Проектный подход как инструмент повышения резильентности арктических поселений: практический опыт поселка Тикси в Республике Саха (Якутия)

Филимонова Л.М.1, Золотов Е.Ю.2, Милославский В.Г.3
1 Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, Россия, Якутск
2 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Россия, Москва
3 Муниципальный район «Булунский улус»

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 15, Номер 12 (Декабрь 2021)

Цитировать:
Филимонова Л.М., Золотов Е.Ю., Милославский В.Г. Проектный подход как инструмент повышения резильентности арктических поселений: практический опыт поселка Тикси в Республике Саха (Якутия) // Креативная экономика. – 2021. – Том 15. – № 12. – С. 5109-5124. – doi: 10.18334/ce.15.12.114109.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=47995244
Цитирований: 1 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
В статье обосновываются преимущества проектного подхода как возможного инструмента повышения резильентности арктических поселений, позволяющего решать стратегические проблемы в условиях перманентно происходящих изменений, потрясений, шоков. Анализ практического опыта использования проектного подхода в муниципальном управлении в условиях Арктики позволил авторам выделить основные принципы функционирования проектного офиса при реализации стратегически значимых проектов в арктическом поселении. Также в статье авторами высказывается точка зрения, что в условиях глобальной неопределенности необходимо использовать инструментарий проектного подхода, который проявил себя как результативный и своими принципами направлен на повышения резильентности (жизнеспособности) арктических поселений.

Ключевые слова: проектный подход, проектный офис, резильентность, жизнеспособность, арктические поселения, Тикси, Булунский район, Республика Саха (Якутия)

Финансирование:
Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ в рамках международного научного проекта 20-510-71001 Арктика_т «Осмысление, привязанность к месту и расширение взаимосвязей как источники обеспечения устойчивости в Арктике: российский северо-восточный вектор»

JEL-классификация: R11, R12, R13, R58



Введение

Наращивание присутствия и улучшение социально-экономического климата в Арктической зоне Российской Федерации (далее – Арктическая зона РФ) является одним из ключевых направлений развития России. План по развитию Арктической зоны РФ является системой комплексных механизмов и инструментов, направленных на улучшение социальной, экономической, научной, туристической и культурно-развлекательной сфер в российской Арктике, реализован посредством принятия регламентирующих документов на федеральном и региональном уровне [1–10] (Balandin, Balandin, Pytkin, 2019).

Однако специфика Арктики не позволяет эффективно развивать весь арктический макрорегион, поскольку территории Арктической зоны РФ существенно отличаются по экономической эффективности, транспортной доступности, социальной среде и прочим параметрам. И как свидетельствует практика прошлых лет, точечные меры государственной поддержки, принятые на федеральном и региональном уровне, недостаточны для эффективного управления развитием арктических поселений [15] (Nikulkina, Filimonova, 2019).

Более того, в связи с переходом к рыночной экономике в демографии доминирует депрессивный тренд, явное проявление которого – отток населения [18] (Fauzer, Smirnov, Fauzer, 2021). В современных реалиях региональные и муниципальные власти стремятся переложить большую часть социальной ответственности на бизнес, который, в свою очередь, лишен свободных средств для инвестирования в социально-экономическую среду сообществ Арктической зоны РФ, что вызывает новый отток населения.

Таким образом, современные условия требуют адекватных ответов, своевременной реакции на вызовы и шоки с целью выживаемости, жизнеспособности арктических поселений в состоянии кризиса.

В последние годы весьма востребована концепция резильентности (жизнеспособности) систем.

И как справедливо отмечают авторы, «в парадигме устойчивости основной акцент делается на «нормальном» функционировании системы, на продлении ее функционирования на возможно более длительный промежуток времени (характерные отсылки к потребностям будущих поколений людей)… Парадигма жизнестойкости подразумевает устойчивость в состоянии кризиса (способность к «кризисному менеджменту»), способность дать ответ на те или иные вызовы» [12] (Zamyatina, Medvedkov, Polyachenko, Shamalo, 2020).

В этой связи весьма актуальны принципы концепции резильентности (жизнеспособности) и ее повышения в условиях Арктики посредством выстраивания высокой степени внутренней интеграции и самообеспечения, то есть формирования собственной эффективной системы внутренних и внешних связей по наиболее значимым стратегическим задачам.

Вопросы значения сложных, но гибких связей в процессах формирования жизнеспособности систем описаны Перроу в работе «Нормальные катастрофы». Согласно его подходу, наиболее устойчивой к шокам будет та система, в которой сформированы наиболее гибкие, но вместе с тем комплексные связи [17] (Perrow, 1999). Впоследствии «принцип устойчивости» стал одним из универсальных принципов, обеспечивающих жизнестойкость (резильентность) систем.

С практической точки зрения данное направление может быть реализовано путем внедрения проектного подхода к решению задач административно-территориальных образований на территории Арктической зоны РФ.

В исследованиях по вопросам применения проектного подхода для решения проблем развития территории российской экономической наукой создан значительный задел [10, 11, 13, 14] (Balandin, Balandin, Pytkin, 2019; Vasilev, Prokofev, 2016; Leksin, Porfirev, 2015; Miloslavskiy, 2018).

Под проектным подходом в настоящем исследовании следует понимать систему взаимодействия группы сконцентрированных на одной территории (поселения или муниципального образования) организаций (компаний, университетов, банков, органов местного самоуправления и др.), реализуемую под управлением специально созданного исполнителя (далее – «проектный офис») [13, 14] (Leksin, Porfirev, 2015; Miloslavskiy, 2018).

Необходимость применения проектного подхода обусловлена также разными уровнями полномочий органов власти и их финансовыми возможностями при финансировании, тогда как при объединении ресурсов по оси муниципально-регионального и федерального уровня при привязке к определенной точке стратегического развития совокупная эффективность такого проекта может быть повышена.

Гипотеза данного исследования заключается в том, что переход на систему проектных офисов в Арктической зоне РФ будет способствовать реализации более сложных и комплексных проектов, позволит учесть территориальные особенности, включая экономическую базу, транспортно-логистическую доступность, климатические условия; также реальное сопровождение проектов на муниципальном уровне позволит обеспечить скоординированность, мобильность во взаимодействии всех участников (инвесторов, органов власти, экспертов, населения и др.).

Цель данного исследования заключается в анализе практического опыта применения проектного подхода на муниципальном уровне арктического района и оценке отношения населения арктического поселения к условиям жизнедеятельности через изучение повседневных проблем на материалах полевых работ, проводимых в п. Тикси Булунского района Республики Саха (Якутия).

Научная новизна исследования состоит (1) в обосновании преимущества проектного подхода как возможного инструмента повышения резильентности арктических поселений на основе анализа результативности функционирования проектного офиса в арктическом поселке Тикси; (2) в определении ключевых принципов реализации проектного подхода, в частности функционирования проектного офиса при сопровождении стратегически значимых проектов арктического поселения для повышения эффективности взаимодействия, синхронизации проектов и программ по уровню «муниципалитет – регион – федерация».

Методология исследования

Исследование проведено с использованием количественных и качественных методов анализа. Чтобы оценить отношение населения арктических районов к условиям жизнедеятельности через изучение повседневных проблем, а также причинам таких настроений, были привлечены материалы социологического опроса населения (проведен в октябре 2021 г.).

Анализ практического опыта использования проектного подхода в «арктическом» муниципальном управлении на примере функционирования проектного офиса в поселке Тикси Булунского района в Республике Саха (Якутия) позволил выделить три ключевых принципа:

1. Стратегия по продвижению проектов комплексного плана развития поселка на определенный период реализуется участниками проектного офиса и инвесторами – партнерами проекта в рамках средств, предусмотренных в муниципальных, региональных, федеральных государственных программах, внебюджетных источников (такое участие позволяет форсировать сроки реализации проекта).

2. Стратегические проекты реализуются силами специализированных автономных организаций, некоммерческих организаций и автономных учреждений, которые увеличивают качество достижений KPI за счет глубокого погружения в сферу деятельности (например, в науку, культуру, образование, спорт, туризм, благоустройство, медицина).

3. В структуре проектного офиса внедряется прямая связь территориальной единицы с федеральным центром по вопросам решения конкретных стратегических задач. Прямое взаимодействие разных уровней и ветвей власти повышает согласованность действий, ускоряет сроки достижения целевых значений.

Данные принципы направлены на повышение эффективности взаимодействия и наращивание системы внутренних связей для целей развития социально-экономической среды, тем самым способствуя повышению устойчивости, резильентности арктического поселка и его населения.

На практике проектный подход посредством создания проектного офиса в Арктической зоне Якутии реализуется с 2018 года. В одном из 13 арктических районов Республики Саха (Якутия) на территории Булунского района в поселке Тикси создан проектный офис развития Арктического кластера, который является постоянно действующей структурой исполнения стратегии развития района и включает в себя представителей всех уровней власти, что позволяет оперативно согласовывать все действия при прямом участии лиц, принимающих решения. Одним из значимых результатов деятельности проектного офиса является разработка Комплексного плана социально-экономического развития поселка Тикси на период до 2025 года. Комплексный план развития является действенным инструментом реализации стратегических многоуровневых проектов с учетом различных полномочий (муниципальный – региональный – федеральный) с концентрацией на одной территории (п. Тикси).

Также Проектный офис реализует одно из решений федерального проекта – реконструкцию морского порта Тикси. Так, на федеральном уровне – в Указе Президента РФ от 26.10.2020 № 645 «О Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года» закреплена задача комплексного развитие поселка Тикси, включая реконструкцию морского порта Тикси и его терминалов [4]. Для справки: морской порт Тикси расположен на побережье моря Лаптевых в губе Буор-Хая у западного берега бухты Тикси и включает четыре терминала [7]. Несмотря на то, что порт является замерзающим, то есть навигация в нем осуществляется только в период с июля по октябрь, он крайне важен, поскольку является единственным морским портом в республике. В нем происходит перевалка грузов с морских судов для населенных пунктов на берегах рек Лены, Оленек, Яны, Индигирки, Колымы. Морской порт Тикси выполняет стратегически значимые логистические функции, а также является отправной точкой для наращивания военного присутствия России в регионе.

В свою очередь, развитие морского порта Тикси на региональном уровне также отражено в Указе Главы РС(Я) от 06.10.2021 № 2078 «Об утверждении Стратегии совершенствования системы завоза топливно-энергетических ресурсов в Республику Саха (Якутия) на период до 2030 года», согласно которому предусмотрено проведение мероприятий по реконструкции морского порта Тикси и его терминалов для базирования сил и средств Военно-морского флота. Помимо этого ведется работа по подготовке концепции и технико-экономическому обоснованию проекта «Создание глубоководного порта в Арктической зоне Якутии» и строительству автомобильной дороги от морского порта до г. Якутска.

Таким образом, деятельность проектного офиса в Тикси способствует не только реализации проекта по реконструкции порта Тикси, но и реализации амбициозных задач, а именно: позволит решить, прежде всего, транспортно-логистические проблемы; повысить качество жизни населения, создаст новые экономические направления в поселке и базу для российских и иностранных инвестиций, а также станет отправной точкой для экспорта российских ноу-хау в области национальных промыслов.

В случае выполнения только работ по реконструкции морского порта данные цели также будут достигнуты, однако в менее значительной степени и с более высоким риском неэффективной реализации, поскольку единственным заинтересованным партнером такого проекта станет АО «Морской порт «Тикси». В то время как проектный подход позволяет привлечь дополнительных российских инвесторов, включая компании, добывающие сырье в Восточной Арктике, включая Роснефть, Лукойл, Ростех и группу ИСТ и иностранных партнеров, заинтересованных в создании международного меридионального транспортного коридора «Китай – Сковородино – Якутск – Севморпуть – Западная Европа».

Однако для оценки эффективности применения проектного подхода в арктических условиях недостаточно продемонстрировать его результативность деятельности. Оценка эффективности функционирования проектного офиса должна быть произведена путем сравнения реальных запросов населения и предпринимаемых в ответ на такие запросы мер.

В этой связи был проведен анализ путем сопоставления текущей оценки социально-экономического положения поселка на основе опроса населения и фактически реализуемых мер поддержки и развития региона в рамках деятельности проектного офиса.

Для оценки социально-экономического положения региона в рамках исследования по научному проекту в октябре 2021 года было проведено анкетирование жителей Булунского района, в результате которого были собраны 120 анкет [15] (Nikulkina, Filimonova, 2019). Для целей оценки были выделены 5 категорий, в каждой из которой был задан один или несколько вопросов (категории, вопросы, варианты ответа на них и численность ответов представлены в таблице 1).

Таблица 1

Результаты анкетирования населения поселка Тикси, проведенного в октябре 2021 года, по вопросам социально-экономического развития Булунского района Республики Саха (Якутия) (фрагмент анкеты)

Точная формулировка заданного вопроса
Варианты ответа
Численность ответивших
Общее состояние (1 вопрос)
Удовлетворены ли Вы в целом состоянием инфраструктуры Вашего поселка? (дороги, магазины, детские, культурные, спортивные учреждения и др.)
1. Абсолютно не удовлетворен
40
2. Более не удовлетворен, чем удовлетворен
42
3. Затрудняюсь ответить
10
4. Более удовлетворен, чем не удовлетворен
23
5. Абсолютно удовлетворен
5
Финансовое положение (3 вопроса)
Насколько легко Вам было найти работу, соответствующую Вашим представлениям?
1. Невозможно было найти
2
2. Очень сложно найти
11
3. Сложно, но возможно
44
4. Больших затруднений не было
45
5. Легко
15
Насколько Вы удовлетворены уровнем Ваших доходов, заработной платы?
1. Очень нищенский уровень
10
2. Мне не хватает ЗП на самое необходимое
29
3. Затрудняюсь ответить
26
4. ЗП хватает на все необходимое
52
5. Могу позволить себе все, что захочу купить
2
Оцените уровень благосостояния Вашей семьи
1. Можем позволить себе все, что захотим
5
2. Можем позволить себе все, кроме дорогостоящих покупок
39
3. Хватает только на повседневные расходы
48
4. Денег постоянно не хватает
18
5. Затрудняюсь ответить
8
Жилищные условия (1 вопрос)
Насколько Вы удовлетворены своими жилищными условиями?
1. Абсолютно неудовлетворен
18
2. Более не удовлетворен, чем удовлетворен
25
3. Затрудняюсь ответить
7
4. Более удовлетворен, чем не удовлетворен
50
5. Абсолютно удовлетворен
19
Медицина (2 вопроса)
Насколько Вам доступна медицинская помощь?
1. Абсолютно недоступна
12
2. Есть возможность воспользоваться мед. помощью, но редко
36
3. Затрудняюсь ответить
19
4. Большая часть необходимых услуг мне доступна
46
5. Абсолютно доступна
7
Удовлетворены ли Вы уровнем медицинского обслуживания?
1. Абсолютно не удовлетворен
30
2. Более не удовлетворен, чем удовлетворен
37
3. Затрудняюсь ответить
14
4. Более удовлетворен, чем не удовлетворен
31
5. Абсолютно удовлетворен
7
Образование (2 вопроса)
Насколько Вам или Вашим детям доступно образование? (общее, дополнительное)
1. Абсолютно недоступно
2
2. Получаем минимальный набор образовательных услуг
29
3. Затрудняюсь ответить
10
4. Большая часть необходимых услуг мне доступны
48
5. Абсолютно доступно
24
Удовлетворены ли Вы качеством образования?
1. Абсолютно не удовлетворен
17
2. Более не удовлетворен, чем удовлетворен
18
3. Затрудняюсь ответить
21
4. Более удовлетворен, чем не удовлетворен
44
5. Абсолютно удовлетворен
17
Источник: составлено авторами на основе опроса.

Расчет доли (веса) каждой их пяти присвоенных ответом оценок (очень хорошо, хорошо, средне, плохо, очень плохо) для формирования итоговой лепестковой диаграммы представлена в формуле 1.

(1)

По результатам анализа полученных в рамках анкетирования данных была сформирована лепестковая диаграмма, отражающая оценку населением социально-экономического состояния поселка Тикси (рис. 1).

Сравнительный анализ, а именно более негативная оценка общего положения поселка по сравнению с конкретными социально-экономическими показателями, показывает, что в большей степени требуются решения в прочих областях.

Рисунок 1. Анализ состояния п. Тикси на основании проведенного опроса в разрезе образования, медицины, жилищных условий и финансового состояния домохозяйств

Источник: составлено авторами.

Для выявления наиболее значимых проблемных зон, входящих в категорию «общее состояние», был задан вопрос: «Какие повседневные проблемы из перечисленных беспокоят Вас больше всего? Выберите не более 5 пунктов». Для анализа эффективности применения проектного подхода были сопоставлены приоритетные направления деятельности проектного офиса с указанными выше категориями (общее состояние, финансовое состояние, жилищные условия, медицина и образование), а также определенными проблемными зонами (табл. 2).

Таблица 2

Определение ключевых проблем развития поселка Тикси по результатам анкетирования населения в октябре 2021 года

Проблемные зоны*
Кол-во выборов*
Инструменты реализации стратегических направлений и мероприятий Проектного офиса, напрямую связанные с выявленными проблемными зонами**
Высокие цены
102
· Организация прямых авиарейсов Москва-Тикси
· Ремонт морского порта Тикси
Медицинское обслуживание
58
· Капитальный ремонт поликлиники и стационара
· Закупка модульного морга
Работа коммунальных служб
56
· Проведение отделочных работ, утепление фасадов и их покраску
· Ввод в эксплуатацию ветродизельного комплекса
· Ремонт канализационных и тепловых сетей
· Строительства завода по газификации углей
Невнимание властей к проблемам Крайнего севера
53
· Группы в Whatsapp для работы с населением
Низкая зарплата, пенсия
53
-
Алкоголизм и пьянство
51
-
Отсутствие жизненных перспектив
31
-
Плохое жилье
23
· Строительству социальных объектов и жилья
· Снос заброшенных домов в Тикси
· Разработка дизайн-код поселения
Состояние системы образования
19
-
Безработица
18
· Развитие проектов в сфере туризма
· Строительство торгово-логистического центра
Падение нравов, ухудшение отношений между людьми
18
-
Загрязнение окружающей среды
16
· Очистка территории Тикси от металлолома
Избыточная бюрократия
14
· Создание Проектного офиса
· Группы в Whatsapp для работы с населением
Водоснабжение
9
-
Рост преступности
7
· Организована система видеонаблюдения в поселке, а именно, установлены 2 камеры видеонаблюдения
Изменение климата
6
-
Порядок начисления пенсии
4
-
Несвоевременная выплата зарплаты
3
-
Другие проблемы
-
· Проведение арктической волоконно-оптической линии связи
· Обустройства парка «Патриот»
· Строительство автодрома
· Создание локальной сети Интернет
Примечания:

*на основании данных о проведенном анкетировании;

**по информации Проектного офиса в Тикси.

Источник: составлено авторами/

Вышеизложенное позволяет заключить, что несмотря на высокую эффективность проектного офиса в арктическом районе Республики Саха (Якутия), которая заключается в возможности учета региональных особенностей и условий, на практике даже с учетом проектного подхода реализация мер поддержки устойчивости поселения не всегда напрямую связана с актуальными запросами (потребностями) населения.

Заключение

Таким образом, результаты проведенного исследования свидетельствуют о том, что деятельность проектного офиса арктического поселения является результативной и проектный подход зарекомендовал себя как один из эффективных инструментов территориального развития в условиях Арктики. При этом оценка мнения населения говорит также о том, что деятельность проектного офиса охватывает и распространяется не на весь спектр решения проблем социально-экономического развития арктического района республики (высоких цен в регионе, низких заработных плат, проблемы алкоголизма, отсутствия жизненных перспектив и др.). Однако надо понимать, что комплексные и системные решения проектного офиса (например, при реализации проекта по реконструкции морского порта Тикси) позволят решить и другие проблемы района и поселка за счет синергетического эффекта (ремонт морского порта позволит привлечь инвестиции в экономику района: за счет строителей, бюджетов компаний-партнеров и их сотрудников, привлеченных туристов; за счет улучшения транспортной доступности снизятся цены на поставляемые в п. Тикси товары, повысится качество оказываемых услуг ЖКХ и др.).


Источники:

1. Федеральный закон от 13 июля 2020 г. N 193-ФЗ «О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации». Гарант. [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/74370528 (дата обращения: 10.12.2021).
2. Указ Президента Российской Федерации «Об утверждении основ государственной политики Российской Федерации в области военно-морской деятельности на период до 2030 года» от 20 июля 2017 года № 327. Гарант. [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71625734 (дата обращения: 12.12.2021).
3. Указ Президента РФ от 5 марта 2020 г. N 164 «Об Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года». Гарант. [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73606526 (дата обращения: 10.12.2021).
4. Указ Президента РФ от 26.10.2020 N 645 «О Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года». Гарант. [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/74810556 (дата обращения: 10.12.2021).
5. Распоряжение Правительства РФ от 30.08.2019 N 1930-р «О Стратегии развития морской деятельности в РФ до 2030 года». Гарант. [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72573254 (дата обращения: 14.12.2021).
6. Распоряжение Правительства РФ от 20.09.2019 N 2129-р (ред. от 23.11.2020) «Об утверждении Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года». Гарант. [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72661648 (дата обращения: 10.12.2021).
7. Приказ Минтранса России от 14.02.2017 N 50 «Об утверждении Обязательных постановлений в морском порту Тикси». Гарант. [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/71629992 (дата обращения: 14.12.2021).
8. Закон Республики Саха (Якутия) от 19.12.2018 2077-З N 45-VI (ред. от 18.06.2020) «О Стратегии социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) до 2032 года с целевым видением до 2050 года». Гарант. [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/48185108 (дата обращения: 15.12.2021).
9. Указ Главы РС(Я) от 14.08.2020 N 1377 «О Стратегии социально-экономического развития Арктической зоны Республики Саха (Якутия) на период до 2035 года». Гарант. [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/74507530 (дата обращения: 15.12.2021).
10. Баландин Д.А., Баландин Е.Д., Пыткин А.Н. Приоритеты пространственного развития арктических территорий // Экономические отношения. – 2019. – № 3. – c. 1735-1746. – doi: 10.18334/eo.9.3.40926.
11. Васильев А.И., Прокофьев С.Е. Организация проектного управления в органах государственной власти // Управленческие науки. – 2016. – № 4. – c. 44-52.
12. Замятина Н.Ю., Медведков А.А., Поляченко А.Е., Шамало И.А. Жизнестойкость арктических городов: анализ подходов // Вестник Санкт-Петербургского университета. Науки о Земле. – 2020. – № 3. – c. 481-505. – doi: 10.21638/spbu07.2020.305 .
13. Лексин В.Н., Порфирьев Б.Н. Проблемы и перспективы использования проектного подхода в управлении развитием Российской Арктики // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). – 2015. – № 4-1(24). – c. 10-18. – doi: 10.18184/2079-4665.2015.6.4.10.18 .
14. Милославский В. Г. Проектный и кластерный подходы в деятельности проектного офиса в условиях Арктики // Молодой ученый. – 2018. – № 41(227). – c. 125-133.
15. Никулкина И.В., Филимонова Л.М. Налоговое регулирование как инструмент развития Арктической зоны России // Экономика и предпринимательство. – 2019. – № 9(110). – c. 153-160.
16. Никулкина И.В., Гордячкова О.В., Герарди Ж. Факторы, определяющие резильентность социально-экономических систем арктических поселений // Экономика, предпринимательство и право. – 2020. – № 12. – c. 2977-2988. – doi: 10.18334/epp.10.12.111478.
17. Perrow Ch. Normal accidents: Living with High-Risk Technologies. - New Jersey: Princeton University Press, 1999. – 464 p.
18. Фаузер В.В., Смирнов А.В., Фаузер Г.Н. Демографическая оценка устойчивого развития малых и средних городов российского севера // Экономика региона. – 2021. – № 2. – c. 552-569. – doi: 10.17059/ekon.reg.2021-2-14 .

Страница обновлена: 29.04.2024 в 14:29:15