Влияние параметров развития человеческого капитала на инновационно-цифровую экономику: теоретический обзор
Жиленкова Е.П.1, Буданова М.В.1
1 Брянский государственный инженерно-технологический университет, Россия, Брянск
Скачать PDF | Загрузок: 16 | Цитирований: 1
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 17, Номер 4 (Апрель 2023)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=53760181
Цитирований: 1 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
В статье представлен теоретический обзор моделей влияния параметров человеческого капитала на экономический рост, выделены особенности и отличия каждого научного исследования, обозначены основные аспекты моделей, представлены экономические последствия развития человеческого капитала для технического прогресса, накопления материального капитала и др.
В работе определена значимость интеграционных аспектов между элементами интеллектуальной составляющей человеческого капитала, сферы развития технологий и социальной сферы в процессе влияния на экономическое развитие, выраженных в логической модели влияния человеческого капитала на развитие экономики.
Представлены выводы из теории экономического роста с учетом непосредственного и опосредованного воздействия параметров человеческого капитала на экономический рост, т. е. отношения между этим производственным фактором и различными измерениями реальной экономики.
Ключевые слова: человеческий капитал, экономический рост, инновационно-цифровая экономика, модель развития, интерспецифические ресурсы, знания
JEL-классификация: E24, J24, O15, O31
Введение. Актуальность исследования влияния параметров развития человеческого капитала усиливается с активизацией процессов технологического усовершенствования и цифровизации экономики. Знания, образование, квалификация, производительные способности человека рассматриваются как элемент богатства общества и факторы развития инновационно-цифровой экономики.
В работах Махошевой С.А., Ивановой З.Ш. [9, с.172-177], Корицкого А.В. [8, с. 60-65] рассмотрены теоретические аспекты сущности некоторых моделей, которые дают возможность характеристики экономического роста исходя из выделения особой значимости в экономике научно-технологического прогресса, исследования Котарского Х. [21, с. 11-69], Яблонского Л. [20, с. 24-86] заключаются в обобщении ценности социального и человеческого капитала в региональном развитии, а в труде М.А.Вереса [23, с. 1-5] приводится оценка моделей развития с учетом значимости таких факторов как человеческий капитал и инновации, при этом разработка вопроса значимости цифровых компетенций является не достаточно значительной.
Учитывая вышесказанное, на первый план выходят вопросы теоретического исследования обоснования наличия зависимости параметров развития человеческого капитала, с акцентом на его интеллектуальную составляющую, в моделях экономического роста, выделение общих и отличительных особенностей моделей разных научных исследований, определение ключевых факторов влияния, что является целью данного исследования. При этом разработка логической модели воздействия факторов прямого и косвенного влияния параметров человеческого капитала на экономический рост с учетом развития цифровых компетенций и применения элементов цифровизации характеризует научную новизну данного исследовании.
Формулировка проблемы. Уровень образования населения, качество рабочей силы, способность к обучению и переобучению, наличие «мягких» компетенций, как компоненты интеллектуальной составляющей при формировании «специального человеческого капитала», «…роль специальных компетенций, связанных с интенсивным использованием…» [3, с. 1427-1443] информационно-коммуникационных технологий, стали в XXI веке важнейшими факторами развития отечественной экономики и ее конкурентоспособности.
Одним из количественных показателей оценки человеческого капитала является показатель доли расходов консолидированного бюджета Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов на образование, который в 2021 году составила 3,6% [14, с. 189] и имеет тенденцию к снижению относительно предыдущего года (рисунок 1). Согласно данным Статистического сборника: Индикаторы образования, 2022 [15, с. 487-494] данный показатель ниже аналогичного по ряду зарубежных стран, например в 2020 г. показатель доли расходов на образования в валом внутреннем продукте Швеции – 7,3%, США – 6,0%, Великобритании – 6,6%, Франции – 5,9%, Германии – 5,3%.
Рисунок 1 – Валовой внутренний продукт РФ и доля расходов на образования [14, с. 49, с.189]
Семионов Е.А. утверждает, что «благодаря теории человеческого капитала удалось преодолеть заблуждение о том, что затраты на образование являются потребительскими расходами, удалось признать их производительную природу, ведь инвестиции в человека обеспечивают значительный долговременный экономический эффект» [7, с.27-41].
Методы, результаты и перспективы исследования. Изменение параметров социально-экономического развития инновационно-цифровой экономики возможно спрогнозировать на основе анализа концепций экономического роста и сформированных на их основе моделей, учитывающих вклад отдельных факторов формирования человеческого капитала в данные преобразования.
Современная неоклассическая теория экономического роста в своей основе имеет работы Г.Беккера [2, с. 49-198], П.М.Ромера [12], С.Ребело [5], которые опираются на результаты исследований Р.Лукаса, Х.Удзавы, Е.Шешинский [3, c.27-32]. В работах данных авторов общей основой является «…определение отдельного сектора научных исследований НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки) или сектора образования. Таким образом, рассматриваются два сектора: 1) производственный сектор 2) сектор НИОКР (или сектор образования), создающий продукт «знания». Накопление запаса знаний в экономике может происходить за счет работы сектора НИОКР (например, через увеличение числа научно-технологических разработок) или сектора образования (посредством увеличения человеческого капитала)» [16, с. 4-20].
Исследования конца XX века, положившие «…начало эндогенному течению исследований экономического роста» [20, с. 81-103] определяют человеческий капитал основой экономического прогресса в будущем, уделяя значительное внимание таким его составляющим, как квалификация, навыки и здоровье.
Агрегированное понятие человеческого капитала наделено чертами совокупных показателей, «…представляющих собой сумму знаний, умений, навыков и интерспецифических ресурсов, присущих личности» [6, с. 73-79], «…дающие характеристики как генетически обусловленными особенностями, так и приобретенными в процессе жизни, воспитания и образования, используемые в производственной деятельности и способствующие « …повышению эффективности жизнедеятельности» [13, с. 69-74].
Вышепредставленное определение человеческого капитала состоит из трех основных составляющих - части, складывающейся за счет генетически обусловленных наследственных характеристик, составляющей, сформированной за счет социальной среды, и приобретенного капитала в результате вложенных инвестиций. Одним из основных элементом человеческого капитала является здоровье [1, с. 286-307], также человеческий капитал тесно взаимосвязан с образованием и процессом непрерывного обучения, переобучения и повышения квалификации. Уровень развития человеческого капитал, в свою очередь, фактически выполняет функцию страховки от безработицы [18, с.135-144].
В.Л.Макаров, О.Г.Голиченко также посвятили свои научные труды изучению воздействию уровня знаний и научного потенциала на экономику, «…исследовав роль инноваций в экономическом развитии» [16, с.4-20]. Трехсекторную модель экономического роста разрабатывали А.Бакси и А.Н.Моисеев, в которой осуществлялся «…одновременный учет человеческого капитала и продукции сектора НИОКР» [16, с.4-20]. К.Эрроу и Е.Шешинский разрабатывали модели, в основе которых был положен механизм, названный «…обучение в процессе производства», в подобных моделях «…открытие любого человека немедленно «растекается» по всей экономике» [4, с.27-32].
В моделях с обучением и переливом знаний исключается направленность уменьшения отдачи от использования человеческого капитала, которой отличаются неоклассические модели. В моделях К.Эрроу [11] было введено понятие обучения с учетом того, что опыт производства способствует повышению выпуска.
П.М.Ромер [12] в трехсекторной модели эндогенного роста указывал на аспект, что накопление человеческого капитала и знаний, аккумулированных сектором НИОКР, являются существенными элементами, влияющими на экономический рост.
Учет фактора влияния параметров человеческого капитала на экономическое развитие стран и регионов подтверждается рядом эмпирических исследований. Модель Мэнкью-Ромера-Вейла отделяет человеческий капитал от физического, ограничивая «…капитал средним школьным образованием и оценкой его уровня прямыми расходами правительства» [10]. Авторы утверждают, что «… уровень образования во многом объясняет различия в ВВП на душу населения между странами» [21, с.11-59]. Модель не рассматривает силу и направленность влияния одного вида капитала на другой, а только лишь указывает, что рост инвестиционных вложений в капитал приводит к положительной отдаче и переходу экономики на новый виток экономического развития.
Важность понятия человеческого капитала как движущей силы экономического развития рассматривалась и в аналитических исследованиях таких ученых как Г.Бадингер, Г.Тондл [8, с.60-65], которые доказали наличие корреляционной зависимости между экономическим ростом и образовательным потенциалом.
Модель А.Н.Моисеева, аналогично модели П.М. Ромера, учитывает взаимодействие трех секторов – производственный сектор, сектор НИОКР и сектор образования, и обозначает важность инновационных технологий в производственном процессе с учетом обязательного роста «…квалификации квалификации рабочей силы» [9, с. 172-177].
Исследования Д.Андриссена опираются на анализ связей между человеческим и социальным капиталом, определяя это пространство как интеллектуальный капитал и признавая знания производственным ресурсом. Данная концепция «…подчеркивает важность во взаимодополняемости факторов производства (капитала развития, социального капитала, человеческого капитала) и необходимости их интеграции в производственном процессе, что является принципиальным условием для получения синергетического эффекта в результате их совместного применения» [22, с. 68-89].
По мнению Дж. Барука «…главенствующая роль человеческого капитала вытекает из того, что он может определять операционные формы других капиталов - люди являются собственниками знаний и превращают их в рыночные ценности» [22, с.68-89].
Бертон А.Вейсборд считал, что «… люди являются фактором, способствующим экономическому росту». Он определял человеческий капитал, как совокупность ресурсов, которые человек использует для роста производительности труда [21, с. 11-59]
Джеймс Хекман [17, с. 73-136] отмечал, что «в отличие от экономики XIX века, основанной на силе мышц и усилиях рабочих, новая экономика основана на квалификации и навыках. Квалификация является бесценным преимуществом работников, позволяя легче адаптироваться к изменениям, приобретать новые знания и творчески мыслить».
Следует учитывать, что эффективность использования классических факторов производства, таких как земля и капитал, напрямую зависит от качества ресурса труд, т.е. от качества управленческого персонала, человеческого и интеллектуального капитала.
Анализ географических, институциональных, культурных и человеческих детерминант экономического развития, изучение производительности труда на предприятиях разных стран свидетельствует о значительном влиянии человеческого капитала на экономический рост [19, с.1-40 ].
Как видно из вышеизложенного, то многие исследователи рассматривают запас знаний и человеческий капитал как основные факторы экономического роста, но в современных исследованиях существует мнение, что взаимосвязь между параметрами человеческого капитала и экономическим ростом выходят за рамки признания «…прямого воздействия человеческого капитала на экономический рост» [20, с. 81-103], уделяя внимание влиянию этапа экономического развития на процесс накопления человеческого капитала с учетом эффекта конвергенции.
Концепции анализа влияния интеллектуального капитала на экономическое развитие фиксируют внимание на значимости «…интеграции процессов развития сферы технологий (структурного капитала), сферы знаний (человеческого капитала) и социальной сферы (социального капитала)» с целью получения долгосрочного экономического эффекта [22, с. 68-89].
Логическая модель влияния элементов человеческого капитала на развитие экономики представлена на рисунке 2.
Рисунок 2 - Логическая модель влияния человеческого капитала на развитие экономики (составлено авторами)
Данная логическая модель, учитывая процессы эндогенного развития с учетом создания и выработки оригинальных решений, иллюстрирует непосредственное влияние на развитие инновационно-цифровой экономики таких направлений как инвестиционная деятельность, накопление опыта и выработка новых знаний и трансфер технологий, а также косвенное воздействие осуществляется за счет сфер здравоохранения, культуры и искусства. Процессы интеграции создания новых знаний и внедрения инноваций, представленные в данной модели, являются «…ключевыми аспектами, характеризующими человеческий капитал» [23, с. 15-107], при этом человек является центральным элементом «…процесса обучения… и процесса развития через систему образования, рынок труда, обучения на практике и взаимодействия в инновационном процессе» [23, с. 15-107]. Совершенствование знаний, умений, навыков, способностей и других элементов человеческого капитала представлено в непосредственной взаимосвязи с инвестициями, что в совокупности становится инновационным фактором, «…определяющим уровень усвоения…» новых «…технических решений» [23, с.15-107].
Заключение. Достигнутый прогресс и социально-экономическое развитие конца XX и начала XXI века существенно повлияли на изменения в процессах расположения мировых и региональных научно-инновационных центров, отразились на структуре и установках формирования человеческого капитала.
Ускоренные темпы цифровизации экономики привели к признанию категории человеческого капитала как «…жизненно важной детерминанты экономического развития» [20, с. 81-103]. Важным элементом формирования конкурентных преимуществ стран и регионов в условиях цифровой экономики становятся люди, их знания, творчество и способность превращать ресурсы в инновации, новые идеи, товары и услуги.
Источники:
2. Беккер Г.С. Человеческое поведение. Экономический подход. / Перев.с анг. - М.: ГУ ВШЭ, 2003. – 645 c.
3. Васина В.Н., Черненко И.М. Цифровой человеческий капитал на российском рынке труда: роль интернета и компьютерных компетенций в формировании заработной платы // Экономика труда. – 2021. – № 12. – c. 1427-1444. – doi: 10.18334/et.8.12.113908.
4. Волкова Ю.А., Головинов О.Н. Инновации и инновационная деятельность региона // Финансы, учет. Банки. – 2018. – № 3. – c. 27-32.
5. Двухсекторные модели эндогенного роста. [Электронный ресурс]. URL: https://helpiks.org/8-86471.html (дата обращения: 9.03.2023).
6. Жиленкова Е.П., Шеватурина Я.В. Концепция развития понятия человеческого капитала: исторические аспекты основных положений и системный анализ // Региональные проблемы преобразования экономики. – 2018. – № 2. – c. 73-79.
7. Корицкий А.В. Кому приносят выгоды расходы на образование в России? // Вопросы инновационной экономики. – 2011. – № 7. – c. 27-41.
8. Корицкий А.В. Опыт оценки влияния накопления человеческого капитала на экономический рост в регионах Европы // Креативная экономика. – 2008. – № 2. – c. 60-65.
9. Махошева С.А., Иванова З.Ш. Теоретико-методологические основы экономико-математического моделирования влияния научно-технологического прогресса на экономический рост // Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. – 2016. – № 6. – c. 172-177.
10. Модель Мэнкью-Ромера-Вейла. [Электронный ресурс]. URL: https://spravochnick.ru/ekonomika/model_menkyu_romera_veyla/ (дата обращения: 7.02.2023).
11. Модели с обучением и переливом знаний. [Электронный ресурс]. URL: https://infopedia.su/13x874d.html (дата обращения: 9.03.2023).
12. Модель обучения в процессе деятельности. [Электронный ресурс]. URL: https://руни.рф/index.php/Модель_обучения_в_процессе_деятельности (дата обращения: 9.03.2023).
13. Николаев А.Е., Дейнека О.С. Возможные поведенческие инновации в повышении эффективности жизнедеятельности населения моногородов // Психология в экономике и управлении. – 2010. – № 2. – c. 69-74.
14. Российский статистический ежегодник. 2022. / Стат. сб. - М., 2022. – 691 c.
15. Статистический сборник. Индикаторы образования. 2022. [Электронный ресурс]. URL: https://issek.hse.ru/news/557242573.html (дата обращения: 15.02.2023).
16. Стрельченя Е.И. Развитие интеллектуального ресурса как фактора экономического роста Республики Беларусь. / Автор. дис…. канд.экон.наук: БГУ. - Минск, 2018. – 23 c.
17. Хекман Дж. Политика стимулирования человеческого капитала // Вопросы образования. – 2011. – № 3. – c. 73-138.
18. Чепмен П.Г. Экономика обучения. [Электронный ресурс]. URL: https://archive.org/details/economicsoftrain0000chap (дата обращения: 15.02.2023).
19. Gennaioli Nicola, Rafael La Porta, Florencio Lopez-de-Silanes, Andrei Shleifer Human Capital and Regional Development. [Электронный ресурс]. URL: https://econ-papers.upf.edu/papers/1286.pdf (дата обращения: 15.02.2023).
20. Jabłoński L. Kapitał Ludzki w wybranych modelach wzrostu człowieka // Gospodarka Narodowa. – 2011. – № 1-2. – p. 81- 103.
21. Kotarski Hubert Kapitał ludzki i kapitał społeczny a rozwój woje-wództwa podkarpackiego. - Wydawnictwo Uniwersytetu Rzeszowskiego: Rzeszów, 2013. – 249 p.
22. Małgorzata Wosiek Integrowanie rozwoju kapitału ludzkiego i kapitału społecznego jako wyzwanie polskiej gospodarki // Ekonomia xxi wieku economics of the 21st century 1(5). 2015. – p. 68-89.
23. Marzenna Anna Weresa Kapitał ludzki i innowacyjność jako czynniki długookresowych przewag konkurencyjnych w handlu międzynarodowym. [Электронный ресурс]. URL: https://www.researchgate.net/publication/276869217_Kapital_ludzki_i_innowacyjnosc_jako_czynniki_dlugookresowych_przewag_konkurencyjnych_w_handlu_miedzynarodowym_Wnioski_dla_Polski (дата обращения: 15.02.2023).
Страница обновлена: 28.11.2024 в 09:53:13