Прогнозирование численности граждан, имеющих право на долговременный уход

Мусин Э.Р.

Статья в журнале

Экономика труда (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 11, Номер 12 (Декабрь 2024)

Цитировать:
Мусин Э.Р. Прогнозирование численности граждан, имеющих право на долговременный уход // Экономика труда. – 2024. – Том 11. – № 12. – doi: 10.18334/et.11.12.122165.



Введение

Актуальность. Демографическое старение населения является глобальной проблемой для развитых стран. Изменения возрастной структуры, вызванные снижением рождаемости и повышением продолжительности жизни, способствуют росту нагрузки на систему здравоохранения и социального обслуживания населения, а также стимулирует развитие системы долговременного ухода (далее – СДУ) [1,2,3]. Данная система включает в себя предоставление медицинского и социального обслуживания в разной форме (на дому, в полустационарной форме и в стационаре), с привлечением патронажной службы и сиделок, а также поддержку семейного ухода. В рамках СДУ нуждающимся гражданам [1] оказывается комплексная помощь, что позволяет снизить нагрузку на родственников таких людей, осуществляющих за ними неформальный уход [3]. Второй категорией населения, имеющей право на включение в СДУ, являются инвалиды. Несмотря на снижение численности инвалидов после 2012 года, проблема инвалидности все еще остается существенной, в особенности в ряде регионов. Развитие СДУ и повышение ее востребованности способствует повышению актуальности исследований по данному направлению.

В рамках Федерального проекта «Разработка и реализация программы системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения» ставится задача повышения охвата нуждающихся граждан услугами СДУ [2]. С 2019 года она была внедрена в 6 пилотных регионах, в 2021 году их количество увеличилось до 24, а в 2022 году – уже до 34 регионов [4]. С 2024 года СДУ реализуется во всех субъектах РФ.

Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года" поставлена задача по увеличению к 2030 году численности граждан пожилого возраста и инвалидов, получающих услуги в рамках СДУ [3].

В качестве границ пожилого возраста как для мужчин, так и для женщин, взят возраст 61 год и старше. Выбор данного возрастного диапазона продиктован двумя факторами – ограничением в имеющихся данных и изменением границ трудоспособного возраста вследствие пенсионной реформы. Однако мы также будем оперировать понятием «население старше трудоспособного возраста [4]» с целью их сопоставления и описания динамики демографического старения населения.

Информационной базой исследования являются нормативные правовые акты, научные публикации и статистические данные Росстата.

Обзор литературы. Анализу динамики численности пожилого населения и инвалидов, а также развитию системы ухода за этими группами населения посвящены многочисленные исследования.

Процесс демографического старения населения в России и его региональная специфика изучались Е.М. Щербаковой [5], В.Г. Доброхлеб [6,7], В.Н. Барсуковым [8], В.А. Черешневым [9] и другими исследователями. В статье В.А. Черешнева и Е.В. Чистовой отмечается, что проблема старения населения выражена в регионах по-разному, в связи с чем авторами была проведена классификация регионов по стадиям демографического старения [9]. Динамика численности инвалидов и особенности инвалидизации населения исследовались В.В. Брусневой [10], Е.М. Щербаковой [11]. Прогнозирование численности инвалидов в России в целом представлено в работе А.С. Васина [12]. По отдельным регионам прогнозирование численности инвалидов проведено в [13] (для Пермского края) и в [14] (для Ульяновской области).

Изучению качества жизни пожилого населения и развития институтов социальной защиты и обеспечения этой группы населения посвящены труды В.Д. Роика [1,15], Н.М. Римашевской [16]. СДУ в части ее развития и особенностей, опыта реализации, межведомственного взаимодействия, планирования затрат на оказание социальных услуг изучается в работах Г.П. Дегтярева [17], С.Е. Титор [4,18], М.А. Шестакова [19,20], А.Л. Сафонова [3], Д.В. Некипеловой [21] и других исследователей.

Научный пробел. Несмотря на обширный перечень исследований, посвященных изучению тенденций в области демографического старения и инвалидности, прогнозированию численности этих групп населения уделено сравнительно меньше внимания. В исследовательской литературе формируются методические подходы к расчету плановых затрат на реализацию ухода за пожилыми и инвалидами в рамках СДУ [20]. В связи с этим, прогнозные значения численности групп населения, имеющих право на данные социальные услуги, могут быть в последствии использованы для планирования расходов на функционирование СДУ.

Цель исследования заключается в прогнозировании численности населения, имеющего право на долговременный уход.

Научная новизна исследования заключается в проведении прогнозирования совокупной численности пожилого населения и инвалидов с учетом пересечения этих групп населения.

Гипотеза исследования: основывая на наблюдаемых трендах в области рождаемости и смертности населения, можно ожидать рост численности пожилых, что оказывает прямое влияние на повышение спроса на услуги в рамках СДУ.

В ходе исследования применялись методы анализа и синтеза данных из различных источников, описательные статистики, а также осуществляется прогнозирование методом линейной экстраполяции.

Анализ динамики численности пожилого населения: особенности демографического старения населения в России

Повышение численности пожилого населения является актуальным трендом демографического развития всех развитых стран. Трансформация структуры населения в сторону повышения численности граждан старших возрастов вызвано двумя основными факторами: снижением рождаемости и повышением ожидаемой продолжительности жизни (далее – ОПЖ). Тенденции в сфере рождаемости в России и развитых странах во многом идентичны: происходит «старение материнства», то есть откладывание деторождения на более поздние сроки, вызванное изменениями ценностных установок населения в отношении семьи, карьеры и самореализации [22,23].

Однако демографическое старение населения в России происходит с некоторыми особенностями, что выделяет его на фоне примеров аналогичного явления, затронувшего другие развитые страны [24]. Для России характерно сравнительно низкое значение ОПЖ, а также существенный гендерный разрыв в значениях этого показателя. Так, ОПЖ мужского населения, по данным на 2023 год, составило 68 лет, что более чем на 10 лет ниже аналогичного значения для женского населения, равного 78,7 лет [25].

Сравнительно с другими развитыми странами значение ОПЖ мужского населения в России значительно ниже, разница с лидерами по данному показателю и вовсе более 10 лет (Рис. 1). ОПЖ женского населения России также ниже, чем в большинстве развитых стран, хотя разрыв не столь велик, как в случае с мужчинами (Рис.2). Такое отставание России в ОПЖ связывают со сравнительно высокой смертностью от болезней системы кровообращения, в связи с пропущенной «кардиоваскулярной революцией», а также высокой распространенностью потребления крепкого алкоголя (так называемый «северный» тип потребления алкоголя) [26,27,28].

Рисунок 1. ОПЖ мужского населения в России и странах Европы, 2022 (данные по России за 2023 год). Составлено на основе: [25,29].

Рисунок 2. ОПЖ женского населения в России и странах Европы, 2022 (данные по России за 2023 год).

Составлено на основе: [25,29].

Таблица 1. Основные демографические характеристики населения России, отражающие степень «старения», на начало 2024 года.

Средний возраст населения, лет
Доля лиц младше трудоспособного возраста, %
Доля лиц старше трудоспособного возраста, %
Доля лиц старше 60 лет, %
Число женщин старше 60 лет на 1000 мужчин этого возраста, человек
Соотношение численности населения в возрасте старше трудоспособного и трудоспособного населения, промилле
40,97
18,4
23,6
22,7
1722
408
Составлено на основе: [30].

Однако за последние годы наблюдается повышение значения ОПЖ и возвращению к значениям 2019 года, как женщин, так и мужчин. ОПЖ женщин в 2023 году превысила максимальное значение периода до COVID-19, зафиксированное в 2019 году, на 0,65 лет (0,8%), ОПЖ мужчин также почти вернулась к отметке 2019 года (различие составляет всего 0,29 лет) (Рис. 3).

Рисунок 3. Динамика ожидаемой продолжительности жизни мужчин и женщин в России за период 2014-2023 годов, лет. Составлено на основе: [25].

Рассмотрим далее изменения в структуре населения, произошедшие в последние годы и прогнозируемые в ближайшем будущем. До начала 2020 года доля населения в возрасте старше трудоспособного увеличивалась, однако затем динамика показателя стала волнообразной с ежегодными колебаниями, доля населения в возрасте старше 60 лет характеризуется ежегодным повышением (рис.4). На начало 2024 года доля населения старше трудоспособного возраста составляет 23,6%, а в возрасте старше 60 лет – 22,7%, а средний возраст населения на начало 2024 года превысил отметку в 40 лет (Табл. 1). В соответствии с актуальным прогнозом Росстата, доля населения в возрасте старше трудоспособного будет колебаться до начала 2028 года [31]. В этом же году планируется завершение пенсионной реформы. После этого прогнозная доля пожилых в структуре населения России будет увеличиваться, достигнув к 2046 году 26,9%, что выше значения на начало 2024 года (23,6%) на 3,3 процентных пункта, в то время как доля населения в возрасте старше 60 лет достигнет к 2046 году 27,3%.

Изменению доли населения старше трудоспособного возраста способствовало не только демографическое старение населения, но и проведение пенсионной реформы, отодвигающей границы трудоспособного возраста [2]. Так, с учетом проведения пенсионной реформы в 2036 году по прогнозу Росстата ожидается, что доля трудоспособного населения составит 61,7%, в то время как в случае отсутствия изменения границ трудоспособного возраста, доля этой категории населения составляла бы только 54,3% [2].

Рисунок 4. Изменение доли населения старше трудоспособного возраста и населения в возрасте старше 60 лет в общей численности населении России на период 2014-2024 годов (фактические данные) и 2025-2046 годов (прогнозные данные). Составлено на основе: [30, 31].

Таблица 2. Регионы России, которым наиболее всего характерного демографическое старение населения, на 1 января 2024.

Регион
Удельный вес населения старше трудоспособного возраста в общей численности населения, %
Удельный вес населения в возрасте старше 60 лет в общей численности населения, %
Соотношение численности населения в возрасте старше трудоспособного и трудоспособного населения, промилле
Тамбовская область
29,2
28,1
514
Кировская область
28,6
27,7
527
Тульская область
28,4
27,5
499
Курганская область
28,0
27,0
533
Республика Мордовия
27,9
26,8
481
Источник: составлено на основе: [30].

Доля населения старше трудоспособного возраста в общей структуре населения субъектов РФ значительно варьируется [30]. Так, по данным на начало 2024 года, наибольшая доля этой группы населения в Тамбовской области – 29,2 %, а наименьшая в Республике Ингушетия – 9,4% [30]. Проблема демографического старения наиболее остро стоит перед такими регионами, как Тамбовская область, Кировская область, Тульская область, Курганская область, Республика Мордовия в виду высокой доли пожилого населения и повышенной демографической нагрузки старшими возрастами в этих регионах (Табл.2).

Анализ численности инвалидов в России

С 2012 года наблюдается снижение общей численности инвалидов, сменившее период стагнации конца 2000-х – начало 2010-х годов [5] (рис.5). По данным Росстат, на начало 2023 года в России было 10,9 млн. инвалидов, что на 17,1% меньше по сравнению с численностью инвалидов на начало 2012 года. Однако в конце 2023 года [6] был зафиксирован рост числа инвалидов до 11,04 млн., что на 108,2 тыс. больше значения на начало года.

Рисунок 5. Динамика общей численности инвалидов в России в период 1998-2023 годов, тыс. человек. Составлено на основе: [32].

Динамика абсолютного числа инвалидов за период с начала 2012 года в регионах России различается: в некоторых субъектах она повторяет общероссийские тренды, в других же изменение показателя более специфично. Более того, в ряде регионов был зафиксирован существенный рост общей численности инвалидов на начало 2023 года по сравнению с 2012 годом (Республика Дагестан - 32,3%, Республика Ингушетия - 38,9%, Чеченская Республика - 44,6%) [33].

Сравнительно с данными на начало 2023 года, наибольшее изменение числа инвалидов в сторону снижения по сравнению с 2012 годом было зафиксировано в таких регионах, как Белгородская область (-32,5%), Костромская область (-33,8%), Ярославская область (-37,8%), Новгородская область (-33,3%), Орловская область (-31,7%), Смоленская область (-31,3%), Вологодская область (-32,1%), Хабаровский край (-30,4%).

На начало 2023 года уровень инвалидности населения в субъектах Российской Федерации существенно различается [11]. Наиболее высокие значения общей численности инвалидов на 1000 человек населения были отмечены в таких регионах, как Чеченская Республика (158,4 промилле), Республика Ингушетия (145,3), Белгородская область (119,2), Карачаево-Черкесская Республика (117,8), Рязанская область (110,5), Курская область (107,8), Республика Дагестан (107,2), а наименьшие в Ямало-Ненецком автономном округе (32,3), Ханты-Мансийском автономном округе – Югра (35,2), Магаданской области (37,5).

Таким образом, в течение последних лет наблюдаются тенденции по снижению численности населения старше трудоспособного возраста и инвалидов. Однако изменение численности населения старше трудоспособного возраста происходит во многом под влиянием экзогенного фактора – пенсионной реформы, в связи с чем после ее завершения численность населения старше трудоспособного возраста снова будет возрастать. Численность населения в возрасте старше 60 лет продолжает ежегодно увеличиваться из-за демографического старения населения.

Прогнозирование предположительной численности инвалидов и пожилых (данные и методология)

Прогнозирование совокупной численности пожилых и инвалидов осуществляется методом линейной экстраполяции в Microsoft Office Excel. В качестве массива данных для построения тренда используются ежегодные сведения о численности постоянного населения в возрасте старше 60 лет на начало года за период с 2012 года по 2024 год и данные о численности людей с инвалидностью за аналогичный период. Данные об общей численности инвалидов на начало года по субъектам взяты из статистического издания «Здравоохранение в России» [33], также были использованы статистические материалы «Общая численность инвалидов по группам инвалидности по субъектам Российской Федерации» [34]. Для Республики Крым и города Севастополя используются данные с 2015 года, а для города Москвы, Московской области, города Санкт-Петербурга и Ленинградской области – с 2018 года, что вызвано особенностями формата данных (на период 2011-2017 гг. данные по Москве и Московской области, а также по Санкт-Петербургу и Ленинградской области были представлены совместно).

Прогнозирование было осуществлено на период 10 лет, то есть с 2025 года по 2034 год, для каждого субъекта РФ. Результаты прогнозирования представлены в Таблице 3 Приложении 1, расчеты производились в тысячах человек.

Существенную часть от числа людей с инвалидностью составляют пожилые люди [10,11]. Так, по данным на начало 2023 года, доля лиц старше 60 лет от числа всех людей с инвалидностью составляла 58% [35]. С целью избежать дублирования, в расчетах была предпринята попытка учета доли, которую составляют инвалиды пожилого возраста от общего числа инвалидов в каждом регионе. На момент проведения исследования сведения Федерального реестра инвалидов о возрастном распределении числа инвалидов в разрезе регионов были недоступны. В связи с этим, сведения о доле инвалидов в возрасте старше 60 лет в общей численности пожилого населения были взяты с единой платформы открытых данных «Если быть точным», содержащей данные Федерального реестра инвалидов на период 2018-2021 годов [36]. По причине отсутствия данных, в качестве доли людей с инвалидностью старше 60 лет в процентах от населения этого возраста на период 2012-2017 годов было взято значение 2018 года, а на период 2022-2024 года – значение 2021 года.

Определение совокупного числа пожилых и инвалидов в возрасте не старше 60 лет проводилось следующим образом. На основе имеющихся данных рассчитывалась численность населения в возрасте старше 60 лет без инвалидности, к которой затем прибавлялось число инвалидов всех возрастов. Далее на основе получившихся данных строился линейный тренд на период с 2025 года до 2034 года. Значение для России в целом рассчитывалось как сумма всех регионов.

Результаты прогнозирования

Исходя из результатов прогноза, общее число граждан пожилого возраста и инвалидов в России в целом будет увеличиваться на протяжении всего прогнозируемого периода (рис.4). Линейный характер зависимости численности исследуемых групп населения от единицы времени в получившейся модели предполагает ее ежегодное увеличение примерно на 0,9%-1%. По получившимся результатам, к 2034 году численность пожилых людей и инвалидов будет составлять 40 607 тыс. человек, что на 11,4 % выше значения 2024 года, равного по расчетам 36 454,27 тыс. человек.

Рисунок 6. Прогнозируемая динамика численности пожилых и инвалидов в возрасте не старше 60 лет на период до 2034 года в России. Составлено автором.

Несмотря на общую прогнозируемую тенденцию к повышению, в региональном разрезе вектор динамики показателя различается. Так, в нескольких субъектах прогнозируется снижение численности исследуемой группы населения [7], в то время как в большинстве регионов, по расчетам, ожидается повышательный тренд. Наибольшее повышение численности пожилых и инвалидов к 2034 году относительно 2024 года ожидается в Ямало-Ненецком автономном округе (41,5%), Ханты-Мансийском автономном округе (43,4%), Чеченской Республике (35,6%), городе Севастополе (32,3%), Чукотском автономном округе (30,5%).

Заключение

Глобальная тенденция демографического старения населения проявляется в России уже длительное время, что вызвано снижением рождаемости и повышением ОПЖ. Несмотря на эффект проведения пенсионной реформы, в соответствии с прогнозом Росстата, доля населения в возрасте старше трудоспособного составит к 2046 году достигнет 26,9%, что на 3,3 процентных пункта выше значения 2024 года. Численность инвалидов, напротив, снижалось с середины 2010-х годов. Выраженность демографического старения населения и распространенность инвалидности в регионах России значительно отличаются. Наиболее «возрастными» по структуре являются регионы ЦФО, ПФО (Тамбовская область, Кировская область, Тульская область, Республика Мордовия), в то время как наиболее молодое население в регионах, имеющих высокий уровень рождаемости, – Республика Ингушетия, Чеченская Республика, Республика Тыва. Распространенность инвалидности среди населения регионов также неоднородна: в относительных показателях (на 1000 человек) она наиболее высока в Чеченской Республике, Республике Ингушетия, Белгородской области, Карачаево-Черкесской Республике. Наименьшее число инвалидов в относительном выражении в Ямало-Ненецком автономном округе, Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, как в регионах, имеющих весьма низкую долю населения в возрасте старше трудоспособного – 12,6% и 16%.

Поскольку существенная часть людей с инвалидностью является пожилыми людьми, для проведения прогнозирования численности граждан, имеющих право на долговременный уход, в настоящей статье была предпринята попытка избежать пересечений исследуемых групп населения. Учитывая имеющиеся в распоряжении автора данные, с этой целью в качестве нижней границы пожилого возраста был использован возрастной порог – старше 60 лет. По результатам прогнозирования, совокупная численность пожилого населения и инвалидов в России в целом и в большинстве субъектов в частности будет увеличиваться на протяжении всего прогнозного периода, достигнув к 2034 году значения более 40,6 млн. человек.

Учитывая повышение численности категорий населения, имеющих право на включение в СДУ, можно предполагать повышение спроса на данные услуги. В связи с этим необходимо дальнейшее развитие системы предоставления долговременного ухода и повышение охвата населения этими услугами в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. N 309.

Приложение 1.

Таблица 3. Прогнозируемые значения совокупной численности пожилых и инвалидов в возрасте не старше 60 лет на период 2025-2034 годов, тыс. человек.

Источник: составлено автором.

[1] Право на долговременный уход имеют граждане, признанные нуждающимися в социальном обслуживании в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации". Информационно-правовой портал Гарант. URL: https://internet.garant.ru/#/document/70552648/paragraph/26429:6 (дата обращения: 11.11.2024).

[2] Паспорт федерального проекта "Разработка и реализация программы системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения" (утв. Минтрудом России) (по состоянию на 25 мая 2021 г.). Информационно-правовой портал Гарант. URL: https://base.garant.ru/400815481/ (дата обращения: 11.11.2024).

[3] Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года". Информационно-правовой портал Гарант. URL: https://www.garant.ru/hotlaw/federal/1717715/ (дата обращения: 11.11.2024).

[4] На начало 2024 года – 58 лет для женщин, 63 года для мужчин.

[6] В связи с изменением Фондом пенсионного и социального страхования методики расчета показателя "Общая численность инвалидов (взрослых и детей)" (приказ от 19 сентября 2023 г. № 1734) показатель формируется на 31 декабря отчетного года.

[7] Белгородская область, Костромская область, Орловская область, Рязанская область, Тамбовская область, Тверская область, Ярославская область, Республика Карелия, Новгородская область, Республика Северная Осетия-Алания, Еврейская автономная область.


Страница обновлена: 22.11.2024 в 11:31:08