Прогнозирование численности граждан, имеющих право на долговременный уход
Мусин Э.Р.1
1 Всероссийский научно-исследовательский институт труда
Статья в журнале
Экономика труда (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 11, Номер 12 (Декабрь 2024)
Аннотация:
С целью повышения качества жизни нуждающихся в уходе групп населения в рамках федерального проекта «Старшее поколение» была разработана и внедрена система долговременного ухода. Для России, как и для других развитых стран, характерно демографическое старение населения, что способствует повышению спроса на услуги по долговременному уходу за пожилыми. Второй группой населения, имеющей право на соответствующий уход, являются инвалиды. Для России характерны региональные различия в выраженности проблемы демографического старения населения и распространенности инвалидности. В данной статье осуществляется прогнозирование указанных групп населения – пожилых и инвалидов, с целью определения тенденций в потребностях населения в долговременном уходе. По итогам прогнозирования можно ожидать повышения совокупной численности нуждающихся в уходе граждан, что подтверждает необходимость дальнейшего развития системы долговременного ухода.
Ключевые слова: демографическое старение, долговременный уход, пожилые, инвалиды
JEL-классификация: J14, J18, J21, J23, J24
Введение
Актуальность. Демографическое старение населения является глобальной проблемой для развитых стран. Изменения возрастной структуры, вызванные снижением рождаемости и повышением продолжительности жизни, способствуют росту нагрузки на систему здравоохранения и социального обслуживания населения, а также стимулирует развитие системы долговременного ухода (далее – СДУ) [1,2,3]. Данная система включает в себя предоставление медицинского и социального обслуживания в разной форме (на дому, в полустационарной форме и в стационаре), с привлечением патронажной службы и сиделок, а также поддержку семейного ухода. В рамках СДУ нуждающимся гражданам [1] оказывается комплексная помощь, что позволяет снизить нагрузку на родственников таких людей, осуществляющих за ними неформальный уход [3]. Второй категорией населения, имеющей право на включение в СДУ, являются инвалиды. Несмотря на снижение численности инвалидов после 2012 года, проблема инвалидности все еще остается существенной, в особенности в ряде регионов. Развитие СДУ и повышение ее востребованности способствует повышению актуальности исследований по данному направлению.
В рамках Федерального проекта «Разработка и реализация программы системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения» ставится задача повышения охвата нуждающихся граждан услугами СДУ [2]. С 2019 года она была внедрена в 6 пилотных регионах, в 2021 году их количество увеличилось до 24, а в 2022 году – уже до 34 регионов [4]. С 2024 года СДУ реализуется во всех субъектах РФ.
Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года" поставлена задача по увеличению к 2030 году численности граждан пожилого возраста и инвалидов, получающих услуги в рамках СДУ [3].
В качестве границ пожилого возраста как для мужчин, так и для женщин, взят возраст 61 год и старше. Выбор данного возрастного диапазона продиктован двумя факторами – ограничением в имеющихся данных и изменением границ трудоспособного возраста вследствие пенсионной реформы. Однако мы также будем оперировать понятием «население старше трудоспособного возраста [4]» с целью их сопоставления и описания динамики демографического старения населения.
Информационной базой исследования являются нормативные правовые акты, научные публикации и статистические данные Росстата.
Обзор литературы. Анализу динамики численности пожилого населения и инвалидов, а также развитию системы ухода за этими группами населения посвящены многочисленные исследования.
Процесс демографического старения населения в России и его региональная специфика изучались Е.М. Щербаковой [5], В.Г. Доброхлеб [6,7], В.Н. Барсуковым [8], В.А. Черешневым [9] и другими исследователями. В статье В.А. Черешнева и Е.В. Чистовой отмечается, что проблема старения населения выражена в регионах по-разному, в связи с чем авторами была проведена классификация регионов по стадиям демографического старения [9]. Динамика численности инвалидов и особенности инвалидизации населения исследовались В.В. Брусневой [10], Е.М. Щербаковой [11]. Прогнозирование численности инвалидов в России в целом представлено в работе А.С. Васина [12]. По отдельным регионам прогнозирование численности инвалидов проведено в [13] (для Пермского края) и в [14] (для Ульяновской области).
Изучению качества жизни пожилого населения и развития институтов социальной защиты и обеспечения этой группы населения посвящены труды В.Д. Роика [1,15], Н.М. Римашевской [16]. СДУ в части ее развития и особенностей, опыта реализации, межведомственного взаимодействия, планирования затрат на оказание социальных услуг изучается в работах Г.П. Дегтярева [17], С.Е. Титор [4,18], М.А. Шестакова [19,20], А.Л. Сафонова [3], Д.В. Некипеловой [21] и других исследователей.
Научный пробел. Несмотря на обширный перечень исследований, посвященных изучению тенденций в области демографического старения и инвалидности, прогнозированию численности этих групп населения уделено сравнительно меньше внимания. В исследовательской литературе формируются методические подходы к расчету плановых затрат на реализацию ухода за пожилыми и инвалидами в рамках СДУ [20]. В связи с этим, прогнозные значения численности групп населения, имеющих право на данные социальные услуги, могут быть в последствии использованы для планирования расходов на функционирование СДУ.
Цель исследования заключается в прогнозировании численности населения, имеющего право на долговременный уход.
Научная новизна исследования заключается в проведении прогнозирования совокупной численности пожилого населения и инвалидов с учетом пересечения этих групп населения.
Гипотеза исследования: основывая на наблюдаемых трендах в области рождаемости и смертности населения, можно ожидать рост численности пожилых, что оказывает прямое влияние на повышение спроса на услуги в рамках СДУ.
В ходе исследования применялись методы анализа и синтеза данных из различных источников, описательные статистики, а также осуществляется прогнозирование методом линейной экстраполяции.
Анализ динамики численности пожилого населения: особенности демографического старения населения в России
Повышение численности пожилого населения является актуальным трендом демографического развития всех развитых стран. Трансформация структуры населения в сторону повышения численности граждан старших возрастов вызвано двумя основными факторами: снижением рождаемости и повышением ожидаемой продолжительности жизни (далее – ОПЖ). Тенденции в сфере рождаемости в России и развитых странах во многом идентичны: происходит «старение материнства», то есть откладывание деторождения на более поздние сроки, вызванное изменениями ценностных установок населения в отношении семьи, карьеры и самореализации [22,23].
Однако демографическое старение населения в России происходит с некоторыми особенностями, что выделяет его на фоне примеров аналогичного явления, затронувшего другие развитые страны [24]. Для России характерно сравнительно низкое значение ОПЖ, а также существенный гендерный разрыв в значениях этого показателя. Так, ОПЖ мужского населения, по данным на 2023 год, составило 68 лет, что более чем на 10 лет ниже аналогичного значения для женского населения, равного 78,7 лет [25].
Сравнительно с другими развитыми странами значение ОПЖ мужского населения в России значительно ниже, разница с лидерами по данному показателю и вовсе более 10 лет (Рис. 1). ОПЖ женского населения России также ниже, чем в большинстве развитых стран, хотя разрыв не столь велик, как в случае с мужчинами (Рис.2). Такое отставание России в ОПЖ связывают со сравнительно высокой смертностью от болезней системы кровообращения, в связи с пропущенной «кардиоваскулярной революцией», а также высокой распространенностью потребления крепкого алкоголя (так называемый «северный» тип потребления алкоголя) [26,27,28].
Рисунок 1. ОПЖ мужского населения в России и странах Европы, 2022 (данные по России за 2023 год). Составлено на основе: [25,29].
Рисунок 2. ОПЖ женского населения в России и странах Европы, 2022 (данные по России за 2023 год).
Составлено на основе: [25,29].
Таблица 1. Основные демографические характеристики населения России, отражающие степень «старения», на начало 2024 года.
Средний возраст населения, лет
|
Доля лиц младше трудоспособного
возраста, %
|
Доля лиц старше трудоспособного
возраста, %
|
Доля лиц старше 60 лет, %
|
Число женщин старше 60 лет на
1000 мужчин этого возраста, человек
|
Соотношение численности населения
в возрасте старше трудоспособного и трудоспособного населения, промилле
|
40,97
|
18,4
|
23,6
|
22,7
|
1722
|
408
|
Однако за последние годы наблюдается повышение значения ОПЖ и возвращению к значениям 2019 года, как женщин, так и мужчин. ОПЖ женщин в 2023 году превысила максимальное значение периода до COVID-19, зафиксированное в 2019 году, на 0,65 лет (0,8%), ОПЖ мужчин также почти вернулась к отметке 2019 года (различие составляет всего 0,29 лет) (Рис. 3).
Рисунок 3. Динамика ожидаемой продолжительности жизни мужчин и женщин в России за период 2014-2023 годов, лет. Составлено на основе: [25].
Рассмотрим далее изменения в структуре населения, произошедшие в последние годы и прогнозируемые в ближайшем будущем. До начала 2020 года доля населения в возрасте старше трудоспособного увеличивалась, однако затем динамика показателя стала волнообразной с ежегодными колебаниями, доля населения в возрасте старше 60 лет характеризуется ежегодным повышением (рис.4). На начало 2024 года доля населения старше трудоспособного возраста составляет 23,6%, а в возрасте старше 60 лет – 22,7%, а средний возраст населения на начало 2024 года превысил отметку в 40 лет (Табл. 1). В соответствии с актуальным прогнозом Росстата, доля населения в возрасте старше трудоспособного будет колебаться до начала 2028 года [31]. В этом же году планируется завершение пенсионной реформы. После этого прогнозная доля пожилых в структуре населения России будет увеличиваться, достигнув к 2046 году 26,9%, что выше значения на начало 2024 года (23,6%) на 3,3 процентных пункта, в то время как доля населения в возрасте старше 60 лет достигнет к 2046 году 27,3%.
Изменению доли населения старше трудоспособного возраста способствовало не только демографическое старение населения, но и проведение пенсионной реформы, отодвигающей границы трудоспособного возраста [2]. Так, с учетом проведения пенсионной реформы в 2036 году по прогнозу Росстата ожидается, что доля трудоспособного населения составит 61,7%, в то время как в случае отсутствия изменения границ трудоспособного возраста, доля этой категории населения составляла бы только 54,3% [2].
Рисунок 4. Изменение доли населения старше трудоспособного возраста и населения в возрасте старше 60 лет в общей численности населении России на период 2014-2024 годов (фактические данные) и 2025-2046 годов (прогнозные данные). Составлено на основе: [30, 31].
Таблица 2. Регионы России, которым наиболее всего характерного демографическое старение населения, на 1 января 2024.
Регион
|
Удельный вес населения старше
трудоспособного возраста в общей численности населения, %
|
Удельный вес населения в возрасте старше
60 лет в общей численности населения, %
|
Соотношение численности населения в
возрасте старше трудоспособного и трудоспособного населения, промилле
|
Тамбовская область
|
29,2
|
28,1
|
514
|
Кировская область
|
28,6
|
27,7
|
527
|
Тульская область
|
28,4
|
27,5
|
499
|
Курганская область
|
28,0
|
27,0
|
533
|
Республика Мордовия
|
27,9
|
26,8
|
481
|
Доля населения старше трудоспособного возраста в общей структуре населения субъектов РФ значительно варьируется [30]. Так, по данным на начало 2024 года, наибольшая доля этой группы населения в Тамбовской области – 29,2 %, а наименьшая в Республике Ингушетия – 9,4% [30]. Проблема демографического старения наиболее остро стоит перед такими регионами, как Тамбовская область, Кировская область, Тульская область, Курганская область, Республика Мордовия в виду высокой доли пожилого населения и повышенной демографической нагрузки старшими возрастами в этих регионах (Табл.2).
Анализ численности инвалидов в России
С 2012 года наблюдается снижение общей численности инвалидов, сменившее период стагнации конца 2000-х – начало 2010-х годов [5] (рис.5). По данным Росстат, на начало 2023 года в России было 10,9 млн. инвалидов, что на 17,1% меньше по сравнению с численностью инвалидов на начало 2012 года. Однако в конце 2023 года [6] был зафиксирован рост числа инвалидов до 11,04 млн., что на 108,2 тыс. больше значения на начало года.
Рисунок 5. Динамика общей численности инвалидов в России в период 1998-2023 годов, тыс. человек. Составлено на основе: [32].
Динамика абсолютного числа инвалидов за период с начала 2012 года в регионах России различается: в некоторых субъектах она повторяет общероссийские тренды, в других же изменение показателя более специфично. Более того, в ряде регионов был зафиксирован существенный рост общей численности инвалидов на начало 2023 года по сравнению с 2012 годом (Республика Дагестан - 32,3%, Республика Ингушетия - 38,9%, Чеченская Республика - 44,6%) [33].
Сравнительно с данными на начало 2023 года, наибольшее изменение числа инвалидов в сторону снижения по сравнению с 2012 годом было зафиксировано в таких регионах, как Белгородская область (-32,5%), Костромская область (-33,8%), Ярославская область (-37,8%), Новгородская область (-33,3%), Орловская область (-31,7%), Смоленская область (-31,3%), Вологодская область (-32,1%), Хабаровский край (-30,4%).
На начало 2023 года уровень инвалидности населения в субъектах Российской Федерации существенно различается [11]. Наиболее высокие значения общей численности инвалидов на 1000 человек населения были отмечены в таких регионах, как Чеченская Республика (158,4 промилле), Республика Ингушетия (145,3), Белгородская область (119,2), Карачаево-Черкесская Республика (117,8), Рязанская область (110,5), Курская область (107,8), Республика Дагестан (107,2), а наименьшие в Ямало-Ненецком автономном округе (32,3), Ханты-Мансийском автономном округе – Югра (35,2), Магаданской области (37,5).
Таким образом, в течение последних лет наблюдаются тенденции по снижению численности населения старше трудоспособного возраста и инвалидов. Однако изменение численности населения старше трудоспособного возраста происходит во многом под влиянием экзогенного фактора – пенсионной реформы, в связи с чем после ее завершения численность населения старше трудоспособного возраста снова будет возрастать. Численность населения в возрасте старше 60 лет продолжает ежегодно увеличиваться из-за демографического старения населения.
Прогнозирование предположительной численности инвалидов и пожилых (данные и методология)
Прогнозирование совокупной численности пожилых и инвалидов осуществляется методом линейной экстраполяции в Microsoft Office Excel. В качестве массива данных для построения тренда используются ежегодные сведения о численности постоянного населения в возрасте старше 60 лет на начало года за период с 2012 года по 2024 год и данные о численности людей с инвалидностью за аналогичный период. Данные об общей численности инвалидов на начало года по субъектам взяты из статистического издания «Здравоохранение в России» [33], также были использованы статистические материалы «Общая численность инвалидов по группам инвалидности по субъектам Российской Федерации» [34]. Для Республики Крым и города Севастополя используются данные с 2015 года, а для города Москвы, Московской области, города Санкт-Петербурга и Ленинградской области – с 2018 года, что вызвано особенностями формата данных (на период 2011-2017 гг. данные по Москве и Московской области, а также по Санкт-Петербургу и Ленинградской области были представлены совместно).
Прогнозирование было осуществлено на период 10 лет, то есть с 2025 года по 2034 год, для каждого субъекта РФ. Результаты прогнозирования представлены в Таблице 3 Приложении 1, расчеты производились в тысячах человек.
Существенную часть от числа людей с инвалидностью составляют пожилые люди [10,11]. Так, по данным на начало 2023 года, доля лиц старше 60 лет от числа всех людей с инвалидностью составляла 58% [35]. С целью избежать дублирования, в расчетах была предпринята попытка учета доли, которую составляют инвалиды пожилого возраста от общего числа инвалидов в каждом регионе. На момент проведения исследования сведения Федерального реестра инвалидов о возрастном распределении числа инвалидов в разрезе регионов были недоступны. В связи с этим, сведения о доле инвалидов в возрасте старше 60 лет в общей численности пожилого населения были взяты с единой платформы открытых данных «Если быть точным», содержащей данные Федерального реестра инвалидов на период 2018-2021 годов [36]. По причине отсутствия данных, в качестве доли людей с инвалидностью старше 60 лет в процентах от населения этого возраста на период 2012-2017 годов было взято значение 2018 года, а на период 2022-2024 года – значение 2021 года.
Определение совокупного числа пожилых и инвалидов в возрасте не старше 60 лет проводилось следующим образом. На основе имеющихся данных рассчитывалась численность населения в возрасте старше 60 лет без инвалидности, к которой затем прибавлялось число инвалидов всех возрастов. Далее на основе получившихся данных строился линейный тренд на период с 2025 года до 2034 года. Значение для России в целом рассчитывалось как сумма всех регионов.
Результаты прогнозирования
Исходя из результатов прогноза, общее число граждан пожилого возраста и инвалидов в России в целом будет увеличиваться на протяжении всего прогнозируемого периода (рис.4). Линейный характер зависимости численности исследуемых групп населения от единицы времени в получившейся модели предполагает ее ежегодное увеличение примерно на 0,9%-1%. По получившимся результатам, к 2034 году численность пожилых людей и инвалидов будет составлять 40 607 тыс. человек, что на 11,4 % выше значения 2024 года, равного по расчетам 36 454,27 тыс. человек.
Рисунок 6. Прогнозируемая динамика численности пожилых и инвалидов в возрасте не старше 60 лет на период до 2034 года в России. Составлено автором.
Несмотря на общую прогнозируемую тенденцию к повышению, в региональном разрезе вектор динамики показателя различается. Так, в нескольких субъектах прогнозируется снижение численности исследуемой группы населения [7], в то время как в большинстве регионов, по расчетам, ожидается повышательный тренд. Наибольшее повышение численности пожилых и инвалидов к 2034 году относительно 2024 года ожидается в Ямало-Ненецком автономном округе (41,5%), Ханты-Мансийском автономном округе (43,4%), Чеченской Республике (35,6%), городе Севастополе (32,3%), Чукотском автономном округе (30,5%).
Заключение
Глобальная тенденция демографического старения населения проявляется в России уже длительное время, что вызвано снижением рождаемости и повышением ОПЖ. Несмотря на эффект проведения пенсионной реформы, в соответствии с прогнозом Росстата, доля населения в возрасте старше трудоспособного составит к 2046 году достигнет 26,9%, что на 3,3 процентных пункта выше значения 2024 года. Численность инвалидов, напротив, снижалось с середины 2010-х годов. Выраженность демографического старения населения и распространенность инвалидности в регионах России значительно отличаются. Наиболее «возрастными» по структуре являются регионы ЦФО, ПФО (Тамбовская область, Кировская область, Тульская область, Республика Мордовия), в то время как наиболее молодое население в регионах, имеющих высокий уровень рождаемости, – Республика Ингушетия, Чеченская Республика, Республика Тыва. Распространенность инвалидности среди населения регионов также неоднородна: в относительных показателях (на 1000 человек) она наиболее высока в Чеченской Республике, Республике Ингушетия, Белгородской области, Карачаево-Черкесской Республике. Наименьшее число инвалидов в относительном выражении в Ямало-Ненецком автономном округе, Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, как в регионах, имеющих весьма низкую долю населения в возрасте старше трудоспособного – 12,6% и 16%.
Поскольку существенная часть людей с инвалидностью является пожилыми людьми, для проведения прогнозирования численности граждан, имеющих право на долговременный уход, в настоящей статье была предпринята попытка избежать пересечений исследуемых групп населения. Учитывая имеющиеся в распоряжении автора данные, с этой целью в качестве нижней границы пожилого возраста был использован возрастной порог – старше 60 лет. По результатам прогнозирования, совокупная численность пожилого населения и инвалидов в России в целом и в большинстве субъектов в частности будет увеличиваться на протяжении всего прогнозного периода, достигнув к 2034 году значения более 40,6 млн. человек.
Учитывая повышение численности категорий населения, имеющих право на включение в СДУ, можно предполагать повышение спроса на данные услуги. В связи с этим необходимо дальнейшее развитие системы предоставления долговременного ухода и повышение охвата населения этими услугами в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. N 309.
Приложение 1.
Таблица 3. Прогнозируемые значения совокупной численности пожилых и инвалидов в возрасте не старше 60 лет на период 2025-2034 годов, тыс. человек.
Источник: составлено автором.
[1] Право на долговременный уход имеют граждане, признанные нуждающимися в социальном обслуживании в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации". Информационно-правовой портал Гарант. URL: https://internet.garant.ru/#/document/70552648/paragraph/26429:6 (дата обращения: 11.11.2024).
[2] Паспорт федерального проекта "Разработка и реализация программы системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения" (утв. Минтрудом России) (по состоянию на 25 мая 2021 г.). Информационно-правовой портал Гарант. URL: https://base.garant.ru/400815481/ (дата обращения: 11.11.2024).
[3] Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года". Информационно-правовой портал Гарант. URL: https://www.garant.ru/hotlaw/federal/1717715/ (дата обращения: 11.11.2024).
[4] На начало 2024 года – 58 лет для женщин, 63 года для мужчин.
[6] В связи с изменением Фондом пенсионного и социального страхования методики расчета показателя "Общая численность инвалидов (взрослых и детей)" (приказ от 19 сентября 2023 г. № 1734) показатель формируется на 31 декабря отчетного года.
[7] Белгородская область, Костромская область, Орловская область, Рязанская область, Тамбовская область, Тверская область, Ярославская область, Республика Карелия, Новгородская область, Республика Северная Осетия-Алания, Еврейская автономная область.
Источники:
2. Казбекова З.Г., Калабихина И.Е. Прогноз динамики демографического дивиденда в России с учетом пенсионной реформы и пандемии // Научные исследования экономического факультета. Электронный журнал. – 2023. – № 3. – c. 68-82. – doi: 10.38050/2078-3809-2023-15-3-68-82.
3. Сафонов А.Л., Некипелова Д.В. Развитие системы долговременного ухода: демографические факторы и социально-экономические предпосылки // Социально-трудовые исследования. – 2024. – № 2. – c. 112-126. – doi: 10.34022/2658-3712-2024-55-2-112-126.
4. Титор С.Е. Система долговременного ухода за пожилыми и инвалидами: опыт нескольких лет // Вестник экономической безопасности. – 2023. – № 3. – c. 118-123. – doi: 10.24412/2414-3995-2023-3- 118-123.
5. Щербакова Е.М. Старшие поколения россиян, 2023 год // Демоскоп Weekly. – 2022. – № 977-978. – c. 1-30. – url: http://demoscope.ru/weekly/2022/0977/barom01.php..
6. Доброхлеб В.Г., Барсуков В.Н. Демографические теории и региональный аспект старения населения // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. – 2017. – № 6. – c. 89-103. – doi: 10.15838/esc.2017.6.54.6.
7. Доброхлеб В.Г. Старение населения России: региональный аспект // Вопросы территориального развития. – 2018. – № 4. – c. 4. – doi: 10.15838/tdi.2018.4.44.4.
8. Барсуков В.Н., Чекмарева Е.А. Последствия демографического старения и ресурсный потенциал населения «третьего» возраста // Проблемы развития территории. – 2017. – № 3. – c. 92-108.
9. Черешнев В.А., Чистова Е.В. Выявление региональных особенностей старения населения России // Экономический анализ: теория и практика. – 2017. – № 12. – c. 2206-2223. – doi: 10.24891/ea.16.12.2206.
10. Бруснева В.В. Инвалидность граждан пожилого возраста и тенденции востребованности в социальной помощи // Вестник Биомедицина и социология. – 2020. – № 1. – c. 49-54. – doi: 10.26787/nydha-2618-8783-2020-5-1-49-54.
11. Щербакова Е.М. Инвалиды в России, 2023 год // Демоскоп Weekly. – 2023. – № 989-990. – c. 1-30.
12. Васин С.А. Перспективы изменения численности и возрастного состава взрослых инвалидов в России // Проблемы прогнозирования. – 2017. – № 5. – c. 129-139.
13. Мавликаева Ю.А., Подлужная М.Я. Динамика общей инвалидности взрослого населения Пермского края и ее прогноз // Здоровье и общество. – 2011. – № 2. – c. 5-9.
14. Гришина Л.П., Соловьева Н.Н. Прогноз инвалидности взрослого населения в Ульяновской области до 2020 г // Медико-социальная экспертиза и реабилитация. – 2015. – № 1. – c. 30-32.
15. Роик В.Д. Пенсионная система России: история, проблемы и пути совершенствования. - М.: МИК, 2023. – 480 c.
16. Под науч. ред. чл.-корр. РАН Н.М. Римашевской Старшее поколение и будущее. / Монография. - М.: Экономическое образование, 2014. – 212 c.
17. Дегтярев Г.П., Дегтярев А.Г., Нагибин О.А. Технологии и стандарты долговременного ухода за пожилыми людьми: международная и российская практика // Проблемы стандартизации в здравоохранении. – 2020. – № 5-6. – c. 37-44. – doi: 10.26347/1607-2502202005-06037-044.
18. Титор С.Е. Оценка эффективности межведомственного взаимодействия при оказании услуг по долговременному уходу за гражданами пожилого возраста и инвалидами // Вестник университета. – 2023. – № 5. – c. 178-185. – doi: 10.26425/1816-4277-2023-5-178-185.
19. Шестаков М.А., Данилина М.В. Формирование единого методического подхода к планированию численности работников системы долговременного ухода // Социально-трудовые исследования. – 2023. – № 3. – c. 115-121. – doi: 10.34022/2658-3712-2023-52-3-115-121.
20. Шестаков М.А., Смирнов В.М. Планирование расходов на оказание социальных услуг по уходу в рамках системы долговременного ухода // Экономика: вчера, сегодня, завтра. – 2023. – № 8А. – c. 338-348. – doi: 10.34670/AR.2023.60.61.031.
21. Некипелова Д.В. Система долговременного ухода как фактор улучшения социально‐экономического положения пенсионеров и инвалидов в РФ // Векторы благополучия: экономика и социум. – 2024. – № 2. – c. 23-36. – doi: 10.18799/26584956/2024/2/1782.
22. Архангельский В.Н., Калачикова О.Н. Возраст матери при рождении первого ребенка: динамика, региональные различия, детерминация // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. – 2020. – № 5. – c. 200-217. – doi: 10.15838/esc.2020.5.71.12.
23. Бальбо Н., Франческо К., Миллс М. Рождаемость в развитых странах: обзор исследований // Демографическое обозрение. – 2017. – № 2. – c. 133-195.
24. … о том, как Россия пропустила вторую "эпидемиологическую революцию"/ № 955-956, 6 сентября - 19 сентября 2022г. Демоскоп Weekly. [Электронный ресурс]. URL: https://www.demoscope.ru/weekly/2022/0955/gazeta02.php (дата обращения: 16.08.2024).
25. Ожидаемая продолжительность жизни при рождении. Единая межведомственная информационно-статистическая система (ЕМИСС). [Электронный ресурс]. URL: https://www.fedstat.ru/indicator/31293 (дата обращения: 12.09.2024)).
26. Андреев Е.М., Чурилова Е.В. Алкоголь и алкогольная политика в России за 150 лет // Демографическое обозрение. – 2024. – № 3. – c. 4-24. – doi: 10.17323/demreview.v11i3.22712.
27. Вишневский А., Андреев Е., Тимони С. Смертность от болезней системы кровообращения и продолжительность жизни в России // Демографическое обозрение. – 2016. – № 1. – c. 6-34.
28. Щербакова Е.М. Старшие поколения россиян, 2024 год. № 1029-1030. Демоскоп Weekly. [Электронный ресурс]. URL: https://demoscope.ru/weekly/2024/01029/barom01.php (дата обращения: 25.08.2024).
29. Life expectancy at birth by sex. Eurostat. [Электронный ресурс]. URL: https://ec.europa.eu/eurostat/databrowser/view/tps00208/default/table?lang=en&category=t_hlth.t_hlth_state (дата обращения: 25.08.2024).
30. Численность населения Российской Федерации по полу и возрасту. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/compendium/document/13284 (дата обращения: 12.09.2024).
31. Предположительная численность населения Российской Федерации. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/compendium/document/13285 (дата обращения: 12.09.2024).
32. Общая численность инвалидов. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: https://www.fedstat.ru/indicator/33818# (дата обращения: 12.09.2024).
33. Здравоохранение в России. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/210/document/13218 (дата обращения: 25.08.2024).
34. Положение инвалидов. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/13964 (дата обращения: 25.08.2024).
35. Численность инвалидов с разбивкой по полу, возрасту и группе инвалидности по Российской Федерации. Единая межведомственная информационно-статистическая система (ЕМИСС). [Электронный ресурс]. URL: https://www.fedstat.ru/indicator/62496 (дата обращения: 25.08.2024).
36. Инвалидность в России. Если быть точным. [Электронный ресурс]. URL: https://tochno.st/problems/disability (дата обращения: 25.08.2024).
Страница обновлена: 04.12.2024 в 11:32:42