Специфические особенности управления инновациями в сфере производства строительных материалов

Кукин Л.А.1
1 Российская государственная академия интеллектуальной собственности

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 13, Номер 12 (Декабрь 2023)

Цитировать:
Кукин Л.А. Специфические особенности управления инновациями в сфере производства строительных материалов // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – Том 13. – № 12. – С. 5869-5884. – doi: 10.18334/epp.13.12.120075.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=63549200

Аннотация:
В статье выявлены особенности управления инновациями производителями строительных материалов на основе обобщения научных публикаций. В предположении, что модели управления инновациями имеют отраслевую специфику, автор систематизировал существующие исследования в области инновационного развития и коммерциализации новых продуктов и технологий в строительной индустрии в целом и промышленности строительных материалов, в частности, выделив значимые отличия в сфере управления инновациями. Сделан вывод о необходимости использования в промышленности строительных материалов партнерской модели управления инновациями. Предложены и описаны факторы, оказывающие влияние на систему деловых партнерских отношений в рассматриваемой отрасли. Выделены основные внешние группы заинтересованных сторон для производителя строительных материалов. Результаты исследования адресованы лицам, разрабатывающим стратегии и модели управления инновациями в строительной индустрии, а также ученым, занимающимся проблемами повышения экономики инноваций.

Ключевые слова: управление инновациями, инновации в промышленности строительных материалов, инновации в строительной индустрии, отраслевые особенности управления инновациями

JEL-классификация: O30, O32, Q55

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Введение

Актуальность обозначенного в теме статьи исследования подтверждается тем, что инновационный аспект развития является определяющим для современных производителей строительных материалов, при этом, исходя из официальной статистики, промышленность строительных материалов не является лидером в области реализации инновационных проектов. Данный факт характерен как для России, так и для большинства стран. Тем не менее, в последнее время на рынке строительным материалов был представлен достаточно широкий спектр новых материалов, изменивших не только сам процесс строительства, но и давший толчок новым тенденциям в данной области. Большинство из новых строительных материалов представляют собой результат научных изысканий 70-80-х гг., которые получили возможность коммерческой реализации только сейчас. Имеющие место особенности управления инновациями в области производства строительных материалов требуют дополнительного изучения для формирования условий по сокращению временного лага между созданием и успешной коммерциализацией нового продукта.

Проведенное исследование литературных источников по проблематике управления инновациями позволяет выделить наиболее распространенные модели, обеспечивающие эффективное инновационное развитие, а именно: модели проталкивания и вытягивания [8, с. 26-27], модель бережливого стартапа [6], модель ТАМО Ф. Янсена [10], модель трех горизонтов М. Багхая, С. Коули, Д. Уайта [1], модель С. Клайна, Н. Розенберга [18], «японская» модель [5] с заложенным в ней принципов параллельности процессов, модель открытых инноваций Г. Чесбро [12], эволюционная модель Р. Ротуэлла [20], модель формирования устойчивых сетей взаимодействия О.В. Костенко [4], модель управления инновациями на основе информационных технологий [9], модели локализации, диссипации, компенсации, партнерских отношений, сетевых структур, управления на основе потока знаний [7], модели эффективности, инженерная, потребительская, научная [3, с. 24].

Эволюционно имеет место тенденция превращения инновационного процесса из подобия «закрытого туннеля» [2] в открытое явление, сопровождаемое активизацией взаимодействий с научными организациями, органами власти, различными комплементорами, в том числе в рамках кластеров и бизнес-экосистем. Трансформация моделей управления инновациями сопровождается увеличением внимания к рынку, использованием стратегического управления как ответа на растущую неопределенность и нестабильность экономического развития. Вместе с тем, научный пробел состоит в том, что отраслевой аспект редко учитывается в описании моделей и их инструментария. Как правило, не даются рекомендации относительно оптимальности моделей с учетом отраслевых особенностей. На наш взгляд, в условиях макроэкономической нестабильности, которая на рынках строительных материалов сопровождается сезонностью спроса, управление инновациями обосновано должно приобретать признаки адаптивного с учетом вектора на технологизацию и партнерство. Построение адаптивной модели управления инновациями должно учитывать специфические особенности промышленности строительных материалов. В связи с этим цель исследования состоит в том, чтобы выявить наиболее важные в условиях современных вызовов специфические характеристики управления инновациями, учет которых позволит повысить эффективность инновационного развития отрасли строительных материалов. Научная новизна авторских разработок заключается в обосновании: 1) высокой социальной ответственности, многоуровневости спроса на инновации, параллельности инновационного преобразования технологий и материалов, конвергенции технологий, материалоемкости, преимущественного использования и высокой результативности модификационного подхода, возможностей использования достижений наноматериаловедения, обусловленности инновационного процесса регламентами, сильного влияния поставщиков и параметров окружающей среды, разнообразия источников инноваций как как особенностей управления инновациями в сфере производства строительных материалов; 2) партнерской модели управления инновациями как наиболее перспективной в сфере производства строительных материалов с уточнением факторов ее эффективности и заинтересованных сторон.

Авторская гипотеза построена на предположении о зависимости выбираемой предприятием модели управления инновациями от отраслевых особенностей бизнеса.

Методология исследования опирается на синтез, индукцию, системный подход, метод аналогии, сравнительный, динамический и трендовый анализ. Для выполнения цели исследования проведен анализ публикаций и осуществлены авторские разработки, акцентирующие внимание на отраслевом аспекте.

Основная часть

Предприятия, выпускающие строительные материалы, осуществляют производственную деятельность, которая относится к коду ОКВЭД 23. Производство прочей неметаллической минеральной продукции (ПНМП). Поскольку данные в сборниках Росстата организованы в соответствии с ОКВЭД, дальнейший анализ развития инновационной составляющей в отрасли строительных материалов будет осуществлен по данному виду экономической деятельности. Отметим, что производство ПНМП относится к среднетехнологичному производству низкого уровня. Это в определенной мере объясняет относительно низкий удельный вес организаций, осуществляющих технологические инновации в данной отрасли строительных материалов по сравнению с аналогичным показателем по российской экономике в целом и по всем обрабатывающим производствам (рис. 1).

Рисунок 1 – Динамика удельного веса организаций, осуществляющих технологические инновации, % от общего числа обследованных организаций (по критериям 4-й редакции Руководства Осло)

Источник: Наука, инновации и технологии. Федеральная служба государственной статистики. Официальная статистика. URL: https://rosstat.gov.ru/statistics/science (дата обращения 27.09.2023)

При этом следует отметить, что ряд отраслей, также относящихся к среднетехнологичным, имеют гораздо более высокую долю организаций, проводящих технологические инновации, чем в секторе ПНМП. Например, средний уровень данного показателя в производствах кокса и нефтепродуктов за 2017-2022 гг. составил 43%, резиновых и пластмассовых изделий – 22,1%, металлургических производствах – 35,3%.

Можно отметить, что за 2017-2022 гг. произошло уменьшение удельного веса инновационной продукции в общем объеме отгрузки российских организаций в целом по всем видам экономической деятельности – на 29%, по организациям обрабатывающей промышленности – на 19%, по предприятиям ПНМП – на 21% (рис. 2).

Прим. В правой части рисунка приведены уравнения трендов и коэффициенты детерминации (R2) для представленных динамических рядов

Рисунок 2 – Динамика удельного веса инновационной продукции в объеме отгруженной продукции, % от общего числа обследованных организаций

Источник: Наука, инновации и технологии. Федеральная служба государственной статистики. Официальная статистика. URL: https://rosstat.gov.ru/statistics/science (дата обращения 27.09.2023)

Однако, если для российской экономики тренд на снижение результативности инновационной деятельности является сильно детерминированным, то для промышленности строительных материалов нельзя однозначно утверждать о перманентном снижении инновационной результативности. Скорее здесь имеет место флуктуация данного параметра, характеризующаяся переменным ростом и спадом, что может свидетельствовать о длительности цикла создания и коммерциализации инноваций и о невозможности частого обновления ассортимента выпускаемой продукции за счет фактора новизны.

Следует отметить высокую значимость инновационной деятельности в промышленности строительных материалов (ПСМ), которая объясняется заложенным в ней потенциалом снижения стоимости строительства: затраты на строительные материалы составляют до 40% стоимости готовых зданий и сооружений. Да и в целом производство строительных материалов отличается высокой материлоемкостью.

Потребляющая строительные материалы строительная индустрия является очень чуткой к изменению и нарастанию потребностей клиентов, имея много общего со сферой услуг. В связи с этим ПСМ в соответствии с основным принципом работы на рынке B2B, по которому спрос на товары промышленного назначения (на товары для бизнес-организаций) является производным от спроса на рынке конечного потребителя, также вынуждена демонстрировать гибкость в развитии продуктового портфеля и, соответственно, инноваций. В настоящее время на мировом рынке основные требования к строительным материалам включают: 1) механическую стойкость и стабильность; 2) безопасность при пожаре; 3) гигиенические требования, связанные с безопасностью для здоровья и окружающей среды; 4) доступность для использования; 5) защита от шума; 6) экономия энергии и сохранение тепла; 7) устойчивое использование природных источников [15].

Учету подлежит также и то, что строительные инновации занимают особое место среди инженерных инноваций по масштабам своего воздействия, а также ответственности, связанной со строительством и эксплуатацией строительных конструкций. Для этого необходимо определить существенные особенности инноваций в ПСМ, что позволит представить имеющие место в данной сфере проблемы, ограничения и возможности.

Исследование научной и отраслевой литературы, а также обобщение практического опыта позволило нам выделить специфические черты инноваций в ПСМ:

1. Высокая социальная ответственность инновационной деятельности. Инновации в ПСМ ориентированы на обеспечение положительных результатов в строительстве и должны не допускать дефектов, которые имеют катастрофические последствия в виде разрушения конструкций. Развитие ПСМ вслед за развитием строительства подчинено не только стратегическим задачам развития отраслей экономики, но и давлению демографических волн. Динамика численности населения ориентирует инновации в ПСМ на определенный баланс между количеством и комфортом.

2. Многоуровневость спроса на инновации, порождающая различие в потребительских характеристиках продуктов и являющаяся основой для дифференцированного управления инновациями. Прежде всего инновации в ПСМ стимулируются во многом со стороны спроса конечных и промежуточных потребителей. С точки зрения конечного потребителя конкурентоспособность строительных материалов определяется их надежностью, долговечностью, функциональностью, безопасностью, гармоничностью и эстетикой. С точки зрения строительных компаний приемлемость инновационных строительных материалов основывается на их способности снижать стоимость (например, быть трудосберегающими), улучшать качество, механические свойства, физические характеристики, обладать гибкостью в условиях эксплуатации, простой сборки и экологичностью [11]. Можно также выделить отношения в секторе B2G, где государство, реализуя национальные проекты, формирует запрос на экономичные и функциональные строительные материалы.

3. Параллельное инновационное преобразование строительных технологий и строительных материалов. Например, к инновационным строительным материалам относят напечатанные на 3D-принтере (по сути данный процесс представляет собой инновационную технологию) песчаник, пенопласт и бамбуковый железобетон, биорецептивный бетон (предназначен для снижения загрязнения воздуха за счет стимулирования роста мха, лишайников и водорослей) и пр. [17].

4. Конвергенция и трансфер технологий. Например, использование биотехнологий в производстве бетона, а именно способности бактерий «заживлять» микротрещины привело к появлению биобетона, более стойкого к воздействию влаги, чем традиционные виды. Благодаря применению нанотехнологий добиваются прозрачности древесины, что делает возможным использование ее для солнечных батарей и окон [17].

5. ПСМ отличается материалоемкостью. Только отрасль мировой бетонной промышленности использует 20 миллиардов тонн заполнителей, 4 миллиарда тонн цемента и 800 миллионов тонн воды в год [16]. Такие огромные объемы материалоемкости обуславливают необходимость внедрения принципов устойчивого развития в строительстве (табл. 1).

Таблица 1 – Регламент устойчивости в производстве строительных материалов и строительстве (составлено по [13])

Потребление сырья/отходов и побочных продуктов производства
Воздействие на окружающую среду
Устойчивость
Быстрее, чем естественная регенерация
Деградация
Отсутствует
Равно регенеративному потенциалу
Баланс
Остается неизменной
Медленнее, чем регенеративный потенциал окружающей среды
Регенерация
Развивается

Высокий потенциал создания устойчивых инноваций в ПСМ появляется, в том числе, за счет использования отходов (золы, измельченного гранулированного доменного шлака и пр.). В научных исследованиях заявляется о результативном использовании окурков при производстве кирпича, что снижает вес изделия [17].

6. Расширяющиеся возможности использования достижений наноматериаловедения в ПСМ. Наночастицы имеют большее соотношение поверхности к объему, чем их микрочастицы, что обеспечивает лучшую гидратацию, и, в конечном итоге, увеличивает как начальную, так и конечную прочность. Перспективы использования наноматериалов в ПСМ связаны с их включением в состав традиционных материалов (бетон, краски и пр.) или с наномасштабным измельчением традиционных материалов с получением новых свойств (наноцемент). Например, добавление нанотитана в бетон способствует появлению характеристик самоочистки. Включение нанокремнезема и наноглины в бетон приводит к повышению химической стойкости.

7. Высокая результативность модификационного подхода к созданию инноваций и малая вероятность появления революционных изменений. Новые свойства строительных материалов могут быть получены в результате добавления минеральных добавок, которые могут, например, минимизировать микротрещины, увеличить прочность, что в итоге увеличивает срок службы и снижает цену потребления эксплуатируемых помещений. Кроме того, инновации создаются на основе формирования новых продуктовых категорий (например, кирпич, поглощающий загрязнения, устанавливаемый в целях вентиляции помещений [11]).

8. Сильное влияние фактора снабжения в повышении эффективности управления инновациями в ПСМ. Использование инновационных технологий в отраслях, поставляющих сырье, материалы и компоненты, с получением новых прогрессивных продуктов является базой для создания продуктовых инноваций в ПСМ. Так, с появлением композитной стеклопластиковой арматуры стало возможным создавать строительные материалы повышенной прочности с использованием в агрессивных средах.

9. Обусловленность существующими нормами (ГОСТами, СНИПами и пр.). Потребительские ожидания и воображение могут подавать идеи для инноваций в строительстве и ПСМ, но технические регламенты и приоритет надежности над художественным изыском всегда представляют ощутимый барьер для инноваций.

10. Разнообразие источников инноваций в ПСМ. Здесь развит метод аналогии в поиске и воплощении идей. Например, исследователи отмечают заслуги насекомых в появлении лестниц и пандусов, глубоких колодцев, распашных дверей, мостовых, а также несравненные свойства (биоразложение, самовоспроизведение, самовосстановление, нелинейность и пр.) материалов, используемых в жилищах животного мира, считая природу идеальной моделью для поиска решений экономических проблем (в том числе достижение нулевых отходов), присущих строительству и ПСМ [13].

11. Сильное влияние фактора окружающей среды на свойства строительных материалов. Здесь важно сосредоточить внимание на том, что скорость изменения условий окружающей среды оказывает давление на инновационные процессы в ПСМ, предъявляя дополнительные требования к их скорости. Следовательно, более успешными на рынке становятся предприятия, сумевшие сократить часть инновационного цикла, связанную с НИОКР и производственным освоением, что позволяет им удлинить рыночный цикл инноваций или цикл их коммерциализации.

В целом общий контекст исследований перспективной инновационной деятельности в ПСМ указывает на то, что востребованными будут разработки, учитывающие социальные и экологические факторы, обеспечивающие энергосбережение. Основными источниками инноваций в экосистеме строительной индустрии являются производители строительных материалов и проектные организации. Основными объектами инноваций являются несущие строительные конструкции и перегородки с перекрытиями. В разных публикациях (например, в [19]) отражены новейшие инновационные строительные материалы (полупрозрачные стены и плитка, например), которые представляются на выставках, пройдя производственные испытания. Попытку систематизировать инновационные вызовы, стоящие перед ПСМ и строительными технологиями, предприняли польские ученые [14], обозначив вектор инновационного развития для каждого отраслевого направления: 1) застройка и окружающая среда (города будущего, окружающая среда строительства, предпочтения жильцов, транспортная инфраструктура); 2) здания и энергия (энергоэффективность, комфорт и качество воздуха, водоснабжение, системы автоматизации и управления); 3) строительные конструкции (долговечность и надежность, «уход под землю», предварительно напряженные конструкции, мониторинг и диагностика); 4) строительные перегородки и перекрытия (металлостеклянные стены, элементы из строительного стекла, металлостеклянные крыши, термические отсеки и соединения, солнечная энергия); 5) производство строительных материалов (устойчивые строительные материалы, цементы и бетоны, изоляционные изделия, умные материалы, бумага как строительный материал); строительная индустрия и проектный инжиниринг (многомерность, механизация, инновации и конкурентоспособность, цифровое строительство и использование объектно-ориентированных моделей).

Можно заключить, что воплощение обозначенных трендов инновационного развития невозможно без формирования и реализации партнерской модели управления инновациями. Именно «правильная» модель системы деловых партнерских отношений и оптимальная структура вовлеченных заинтересованных сторон является условием, позволяющим обеспечить эффективное управление инновациями. Традиционно считается, что деловые партнеры – это совокупность предприятий различных категорий и сфер деятельности, взаимодействующих с предприятием в разных функциональных областях и на разных управленческих уровнях. Признаками, позволяющими отнести ту или иную заинтересованную сторону к группе «деловой партнер», на сегодняшний момент, осуществляется по разным критериям, основными из которых являются: 1) продолжительный период сотрудничества; 2) взаимовыгодность сотрудничества; 3) взаимодействие на системном уровне; 4) взаимная производственная адаптированность. Если, тот или иной признак не соблюдается, то заинтересованная сторона скорее будет относиться к категории контрагентов, нежели деловых партнеров. Хотя в некоторых случаях, данные понятия могут считаться синонимами. На рис. 3 нами систематизированы факторы, оказывающие влияние на систему деловых партнерских отношений в отрасли строительных материалов и, как следствие, на эффективность процесса управления инновациями.

Рисунок 3 – Факторы, оказывающие влияние на систему деловых партнерских отношений в отрасли строительных материалов (разработано автором)

Первым фактором, определяющим особенности и условия делового сотрудничества, является структура заинтересованных сторон. В практике предпринимательской деятельности принято выделять две основные категории заинтересованных сторон – внутренние и внешние. К внутренним заинтересованным сторонам относятся субъекты, напрямую связанные с работой предприятия и зависящие от результатов ее деятельности (акционеры, персонал, профсоюзы и пр.). Деятельность внутренних заинтересованных сторон хоть напрямую и влияет на результативность деятельности предприятия, но все же она в достаточной степени организована и управляема менеджментом предприятия в пределах разрешенных компетенций. К внешним заинтересованным сторонам относятся субъекты, функционирующие в отрасли или в кросс-отраслевом пространстве, влияющие на деятельность предприятия прямо или опосредованно. К группе внешних заинтересованных сторон можно отнести конкурентов, поставщиков, подрядные организации и пр. Принимая во внимание, что процесс управления инновациями не может быть обеспечен лишь силами отдела НИОКР, т.к. для этого, наряду с научной информацией, требуется также информация отдела маркетинга, отдела закупок, отдела контроля качества и др., можно утвердительно сказать, что эффективность данного процесса может быть обеспечена лишь комплексным сотрудничеством сторон.

Исследование практики функционирования предприятий ПСМ позволило выделить основные внешние группы заинтересованных сторон, оказывающих влияние на данные предприятия (рис. 4). Взаимодействие представленных групп заинтересованных сторон осуществляется посредством объединения ресурсов и координации их действий в процессе реализации проектных решений.

Рисунок 4 – Основные внешние группы заинтересованных сторон предприятий ПСМ (разработано автором)

Количественный показатель партнерской среды является вторым определяющим фактором системы деловых партнерских отношений. Количество заинтересованных сторон, функционирующих на рынке, определяют степень свободы выбора партнеров. Так, чем больше заинтересованных сторон вовлечено в то или иное направление деятельности, тем более открытой может восприниматься организация. В свою очередь безразмерное увеличение численности деловых партнерских связей может говорить об отсутствии установленной политики делового сотрудничества, позволяющей уже на ранних этапах отсеять организации с низким потенциалом или организации, не заинтересованные в плодотворном сотрудничестве. Численность вовлеченных заинтересованных сторон, как параметр оценки эффективности функционирования предприятия, в общем, и инновационной системы в частности, актуален как для заинтересованных сторон, действующих на уровне предприятия, так и вне его. Например, для компаний, реализующих концепцию открытых инноваций, характерно выстраивание множественных деловых связей, позволяющих в дальнейшем повысить их инновационный потенциал. Тем не менее, не всегда большое количество партнеров или разнообразная деловая сеть может оказать положительное влияние на исследуемую предметную область.

Прочность взаимоотношений является третьим базисным фактором, определяющим особенности влияния, и характеризующим результат взаимодействия между партнерами, происходящий на разных уровнях и разных функциональных областях. Прочность партнерских отношений определяется степенью устойчивости к воздействию факторов негативного характера, влияющих на взаимодействующие стороны. Вместе с прочностью, также можно выделить такой параметр, как интенсивность взаимодействия. Данный параметр характеризует частоту деловых контактов между предприятием и заинтересованными сторонами. Интенсивность деловых партнерских отношений также определяется степенью формальности и характером отношений так, например, в условиях поддержания формальных отношений и обеспечения устойчивого взаимодействия потребуется одно количество контактов, а для взаимодействия на личном уровне другое. Интенсивность, также может зависеть от внутренних и внешних факторов. К внутренним факторам можно отнести тесноту связей между сторонами в процессе создания добавленной стоимости, поведения взаимодействующих сторон и прочее, а к внешним – степень конкурентного давления, уровень рыночной неопределенности, структура рынка и его динамика, положение в производственном канале и т.п. В контексте исследования и анализа инновационной деятельности интенсивность взаимодействия с внешними заинтересованными сторонами может представлять особенно важные социальные, организационные и технологические связи, которые необходимы для успешного внедрения инноваций. Интенсивность взаимодействия означает усиление процесса обмена информацией и знаниями, что может рассматриваться как фактор, влияющий на уровень сотрудничества и адаптации отношений, а также выступать параметром, позволяющим определить степень интеграции, и сделать вывод об уровне интеграции.

Выводы

Подытоживая приведенные выше аспекты, определяющие специфику инновационной деятельности в производстве строительных материалов, отметим:

1) практическое применение новых строительных материалов сдерживается необходимостью их принятия сообществом проектных и дизайнерских организаций, а уже после – строительными компаниями;

2) специфика управления инновационной деятельностью в ПСМ как ни в одной другой отрасли связана с выстраиванием цепи партнерских отношений для создания и коммерциализации инновационных решений в рамках относительно стабильной структуры;

3) систематизированы факторы, оказывающие влияние на систему партнерских отношений в управлении инновациями в сфере производства строительных материалов с выделением групп заинтересованных сторон;

4) проблематика формирования, развития, оценки партнерской сети в инновационной деятельности не является подкрепленной методически и не находит практического применения в России, что подчеркивает важность научных разработок в данной области. Необходимы дополнительные исследования факторов и показателей эффективности партнерских моделей управления инновациями в целях обеспечения устойчивого развития производителя строительных материалов.


Источники:

1. Багхай М., Коули С., Уайт Д. Алхимия роста. Cfin.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.cfin.ru/management/strategy/plan/alchemy.shtml (дата обращения: 15.09.2023).
2. Глушак Н.В. Интерактивная и интегрированная модели развития инноваций // Экономические науки. – 2011. – № 76. – c. 200-204.
3. Инновации в России – неисчерпаемый источник роста. Центр по развитию инноваций McKinsey Innovation Practice. [Электронный ресурс]. URL: https://www.mckinsey.com/~/media/McKinsey/Locations/Europe%20and%20Middle%20East/Russia/Our%20Insights/Innovations%20in%20Russia/Innovations-in-Russia_web_lq-1.ashx (дата обращения: 31.07.2023).
4. Костенко О.В. Модели управления инновационной деятельностью в ржаном комплексе России // Аграрная наука Евро-Северо-Востока. – 2018. – № 2(63). – c. 96-102. – doi: 10.30766/2072-9081.2018.63.2.96-102.
5. Нонака И., Такеучи Х. Компания – создатель знания: Зарождение и развитие инноваций в японских фирмах. - Москва: Олимп-Бизнес, 2003. – 361 c.
6. Рис Э. Бизнес с нуля: Метод Lean Startup для быстрого тестирования идей и выбора бизнес-модели. / Пер. с англ. - Москва: Альпина Паблишер, 2016. – 253 c.
7. Силкина Г.Ю., Шабан А.П. Эволюция подходов к управлению инновациями // Наука и бизнес: пути развития. – 2022. – № 9(135). – c. 138-142.
8. Соколов К.О., Соколова М.И., Стукалов Д.В. Инновационный менеджмент. - Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2021. – 62 c.
9. Тебекина А.А., Тебекин А.В. Эволюция развития моделей инновационного процесса // Вестник Московского университета им. С.Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. – 2015. – № 3(14). – c. 15-20.
10. Янсен Ф. Эпоха инноваций: Как заниматься бизнесом творчески постоянно, а не от случая к случаю. / Пер. с англ. - Москва: ИНФРА-М, 2002. – 307 c.
11. Bamigboye G., Iyinoluwa E.E.D., Nwankwo C., Michaels T., Adeyemi G., Ozuor O. Innovation in Construction Materials-A Review // IOP Conference Series Materials Science and Engineerin. – 2019. – № 1. – p. 012070. – doi: 10.1088/1757-899X/640/1/012070.
12. Chesbrough H., Vanhaverbeke W., West J. Open Innovation: Researching A New Paradigm. - Oxford: Oxford University Press, 2008. – 372 p.
13. Czarnecki L. Sustainable concrete; is nanotechnology the future of concrete polymer composites? // Advanced Materials Research. – 2013. – p. 3-11. – doi: 10.4028/www.scientific.net/AMR.687.3.
14. Czarnecki L., Deja J., Furtak K., Halicka A., Kapliński O., Kaszyńska M., Kruk M., Kuczyński K., Szczechowiak E., Śliwiński J. Ideas shaping innovation challenges of construction technology // Materiały Budowlane. – 2017. – № 7. – p. 28-39. – doi: 10.15199/33.2017.07.09.
15. Czarnecki L., Justnes H. Sustainable & durable concrete // Cement Wapno Beton. – 2012. – № 6. – p. 341-362.
16. Czarnecki L., Van Gemert D.A. Innovation in construction materials engineering versus sustainable development // Bulletin of the Polish Academy of Sciences. Technical Sciences. – 2017. – № 6. – p. 765-771. – doi: 10.1515/bpasts-2017-0083.
17. Kaplinski O. Innovative solution in construction industry. Review of 2016-2018 Events and Trends // Engineering Structures and Technologies. – 2018. – № 1. – p. 27-33. – doi: 10.3846/est.2018.1469.
18. Kline S.J., Rosenberg N. An Overview of Innovation. / The Positive Sum Strategy: Harnessing Technology for Economic Growth. - Washington DC: National Academy Press, 1986. – 275-307 p.
19. Mahajan B. 18 Innovative Construction Materials 2023. Civiconcepts.com. [Электронный ресурс]. URL: https://civiconcepts.com/blog/innovative-construction-materials (дата обращения: 04.09.2023).
20. Rothwell R. Towards the Fifth-generation Innovation Process // International Marketing Review. – 1994. – № 1. – p. 7-31. – doi: 10.1108/02651339410057491.

Страница обновлена: 28.03.2024 в 12:33:33