Проектный подход как инструмент повышения резильентности арктических поселений: практический опыт поселка Тикси в Республике Саха (Якутия)
Филимонова Л.М.1, Золотов Е.Ю.2, Милославский В.Г.3
1 Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, Россия, Якутск
2 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Россия, Москва
3 Муниципальный район «Булунский улус»
Скачать PDF | Загрузок: 6 | Цитирований: 1
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 15, Номер 12 (Декабрь 2021)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=47995244
Цитирований: 1 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
В статье обосновываются преимущества проектного подхода как возможного инструмента повышения резильентности арктических поселений, позволяющего решать стратегические проблемы в условиях перманентно происходящих изменений, потрясений, шоков. Анализ практического опыта использования проектного подхода в муниципальном управлении в условиях Арктики позволил авторам выделить основные принципы функционирования проектного офиса при реализации стратегически значимых проектов в арктическом поселении. Также в статье авторами высказывается точка зрения, что в условиях глобальной неопределенности необходимо использовать инструментарий проектного подхода, который проявил себя как результативный и своими принципами направлен на повышения резильентности (жизнеспособности) арктических поселений.
Ключевые слова: проектный подход, проектный офис, резильентность, жизнеспособность, арктические поселения, Тикси, Булунский район, Республика Саха (Якутия)
Финансирование:
Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ в рамках международного научного проекта 20-510-71001 Арктика_т «Осмысление, привязанность к месту и расширение взаимосвязей как источники обеспечения устойчивости в Арктике: российский северо-восточный вектор»
JEL-классификация: R11, R12, R13, R58
Введение
Наращивание присутствия и улучшение социально-экономического климата в Арктической зоне Российской Федерации (далее – Арктическая зона РФ) является одним из ключевых направлений развития России. План по развитию Арктической зоны РФ является системой комплексных механизмов и инструментов, направленных на улучшение социальной, экономической, научной, туристической и культурно-развлекательной сфер в российской Арктике, реализован посредством принятия регламентирующих документов на федеральном и региональном уровне [1–10] (Balandin, Balandin, Pytkin, 2019).
Однако специфика Арктики не позволяет эффективно развивать весь арктический макрорегион, поскольку территории Арктической зоны РФ существенно отличаются по экономической эффективности, транспортной доступности, социальной среде и прочим параметрам. И как свидетельствует практика прошлых лет, точечные меры государственной поддержки, принятые на федеральном и региональном уровне, недостаточны для эффективного управления развитием арктических поселений [15] (Nikulkina, Filimonova, 2019).
Более того, в связи с переходом к рыночной экономике в демографии доминирует депрессивный тренд, явное проявление которого – отток населения [18] (Fauzer, Smirnov, Fauzer, 2021). В современных реалиях региональные и муниципальные власти стремятся переложить большую часть социальной ответственности на бизнес, который, в свою очередь, лишен свободных средств для инвестирования в социально-экономическую среду сообществ Арктической зоны РФ, что вызывает новый отток населения.
Таким образом, современные условия требуют адекватных ответов, своевременной реакции на вызовы и шоки с целью выживаемости, жизнеспособности арктических поселений в состоянии кризиса.
В последние годы весьма востребована концепция резильентности (жизнеспособности) систем.
И как справедливо отмечают авторы, «в парадигме устойчивости основной акцент делается на «нормальном» функционировании системы, на продлении ее функционирования на возможно более длительный промежуток времени (характерные отсылки к потребностям будущих поколений людей)… Парадигма жизнестойкости подразумевает устойчивость в состоянии кризиса (способность к «кризисному менеджменту»), способность дать ответ на те или иные вызовы» [12] (Zamyatina, Medvedkov, Polyachenko, Shamalo, 2020).
В этой связи весьма актуальны принципы концепции резильентности (жизнеспособности) и ее повышения в условиях Арктики посредством выстраивания высокой степени внутренней интеграции и самообеспечения, то есть формирования собственной эффективной системы внутренних и внешних связей по наиболее значимым стратегическим задачам.
Вопросы значения сложных, но гибких связей в процессах формирования жизнеспособности систем описаны Перроу в работе «Нормальные катастрофы». Согласно его подходу, наиболее устойчивой к шокам будет та система, в которой сформированы наиболее гибкие, но вместе с тем комплексные связи [17] (Perrow, 1999). Впоследствии «принцип устойчивости» стал одним из универсальных принципов, обеспечивающих жизнестойкость (резильентность) систем.
С практической точки зрения данное направление может быть реализовано путем внедрения проектного подхода к решению задач административно-территориальных образований на территории Арктической зоны РФ.
В исследованиях по вопросам применения проектного подхода для решения проблем развития территории российской экономической наукой создан значительный задел [10, 11, 13, 14] (Balandin, Balandin, Pytkin, 2019; Vasilev, Prokofev, 2016; Leksin, Porfirev, 2015; Miloslavskiy, 2018).
Под проектным подходом в настоящем исследовании следует понимать систему взаимодействия группы сконцентрированных на одной территории (поселения или муниципального образования) организаций (компаний, университетов, банков, органов местного самоуправления и др.), реализуемую под управлением специально созданного исполнителя (далее – «проектный офис») [13, 14] (Leksin, Porfirev, 2015; Miloslavskiy, 2018).
Необходимость применения проектного подхода обусловлена также разными уровнями полномочий органов власти и их финансовыми возможностями при финансировании, тогда как при объединении ресурсов по оси муниципально-регионального и федерального уровня при привязке к определенной точке стратегического развития совокупная эффективность такого проекта может быть повышена.
Гипотеза данного исследования заключается в том, что переход на систему проектных офисов в Арктической зоне РФ будет способствовать реализации более сложных и комплексных проектов, позволит учесть территориальные особенности, включая экономическую базу, транспортно-логистическую доступность, климатические условия; также реальное сопровождение проектов на муниципальном уровне позволит обеспечить скоординированность, мобильность во взаимодействии всех участников (инвесторов, органов власти, экспертов, населения и др.).
Цель данного исследования заключается в анализе практического опыта применения проектного подхода на муниципальном уровне арктического района и оценке отношения населения арктического поселения к условиям жизнедеятельности через изучение повседневных проблем на материалах полевых работ, проводимых в п. Тикси Булунского района Республики Саха (Якутия).
Научная новизна исследования состоит (1) в обосновании преимущества проектного подхода как возможного инструмента повышения резильентности арктических поселений на основе анализа результативности функционирования проектного офиса в арктическом поселке Тикси; (2) в определении ключевых принципов реализации проектного подхода, в частности функционирования проектного офиса при сопровождении стратегически значимых проектов арктического поселения для повышения эффективности взаимодействия, синхронизации проектов и программ по уровню «муниципалитет – регион – федерация».
Методология исследования
Исследование проведено с использованием количественных и качественных методов анализа. Чтобы оценить отношение населения арктических районов к условиям жизнедеятельности через изучение повседневных проблем, а также причинам таких настроений, были привлечены материалы социологического опроса населения (проведен в октябре 2021 г.).
Анализ практического опыта использования проектного подхода в «арктическом» муниципальном управлении на примере функционирования проектного офиса в поселке Тикси Булунского района в Республике Саха (Якутия) позволил выделить три ключевых принципа:
1. Стратегия по продвижению проектов комплексного плана развития поселка на определенный период реализуется участниками проектного офиса и инвесторами – партнерами проекта в рамках средств, предусмотренных в муниципальных, региональных, федеральных государственных программах, внебюджетных источников (такое участие позволяет форсировать сроки реализации проекта).
2. Стратегические проекты реализуются силами специализированных автономных организаций, некоммерческих организаций и автономных учреждений, которые увеличивают качество достижений KPI за счет глубокого погружения в сферу деятельности (например, в науку, культуру, образование, спорт, туризм, благоустройство, медицина).
3. В структуре проектного офиса внедряется прямая связь территориальной единицы с федеральным центром по вопросам решения конкретных стратегических задач. Прямое взаимодействие разных уровней и ветвей власти повышает согласованность действий, ускоряет сроки достижения целевых значений.
Данные принципы направлены на повышение эффективности взаимодействия и наращивание системы внутренних связей для целей развития социально-экономической среды, тем самым способствуя повышению устойчивости, резильентности арктического поселка и его населения.
На практике проектный подход посредством создания проектного офиса в Арктической зоне Якутии реализуется с 2018 года. В одном из 13 арктических районов Республики Саха (Якутия) на территории Булунского района в поселке Тикси создан проектный офис развития Арктического кластера, который является постоянно действующей структурой исполнения стратегии развития района и включает в себя представителей всех уровней власти, что позволяет оперативно согласовывать все действия при прямом участии лиц, принимающих решения. Одним из значимых результатов деятельности проектного офиса является разработка Комплексного плана социально-экономического развития поселка Тикси на период до 2025 года. Комплексный план развития является действенным инструментом реализации стратегических многоуровневых проектов с учетом различных полномочий (муниципальный – региональный – федеральный) с концентрацией на одной территории (п. Тикси).
Также Проектный офис реализует одно из решений федерального проекта – реконструкцию морского порта Тикси. Так, на федеральном уровне – в Указе Президента РФ от 26.10.2020 № 645 «О Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года» закреплена задача комплексного развитие поселка Тикси, включая реконструкцию морского порта Тикси и его терминалов [4]. Для справки: морской порт Тикси расположен на побережье моря Лаптевых в губе Буор-Хая у западного берега бухты Тикси и включает четыре терминала [7]. Несмотря на то, что порт является замерзающим, то есть навигация в нем осуществляется только в период с июля по октябрь, он крайне важен, поскольку является единственным морским портом в республике. В нем происходит перевалка грузов с морских судов для населенных пунктов на берегах рек Лены, Оленек, Яны, Индигирки, Колымы. Морской порт Тикси выполняет стратегически значимые логистические функции, а также является отправной точкой для наращивания военного присутствия России в регионе.
В свою очередь, развитие морского порта Тикси на региональном уровне также отражено в Указе Главы РС(Я) от 06.10.2021 № 2078 «Об утверждении Стратегии совершенствования системы завоза топливно-энергетических ресурсов в Республику Саха (Якутия) на период до 2030 года», согласно которому предусмотрено проведение мероприятий по реконструкции морского порта Тикси и его терминалов для базирования сил и средств Военно-морского флота. Помимо этого ведется работа по подготовке концепции и технико-экономическому обоснованию проекта «Создание глубоководного порта в Арктической зоне Якутии» и строительству автомобильной дороги от морского порта до г. Якутска.
Таким образом, деятельность проектного офиса в Тикси способствует не только реализации проекта по реконструкции порта Тикси, но и реализации амбициозных задач, а именно: позволит решить, прежде всего, транспортно-логистические проблемы; повысить качество жизни населения, создаст новые экономические направления в поселке и базу для российских и иностранных инвестиций, а также станет отправной точкой для экспорта российских ноу-хау в области национальных промыслов.
В случае выполнения только работ по реконструкции морского порта данные цели также будут достигнуты, однако в менее значительной степени и с более высоким риском неэффективной реализации, поскольку единственным заинтересованным партнером такого проекта станет АО «Морской порт «Тикси». В то время как проектный подход позволяет привлечь дополнительных российских инвесторов, включая компании, добывающие сырье в Восточной Арктике, включая Роснефть, Лукойл, Ростех и группу ИСТ и иностранных партнеров, заинтересованных в создании международного меридионального транспортного коридора «Китай – Сковородино – Якутск – Севморпуть – Западная Европа».
Однако для оценки эффективности применения проектного подхода в арктических условиях недостаточно продемонстрировать его результативность деятельности. Оценка эффективности функционирования проектного офиса должна быть произведена путем сравнения реальных запросов населения и предпринимаемых в ответ на такие запросы мер.
В этой связи был проведен анализ путем сопоставления текущей оценки социально-экономического положения поселка на основе опроса населения и фактически реализуемых мер поддержки и развития региона в рамках деятельности проектного офиса.
Для оценки социально-экономического положения региона в рамках исследования по научному проекту в октябре 2021 года было проведено анкетирование жителей Булунского района, в результате которого были собраны 120 анкет [15] (Nikulkina, Filimonova, 2019). Для целей оценки были выделены 5 категорий, в каждой из которой был задан один или несколько вопросов (категории, вопросы, варианты ответа на них и численность ответов представлены в таблице 1).
Таблица 1
Результаты анкетирования населения поселка Тикси, проведенного в октябре 2021 года, по вопросам социально-экономического развития Булунского района Республики Саха (Якутия) (фрагмент анкеты)
Точная
формулировка заданного вопроса
|
Варианты
ответа
|
Численность ответивших
|
Общее
состояние (1 вопрос)
| ||
Удовлетворены
ли Вы в целом состоянием инфраструктуры Вашего поселка? (дороги, магазины,
детские, культурные, спортивные учреждения и др.)
|
1.
Абсолютно не удовлетворен
|
40
|
2.
Более не удовлетворен, чем удовлетворен
|
42
| |
3.
Затрудняюсь ответить
|
10
| |
4.
Более удовлетворен, чем не удовлетворен
|
23
| |
5.
Абсолютно удовлетворен
|
5
| |
Финансовое
положение (3 вопроса)
| ||
Насколько
легко Вам было найти работу, соответствующую Вашим представлениям?
|
1. Невозможно было
найти
|
2
|
2. Очень сложно найти
|
11
| |
3. Сложно, но
возможно
|
44
| |
4. Больших
затруднений не было
|
45
| |
5. Легко
|
15
| |
Насколько Вы
удовлетворены уровнем Ваших доходов, заработной платы?
|
1. Очень нищенский
уровень
|
10
|
2. Мне не хватает ЗП
на самое необходимое
|
29
| |
3. Затрудняюсь
ответить
|
26
| |
4. ЗП хватает на все
необходимое
|
52
| |
5. Могу позволить
себе все, что захочу купить
|
2
| |
Оцените уровень
благосостояния Вашей семьи
|
1. Можем позволить
себе все, что захотим
|
5
|
2. Можем позволить
себе все, кроме дорогостоящих покупок
|
39
| |
3. Хватает только на
повседневные расходы
|
48
| |
4. Денег постоянно не
хватает
|
18
| |
5. Затрудняюсь
ответить
|
8
| |
Жилищные
условия (1 вопрос)
| ||
Насколько Вы
удовлетворены своими жилищными условиями?
|
1. Абсолютно
неудовлетворен
|
18
|
2. Более не
удовлетворен, чем удовлетворен
|
25
| |
3. Затрудняюсь
ответить
|
7
| |
4. Более
удовлетворен, чем не удовлетворен
|
50
| |
5. Абсолютно
удовлетворен
|
19
| |
Медицина (2 вопроса)
| ||
Насколько Вам
доступна медицинская помощь?
|
1. Абсолютно
недоступна
|
12
|
2. Есть возможность
воспользоваться мед. помощью, но редко
|
36
| |
3. Затрудняюсь
ответить
|
19
| |
4. Большая часть
необходимых услуг мне доступна
|
46
| |
5. Абсолютно доступна
|
7
| |
Удовлетворены ли Вы
уровнем медицинского обслуживания?
|
1. Абсолютно не
удовлетворен
|
30
|
2. Более не
удовлетворен, чем удовлетворен
|
37
| |
3. Затрудняюсь
ответить
|
14
| |
4. Более
удовлетворен, чем не удовлетворен
|
31
| |
5. Абсолютно
удовлетворен
|
7
| |
Образование (2
вопроса)
| ||
Насколько Вам или
Вашим детям доступно образование? (общее, дополнительное)
|
1. Абсолютно
недоступно
|
2
|
2. Получаем
минимальный набор образовательных услуг
|
29
| |
3. Затрудняюсь
ответить
|
10
| |
4. Большая часть
необходимых услуг мне доступны
|
48
| |
5. Абсолютно доступно
|
24
| |
Удовлетворены ли Вы
качеством образования?
|
1. Абсолютно не
удовлетворен
|
17
|
2. Более не
удовлетворен, чем удовлетворен
|
18
| |
3. Затрудняюсь
ответить
|
21
| |
4. Более удовлетворен,
чем не удовлетворен
|
44
| |
5. Абсолютно удовлетворен
|
17
|
Расчет доли (веса) каждой их пяти присвоенных ответом оценок (очень хорошо, хорошо, средне, плохо, очень плохо) для формирования итоговой лепестковой диаграммы представлена в формуле 1.
(1)
По результатам анализа полученных в рамках анкетирования данных была сформирована лепестковая диаграмма, отражающая оценку населением социально-экономического состояния поселка Тикси (рис. 1).
Сравнительный анализ, а именно более негативная оценка общего положения поселка по сравнению с конкретными социально-экономическими показателями, показывает, что в большей степени требуются решения в прочих областях.
Рисунок 1. Анализ состояния п. Тикси на основании проведенного опроса в разрезе образования, медицины, жилищных условий и финансового состояния домохозяйств
Источник: составлено авторами.
Для выявления наиболее значимых проблемных зон, входящих в категорию «общее состояние», был задан вопрос: «Какие повседневные проблемы из перечисленных беспокоят Вас больше всего? Выберите не более 5 пунктов». Для анализа эффективности применения проектного подхода были сопоставлены приоритетные направления деятельности проектного офиса с указанными выше категориями (общее состояние, финансовое состояние, жилищные условия, медицина и образование), а также определенными проблемными зонами (табл. 2).
Таблица 2
Определение ключевых проблем развития поселка Тикси по результатам анкетирования населения в октябре 2021 года
Проблемные
зоны*
|
Кол-во выборов*
|
Инструменты реализации стратегических
направлений и мероприятий Проектного офиса, напрямую связанные с выявленными
проблемными зонами**
|
Высокие
цены
|
102
|
·
Организация прямых авиарейсов Москва-Тикси
· Ремонт морского порта Тикси |
Медицинское
обслуживание
|
58
|
·
Капитальный ремонт поликлиники и стационара
· Закупка модульного морга |
Работа
коммунальных служб
|
56
|
·
Проведение отделочных работ, утепление фасадов и их покраску
· Ввод в эксплуатацию ветродизельного комплекса · Ремонт канализационных и тепловых сетей · Строительства завода по газификации углей |
Невнимание
властей к проблемам Крайнего севера
|
53
|
·
Группы в Whatsapp для работы с населением
|
Низкая
зарплата, пенсия
|
53
|
-
|
Алкоголизм
и пьянство
|
51
|
-
|
Отсутствие
жизненных перспектив
|
31
|
-
|
Плохое
жилье
|
23
|
·
Строительству социальных объектов и жилья
· Снос заброшенных домов в Тикси · Разработка дизайн-код поселения |
Состояние
системы образования
|
19
|
-
|
Безработица
|
18
|
·
Развитие проектов в сфере туризма
· Строительство торгово-логистического центра |
Падение
нравов, ухудшение отношений между людьми
|
18
|
-
|
Загрязнение
окружающей среды
|
16
|
·
Очистка территории Тикси от металлолома
|
Избыточная
бюрократия
|
14
|
·
Создание Проектного офиса
· Группы в Whatsapp для работы с населением |
Водоснабжение
|
9
|
-
|
Рост
преступности
|
7
|
·
Организована система видеонаблюдения в поселке, а именно, установлены
2 камеры видеонаблюдения
|
Изменение
климата
|
6
|
-
|
Порядок
начисления пенсии
|
4
|
-
|
Несвоевременная
выплата зарплаты
|
3
|
-
|
Другие
проблемы
|
-
|
·
Проведение арктической волоконно-оптической линии связи
· Обустройства парка «Патриот» · Строительство автодрома · Создание локальной сети Интернет |
*на основании данных о проведенном анкетировании;
**по информации Проектного офиса в Тикси.
Источник: составлено авторами/
Вышеизложенное позволяет заключить, что несмотря на высокую эффективность проектного офиса в арктическом районе Республики Саха (Якутия), которая заключается в возможности учета региональных особенностей и условий, на практике даже с учетом проектного подхода реализация мер поддержки устойчивости поселения не всегда напрямую связана с актуальными запросами (потребностями) населения.
Заключение
Таким образом, результаты проведенного исследования свидетельствуют о том, что деятельность проектного офиса арктического поселения является результативной и проектный подход зарекомендовал себя как один из эффективных инструментов территориального развития в условиях Арктики. При этом оценка мнения населения говорит также о том, что деятельность проектного офиса охватывает и распространяется не на весь спектр решения проблем социально-экономического развития арктического района республики (высоких цен в регионе, низких заработных плат, проблемы алкоголизма, отсутствия жизненных перспектив и др.). Однако надо понимать, что комплексные и системные решения проектного офиса (например, при реализации проекта по реконструкции морского порта Тикси) позволят решить и другие проблемы района и поселка за счет синергетического эффекта (ремонт морского порта позволит привлечь инвестиции в экономику района: за счет строителей, бюджетов компаний-партнеров и их сотрудников, привлеченных туристов; за счет улучшения транспортной доступности снизятся цены на поставляемые в п. Тикси товары, повысится качество оказываемых услуг ЖКХ и др.).
Источники:
2. Указ Президента Российской Федерации «Об утверждении основ государственной политики Российской Федерации в области военно-морской деятельности на период до 2030 года» от 20 июля 2017 года № 327. Гарант. [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71625734 (дата обращения: 12.12.2021).
3. Указ Президента РФ от 5 марта 2020 г. N 164 «Об Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года». Гарант. [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73606526 (дата обращения: 10.12.2021).
4. Указ Президента РФ от 26.10.2020 N 645 «О Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года». Гарант. [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/74810556 (дата обращения: 10.12.2021).
5. Распоряжение Правительства РФ от 30.08.2019 N 1930-р «О Стратегии развития морской деятельности в РФ до 2030 года». Гарант. [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72573254 (дата обращения: 14.12.2021).
6. Распоряжение Правительства РФ от 20.09.2019 N 2129-р (ред. от 23.11.2020) «Об утверждении Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года». Гарант. [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72661648 (дата обращения: 10.12.2021).
7. Приказ Минтранса России от 14.02.2017 N 50 «Об утверждении Обязательных постановлений в морском порту Тикси». Гарант. [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/71629992 (дата обращения: 14.12.2021).
8. Закон Республики Саха (Якутия) от 19.12.2018 2077-З N 45-VI (ред. от 18.06.2020) «О Стратегии социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) до 2032 года с целевым видением до 2050 года». Гарант. [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/48185108 (дата обращения: 15.12.2021).
9. Указ Главы РС(Я) от 14.08.2020 N 1377 «О Стратегии социально-экономического развития Арктической зоны Республики Саха (Якутия) на период до 2035 года». Гарант. [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/74507530 (дата обращения: 15.12.2021).
10. Баландин Д.А., Баландин Е.Д., Пыткин А.Н. Приоритеты пространственного развития арктических территорий // Экономические отношения. – 2019. – № 3. – c. 1735-1746. – doi: 10.18334/eo.9.3.40926.
11. Васильев А.И., Прокофьев С.Е. Организация проектного управления в органах государственной власти // Управленческие науки. – 2016. – № 4. – c. 44-52.
12. Замятина Н.Ю., Медведков А.А., Поляченко А.Е., Шамало И.А. Жизнестойкость арктических городов: анализ подходов // Вестник Санкт-Петербургского университета. Науки о Земле. – 2020. – № 3. – c. 481-505. – doi: 10.21638/spbu07.2020.305 .
13. Лексин В.Н., Порфирьев Б.Н. Проблемы и перспективы использования проектного подхода в управлении развитием Российской Арктики // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). – 2015. – № 4-1(24). – c. 10-18. – doi: 10.18184/2079-4665.2015.6.4.10.18 .
14. Милославский В. Г. Проектный и кластерный подходы в деятельности проектного офиса в условиях Арктики // Молодой ученый. – 2018. – № 41(227). – c. 125-133.
15. Никулкина И.В., Филимонова Л.М. Налоговое регулирование как инструмент развития Арктической зоны России // Экономика и предпринимательство. – 2019. – № 9(110). – c. 153-160.
16. Никулкина И.В., Гордячкова О.В., Герарди Ж. Факторы, определяющие резильентность социально-экономических систем арктических поселений // Экономика, предпринимательство и право. – 2020. – № 12. – c. 2977-2988. – doi: 10.18334/epp.10.12.111478.
17. Perrow Ch. Normal accidents: Living with High-Risk Technologies. - New Jersey: Princeton University Press, 1999. – 464 p.
18. Фаузер В.В., Смирнов А.В., Фаузер Г.Н. Демографическая оценка устойчивого развития малых и средних городов российского севера // Экономика региона. – 2021. – № 2. – c. 552-569. – doi: 10.17059/ekon.reg.2021-2-14 .
Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:05:55