Анализ особенностей структуры расходов республиканского бюджета Мордовии по подразделу «культура»
Скачать PDF | Загрузок: 8 | Цитирований: 1
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
№ 8 (92), Август 2014
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=30103976
Цитирований: 1 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
Представлена структура расходов республиканского бюджета Мордовии на культуру в 2010–2015 гг. Оценки произведены с использованием программно-целевого метода, а также функционально-структурного, абст-рактно-логического, экономико-статистического методов, метода сравнения, системного анализа. Резуль-таты исследования могут быть использованы в перспективе расходов на региональную культуру.
Ключевые слова: инновации, финансирование, инфраструктура, социальная политика, кластеры, управление регионом, структура расходов, расходы на культуру, точки экстремума
В период социально-экономических преобразований основной целью политики государства в сфере культуры является сохранение культурного наследия народов России, сложившейся ранее системы институтов культурной жизни страны. Повышение темпов экономического развития, структурные изменения в экономике, вызванные переходом к инновационному типу развития, требуют и качественно нового подхода к развитию библиотечного, музейного, выставочного дела, киноотрасли, концертной и театральной деятельности, традиционной народной культуры, сохранению и популяризации объектов культурного наследия, а также образования в сфере культуры и искусства.
В то же время задачи, стоящие перед учреждениями культуры и искусства, не решаются в полном объеме.
В точке отсчета
Недостаточное финансирование крупнейших проектов в области профессионального музыкального и театрального искусства увеличивает разрыв между культурными потребностями населения Мордовии и возможностями их удовлетворения [7].
Расходы на культуру являются основным направлением расходов раздела «культура, кинематография, средства массовой информации». Из табл. 1 видно, что расходы на культуру сокращаются. Если в 2010 г. таковые составили 1114,9 млн руб., то в 2013 г. аналогичный показатель снизился до значения 350,2 млн руб., а в 2015 г. указанный показатель планируется в объеме 396,3 млн руб.
Точки экстремума прослеживаются по следующим целевым статьям: точка максимума в 2010 г. по статье «федеральные целевые программы» (757,3 млн руб.), точки минимума по статьям «федеральные целевые программы» в 2012–2015 гг., «бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства, не включенные в целевые программы» в 2013 г., «мероприятия в сфере культуры, кинематографии и средств массовой информации» в 2013–2015 гг., «межбюджетные трансферты» в 2010 и 2012 гг., «мероприятия, связанные с подготовкой и проведением празднования 1000-летия единения мордовского народа с народами Российского государства» в 2010, 2011, 2013–2015 гг. (0,0 млн руб.).
Подобные тенденции отражают специфику программно-целевого метода, сущность которого раскрывается его трактовкой в экономической литературе как метода выбора главного звена, не перманентное стабильное финансирование, а финансирование точечное, инъекционное, а также событийным характером многих культурных мероприятий, реализуемых не регулярно, а с привязкой к какой-либо определенной дате, которая может праздноваться, например, раз в 1000 лет. Этим объясняется разовость финансирования на протяжении исследуемого периода, например, мероприятий, связанных с подготовкой и проведением празднования единения мордовского народа с народами Российского государства.
Таблица 1
Расходы республиканского бюджета Мордовии за 2010–2015 гг. по подразделу «культура», млн. руб. [1, 2, 3, 4, 5, 6]
Наименование
|
2010
|
2011
|
2012
|
2013
|
2014
|
2015
|
факт
|
факт
|
факт
|
план
|
план
|
план
| |
ВСЕГО
|
34252,1
|
37689,5
|
39205,6
|
25599,4
|
25845,3
|
27308,9
|
Культура, кинематография, средства массовой информации
|
1278,7
|
1228,9
|
1899,2
|
398,3
|
437,4
|
424,0
|
Культура
|
1114,9
|
1086,4
|
1819,9
|
350,2
|
410,6
|
396,3
|
Федеральные целевые программы
|
757,3
|
190,0
|
0,0
|
0,0
|
0,0
|
0,0
|
Бюджетные инвестиции в объекты капитального
строительства, не включенные в целевые программы
|
120,0
|
237,8
|
717,0
|
0,0
|
98,8
|
56,0
|
Дворцы и дома культуры, другие учреждения культуры и
средств массовой информации
|
6,6
|
8,4
|
367,2
|
32,7
|
24,8
|
24,7
|
Музеи и постоянные выставки
|
32,1
|
34,2
|
34,8
|
37,0
|
39,2
|
42,0
|
Библиотеки
|
34,1
|
46,1
|
40,8
|
45,5
|
48,3
|
51,3
|
Театры, цирки, концертные и другие организации
исполнительских искусств
|
122,0
|
163,3
|
172,2
|
183,5
|
194,5
|
208,8
|
Мероприятия в сфере культуры, кинематографии и
средств массовой информации
|
16,4
|
35,6
|
1,2
|
0,0
|
0,0
|
0,0
|
Межбюджетные трансферты
|
0,0
|
12,9
|
0,0
|
3,2
|
3,2
|
3,2
|
Региональные целевые программы
|
26,4
|
357,4
|
431,6
|
48,2
|
1,7
|
10,3
|
Мероприятия,
связанные с подготовкой и проведением празднования 1000-летия единения
мордовского народа с народами Российского государства
|
0,0
|
0,0
|
55,0
|
0,0
|
0,0
|
0,0
|
Удельный вес расходов республиканского бюджета Мордовии по подразделу «культура» в общей сумме расходов республиканского бюджета в 2010–2015 гг. представлен в табл. 2.
Таблица 2
Удельный вес расходов республиканского бюджета Мордовии по подразделу «культура» в общей сумме расходов республиканского бюджета в 2010–2015 гг. [1, 2, 3, 4, 5, 6], %
Наименование
|
2010
|
2011
|
2012
|
2013
|
2014
|
2015
|
факт
|
факт
|
факт
|
план
|
план
|
план
| |
ВСЕГО
|
100,0
|
100,0
|
100,0
|
100,0
|
100,0
|
100,0
|
Культура, кинематография, средства массовой информации
|
3,7
|
3,3
|
4,8
|
1,6
|
1,7
|
1,6
|
Культура
|
3,3
|
2,9
|
4,6
|
1,4
|
1,6
|
1,5
|
К сожалению, приходится констатировать тот факт, что объемы финансирования культурной деятельности в регионе сокращаются. Так, если в 2010 г. удельный вес расходов на «культуру, кинематографию, средства массовой информации» составлял 3,7%, то в 2013 г. – 1,6%. Указанная пропорция прослеживается и по подразделу «культура»: 3,3 и 1,4%% соответственно.
Остатка недостаточно
Ситуация в сфере финансирования культуры усугубляется и тем, что плановые показатели 2014, 2015 гг. констатируют тот факт, что расходы на культуру останутся на уровне 2013 г. Между тем, в настоящее время из 1162 учреждений культуры требуют капитального ремонта 302,52 находятся в аварийном состоянии [8].
Причина сложившейся ситуации прежде всего в том, что в 2011 г. прекратилось финансирование культурной деятельности региона по каналам федеральных целевых программ, а финансировавшиеся в 2012 г. мероприятия, связанные с подготовкой и проведением празднования 1000-летия единения мордовского народа с народами Российского государства, носили разовый характер (см. табл. 3).
Таблица 3
Структура расходов республиканского бюджета Мордовии по подразделу «культура» в 2010–2015 гг., [1, 2, 3, 4, 5, 6], %
Наименование
|
2010
|
2011
|
2012
|
2013
|
2014
|
2015
|
факт
|
факт
|
факт
|
план
|
план
|
план
| |
Культура
|
100,0
|
100,0
|
100,0
|
100,0
|
100,0
|
100,0
|
Федеральные целевые программы
|
67,9
|
17,5
|
0,0
|
0,0
|
0,0
|
0,0
|
Бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства,
не включенные в целевые программы
|
10,8
|
21,9
|
39,4
|
0,0
|
24,1
|
14,1
|
Дворцы и дома культуры, другие учреждения культуры и
средств массовой информации
|
0,6
|
0,8
|
20,2
|
9,3
|
6,0
|
6,2
|
Музеи и постоянные выставки
|
2,9
|
3,1
|
1,9
|
10,6
|
9,5
|
10,6
|
Библиотеки
|
3,1
|
4,2
|
2,2
|
13,0
|
11,8
|
12,9
|
Театры, цирки, концертные и другие организации исполнительских
искусств
|
10,9
|
15,0
|
9,5
|
52,4
|
47,4
|
52,7
|
Мероприятия в сфере культуры, кинематографии и
средств массовой информации
|
1,5
|
3,3
|
0,1
|
0,0
|
0,0
|
0,0
|
Межбюджетные трансферты
|
0,0
|
1,2
|
0,0
|
0,9
|
0,8
|
0,8
|
Региональные целевые программы
|
2,4
|
32,9
|
23,7
|
13,8
|
0,4
|
2,6
|
Мероприятия,
связанные с подготовкой и проведением празднования 1000-летия единения мордовского
народа с народами Российского государства
|
0,0
|
0,0
|
3,0
|
0,0
|
0,0
|
0,0
|
Культуру в массы!
В Мордовии действует одна концертная организация – Мордовская государственная филармония. Пять самостоятельных республиканских концертных коллективов: Мордовский государственный ансамбль песни и танца «Умарина», Государственный камерный хор, театр песни «Росичи», джазовый оркестр «Биг-бенд «Саранск»», фольклорный ансамбль «Торама».
На 01.01.2013 работали Республиканский Дом народного творчества, Поволжский центр национальных культур, 535 клубных учреждений, из них: 12 передвижных автоклубов, 6 клубных учреждений городского округа Саранск. Созданы и работают 2960 клубных формирований, в которых занимаются 30109 человек, 2392 разножанровых коллектива самодеятельного народного творчества, в которых занимаются 23493 человека, из них: 248 – хоровых, 321 – хореографический, 213 – театральных, 373 – фольклорных и т.д., 483 клуба и объединения по интересам, в которых занимаются 5745 человек [8].
Функционируют два государственных музея: Мордовский республиканский музей изобразительных искусств им. С.Д. Эрьзи с 3 филиалами и Мордовский республиканский объединенный краеведческий музей им И.Д. Воронина с 9 филиалами. Государственные и муниципальные музеи размещены в 27 зданиях, из них специально построенных – 2 (Мордовский республиканский музей изобразительных искусств им. С.Д. Эрьзи, Мемориальный музей военного и трудового подвига 1941–1945 гг. городского округа Саранск) [8].
Указанные музеи являются бюджетными учреждениями, выполняющими свои функции на основании государственного задания, и в 2013 г. полностью финансировались за счет субсидий бюджетным учреждениям на финансовое обеспечение государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ).
На 01.01.2013 в Мордовии насчитывалось 538 библиотек системы Министерства культуры, из них 471 находится в сельской местности, 4 библиотеки республиканского значения [8]. По сравнению с 2011 г. сеть библиотек осталась без изменений. Библиотеки республиканского уровня: Национальная библиотека им. А.С. Пушкина, Мордовская республиканская детская библиотека, Мордовская республиканская юношеская библиотека, Мордовская республиканская специальная библиотека для слепых. Крупнейшие библиотеки: Национальная библиотека им. А.С. Пушкина, Мордовская республиканская детская библиотека.
Республиканские библиотеки являются казенными учреждениями и финансируются посредством бюджетных ассигнований на выполнение функций казенными учреждениями (5% расходов по целевой статье «Библиотеки»). Сельские библиотеки являются бюджетными учреждениями, на их долю в 2013 г. приходится 95% расходов по целевой статье «Библиотеки».
В настоящее время в Республике Мордовия действуют пять театров – четыре республиканских и один муниципальный: Государственный русский драматический театр; Государственный музыкальный театр им. И.М. Яушева; Мордовский государственный национальный драматический театр; Государственный театр кукол и детский центр театра и кино «Крошка» городского округа Саранск. Указанные театры являются бюджетными учреждениями и финансируются преимущественно посредством субсидий бюджетным учреждениям на финансовое обеспечение государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ), что в 2013 г. составило 2/3 их расходов. Почти пятая часть средств на обеспечение театральной деятельности в Республике Мордовия в 2013 г. поступает по каналам Республиканской целевой программы «Культура Мордовии» на 2011–2016 гг. [8].
Целями программы являются совершенствование условий для реализации конституционных прав граждан на участие в культурной жизни, пользование учреждениями культуры и доступ к ценностям путем обеспечения их сохранности, пополнения, представления и использования; определение стратегии развития сферы культуры Республики Мордовия с учетом приоритетных направлений государственной политики, модернизации структурных подразделений, укрепления материальной базы, внедрения новых информационных технологий; повышение значения культуры в жизни общества и создание единого культурно-информационного пространства на территории республики [7].
Вывод
Для создания единого культурно-информационного пространства на территории Республики Мордовия необходимо решить следующие задачи:
1) сохранение и развитие накопленного потенциала в сфере культуры, многонационального культурного наследия, возрождение духовных традиций и ценностей всех народов, проживающих в Республике Мордовия;
2) создание условий для расширения доступа граждан к культурным ценностям, сосредоточенным в учреждениях культуры, посредством укрепления их материально-технической базы и технического переоснащения;
3) совершенствование условий художественного и профессионального образования в сфере культуры;
4) создание условий для поддержки народных художественных промыслов и ремесел; совершенствование системы управления культурой и искусством Республики Мордовия.
Источники:
2. О республиканском бюджете Республики Мордовия на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 гг. Закон Республики Мордовия от 28 декабря 2011 г. № 90-З [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.minfinrm.ru.
3. О республиканском бюджете Республики Мордовия на 2013 год и на плановый период 2014–2015 гг. Закон Республики Мордовия от 24 декабря 2012 г. № 88-З [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.minfinrm.ru.
4. Об исполнении республиканского бюджета Республики Мордовия за 2012 г. Закон Республики Мордовия от 19 июня 2013 г. № 36-З [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.minfinrm.ru.
5. Об исполнении республиканского бюджета Республики Мордовия за 2011 г. Закон Республики Мордовия от 25 мая 2012 г. № 29-З [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.minfinrm.ru.
6. Об исполнении республиканского бюджета Республики Мордовия за 2010 г. Закон Республики Мордовия от 14 июня 2011 г. № 20-З [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.minfinrm.ru.
7. Республиканская целевая программа «Культура Мордовии» на 2011–2016 годы. Постановление Правитель-ства Республики Мордовия от 27 июня 2011 г. № 227 (с изменениями от 31 октября, 20 декабря 2011 г.) [Элек-тронный ресурс]. – Режим доступа: www.mkrm.ru.
8. Паспорт культурной жизни Республики Мордовия за 2012 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.mkrm.ru.
Страница обновлена: 26.11.2024 в 13:00:19