Обеспечение национальных интересов в информационной сфере России

Гретченко А.И.1,2, Горохова И.В.1, Гретченко А.А.1
1 Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, Россия, Москва
2 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

Статья в журнале

Экономическая безопасность (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 7, Номер 1 (Январь 2024)

Цитировать:
Гретченко А.И., Горохова И.В., Гретченко А.А. Обеспечение национальных интересов в информационной сфере России // Экономическая безопасность. – 2024. – Том 7. – № 1. – С. 49-64. – doi: 10.18334/ecsec.7.1.120245.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=60003704

Аннотация:
В статье, основываясь на анализе экономических показателей определены основные риски и угрозы состояния экономической безопасности России в информационной сфере. В целях повышения уровня защиты национальных интересов в исследовании обосновывается целесообразность и своевременность создании государственной платформы для мониторинга утечек персональных данных. По мнению авторов, данная платформа обеспечит высокую степень безопасности социально значимых услуг, минимизацию финансовых рисков для населения и бизнеса, повышение приватности для ряда субъектов.

Ключевые слова: цифровая экономика, национальные интересы, информационная безопасность, информационная среда, киберпреступность, криптография, антивирусные средства, фишинговые сайты

JEL-классификация: H56, O10, P20

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Введение. Несмотря на положительный эффект от развития информационной сферы, стоит отметить, что она является и специфическим носителем угроз экономической безопасности. Элементы, составляющие ее, не являются исключением. В рамках информатизации и ускорения технологического развития встает важный вопрос об обеспечении защиты информации, как достаточно уязвимого ресурса. В связи с тем, что все уровни и отрасли экономики пронизаны информационными технологиями и различного типа данными, то информация и вовсе приобретает первостепенную значимость в контексте обеспечения национальной безопасности [19].

Актуальность данной темы подчеркивается текущей политической и экономической ситуацией вокруг Российской Федерации. Сущность информационной безопасности советские и российские ученые в своих научных трудах [2; 5; 7; 9; 11; 13] рассматривали как активную деятельность государства, направленную на обеспечение высшего уровня устойчивости и защиты ключевых сфер деятельности национальной страны, на поддержку достойного уровня конкурентоспособности экономики, обеспечение качественного социального уровня жизни населения, а также высокую работоспособность всех социальных и экономико-финансовых механизмов страны. Все это должно являться следствием проводимой российским государством национальной политики в области обеспечения национальной экономической безопасности [17; 18].

В национальной экономической безопасности важное значение имеет безопасность национальных интересов. Их защита базируется на реализации стратегических национальных приоритетов, среди которых выделяется информационная безопасность.

Целью исследования является выявление путей повышения уровня защиты национальных интересов в информационной сфере России.

Задачи исследования:

– исследовать теоретические основы информационных технологий, упрощающие процессы поиска, сбора, хранения, обработки и передачи информации;

– провести анализ и составить прогноз показателей на среднесрочную перспективу из программы «Цифровая экономика» блока «Информационная безопасность»;

– определить меры противодействия угрозам и рискам в информационной сфере.

Предмет исследования – деятельность государства в сфере обеспечения национальных интересов в информационной сфере России.

Объект исследования – информационная сфера России.

Практическая значимость исследования: обоснование целесообразности и своевременности создания государственной платформы для мониторинга утечек персональных данных, которая позволит обеспечить высокую степень безопасности социально значимых услуг, минимизацию финансовых рисков для населения и бизнеса, повышение приватности для ряда субъектов.

Методика исследования. Авторами использована система методов оценки экономической безопасности государства в информационной сфере, в частности:

– метод экономико-математического моделирования путем установления верхних и нижних границ диапазонов допустимых значений. На основе рассчитанных границ коридоров безопасности оценивается динамика показателей, и, исходя из расположения относительно допустимого интервала, значения каждого рассматриваемого года соотносятся с определённым уровнем экономической безопасности в информационной сфере, и происходит определение конкретных существующих угроз по каждому показателю, который проводился путем анализа основных статистических показателей национальной экономической безопасности, сбора информации по основным процессам экономической деятельности государства;

– метод экстраполяции, позволяющий распространить тенденции прошлого и настоящего на будущие периоды, а выбранный период упреждения сроком в 3 года способствует построению наиболее точного прогноза;

– метод функционального анализа, который необходим для определения основного функционала национальной экономики, а также для проведения процесса оценки эффективности, разрабатываемых государством мер, направленных на снижение воздействия угроз информационной безопасности на экономику страны.

Для более точного анализа состояния информационной безопасности страны авторами был использован метод определения пороговых значений для детального расчета количественных показателей, а также расчетный метод.

Расчётный метод следует применять всегда, когда это возможно. Затруднение в применении данного метода является факт отсутствия статистических данных или их неточность по ряду экономических показателей. Данный метод заключается в анализе всех экономических тенденций, влияния векторов развития экономики на состояние национальной экономической безопасности, влияния различных факторов и событий на экономику в целом. На основе проведенного анализа вычисляются наиболее благоприятные «допустимые» значения для комфортного развития экономики. Чаще всего расчёт порогового значения начинается с социальных показателей национальной экономической безопасности.

Основные положения. В ходе данных исследований проведены следующие мероприятия:

– исследованы теоретические основы информационных технологий, упрощающие процессы поиска, сбора, хранения, обработки и передачи информации, что выступают в качестве одного из важнейших факторов по обеспечению устойчивости экономического развития и укрепления информационного пространства;

– проведен анализ и составлен прогноз показателей на среднесрочную перспективу из программы «Цифровая экономика» блока «Информационная безопасность» с целью выявления дальнейшей тенденции существующих угроз;

– определены меры противодействия угрозам и рискам в информационной сфере, прежде всего, направленные на минимизацию ущерба от введения данных мер, а также на создание механизмов обхода данных мер в рамках внешней и внутренней политики России.

Основные результаты и их обсуждение. Сегодня информация является ценнейшим ресурсом при принятии решений, от которых зависит развитие как отдельно взятой личности, так и всего государства в целом. Само понятие «информация» достаточно широкое и объемное, что обуславливает многовариантность его трактования. Но в общем смысле подразумевается набор сведений, которые могут передаваться любым удобным способом. И вспоминая знаменитую фразу немецкого банкира Н.М. Ротшильда: «Кто владеет информацией, тот владеет миром», – можно заключить, что человек, обладающий какими-либо данными, расширяет спектр своих возможностей и способен достичь больших высот. Соответственно, возникает потребность в защите этих самых данных от попыток завладения ими и использования в личных противоправных целях.

В рамках экономической сферы информационная безопасность может быть представлена с опорой на действующее российское законодательство. В содержании данного термина заложено три объекта, чьи интересы ставятся превыше всего: личность, общество и государство. При этом помимо противостояния угрозам внимание сконцентрировано на создании информационной сферы и ее использовании в условиях исключения информационной неопределенности.

Многими современными исследователями отмечается отсутствие одного точного общепринятого определения информационной безопасности. В связи с этим в научной литературе существует множество авторских взглядов на понимание ее сущности [10; 14; 28]. Это также обусловлено тем, что в последнее десятилетие данному вопросу уделяют все больше внимания, вследствие чего информационная безопасность стала неотъемлемой частью всех остальных видов безопасности.

Направление, которого придерживается большинство специалистов, основывается на представлении информационной безопасности через невозможность нанесения вреда объекту, его свойствам или функциональной деятельности. Один из его приверженцев Ю.А. Фисун характеризует информационную безопасность как «защищенность информационной среды, отвечающая интересам государства, при котором обеспечивается формирование, использование и возможности развития, независимо от внутренних и внешних информационных угроз» [23].

Актуально и другое представление, которое выражается через защиту от информации. В его рамках С.П. Расторгуев подчеркивает, что в современном мире информационная система и человек нуждаются в охране от входящей информации, которая меняет систему [15]. Данное воздействие способно привести к самоуничтожению существующего порядка. Контролирование информации позволяет влиять на формирование модели мира и желаемых типов поведения. При помощи информационных технологий общество превращается в объект манипулирования с невидимым каркасом из управляющих мнений, установлений, ограничений, определяющих реакции, оценки, поведение публики.

Следующий подход к определению информационной безопасности можно отразить мнением А.И. Алексенцева, который представил ее как «состояние информационной среды, обеспечивающее удовлетворение информационных потребностей субъектов информационных отношений, безопасность информации и защиту субъектов от негативного информационного воздействия» [3].

С точки зрения устойчивости информационной инфраструктуры представил свое видение термина Еркин А.В. «Информационная безопасность – это состояние рассматриваемой системы управления, при котором ее информационная инфраструктура не дестабилизируется под воздействием внешних и внутренних угроз; восприятие результата ее деятельности во внешнем окружении является объективным» [12].

Таким образом, термин «информационная безопасность» является достаточно многогранным и неоднозначным за счет множественности взглядов на его сущность. Он отражается и через призму защиты информационной инфраструктуры, защиты информации или же, наоборот, от нее; в качестве такого состояния системы, при котором отсутствуют угрозы и защищены национальные интересы и население; как процесс обеспечения устойчивого функционирования какой-либо деятельности или же бесперебойной работы того или иного объекта и т.д. Хоть информационная безопасность направлена на предотвращение угроз именно в информационной сфере, все же она проникает во все области социального взаимодействия.

В одном из своих посланий Президент РФ В.В. Путин отметил, что «технологическое отставание и зависимость приводят к потере безопасности, выражающейся в снижении экономических возможностей» [22]. Итогом данного стечения обстоятельств может стать потеря суверенитета, который является одним из приоритетов как экономической, так и информационной безопасности [8]. В настоящее время масштабы киберпреступности постоянно растут, новые способы цифрового мошенничества с каждым разом становятся все более изощренней. Реализация данного вида преступлений в рамках обработки персональных данных с использованием информационных технологий ставит под угрозу конституционные права и свободы человека и гражданина, особенно в части неприкосновенности частной жизни и тайны. В рамках инициативы «Информационная безопасность» национального проекта «Цифровая экономика» акцент делается на обеспечении безопасности цифрового пространства, защите персональных данных граждан и устойчивости по отношению к киберугрозам.

Для выявления дальнейшей тенденции существующих угроз авторами был проведен анализ и составлен прогноз показателей на среднесрочную перспективу из программы «Цифровая экономика» блока «Информационная безопасность».

Один из показателей «Доля населения, имеющего средства защиты информации» отражает степень обеспечения населением личной защиты, чья динамика в конце рассматриваемого периода приобрела отрицательную тенденцию (рис. 1).

Рисунок 1. Динамика и прогноз доли населения,

использующего средства защиты информации, в %

Источник: составлено авторами по данным Федеральной служба государственной статистики (Росстат) [27].

Начиная с 2015 г. наблюдается спад значения показателя 85,8% до 72,8% в 2021 г. (изменение -13 п.п.). Помимо прочего можно выделить и усиленный рост показателя с 2012 по 2013 гг. (увеличение на 14,7 п.п.). Период 2013-2014 гг. характеризуется небольшим сокращением доли: с 84,7% до 83,8% (-0,9 п.п.).

В структуре средств защиты наибольшую долю занимают антивирусные средства, использование которых в период 2016-2021 гг. существенно сократилось с 83,3% до 69,4%. В более ранние года антивирусы покупали один раз и навсегда. Сейчас все большую популярность приобретает не единоразовая покупка, а постоянная подписка на антивирусное программное обеспечение (далее – ПО).

Одним из популярных антивирусов во всем мире является Kaspersky Internet Security от российского производителя, входящего в топ лучших производителей программных решений для защиты устройств, «Лаборатория Касперского». В 2016 г. данная компания впервые с 2010 г. повысила стоимость своих антивирусных программ для персонального использования, что привело к поддержанию снижающейся тенденции показателя. Вдобавок не стоит забывать, что на частоту использования средств защиты информации также влияет уровень грамотности населения в сфере информационной безопасности.

Недостаточное информирование о постоянно появляющихся вирусах и деструктивных последствиях, которые они несут, сохраняют неосведомленность населения в вопросах собственной безопасности. Следует также отметить, что в 2019 г., по данным отчета Счетной палаты РФ, у инициативы «Информационная безопасность» наблюдается наименьшее кассовое исполнение – 39,8% [25]. В качестве причин сложившейся ситуации было выделено множество внесенных изменений в документацию и перераспределение между задачами бюджета на фоне принятия новой редакции национального проекта «Цифровая экономика».

Прогнозные значения показывают тенденцию к снижению доли до 62,5% к 2025 г. При сохранении тенденции к спаду показатель становится еще дальше от верхнего порога: в 2025 г. разрыв составляет 26,3 п.п.

Еще одним показателем является уровень преступности в информационной сфере (рис. 2).

Данный показатель имеет устойчивую возрастающую тенденцию, что является негативным явлением. За весь десятилетний период количество преступлений выросло на 507 495.

Рисунок 2. Динамика и прогноз количества преступлений, совершенных с использованием ИТС и в сфере компьютерной информации, шт.

Источник: составлено авторами по данным Министерства внутренних дел Российской Федерации [20].

С 2012 по 2016 гг. рост динамики произошел за счет двух видов хищений: краж, выросших в 11 раз, и мошенничеств – в 16 раз [4]. В период 2014–2015 гг. увеличение показателя было обусловлено распространением хищения денежных средств с применением считывающих переносных устройств (скиммеров). В промежутке с 2017 по 2020 гг. выросла доля хищений в сфере ИКТ через такие каналы социальной инженерии, как смс-сообщения и звонки с незарегистрированных или оформленных на третьи лица сим-карт. Ко всему прочему с развитием мобильных устройств с каждым годом все большее распространение приобретают атаки на пользователей различных операционных систем. Например, логины, пароли и полные копии устройств, хранящиеся у многих пользователей продукции Apple на облачном сервере, нередко становились объектом деятельности злоумышленников. Из этого вытекает такой вид противоправного деяния, как шантаж компрометирующими материалами с целью вытягивания из жертвы какой-либо суммы денег. Это подтверждается тем фактом, что с 2015 по 2019 гг. число случаев по ст. 138 УК РФ [1] выросло в 3 раза [26, с. 34]. Использование информационных технологий также позволило увеличить динамику преступлений террористической направленности за счет расширения спектра каналов распространения экстремисткой идеологии (например, с помощью Интернета уровень данного вида преступности вырос с 17% в 2018 г. до 19% в 2019 г.) [26, с. 35]. Стоит также отметить, что немаловажную роль в возрастающей динамике сыграло и изменение законодательства: кражи имущества на сумму до 2,5 тыс. руб. были переведены в разряд административных, но при их повторном совершении они снова регулируются уголовным законодательством с возможностью получения реального срока с лишением свободы [24].

Показатель является дестимулятором, в связи с чем его устойчивый рост можно охарактеризовать как негативное явление. При построении прогноза возрастающая динамика сохранилась. Следует отметить, что в период 2020-2021 гг. наблюдается некое замедление роста динамической линии (+7 326), но уже в перспективе в 2021-2022 гг. прогнозируется ее ускорение в 22 раза (+164 539). В качестве положительной тенденции можно выделить тот факт, что данное прогнозное изменение является максимальным. В дальнейшем наблюдается сокращение приращенных величин (в среднем оно составляет 112 545). В соответствии с результатами прогноза уровень преступности сохранит свое положение в критической зоне.

В целях повышения уровня защиты национальных интересов в 2020 г. было принято решение о создании государственной платформы для мониторинга утечек персональных данных. В 2021 г. над ее разработкой начала работать компания «Рубитех». Система мониторинга фишинговых сайтов призвана помочь в вопросах противодействия мошенничеству посредством фишинговых атак, обеспечения высокой степени безопасности социально значимых услуг, минимизации финансовых рисков для населения и бизнеса, повышения приватности для ряда субъектов. Официальный запуск системы произошел летом 2022 г. В первые два месяца ее работы было обнаружено около 30 тыс. подозрительных ресурсов (копии сайтов органов власти, онлайн-казино, поддельные маркетплейсы и т.д.) и заблокировано порядка 9 тыс. веб-страниц с подтвержденным фишингом [16]. В настоящее время спектр возможностей «Антифишинга» сводится к сбору информации о подозрительных сайтах, постоянному мониторингу новых (перерегистрированных) доменов, наполнению базы данных по данному вопросу для осуществления повторных проверок и блокировке фишинговых ресурсов.

В 2021 г. большая часть средств была выделена на создание Национального технологического центра внедрения методов современной криптографии [21]. Спустя два года – в конце 2022 - начале 2023 гг. – Минцифры России совместно с ФСБ сделало первый шаг в данном направлении и зарегистрировало юридическое лицо АНО «НТЦ ЦК» [28]. В качестве его основной цели было установлено внедрение и популяризация использования криптографических методов защиты. В свою очередь они призваны обеспечить конфиденциальность и безопасность данных при их передаче по сетям пользователей. Достигается эта защиты за счет шифрования, которое засекречивает информацию от несанкционированного доступа с помощью специального ключа. Для реализации установленной цели необходимо создать условия для развития здоровой конкуренции среди отечественных производителей (что очень важно в условиях современной геополитической обстановки), создания компонентов средств защиты персональных данных, практического обучения специалистов в области информационной безопасности, формирования стандартов в криптографической сфере. По вопросу отечественных решений планируется привлечение таких российских компаний, как «Информационные технологии и коммуникационные системы», «Крипто-Про» и «Код Безопасности». На базе центра первоначально предусмотрена централизации ряда мероприятий, проводимых коммерческими организациями, научным сообществом, профильными специалистами, которые буду представлены тремя направлениями: научно-технологические работы и исследования, создание универсальной инфраструктуры криптографической защиты персональных данных граждан, а также отечественных технологий, защищенных криптографическими методами.

Проблема уязвимости населения в вопросе личной цифровой безопасности отчасти заключается в недостаточном уровне знаний в соответствующей сфере.

В связи с этим в 2022 г. Минцифры России в сотрудничестве с «РТК-Солар» и СПбГУТ запустили масштабную программу кибергигиены, цель которой заключается в освещении правил поведения в цифровой среде доступным языком для всех категорий населения: детей, взрослых и пожилых. Реализация данной программы также поспособствовала созданию специального раздела на портале Госуслуг, включающего информацию о различных типах угроз, памятки с советами по кибербезопасности и киберграмотности (для самых уязвимых групп населения). За год в программе смогло поучаствовать около 7,7 млн. россиян [6]. которые, ко всему прочему, стали участниками шести специальных проектов: «КиберЗОЖ» (про здоровые привычки и базовые правила в цифровом пространстве), «Выучи свою роль» (план действий в случае столкновения с телефонным мошенничеством), «Кибербулинг» (помощь подросткам в вопросах интернет-травли), «Прокачай скилл защиты» (советы обеспечения личной безопасности для геймеров), «Подготовка к известности» (про способы защиты аккаунтов в процессе набора популярности), «Сложные несложные пароли» (обучение надежной защите личных учетных записей).

Заключение

В современных политических и экономических реалиях существования государства наибольшую значимость приобретает направление за усиление защищенности национальных интересов в информационной сфере Российской Федерации. Обеспечение штатного уровня работы всех социальных, экономических и политических институтов и механизмов страны, а также усиление состояния их информационной защищенности является главной текущей задачей работы всей системы экономической безопасности страны.

Исходя из анализа данных угроз можно сделать вывод о их значительном влиянии на общее состояние экономической безопасности России на современном этапе. Информационная безопасность затрагивают практически все сферы экономические процессы страны, а также оказывают негативное влияние на работу внешних отечественных финансово-экономических механизмов. Также можно заметить, что на данный момент можно отследить влияние информационной безопасности на состояние национальной экономической безопасности лишь в краткосрочном периоде времени. Вместе с тем, главным негативным эффектом данных информационной безопасности является их нацеленность на повреждение экономики РФ в долгосрочной перспективе, поэтому на данном этапе можно ощутить лишь часть потенциально возможного урона по состоянию экономической безопасности страны.

Направления противодействия угрозам в информационной сфере, прежде всего, направлены на минимизацию ущерба от введения данных мер, а также на создание механизмов обхода данных мер в рамках внешней и внутренней политики России.

Таким образом, государственная информационная политика представляет собой социальный механизм, направленный на установление и реализацию целей, задач, принципов, приоритетов и условий развития информационной сферы для обеспечения эффективного функционирования государства, его устойчивого социально-экономического развития и сохранения духовной основы общества.


Источники:

1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 27.11.2023). УК РФ Статья 138. Нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений. Consultant.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/cad87fb351934e731be49cb6ee1b17de00c25d46/?ysclid=lqfpchx8uz19099637 (дата обращения: 20.11.2023).
2. Пучков А.Ю., Соколов А.М., Широков С.С., Прокимнов Н.Н. Алгоритм выявления угроз информационной безопасности в распределенных мультисервисных сетях органов государственного управления // Прикладная информатика. – 2023. – № 2. – c. 85-102. – doi: 10.37791/2687-0649-2023-18-2-85-102.
3. Алексенцев А.И. Сущность и соотношение понятий «защита информации», «безопасность информации», «информационная безопасность» // Безопасность информационных технологий. – 1999. – № 1.
4. Антонов О.Ю. Анализ преступной деятельности, совершаемой с использованием информационно-телекоммуникационных сетей // Вестник Академии Следственного комитета Российской Федерации. – 2017. – № 4(14). – c. 132-138.
5. Белов А.С., Добрышин М.М., Шугуров Д.Е. Модернизация системы информационной безопасности: подход к определению периодичности // Защита информации. Инсайд. – 2022. – № 4. – c. 76-80.
6. Бенгин В.Н. Минцифры подвело итоги первого этапа всероссийской программы кибергигиены. Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: https://digital.gov.ru/ru/events/43732/ (дата обращения: 25.11.2023).
7. Васильев В.И., Вульфин А.М., Кучкарова Н.В. Оценка актуальных угроз безопасности информации с помощью технологии трансформеров // Вопросы кибербезопасности. – 2022. – № 2(48). – c. 27-38. – doi: 10.21681/2311-3456-2022-2-27-38.
8. Веселов А. Путин рассказал, какой фактор может привести к потере суверенитета. Риа. [Электронный ресурс]. URL: https://ria.ru/20180301/1515512123.html (дата обращения: 20.11.2023).
9. Гретченко А.И., Гретченко А.А. Оценка уровня информационной безопасности России в условиях цифровизации трудовых процессов // Цифровые технологии и право: Cборник научных трудов I Международной научно-практической конференции. Казань, 2022. – c. 126-140.
10. Гретченко А.И., Гретченко А.А. Технологическая безопасность России: современное состояние, угрозы и способы обеспечения // Экономическая безопасность. – 2022. – № 2. – c. 547-570. – doi: 10.18334/ecsec.5.2.114429.
11. Догучаева С.М. Анализ современных проблем информационной безопасности в российских компаниях // РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. – 2022. – № 2. – c. 65-68.
12. Еркин А.В. Понятия «информация» и «информационная безопасность»: от индустриального общества к информационному // Информационное общество. – 2012. – № 1. – c. 68-74.
13. Ефремов Н.А., Мужжавлева Т.В. Процессы информатизации экономики и информационная безопасность // Экономика и предпринимательство. – 2023. – № 3(152). – c. 287-294. – doi: 10.34925/EIP.2023.152.3.057.
14. Иванов М.Ю., Сыготина М.В., Вахрушева М.Ю., Надршин В.В. Информационная безопасность современного предприятия // Защита информации. Инсайд. – 2022. – № 6(108). – c. 62-66.
15. Расторгуев С.П. Информационная война. - Москва: Радио и связь, 1998. – 415 c.
16. Исакова Т. Минцифры запускает систему мониторинга фишинговых сайтов. Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: https://digital.gov.ru/ru/events/41620/ (дата обращения: 25.11.2023).
17. Караваева И.В. Новые вызовы экономической безопасности России (обзор выступлений участников Всероссийской научно-практической конференции «VII Сенчаговские чтения. Экономическая безопасность России: реакция на новые вызовы») // Вестник Института экономики Российской академии наук. – 2023. – № 3. – c. 177-193. – doi: 10.52180/2073-6487_2023_3_177_193.
18. Караваева И.В., Лев М.Ю. Приоритеты государственного регулирования экономической безопасности России в условиях новых глобальных вызовов // Экономическая безопасность. – 2023. – № 2. – c. 453-466. – doi: 10.18334/ecsec.6.2.117953.
19. Караваева И.В., Лев М.Ю. Экономическая безопасность: технологический суверенитет в системе экономической безопасности в современной России // Экономическая безопасность. – 2023. – № 3. – c. 905-924. – doi: 10.18334/ecsec.6.3.118475.
20. Министерство внутренних дел Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: https://мвд.рф/folder/101762 (дата обращения: 25.11.2023).
21. Национальный технологический центр цифровой криптографии. Digitalcryptography.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://digitalcryptography.ru/ (дата обращения: 25.11.2023).
22. Послание Президента Федеральному Собранию. Официальный сайт Государственной Думы ФС РФ. [Электронный ресурс]. URL: http://duma.gov.ru/news/26525/ (дата обращения: 01.08.2023).
23. Фисун А.П. и др. Право и информационная безопасность. - Москва: Приор, 2005. – 267 c.
24. Сергеев С. В стране зафиксирован рост количества краж и киберпреступности. Коммерсантъ. [Электронный ресурс]. URL: https://www.kommersant.ru/doc/4109167 (дата обращения: 25.11.2023).
25. Скобелев В. Счетная палата объяснила плохое выполнение бюджета «Цифровой экономики». Рбк. [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/technology_and_media/27/07/2020/5f1c0f2a9a7947d98ca023d5 (дата обращения: 20.11.2023).
26. Ульянов М.В. Преступления, совершаемые с использованием информационных технологий: динамика и тенденции // Общество и право. – 2020. – № 2(72). – c. 32-36.
27. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/statistics/infocommunity (дата обращения: 25.11.2023).
28. Чучкалова И.Ю. Информационная безопасность в условиях трансформации общества // BI-технологии и корпоративные информационные системы в оптимизации бизнес-процессов цифровой экономики: Материалы IX Международной научно-практической очно-заочной конференции. Екатеринбург, 2022. – c. 120-122.

Страница обновлена: 29.03.2024 в 13:01:21