Угрозы реализации национальных интересов Российской Федерации в период после пандемии
Ерохина Е.В.1,2, Джергения Ю.Б.1
1 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Россия, Москва
2 Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана, филиал в г. Калуге
Скачать PDF | Загрузок: 7 | Цитирований: 61
Статья в журнале
Экономическая безопасность (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 3, Номер 3 (Июль-сентябрь 2020)
Цитировать:
Ерохина Е.В., Джергения Ю.Б. Угрозы реализации национальных интересов Российской Федерации в период после пандемии // Экономическая безопасность. – 2020. – Том 3. – № 3. – С. 259-272. – doi: 10.18334/ecsec.3.3.110681.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=44342243
Цитирований: 61 по состоянию на 30.01.2024
Аннотация:
В статье исследованы основные вызовы и угрозы, препятствующие реализации национальных интересов страны в период пандемии. Показана роль цифровизации в развитии общества и достижении национальных интересов. Обосновано, что без качественного образования, подготовленных кадров, невозможно решить проблемы, ответить на вызовы, связанные с последствиями пандемии. По итогам проведенного анализа сделан вывод о том, что ни один из национальных интересов не реализован в полной мере. Угрозы экономической безопасности сохраняются.
Ключевые слова: угрозы экономической безопасности, национальные интересы, цифровизация, качество жизни, бедность, экономический рост, образование, пандемия
В связи со сложной экономической ситуацией в стране и мире, защита интересов населения, обеспечение социальных гарантий, достойных условий жизни, приобретают все большее значение. В современных экономических и политических условиях, в процессе реализации национальных интересов, возникают все новые проблемы, решение которых во многом зависит от «качества управления, государственного регулирования, механизмов поддержки бизнеса» [1]. Сегодня остаются нерешенными вопросы занятости, безработицы, доходов населения, растущий уровень бедности в стране. В связи с этим поиск путей решения проблем, связанных с обеспечением национальных интересов граждан страны в современных экономических условиях, весьма актуален.
Национальные интересы – это совокупность сбалансированных интересов личности, общества и всего государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и других сферах жизнедеятельности общества [2].
В настоящее время во всем мире бушует пандемия новой коронавирусной инфекции 2019-nCoV. Последствия распространения вируса не заставили себя долго ждать, практически сразу после распространения вируса в странах Европы и России, стало понятно, что «мирового кризиса не избежать» [3]. Пострадала не только система здравоохранения, но и многие другие сферы деятельности государств, непосредственно оказывающие влияние на исполнение национальных интересов государств, в том числе и в Российской Федерации.
К моменту распространения инфекции в России, государство принимало комплексные меры по борьбе с вирусом, действия, направленные на предотвращение массового распространения CoV по территории страны. Однако, несмотря на относительно высокую готовность системы здравоохранения, государство не учло возникновение угроз в других сферах деятельности, из‑за чего в настоящее время экономика находится в кризисе.
Здоровье населения, система здравоохранения – это важнейшие факторы экономического благосостояния страны. Текущий кризис показывает, что в глобальном мире качество здравоохранения напрямую влияет на производственный потенциал экономики, возможности реализации национальных интересов.
Реализация национальных интересов, представляет сложнейший комплекс отношений между национальными, иностранными, международными, экономическими субъектами по поводу производства, распределения, обмена, потребления ВВП страны, направленные на долгосрочное развитие национального хозяйства как целостного и «конкурентоспособного организма в условиях глобализации» [4].
В соответствии со Стратегией экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года, угрозами являются «совокупность условий и факторов, создающих прямую или косвенную возможность нанесения ущерба национальным интересам Российской Федерации» [5]. Вызовы – это совокупность факторов, способных при определенных условиях привести к возникновению угрозы экономической безопасности [5].
Поскольку значения большинства показателей, характеризующих национальные интересы государства, не достигают пороговых значений, «уместно говорить об угрозах экономической безопасности России» [6].
Доля ВВП Российской Федерации в мировом валовом продукте
Основные угрозы экономической безопасности – падение объемов производства, рост безработицы. Изменения в объемах производства товаров и услуг жестко коррелируют с уровнем занятости в экономике. Когда реальный ВВП понижается, показатели безработицы имеют тенденцию к росту. Если фирмы принимают решение о сокращении объемов производства товаров и услуг, им приходится увольнять своих работников, что предопределяет возрастание уровня безработицы, уменьшается благосостояние людей, снижается платёжеспособность населения.
Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума
Доходы большинства россиян падают на протяжении нескольких лет. Угроза снижения реальных доходов населения сохраняется. В стране растет число бедных людей, что привело к ухудшению уровня и снижению качества жизни, возрастанию смертности, а также социальной нестабильности и неэффективному использованию ресурсов. В России к бедным относятся все граждане, попадающие под действие норм ФЗ «О прожиточном минимуме в РФ». Численность населения с доходами ниже прожиточного минимума растет с 2013 года (табл. 1).
Таблица 1 – Численность населения РФ с доходами ниже прожиточного минимума
Год
|
% бедного населения
|
Численность населения, млн. чел.
|
2013
|
8,8
|
12,5
|
2015
|
13,3
|
19,5
|
2019
|
12,7
|
18,6
|
Численность малоимущего населения во 2-м квартале 2019 г. снизилась по сравнению с 1-м кварталом 2019 г. на 1,6 % (с 20,9 млн чел. до 18,6 млн чел.). Росстат зафиксировал увеличение доли населения с доходами ниже прожиточного минимума по сравнению со 2-м кварталом 2018 г. (тогда он составлял 12,5 %). Это связано с тем, что величина прожиточного минимума во 2-м квартале 2019 г. выросла по сравнению с аналогичным периодом 2018 г. на 7,1 %, в то время как инфляция в годовом выражении составила 5 %, а рост среднедушевых денежных доходов населения – 5,6 %.
По оценке Росстата, при увеличении прожиточного минимума на величину, равную уровню инфляции – 5 %, доля населения с доходами ниже прожиточного минимума составила бы 12,1 %, что ниже аналогичного показателя в 2018 г. (12,5 %).
Самые бедные регионы страны: Смоленская, Ивановская, Псковская область, Алтайский край, республика Дагестан и др. Самые обеспеченные регионы: Москва, Ямало-Ненецкий АО, Сахалинская область, Ханты – Мансийский АО (районы добычи нефть и газ). Сравнение показателей, связанных с уровнем доходов населения в названных субъектах, отражает растущую дифференциацию в уровне жизни, социально-экономическом региональном, пространственном развитии (табл. 2).
Таблица 2 – Показатели доходов – расходов населения в некоторых субъектах Российской Федерации в 2018 г.
Субъекты РФ
|
Потреби-
тельские расходы на душу населения
(в месяц), руб.
|
Средне-
месячная
номиналь-
ная начис-
ленная
заработная плата, руб.
|
Среднедушевые денежные доходы населения, руб./мес.
|
Средний размер назначенных пенсий, руб.
|
РФ
|
26780
|
43724
|
33178
|
13323
|
Смоленская
обл.
|
20633
|
29397
|
25888
|
12554
|
Ивановская
обл.
|
19407
|
25729
|
24503
|
12686
|
Псковская
обл.
|
20033
|
26871
|
23880
|
12616
|
Алтайский
край
|
17258
|
25519
|
22829
|
12252
|
Республика
Дагестан
|
22409
|
25155
|
25755
|
10298
|
Москва
|
54130
|
83801
|
68386
|
14410
|
Ямало-Ненецкий
АО
|
35341
|
97204
|
79398
|
19933
|
Сахалинская
область
|
43147
|
77499
|
53783
|
17787
|
Ханты
– Мансийский АО
|
33916
|
70896
|
50717
|
19887
|
Рост показателя «Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума» в РФ свидетельствует о наличии следующих угроз:
- увеличение числа бедного населения приводит к снижению темпов экономического роста, вызванного уменьшением числа экономически активного населения; «снижением покупательной способности населения» [5], проблемой недостатка квалифицированных кадров и др.;
- увеличение числа бедного населения приводит к росту числа государственных пособий и выплат данной категории граждан, однако, выделенные из бюджета средства эта часть населения восполнить не может, так как не имеет возможность в полном объеме оплачивать обязательные налоговые сборы;
- увеличение числа малоимущих граждан ставит под угрозу вопрос социальной стабильности и создает возможность общественных волнений и кризисов.
Охрана окружающей среды
В ходе изучения данного показателя можно выделить основные угрозы и вызовы. Затраты на охрану окружающей среды за рассматриваемый период (с 2012 г.) в разы меньше порогового значения. Первая угроза – негативное воздействие загрязнённой окружающей среды на здоровье населения. Данная угрозы является наиболее актуальной в настоящее время, наблюдается явная динамика увеличения естественной убыли населения, а также загрязнение окружающей среды провоцирует развитие заболеваний дыхательных путей у населения, что снижает «ожидаемую продолжительность жизни» [4]. Низкие затраты на окружающую среду не позволяют обеспечивать внедрение и разработку экологически чистых технологий. Данная угроза также представлена в Стратегии экологической безопасности Российской Федерации [8]. При недостаточном финансировании регионы не успевают утилизировать отходы в срок, они накапливаются, тем самым воздействуя на территорию и загрязняя и поверхность земли и воздух.
Актуальной угрозой является недофинансирование государством и хозяйствующими субъектами мероприятий по охране окружающей среды. Главной угрозой, возникающей вследствие низких показателей доли высокотехнологических и наукоемких отраслей в экономике России, является снижение конкурентоспособности экономики нашей страны, которое провоцирует снижение экономического роста. В целом для данного показателя характерно возникновение угроз, сопровождающих снижение ВВП, названных ранее.
Угрозы, связанные с высоким уровнем преступности в государстве
К числу угроз, прежде всего, относятся угрозы социальной безопасности населения; рост экономических преступлений на фоне увеличивающейся доли населения с доходами ниже прожиточного минимума.
Угрозы и вызовы, возникающие вследствие недостаточного уровня образования
- Снижение уровня привлекательности российского образования.
Если рассматривать проблемы российской системы образования с точки зрения сохранения и накопления человеческого капитала, то наиболее проблемными являются именно дошкольное (снижение расходов составило за год почти 67 %) и высшее образование [10]. Помимо проблем финансирования, колоссального сокращения расходов на дошкольное образование, есть проблемы нематериальные. Специалисты бьют тревогу: с каждым годом появляется все больше дошкольников с нарушениями в эмоциональной сфере. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других, у дошкольников скудеет фантазия и эмоциональный фон. При этом комфортность эмоционального самочувствия дошкольника является показателем эффективной работы детского сада и составляет основу психологического здоровья дошкольника. Поиск ответов на вопрос: как обеспечить эмоциональное благополучие детей в дошкольном учреждении – продолжается… а вот роль этого самого благополучия для будущего развития и детей и страны, к счастью, сомнений не вызывает. И если в «едином целенаправленном процессе воспитания и обучения, являющимся общественно значимым благом, осуществляемым в интересах человека, семьи, общества и государства» обойти вниманием, обделить ресурсами дошкольное образования, последствия не заставят себя долго ждать, образуется «брешь» в знаниях, разрыв, нарушение целостности системы образования.
Эмоциональная жизнь, эмоциональное благополучие, эмоциональное самовыражение и все высшие человеческие чувства развиваются в процессе слаженной работы всех участников образовательного и воспитательного процесса. Очень важно, чтобы еще в дошкольном возрасте ребёнок приобрёл опыт эмоционального реагирования, поскольку этот период является сензитивным для развития эмоциональной сферы.
В целом финансирование образования в России увеличивается. Однако увлечение финансирования касается, преимущественно, нескольких вузов страны. Так, в 2016 г. доля расходов федерального бюджета на финансовое обеспечение выполнения государственного задания по высшим учебным заведениям, подведомственным Министерству образования и науки Российской Федерации, в общей сумме расходов федерального бюджета по разделу «Образование» составила 26,33 % или 154,1 млрд руб. Наибольший объем соответствующих расходов приходится на Центральный федеральный округ (ЦФО) и составляет 50,8 млрд рублей или 33 %. При этом 73 % или 37,1 млрд руб. указанных расходов по ЦФО приходится на г. Москву и конкретные вузы: МГТУ им. Баумана – 14,8 % (5,5 млрд руб.), МГСУ – 3,8 % (1,4 млрд руб.), МПГУ – 4,3 % (1,6 млрд руб.), МИФИ – 7,0 % (2,6 млрд руб.), МАИ – 7,5 % (2,8 млрд руб.), РУДН – 4,6 % (1,7 млрд руб.), МЭИ – 5,4 % (2,0 млрд руб.), РЭУ им. Г.В. Плеханова – 5,1 % (1,9 млрд руб.), МАМИ – 3,2 % (1,2 млрд руб.), МИСиС – 4,8 % (1,8 млрд руб.), РГСУ – 2,0 % (1,1 млрд руб.), прочие ВУЗы – 31,5 % (11,7 млрд руб.) [11].
- Снижение уровня человеческого потенциала, оцениваемого индексом человеческого развития, который включает в себя уровень жизни населения, грамотности, образованности и продолжительности жизни.
Современный мир вступает в эпоху беспрецедентно высокой технологической безработицы. В ближайшие десятилетия, по прогнозным оценкам экспертов, отомрет примерно половина всех существующих профессий. В результате внедрения новых технологий огромная масса людей останется не у дел – в гонке между машинами и людьми победят машины. Необходимо вводить налог на роботов и немедленно приступать к практической реализации идеи безусловного универсального дохода. Скорость технологических изменений будет настолько высокой, что работники физически не смогут переучиваться на новые специальности, непрерывно пополняя армию безработных. Будущая ситуация на рыке труда изображается в самых мрачных красках [12].
Новые технологии предъявляют более высокие требования к уровню образования и квалификации работников, активизируются процессы межрегионального перемещения рабочей силы вследствие изменения потребностей и спроса на специалистов. Происходит так называемое, созидательное, творческое разрушение, о котором Й. Шумпетер сказал, что процесс индустриальной мутации, который непрерывно реконструирует экономическую структуру изнутри, разрушая старую структуру и создавая новую. Через понятие «творческое разрушение» делается попытка объяснить многие движущие силы прогрессивных изменений. Шумпетер называл инновационные нововведения силой, которая могла бы обеспечить долгосрочный экономический рост, разрушая старые ценности компаний. Фундаментальный импульс, который поддерживает двигатель прогресса в движении, исходит от новых потребителей, новых товаров, новых методов производства и транспортировки, от новых рынков, новых форм индустриальных организаций. Новый продукт, процесс, способ организации может быть эффективным и выгодным, таким образом, разрушая старую организацию. Шумпетер называл созидательное разрушение процессом трансформации, который сопровождает радикальные инновации. По мнению современных авторов, чтобы продолжать удерживать превосходство и оставаться конкурентоспособными, компании должны применять динамические стратегии резких изменений и творческого разрушения [13].
Но «резкие изменения и креативные разрушения» без квалифицированных, думающих кадров и качественного образования в 21 веке обречены на провал. Однако, практика последних десятилетий, реформирование системы образования в нашей стране показывают тревожную, пагубную для общества зависимость: чем доступнее становится высшее образование, тем ниже его качество. При этом признаком общества знаний, информационного общества, является рост требований к уровню профессиональной подготовки кадров, качеству образования, «увеличению финансирования научной сферы» [14].
Сегодня, спустя почти четыре месяц от повсеместного перехода на дистанционное обучение в школах, колледжах и вузах, можно подвести некоторые промежуточные итоги. Прежде всего, техническая сторона вопроса – как ни странно, оказалась наименее сложной частью проблемы. Обилие мессенджеров, платформ и площадок для вебинаров, позволяет любому учреждению при наличии интернета решить вопрос двусторонней передачи образовательного контента. Если не усложнять себе задачу вопросами идентификации обучающихся и отслеживания списывания, можно считать проблему в целом решенной на данный отрезок времени. Однако полностью заменить учебный процесс онлайн обучением невозможно, теперь это ясно понимают самые яростные апологеты дистанционных технологий. Процитирую великого педагога К.Д. Ушинского: «Только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать характер». Иными словами, личность воспитывается личностью. Утрата живого общения – вот главная и трудновосполнимая потеря нынешнего отрезка времени. Мы вновь начинаем ценить радость каждодневных встреч и четкость утвержденных аудиторий в расписаниях занятий. «Высшее образование – это общение» [14], философски сформулировал Петр Авен. В условиях вынужденной самоизоляции и цифровых аватаров трудно не согласится.
Очевидно, что ускоряющиеся темпы технологических и экономических изменений породили ускоренные форматы обучения, при которых трансляция старых знаний почти полностью перемещается из аудиторий в интернет; что пропорция между аудиторными и внеаудиторными занятиями радикально меняется в пользу последних. Однако, утверждение, что традиционная модель университета слишком привыкла к неторопливой трансляции старых знаний, накопленных предшественниками; к занятию наукой во имя науки, вне связи с требованиями практики, нельзя назвать абсолютно бесспорным. Нельзя признать безапелляционной точку зрения, что теперь главной задачей вузов становится не дать глубокие знания, а научить студентов брать их самостоятельно [15] (если к этому есть мотивация, а если нет?). Научить студентов учиться.
Ожидаемая продолжительность жизни
Низкая ожидаемая продолжительность жизни и возрастающая естественная убыль населения вызывает следующие угрозы:
- увеличение диспропорций в продолжительности жизни мужчин и женщин. На данный момент разница между продолжительностью жизни у мужчин и женщин составляет порядка 10 лет, продолжительность жизни у женщин выше;
- старение населения (увеличение численности лиц старше трудоспособного возраста);
- депопуляция населения на фоне распространения коронавирусной инфекции.
Таким образом, в настоящее время исполнению национальных интересов препятствует большое количество угроз. Каждая угроза требует конкретных механизмов воздействия и подхода к регулированию.
Реализации национальных интересов Российской Федерации в условиях «резких изменений и креативных разрушений» без квалифицированных, думающих кадров и качественного образования обречены на провал.
Действительно, современные студенты не похожи на своих предшественников из века двадцатого, на смену поколению X и Y приходит поколение Z – «цифровое поколение», наделенное клиповым мышлением. Это поколение, для которого приоритетна установка на гедонизм, для которого работа должна быть в радость и, конечно, приносить доход, но не отнимать много времени: «вкалывать» молодые люди не готовы. Поэтому и система образования должна меняться. Но кто и как будет решать задачи, которые поставлены перед обществом и прописанные в стратегических документах? [1]
Заключение
Реализация национальных интересов сегодня неразрывно связана с процессами цифровизации, информатизации общества, его интересов и потребностей. Формирование цифровой экономики в Российской Федерации находится в начале трудного пути, и кроме возможности получить цифровые дивиденды, необходимо решать проблемы, справляться с неопределенностями, управлять рисками. Существенным фактором риска остается технологическое отставание многих отраслей, которое связано с проблемами кадрового обеспечения, качества менеджмента, недостатком финансовых ресурсов, как на уровне предприятий, так и регионов. Сохраняется проблема цифрового неравенства в регионах.
Путь цифровой трансформации требует усилий от всех заинтересованных участников: государства, бизнеса, образования, науки и др. Это не просто автоматизация, это изменения в бизнес-модели и стратегии. Успех развития цифровой экономики зависит от того, насколько слаженно и государственный, и корпоративный сектор будут двигаться в сторону цифрового будущего. Для этого потребуются квалифицированные кадры, инженеры, рабочие, готовые выполнять задачи нового уровня. Цифровизация отнюдь не волшебный инструмент превращения относительно отсталой страны по уровню экономического, технологического и «особенно социального развития в передовую державу» [16]. Цифровую трансформацию, информатизацию следует рассматривать как новый инструмент в реализации национальных интересов страны и одновременно механизм решения проблем, стоящих перед обществом и остающихся пока не решенными.
[1] Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации. Утверждена Указом Президента РФ от 1.12. 2016 г. №642 // http://sntr-rf.ru/upload/iblock/c80/Указ%20Президента%20РФ%20о%20Стратегии%20научно-технологического%20развития%20Российской%20Федерации.pdf.
Программа «Цифровая экономика Российской Федерации». Утверждена распоряжением Правительства РФ от 28.07.2017 г. № 1632-р // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_221756/2369d7266adb33244e 178738f67f181600cac9f2/
Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы. Утверждена Указом Президента РФ от 9.05.2017 г. № 203 // http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71570570/#ixzz52pHE22CP
Источники:
риски социально-экономической безопасности, формируемые системой
государственного управления в современной России // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. – 2019. – № 2. – С. 45-65.
2. Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года N 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации" // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_191669/
3. Дробот Е.В., Костылева С.О. Актуальные проблемы экономической интеграции России в мировую экономику в условиях функционирования Евразийского экономического союза // Экономические отношения. – 2016. – Т. 6. – № 4. – С. 125-131.
4. Тебякин А.А., Шевченко М.В. Управление рисками реализации государственных программ Российской Федерации: теоретические подходы к решению проблемы // Экономическая безопасность. – 2020. – Том 3. – № 1. – С. 31-40.
5. Гельвановский М.И., Колпакова И.А., Лев М.Ю., Биляк С.А. Государственная ценовая политика как фактор экономической безопасности в системе мер по стимулированию экономического роста // Вестник Института экономики Российской академии наук. – 2015. – № 6. – С. 91-98.
6. Прохорова Н.С., Лячин В.И. Природа национальных экономических интересов России и проблемы их реализации // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. 2013. № 9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/priroda-natsionalnyh-ekonomicheskih-interesov-rossii-i-problemy-ih-realizatsii.
7. Указ Президента Российской Федерации от 13.05.2017 года N 208 "О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года" // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216629/
8. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2019: Стат. сб. / Росстат. М., 2019. 1204 с.
9. Указ Президента РФ от 19.04.2017 N 176 "О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года" // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_215668/
10. Александрова Е.В., Извекова Т.Н., Лайшева С.С., Меледина О.Н. Как обеспечить эмоциональное благополучие детей в дошкольном учреждении // Вестник научных конференций. 2017. № 9-2 (25). // URL: http://ucom.ru/doc/cn.2017.09.02.pdf.
11. Ерохина Е.В. Состояние и оценка образовательной подсистемы региона на материалах Центрального федерального округа // Менеджмент в России и за рубежом. 2018. – № 2. – С. 37 – 49.
12. Капелюшников Р. Технологический прогресс – пожиратель рабочих мест? // Вопросы экономики. 2017. – № 11. – С. 111-140.
13. Шумпетер Й. Капитализм, социализм и демократия. – «Эксмо», 2007 г. – с. 461.
14. Преподаватели Плехановки о переходе на дистанционную форму обучения
// https://www.rea.ru/ru/koronavirus/Pages/koronavirus-prepodavateli.asp
15. Мясоедов С. Человек нового поколения: чему надо учить современных студентов // http://www.forbes.ru/karera-i-svoy-biznes/362033-chelovek-novogo-pokoleniya-chemu-nado-uchit-sovremennyh-studentov?from_alt_domain=1
16. Аганбегян А. Что можно сделать в 2017 году, чтобы возобновить в России экономический рост? // Проблемы теории и практики управления. 2017. – № 4. С. 9 – 14.
Страница обновлена: 15.07.2024 в 04:21:34