Влияние параметров развития человеческого капитала на инновационно-цифровую экономику: теоретический обзор
Жиленкова Е.П.1
, Буданова М.В.1
1 Брянский государственный инженерно-технологический университет, Россия, Брянск
Скачать PDF | Загрузок: 43 | Цитирований: 1
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 17, Номер 4 (Апрель 2023)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=53760181
Цитирований: 1 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
В статье представлен теоретический обзор моделей влияния параметров человеческого капитала на экономический рост, выделены особенности и отличия каждого научного исследования, обозначены основные аспекты моделей, представлены экономические последствия развития человеческого капитала для технического прогресса, накопления материального капитала и др.
В работе определена значимость интеграционных аспектов между элементами интеллектуальной составляющей человеческого капитала, сферы развития технологий и социальной сферы в процессе влияния на экономическое развитие, выраженных в логической модели влияния человеческого капитала на развитие экономики.
Представлены выводы из теории экономического роста с учетом непосредственного и опосредованного воздействия параметров человеческого капитала на экономический рост, т. е. отношения между этим производственным фактором и различными измерениями реальной экономики.
Ключевые слова: человеческий капитал, экономический рост, инновационно-цифровая экономика, модель развития, интерспецифические ресурсы, знания
JEL-классификация: E24, J24, O15, O31
Введение. Актуальность исследования влияния параметров развития человеческого капитала усиливается с активизацией процессов технологического усовершенствования и цифровизации экономики. Знания, образование, квалификация, производительные способности человека рассматриваются как элемент богатства общества и факторы развития инновационно-цифровой экономики.
В работах Махошевой С.А., Ивановой З.Ш. [9, с.172-177], Корицкого А.В. [8, с. 60-65] рассмотрены теоретические аспекты сущности некоторых моделей, которые дают возможность характеристики экономического роста исходя из выделения особой значимости в экономике научно-технологического прогресса, исследования Котарского Х. [21, с. 11-69], Яблонского Л. [20, с. 24-86] заключаются в обобщении ценности социального и человеческого капитала в региональном развитии, а в труде М.А.Вереса [23, с. 1-5] приводится оценка моделей развития с учетом значимости таких факторов как человеческий капитал и инновации, при этом разработка вопроса значимости цифровых компетенций является не достаточно значительной.
Учитывая вышесказанное, на первый план выходят вопросы теоретического исследования обоснования наличия зависимости параметров развития человеческого капитала, с акцентом на его интеллектуальную составляющую, в моделях экономического роста, выделение общих и отличительных особенностей моделей разных научных исследований, определение ключевых факторов влияния, что является целью данного исследования. При этом разработка логической модели воздействия факторов прямого и косвенного влияния параметров человеческого капитала на экономический рост с учетом развития цифровых компетенций и применения элементов цифровизации характеризует научную новизну данного исследовании.
Формулировка проблемы. Уровень образования населения, качество рабочей силы, способность к обучению и переобучению, наличие «мягких» компетенций, как компоненты интеллектуальной составляющей при формировании «специального человеческого капитала», «…роль специальных компетенций, связанных с интенсивным использованием…» [3, с. 1427-1443] информационно-коммуникационных технологий, стали в XXI веке важнейшими факторами развития отечественной экономики и ее конкурентоспособности.
Одним из количественных показателей оценки человеческого капитала является показатель доли расходов консолидированного бюджета Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов на образование, который в 2021 году составила 3,6% [14, с. 189] и имеет тенденцию к снижению относительно предыдущего года (рисунок 1). Согласно данным Статистического сборника: Индикаторы образования, 2022 [15, с. 487-494] данный показатель ниже аналогичного по ряду зарубежных стран, например в 2020 г. показатель доли расходов на образования в валом внутреннем продукте Швеции – 7,3%, США – 6,0%, Великобритании – 6,6%, Франции – 5,9%, Германии – 5,3%.
Рисунок 1 – Валовой внутренний продукт РФ и доля расходов на образования [14, с. 49, с.189]
Семионов Е.А. утверждает, что «благодаря теории человеческого капитала удалось преодолеть заблуждение о том, что затраты на образование являются потребительскими расходами, удалось признать их производительную природу, ведь инвестиции в человека обеспечивают значительный долговременный экономический эффект» [7, с.27-41].
Методы, результаты и перспективы исследования. Изменение параметров социально-экономического развития инновационно-цифровой экономики возможно спрогнозировать на основе анализа концепций экономического роста и сформированных на их основе моделей, учитывающих вклад отдельных факторов формирования человеческого капитала в данные преобразования.
Современная неоклассическая теория экономического роста в своей основе имеет работы Г.Беккера [2, с. 49-198], П.М.Ромера [12], С.Ребело [5], которые опираются на результаты исследований Р.Лукаса, Х.Удзавы, Е.Шешинский [3, c.27-32]. В работах данных авторов общей основой является «…определение отдельного сектора научных исследований НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки) или сектора образования. Таким образом, рассматриваются два сектора: 1) производственный сектор 2) сектор НИОКР (или сектор образования), создающий продукт «знания». Накопление запаса знаний в экономике может происходить за счет работы сектора НИОКР (например, через увеличение числа научно-технологических разработок) или сектора образования (посредством увеличения человеческого капитала)» [16, с. 4-20].
Исследования конца XX века, положившие «…начало эндогенному течению исследований экономического роста» [20, с. 81-103] определяют человеческий капитал основой экономического прогресса в будущем, уделяя значительное внимание таким его составляющим, как квалификация, навыки и здоровье.
Агрегированное понятие человеческого капитала наделено чертами совокупных показателей, «…представляющих собой сумму знаний, умений, навыков и интерспецифических ресурсов, присущих личности» [6, с. 73-79], «…дающие характеристики как генетически обусловленными особенностями, так и приобретенными в процессе жизни, воспитания и образования, используемые в производственной деятельности и способствующие « …повышению эффективности жизнедеятельности» [13, с. 69-74].
Вышепредставленное определение человеческого капитала состоит из трех основных составляющих - части, складывающейся за счет генетически обусловленных наследственных характеристик, составляющей, сформированной за счет социальной среды, и приобретенного капитала в результате вложенных инвестиций. Одним из основных элементом человеческого капитала является здоровье [1, с. 286-307], также человеческий капитал тесно взаимосвязан с образованием и процессом непрерывного обучения, переобучения и повышения квалификации. Уровень развития человеческого капитал, в свою очередь, фактически выполняет функцию страховки от безработицы [18, с.135-144].
В.Л.Макаров, О.Г.Голиченко также посвятили свои научные труды изучению воздействию уровня знаний и научного потенциала на экономику, «…исследовав роль инноваций в экономическом развитии» [16, с.4-20]. Трехсекторную модель экономического роста разрабатывали А.Бакси и А.Н.Моисеев, в которой осуществлялся «…одновременный учет человеческого капитала и продукции сектора НИОКР» [16, с.4-20]. К.Эрроу и Е.Шешинский разрабатывали модели, в основе которых был положен механизм, названный «…обучение в процессе производства», в подобных моделях «…открытие любого человека немедленно «растекается» по всей экономике» [4, с.27-32].
В моделях с обучением и переливом знаний исключается направленность уменьшения отдачи от использования человеческого капитала, которой отличаются неоклассические модели. В моделях К.Эрроу [11] было введено понятие обучения с учетом того, что опыт производства способствует повышению выпуска.
П.М.Ромер [12] в трехсекторной модели эндогенного роста указывал на аспект, что накопление человеческого капитала и знаний, аккумулированных сектором НИОКР, являются существенными элементами, влияющими на экономический рост.
Учет фактора влияния параметров человеческого капитала на экономическое развитие стран и регионов подтверждается рядом эмпирических исследований. Модель Мэнкью-Ромера-Вейла отделяет человеческий капитал от физического, ограничивая «…капитал средним школьным образованием и оценкой его уровня прямыми расходами правительства» [10]. Авторы утверждают, что «… уровень образования во многом объясняет различия в ВВП на душу населения между странами» [21, с.11-59]. Модель не рассматривает силу и направленность влияния одного вида капитала на другой, а только лишь указывает, что рост инвестиционных вложений в капитал приводит к положительной отдаче и переходу экономики на новый виток экономического развития.
Важность понятия человеческого капитала как движущей силы экономического развития рассматривалась и в аналитических исследованиях таких ученых как Г.Бадингер, Г.Тондл [8, с.60-65], которые доказали наличие корреляционной зависимости между экономическим ростом и образовательным потенциалом.
Модель А.Н.Моисеева, аналогично модели П.М. Ромера, учитывает взаимодействие трех секторов – производственный сектор, сектор НИОКР и сектор образования, и обозначает важность инновационных технологий в производственном процессе с учетом обязательного роста «…квалификации квалификации рабочей силы» [9, с. 172-177].
Исследования Д.Андриссена опираются на анализ связей между человеческим и социальным капиталом, определяя это пространство как интеллектуальный капитал и признавая знания производственным ресурсом. Данная концепция «…подчеркивает важность во взаимодополняемости факторов производства (капитала развития, социального капитала, человеческого капитала) и необходимости их интеграции в производственном процессе, что является принципиальным условием для получения синергетического эффекта в результате их совместного применения» [22, с. 68-89].
По мнению Дж. Барука «…главенствующая роль человеческого капитала вытекает из того, что он может определять операционные формы других капиталов - люди являются собственниками знаний и превращают их в рыночные ценности» [22, с.68-89].
Бертон А.Вейсборд считал, что «… люди являются фактором, способствующим экономическому росту». Он определял человеческий капитал, как совокупность ресурсов, которые человек использует для роста производительности труда [21, с. 11-59]
Джеймс Хекман [17, с. 73-136] отмечал, что «в отличие от экономики XIX века, основанной на силе мышц и усилиях рабочих, новая экономика основана на квалификации и навыках. Квалификация является бесценным преимуществом работников, позволяя легче адаптироваться к изменениям, приобретать новые знания и творчески мыслить».
Следует учитывать, что эффективность использования классических факторов производства, таких как земля и капитал, напрямую зависит от качества ресурса труд, т.е. от качества управленческого персонала, человеческого и интеллектуального капитала.
Анализ географических, институциональных, культурных и человеческих детерминант экономического развития, изучение производительности труда на предприятиях разных стран свидетельствует о значительном влиянии человеческого капитала на экономический рост [19, с.1-40 ].
Как видно из вышеизложенного, то многие исследователи рассматривают запас знаний и человеческий капитал как основные факторы экономического роста, но в современных исследованиях существует мнение, что взаимосвязь между параметрами человеческого капитала и экономическим ростом выходят за рамки признания «…прямого воздействия человеческого капитала на экономический рост» [20, с. 81-103], уделяя внимание влиянию этапа экономического развития на процесс накопления человеческого капитала с учетом эффекта конвергенции.
Концепции анализа влияния интеллектуального капитала на экономическое развитие фиксируют внимание на значимости «…интеграции процессов развития сферы технологий (структурного капитала), сферы знаний (человеческого капитала) и социальной сферы (социального капитала)» с целью получения долгосрочного экономического эффекта [22, с. 68-89].
Логическая модель влияния элементов человеческого капитала на развитие экономики представлена на рисунке 2.
Рисунок 2 - Логическая модель влияния человеческого капитала на развитие экономики (составлено авторами)
Данная логическая модель, учитывая процессы эндогенного развития с учетом создания и выработки оригинальных решений, иллюстрирует непосредственное влияние на развитие инновационно-цифровой экономики таких направлений как инвестиционная деятельность, накопление опыта и выработка новых знаний и трансфер технологий, а также косвенное воздействие осуществляется за счет сфер здравоохранения, культуры и искусства. Процессы интеграции создания новых знаний и внедрения инноваций, представленные в данной модели, являются «…ключевыми аспектами, характеризующими человеческий капитал» [23, с. 15-107], при этом человек является центральным элементом «…процесса обучения… и процесса развития через систему образования, рынок труда, обучения на практике и взаимодействия в инновационном процессе» [23, с. 15-107]. Совершенствование знаний, умений, навыков, способностей и других элементов человеческого капитала представлено в непосредственной взаимосвязи с инвестициями, что в совокупности становится инновационным фактором, «…определяющим уровень усвоения…» новых «…технических решений» [23, с.15-107].
Заключение. Достигнутый прогресс и социально-экономическое развитие конца XX и начала XXI века существенно повлияли на изменения в процессах расположения мировых и региональных научно-инновационных центров, отразились на структуре и установках формирования человеческого капитала.
Ускоренные темпы цифровизации экономики привели к признанию категории человеческого капитала как «…жизненно важной детерминанты экономического развития» [20, с. 81-103]. Важным элементом формирования конкурентных преимуществ стран и регионов в условиях цифровой экономики становятся люди, их знания, творчество и способность превращать ресурсы в инновации, новые идеи, товары и услуги.
Источники:
2. Беккер Г.С. Человеческое поведение. Экономический подход. / Перев.с анг. - М.: ГУ ВШЭ, 2003. – 645 c.
3. Васина В.Н., Черненко И.М. Цифровой человеческий капитал на российском рынке труда: роль интернета и компьютерных компетенций в формировании заработной платы // Экономика труда. – 2021. – № 12. – c. 1427-1444. – doi: 10.18334/et.8.12.113908.
4. Волкова Ю.А., Головинов О.Н. Инновации и инновационная деятельность региона // Финансы, учет. Банки. – 2018. – № 3. – c. 27-32.
5. Двухсекторные модели эндогенного роста. [Электронный ресурс]. URL: https://helpiks.org/8-86471.html (дата обращения: 9.03.2023).
6. Жиленкова Е.П., Шеватурина Я.В. Концепция развития понятия человеческого капитала: исторические аспекты основных положений и системный анализ // Региональные проблемы преобразования экономики. – 2018. – № 2. – c. 73-79.
7. Корицкий А.В. Кому приносят выгоды расходы на образование в России? // Вопросы инновационной экономики. – 2011. – № 7. – c. 27-41.
8. Корицкий А.В. Опыт оценки влияния накопления человеческого капитала на экономический рост в регионах Европы // Креативная экономика. – 2008. – № 2. – c. 60-65.
9. Махошева С.А., Иванова З.Ш. Теоретико-методологические основы экономико-математического моделирования влияния научно-технологического прогресса на экономический рост // Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. – 2016. – № 6. – c. 172-177.
10. Модель Мэнкью-Ромера-Вейла. [Электронный ресурс]. URL: https://spravochnick.ru/ekonomika/model_menkyu_romera_veyla/ (дата обращения: 7.02.2023).
11. Модели с обучением и переливом знаний. [Электронный ресурс]. URL: https://infopedia.su/13x874d.html (дата обращения: 9.03.2023).
12. Модель обучения в процессе деятельности. [Электронный ресурс]. URL: https://руни.рф/index.php/Модель_обучения_в_процессе_деятельности (дата обращения: 9.03.2023).
13. Николаев А.Е., Дейнека О.С. Возможные поведенческие инновации в повышении эффективности жизнедеятельности населения моногородов // Психология в экономике и управлении. – 2010. – № 2. – c. 69-74.
14. Российский статистический ежегодник. 2022. / Стат. сб. - М., 2022. – 691 c.
15. Статистический сборник. Индикаторы образования. 2022. [Электронный ресурс]. URL: https://issek.hse.ru/news/557242573.html (дата обращения: 15.02.2023).
16. Стрельченя Е.И. Развитие интеллектуального ресурса как фактора экономического роста Республики Беларусь. / Автор. дис…. канд.экон.наук: БГУ. - Минск, 2018. – 23 c.
17. Хекман Дж. Политика стимулирования человеческого капитала // Вопросы образования. – 2011. – № 3. – c. 73-138.
18. Чепмен П.Г. Экономика обучения. [Электронный ресурс]. URL: https://archive.org/details/economicsoftrain0000chap (дата обращения: 15.02.2023).
19. Gennaioli Nicola, Rafael La Porta, Florencio Lopez-de-Silanes, Andrei Shleifer Human Capital and Regional Development. [Электронный ресурс]. URL: https://econ-papers.upf.edu/papers/1286.pdf (дата обращения: 15.02.2023).
20. Jabłoński L. Kapitał Ludzki w wybranych modelach wzrostu człowieka // Gospodarka Narodowa. – 2011. – № 1-2. – p. 81- 103.
21. Kotarski Hubert Kapitał ludzki i kapitał społeczny a rozwój woje-wództwa podkarpackiego. - Wydawnictwo Uniwersytetu Rzeszowskiego: Rzeszów, 2013. – 249 p.
22. Małgorzata Wosiek Integrowanie rozwoju kapitału ludzkiego i kapitału społecznego jako wyzwanie polskiej gospodarki // Ekonomia xxi wieku economics of the 21st century 1(5). 2015. – p. 68-89.
23. Marzenna Anna Weresa Kapitał ludzki i innowacyjność jako czynniki długookresowych przewag konkurencyjnych w handlu międzynarodowym. [Электронный ресурс]. URL: https://www.researchgate.net/publication/276869217_Kapital_ludzki_i_innowacyjnosc_jako_czynniki_dlugookresowych_przewag_konkurencyjnych_w_handlu_miedzynarodowym_Wnioski_dla_Polski (дата обращения: 15.02.2023).
Страница обновлена: 07.07.2025 в 17:49:08
Download PDF | Downloads: 43 | Citations: 1
The impact of human capital development parameters on the innovation and digital economy: a theoretical overview
Zhilenkova E.P., Budanova M.V.Journal paper
Creative Economy (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 17, Number 4 (April 2023)
Abstract:
The article presents a theoretical review of models of the impact of human capital parameters on economic growth. The features and differences of each scientific research are highlighted. The main aspects of the models are outlined. The economic consequences of human capital development for technological progress, accumulation of material capital, etc. are presented.
The significance of integration aspects between the elements of the intellectual component of human capital, technology development sphere and social sphere in the process of influencing economic development, expressed in the logical model of the impact of human capital on economic development, is determined.
Conclusions from the theory of economic growth are presented.
The direct and indirect impact of human capital parameters on economic growth is taken into account. That is, the connection between this factor of production and various dimensions of the real economy is considered.
Keywords: human capital, economic growth, innovation and digital economy, development model, interspecific resources, knowledge
JEL-classification: E24, J24, O15, O31

Россия, Брянск