Экономическое содержание нематериальной сферы

Колесникова Ю.С.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 10 (46), Октябрь 2010

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=15247007
Цитирований: 7 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Автором показана возрастающая роль нематериальной сферы в постиндустриальном обществе. Для реализации системного подхода в изучении нематериальной собственности проведены разграничение понятий и объектов нематериальной сферы и выделены общие и специфические характеристики, им присущие.

Ключевые слова: интеллектуальная собственность, интеллектуальный капитал, нематериальные активы, нематериальная сфера, нематериальная собственность, неидентифицируемая нематериальная собственность, объекты нематериальной собственности



Собственность является фундаментальным понятием экономической науки. Именно ее системообразующая роль говорит о форме государственного устройства и направлении развития экономики. В постиндустриальной экономике в качестве доминанты общественного развития выступают нематериальные ценности, конкурентное преимущество достигается в большинстве развитых стран мира за счет обладания специфической информацией, знаний и творческих решений, а значит нематериальной собственности. В этих условиях очень важно провести работу по систематизации и определению границ между понятиями нематериальной сферы и их содержанием.

Нематериальная сфера и нематериальная собственность

Нематериальную собственность мы характеризуем как отношения по поводу объекта собственности, не имеющего материальной вещественной оболочки, или если стоимость этой оболочки ничтожно мала, но объект собственности обладает потенциальной ценностью или возможностью приносить доход.

Наряду с нематериальной собственностью существует еще более широкое понятие – нематериальная сфера, которую мы определяем, как сферу, в которой ее элементы не имеют форм (материального проявления). Нематериальная сфера включает в себя понятия из экономики (нематериальная собственность), социологии (конфликт), юриспруденции (право) и др.

Нематериальная сфера – это наиболее широкое понятие, включающее все многообразие бестелесных объектов, которые могут и не являться экономическими объектами, что является принципиальным отличием нематериальной сферы и нематериальной собственности, кроме того, объекты нематериальной сферы могут не участвовать в отношениях собственности. Внутреннее содержание экономической сущности нематериальной сферы представлено на рис. 1.

Рис. 1. Внутреннее содержание экономической сущности нематериальной сферы

К примеру, распространенный сегодня такой нематериальный товар, как услуга, не будет являться объектом нематериальной собственности, если его рассматривать за рамками сложившихся вокруг него отношений собственности.

Наиболее широкое понятие в нематериальной сфере – нематериальная собственность, поскольку она включает в себя весь объем нематериальных активов, интеллектуальной собственности и интеллектуального капитала.

Что включает в себя нематериальная собственность

Мы считаем, что нематериальная собственность состоит из 3 групп: нематериальные активы, интеллектуальная собственность и неидентифицируемые объекты нематериальной собственности.

Нематериальные активы – часть нематериальной собственности, признаваемая законодательством и отражаемая в официальной отчетности.

Интеллектуальная собственность – часть нематериальной собственности, признаваемая ею в соответствии с законодательством, но не относящаяся к нематериальным активам, включающая результаты интеллектуальной деятельности, средства индивидуализации и защиту от недобросовестной конкуренции.

Но одновременно с этим, нами было выявлено, что существуют объекты нематериальной сферы, которые нельзя отнести ни к одному из вышеперечисленных понятий, а по своей природе и сущностной характеристики они являются объектами нематериальной собственности, назовем их неидентифицируемые объекты нематериальной собственности. Мы считаем, что есть вещи нематериальной природы, которые не являются логической частью интеллектуального капитала компании (репутация, синергетические эффекты). В частности, Р. Петти и Дж. Гутри считают, что такой вещью является репутация фирмы, которая может быть «сопутствующим продуктом (результатом) разумного использования интеллектуального капитала фирмы, но не является частью ее интеллектуального капитала»1 (см. рис. 2) (1 Petty R., Guthrie J., Intellectual Capital Literature Review. Measurement, reporting and management.//Journal of Intellectual Capital. Vol. 1, Number 2, 2000.)

Рис. 2. Состав нематериальной собственности

Неидентифицируемые объекты нематериальной собственности – это объекты, которые не являются собственностью интеллектуальной и не могут быть отнесены к нематериальным активам по нормам бухгалтерского учета. Сюда войдут все объекты, попадающие под определение нематериальной собственности, но не являющиеся нематериальными активами и интеллектуальной собственностью: синергетические эффекты, лояльность клиентов, часть интеллектуального капитала, система организации фирмы, неофициальные связи и т.п.

Выпадение таких объектов как синергетические эффекты, маркетинговые стратегии, наличие связей, системы управления персоналом приводит к росту упущенных выгод и отсутствию динамики развития нематериальной собственности. В силу мировых тенденций именно нематериальная собственность является ключевым фактором, обеспечивающим прогрессивное развитие в постиндустриальном мире.

Характеристики нематериальной собственности

Мы посчитали необходимым выявить характеристики, присущие нематериальной собственности в целом, а не отдельным ее видам. Существенным отличием нематериальной собственности от нематериальных активов является отсутствие привязки к хозяйственному обороту и бухгалтерскому учету. Нематериальная собственность обладает характеристиками, схожими с нематериальными активами:

1. отсутствие материально-вещественной формы (либо в этой форме не заключается большая полезность);

2. нематериальной собственностью являются право объекта, а не сам этот объект;

3. возможность отделения объекта собственности от другого имущества;

4. способность приносить собственнику экономические выгоды в будущем [1].

Однако, как мы выявили, что характеристики нематериальной собственности поставлены менее жестко, чем для нематериальных активов и других отдельных видов нематериальной собственности, поэтому она включает более широкий спектр объектов. В частности нематериальные активы при одновременном выполнение вышеперечисленных условий также должны: использоваться в течение длительного срока (более 12 месяцев), первоначальная стоимость должна быть достоверно определена, организация имеет право на получение экономических выгод от объекта собственности [1].

Мы считаем целесообразным ввести свое определение объектов нематериальной собственности – это нематериальный продукт, наделенный потенциальной способностью удовлетворять потребности и приносить доход, вокруг которого возникают отношения собственности. Примерами объектов нематериальной собственности могут служить: топологии, деловая репутация, селекционные достижения, хороший менеджмент, товарные знаки, фирменные наименования и многие другие объекты. Таким образом, нематериальная собственность – это право на объект, обладающий следующими характеристиками:

  • бестелесность;
  • потенциальная ценность;
  • потенциальная возможность обеспечить конкурентное преимущество;
  • возможность получения дохода.
  • Выводы

    В постиндустриальной экономике возрастает роль нематериальной сферы, одновременно с этим отношения собственности играют системообразующую роль в обществе, в следствие чего возрастает интерес к различным видам нематериальной собственности: интеллектуальной собственности и капиталу, нематериальным активам. Однако невозможно решить проблемы оценки и коммерциализации нематериальной собственности, недостаточности институциональной базы, рассматривая отдельные части нематериальной собственности и не обращаясь к ее целостному восприятию. Для реализации системного подхода в изучении нематериальной собственности мы провели разграничение понятий и объектов нематериальной сферы и выделили общие и специфические характеристики, присущие им.

    Развитие нематериальной собственности, ее правовая обеспеченность, уровень капитализации будут влиять на макроэкономическое развитие страны в новую постиндустриальную эпоху развития. Это влияние будет только усиливаться и распространятся на все сферы жизни. От нашего отношения к этому ресурсу будет зависеть, как мы будем развиваться в постиндустриальном обществе и какое место нам будет отведено на мировой арене.


    Источники:

    1. ПБУ «Учет нематериальных активов» (ПБУ 14/2007). [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=63465.
    2. Petty R., Guthrie J., Intellectual Capital Literature Review. Measurement, reporting and management // Journal of Intellectual Capital. Vol. 1, Number 2, 2000.

    Страница обновлена: 22.09.2024 в 18:09:20