Стационарное социальное обслуживание граждан пожилого возраста: перспективные направления развития частно-государственного партнерства

Седых О.Г.1, Зимина Е.В.1
1 Байкальский государственный университет, Россия, Иркутск

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 16, Номер 5 (Май 2022)

Цитировать:
Седых О.Г., Зимина Е.В. Стационарное социальное обслуживание граждан пожилого возраста: перспективные направления развития частно-государственного партнерства // Креативная экономика. – 2022. – Том 16. – № 5. – С. 1785-1798. – doi: 10.18334/ce.16.5.114539.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=48611717
Цитирований: 1 по состоянию на 28.06.2023

Аннотация:
Развитие социального предпринимательства в отношении отдельных групп населения приобретает в последнее время особую актуальность. В этих условиях социальная забота о престарелых и лицах пожилого возраста получила новый импульс к развитию. Эта проблема актуализируется и за счет своей многоаспектности. Изменение социального статуса человека в старости, возникновение различных затруднений в социально-бытовой, психологической адаптации к новым условиям жизни диктует необходимость выработки и реализации специфических подходов, форм и методов социальной работы с пожилыми. Инновационной формой социального обслуживания пожилых может стать развитие частно-государственного партнерства. Данная идея получила поддержку при опросе населения и анализе опыта функционирования частого пансионата для пожилых. Проведенный глубокий анализ возможности развития социального предпринимательства в отношении пожилых граждан, позволил разработать ряд рекомендаций по развитию социального обслуживания пожилых в Иркутской области.

Ключевые слова: пожилые граждане, социальное предпринимательство, частно-государственное партнерство, частный пансионат

JEL-классификация: H25, L26, L31, L32



Актуальность

В настоящее время во всех странах мира происходит рост абсолютного числа и относительной доли населения пожилых людей, подобные тенденции характерны и для Российской Федерации. В настоящее время государственные стационарные учреждения не справляются с существующей ситуацией – очередь в данные учреждения намного превышает их вместимость. Система стационарного социального обслуживания пожилых граждан требует новых альтернативных направлений развития. В этом случае решением сложившейся проблемы может стать развитие механизма частно-государственного партнерства, в рамках которого возможно создание частных учреждений стационарного социального обслуживания. [4] В России таких учреждений еще малое количество, в Иркутской области они отсутствуют. Однако прослеживается тенденция их распространения и увеличения необходимости их создания. Частная сфера же наоборот ориентируется на потребности клиента, при этом эффективность работы увеличивается в разы. Тесное взаимодействие государственных и частных структур как новая форма организации стационарного обслуживания граждан будет способствовать росту его результативности. Все больше сфер требуют развития социального предпринимательства, в частности – государственно-частному партнерству. [13]

Объект, предмет, гипотеза и цели исследования

Объектом данного исследования являлось стационарное социальное обслуживание граждан пожилого возраста. Предметом – особенности организации и возможные направления развития стационарного социального обслуживания граждан пожилого возраста в Иркутской области.

Цель исследования – определение перспективных направлений и механизмов развития системы стационарного социального обслуживания граждан пожилого возрастав рамках социального предпринимательства.

Гипотезы исследования:

1) в настоящее время существующая система стационарного социального обслуживания устарела и требует новых форм и механизмов функционирования;

2) частно-государственное партнерство может выступать в роли перспективного направления развития системы стационарного социального обслуживания граждан пожилого возраста;

3) частный пансионат для пожилых граждан как альтернативная форма стационарного социального обслуживания может помочь решить существующие социальные проблемы пожилых граждан.

Теоретическая основа исследования

Теоретической основой работы послужили труды, В. Н. Ярской, Г. И. Осадчей, И. А. Григорьевой, П. В. Романова, Н. Е. Тихоновой, Е. И. Холостовой, Е. Р. Ярской-Смирновой, И. С. Карпиковой, где описано положение пожилого человека в российском обществе. Сфера частного социального обслуживания пожилых людей теоретически не проработана.

Изучение проблемы проводилось с учетом таких законодательных актов и нормативных документов, как Федеральный Закон от 28 дек. 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», Федеральный закон от 12 янв. 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах», Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях». [1,2,3]

Эмпирическая база исследования

Эмпирическую базу составили следующие документы: Положение о министерстве социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, Положение об отделе развития стационарных форм социального обслуживания населения министерства.

Методической базой работы явились такие методы и приемы научного исследования, как аналитический метод, сравнительный метод, традиционный анализ документов, кейс-стади.

Согласно классификации ООН, Иркутская область находится в 3 группе с долей пожилого населения равной 11,01 %. Однако, этот показатель ниже показателя в целом по стране, что является положительным фактом. Распределение населения Иркутской области по возрастным группам представлено в таблице 1 [11].

Таблица 1.

Распределение населения по возрастным группам Иркутской области (на 1 января 2021г., чел.)

2021 г.
На 1000 мужчин приходится женщин
1
2
3
Все население
2 418 348
1 162
В т. ч. в возрасте, лет:


0–4
180 912
955
5–9
150 828
947
10–14
131 768
945
15–19
131 176
976
20–24
176 485
995
25–29
214 140
971
30–34
198 255
1 021
35–39
178 940
1 081
40–44
159 006
1 105
45–49
141 746
1 126
50–54
173 706
1 206
55–59
169 858
1 345
60–64
145 171
1 482
65–69
78 640
1 684
70–74
69 388
2 179
75–79
63 963
2 506
80–84
33 278
3 135
85–89
16 828
4 025
90–94
3 604
5 078
95 и более
656
7 945
Все трудоспособное население
1 420 404
951
Cтарше трудоспособного возраста
508 946
2 636
Таблица составлена авторами

Можно отметить стабильное увеличение доли пожилого населения в общей численности. Пожилые люди составляют около 1/5 от общего населения, как и молодое население.

К медицинским проблемам можно отнести проблемы обслуживания пожилых. В частности, дефицит мест в стационарных учреждениях и дефицит самих учреждений гериатрической направленности (в особенности, психоневрологических), нехватка квалифицированных медицинских работников, особенно в сфере гериатрии, недостаточный уровень организации медицинской помощи граждан пожилого возраста.

Проблемы в профессионально-трудовой сфере обусловлены выходом человека на пенсию из‑за наступления пенсионного возраста. Выходя на пенсию, пожилой человек теряет одну из самых главных социальных ролей – он перестает быть работником, «добытчиком». Люди, проработавшие много лет на одном предприятии, переживают огромный стресс и особенно тяжело воспринимают изменения, так как считают себя нужными и незаменимым на прошлой работе. Это может вызвать проблемы со здоровьем и психикой. Поэтому возрастает семейная роль пожилого человека. Родственники должны попытаться придумать новые обязанности пожилому, благодаря которым он снова будет чувствовать себя нужным. Такими заданиями могут быть приготовление пищи, уборка дома, покупка продуктов, занятия с внуками. Либо пожилому человеку необходимо приобрести новые увлечения, которые будут занимать его свободное время.

Наиболее удачным вариантом ухода на пенсию является частичное освобождение от работы. Пожилой человек перестает выполнять все свои рабочие обязанности, но может работать на полставки, либо выполнять не основные, а вспомогательные операции. В таком случае человеку будет легче привыкнуть к новым реалиям его жизни.

Если же человек после наступления пенсионного возраста продолжает работать, у него также могут возникнуть трудности. Как правило, это люди «старой закалки», которые трудно воспринимают изменения.

Следующая группа отражает материальные проблемы пожилых людей.

Основной причиной появления материальных проблем является завершение трудовой деятельности, связанное с уходом на пенсию. Доход при этом, в большинстве случаев, резко уменьшается. Ситуация усложняется в том случае, если пожилой человек проживает один и не поддерживает отношения с детьми и родственниками. Тогда его единственным источником дохода является пенсия. Причем, пожилые люди часто не просвещены в правовой сфере и не могут самостоятельно оформить себе выплаты и льготы, на которые имеют право. Т. е. их реальный доход меньше потенциального. Проблема одиночества имеет свое продолжение в группе психологических проблемах. Социально-психологические проблемы также имеют важное значение.

Вопросы социального обслуживания населения приобретают особую актуальность.

К специфическим принципам, присущим социальной защите пожилых граждан, относятся следующие принципы [8]:

1. Принцип социальной солидарности и справедливости.

2. Принцип социального партнерства между государством, негосударственными общественными организациями, общественностью и семьей.

3. Этический принцип, сочетающий уважение к пожилому человеку, согласие на помощь и поддержку, содействие, соучастие.

В последние 10–15 лет социальное обслуживание граждан пожилого возраста претерпело некоторые изменения:

- создается все большее количество новых типов учреждений и новых видов социальных услуг, происходит обновление традиционных форм помощи;

- все больше разрабатывается современная правовая база социальной поддержки пожилых и увеличивается финансовая поддержка;

- постепенно повышается эффективность деятельности, в частности, за счет усиления научно-методического сопровождения деятельности служб.

Однако наряду с положительными тенденциями развития сферы социального обслуживания пожилых можно выделить несколько негативных факторов: 1) недостаточное финансирование достойного содержания домов-интернатов в разных регионах; 2) нехватка мест в домах-интернатах, существование огромных очередей в учреждения; 3) недостаточно развивается специализация поддержки пожилых граждан различных категорий, недостаточное количество специалистов, в частности, социальных работников.

Стационарное социальное обслуживание граждан пожилого возраста осуществляется в стационарных учреждениях (отделениях) социального обслуживания, профилированных в соответствии с их возрастом, состоянием здоровья и социальным положением.

К учреждениям стационарного социального обслуживания относятся:

1) дом-интернат (пансионат) общего типа для граждан пожилого возраста (престарелых) и инвалидов;

2) дом-интернат (пансионат) для ветеранов войны и труда;

3) специальный дом-интернат для граждан пожилого возраста и инвалидов;

4) психоневрологический интернат;

5) реабилитационный центр для инвалидов молодого возраста;

6) дом-интернат интенсивного ухода (милосердия) для престарелых и инвалидов;

7) геронтологический центр;

8) социально-оздоровительный центр;

9) центр временного проживания граждан пожилого возраста и инвалидов [1].

Стоит отметить, что в настоящее время создана крупная государственная система стационарного социального обслуживания пожилых граждан. Однако она не может справиться с существующим спросом на данные услуги.

Потребности в домах-интернатах в России не удовлетворяются. Пожилые люди составляют 1/5 от общего населения Иркутской области. Они являются основными потребителями социальных услуг.

Из всех видов учреждений стационарного социального обслуживания в Иркутской области представлено только четыре, которые являются самыми распространенными. Отсутствуют дома-интернаты узкой направленности.

Министерством социального развития, опеки и попечительства Иркутской области разработана система оценки эффективности деятельности государственных учреждений социального обслуживания Иркутской области. Ежеквартально составляется рейтинг учреждений в соответствии с полученными баллами. Результаты такой оценки в дальнейшем влияют на деятельность каждого учреждения, их финансирование и включение в различные программы.

Частный дом для престарелых может предоставить более качественную помощь в срочном порядке.

Результаты социологического исследования

Авторами было проведено качественное исследование методом кейс-стади для анализа деятельности частного пансионата в Иркутской области в реальных условиях.

Объект исследования – частный пансионат для пожилых граждан «Добрый День» в г. Санкт-Петербурге [7].

Предмет исследования – особенности создания и функционирования частного пансионата для пожилых граждан «Добрый День».

Цель исследования – изучить особенности создания и функционирования частного пансионата для пожилых граждан на примере пансионата «Добрый День» в г. Санкт-Петербурге.

Гипотезы могут выдвигаться в ходе полевого этапа исследования, что связано с особенностями применения методов исследования нашей проблематики. В соответствии с целью исследования, определены задачи исследования, которые можно обозначит в качестве пунктов анализа, подлежащих изучению:

1. Информация об организаторах.

2. Предыстория создания пансионата.

3. Характеристика потребительского круга, клиентов пансионата.

4. Характеристика пансионата: расположение, вместимость, инфраструктура.

5. Условия создания: собственность, капитал, оборотные средства, кредиты.

6. Способ распространения информации, привлечения клиентов.

7. Кадровый состав.

8. Взаимодействие с государственной властью, частно-государственное партнерство.

9. Результативность работы.

Поскольку исследуется достаточно специфическая тема, применение только количественных методик не даст желаемого результата. Частных социальных учреждений в нашем регионе нет, поэтому в качестве объекта исследования был выбран действующий частный пансионат для пожилых граждан в г. Санкт-Петербурге.

В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

1. Несомненно существует острая потребность в частных учреждениях стационарного социального облуживания пожилых граждан.

2. Несмотря на сложившиеся в обществе стереотипы, население готово к частным услугам в сфере стационарного социального обслуживания.

3. Для успешной организации и функционирования пансионата необходима стабильная финансовая поддержка. Индивидуальные инвесторы могут не справиться с возникающими трудностями. Наиболее удачный вариант – когда в роли инвестора выступает крупное юридическое лицо.

4. Аренда помещения под пансионат является не очень удачным вариантом, она вызывает большое количество ограничений и трудностей. Наилучший вариант – собственное здание.

5. В настоящее время очень слабо развиты механизмы поддержки бизнеса государством, в т. ч. механизмы частно-государственного партнерства.

6. Развитие и внедрение механизмов частно-государственного партнерства может помочь решить многие проблемы бизнеса в стационарном обслуживании пожилых граждан.

7. Развитие и внедрение механизмов частно-государственного партнерства может помочь решить многие социальные проблемы общества, в частности проблемы пожилых людей в сфере стационарного обслуживания.

Результаты проведенного анализа говорят о том, что деятельность частных пансионатов не менее эффективна, чем деятельность государственных учреждений. Причем, как правило, она намного выше, так как их деятельность основывается на потребностях клиента, на индивидуальном подходе. Таким образом, можно говорить о том, что услуги частного пансионата для пожилых граждан будут востребованы в нашем регионе. [9]

Основными клиентами пансионата являются пожилые люди, а также люди среднего возраста, у которых есть пожилые родители, и которые хотели бы поселить их в частный пансионат. У пожилых людей существуют свои специфические заболевания, которые могут ограничивать их жизнедеятельность. [12] Либо бывают такие ситуации, когда дети живут далеко от одиноких родителей и не могут осуществлять постоянный уход за ними. В таких случаях, лучшим выходом является помещение пожилого человека в частный пансионат, где ему будет оказана надлежащая медицинская, социальная, психологическая помощь.

Выводы и рекомендации

Для привлечения потенциальных клиентов необходимо осуществлять ряд маркетинговых мероприятий [6]. Поскольку клиентами стационарных учреждений социального обслуживания являются не только пожилые граждане, но и их дети, родственники, рекламные мероприятия должны быть направлены, в основном, на последних. Чтобы клиенты могли обратить внимание на предлагаемые услуги, можно печатать статьи в популярных изданиях, оставлять информацию об организации в тех местах, которые часто посещаются целевой аудиторией (поликлиники, больницы, управления социальной защиты).

Кроме того, учреждениям необходимо создавать сайт, с помощью которого клиенты смогут увидеть всю интересующую их информацию, оформить заявку и задать все интересующие вопросы. С помощью сайта руководство учреждения может отслеживать частоту посещения его клиентами, получать обратную связь. Также могут быть созданы страницы в социальных сетях, на которых будет размещена информация о пансионате, и где потенциальные клиенты могут задавать свои вопросы. Также для распространения информации может использоваться метод «сарафанного радио», который является простым и эффективным.

Для более быстрого достижения поставленных целей необходимо развернуть широкомасштабную рекламную компанию с целью ознакомления потребителей с услугами и ценами на них.

Для обслуживания клиентов потребуются различные специалисты высокого уровня квалификации, у которых зарплата должна быть соответствующего уровня. Кроме того, все оборудование, мебель должны быть новые и современные, что тоже предполагает затраты. Но, учитывая специфику нашей области, цены на услуги не должны быть очень высокими.

Эффективным методом оценки потребности населения в услугах, получения наиболее значимых вопросов от клиентов об оказании услуг выступает проведение дня открытых дверей в учреждении. Задачей акции является ознакомление потенциальных потребителей с услугами, формирование положительного образа об учреждении, решение острых и индивидуальных вопросов. Посетители смогут пообщаться с персоналом, своими глазами увидеть условия проживания клиентов пансионата.

Социальное предпринимательство имеет большой потенциал инновационного решения экономических, социальных и экономических проблем, который необходимо использовать для развития социальной экономики. [5]

[1] ГОСТ Р 52880-2007 «Социальное обслуживание населения. Типы учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов» [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс».


Источники:

1. Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации: федер. закон от 28 дек. 2013 г. № 442-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс»
2. ГОСТ Р 52498-2005 «Социальное обслуживание населения. Классификация учреждений социального обслуживания» // СПС «КонсультантПлюс»
3. ГОСТ Р 52880-2007 «Социальное обслуживание населения. Типы учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов» // СПС «КонсультантПлюс»
4. Методические рекомендации по развитию институциональной среды в сфере государственно-частного партнерства в субъектах РФ «Региональный ГЧП-стандарт». - М.: Центр развития государственно-частного партнерства, 2014. – 55 c.
5. Бахматова Т.Г. Социальное предпринимательство в России: институционализация и динамика развития // Baikal Research Journal. – 2018. – № 2. – c. 9. – doi: 10.17150/2411-6262.2018.9(2).9.
6. Володченкова А. Бизнес-идея: частные дома для престарелых. Деловая газета. [Электронный ресурс]. URL: http://www.dg-yug.ru/a/2012/06/06/Biznes-ideja_CHastnie_doma (дата обращения: 25.12.2021).
7. Городки для пожилых людей: российский и зарубежный опыт. РИА Новости. [Электронный ресурс]. URL: http://ria.ru/spravka/20101210/306997898.html#ixzz2Rod0eRx0 (дата обращения: 15.01.2022).
8. Курбатов А.И. Социальная работа. / Учебник. - Ростов-на-Дону: Дон, 2008. – 238 c.
9. Михалищев С.Г., Спирина Н.М. Открытие частного пансионата для пожилых людей // Известия иркутской государственной экономической академии (Байкальский государственный университет экономики и права). – 2012. – № 4. – c. 41.
10. Малое и среднее предпринимательство. Краткий аналитический обзор. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Иркутской области. [Электронный ресурс]. URL: http://irkutskstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/irkutskstat/ru/statistics/enterprises/small_and_medium_enterprises (дата обращения: 03.01.2022).
11. Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области. [Электронный ресурс]. URL: http://www. society.irkobl.ru (дата обращения: 05.01.2022).
12. Нефедьева Е.И., Кудрявцев С.И. Социально-экономическая адаптация граждан пожилого возраста и инвалидов в стационарных условиях социального обслуживания (на примере ОГБУСО «Ново-Ленинский дом-интернат для престарелых и инвалидов») // Baikal Research Journal. – 2017. – № 3. – c. 26. – doi: 10.17150/2411-6262.2017.8(3).26.
13. Радченко Е.П. Социально-экономические предпосылки формирования государственно-частного партнерства в российской пенитенциарной системе // Известия Байкальского государственного университета. – 2013. – № 3. – c. 110-112.
14. Старение и жизненный цикл. Всемирная организация здравоохранения. [Электронный ресурс]. URL: http://www.who.int/ageing/ru/index.html (дата обращения: 05.01.2022).

Страница обновлена: 23.07.2024 в 19:17:21