Налоговое и административное стимулирование как инструмент формирования резильентности социально-экономических систем арктических поселений
Калаврий Т.Ю.1, Гордячкова О.В.2, Никулкина И.В.3
1 Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова
2 Новосибирский государственный технический университет
3 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
Скачать PDF | Загрузок: 8
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 13, Номер 12 (Декабрь 2023)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=63549394
Аннотация:
В статье проведен анализ действующих налоговых преференций и административных стимулов в отношении резидентов Арктической зоны Российской Федерации как инструментов, способствующих развитию самообеспеченности арктических поселений, в рамках концепции резильентности последних. Установлено, что в настоящее время на федеральном уровне разработана система налоговых преференций и административных стимулов для налоговых резидентов Арктической зоны Российской Федерации, а также обозначены возможности разработки налоговых льгот в части региональных и местных налогов. Подобные меры способствуют формированию резильентности социально-экономической системы региона через укрепление такого фактора устойчивости, как сомообеспеченность. Однако реализация на практике преференций и стимулов может сопровождаться и определенными рисками, в частности, неравномерностью распределения преференций по регионам; снижением эффективности использования выделенных ресурсов; развитием инфраструктуры и социальных услуг, не отвечающих интересам арктического сообщества.
Ключевые слова: резильентность, социально-экономическая система, самообеспеченность, налоговое регулирование, налог, Арктика, Арктическая зона Российской Федерации
Финансирование:
Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ в рамках международного научного проекта 20-510-71001 Арктика_т «Осмысление, привязанность к месту и расширение взаимосвязей как источники обеспечения устойчивости в Арктике: российский северо-восточный вектор».
JEL-классификация: E62, R58, Q01
Введение
Данная статья является продолжением цикла научных статей в рамках международного научного проекта Sense Making, Place attachment and Extended networks - as sources of Resilience in the Arctic (далее – SeMPER-Arctic) [1].
Важнейшим фактором резильентности социально-экономических систем к внешним шокам вне зависимости от размера, специфики организации и географического месторасположения поселения, является самообеспеченность, т.е. способность, с одной стороны, обеспечивать базовые потребности системы за счет внутренних ресурсов, а с другой стороны, иметь возможность за счет генерируемых внутри системы финансовых ресурсов приобретать необходимые блага для обеспечения жизнеспособности системы.
Самообеспеченность может быть достигнута в том числе через развитие предпринимательской деятельности в регионе. При этом наибольшее значение здесь будет иметь малое и среднее предпринимательство. По словам А.Н. Пилясова “Внутри сегмента арктического предпринимательства абсолютно чётко обособляются производственное и “потребительское” предпринимательство – услуги и товары домохозяйствам” [12] (Пилясов, 2018). Часто считается, что “развитие социально-производственной инфраструктуры ввиду высокой капиталоёмкости в условиях Арктики и удорожающих факторов, возможно только при участии государственных инвестиций и крупного бизнеса, который должен нести определённую социальную ответственность за развитие территорий на принципах государственно-частного и муниципально-частного партнёрства, что даст толчок для формирования сети предпринимательских структур” [8] (Емельянова, 2019).
Но малое и среднее предпринимательство необходимо в любой социально-экономической системе, поскольку именно оно обеспечивает удовлетворение потребностей в товарах и услугах, не нуждающихся в массовом производстве; малое и среднее предпринимательство занимает те ниши, которые по объективным экономическим причинам не способен заполнить крупный бизнес.
И если ранее государственную поддержку получали, как правило, представители крупного бизнеса, то с принятием Федерального закона от 13 июля 2020 г. N 193-ФЗ "О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации" [1] акцент смещен на активизацию и стимулирование инвестиционной деятельности, в том числе малого и среднего бизнеса. Тем более что инвестиционную привлекательность арктических регионов можно охарактеризовать как недостаточную, что ограничивает возможности привлечения инвесторов [9] (Кондратович, 2020).
Цель исследования заключалась в систематизации и анализе действующих налоговых преференций и административных стимулов для развития предпринимательства в Арктической зоне Российской Федерации с позиции их значимости и возможностей для обеспечения резильентности арктических поселений.
По итогам проведенного исследования получены следующие основные результаты, отражающие приращение знания и обладающие научной новизной: (1) систематизированы действующие налоговые преференции и административные стимулы в отношении налоговых резидентов - юридических и физических лиц АЗРФ; (2) расширены представления о б имеющихся и возможных рисках при реализации налоговых преференций и административных стимулов.
Резильентность и самообеспеченность арктических поселений
На основании ранее проведенного исследования существующих подходов к определению резильентности, для целей исследования резильентность рассматривалась как способность социально-экономической системы справляться со стрессами и шоками, путём реагирования и реорганизации системы с сохранением ключевых идентичности, функциональности и структуры [11] (Никулкина, Гордячкова, Герарди, 2020).
Выявление и ранжирование внешних и внутренних факторов резильентности с применением экспертного метода [11] (Никулкина, Гордячкова, Герарди, 2020) позволило установить, что ключевым внутренним фактором является самообеспеченность и возможность автономного существования наряду с возможностью заниматься традиционными видами деятельности.
Самообеспеченность на уровне локальной социально-экономической системы может определяться ресурсной обеспеченностью, в т.ч. финансовой, и способностью самостоятельно выполнять социально-экономические обязательства. В этом ключе формирование финансовых ресурсов возможно за счет развития собственного производства.
Значительная часть арктических поселений была создана в советский период активного освоения богатейших месторождений Севера, поэтому для социально-экономического развития Арктики важнейшим фактором являлась целенаправленно сформированная и реализуемая государственная политика, а также значительные объемы финансовых, людских и прочих видов ресурсов.
Постсоветский период, ознаменовавшийся разрушением всех государственных механизмов развития и поддержки арктических территорий, привел к серьезной трансформации социально-экономических локальных систем. В результате многие предприятия, в том числе системообразующие для отдельных поселений, оказались ликвидированы, были нарушены или разрушены имевшиеся интеграционные связи, а территориальная организация хозяйствующих структур также претерпела значительные изменения. Миграционный отток привел к разрушению существовавшего социума и системы социальной самоорганизации.
Достаточно длительный период развитие Арктики не определялось как один из приоритетов национальной экономической стратегии.
В настоящее время пакет документов, принятый во исполнение Стратегии развития Арктической зоны России, не только оформил базовый контур нормативного поля АЗРФ, но и дает возможность арктическим территориям стать крупнейшей в мире экономической зоной в данном регионе с набором административных, налоговых и инвестиционных преференций, а также геополитическим инструментом укрепления регионального присутствия России в Арктике [14] (Щеголькова, 2021).
Разумеется, все это может быть достигнуто только в условиях комплексной реализации всех мероприятий Стратегии развития АЗРФ.
Налоговое стимулирование и административные инструменты для развития предпринимательства и привлечения рабочей силы в Арктической зоне Российской Федерации
Мировой опыт свидетельствует, что наиболее часто используемым и достаточно эффективным способом стимулирования развития собственного производства являются различные инструменты финансового регулирования. В общем виде финансовое регулирование включает в себя бюджетно-налоговые и финансово-кредитные инструменты.
Более конкретно с позиции инструментов финансового регулирования развитие арктических территорий осуществляется через программно-целевые инструменты, специальные фонды развития, прямое выделение средств, налоговые инструменты и инструменты повышения инвестиционной привлекательности территорий [4, с.8] (Бадылевич, 2021).
Отмечается, что бюджетный, налоговый и таможенный механизмы необходимо рассматривать в комплексе, поскольку они предполагают осуществление взаимодействия между государством и участниками финансовых отношений [9, с.108] (Кондратович, 2020).
С позиции менеджмента финансовое стимулирование в АЗРФ также может осуществляться через функции стимулирования, координации, планирования, прогнозирования и контроля. Например, в Республике Саха (Якутия) инструменты финансового стимулирования включают в себя субсидии, гранты, бюджетные ассигнования; прямые меры поддержки как отдельных категорий граждан (например, выплаты на индивидуальное жилищное строительство молодым оленеводам), так и ряда отраслей (рыбохозяйственный комплекс, сельское хозяйство), а также инвестиционные программы, в т.ч. целевые капитальные вложения [7, с.141] (Гордячкова, Калаврий, 2022).
В специфических условиях Арктической зоны одним из ключевых методов поддержки и активизации субъектов предпринимательства являются налоговые преференции. Список преференциальных режимов определяется Федеральным законом от 13.07.2020 № 193-ФЗ “О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации" и соответствующими статьями Налогового кодекса РФ (табл. 1).
Таблица 1 – Налоговые преференции, применяемые к резидентам Арктической зоны Российской Федерации
Налоги и сборы
|
Преференциальный режим
|
Основание
|
Особые условия
|
Страховые взносы
|
Субсидирование
В объеме 75% страховых взносов в течение срока действия заключенных соглашений об осуществлении инвестиционной деятельности, но не более 10 лет |
ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2020 N 193-ФЗ,
правила, утв. постановлением
Правительства РФ от 02.09.2020 N 1338
|
- Заключение с управляющей компанией - АО "Корпорация
развития Дальнего Востока и Арктики" соглашения об осуществлении
инвестиционной деятельности, не связанной с добычей углеводородного сырья.
- Заключение с управляющей
компанией договора, в рамках исполнения которого она за счет полученных
субсидий уплачивает за резидента АЗРФ страховые взносы в размере 75% от
исчисленных сумм.
|
Налог на прибыль организации
|
Субсидирование
В объеме 75% страховых взносов в течение срока действия заключенных соглашений об осуществлении инвестиционной деятельности, но не более 10 лет |
ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2020 N 193-ФЗ,
правила, утв. постановлением
Правительства РФ от 02.09.2020 N 1338
|
- Заключение с управляющей компанией - АО "Корпорация
развития Дальнего Востока и Арктики" соглашения об осуществлении
инвестиционной деятельности, не связанной с добычей углеводородного сырья.
- Заключение с управляющей
компанией договора, в рамках исполнения которого она за счет полученных
субсидий уплачивает за резидента АЗРФ страховые взносы в размере 75% от
исчисленных сумм.
|
Налог на добавленную стоимость (НДС)
|
0%
при реализации товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны |
подп. 1 п. 1 ст. 164, подп. 5 п. 1 ст. 165 НК РФ,
ч. 1 ст. 19 Федерального закона
от 13.07.2020 N 193-ФЗ,
ст. 201 ТК ЕАЭС,
письмо Минфина России от
06.09.2022 N 03-03-06/3/86592
|
Представление в налоговый орган документов, подтверждающих
обоснованность применения нулевой ставки
|
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)
|
Налоговый вычет
Сумма налогового вычета (в объеме расходов, связанных с созданием объектов инфраструктуры, но не более 50% суммы налога) определена в порядке, установленном ст. 343.6 НК РФ |
ст. 343.6 НК РФ,
ч. 1 ст. 14 Федерального закона
от 13.07.2020 N 193-ФЗ,
письмо Минфина России от
06.09.2022 N 03-03-06/3/86592
|
При добыче отдельных видов твердых полезных ископаемых на новых
месторождениях (с 01.01.2021 до 01.01.2033)
|
Налог на имущество организаций
|
Региональные налоговые льготы
Законом субъекта РФ в отношении резидентов АЗРФ могут быть предусмотрены льготы по налогу на имущество |
абзац 2 п. 2 ст. 372 НК РФ,
ч. 2 ст. 14 Федерального закона
от 13.07.2020 N 193-ФЗ
|
Кроме
НАО и Красноярского края
|
Транспортный налог
|
Региональные налоговые льготы
Законом субъекта РФ в отношении резидентов АЗРФ могут быть предусмотрены льготы по транспортному налогу |
ч. 3 ст. 356 НК РФ,
ч. 2 ст. 14 Федерального закона
от 13.07.2020 N 193-ФЗ
|
|
Земельный налог
|
Местные налоговые льготы
Нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в отношении резидентов АЗРФ могут быть установлены льготы по земельному налогу |
ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2020 N 193-ФЗ,
правила, утв. постановлением
Правительства РФ от 02.09.2020 N 1338
|
Кроме
НАО и Красноярского края
|
Учитывая структуру налоговой системы, вполне понятно, что преференции, установленные федеральным законом, касаются именно федеральных налогов; они определяют общее “правовое поле” для всех резидентов АЗРФ. При этом налоговые преференции в отношении региональных и местных налогов могут быть представлены законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. И вот здесь возможна дифференциация льгот, способная значительно повысить привлекательность конкретной территории.
Кроме приведенных в таблице преференций, для организаций малого и среднего бизнеса устанавливаются пониженные ставки по упрощенной системе налогообложения (УСН).
Таблица 2 – Преференции для налогоплательщиков по упрощенной системе налогообложения
Регион Арктики
|
Схема уплаты «Доходы»
|
Схема уплаты «Доходы-расходы»
|
Мурманская
обл.
|
1%
первые 3 года
3% следующие 3 года 6% далее |
5%
первые 3 года
10% следующие 3 года 15% далее |
Архангельская
обл.
|
1%
первые 5 лет
6% далее |
5%
первые 5 лет
15% далее |
Республика
Карелия
|
1%
первые 3 года
3% следующие 3 года 6% далее |
5%
первые 3 года
7% следующие 3 года 15% далее |
Республика
Коми
|
1%
в течение всего срока Соглашения об осуществлении инвестиционной деятельности
|
5%
в течение всего срока Соглашения об осуществлении инвестиционной деятельности
|
Ненецкий
автономный округ
|
1%.
Действует для всех предпринимателей
|
5%
Действует для всех предпринимателей
|
Ямало-Ненецкий
автономный округ
|
1%
только для проектов в сфере туризма первые 5 лет. Далее 6%
|
5%
Действует для всех предпринимателей
|
Красноярский
край
|
3%
в течение всего срока Соглашения об осуществлении инвестиционной деятельности
|
7,5%
в течение всего срока Соглашения об осуществлении инвестиционной деятельности
|
Республика
Саха (Якутия)
|
2%
Действует для всех предпринимателей АЗ РС(Я)
|
5%
Действует для всех предпринимателей АЗ РС(Я)
|
Чукотский
автономный округ
|
1%
первые 3 года
4% следующие 3 года 6% далее |
5%
первые 3 года
10% следующие 3 года 15% далее |
Очевидно, что предлагаемые в арктических субъектах РФ преференции для субъектов малого и среднего предпринимательства (далее МСП) в рамках специального налогового режима упрощенного налогообложения имеют своей целью активизацию бизнес-усилий в целом, при этом наиболее льготный режим установлен в Ненецком автономной округе и в районах, относящихся к Арктической зоне Республики Саха (Якутия). При этом стоит отметить, что такое разнообразие может стать и неким препятствием для потенциальных предпринимателей, планирующих стать налоговыми резидентами АЗРФ.
Важным моментом является не только декларирование данных льгот для субъектов МСП, но и проведение планомерной работы по выявлению неформальной занятости, что будет способствовать увеличению поступлений в бюджет и росту финансовой самообеспеченности субъектов АЗРФ [13, с.147] (Шабанов, 2021).
Кроме указанных мероприятий, используются и административные инструменты привлечения субъектов МСП в Арктическую зону РФ.
В соответствующих административных районах АЗРФ резиденты имеют возможность применять процедуры свободной таможенной зоны, которые освобождают от "ввозной” таможенной пошлины и устанавливают нулевую ставку НДС при реализации товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны.
Резидентам без торгов предоставляются земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности. Для крупных инвесторов в целях стимулирования создания новых рабочих мест путем организации нового производства или модернизации действующего предусмотрены субсидии из федерального бюджета на осуществление капитальных вложений в объекты инфраструктуры. Исключены требования к общему объёму инвестиций и минимальному количеству рабочих мест, создаваемых в ходе реализации проекта в Арктической зоне РФ.
Снижаются бюрократические барьеры путем одновременного осуществления экологической экспертизы и государственной экспертизы проектно-сметной документации.
В целях содействия в поиске финансирования предоставляются займы по пониженным ставкам и субсидирование процентной ставки в размере 1,5 ключевой ставки Банка России, но не более 9% в уполномоченных банках. Субъекты малого и среднего предпринимательства, созданные физическими лицами в возрасте до 25 лет включительно, как индивидуальные предприниматели, так и учредители юридических лиц, имеют возможность получить гранты до 1 млн руб. (ранее такая возможность была только у предприятий, которые занимаются социальными проектами).
С 2015 г. по 2022 г. в Арктической зоне РФ благодаря данным мерам поддержки было привлечено 819 млрд руб. в качестве инвестиций, заключено 546 соглашений, в рамках данных соглашений создано 23629 рабочих мест [5] (Годовой отчет…Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики, 2022).
Кроме того, предпринимаются меры по привлечению в регион рабочей силы. Одной из мер привлечения является действующая с июня 2021 г. программа “Гектар в Арктике”: гражданин на основании заявления однократно может получить в безвозмездное пользование земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности и расположенный в соответствующих регионах, площадь которого не превышает одного гектар [2] (ФЗ от 01.05.2016 № 119-ФЗ). С 2021 г. всего было рассмотрено 7618 заявлений, на основании которых в безвозмездное пользование предоставлено 3351 земельный участок [5] (Годовой отчет…Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики, 2022). Дополнительно в арктических регионах ДВФО действует “дальневосточная” ипотека.
В рамках федерального проекта "Содействие занятости" при переселении безработных и членов их семей в другую местность по направлению службы занятости при переезде в Арктическую зону предусмотрены оплата стоимости проезда и провоза имущества безработного гражданина и членов его семьи, оплата суточных расходов за время следования к новому месту жительства, компенсация временного найма жилья, единовременное пособие (размер устанавливается в зависимости от территории переселения). При переезде в арктические населенные пункты в рамках программ “Земский доктор”, “Земский учитель” предоставляются увеличенные выплаты.
Практически во всех арктических регионах в разных формах осуществляется компенсация затрат на индивидуальное жилое строительство [10] (Меры поддержки…). Например, на Чукотке, в Ямало-Ненецком АО, Мурманской области физическим лицам - застройщикам предоставляются субсидии; Ненецком АО предоставляются социальные выплаты на строительство; В Архангельской области выделяется квота на заготовку древесины для строительства индивидуального жилого дома. Предоставляются субсидии на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности.
Выплачиваются региональные и федеральные гранты для создания условий развития малых форм хозяйствования агропромышленного комплекса: на создание и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и личных подсобных хозяйств. Некоторые регионы устанавливают субсидии на возмещение затрат на закупку картофеля и овощей, субсидии на возмещение затрат, связанных с закупкой у населения дикорастущих пищевых ресурсов.
Не стоит забывать, что на арктических территориях для физических лиц применяются и те преференции, которые определены законодательно для жителей Крайнего Севера. Также Стратегией развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года предусмотрены меры по государственной поддержке традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера [3] (Указ Президента РФ от 26.10.2020 г. № 645), например, освобождение от налогообложения в отношении земельных участков, используемых для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов; выплаты нанесенного ущерба от промышленного освоения территорий традиционного природопользования в рамках этнологической экспертизы и пр.
По мнению ведущих налоговедов, одним из важнейших стимулов укрепления самообеспеченности и развития собственного производства в Арктике может стать использование налоговых преференций для граждан, проживающих в АЗРФ. Например, “применение налогового вычета в размере МРОТ для граждан, осуществляющих свою трудовую деятельность в Арктической зоне за каждый месяц налогового периода, а также применение пониженной ставки НДФЛ в отношении доходов, получаемых физическими лицами - налоговыми резидентами АЗРФ” [6, с.148] (Гончаренко, Никулкина, 2018).
Приведенные налоговые льготы могут также способствовать закреплению экономически активного населения в Арктике и развитию предпринимательства.
Заключение
Авторы согласны с мнением Р. В. Бадылевича, что "в ближайшие годы следует ожидать изменения приоритетов в системе финансового регулирования развития Арктической зоны РФ, акценты будут смещаться с прямого бюджетного финансирования крупных проектов в Арктике к повышению привлекательности этих территорий для потенциальных инвесторов и привлечению к развитию Арктики крупных финансовых институтов” [4] (Бадылевич, 2021). Действительно, можно сказать, что государственная политика в Арктической зоне РФ в настоящее время направлена на формирование более привлекательных условий для инвесторов и населения. Различные преференции могут быть эффективными в отношении формирования такого фактора резильентности социально-экономической системы, как самообеспеченность, которая, в свою очередь, имеет положительную корреляцию с ростом численности населения в регионе и сокращением миграционного оттока. Помимо этого, налоговые преференции и административное стимулирование будет способствовать достижению целей региональной политики, в том числе: 1) росту экономической активности и инвестиций; 2) развитию инфраструктуры и социальных услуг; 3) улучшению условий жизни и труда населения.
Однако имплементация преференций и стимулов в практику может сопровождаться и определенными рисками, в частности: 1) неравномерностью распределения преференций по регионам; 2) снижением эффективности использования выделенных ресурсов; 3) развитием инфраструктуры и социальных услуг, не отвечающих интересам арктического сообщества.
Важнейшим фактором обеспечения эффективности предлагаемых к предоставлению налоговых преференций и стимулов является повышение активности населения в процессе принятия решений. Кроме того, законодательно закрепленные и разрабатываемые налоговые преференции и стимулы должны служить обеспечению резильентности арктических поселений и не создавать дополнительные сложности в адаптации населения к новым условиям.
Таким образом, эффективность преференций в АЗРФ для закрепления населения и самообеспеченности зависит от множества факторов и требует комплексного подхода к оценке и управлению. Необходимо продолжать работу по совершенствованию преференций и их реализации в регионах АЗРФ, чтобы достичь максимальной эффективности и повысить качество жизни населения.
[1]SeMPER-Arctic – это международный проект фундаментальных научных исследований, реализуемый в рамках Бельмонтского форума по совместной исследовательской деятельности «Жизнеспособность быстроменяющихся Арктических систем (СИД Арктика II)». Этот проект реализуется международной междисциплинарной группой ученых из России, Франции, Норвегии, Швеции, Нидерландов. Каждая страна в лице ученых-партнеров вошла в этот проект со своим национальным проектом, но в рамках общей темы (Россия – проект РФФИ «Осмысление, привязанность к месту и расширение взаимосвязей как источники обеспечения устойчивости в Арктике: российский северо-восточный вектор»).
Источники:
2. Федеральный закон от 1 мая 2016 г. N 119-ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в Арктической зоне Российской Федерации и на других территориях Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Publication.pravo.gov.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201605020007 (дата обращения: 17.10.2023).
3. Указ Президента Российской Федерации от 26.10.2020 г. № 645 “О Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года”. Kremlin.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/45972 (дата обращения: 07.11.2023).
4. Бадылевич Р. В. Исследование зарубежного опыта реализации финансового регулирования развития арктических территорий и возможностей его применения в северных регионах РФ // Арктика и Север. – 2021. – № 44. – c. 5-29. – doi: 10.37482/issn2221-2698.2021.44.5.
5. Годовой отчет о деятельности Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики. Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики. [Электронный ресурс]. URL: https://erdc.ru/upload/iblock/d49/zsf1lyv9qs1yhnpurws19dn3a3k4t3bo/Otchet-za-2022-god-_1_.pdf (дата обращения: 23.11.2023).
6. Гончаренко Л.И., Никулкина И.В. Налоговые и таможенные механизмы регулирования развития Арктической зоны Российской Федерации с позиции укрепления национальных интересов // Экономика. Налоги. Право. – 2018. – № 6. – c. 143-151. – doi: 10.26794/1999-849X-2018-11-6-143-151.
7. Гордячкова О.В., Калаврий Т.Ю. Промышленное освоение Арктики VS традиционный образ жизни: опыт управления социально-экономическим развитием в Республике Саха (Якутия) // Эко. – 2022. – № 10(580). – c. 129-147. – doi: 10.30680/ECO0131-7652-2022-10-129-147.
8. Емельянова Е.Е. Системные проблемы и направления развития муниципалитетов российской Арктики // Арктика и Север. – 2019. – № 35. – c. 79-93. – doi: 10.17238/issn2221-2698.2019.35.79.
9. Кондратович Д.Л. Некоторые аспекты государственного финансового регулирования как основы экономической безопасности арктических регионов России // Экономика и управление: проблемы, решения. – 2020. – № 12(108). – c. 107-115. – doi: 10.36871/ek.up.p.r.2020.12.05.012.
10. Меры поддержки, предоставляемые в ДФО и АЗРФ. Официальный сайт Программы «Гектар на Дальнем Востоке и в Арктике». [Электронный ресурс]. URL: https://освойгектар.рф/merinew (дата обращения: 07.12.2023).
11. Никулкина И.В., Гордячкова О.В., Герарди Ж. Факторы, определяющие резильентность социально-экономических систем арктических поселений // Экономика, предпринимательство и право. – 2020. – № 12. – c. 2977-2988. – doi: 10.18334/epp.10.12.111478.
12. Пилясов А.Н. Арктическое предпринимательство: нечто исключительное. Портал GoArctic АНО “Экспертный центр “Проект офис развития Арктики”” (ПОРА). [Электронный ресурс]. URL: https://goarctic.ru/news/arkticheskoe-predprinimatelstvo-nechto-isklyuchitelnoe/ (дата обращения: 27.11.2023).
13. Шабанов Н.Ю. Внутренние финансовые резервы субъектов Арктической зоны Российской Федерации, скрытые в неформальной экономике // Russian Economic Bulletin. – 2021. – № 5. – c. 144-149.
14. Щеголькова A.A. Институциональное оформление процессов стратегического развития Арктической зоны Российской Федерации // Экономика и управление: проблемы, решения. – 2021. – № 11(119). – c. 47-55. – doi: 10.36871/ek.up.p.r.2021.11.01.006.
Страница обновлена: 26.11.2024 в 11:58:30