Региональные практики реализации программ развития долговременного ухода
Сафонов А.Л.. Шеожев Х.В., Тимонин И.И.1
1 Институт региональной экономики и межбюджетных отношений Финансового университета при Правительстве Российской Федерации
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 18, Номер 8 (Август 2024)
Цитировать:
Сафонов А.Л.. Шеожев Х.В., Тимонин И.И. Региональные практики реализации программ развития долговременного ухода // Креативная экономика. – 2024. – Том 18. – № 8. – С. 2015-2032. – doi: 10.18334/ce.18.8.121219.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=69154045
Аннотация:
В данной статье рассмотрена система долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами как одно из важнейших направлений в области социальной политики государства, обусловленное тенденцией старения населения и направленное на улучшение качества жизни инвалидов и людей старшего поколения. В работе проанализирована тенденция роста потребности населения в долговременном уходе. Произведена оценка вовлеченности членов домашних хозяйств в оказание неоплачиваемых услуг по уходу. На примере регионов Центрального федерального округа, ряда регионов Южного и Северо-Кавказского федеральных округов проведен анализ дифференциации бюджетных расходов субъектов Российской Федерации. Дана оценка социально-экономической эффективности действующей системы долговременного ухода в данных субъектах с точки зрения пропорционального соотношения количества нуждающихся в ней и объема средств, выделенных на реализацию системы с 2018–2023 годы. Выявлено, что субъекты Российской Федерации, входящие в Сибирский Федеральный округ, осуществляли реализацию пилотного проекта по долговременному уходу в разные годы. При этом они существенно отличались по уровню выделяемых бюджетных ассигнований на реализацию услуг ДУ. Данная дифференциация прослеживается не только в суммарном годовом объеме бюджетных расходов, но и относительно расходов на 1-го нуждающегося гражданина. Сделаны выводы о необходимости выравнивания объемов бюджетных средств, предназначенных на развитие системы ДУ.
Ключевые слова: социальная политика государства, социальное обслуживание, система долговременного ухода, инвалиды, граждане пожилого возраста, социально-экономическая оценка
Финансирование:
Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финуниверситета.
JEL-классификация: H50, H53, H55, H75
Введение
В рамках реализации социальной политики Российской Федерации в 2018 году был принят национальный проект «Демография», который включал в себя федеральную программу «Старшее поколение», направленную на создание системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и лицами с ограниченными возможностями. С этого момента в России стартовал пилотный проект по созданию системы долговременного ухода (далее СДУ). В рамках пилотного проекта предполагалось отработать основные подходы по построению системы сбалансированного социального обслуживания и медицинской помощи на дому, в полустационарной и стационарной форме (с привлечением патронажной службы, сиделок, семейного ухода).
Основными общественно значимыми целями развития СДУ является:
· улучшение качества и увеличение продолжительности жизни граждан, нуждающихся в долговременном уходе (далее ДУ),
· высвобождение трудоспособных членов семьи для участия в общественном производстве,
· предотвращения десоциализации членов домохозяйств, где имеются нуждающиеся в ДУ,
· профилактика бедности,
· обеспечение безопасности и надлежащего качества ДУ.
· организации эффективной системы обучения и повышения квалификации персонала, работающего в сфере долговременного ухода.
В майском Указе Президента РФ от 7.05.2024 года № 309 [2] одной из национальных целей до 2030 года определено создание достойной и безопасной среды для жизни населения, а одной из задач достижения цели – увеличить количество лиц (из числа граждан старших возрастов и инвалидов), получающих услуги ДУ, до 500 тысяч человек. Это требует от государства совершенствования самой системы ДУ, особенно системы финансирования. Однако на сегодняшний день этот момент остается в значительной степени проблемным.
Вопросы развития системы ДУ освещались в различных исследования российских ученых [3], но в них основное внимание уделено общим проблемам организации ДУ. В данной статье мы бы хотели сосредоточиться прежде всего на анализе доступности помощи в Сибирском федеральном округе.
1. Методы и материалы
При подготовке данной научной статьи, авторами были использованы различные методы. В частности, применялись анализ, систематизация, сравнения, обобщения.
Для достижения поставленных в работе целей авторами были сформулированы следующие задачи:
- рассмотреть основные тенденции в потребности в долговременном уходе со стороны населения;
- определить степень удовлетворенности в уходе в рамках действующих программ;
- оценить вовлеченность населения в оказание неформального ухода;
- проанализировать особенности бюджета, выделяемого на систему долговременного ухода (СДУ) на примере Сибирского Федерального округа;
Информационной базой исследования послужили нормативно-правовые акты, научные исследования российских и зарубежных учёных, статистические данные Росстата.
2. Результаты и обсуждения
В 2023 году, по данным Росстата, из общей совокупности граждан в возрасте старше трудоспособного (в том числе имеющих инвалидность) более 96 процентов не были поставлены на учет в органах социальной защиты субъектов Российской Федерации, как нуждающиеся в социальном обслуживании. Всего 2,5% из числа всех граждан старше трудоспособного возраста были поставлены на учет и обслуживались в региональных органах социальной защиты (См. рисунок 1).
Рисунок 1. Участие лиц в возрасте старше трудоспособного в социальном обслуживании (в %). Источник: составлен авторами по данным Росстата [4]
Это означает, что значительная часть граждан, которая потенциально нуждается в услугах ДУ, пока оказалась вне зоны системы социальной защиты и основную нагрузку по уходу на дому несут непосредственно домашние хозяйства, что сопряжено с дополнительными расходами, затратами времени и отвлечением от участия в общественном производстве, что становится осо бенно чувствительным для экономики страны в условиях дефицита кадров.
Рисунок 2. Обращаемость граждан за услугами по социальному обслуживанию в 2015 году. Источник: составлена авторами по данным Росстата [5].
Как свидетельствуют данные рисунков 2 и 3 с 2015 по 2023 год происходило постепенное сокращение числа граждан, которые не обращались в органы социальной защиты с целью получения услуг по обслуживанию. Если в 2015 году таких было 75,1% от общего числа опрошенных лиц старшего возраста и инвалидов, то в 2023 году уже 62,7%. При этом большая доля не обратившихся за помощью граждан проживала в городской местности, что можно объяснить дополнительными возможностями обратиться за помощью к родственникам или нанять частого специалиста по уходу.
Рисунок 3. Обращаемость граждан за услугами по социальному обслуживанию в 202023 году. Источник: составлена авторами по данным Росстата [5].
Данные рисунок 2-3 также показывают, что за указанный период снизилось число отказов в предоставлении помощи с 7,1% до 2,7%. А также снижался процент случаев, при которых после обращения решения не было принято, с 17,8% до 15,9%. Интересен тот факт, что в сельской местности чаще, чем в городе, сталкивались с этим явлением. Возможно, это объясняется необходимостью более длительной процедуры изучения обстоятельств жизни сельских жителей, а также более сложными условиями организации социального обслуживания из-за удаленности мест проживания.
Таблица 1. Динамика предоставления услуг долговременного ухода стационарными учреждениями и потребность в них граждан пожилого возраста и инвалидов
|
2017
|
2018
|
2019
|
2020
|
2021
|
2022
| |
Число организаций для граждан
пожилого возраста и инвалидов (взрослых), единиц
|
1307
|
1280
|
1249
|
1243
|
1237
|
1226
| |
в них:
|
|
|
|
|
|
| |
мест, тыс.
|
263
|
263
|
262
|
262
|
258
|
258
| |
проживающих, тыс. человек
|
254
|
281
|
279
|
252
|
256
|
246
| |
Число организаций для
детей-инвалидов, единиц
|
251
|
228
|
235
|
243
|
228
|
224
| |
в них:
|
|
|
|
|
|
| |
мест, тыс.
|
27
|
26
|
26
|
26
|
25
|
23
| |
проживающих, тыс. человек
|
40
|
39
|
37
|
27
|
31
|
19
| |
Находились на
постоянном постельном режиме из числа проживающих в стационарных учреждениях
социального обслуживания для граждан пожилого возраста и инвалидов, процент
|
Взрослые
|
19,8
|
19,0
|
18,3
|
17,0
|
17,3
|
16,2
|
Дети
|
9,7
|
10,4
|
9,8
|
13,0
|
11,0
|
15,8
| |
Состояло на очереди
для помещения в учреждения социального обслуживания, человек
|
Взрослые
|
3421
|
1571
|
2877
|
3391
|
3846
|
5599
|
Дети
|
241
|
14
|
5
|
58
|
16
|
12
|
Результаты исследований, проведенного авторами, показывают, что услуги долговременного ухода становятся все более востребованными со стороны населения. По данным таблицы 1 можно судить о потребности граждан, нуждающихся в постоянном стационарном уходе. Например, если в 2017 году число взрослых, стоявших в очереди на размещение в стационары, составляло 3421 человек, то в 2022 году эта численность возросла до 5599 человек (см. данные Таблицы 1).
Рисунок 3. Динамика развития геронтологических центров в Российской Федерации. Источник: составлена авторами по данным Росстата [6].
При этом необходимо иметь в виду, что это в основном те граждане, которые имеют право на бесплатную или льготную социальную помощь. В то же самое время происходило сокращение организаций и количество мест для размещения, нуждающихся в стационарной помощи, что обостряет проблему наличия достаточного уровня мощностей для обеспечения полной потребности в стационарах системы ДУ.
Также в последние годы идет постепенный рост услуг, оказываемых геронтологическими медицинскими учреждениями (см. рисунок 3). Однако график показывает, что развитие системы геронтологических услуг идет неравномерно: в период 2010–2013 года происходило снижение числа организаций и количества проживающих, в период 2016 -2019 заметный рост, в 2020 -2021 году сокращение и в 2022 году опять рост.
Такая противоречивая тенденция свидетельствует о неустойчивости системы организации и финансирования данного направления оказания ДУ.
Таблица 2 Предоставление социальных услуг гражданам старших возрастов и инвалидам (2021 - 2022 годы)
Показатели
|
Всего
организаций, осуществляющих социальное обслуживание в форме социального обслуживания
на дому (всего)
|
Всего
организаций, осуществляющих социальное обслуживание в форме социального обслуживания
на дому (всего) в % 2022 год к 2021 году
|
Специализированные
службы социально-медицинского обслуживания
|
В том
числе для граждан пожилого возраста и инвалидов
|
Центры
социальной помощи
|
Центры
социальной помощи в % 2022 год к 2021 году
|
Иные
организации, осуществляющие социальное обслуживание в форме социального обслуживания
на дому
|
Иные
организации, осуществляющие социальное обслуживание в форме социального обслуживания
на дому в % 2022 год к 2021 году
|
Число организаций, единиц
|
304
|
118,28
|
1
|
1
|
37
|
105,7
|
266
|
119,8
|
Число оказанных услуг (всего),
единиц
|
14949725
|
136,93
|
161929
|
161929
|
360535
|
171,1
|
14427261
|
134,7
|
из них:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
социально-бытовые
|
8912829
|
121,58
|
141688
|
141688
|
221851
|
192,1
|
8549290
|
118,4
|
социально-медицинские
|
3332320
|
122,46
|
9704
|
9704
|
40589
|
143,8
|
3282027
|
121,8
|
социально-психологические
|
1109472
|
261,17
|
5394
|
5394
|
35714
|
166,9
|
1068364
|
264,8
|
социально-педагогические
|
945583
|
536,37
|
0
|
0
|
21687
|
140,05
|
923896
|
574,5
|
социально-трудовые
|
80608
|
1801,2
|
0
|
0
|
2472
|
120,29
|
78136
|
3228,76
|
социально-правовые
|
312690
|
200,45
|
357
|
357
|
8153
|
99,8
|
304180
|
205,7703
|
услуги в целях повышения коммуникативного
потенциала получателей социальных услуг
|
195440
|
277,71
|
0
|
0
|
3689
|
125,3
|
191751
|
284,4
|
срочные услуги
|
60783
|
176,19
|
4786
|
4786
|
26380
|
155,99
|
29617
|
168,4
|
Численность получателей социальных
услуг (всего), человек
|
147624
|
128,72
|
847
|
847
|
18539
|
146,9
|
128238
|
125,6
|
Данные таблицы 2 свидетельствуют о постепенном росте количества услуг, которые оказывают организации социальной защиты. Наибольшую долю составляют социально-бытовые услуги (покупка продуктов, уборка, получение и отправка корреспонденции) – 59,9% от общего числа социальных услуг. 22,39% приходилось на медицинские услуги, 7,4% - социально-психологические, 6,3% - социально-педагогические, 0,53 – социально-трудовые, 2,9% - социально-правовые, 1,3% - услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных, 0,4% -срочные услуги.
Особо опасение у исследователей вызывает и тот факт, что основная нагрузка в рамках СДУ приходиться сейчас на домохозяйства, однако в обществе развивается еще два негативных фактора: во-первых, это рост числа нуклеарных семей (что означает, что одинокие не смогут в старости опереться на родственников), во-вторых, сокращение контингента в возрасте 40-60 лет, который собственно и обеспечивает частный неформальный уход [8].
Как свидетельствуют данные таблицы 2 неравномерность выделения средств в регионах Центрального федерального округа характерна не только для реализации пилотного проекта по ДУ, что может быть объяснено последовательностью вхождения в проект. Например, в 2022 году на СДУ деньги были выделены только в 5 из 17 регионов ЦФО, а в 2023 году уже в 13. Как было сказано, в 2023 году в ЦФО 4 региона не имели в своих бюджетах расходных обязательств по пилотному проекту, при этом обращает на себя внимание тот факт, что Московская область, Липецкая область, Тульская область — это регионы с развитой экономикой.
Таблица 3. Динамика расходов на СДУ, реабилитацию и абилитацию инвалидов в субъектах ЦФО (тысяч рублей)
Субъекты ЦФО
|
Расходы на создание системы долговременного ухода
|
Совершенствование системы комплексной реабилитации и абилитации
инвалидов, в том числе детей инвалидов
| ||
2022
|
2023
|
2022
|
2023
| |
Белгородская область
|
41791,7
|
72937,6
|
9000,0
|
7164,0
|
Брянская область
|
0
|
97505,1
|
0
|
0
|
Владимирская область
|
10262,2
|
56700,9
|
5761,1
|
7335,0
|
Воронежская область
|
78584,6
|
170990,2
|
9817,9
|
5515,6
|
Ивановская область
|
0
|
0
|
10505,5
|
0
|
Калужская область
|
0
|
66860,6
|
180567,0
|
190555,6
|
Костромская область
|
76957,2
|
82243,4
|
7755,8
|
0
|
Курская область
|
0
|
111434,4
|
5916,3
|
0
|
Липецкая область
|
0
|
0
|
38376,4
|
48548,6
|
Московская область
|
0
|
0
|
0
|
0
|
Орловская область
|
0
|
27858,6
|
0
|
10723,4
|
Рязанская область
|
146160,7
|
1562944,0
|
17172,8
|
2061,0
|
Смоленская область
|
0
|
34823,3
|
0
|
10543,6
|
Тамбовская область
|
0
|
1357857,4
|
25831,2
|
15564,1
|
Тверская область
|
0
|
34823,3
|
33462,3
|
36766,8
|
Тульская область
|
0
|
0
|
17119,6
|
12571,5
|
Ярославская область
|
0
|
34823
|
42610,7
|
49330,1
|
Интересная картина складывается и с расходами на реабилитацию и абилитацию инвалидов (см. таблицу 2) в субъектах РФ из ЦФО. 7 из 17 в 2023 году снизили расходы на данные программы, 8 – увеличили, а два региона не имели таких программ.
Таблица 3. Приведенные расходы субъектов ЦФО на реализацию проекта СДУ
Субъекты ЦФО |
Расходы на СДУ
в % по отношению к общим бюджетным расходам региона |
Расходы на СДУ в рублях на душу
населения региона
| ||
2022
|
2023
|
2022
|
2023
| |
Белгородская
область
|
0,02
|
0,04
|
27,20
|
48,16
|
Брянская
область
|
0,00
|
0,09
|
0,00
|
84,60
|
Владимирская
область
|
0,01
|
0,05
|
7,65
|
42,78
|
Воронежская
область
|
0,04
|
0,08
|
34,13
|
74,82
|
Ивановская
область
|
0,00
|
0,00
|
0,00
|
0,00
|
Калужская
область
|
0,00
|
0,06
|
0,00
|
73,09
|
Костромская
область
|
0,12
|
0,13
|
133,14
|
76,80
|
Курская область
|
0,00
|
0,08
|
0,00
|
194,85
|
Липецкая
область
|
0,00
|
0,00
|
0,00
|
0,00
|
Московская
область
|
0,00
|
0,00
|
0,00
|
0,00
|
Орловская
область
|
0,00
|
0,04
|
0,00
|
39,78
|
Рязанская
область
|
0,13
|
1,34
|
133,05
|
1435,32
|
Смоленская
область
|
0,00
|
0,04
|
0,00
|
39,89
|
Тамбовская
область
|
0,00
|
1,64
|
0,00
|
1405,29
|
Тверская
область
|
0,00
|
0,03
|
0,00
|
28,75
|
Тульская область
|
0,00
|
0,00
|
0,00
|
0,00
|
Ярославская
область
|
0,00
|
0,02
|
0,00
|
29,15
|
Из таблицы 3 видно, что выделенные денежные средства на программы, связанные с СДУ, занимали незначительный процент от 0 до 1,64%. В абсолютном выражении картина подобная. Самые высокие расходы на душу населения в 2023 году демонстрировала Рязанская область (1435 рублей), а самые низки из тех регионов, которые выделяли средства, у Тверской области – (29 рублей).
Таким образом, из выше проведенного анализа видно, что дифференциация расходов регионов и в процентном отношении к общим расходам бюджета, и в отношении расходов, приходившихся на одного жителя региона.
Таблица 4. Динамика расходов на СДУ, реабилитацию и абилитацию инвалидов в некоторых субъектах ЮФО и СКФО (тысяч рублей)
Субъекты ЮФО и СКФО
|
Расходы на создание системы долговременного ухода
|
Совершенствование системы комплексной реабилитации и абилитации
инвалидов, в том числе детей инвалидов
| ||
2022
|
2023
|
2022
|
2023
| |
Республика Адыгея
|
0
|
27858,6
|
9298,6
|
9285,3
|
Республика Дагестан
|
0
|
27858,6
|
4672,5
|
23157,9
|
Республика Ингушетия
|
0
|
0
|
0
|
0
|
КБР
|
0
|
27858,6
|
11535,8
|
22109,5
|
Республика Калмыкия
|
0
|
27858,6
|
0
|
6340,6
|
КРЧР
|
0
|
27858,6
|
0
|
0
|
РСОА
|
0
|
0
|
17518
|
17130
|
Чеченская республика
|
0
|
27858,6
|
87785,5
|
65277,8
|
Краснодарский край
|
0
|
120349,2
|
13967,2
|
7744,3
|
Ставропольский край
|
148011,8
|
150234,4
|
17107,4
|
34135,3
|
Астраханская область
|
0
|
34823,3
|
0
|
0
|
Волгоградская область
|
71729,2
|
82664,7
|
35032,4
|
88334,5
|
Ростовская область
|
0
|
191110
|
130888,8
|
128885,1
|
Как показывают данные таблица 4, схожая ситуация с расходами в области развития СДУ и финансирования программ реабилитации и абилитации инвалидов наблюдается в регионах Южного и Северо-Кавказского федеральных округов. Например, в 2022 году расходы на пилотный проект СДУ присутствовали только в Ставропольском крае и Волгоградской области, в 2023 году эта программа была начата и получила еще в 9 регионах (Республики Адыгея, Дагестан, Кабардино-Балкария, Калмыкия, Карачаево-Черкесская, Чеченская, Области Астраханская, Ростовская и Краснодарский край). Также в 2023 году увеличивалось в данном регионе и количество субъектов Российской Федерации, предусматривающих расходы на реабилитацию и абилитацию инвалидов.
Таблица 5. Приведенные расходы субъектов ЮФО и СКФО на реализацию проекта СДУ
Субъекты ЮФО и СКФО
|
Расходы на СДУ
|
Расходы на СДУ в рублях на душу
населения региона
| ||
Расходы на СДУ
в % по отношению к общим бюджетным расходам региона | ||||
2022
|
2023
|
2022
|
2023
| |
Республика Адыгея
|
0
|
0,0005
|
0,0
|
55,9
|
Республика Дагестан
|
0
|
0,0001
|
0,0
|
8,7
|
Республика Ингушетия
|
0
|
0
|
0,0
|
0,0
|
КБР
|
0
|
0,0004
|
0,0
|
30,8
|
Республика Калмыкия
|
0
|
0,0009
|
0,0
|
105,3
|
КРЧР
|
0
|
0,0007
|
0,0
|
59,5
|
РСОА
|
0
|
0
|
0,0
|
0,0
|
Чеченская республика
|
0
|
0,0002
|
0,0
|
18,2
|
Краснодарский край
|
0
|
0,0002
|
0,0
|
20,7
|
Ставропольский край
|
0,00075
|
0,0007
|
51,0
|
52,0
|
Астраханская область
|
0
|
0,0004
|
0,0
|
36,6
|
Волгоградская область
|
0,0004
|
0,0004
|
28,8
|
33,5
|
Ростовская область
|
0
|
0,0005
|
0,0
|
45,9
|
Из данных таблицы 5 можно обнаружить, что размеры расходов на развитие системы долговременного ухода в южных субъектах, приходившихся на одного жителя, были в 2023 году на незначительном уровне от 8,7 рублей (Республика Дагестан) до 105,3 рублей (Республика Калмыкия).
Обращает на себя внимание, что в регионах центральной России объем средств, выделяемых на развитие СДУ и приходящихся на одного проживающего на данной территории, выше, чем в южных и северо-кавказских регионах. Это в первую очередь связано с уровнем экономического развития субъектов.
Выводы
В настоящий момент сложилась и продолжает расти потребность со стороны населения в оказании услуг долговременного ухода.
Однако рост числа организаций, оказывающих услуги ДУ имеет в разные периоды разнонаправленную тенденцию.
В регионах отмечается разный уровень финансирования услуг в области ДУ, реабилитации и абилитации инвалидов.
Неравномерное финансирование системы долговременного ухода приводит к неравенству доступа к услугам у нуждающихся людей в разных регионах: в 1 регионе нуждающиеся получают услуги примерно на 4 рубля, в то время как в другом на 8 тысяч рублей.
Разница в финансировании между регионами вызвана различиями в бюджетных возможностях каждого региона, а также плотностью расселения нуждающихся. При этом конституция Российской Федерации гарантирует
Неравномерность финансирования долговременного ухода в субъектах Российской Федерации требует постановки вопроса о поиске отдельного постоянного источника, которым может выступать дополнительный налог с продаж подакцизных товаров (алкоголь, табачные изделия).
Единые подходы к финансированию должны также опираться на централизованное бюджетное планирование нормативов расходов на услуги ДУ.
На государственном и региональном уровнях необходимо проводить анализ и мониторинг финансирования системы долговременного ухода для обеспечения равного доступа к услугам и повышения их качества во всех регионах.
Источники:
2. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2024 № 309«О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года». Publication.pravo.gov.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202405070015?index=2 (дата обращения: 10.05.2024).
3. Антонова Н.В., Еремина О.Ю. Система долговременного ухода как институт социального обслуживания: российский и зарубежный опыт // Черные дыры в Российском законодательстве. – 2022. – № 4. – c. 38-49.
4. Удельный вес граждан пожилого возраста и инвалидов, получающих социальное обслуживание на дому в Российской Федерации. Rosstat.gov.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/ur2-1-3.docx (дата обращения: 25.04.2024).
5. Охват социальным обслуживанием, формы его получения и причины неполучения. Официальный сайт Росстата. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/pi_2.27_2015-2023.xlsx (дата обращения: 06.04.2024).
6. Официальный сайт Росстата. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/pi_2-9_2022.xlsx (дата обращения: 06.04.2024).
7. Отчет по Форме 6-собес 2021, 2022 годы. Mintrud.gov.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://mintrud.gov.ru/ministry/opengov/18 (дата обращения: 06.04.2024).
8. Hilde Verbeek Changing the long-term care spectrum. Bmcgeriatr.biomedcentral.com. [Электронный ресурс]. URL: https://bmcgeriatr.biomedcentral.com/articles/10.1186/s12877-022-02909-8 (дата обращения: 15.04.2024).
9. Бухалова Н.А. Долговременный уход за пожилыми людьми: от временной помощи к постоянной заботе // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. – 2021. – № 3(63). – c. 88-94. – doi: 10.52452/18115942_2021_3_88.
10. Грачева А.С. О комплексном подходе к оказанию медицинской и социальной помощи пожилым людям // Вестник Росздравнадзора. – 2011. – № 1. – c. 4-11.
11. Сафонов А.Л., Филимонова И.В., Некипелова Д.В., Долженкова Ю.В. Механизмы государственной поддержки реабилитации инвалидов // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. – 2023. – c. 820--827. – doi: 10.32687/0869-866X-2023-31-s1-820-827.
12. Сафонов А.Л., Рагозин А.В., Шеожев Х.В. Проблемы финансирования паллиативной помощи и долговременного ухода в Российской Федерации // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. – 2023. – № 6. – c. 1373-1383. – doi: 10.32687/0869-866X-2023-31-6-1373-1383.
Страница обновлена: 12.09.2024 в 12:15:40