Планирование численности персонала организаций социального обслуживания, участвующих во внедрении системы долговременного ухода за пожилыми и инвалидами
Шестаков М.А.1
1 Федеральное государственное бюджетное учреждение «Всероссийский научно-исследовательский институт труда» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
Скачать PDF | Загрузок: 12
Статья в журнале
Экономика труда (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 10, Номер 12 (Декабрь 2023)
Цитировать:
Шестаков М.А. Планирование численности персонала организаций социального обслуживания, участвующих во внедрении системы долговременного ухода за пожилыми и инвалидами // Экономика труда. – 2023. – Том 10. – № 12. – С. 1931-1956. – doi: 10.18334/et.10.12.120216.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=59554843
Аннотация:
Проект по внедрению в Российской Федерации системы долговременного ухода за пожилыми и инвалидами, нуждающимися в уходе, предполагает формирование новых и значительную модификацию существующих организационных структур управления социальным обслуживанием как на уровне субъекта Российской Федерации, так и отдельных муниципальных образований. В рамках реализации организационных мероприятий предполагается ввести новые должности, нормы труда на которые еще не разработаны, что ограничивает возможности по обоснованному планированию численности работников, экономическому обоснованию затрат на предоставление социальных услуг по уходу в рамках системы долговременного ухода, обеспечения доступности и качества предоставляемых социальных услуг. В предлагаемой статье представлены результаты исследований по определению наиболее эффективного методического подхода к планированию численности персонала организаций социального обслуживания, участвующих во внедрении системы долговременного ухода за пожилыми и инвалидами на основе норм труда. В статье представлен оригинальная методика учета географической удаленности мест проживания граждан, нуждающихся в предоставлении социальных услуг по уходу и граждан, которым такие услуги уже предоставляются. Разработанные методические подходы прошли апробацию с целью их практического применения. Статья будет интересна как исследователям, занимающимся проблемами нормирования труда, так и работникам органов государственной власти, ответственных за внедрение системы долговременного ухода, поставщикам социальных услуг.
Ключевые слова:
Ключевые слова: система долговременного ухода, планирование численности, нормы труда, географическая удаленность, нормы численности
JEL-классификация: J14, J18, J21, J23, J24
Введение
Актуальность вынесенной в заголовок статьи проблемы обусловлена следующими обстоятельствами:
1) проект по внедрению системы долговременного ухода за пожилыми и инвалидами, нуждающимися в уходе, предполагает создание новых и значительную трансформацию уже действующих организационных структур с целью достижения целей реализации проекта;
2) создание новых и трансформация действующих организационных структур, участвующих в реализации проекта по внедрению системы долговременного ухода, предполагает внедрение в штатные расписания новых должностей работников;
3) анализ функций, закрепленных за работниками, занятыми на новых должностях, показал, что в настоящее время отсутствуют нормы труда на большинство выполняемых ими работ, что требует разработки и внедрения новых норм труда и их научного обоснования;
4) особенности организации труда работников, занимающих некоторые из вводимых должностей, требуют учета такого фактора, как географическая удаленность мест проживания граждан, нуждающихся в предоставлении социальных услуг по уходу и граждан, которым такие услуги уже предоставляются, а имеющиеся в настоящее время методические наработки не позволяют в полной мере это сделать.
Ввиду новизны решаемых задач следует отметить малое количество публикаций по теме статьи.
Сама по себе система долговременного ухода активно освещается в отечественной и особенно в зарубежной научной литературе [1,2] (Yakushev et al, 2022; Korchagina, Prokof’eva, 2020).
Проблемы нормирования труда, обзор современных методов нормирования труда, особенности современного этапа нормативно-правового регулирования в данной сфере нашли отражение в работах Омельченко И.Б., Рачек С.В. и др. [3-6] (Omelchenko, 2018; Omelchenko, Vas’kov, 2020, Shipova et al., 2019; Rachek, 2022). В частности, применительно к рассматриваемой в статье проблеме, исследователями делается вывод о том, что, в случае отсутствия установленных норм и нормативов по труду возрастает роль статистических методов исследования, бенчмаркинга и применения микроэлементных нормативов. Кроме того, поднимается проблема разработки нормативных материалов по труду в условиях существенных различий в организационно-технических условиях выполнения аналогичных между собой работ.
Шиповой В.М. и др. исследовались вопросы нормирования труда в здравоохранении - виде деятельности, наиболее близком к социальному обслуживанию. Авторы показали, что планирование численности медицинского персонала целесообразно осуществлять на основе норм времени на выполнение медицинских манипуляций, медицинских исследований, норм нагрузки на должности врачебного персонала, а также разработки типовых штатов.
Коллективом исследователей, одним из участников которого является автор настоящей статьи, на протяжении последних лет проводятся исследования в области нормирования труда в сфере социального обслуживания в целом и долговременного ухода в частности [10-14] (Smirnov, Shestakov, 2022a; Smirnov, Shestakov, 2022b; Shestakov, Smirnov, 2023, Chalenko, Shestakov, 2020; Shestakov, Danilina, 2023). Авторы обосновали необходимость применения норм и нормативов по труду в целях планирования численности работников сферы социального обслуживания. Кроме того, в своих исследованиях авторы показали, что в условиях рыночной экономики нормирование труда тесно связано с финансово-экономическими отношениями в сфере социального обслуживания не только с точки зрения экономической эффективности применения тех или иных методов нормирования труда, но и установления самих норм и нормативов по труду. В своих работах указанных коллектив исследователей показал, что наиболее рационально планировать численность работников на основе норм нагрузки и норм времени обслуживания.
Научный пробел, который автор статьи попытался восполнить, результатами проведенного исследования заключался в необходимости учета дополнительных факторов, влияющих на плановую численность работников системы долговременного ухода, а также эмпирической проверке (апробации) уже наработанных методических подходов к планированию численности работников на основе норм и нормативов по труду.
Целью исследования являлось развитие наработанных ранее методических подходов к нормированию труда работников системы долговременного ухода путем разработки конкретных норм и нормативов по труду и их апробирование на данных субъекта Российской Федерации.
Научная новизна проведенного исследования заключается в комплексном подходе к планированию численности работников организаций, участвующих во внедрении системы долговременного ухода, в т.ч. путем разработки и апробации методических подходов к учету географического фактора.
Авторская гипотеза заключается в том, что расчет плановой численности работников системы долговременного ухода должен основываться на нормативных материалах по труду, учитывающих различные факторы, влияющие на величину норм труда.
Методология исследования базируется на проектировании трудовых процессов в условиях отсутствия работ-аналогов, применении современных статистических методов обработки данных, основанных на корреляционно-регрессионном анализе.
В целях учета географического фактора автором применялись программы обработки пространственных данных (модуль Python Geopandas). Расчеты проводились на основе пространственных данных.
1. Особенности организации деятельности организаций, участвующих во внедрении системы долговременного ухода
С 2018 года в Российской Федерации реализуется пилотный проект по созданию системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе (далее – СДУ), которая представляет собой систему организации и предоставления органами и организациями социальных, медицинских, реабилитационных и абилитационных услуг гражданам, нуждающимся в уходе, основанная на межведомственном взаимодействии [15].
Первоначально участниками пилотного проекта стали 6 субъектов Российской Федерации.
До августа 2023 года участниками пилотного проекта стали 34 субъекта Российской Федерации, а именно: Республика Башкортостан, Республика Бурятия, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Татарстан, Удмуртская Республика, Алтайский край, Забайкальский край, Камчатский край, Красноярский край, Приморский край, Ставропольский край, Амурская область, Белгородская область, Владимирская область, Волгоградская область, Воронежская область, Калужская область, Кемеровская область - Кузбасс, Кировская область, Костромская область, Нижегородская область, Новгородская область, Новосибирская область, Пензенская область, Рязанская область, Самарская область, Сахалинская область, Тамбовская область, Тульская область, Тюменская область, Челябинская область, Ульяновская область, город Москва.
С 1 сентября 2023 года пилотный проект по созданию СДУ реализуется на всей территории Российской Федерации.
Согласно утвержденным показателям реализации федерального проекта
«Разработка и реализация программы системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения» уже в 2024 году доля граждан старше трудоспособного возраста и инвалидов, получающих услуги в рамках системы долговременного ухода, от общего числа граждан старшего трудоспособного возраста и инвалидов, нуждающихся в долговременном уходе, должна составить 40% [16].
В целях организации деятельности по созданию СДУ Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации утверждается Типовая модель системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе (далее – Типовая модель СДУ) [15].
В процессе реализации Типовой модели СДУ в субъектах Российской Федерации в дополнение к уже существующим в рамках системы социального обслуживания структурным единицам должны быть созданы, например, такие структурные единицы как региональные и территориальные координационные центры (далее – РКЦ и ТКЦ), которые создаются в организациях, подведомственных органу государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере социального обслуживания граждан, не являющихся поставщиками социальных услуг [15].
На РКЦ возлагаются функции по информационно-аналитическому обеспечению СДУ в субъекте Российской Федерации, а именно: информирование граждан о системе долговременного ухода; прием и первичная обработка информации о потенциальных получателях социальных услуг, поступившей по различным информационным каналам; мониторинг, анализ и обобщение информации ТКЦ; мониторинг и анализ информации, содержащейся в ведомственной информационной системе, в т.ч. обеспечение ведения модуля «Система долговременного ухода» в ведомственной информационной системе; оказание содействия ТКЦ в разрешении проблемных ситуаций, возникающих при предоставлении гражданам социальных услуг по уходу, включенных в социальный пакет долговременного ухода.
В соответствии с Типовой моделью СДУ на ТКЦ возложены функции по обеспечению функционирования СДУ на территории одного или нескольких муниципальных образований субъекта Российской Федерации, а именно: выявление граждан, нуждающихся в уходе; определение индивидуальной потребности граждан в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу; формирование базы данных о гражданах, включенных в СДУ, обеспечение информационного обмена с медицинскими и иными организациями, поставщиками социальных услуг; организация контроля качества предоставления гражданам социальных услуг по уходу, включенных в социальный пакет долговременного ухода; проведение мониторинга функционирования СДУ; оказание содействия гражданам в разрешение проблемных и конфликтных ситуаций, возникающих при предоставлении социальных услуг по уходу, включенных в социальный пакет долговременного ухода; осуществление консультирования поставщиков социальных услуг, а также граждан, осуществляющих уход за гражданами на основе родственных, соседских или дружеских связей по вопросам получения социальных услуг в системе долговременного ухода и др.; организация информирования граждан о системе долговременного ухода.
Анализ функций, возложенных на РКЦ и ТКЦ, их декомпозиция до видов работ на основе анализа Типовой модели СДУ позволил определить структуру персонала данных структурных единиц (рис.1, 2).
Источник: составлено авт. по источнику [15]
Рисунок 1 – Примерная организационная структура РКЦ
Источник: составлено авт. по источнику [15]
Рисунок 2 – Примерная организационная структура ТКЦ
Типовая модель СДУ предусматривает, что организация и предоставление непосредственно социальных услуг по уходу, включенных в социальный пакет долговременного ухода, должна осуществляться самими поставщиками социальных услуг.
Функции по непосредственному предоставлению социальных услуг по уходу, включенных в социальный пакет долговременного ухода, возлагаются на помощников по уходу, а функции по организации их деятельности и осуществлению контроля за предоставлением гражданам, нуждающимся в уходе, социальных услуг по уходу, включенных в социальный пакет долговременного ухода возлагаются на организатора ухода (рис.3).
Источник: составлено авт. по источнику [15]
Рисунок 3 – Примерная организационная структура подразделения поставщика социальных услуг, предоставляющего социальные услуги по уходу
2. Методические аспекты планирования численности работников системы долговременного ухода
Планирование численности работников координационных центров и поставщиков социальных услуг, участвующих в предоставлении социальных услуг по уходу в рамках СДУ как представляется должно осуществляться на основе норм труда, к которым относятся в т.ч. нормы (нормативы) численности, нормы нагрузки и обслуживания, нормы времени [7, 8].
Под плановой численностью будет пониматься необходимая для выполнения заданного объема работ штатная численность работников координационных центров, а также поставщика социальных услуг, участвующего в предоставлении социальных услуг по уходу в рамках СДУ [1].
Таким образом, плановая численность работников координационных центров, а также организации социального обслуживания ( ) может быть определена по следующей формуле:
|
(1)
|
i…N – индексы суммирования по количеству должностей работников.
Как известно, в основе штатной численности персонала лежит нормативная численность, скорректированная на коэффициент, учитывающий невыходы работников в связи с отпуском, временной нетрудоспособностью и т.п. (коэффициент невыходов), т.е. штатная численность ( ) определяется по следующей формуле [9]:
|
(2)
|
– коэффициент невыходов.
В свою очередь нормативная численность работников ( ) координационных центров определяется следующим образом:
|
(3)
|
– нормативный объем r-го вида работ, выполняемый одним работником в течение планового периода (например, года);
r…R – индексы суммирования по количеству видов выполняемых работ.
С целью определения годовых нормативных объемов выполнения работ одним работником был проведен анализ содержания работ, определено нормативное время выполнения работ, что позволило рассчитать значения данного показателя, представленные в таблицах 1, 2.
Таблица 1
Рекомендуемые нормативные объемы выполнения работ работниками РКЦ
№ п/п
|
Наименование
работы
|
Ед. изм.
объема работ
|
Значения
рекомендуемых нормативных объемов выполнения работ в год на 1 работника,
|
1
|
2
|
3
|
4
|
1.
|
Прием звонков,
проведение стандартизированного опроса обратившегося гражданина, направление
сведений об обратившихся в уполномоченную организацию, реализующую функции по
координации и обеспечению функционирования системы долговременного ухода на
муниципальном уровне/ТКЦ
|
Звонок
|
11840
|
2.
|
Формирование запросов
на получение сведений об обратившемся, получение и обработка полученных
сведений
|
Запрос
|
7900-11840
|
3.
|
Прием обращения
гражданина за консультацией, организация консультаций
|
Обращение
|
23680
|
4.
|
Проведение консультации
|
Консультация
|
5920-7890
|
5.
|
Разработка проектов
информационных материалов, их согласование, утверждение итоговой версии
|
Письменный
материал, объемом не более 1 печатного листа
|
13
|
6.
|
Актуализация информационных
материалов
|
39
| |
7.
|
Размещение
информационных материалов
|
Точка
размещения
|
По
фактическим затратам за предыдущий период
|
8.
|
Анализ конфликтной
ситуации, организация и проведение встреч и консультаций
|
Обращение за
разрешением конфликтной ситуации
|
247-395
|
9.
|
Прием и обработка
заявок, формирование графика и организация консультаций
|
Заявка на
проведение консультаций
|
1973
|
10.
|
Проведение консультаций
|
Консультация
|
1315
|
11.
|
Свод информации о
функционировании системы долговременного ухода, формирование, согласование
(утверждение) отчетов
|
Форма
отчетности
|
987
|
12.
|
Формирование и ведение
единой информационной системы (ЕИС) (единой информационной базы данных)
|
Модуль
системы (базы), запись
|
39460
|
Источник: разработано авт. на основе проведенных исследований
Примечание. Нормативные объемы работ определены исходя из нормативного времени выполнения единицы работы и нормативного фонда рабочего времени одного работника: где – годовой нормативный фонд рабочего времени (по производственному календарю); – нормативное время на выполнение одной работы. |
Таблица 2
Рекомендуемые нормативные объемы выполнения работ сотрудниками ТКЦ
№ п/п
|
Наименование
работы
|
Ед. изм.
объема работ
|
Значения
рекомендуемых нормативных объемов выполнения работ в год на 1
работника,
|
1
|
2
|
3
|
4
|
1.
|
Прием, регистрация звонков, проведение
стандартизированного опроса, передача сведений исполнителям
|
Звонок
|
7892-11838
|
2.
|
Работа с письменными обращениями, поступившими в
бумажной или электронной форме (регистрация, направление для рассмотрения
уполномоченному сотруднику, направление ответа обратившемуся гражданину,
занесение сведений об обратившихся в базу данных обращений граждан)
|
Обращение, запись в БД информационной
системы
|
963-1880
|
3.
|
Подготовка письменного ответа на обращение
гражданина
|
Обращение
|
1973-3946
|
4.
|
Сбор данных о потенциальных получателях
социальных услуг, в т.ч. путем формирования межведомственных запросов, Занесение
сведений о потенциальных получателях социальных услуг, в т.ч. СПДУ в базу
данных потенциальных получателей СУ, в т.ч. СПДУ
|
Численность потенциальных получателей
социальных услуг
|
3588-6577
|
5.
|
Предварительное определение статусов обратившихся
|
Численность обратившихся
|
23676
|
6.
|
Согласование с нуждающимися гражданами даты
проведения мероприятия по определению индивидуальной потребности в социальном
обслуживании, в т.ч. уходе, формирование и передача пакета сведений для
проведения дальнейших мероприятий
|
Численность граждан, потенциально
являющихся нуждающимися
|
4736-5919
|
7.
|
Подбор социальных услуг, в т.ч. входящих в
социальный пакет долговременного ухода, подбор потенциальных поставщиков
социальных услуг, составление индивидуальной программы предоставления
социальных услуг (ИППСУ), внесение записей в единую информационную систему,
содержащую сведения об определении индивидуальной потребности в социальном
обслуживании, в том числе в уходе, признании граждан нуждающимися в
социальном обслуживании, индивидуальных программах предоставления социальных
услуг
|
Численность граждан, признанных
нуждающимися в СУ, в т.ч. в уходе
|
1097-1622
|
8.
|
Формирование графика контрольных мероприятий
|
График
|
1973-3946
|
9.
|
Проведение контрольных мероприятий, составление
отчетной документации по результатам проведенных контрольных мероприятий,
занесение сведений о результатах контрольных мероприятий в информационную
систему
|
Контрольное мероприятие
|
Рассчитывается по отдельной методике
|
10.
|
Обработка заявок на получение консультаций по
вопросам предоставления услуг по уходу, иных социальных услуг; организация
консультаций
|
Заявка на консультацию
|
23676
|
11.
|
Проведение консультаций, внесение сведений о
проведенных консультациях в информационную систему
|
Консультация
|
7892-11838
|
12.
|
Анализ обращений за разрешением проблемных
ситуаций, организация взаимодействия участников СДУ для разрешения проблемных
ситуаций, проведение мероприятий
|
Количество обращений за разрешением
проблемных ситуаций
|
494-1973
|
13.
|
Координация взаимодействия между участниками СДУ
|
Координационное мероприятие
|
1973
|
14.
|
Внесение сведений о мероприятиях в рамках
сопровождения участников СДУ в информационную систему
|
Запись в информационной системе
|
39460
|
15.
|
Формирование графика проведения консультаций
организаторов ухода
|
График
|
3946
|
16.
|
Проведение устных консультаций специалистов
|
Консультация
|
2631-3946
|
17.
|
Профессиональное консультирование (на основе
методов супервизии)
|
Консультация
|
987-1973
|
18.
|
Ведение информационной системы
|
Запись в информацинной системе
|
39640
|
19.
|
Анализ функционирования СДУ
|
Аналитический материал
|
494-987
|
20.
|
Формирование и ведение отчетности
|
Форма отчетности
|
987
|
Источник: разработано авт. на основе проведенных исследований
Примечание. Нормативные объемы работ определены исходя из нормативного времени выполнения единицы работы и нормативного фонда рабочего времени одного работника: где – годовой нормативный фонд рабочего времени (по производственному календарю); – нормативное время на выполнение одной работы. |
В представленных выше таблицах не учтены работы, связанные с проведением оценки нуждаемости и проведением контрольных мероприятий и выполняемые специалистами по оценке нуждаемости и социальными координаторами.
Дело в том, что выполнение данных работ предполагает выезд работника к гражданину, нуждающемуся в получении или получающему социальные услуги по уходу в рамках СДУ.
Таким образом, время, необходимое для выполнения работ экспертами по оценке нуждаемости и социальными координаторами в отношении одного гражданина, нуждающегося в получении или получающего социальные услуги по уходу в рамках СДУ ( ) имеет следующую структуру:
|
(4)
|
– время, необходимое для выезда к гражданину, нуждающемуся в получении или получающему социальные услуги по уходу в рамках СДУ для выполнение соответствующих работ.
Если в качестве основы для планирования численности экспертов по оценке нуждаемости и социальных координаторов использовать нормы нагрузки, являющиеся разновидностью норм обслуживания, то несложно показать, что с ростом норма нагрузки будет падать и асимптотически приближаться к оси абсцисс:
|
(5)
|
– продолжительность рабочего периода (смены);
остальные обозначения те же.
Графически это можно представить следующим образом (рис.4).
Источник: составлено авт.
Примечание. Время, необходимое для выезда к гражданину, нуждающемуся в получении или получающему социальные услуги по уходу в рамках СДУ для выполнение соответствующих работ ( ) указано в минутах.
Рисунок 4 – Зависимость нормы нагрузки на одного работника от продолжительности времени, необходимого для выезда к гражданину, нуждающемуся в получении или получающему социальные услуги по уходу в рамках СДУ для выполнение соответствующих работ
Нормативную численность указанных выше работников целесообразно определять по следующей формуле:
|
(6)
|
- годовой нормативный фонд рабочего времени (по производственному календарю).
При этом нормативная трудоемкость выполнения работ сотрудниками ТКЦ определяется по следующей формуле:
|
(7)
|
– плановый объем работ.
Сам по себе учет времени, необходимого для выезда к гражданину, нуждающемуся в получении или получающему социальные услуги по уходу в рамках СДУ для выполнения соответствующих работ представляет весьма непростую методологическую задачу.
Анализ методических материалов, а также разработанных норм и нормативов по труду показал, что как правило данная проблема решается экспертными методами.
Вместе с тем, данный подход нельзя признать удовлетворительным для решения задач планирования численности рассматриваемых работников.
В связи с вышеизложенным предлагается использовать следующий методический подход.
Предположим, что в зоне обслуживания ТКЦ находится P населенных пунктов, в которых с вероятностью p проживают граждане, нуждающиеся в получении социальных услуг по уходу в рамках СДУ.
Тогда количество выездов к потенциальным получателям социальных услуг по уходу (M) можно условно определить следующим образом:
|
(8)
|
– вероятность обращения гражданина в целях признания его нуждающимся в предоставлении социальных услуг по уходу в рамках СДУ;
p…P – индексы суммирования по количеству населенных пунктов, находящихся в зоне обслуживания ТКЦ.
Определение указанной вероятности не являлось предметом исследования, результаты которого представлены в настоящей статье и поэтому в дальнейшем задается экзогенно.
Формула (6) модифицируется в случае, когда работниками осуществляются мероприятия по контролю предоставления социальных услуг по уходу, предоставляемых в рамках СДУ, следующим образом:
|
(9)
|
остальные обозначения те же.
Графически описанную выше ситуацию можно представить следующим образом (рис.5).
Источник: составлено авт.
Рисунок 5 – Схема формирования показателей для определения времени, необходимого для выезда к гражданину, нуждающемуся в получении или получающему социальные услуги по уходу в рамках СДУ для выполнение соответствующих работ
Зная расстояния от ТКЦ до каждого населенного пункта, можно определить общую годовую протяженность передвижений, необходимую для выполнения установленного объема работ (L):
|
(10)
|
– расстояние от ТКЦ до населенного пункта, находящегося в зоне обслуживания ТКЦ.
Зная среднюю скорость передвижения между ТКЦ и населенными пунктами, находящимися в зоне обслуживания ТКЦ, можно определить среднее время на одно передвижение ( ):
|
(11)
|
Среднее время на одно передвижение может быть принято в качестве нормативной величины для последующих расчетов, т.е. .
Описанный выше подход также справедлив и при определении нормативного времени, необходимого для выезда к гражданину, получающему социальные услуги по уходу в рамках СДУ для выполнение соответствующих работ социальным координатором в целях проведения контрольных мероприятий. Отличие будет состоять лишь в том, что выражение , используемое в формулах (8) и (9) будет заменено на фактическую численность получателей социальных услуг по уходу в рамках СДУ.
Предлагаемый подход позволяет более гибко подходить к планированию численности экспертов по оценке нуждаемости и социальных координаторов.
Как уже было отмечено выше, непосредственное предоставление социальных услуг по уходу в рамках СДУ осуществляется помощниками по уходу.
Планирование численности данных работников имеет свою специфику. Дело в том, что за исключением начального периода, численность получателей социальных услуг по уходу в каждом конкретном году будет состоять как из граждан, которые уже находятся в СДУ, так и граждан, которые приняты в СДУ в течение планового периода.
Нормативную численность помощников по уходу целесообразно определять по следующей формуле:
|
(12)
|
– поправочный коэффициент, учитывающий время передвижения помощников по уходу в течение рабочего дня.
Нормативная численность, учитывающая затраты времени необходимые для непосредственного предоставления социальных услуг по уходу ( ) рассчитывается следующим образом:
|
(13)
|
остальные обозначения аналогичны введенным ранее.
Несложно показать, что представляет собой трудоемкость предоставления социальных услуг по уходу в рамках СДУ.
Поправочный коэффициент, учитывающий время передвижения помощников по уходу в течение рабочего дня, по сути, представляет собой как бы дополнительную численность помощников по уходу, обусловленную затратами рабочего времени на передвижение для предоставления социальных услуг по уходу гражданам в рамках СДУ, т.е.:
|
(14)
|
Нормативное время, необходимое для выезда помощника по уходу к гражданину, получающему социальные услуги по уходу в рамках СДУ, определяется на основании методического подхода, описанного ранее.
Нормативная численность организаторов ухода рассчитывается по следующей формуле:
|
(15)
|
– норма нагрузки на одного организатора ухода для j-го уровня нуждаемости в уходе
Ранее проведенные исследования позволили определить исходя из основных видов работ, выполняемых организаторами ухода, трудоемкость выполнения работ по уровням нуждаемости в уходе и нагрузку на одного организатора ухода (см. таблицу 3).
Таблица 3
Показатели трудоемкости выполнения работ организаторами ухода
Наименование показателя
|
Значение
показателя по уровням нуждаемости в уходе (УН)
| ||
1 УН
|
2 УН
|
3 УН
| |
1
|
2
|
3
|
4
|
Трудоемкость, мин
|
1010
|
1310
|
2570
|
Норма нагрузки,
чел. (получатели услуг по уходу)
|
103,9
|
80,1
|
40,8
|
Источник: расчеты авт.
|
3. Результаты апробации методических подходов, разработанных для планирования численности персонала организаций социального обслуживания, участвующих во внедрении системы долговременного ухода за пожилыми и инвалидами
Апробация проводилась на примере Рязанской области для экспертов по оценке нуждаемости.
Рязанская область состоит из 4 городских округов и 25 муниципальных районов.
Согласно полученной информации в Рязанской области создано 17 территориальных координационных центров. Зоны обслуживания ТКЦ в пределах области представлены на рис.6.
1-ТКЦ по Ряжскому и Александро-Невскому районам; 2-ТКЦ по Касимовскому району и г. Касимов; 3-ТКЦ №1,2 по г. Рязани и по Рязанскому району; 4-ТКЦ по Сасовскому, Пителинскому районам и г.Сасово; 5-ТКЦ по г.Скопин, Скопинскому и Милославскому районам; 6-ТКЦ по Ермишинскому району; 7-ТКЦ по Михайловскому и Захаровскому районам; 8-ТКЦ но Кадомскому району; 9-ТКЦ по Клепиковскому району; 10-ТКЦ по Кораблинскому району; 11-ТКЦ по Старожиловскому и Пронскому районам; 12-ТКЦ по Шиловскому и Путятинскому районам; 13-ТКЦ по Рыбновскому району; 14-ТКЦ по Сапожковскому, Ухоловскому и Сараевскому районам; 15-ТКЦ но Спасскому району; 16-ТКЦ по Шацкому и Чучковскому районам
Источник: составлено авт. на основе информации о создании ТКЦ в Рязанской области
Рисунок 6 – Зоны обслуживания ТКЦ в пределах региона
Распределение территориальных координационных центров (ТКЦ) по территории Рязанской области представлено на рис.7.
Рисунок 7 – Распределение координационных центров по территории Рязанской области
Статистические характеристики удаленности ТКЦ от населенных пунктов Рязанской области представлены в таблице 4.
Таблица 4
Статистические характеристики удаленности ТКЦ от населенных пунктов Рязанской области
Номер
территориальной зоны
|
Расстояние от
ТКЦ до населенных пунктов (км)
| ||
Минимальное
|
Максимальное
|
Среднее
| |
1
|
2
|
3
|
4
|
1
|
1,5
|
45,6
|
23,1
|
2
|
2,6
|
42,5
|
17,5
|
3
|
1,6
|
42,8
|
18,9
|
4
|
0,8
|
50,6
|
22,2
|
5
|
0,2
|
50,8
|
25,6
|
6
|
0,9
|
24,4
|
12,9
|
7
|
0,7
|
41,8
|
22,1
|
8
|
0,3
|
26,7
|
14,9
|
9
|
0,0
|
50,7
|
21,3
|
10
|
1,4
|
30,9
|
13,2
|
11
|
0,1
|
45,1
|
24,7
|
12
|
0,7
|
58,6
|
26,3
|
13
|
0,7
|
45,6
|
20,2
|
14
|
0,4
|
64,2
|
33,2
|
15
|
0,6
|
52,9
|
20,5
|
16
|
0,5
|
53,9
|
24,8
|
Источник: расчеты авт.
Примечание. Расчеты произведены на основе данных OpenStreetMap. |
Источник: расчеты авт.
Рисунок 8 - Распределение планируемой численности получателей услуг по уходу (Рязанская область)
Источник: расчеты авт.
Рисунок 9 - Распределение планируемой численности получателей услуг по уходу, всего, чел. (муниципальные районы)
Источник: расчеты авт.
Рисунок 10 - Распределение планируемой численности получателей услуг по уходу, городское население, чел. (муниципальные районы)
Примечание. Планируемая численность получателей услуг по уходу по муниципальным районам определена исходя из численности населения на 01.01.2023 и величины общей планируемой численности получателей услуг по уходу по Рязанской области 4562 чел.
Источник: расчеты авт.
Рисунок 11 – Распределение планируемой численности получателей услуг по уходу, сельское население, чел. (муниципальные районы)
Распределение планируемой численности получателей услуг по уходу по зонам доступности (зонам обслуживания) представлено в таблице 5.
Таблица 5
Распределение планируемой численности получателей услуг по уходу по зонам доступности (зонам обслуживания)
Номер зоны обслуживания
|
Временной интервал, мин.
|
Планируемая численность получателей
услуг по уходу, предусмотренных СПДУ, чел.
|
Доля, %
|
1
|
2
|
3
|
4
|
1
|
15
|
3502
|
69,32%
|
2
|
30
|
842
|
16,67%
|
3
|
45
|
479
|
9,48%
|
4
|
60
|
184
|
3,64%
|
5
|
90
|
45
|
0,89%
|
Источник: расчеты авт.
Примечание. При расчете учитывалась расчетная скорость движения транспорта равная 45 км/ч |
Таблица 6
Результаты расчета среднего времени передвижения от рабочего места до места проживания (нахождения) гражданина, нуждающегося в долговременном уходе
Номер
территориальной зоны
|
Планируемая
численность получателей услуг по уходу, чел.
|
Затраты
времени на передвижение для проведения оценки нуждаемости, чел.-час.
|
Среднее времени
на передвижение для проведения оценки нуждаемости, час.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
1
|
172
|
48,90
|
0,28
|
2
|
406
|
99,19
|
0,24
|
3
|
2435
|
175,88
|
0,07
|
4
|
200
|
48,68
|
0,24
|
5
|
325
|
96,43
|
0,30
|
6
|
38
|
7,08
|
0,19
|
7
|
172
|
52,22
|
0,30
|
8
|
35
|
4,88
|
0,14
|
9
|
134
|
54,57
|
0,41
|
10
|
157
|
34,47
|
0,22
|
11
|
205
|
75,51
|
0,37
|
12
|
196
|
79,37
|
0,40
|
13
|
153
|
21,49
|
0,14
|
14
|
172
|
103,92
|
0,60
|
15
|
111
|
35,47
|
0,32
|
16
|
141
|
61,85
|
0,44
|
Источник: расчеты авт.
|
Расчеты показали, что в среднем по Рязанской области время на передвижение для проведения оценки нуждаемости составляет 0,2 часа.
Пример зонирования территории по зонам обслуживания различной временной удаленности представлен на рисунке 12.
Рисунок 12 – Пример внутреннего зонирования территории 1 территориальной зоны
На основании представленных выше расчетов произведен расчет норм обслуживания экспертов по оценке нуждаемости.
Таблица 7
Нормы обслуживания экспертов по оценке нуждаемости (Рязанская область)
Номер
территориальной зоны
|
Дневная норма
обслуживания (в среднем)
|
Недельная норма
обслуживания (в среднем)
|
С сентября по
декабрь [4]
|
1
|
2
|
3
|
4
|
1
|
3,69
|
18,45
|
313,65
|
2
|
3,83
|
19,15
|
325,55
|
3
|
4,59
|
22,95
|
390,15
|
4
|
3,83
|
19,15
|
325,55
|
5
|
3,65
|
18,25
|
310,25
|
6
|
4,06
|
20,3
|
345,1
|
7
|
3,62
|
18,1
|
307,7
|
8
|
4,26
|
21,3
|
362,1
|
9
|
3,31
|
16,55
|
281,35
|
10
|
3,92
|
19,6
|
333,2
|
11
|
3,42
|
17,1
|
290,7
|
12
|
3,32
|
16,6
|
282,2
|
13
|
4,25
|
21,25
|
361,25
|
14
|
2,85
|
14,25
|
242,25
|
15
|
3,57
|
17,85
|
303,45
|
16
|
3,23
|
16,15
|
274,55
|
Всего:
|
4,01
|
20,05
|
340,85
|
Источник: расчеты авторов
|
Таблица 8
Результаты расчета необходимой для проведения оценки нуждаемости численности экспертов
Номер
территориальной зоны
|
Плановая численность экспертов по
оценке нуждаемости, шт.ед.
|
1
|
2
|
1
|
1
|
2
|
2,5
|
3
|
12,5
|
4
|
1,25
|
5
|
2
|
6
|
0,25
|
7
|
1
|
8
|
0,25
|
9
|
1
|
10
|
1
|
11
|
1,5
|
12
|
1,5
|
13
|
0,75
|
14
|
1,5
|
15
|
0,75
|
16
|
1
|
Общий итог
|
29,75
|
Источник: расчеты авт.
|
Таким образом, необходимая для проведения оценки нуждаемости 4562 чел. населения Рязанской области численность экспертов по оценке нуждаемости с учетом затрат времени на передвижение от рабочего места до места проживания (пребывания) гражданина, нуждающегося в долговременном уходе, составляет 29,75 шт.ед.
Заключение
Анализ особенностей организации труда при внедрении системы долговременного ухода позволил провести декомпозицию трудовых функций работников до уровня отдельных работ, что позволило определить нормативные объемы выполнения работ в целях расчета нормативной численности работников координационных центров и поставщиков социальных услуг.
В ходе исследования было выявлено, что географический фактор оказывает существенное влияние на норму нагрузки работников и, следовательно, их численность, необходимую для качественного выполнения планового объема работ.
Разработан и апробирован методический инструментарий учета географического фактора.
Результаты апробации показали правильность выбранных методических подходов к планированию численности работников системы долговременного ухода.
[1] Далее вместо поставщика социальных услуг будет использоваться понятие организация социального обслуживания
[2] Индекс j для удобства восприятия опущен
[3] В рамках пилотного проекта принято, что численность граждан, нуждающихся в долговременном уходе, в отношении которых экспертами по оценке нуждаемости проводится оценка, соответствует планируемой численности получателей услуг по уходу, предусмотренных СПДУ
[4] Расчет произведен с сентября по декабрь в связи с периодом реализации пилотного проекта
Источники:
2. Корчагина И.И., Прокофьева Л.М. Оценки нуждаемости в долговременном уходе: опыт Франции и России // Народонаселение. – 2020. – № 3. – c. 59-70. – doi: 10.19181/population.2020.23.3.6.
3. Омельченко И. Б. Нормирование труда в Российской Федерации как важнейший инструмент повышения производительности труда. / Организация и нормирование труда: наука, образование, практика : сборник научных трудов / Белорусский национальный технический университет, Учреждение «Научно-исследовательский институт труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь» ; редкол.: О. С. Голубова [и др.]. - Минск : БНТУ, 2018. – 203-216 c.
4. Омельченко И.Б., Васьков А.Б. Системные подходы к нормированию труда: как применять // Социально-трудовые исследования. – 2020. – № 41(4). – c. 8-15. – doi: 10.34022/2658-3712-2020-41-4-8-15.
5. Шипова В. М., Гриднев О. В., Кучиц С. С. Нормирование труда в здравоохранении в условиях эффективного контракта // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. – 2019. – № 27(1). – c. 41—44. – doi: 10.32687/0869-866X-2019-27-1-41-44.
6. Рачек С. В., Шадрина А. В. Научные проблемы нормирования труда в современных условиях. / монография. - Екатеринбург, 2022. – 167 c.
7. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 30 сентября 2013 г. N 504 «Об утверждении методических рекомендаций по разработке систем нормирования труда в государственных (муниципальных) учреждениях»
8. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 31 мая 2013 г. N 235 «Об утверждении методических рекомендаций для федеральных органов исполнительной власти по разработке типовых отраслевых норм труда»
9. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 15 октября 2015 г. N 725 «Об утверждении Методических рекомендаций по определению норм нагрузки социального работника в сфере социального обслуживания»
10. Смирнов В.М., Шестаков М.А. Эффективность внедрения нормативов штатной численности основного персонала в организациях социального обслуживания // Экономика труда. – 2022. – № 12. – c. 2129-2144. – doi: 10.18334/et.9.12.116905.
11. Смирнов В.М., Шестаков М.А. Перспективы учета степени ограничения к самообслуживанию при разработке и применении нормативов штатной численности стационарных организаций социального обслуживания // Проблемы экономики и юридической практики. – 2022. – № 6. – c. 213-221.
12. Шестаков М.А., Смирнов В.М. Планирование расходов на оказание социальных услуг по уходу в рамках системы долговременного ухода // Экономика: вчера, сегодня, завтра. – 2023. – № 8А. – c. 338-348. – doi: 10.34670/AR.2023.60.61.031.
13. Чаленко И.А., Шестаков М.А. Нормирование бюджетных расходов на социальное обслуживание населения с учетом степени нуждаемости получателей социальных услуг в посторонней помощи // Экономика труда. – 2020. – № 12. – c. 1181-1200. – doi: 10.18334/et.7.12.111298.
14. Шестаков М.А., Данилина М.В. Формирование единого методического подхода к планированию численности работников системы долговременного ухода // Социально-трудовые исследования. – 2023. – № 52(3). – c. 115-121. – doi: 10.34022/2658-3712-2023-52-3-115-121.
15. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 15 декабря 2022 г. N 781 «О реализации в отдельных субъектах РФ в 2023 году Типовой модели системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидов, нуждающихся в уходе»
16. Паспорт федерального проекта «Разработка и реализация программы системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения» (утв. Минтрудом России) (по состоянию на 25 мая 2021 г.)
Страница обновлена: 12.08.2024 в 05:46:50