таким как телевизор, радио, печатные издания и личные общения. Они также склонны к использованию технологий, но предпочитают более привычные для себя способы восприятия информации. Часто самореализация через хобби.
    Средний уровень
    38
    вторичная, завершенная
    78-99/Молчаливое
    Они выросли во время экономической депрессии и войны, поэтому могут относиться к новым технологиям более скептически, чем более молодые поколения. Они обычно предпочитают традиционные источники информации, такие как книги, газеты, радио и телевидение, и не полагаются на Интернет и мобильные устройства для получения информации. Они более склонны к общению лично и используют такие традиционные методы, как письма и телефонные звонки, для поддержания связи с друзьями и семьей.
    Низкий уровень
    21
    вторичная, завершенная
    *составлено авторами на основе собственного исследования авторов

    Профориентация может быть полезной для любого поколения, включая “молчаливое”. Независимо от того, какие достижения имеет человек или в какой эпохе он живет, профориентация может помочь ему определить личные интересы, навыки и цели. Независимо от поколения, уровень владения техникой у респондентов - достаточный для профориентационного продукта онлайн, доступного с компьютера и телефона.

    После проведенного анализа можно выделить следующие основные характеристики идеального продукта для профориентации: инновационность (использование технологий AI, единый формат доступный и понятный максимально всем поколениям) традиционные методики (тесты на интересы, навыки, склонности, предпочтения, тип мышления и темперамент).

    Многие компании на рынке предлагают услуги профориентации, среди них основными, на наш взгляд, являются:

  • ПрофГид (URL: profguide.io).
  • Центр профориентации (URL: prof-test24.ru/test).
  • Профориентация Грэйс (URL: proforientation.ru).
  • Учеба.ру (ucheba.ru).
  • МГУ (Московский государственный университет) (URL: proforientator.ru).
  • Maximum Education (URL: maximumtest.ru).
  • Эти компании предоставляют различные возможности для помощи в выборе профессионального пути, используя в основном традиционный подход, в этом случае рекомендации носят субъективный характер и опираются на личный опыт профориентолога.

    Чат-боты стали очень популярным и удобным форматом в настоящее время, поэтому чат-бот в Telegram “RPOF.Smart” является оптимальным решением и крайне удачным инструментом для профориентации, который позволяет людям любого возраста определиться с профессиональным направлением быстро и в удобное для любого человека время, с учетом профессиональных склонностей, типа темперамента и мышления.

    Основным преимуществом профориентационного теста является его соответствие текущим трендам внешней среды и в то же время доступность для использования людьми разных возрастных групп. Время прохождения теста составляет всего 10-15 минут, что является значительно быстрее, чем у многих других аналогичных продуктов. Минимальное влияние человеческого фактора при интерпретации результатов тестирования. Комплексный подход к сбору информации о профориентируемом, в рамках которого исследованы традиционные методы формирования опросных анкет и разработан набор вопросов для проведения тестирования - уникальный комплекс из 3 тестов, созданный с экспертами, профориентологами и психологами:

    1. Анкета И.Л. Соломина на выявление профессиональных предпочтений — это тест, который поможет определить профессиональные интересы и склонности человека. Он состоит из ряда вопросов, на которые необходимо дать ответы с различными вариантами выбора. По результатам анкетирования можно сделать выводы о том, какие профессиональные сферы и направления будут наиболее подходящими для данного человека [3].

    2. Методика на изучение темперамента Айзенка — это тест, который поможет узнать тип темперамента человека. Он включает в себя несколько различных методик, каждая из которых направлена на определение разных аспектов темперамента. Результаты теста могут помочь в понимании индивидуальных особенностей человека, в том числе в выборе профессии, определении сильных и слабых сторон характера и настройке личностных отношений [2].

    3. Методика «Опросник типа мышления» — это тест, который поможет определить тип мышления человека. Он содержит в себе ряд вопросов, на которые нужно дать ответы, например, на вопросы о том, как вы анализируете информацию, как выстраиваете логические цепочки и т.д. По результатам теста можно лучше понимать, как человек мыслит, и какие задачи, работа и социальные роли ему будут более подходящими [4].

    На рис. 1 так же можно увидеть разработанный вид рекомендации для конечного пользователя: кнопки, при нажатии на которые выходит интерпретация по каждому разделу профориентационного комплекса тестов, это сделано для более удобной навигации и в мобильной и компьютерной версии.

    Рис. 1. Скриншот чат-бота “PROF.Smart” в Telegram с профориентационной нейросетью

    “PROF.Smart” тестируется на базе ФГБОУ ВО “Байкальский государственный университет”, является дополнительным элементом профориентационной работы. Использование профориентационной нейросети позволит поступающему сделать лучший выбор института и специальности, что в дальнейшем повлияет на его удовлетворенность от учебы и успеваемость. Целесообразно проводить тестирование студентов первого курса и всех последующих в течение всего учебного года.

    Ожидаемые результаты:

    1. уменьшение количества отчислившихся студентов;

    2. повышение уровня среднего балла;

    3. большой приток абитуриентов в следующем учебном году;

    4. повышение успеваемости студентов.

    Для школьников "PROF.Smart" предоставляет возможность выбора профессии, которая может подойти лучше всего их интересам и навыкам. Для студентов, продукт предоставляет возможность подтвердить правильность выбранной профессии. Для взрослых, "PROF.Smart" помогает переопределить карьерный путь на основе измененных профессиональных интересов и целей.

    Для повышения эффекта профориентации на практике целесообразно комбинирование разных методик: “PROF.Smart” - профориентационная нейросеть, “Профнавигатор” - центр для консультаций с профориентологами, “ПрофСтарт” - место проведения мастер-классов по требуемым компетенциям. Таким образом, в совокупности три проекта представляют собой законченный профориентационный продукт, сочетающий в себе традиционные и инновационные методы профориентации.

    Выводы. Классические методы профориентации предполагают использование тестов, содержание которых не потеряло актуальности в настоящее время. В то же время формы проведения профориентационных активностей существенно изменились под влиянием различных трендов внешней среды, включая увеличение количества активных пользователей информационными технологиями в повседневной жизни. Для качественной интерпретации профориентационного теста требуются технологии искусственного интеллекта, позволяющие обрабатывать большие объемы данных. Профориентационная нейросеть дополняет работу профориентолога. Кроме того, нами исследованы другие факторы внешней среды. Таким образом, традиционный и инновационный подходы дополняют другу друга и позволяют получить синергетический эффект от проведения профориентационных мероприятий, который позволяет быстро и качественно создать профессиональную траекторию. В результате опроса 345 респондентов установлено, что потребность в профориентации существует у всех возрастных групп, уровень владения техникой достаточный для получения эффективного результата. Способ восприятия информации у представителей разных поколений различается, но не влияет на способность применять современные информационные технологии с целью профориентации. Вместе с тем, возрастные группы по-разному оценивают потребность в профориентации, что обосновывает выделение первичной, дополнительной, вторичной и завершенной стадии профориентации.

    Таким образом, комплексный подход к организации профориентационной деятельности предполагает адаптацию профориентационных тестов к современным технологиям и изменениям во внешней среде, что подтверждает гипотезу исследования. Автоматизация процесса подбора профессии и карьерного планирования может значительно упростить и ускорить работу ориентирующих служб, а также повысить точность результата и снизить риск ошибок.


    Источники:

    1. Тримайлова Е.С. Профессиональная ориентация в системе образования: историко-правовой контекст и актуальные направления работы // Вестник социально-гуманитарного образования и науки. – 2019. – № 1. – c. 13-19.
    2. Айзенк Г. Структура личности. - Санкт-Петербург: Ювента; М.: КСП+, 1999. – 464 c.
    3. Бендюков М.А., Соломин И.Л. Ступени карьеры: азбука профориентации. / Монография. - Санкт-Петербург: Речь, 2006. – 240 c.
    4. Резапкина Г.В. Отбор в профильные классы. / Монография. - М.: Генезис, 2006. – 124 c.
    5. Пряжников Н.С., Гусев А.Н., Тюрин К.Г. Экспертная система профориентации школьников «выбирай и поступай» -«вип» // Психология развития человека как субъекта труда. Развитие творческого наследия Е.А. Климова: Материалы Международной научно-практической конференции. Москва, 2016. – c. 480-483.
    6. Буров Ю.Б. Еще раз о профориентационной диагностике // Профессиональное образование и рынок труда. – 2014. – № 3. – c. 16-17.
    7. Шарафутдинова М.Н. Тест психологической готовности к управлению для старшеклассников как инструмент профориентационной и личностной диагностики // Системогенез учебной и профессиональной деятельности: Материалы VIII всероссийской научно-практической конференции. Ярославль, 2018. – c. 288-290.
    8. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределени. / Учебное пособие. - Москва: Академия, 2010. – 304 c.
    9. Хлобыстова А.О., Абрамов М.В., Столярова В.Ф. Исследование тенденций взаимосвязи между профориентационными предпочтениями пользователей и их цифровыми следами в социальной сети // Научно-технический вестник информационных технологий, механики и оптики. – 2023. – № 3. – c. 564-574. – doi: 10.17586/2226-1494-2023-23-3-564-574.
    10. Громова Е.М., Беркутова Д.И., Горшкова Т.А. Цифровые сервисы профориентации: возможности и риски // Профессиональное образование в России и за рубежом. – 2021. – № 4(44). – c. 128-136. – doi: 10.54509/22203036_2021_4_128.
    11. Давыдов Н.А., Гнездилов Д.В., Ефименко Г.А., Ефименко Д.Н. Мобильное приложение, позволяющее проводить профориентационные тесты в дополненной реальности (FP). / Свидетельство о регистрации программы для ЭВМ RU 2020610306, 13.01.2020. Заявка № 2019667060 от 23.12.2019. - Санкт-Петербург, 2020.
    12. Колесова А.С., Сараева О.Н. Перспективы применения искусственного интеллекта в профориентационной деятельности // Креативная экономика. – 2023. – № 7.
    13. Зубкова Т.М., Тагирова Л.Ф. Применение модели нейронных сетей для поддержки принятия решения абитуриента по выбору специальности // Программные продукты и системы. – 2021. – № 2. – c. 365-373. – doi: 10.15827/0236-235X.134.365-373.
    14. Кулебаев К.Ю., Глотов Д.С. Какие профессии исчезнут в ближайшее время? // Вестник науки и образования. – 2020. – № 4-1(82). – c. 96-98.
    15. Казанцева Н.В., Лобачева А.С. Вымирающие профессии: миф или реальность российского рынка труда // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. – 2019. – № 3. – c. 79-83. – doi: 10.12737/article_5d1dbf9dc89ee6.89776058.
    16. Болодурина И.П., Ханжина Н.В. Управление профессиональным самоопределением при трудоустройстве выпускника вуза на основе решающих деревьев // Интеллект. Инновации. Инвестиции. – 2015. – № 1. – c. 15-22.
    17. Забокрицкая Л.Д., Орешкина Т.А., Обабков И.Н., Чепуров Е.Г. Применение алгоритма машинного обучения для профориентации абитуриентов высшего учебного заведения // Вестник Томского государственного университета. – 2022. – № 485. – c. 217-225. – doi: 10.17223/15617793/485/24.
    18. Зинина С.М. Цифровые технологии как средство профессионального выбора: будущее и настоящее // Актуальные проблемы педагогики и психологии. – 2020. – № 3. – c. 38-49.
    19. Андреева А.А., Мангер Т.Э. Инновационные профориентационные активности, используемые в непрерывном образовании: из опыта работы // Поволжский педагогический поиск. – 2020. – № 4(34). – c. 60-66. – doi: 10.33065/2307-1052-2020-4-34-60-66.
    20. Алтухов В.В., Кувшинова О.Л., Кузнецов К.Г. Комплексный подход в профориентации // Профессиональное образование и рынок труда. – 2014. – № 3. – c. 13-15.
    21. Декина Е.В., Шалагинова К.С. Современные методы профориентационной работы как условие формирования у обучающихся способности планировать и реализовывать персональный образовательно-профессиональный маршрут // Научно-методический электронный журнал Концепт. – 2020. – № 5. – c. 42-55. – doi: 10.24411/2304-120X-2020-11033.
    22. Hebb D.O. (Donald Olding) The organization of behavior; a neuropsychological theory. - New York: Wiley, 1949. – 319 p.
    23. Norbert Wiener Cybernetics or Control and Communication in the Animal and the Machine. - Paris: Hermann & Cie Editeurs; Cambridge; Mass.: The Technology Press; New York: John Wiley & Sons Inc, 1948.
    24. What is Artificial Intelligence (AI)?. Ibm.com. [Электронный ресурс]. URL: https://www.ibm.com/cloud/learn/what-is-artificial-intelligence (дата обращения: 31.04.2021).
    25. Малахаева С.К., Уварова М.Ю., Кедярова Е.А. Исследование ценностных ориентаций российских студентов, обучающихся в Китае // Baikal Research Journal. – 2017. – № 4. – c. 8. – doi: 10.17150/2411-6262.2017.8(4).8.
    26. Нефедьева Е.И. Стандарты качества жизни в области занятости населения и механизмы их обеспечения // Известия Иркутской государственной экономической академии. – 2013. – № 6. – c. 20.
    27. Солодова Н.Г., Васильева А.Н. Управление человеческими ресурсами: проблемы и перспективы // Baikal Research Journal. – 2015. – № 4. – c. 14. – doi: 10.17150/2411-6262.2015.6(4).14.
    28. Маськова Н.Г., Хажгериева А.А. Теория поколений: особенности медиапотребления в условиях активного развития цифровых технологий // Вестник Майкопского государственного технологического университета. – 2022. – № 4. – c. 165-173. – doi: 10.47370/2078-1024-2022-14-4-165-173.

    Страница обновлена: 09.04.2024 в 00:20:11