Tax and administrative incentives as a tool of the resilience of socio-economic systems of Arctic settlements

Kalavriy T.Yu.1, Gordyachkova O.V.2, Nikulkina I.V.3
1 Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова
2 Новосибирский государственный технический университет
3 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

Journal paper

Journal of Economics, Entrepreneurship and Law (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 13, Number 12 (december 2023)

Citation:

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=63549394

Abstract:
The article analyzes the current tax preferences and administrative incentives for residents of the Arctic zone of the Russian Federation as tools that contribute to the development of self-sufficiency of Arctic settlements, within the framework of the concept of their resilience. It has been established that a system of tax preferences and administrative incentives for tax residents of the Arctic zone of the Russian Federation has been developed at the federal level; and the possibilities of developing tax incentives in terms of regional and local taxes have been identified. Such measures contribute to the formation of the resilience of the regional socio-economic system through the strengthening of such a factor of sustainability as social security. However, the implementation of preferences and incentives in practice may be accompanied by certain risks, in particular, the uneven distribution of preferences by region, a decrease in the efficiency of the use of allocated resources, and the development of infrastructure and social services that do not meet the interests of the Arctic community. Acknowledgments: The study was supported by the Russian Foundation for Basic Research under Scientific Project No 20-510-71001 «Sense Making, Place attachment and Extended networks as sources of Resilience in the Arctic: the Russian northeast vector».

Keywords: resilience, socio-economic system, self-sufficiency, tax regulation, tax, Arctic, Arctic zone of the Russian Federation

Funding:
Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ в рамках международного научного проекта 20-510-71001 Арктика_т «Осмысление, привязанность к месту и расширение взаимосвязей как источники обеспечения устойчивости в Арктике: российский северо-восточный вектор».

JEL-classification: E62, R58, Q01



Введение

Данная статья является продолжением цикла научных статей в рамках международного научного проекта Sense Making, Place attachment and Extended networks - as sources of Resilience in the Arctic (далее – SeMPER-Arctic) [1].

Важнейшим фактором резильентности социально-экономических систем к внешним шокам вне зависимости от размера, специфики организации и географического месторасположения поселения, является самообеспеченность, т.е. способность, с одной стороны, обеспечивать базовые потребности системы за счет внутренних ресурсов, а с другой стороны, иметь возможность за счет генерируемых внутри системы финансовых ресурсов приобретать необходимые блага для обеспечения жизнеспособности системы.

Самообеспеченность может быть достигнута в том числе через развитие предпринимательской деятельности в регионе. При этом наибольшее значение здесь будет иметь малое и среднее предпринимательство. По словам А.Н. Пилясова “Внутри сегмента арктического предпринимательства абсолютно чётко обособляются производственное и “потребительское” предпринимательство – услуги и товары домохозяйствам” [12] (Пилясов, 2018). Часто считается, что “развитие социально-производственной инфраструктуры ввиду высокой капиталоёмкости в условиях Арктики и удорожающих факторов, возможно только при участии государственных инвестиций и крупного бизнеса, который должен нести определённую социальную ответственность за развитие территорий на принципах государственно-частного и муниципально-частного партнёрства, что даст толчок для формирования сети предпринимательских структур” [8] (Емельянова, 2019).

Но малое и среднее предпринимательство необходимо в любой социально-экономической системе, поскольку именно оно обеспечивает удовлетворение потребностей в товарах и услугах, не нуждающихся в массовом производстве; малое и среднее предпринимательство занимает те ниши, которые по объективным экономическим причинам не способен заполнить крупный бизнес.

И если ранее государственную поддержку получали, как правило, представители крупного бизнеса, то с принятием Федерального закона от 13 июля 2020 г. N 193-ФЗ "О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации" [1] акцент смещен на активизацию и стимулирование инвестиционной деятельности, в том числе малого и среднего бизнеса. Тем более что инвестиционную привлекательность арктических регионов можно охарактеризовать как недостаточную, что ограничивает возможности привлечения инвесторов [9] (Кондратович, 2020).

Цель исследования заключалась в систематизации и анализе действующих налоговых преференций и административных стимулов для развития предпринимательства в Арктической зоне Российской Федерации с позиции их значимости и возможностей для обеспечения резильентности арктических поселений.

По итогам проведенного исследования получены следующие основные результаты, отражающие приращение знания и обладающие научной новизной: (1) систематизированы действующие налоговые преференции и административные стимулы в отношении налоговых резидентов - юридических и физических лиц АЗРФ; (2) расширены представления о б имеющихся и возможных рисках при реализации налоговых преференций и административных стимулов.

Резильентность и самообеспеченность арктических поселений

На основании ранее проведенного исследования существующих подходов к определению резильентности, для целей исследования резильентность рассматривалась как способность социально-экономической системы справляться со стрессами и шоками, путём реагирования и реорганизации системы с сохранением ключевых идентичности, функциональности и структуры [11] (Никулкина, Гордячкова, Герарди, 2020).

Выявление и ранжирование внешних и внутренних факторов резильентности с применением экспертного метода [11] (Никулкина, Гордячкова, Герарди, 2020) позволило установить, что ключевым внутренним фактором является самообеспеченность и возможность автономного существования наряду с возможностью заниматься традиционными видами деятельности.

Самообеспеченность на уровне локальной социально-экономической системы может определяться ресурсной обеспеченностью, в т.ч. финансовой, и способностью самостоятельно выполнять социально-экономические обязательства. В этом ключе формирование финансовых ресурсов возможно за счет развития собственного производства.

Значительная часть арктических поселений была создана в советский период активного освоения богатейших месторождений Севера, поэтому для социально-экономического развития Арктики важнейшим фактором являлась целенаправленно сформированная и реализуемая государственная политика, а также значительные объемы финансовых, людских и прочих видов ресурсов.

Постсоветский период, ознаменовавшийся разрушением всех государственных механизмов развития и поддержки арктических территорий, привел к серьезной трансформации социально-экономических локальных систем. В результате многие предприятия, в том числе системообразующие для отдельных поселений, оказались ликвидированы, были нарушены или разрушены имевшиеся интеграционные связи, а территориальная организация хозяйствующих структур также претерпела значительные изменения. Миграционный отток привел к разрушению существовавшего социума и системы социальной самоорганизации.

Достаточно длительный период развитие Арктики не определялось как один из приоритетов национальной экономической стратегии.

В настоящее время пакет документов, принятый во исполнение Стратегии развития Арктической зоны России, не только оформил базовый контур нормативного поля АЗРФ, но и дает возможность арктическим территориям стать крупнейшей в мире экономической зоной в данном регионе с набором административных, налоговых и инвестиционных преференций, а также геополитическим инструментом укрепления регионального присутствия России в Арктике [14] (Щеголькова, 2021).

Разумеется, все это может быть достигнуто только в условиях комплексной реализации всех мероприятий Стратегии развития АЗРФ.

Налоговое стимулирование и административные инструменты для развития предпринимательства и привлечения рабочей силы в Арктической зоне Российской Федерации

Мировой опыт свидетельствует, что наиболее часто используемым и достаточно эффективным способом стимулирования развития собственного производства являются различные инструменты финансового регулирования. В общем виде финансовое регулирование включает в себя бюджетно-налоговые и финансово-кредитные инструменты.

Более конкретно с позиции инструментов финансового регулирования развитие арктических территорий осуществляется через программно-целевые инструменты, специальные фонды развития, прямое выделение средств, налоговые инструменты и инструменты повышения инвестиционной привлекательности территорий [4, с.8] (Бадылевич, 2021).

Отмечается, что бюджетный, налоговый и таможенный механизмы необходимо рассматривать в комплексе, поскольку они предполагают осуществление взаимодействия между государством и участниками финансовых отношений [9, с.108] (Кондратович, 2020).

С позиции менеджмента финансовое стимулирование в АЗРФ также может осуществляться через функции стимулирования, координации, планирования, прогнозирования и контроля. Например, в Республике Саха (Якутия) инструменты финансового стимулирования включают в себя субсидии, гранты, бюджетные ассигнования; прямые меры поддержки как отдельных категорий граждан (например, выплаты на индивидуальное жилищное строительство молодым оленеводам), так и ряда отраслей (рыбохозяйственный комплекс, сельское хозяйство), а также инвестиционные программы, в т.ч. целевые капитальные вложения [7, с.141] (Гордячкова, Калаврий, 2022).

В специфических условиях Арктической зоны одним из ключевых методов поддержки и активизации субъектов предпринимательства являются налоговые преференции. Список преференциальных режимов определяется Федеральным законом от 13.07.2020 № 193-ФЗ “О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации" и соответствующими статьями Налогового кодекса РФ (табл. 1).

Таблица 1 – Налоговые преференции, применяемые к резидентам Арктической зоны Российской Федерации

Налоги и сборы
Преференциальный режим
Основание
Особые условия
Страховые взносы
Субсидирование
В объеме 75% страховых взносов в течение срока действия заключенных соглашений об осуществлении инвестиционной деятельности, но не более 10 лет
ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2020 N 193-ФЗ, правила, утв. постановлением Правительства РФ от 02.09.2020 N 1338
- Заключение с управляющей компанией - АО "Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики" соглашения об осуществлении инвестиционной деятельности, не связанной с добычей углеводородного сырья. - Заключение с управляющей компанией договора, в рамках исполнения которого она за счет полученных субсидий уплачивает за резидента АЗРФ страховые взносы в размере 75% от исчисленных сумм.
Налог на прибыль организации
Субсидирование
В объеме 75% страховых взносов в течение срока действия заключенных соглашений об осуществлении инвестиционной деятельности, но не более 10 лет
ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2020 N 193-ФЗ, правила, утв. постановлением Правительства РФ от 02.09.2020 N 1338
- Заключение с управляющей компанией - АО "Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики" соглашения об осуществлении инвестиционной деятельности, не связанной с добычей углеводородного сырья. - Заключение с управляющей компанией договора, в рамках исполнения которого она за счет полученных субсидий уплачивает за резидента АЗРФ страховые взносы в размере 75% от исчисленных сумм.
Налог на добавленную стоимость (НДС)
0%
при реализации товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны
подп. 1 п. 1 ст. 164, подп. 5 п. 1 ст. 165 НК РФ, ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 13.07.2020 N 193-ФЗ, ст. 201 ТК ЕАЭС, письмо Минфина России от 06.09.2022 N 03-03-06/3/86592
Представление в налоговый орган документов, подтверждающих обоснованность применения нулевой ставки
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)
Налоговый вычет
Сумма налогового вычета (в объеме расходов, связанных с созданием объектов инфраструктуры, но не более 50% суммы налога) определена в порядке, установленном ст. 343.6 НК РФ
ст. 343.6 НК РФ, ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2020 N 193-ФЗ, письмо Минфина России от 06.09.2022 N 03-03-06/3/86592
При добыче отдельных видов твердых полезных ископаемых на новых месторождениях (с 01.01.2021 до 01.01.2033)
Налог на имущество организаций
Региональные налоговые льготы
Законом субъекта РФ в отношении резидентов АЗРФ могут быть предусмотрены льготы по налогу на имущество
абзац 2 п. 2 ст. 372 НК РФ, ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2020 N 193-ФЗ
Кроме НАО и Красноярского края
Транспортный налог
Региональные налоговые льготы
Законом субъекта РФ в отношении резидентов АЗРФ могут быть предусмотрены льготы по транспортному налогу
ч. 3 ст. 356 НК РФ, ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2020 N 193-ФЗ

Земельный налог
Местные налоговые льготы
Нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в отношении резидентов АЗРФ могут быть установлены льготы по земельному налогу
ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2020 N 193-ФЗ, правила, утв. постановлением Правительства РФ от 02.09.2020 N 1338
Кроме НАО и Красноярского края
Источник: составлено авторами

Учитывая структуру налоговой системы, вполне понятно, что преференции, установленные федеральным законом, касаются именно федеральных налогов; они определяют общее “правовое поле” для всех резидентов АЗРФ. При этом налоговые преференции в отношении региональных и местных налогов могут быть представлены законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. И вот здесь возможна дифференциация льгот, способная значительно повысить привлекательность конкретной территории.

Кроме приведенных в таблице преференций, для организаций малого и среднего бизнеса устанавливаются пониженные ставки по упрощенной системе налогообложения (УСН).

Таблица 2 – Преференции для налогоплательщиков по упрощенной системе налогообложения

Регион Арктики
Схема уплаты «Доходы»
Схема уплаты «Доходы-расходы»
Мурманская обл.
1% первые 3 года
3% следующие 3 года
6% далее
5% первые 3 года
10% следующие 3 года
15% далее
Архангельская обл.
1% первые 5 лет
6% далее
5% первые 5 лет
15% далее
Республика Карелия
1% первые 3 года
3% следующие 3 года
6% далее
5% первые 3 года
7% следующие 3 года
15% далее
Республика Коми
1% в течение всего срока Соглашения об осуществлении инвестиционной деятельности
5% в течение всего срока Соглашения об осуществлении инвестиционной деятельности
Ненецкий автономный округ
1%. Действует для всех предпринимателей
5% Действует для всех предпринимателей
Ямало-Ненецкий автономный округ
1% только для проектов в сфере туризма первые 5 лет. Далее 6%
5% Действует для всех предпринимателей
Красноярский край
3% в течение всего срока Соглашения об осуществлении инвестиционной деятельности
7,5% в течение всего срока Соглашения об осуществлении инвестиционной деятельности
Республика Саха (Якутия)
2% Действует для всех предпринимателей АЗ РС(Я)
5% Действует для всех предпринимателей АЗ РС(Я)
Чукотский автономный округ
1% первые 3 года
4% следующие 3 года
6% далее
5% первые 3 года
10% следующие 3 года
15% далее
Источник: составлено авторами

Очевидно, что предлагаемые в арктических субъектах РФ преференции для субъектов малого и среднего предпринимательства (далее МСП) в рамках специального налогового режима упрощенного налогообложения имеют своей целью активизацию бизнес-усилий в целом, при этом наиболее льготный режим установлен в Ненецком автономной округе и в районах, относящихся к Арктической зоне Республики Саха (Якутия). При этом стоит отметить, что такое разнообразие может стать и неким препятствием для потенциальных предпринимателей, планирующих стать налоговыми резидентами АЗРФ.

Важным моментом является не только декларирование данных льгот для субъектов МСП, но и проведение планомерной работы по выявлению неформальной занятости, что будет способствовать увеличению поступлений в бюджет и росту финансовой самообеспеченности субъектов АЗРФ [13, с.147] (Шабанов, 2021).

Кроме указанных мероприятий, используются и административные инструменты привлечения субъектов МСП в Арктическую зону РФ.

В соответствующих административных районах АЗРФ резиденты имеют возможность применять процедуры свободной таможенной зоны, которые освобождают от "ввозной” таможенной пошлины и устанавливают нулевую ставку НДС при реализации товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны.

Резидентам без торгов предоставляются земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности. Для крупных инвесторов в целях стимулирования создания новых рабочих мест путем организации нового производства или модернизации действующего предусмотрены субсидии из федерального бюджета на осуществление капитальных вложений в объекты инфраструктуры. Исключены требования к общему объёму инвестиций и минимальному количеству рабочих мест, создаваемых в ходе реализации проекта в Арктической зоне РФ.

Снижаются бюрократические барьеры путем одновременного осуществления экологической экспертизы и государственной экспертизы проектно-сметной документации.

В целях содействия в поиске финансирования предоставляются займы по пониженным ставкам и субсидирование процентной ставки в размере 1,5 ключевой ставки Банка России, но не более 9% в уполномоченных банках. Субъекты малого и среднего предпринимательства, созданные физическими лицами в возрасте до 25 лет включительно, как индивидуальные предприниматели, так и учредители юридических лиц, имеют возможность получить гранты до 1 млн руб. (ранее такая возможность была только у предприятий, которые занимаются социальными проектами).

С 2015 г. по 2022 г. в Арктической зоне РФ благодаря данным мерам поддержки было привлечено 819 млрд руб. в качестве инвестиций, заключено 546 соглашений, в рамках данных соглашений создано 23629 рабочих мест [5] (Годовой отчет…Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики, 2022).

Кроме того, предпринимаются меры по привлечению в регион рабочей силы. Одной из мер привлечения является действующая с июня 2021 г. программа “Гектар в Арктике”: гражданин на основании заявления однократно может получить в безвозмездное пользование земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности и расположенный в соответствующих регионах, площадь которого не превышает одного гектар [2] (ФЗ от 01.05.2016 № 119-ФЗ). С 2021 г. всего было рассмотрено 7618 заявлений, на основании которых в безвозмездное пользование предоставлено 3351 земельный участок [5] (Годовой отчет…Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики, 2022). Дополнительно в арктических регионах ДВФО действует “дальневосточная” ипотека.

В рамках федерального проекта "Содействие занятости" при переселении безработных и членов их семей в другую местность по направлению службы занятости при переезде в Арктическую зону предусмотрены оплата стоимости проезда и провоза имущества безработного гражданина и членов его семьи, оплата суточных расходов за время следования к новому месту жительства, компенсация временного найма жилья, единовременное пособие (размер устанавливается в зависимости от территории переселения). При переезде в арктические населенные пункты в рамках программ “Земский доктор”, “Земский учитель” предоставляются увеличенные выплаты.

Практически во всех арктических регионах в разных формах осуществляется компенсация затрат на индивидуальное жилое строительство [10] (Меры поддержки…). Например, на Чукотке, в Ямало-Ненецком АО, Мурманской области физическим лицам - застройщикам предоставляются субсидии; Ненецком АО предоставляются социальные выплаты на строительство; В Архангельской области выделяется квота на заготовку древесины для строительства индивидуального жилого дома. Предоставляются субсидии на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности.

Выплачиваются региональные и федеральные гранты для создания условий развития малых форм хозяйствования агропромышленного комплекса: на создание и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и личных подсобных хозяйств. Некоторые регионы устанавливают субсидии на возмещение затрат на закупку картофеля и овощей, субсидии на возмещение затрат, связанных с закупкой у населения дикорастущих пищевых ресурсов.

Не стоит забывать, что на арктических территориях для физических лиц применяются и те преференции, которые определены законодательно для жителей Крайнего Севера. Также Стратегией развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года предусмотрены меры по государственной поддержке традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера [3] (Указ Президента РФ от 26.10.2020 г. № 645), например, освобождение от налогообложения в отношении земельных участков, используемых для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов; выплаты нанесенного ущерба от промышленного освоения территорий традиционного природопользования в рамках этнологической экспертизы и пр.

По мнению ведущих налоговедов, одним из важнейших стимулов укрепления самообеспеченности и развития собственного производства в Арктике может стать использование налоговых преференций для граждан, проживающих в АЗРФ. Например, “применение налогового вычета в размере МРОТ для граждан, осуществляющих свою трудовую деятельность в Арктической зоне за каждый месяц налогового периода, а также применение пониженной ставки НДФЛ в отношении доходов, получаемых физическими лицами - налоговыми резидентами АЗРФ” [6, с.148] (Гончаренко, Никулкина, 2018).

Приведенные налоговые льготы могут также способствовать закреплению экономически активного населения в Арктике и развитию предпринимательства.

Заключение

Авторы согласны с мнением Р. В. Бадылевича, что "в ближайшие годы следует ожидать изменения приоритетов в системе финансового регулирования развития Арктической зоны РФ, акценты будут смещаться с прямого бюджетного финансирования крупных проектов в Арктике к повышению привлекательности этих территорий для потенциальных инвесторов и привлечению к развитию Арктики крупных финансовых институтов” [4] (Бадылевич, 2021). Действительно, можно сказать, что государственная политика в Арктической зоне РФ в настоящее время направлена на формирование более привлекательных условий для инвесторов и населения. Различные преференции могут быть эффективными в отношении формирования такого фактора резильентности социально-экономической системы, как самообеспеченность, которая, в свою очередь, имеет положительную корреляцию с ростом численности населения в регионе и сокращением миграционного оттока. Помимо этого, налоговые преференции и административное стимулирование будет способствовать достижению целей региональной политики, в том числе: 1) росту экономической активности и инвестиций; 2) развитию инфраструктуры и социальных услуг; 3) улучшению условий жизни и труда населения.

Однако имплементация преференций и стимулов в практику может сопровождаться и определенными рисками, в частности: 1) неравномерностью распределения преференций по регионам; 2) снижением эффективности использования выделенных ресурсов; 3) развитием инфраструктуры и социальных услуг, не отвечающих интересам арктического сообщества.

Важнейшим фактором обеспечения эффективности предлагаемых к предоставлению налоговых преференций и стимулов является повышение активности населения в процессе принятия решений. Кроме того, законодательно закрепленные и разрабатываемые налоговые преференции и стимулы должны служить обеспечению резильентности арктических поселений и не создавать дополнительные сложности в адаптации населения к новым условиям.

Таким образом, эффективность преференций в АЗРФ для закрепления населения и самообеспеченности зависит от множества факторов и требует комплексного подхода к оценке и управлению. Необходимо продолжать работу по совершенствованию преференций и их реализации в регионах АЗРФ, чтобы достичь максимальной эффективности и повысить качество жизни населения.

[1]SeMPER-Arctic – это международный проект фундаментальных научных исследований, реализуемый в рамках Бельмонтского форума по совместной исследовательской деятельности «Жизнеспособность быстроменяющихся Арктических систем (СИД Арктика II)». Этот проект реализуется международной междисциплинарной группой ученых из России, Франции, Норвегии, Швеции, Нидерландов. Каждая страна в лице ученых-партнеров вошла в этот проект со своим национальным проектом, но в рамках общей темы (Россия – проект РФФИ «Осмысление, привязанность к месту и расширение взаимосвязей как источники обеспечения устойчивости в Арктике: российский северо-восточный вектор»).


References:

Badylevich R. V. (2021). Issledovanie zarubezhnogo opyta realizatsii finansovogo regulirovaniya razvitiya arkticheskikh territoriy i vozmozhnostey ego primeneniya v severnyh regionakh RF [Analysis of foreign experience in the financial regulation of the arctic territories development and its application in the northern regions of the Russian Federation]. Arktika i Sever. (44). 5-29. (in Russian). doi: 10.37482/issn2221-2698.2021.44.5.

Emelyanova E.E. (2019). Sistemnye problemy i napravleniya razvitiya munitsipalitetov rossiyskoy Arktiki [System problems and directions of municipal development of the Russian Arctic]. Arktika i Sever. (35). 79-93. (in Russian). doi: 10.17238/issn2221-2698.2019.35.79.

Goncharenko L.I., Nikulkina I.V. (2018). Nalogovye i tamozhennye mekhanizmy regulirovaniya razvitiya Arkticheskoy zony Rossiyskoy Federatsii s pozitsii ukrepleniya natsionalnyh interesov [Tax and customs mechanisms for regulation of the Russian Arctic development from the standpoint of strengthening national interests]. Economy. Taxes. Law. 11 (6). 143-151. (in Russian). doi: 10.26794/1999-849X-2018-11-6-143-151.

Gordyachkova O.V., Kalavriy T.Yu. (2022). Promyshlennoe osvoenie Arktiki VS traditsionnyy obraz zhizni: opyt upravleniya sotsialno-ekonomicheskim razvitiem v Respublike Sakha (Yakutiya) [Industrial development of the Arctic vs traditional way of life: experience of managing socio-economic development in the Republic of Sakha (Yakutia)]. Eco. (10(580)). 129-147. (in Russian). doi: 10.30680/ECO0131-7652-2022-10-129-147.

Kondratovich D.L. (2020). Nekotorye aspekty gosudarstvennogo finansovogo regulirovaniya kak osnovy ekonomicheskoy bezopasnosti arkticheskikh regionov Rossii [Some aspects of state financial regulation as a basis for economic security of the arctic regions of the Russian Federation]. Economics and management: problems, solutions (Ekonomika i upravleniye: problemy, resheniya nauchno-prakticheskiy zhurnal). 5 (12(108)). 107-115. (in Russian). doi: 10.36871/ek.up.p.r.2020.12.05.012.

Nikulkina I.V., Gordyachkova O.V., Gerardi Zh. (2020). Faktory, opredelyayushchie rezilentnost sotsialno-ekonomicheskikh sistem arkticheskikh poseleniy [Factors determining the resilience of socio-economic systems of Arctic settlements]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 10 (12). 2977-2988. (in Russian). doi: 10.18334/epp.10.12.111478.

Schegolkova A.A. (2021). Institutsionalnoe oformlenie protsessov strategicheskogo razvitiya Arkticheskoy zony Rossiyskoy Federatsii [Institutional design of the processes of strategic development of the Arctic zone of the Russian Federation]. Economics and management: problems, solutions (Ekonomika i upravleniye: problemy, resheniya nauchno-prakticheskiy zhurnal). 1 (11(119)). 47-55. (in Russian). doi: 10.36871/ek.up.p.r.2021.11.01.006.

Shabanov N.Yu. (2021). Vnutrennie finansovye rezervy subektov Arkticheskoy zony Rossiyskoy Federatsii, skrytye v neformalnoy ekonomike [Internal financial reserves of the subjects of the arctic zone of the Russian Federation hidden in the informal economy]. Russian Economic Bulletin. 4 (5). 144-149. (in Russian).

Страница обновлена: 24.04.2025 в 05:12:56