Платформенная занятость молодежи: вызовы и возможные решения
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 18, Номер 12 (Декабрь 2024)
Цитировать:
Хышова Т.В., Ватолина О.В. Платформенная занятость молодежи: вызовы и возможные решения // Креативная экономика. – 2024. – Том 18. – № 12. – doi: 10.18334/ce.18.12.122148.
Введение. В современном мире процессы цифровизации и компьютеризации оказывают определяющее воздействие на трансформацию экономики и социума, радикально меняя процессы взаимодействия заинтересованных сторон. Эти процессы напрямую касаются и рынка труда как в мировом, так и в национальном масштабе. В условиях глобальной информационной экономики классическая модель занятости изживает себя, преображая традиционный человеческий капитал в сетевой человеческий ресурс. Наблюдается факт вытеснения традиционных трудовых отношений новыми формами занятости, базируемых на цифровых экосистемах. Работа посредством цифровых платформ становится динамично развивающимся форматом занятости населения. Являясь цифровыми посредниками на двусторонних или многосторонних рынках, цифровые платформы обеспечивают свободное взаимодействие спроса и предложения, при этом сам труд работников может осуществляться как удаленно в онлайн-среде, так и в привычных физических пространствах.
Цель исследования заключается в анализе актуальных вызовов, с которыми встречается молодежь в процессе профессионализации в сфере платформенной занятости, а также разработке рекомендаций для их преодоления.
Среднеквартальный темп роста занятых в платформенной экономике на начало третьего квартала 2024 г. составил 3,66% (рассчитан по материалам выборочного обследования рабочей силы [17]), при этом пятая часть от всего занятого населения на цифровых платформах приходится на возрастную группу 15-29 лет [10]. Официальная статистика отражает реальность: отсутствует информация о непосредственно «платформенных занятых» в виду того, что формулировка понятия «платформенная занятость» чрезмерно широка и размыта. Изучением термина платформенной занятости подробно занимаются не только ученые (Савельева Е.А. [19], Бобков В. Н., Черных Е. А. [8, 21], Забелина О.В., Мирзабалаева Ф.И. [11], Савенко Н. Е. [20], Федченко А.А., Филимонова И.В. [22]), а также международные аналитические центры (Eurofound [6], OECD [1], McKinsey Global Institute [7]). Однако на текущий момент не определены единые критерии структурированности, которые бы позволили корректно измерять и сопоставлять масштабы вовлеченности трудовых ресурсов в платформенную занятость.
Актуальность проведенного исследования подтверждает анализ научно-исследовательской литературы, в ходе которого определено, что на текущий момент времени отсутствуют эмпирические исследования, акцентом которых стали бы особенности влияния трудовой занятости студенческой молодежи на процесс их профессионализации.
Научно-исследовательская деятельность заметно отстает от сложившейся условно-стихийной рыночной практики платформенной занятости. Первоначально интерес ученых и специалистов в данной области был сфокусирован на отдельных типах платформ (Больячино Ф., Коданьоне К., Чирилло В., Гуарасио, Д. [2], Будро К.Дж., Хаджиу А. [4], Кенни М., Зисман Дж. [5], Валерио Де Стефано [3]). Постепенно проблематика исследований расширилась: направленность проектов посвящена социально-демографическим, правовым и экономическим характеристикам занятых. Важным аспектом исследования является терминологический аппарат, выявление и описание признаков и свойств платформенной занятости. Внутренняя неоднородность и изменчивость самого объекта изучения в некоторых случаях служит основанием для формирования альтернативных точек зрения. Следует отметить, что характер платформенной занятости не позволяет выработать универсального подхода к его определению, идентификации и измерению, который разделяли бы большинство экспертов. Оценки экспертов, зачастую, являются противоречивыми и как следствие - несопоставимыми. И что немаловажно, за рамками исследований остаются вопросы влияния нестандартных форм занятости на изменения в молодежном сегменте рынка труда.
При этом роль молодежи на рынке труда гибко трансформируется под потребности инновационно-цифровой среды [12, 10]. Являясь стратегическим резервом рынка труда, молодое поколение в условиях масштабной компьютеризации и сетизации, дефицита профессиональных кадров обладает более развитыми сетевыми компетенциями и цифровыми навыками, чем население в более старших возрастных группах [23].
Авторская гипотеза, согласно логике данной статьи, стоится на том, что что карьерный выбор молодежи нацелен на платформенную занятость, которая в свою очередь бросает новые вызовы для всех сторон взаимодействия: государства, образовательной среды и непосредственно молодого поколения.
В работе применены общенаучные и специальные методы познания, в том числе опрос и корреляционный анализ.
Проведение исследования. В рамках исследовательской работы проведен анализ платформенной занятости молодежи. Были выдвинуты гипотезы. Для подтверждения гипотез использован поиск корреляции между категориями инструмента. В ходе данного исследования в качестве метода исследования авторами был использован интернет-опрос по технологии CAWI. В опросе были задействовано 200 студентов экономического профиля очного отделения Тихоокеанского государственного университета в период с сентября по октябрь 2024 г. Разработанная авторами анкета включала 10 вопросов, была размещена на специализированной онлайн-платформе. Ссылка на анкету была распространена посредством мобильных мессенджеров (WhatsApp, Telegram) Для обработки результатов анкетирования были использованы методы статистических группировок и описательной статистики. Информационная база исследования была расширена материалами исследований российских учёных, близких к заявленной проблематике, результатами аналитических работ Института статистических исследований и экономики знаний ВШЭ 2021-2024, данными российской статистики [17,18].
Согласно полученным в рамках опроса данным, свыше 80% респондентов уже имели опыт трудовых отношений. Более 50% опрошенных продолжают трудиться, совмещая обучение. Отметим, что более трети респондентов имеют опыт платформенной занятости. Данный показатель выше значения среднего по России [11], что объяснимо включением в исследование в том числе вариантов ответа о наличии формата эпизодических подработок на цифровых платформах. Так же необходимо учитывать тот факт, что у платформенных занятых есть возможность сотрудничать сразу с несколькими цифровыми платформами. Таким образом, пока вопрос о платформенной занятости не будет решен концептуально на основании закрепленных статистических и юридических критериев, любая генерализация выборочных сведений о численности зарегистрированных в сегменте платформенной экономике не может служить основой для оценки включенности населения в платформенную занятость; это лишь косвенный индикатор, по динамике которого можно судить о трансформации структуры российской занятости.
Результаты опроса о мотивах выхода на платформенную занятость студентов демонстрируют, что молодежь руководствуется различными предпочтениями, конкретизация которых может послужить основой для формирования содержательного портрета платформенного занятого студента. При этом рациональные мотивы являются превалирующими, наиболее значимыми из которых ожидаемо выступают финансовые. Следовательно, молодежь в первую очередь рассматривает платформенную занятость как потенциал для заработка. Мотивы, где в качестве ключевых, обучающиеся выделили обретение свободы и автономии (самостоятельное управление нагрузкой, отсутствие классической организационной иерархии) и возможность самореализации - в трудовых установках не являются приоритетными (рис.1). Тем не менее половина респондентов оценила преимущество принципиально низкого порога вхождения в трудовые платформенные отношения, по сравнению с традиционной занятостью. Гибкие условия платформенной занятости позволяют обучающимся начать трудовую карьеру раньше, чем закончить получение базового образования. За этим преимуществом кроется одно из решений дилеммы «первого рабочего места»: когда выпускник в силу отсутствия профессионального опыта не может претендовать на желаемое рабочее место, а получить этот опыт не может, не заняв как минимум первого рабочего места.
Около двух третей опрошенных отметили расширение опыта трудовых отношений как один из мотивов выбора платформенной занятости. Очевидно, что платформенная экономика предоставляет возможность молодому поколению попробовать себя в разных социальных ролях и профессиях, что дает возможность изменения первоначально выбранной профессиональной траектории.
Платформенная занятость предоставляет для молодежи возможность самостоятельно планировать свое время и выбирать проекты. Однако, негативным социальным последствием выступает подрыв социальной функции труда. Так как работа на цифровых платформах часто подразумевает удаленное взаимодействие, следовательно, возрастают риски разрушения общественных связей, потери людьми социальной идентичности, роста изолированности, неуверенности и отчуждённости [8]. Молодые люди могут чаще испытывать недостаток в социальном общении, которое привычно происходит в офисной среде.
Рис. 1. Ответы респондентов о мотивах выбора платформенной занятости, %
Составлено авторами
Одним из этапов исследования было выявление зависимостей между найденными статистическими данными путем проверки гипотез: о взаимосвязи факторов «пол респондента» и «наличие опыта платформенной занятости», о связи «наличие опыта платформенной занятости» и «предпочтительного режима работы», о связи «наличие опыта трудовых отношений» и «среднего балла успеваемости», о связи «наличие опыта трудовых отношений» и «готовности получить дополнительное образование». Используя критерий Пирсона χ2, было доказано наличие статистической взаимосвязи между рядом факторов при соответствующем уровне значимости. После расчета эмперических распределенй признаков, были составлены таблицы сопряженности для проверки нулевых гипотез и дальнейшей интерпретации данных (табл.1-4, где nij– теоретические частоты; χ2 – значение статистики хи-квадрат, р – уровень значимости таблицы критических значений корреляции Пирсона).
Таблица 1 - Эмпирическое распределение признаков «пол - наличие опыта платформенной значимости»
пол
|
Имел опыт платформенной занятости
|
Не имел опыт платформенной занятости
|
|
мужской
|
29,92
|
58,08
|
88
|
женский
|
38,08
|
73, 92
|
112
|
|
68
|
132
|
200
|
Значение критерия χ2 = 0,196 Критическое значение Пирсона χ2 = 3,841 (уровень значимости р>0,05)
| |||
Связь статистически не значима
|
Таблица 2 - Эмпирическое распределение признаков «режим работы – наличие опыта платформенной занятости»
Предпочтение режима работы
|
Имел опыт платформенной занятости
|
Не имел опыта платформенной занятости
|
|
офлайн
|
7,48
|
14,52
|
22
|
онлайн
|
29,58
|
57,42
|
87
|
гибридный
|
30,94
|
60,06
|
91
|
|
68
|
132
|
200
|
Значение критерия χ2 = 11,388 Критическое значение χ2 = 9,21 (уровень значимости р<0,01)
| |||
Связь статистически значима
|
Таблица 3 - Эмпирическое распределение признаков «режим работы – наличие опыта платформенной занятости»
Средний бал успеваемости
|
Имел опыт трудовых отношений
|
Не имел опыта трудовых отношений
|
|
3-3,5
|
28,22
|
5,78
|
34
|
3,5-4
|
36,52
|
7,48
|
44
|
4-4,5
|
34,86
|
7,14
|
42
|
4,5 и более
|
66,4
|
13,6
|
80
|
|
166
|
34
|
200
|
Значение критерия χ2 =40,999 Критическое значение χ2 =11,345 (уровень значимости р<0,01)
| |||
Связь статистически значима
|
Таблица 4 - Эмпирическое распределение признаков «готовность получить дополнительное образование - наличие опыта трудовых отношений»
Готовность/желание получить дополнительное образование
|
Имел опыт трудовых отношений
|
Не имел опыта трудовых отношений
|
|
да
|
142,76
|
29,24
|
172
|
нет
|
23,24
|
4,76
|
28
|
|
166
|
34
|
200
|
Значение критерия χ2 =0,453 Критическое значение χ2 =3,841 (уровень
значимости р>0,05)
| |||
Связь статистически не значима
|
Таким образом, на основе проведённого исследования подтвердилась гипотезы связи признаков «наличие опыта платформенной занятости» и «предпочтительного режима работы», а также «наличие опыта трудовых отношений» и «среднего балла успеваемости».
Результаты полученного исследования коррелируют с общероссийской тенденцией увеличения масштабности совмещения учебной и трудовой деятельности. При этом, если вовлеченность женщин в целом по стране в такой формат занятости ниже, чем у мужчин [17], в молодежной среде такая тенденция не наблюдается (связь статистически не значима).
Ключевым на наш взгляд и наиболее дискуссионным вопросом в контексте исследования выступает возможность совмещения трудовой занятости и полноценной реализации основной миссии студентов, которая состоит в освоении образовательной программы и обретении профессиональных умений. Интересен факт, если десятилетие назад академическая среда к трудовой активности студенческой молодежи относились индифферентно [9], то современные реалии свидетельствуют о наличии сильной комплементарности между образованием и совмещением учебы с работой. Результаты исследования подтверждают, что опыт трудовых отношений отрицательно не повлиял на текущую успеваемость обучающихся. Учебный процесс требует мотивации – обязательного условия качества знаний и достижений. Те студенты, которые совмещают процесс обучения и работу обладают большей мотивацией: ценят время, ценят деньги и ценят труд. Говорить о введении каких-либо жестких регуляторных рамок со стороны администрации университета к трудовой занятости студентов абсурдно, и её игнорирование не будет являться эффективной стратегией академической политики.
Не меньший интерес вызывали результаты сравнительного анализа сгруппированных ответов студентов и офлайн-опроса академических руководителей образовательных программ университета о личных качествах индивидуума, необходимых для эффективного взаимодействия на цифровых платформах (рис.2).
Рис. 2. Ответы респондентов о желаемых личных качествах платформенного занятого
Составлено авторами
Анализ мнений респондентов позволяет сделать выводы о имеющихся расхождениях во мнениях представителей академической среды и обучающихся. Очевидно, что в рейтинге студентов доминирует выбор в пользу Soft skills (гибких) качеств. Коммуникация, креативность, адаптивность – навыки, которые не являются генетически сформированными. То есть университету необходимо сделать упор на развитие надпрофессиональных компетенций в соответствии с современными реалиями и запросами. Однако отметим, что для окончательного формирования содержательного портрета эффективного платформенного работника данного исследования недостаточно, в силу отсутствия в опросе представителей работодателей, что создает пространство для будущих социальных исследований.
Что касается фокуса на саморазвитие, то 86% опрошенных независимо от наличия опыта трудовых отношений желают получить дополнительное образование. Любопытно, что большая часть из них, это лица, уже имеющие опыт трудовых отношений. Этот факт находит объяснение в том, что рынок труда претерпевает существенные изменения, ряд профессий расширяется горизонтально, и конкурентоспособный специалист должен обладать знаниями не только в узкой сфере своей профессиональной деятельности, но и в смежных областях. Согласно результатам исследования, именно блок вопросов о приобретении дополнительных образовательных навыков, в том числе цифровых компетенций и финансовой грамотности (самостоятельно распоряжаться финансами, инвестициями, уплата налогов и пр.), респонденты выделили в качестве ключевых характеристик, необходимых для карьеры в сфере платформенной занятости (рис. 3).
Рис. 3. Ответы респондентов о профессиональных качествах, необходимых для карьеры в сфере платформенной занятости, %
Составлено авторами
Выводы и результаты. Обобщенные результаты исследования позволяют подтвердить выдвинутую гипотезу о вовлеченности молодежи в платформенную экономику, а также сделать следующие выводы. Во-первых, платформенная занятость имеет как преимущества, так и риски отсроченных негативных последствий для основных интересантов: государства, трудовых ресурсов и образования, оценить которые сложно ввиду отсутствия сопоставимой статистической методологии учета. Во-вторых, платформенная занятость оказывает определяющее влияние на трудовую социализацию студентов, ускоряя процесс его интеграции в профессиональное сообщество. В-третьих, платформенная экономика бросает вызов высшему образованию. Высшим учебным заведениям необходимо адаптировать стратегии развития с учетом быстрорастущей и многочисленной категории работающих студентов, которая все чаще делает выбор карьерной траектории в пользу цифровых платформ. В процессе достижения стратегических целей высшей школе важно оперативно реагировать на динамично меняющиеся запросы бизнеса (корректируя формат получения образования, сами образовательные программы и учебные курсы). Так, переход на очно-гибридный формат обучения будет содействовать сохранению контингента студентов, так как платформенная занятость студентов создает альтернативу образовательному кредиту. Так же необходимо сделать акцент на формирование надпрофессиональных компетенций, которые можно развивать через дуальное обучение, внеучебные мероприятия или вариативные модули. Вопрос какие конкретно содержательные характеристики личности наиболее востребованы платформенной реальностью пока открыт, и требует междисциплинарного исследования.
Результаты проведенного исследования не дают представления о сегменте платформенной занятости экономики в целом, но могут рассматриваться в качестве дополнения к описанным в современных научно-аналитических публикациях материалам по специфике платформенной занятости молодежи. Платформенная занятость молодежи представляет собой многогранное явление, развитие которого требует внимания со стороны государства, работодателей и общества в целом.
Страница обновлена: 20.11.2024 в 09:57:07