The program-oriented and goal-oriented approach as a reliable mechanism for supporting domestic sports
Miftakhov M.R.1, Mingulov A.M.2
1 Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма
2 Казанский (Приволжский) федеральный университет
Download PDF | Downloads: 24
Journal paper
Economics and management in sports (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 3, Number 4 (October-December 2023)
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=60003779
Abstract:
One of the main problems of the domestic sports industry in the unfavorable conditions of the foreign sanctions policy of unfriendly countries, economic isolation and the impossibility for athletes from Russia and Belarus to participate in major international sports competitions is to ensure the state system of support for physical education and sports, material support for mass and high performance sports.
The analysis of existing federal targeted state programs and national projects is an important tool for determining what measures are being taken in Russia for the development of physical education and sports. These programs and projects are aimed at creating conditions for sports, developing sports infrastructure, improving the level of athlete training and promoting a healthy lifestyle among the population. They also include measures to develop mass sports and create conditions for participation in sports events, as well as resource support for the domestic sports industry in the most important areas.
In this article, as the basis of state sports regulation, the program-oriented and goal-oriented approach is considered; and the main mechanisms of its improvement are identified.
Keywords: regional policy, ranking, efficiency, economic effect, target program, key indicators, indicators, percentage of people engaged in sports, sports activity
Введение.
Актуальность. В последнее десятилетие спортивная отрасль страны уверенно демонстрировала качественный рост физкультуры и спорта не только как социального явления, общественно-полезного блага, но и в качестве инвестиционно-привлекательного направления экономики. Как показывает зарубежная практика и научные исследования, посвященные этой тематике, индустрия спорта позволяет продвигать соответствующие услуги, разнообразные товары, она гарантирует рост занятости населения, привлечение инвестиций, инфраструктурное обновление. Физкультура и спорт играют важную социально-экономическую роль, в частности повышает продолжительность жизни человека, уровень производительности труда, стимулирует потребительский спрос, снижает заболеваемость населения, способствует расширению человеческого (социального) капитала, ведет к росту качества жизни населения и другим преимуществам развития общества [11].
В соответствии с Указом Президента РФ Владимира Путина от 7 мая 2018 г.№204"О государственных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024года" необходимо увеличить продолжительность жизни до 78 лет(к 2030 году-до 80 лет),снизить уровень бедности в два раза по сравнению с показателями 2017года, а также увеличить долю граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом до 55% к 2024 году и до 70% к 2030 году [4].
Указанные приоритеты отражены в основных стратегических документах, национальных целевых программах и национальных проектах. В области физической культуры и спорта это Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации до 2020 года (Распоряжение Правительства РФ от 24 ноября 2020г.N 1101-р), целевая госпрограмма "Развитие физической культуры и спорта" и паспорт федерального проекта "Спорт - норма жизни".
Государственные программы Российской Федерации являются основой для разработки и реализации стратегических планов развития страны. Они определяют цели и задачи, которые должны быть достигнуты в различных сферах жизни, включая физическую культуру и спорт. Благодаря этим программам государство может определить необходимые мероприятия и ресурсы для их реализации, а также контролировать выполнение поставленных задач [7].
Впервые в новой Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года даны целевые ориентиры на повышение экономической привлекательности и эффективности функционирования сферы физической культуры и спорта. Одним из приоритетных направлений выбрано формирование делового климата и развитие инвестиционного потенциала сферы физической культуры и спорта. Органами государственной власти ведется разработка экономической модели физической культуры и спорта. В качестве индикаторов определены: Доля средств внебюджетных источников в общих расходах на финансирование физической культуры и спорта; Индекс физического объема инвестиций в основной капитал по виду экономической деятельности "Деятельность в области спорта", в процентах к предыдущему году.
Вместе с тем, зависимость отечественной спортивной отрасли от бюджетного обеспечения на федеральном и региональном, муниципальном уровне в России все еще сохраняется. Коммерческое направление в данной сфере представлено ограниченно, особенно это характерно для малого бизнеса. Отсутствие частных инвестиций значительно затормаживает развитие отрасли и не позволяет в полной мере реализовать весь тот потенциал, который заложен в индустрию спорта. Соответственно снижается степень адаптивности к реальным потребностям рынка, что негативно сказывается на доступности услуг для населения. Как результат, сокращается и эффективность государственной поддержки, предоставляемой спорту.
Обзор литературы
Стоит отметить, что вопросы актуализации приоритетов государственной политики в области спорта на современном этапе в научной среде недостаточно изучены. Государственная политика в области физической культуры и спорта в новых социально-экономических условиях раскрыты в трудах Беляковой М.Ю., Лебедевой С.А., Мякишевой Ю.О. [20], Зверевой А.О., Киреенкова И.Д. [19], Парушева А.В. [18], Ивановой Л.А., Казаковой О.А. [10], Перьковой Е.Ю. [14] и др.
Вопросам анализа статистических показателей развития ФКиС посвящены труды Акимовой А.В., Бобровского Е.А., Богачковой Л.Ю., Васильевой С.И., Зубковой А.Ю., Катынь А.В., Курочкиной А.А., Мячина А.Л., Прокофьева В.Н., Редреева В.А..
Цель исследования - изучить степень влияния государственного участия в развитии физической культуры и спорта стране.
Задачи исследования:
· Проанализировать систему финансирования физической культуры и спорта на федеральном, региональном и местном уровнях.
· Предложить меры по совершенствованию системы финансирования физической культуры и спорта в Российской Федерации.
Научная новизна: Предложены способы совершенствования модели хозяйствования спортивной отрасли и ее финансового обеспечения посредством программно-целевого подхода .
Результаты исследования
В 2022 году отечественная спортивная отрасль насчитывала более 413 тысяч штатных работников, 182 тысячи отраслевых организаций, 353 тысячи единиц спортивных сооружений различной формы собственности, в том числе 11% частные. Согласно статистическому отчету в регулярную спортивную активность вовлечены 69,7 миллионов граждан России. Согласно статистическим данным, сегодня в стране регулярно занимается физической культурой около 52,5% от общего числа населения, 3,5% инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, 55% – учащихся и студентов. Уровень обеспеченности населения спортивными объектами составляет всего 25%.
Для достижения определенных целей государственной политики необходимо обеспечение ежегодного увеличения численности людей, систематически занимающихся физкультурой и спортом, как минимум на 3%. Текущая динамика физкультуры и массового спорта, позволяет обеспечивать рост данного индикатора всего на 2-2,5% в год.
Табл.1 Динамика структуры финансирования физической культуры и спорта
Расходы
бюджета
|
Годы
| ||||
2018
|
2020
|
2021
|
2022
| ||
1
|
Консолидированный
бюджет Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов
|
416,224
|
809, 983
|
542, 333
|
671, 374
|
в
том числе:
|
| ||||
2
|
Из
федерального бюджета
|
68,862
|
109, 338
|
38, 958
|
87, 670
|
3
|
Получено
из внебюджетных источников
|
67,514
|
68, 169
|
66, 362
|
65, 257
|
4
|
Заработная
плата работников физической культуры и спорта
|
182 496
|
345, 381
|
214, 274
|
285, 010
|
5
|
Подраздел
1102 «Массовый спорт»
|
25,083
|
48, 371
|
57, 499
|
71, 294
|
6
|
Поступило
средств от предоставления платных услуг от занятий в клубах, секциях, группах
физкультурно-оздоровительной направленности
|
57,056
|
52, 740
|
47, 897
|
56, 610
|
7
|
Фактически
выделено бюджетных средств на оказание услуги посредством СОНКО
|
6,938
|
10,382
|
5,045
|
14,674 (2%)
|
Источник: Данные взяты из статистической отчетности Министерства спорта РФ, Форма 1ФК за 2020 – 2022 гг. http://www.minsport.gov.ru/sport/physical-culture/statisticheskaya-inf/ [9].
Согласно Таблице №1 общий объем направленных средств на физкультуру и спорт за 5 лет вырос на 49%, вместе с тем, за последние 3 года наблюдается сокращение консолидируемого бюджета всех уровней и внебюджетных фондов на 20,6%. В первую очередь это связано с затяжным периодом коронавирусной инфекции и введения санкций недружественных стран, ввиду которых были отменены проведение крупных международных соревнований на территории РФ и участие спортсменов в официальных соревнованиях. Также в соответствии с распоряжением региональных властей бюджеты на ФКиС были секвестированы и направлены на отрасль здравоохранения для борьбы с Ковидом.
Одновременно отмечается стабильные финансовые показатели на выплату заработной платы работникам ФКиС, по подразделу «Массовый спорт», внебюджетной деятельности спортивных организаций, деятельности организаций СОНКО.
Таким образом, в непростой 3-летний период отечественной спортивная отрасль сохраняет долю социально-значимых и первоочередных расходов с целью выполнения основных государственных задач.
Рассмотрим динамику расходов на социально значимые направления бюджетной политики в 2018-2022 гг.
Рис.1 Динамика расходов на социально значимые направления бюджетной политики в 2018, 2022 гг. млрд. руб. Источник: [15].
В соответствии с рисунком 1, важнейшим направлением структуры расходов консолидированного бюджета Российской Федерации и бюджетов внебюджетных фондов является социальная политика. Куда входят расходы на развитие здравоохранения, образования, культуры и кинематографии. В развитии бюджетной политики заметна положительная динамика в отношении этих направлений, выражающаяся в увеличении расходов на них в период с 2018 по 2022 годы (рис. 1). Отмечается увеличение расходов на социальную политику, как самую затратную сферу на 21%, здравоохранение на 38,9% и образование на 27,5%. Расходы на культуру и кинематографию, а также физическую культуру и спорт, составляют вторую группу расходов, причем последние являются наименьшими из всех анализируемых сфер. В доле расходов консолидированного бюджета РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов культура и кинематография занимают около 1,5%, а физическая культура и спорт за последние два года приблизились лишь к 1,0% [14].
Рис. 2 Структура финансирования спортивной отрасли России в 2022 г.
Источник: [9]
Как видно на рисунке 2 важную роль в достижении национальных целей и решении стратегических задач в области физической культуры и спорта играют не только федеральные органы исполнительной власти, органы управления субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, но и спортивные федерации, негосударственные физкультурно-спортивные организации, осуществляющие деятельность для отдельных категорий населения и обеспечивающие развитие спорта.
В структуре финансирования 2022 года на долю федерального бюджета приходится лишь 12% консолидированного бюджета всех уровней. Основную нагрузку несут региональные и муниципальные бюджеты (рис.2). Это обусловлено положениями действующего федерального законодательства в сфере спорта, определяющие полномочия федерального, регионального и местных уровней власти [1,2,3]. Исходя из этих положений основная нагрузка в деле создания условий для занятий физкультурой и спортом, вовлечения населения в спортивную активность, поддержке спорта высших достижений лежит на региональном и муниципальном уровне. Федеральный бюджет в лице Министерства спорта РФ оказывает финансовую поддержку преимущественно в вопросах подготовки сборных команд страны, проведения всероссийских и международных соревнований, материальное обеспечение спортивных школ олимпийского резерва и субсидий общероссийским спортивным федерациям. Иные затраты несут целевой характер, заложенный в программно-целевом подходе. Рассмотрим его подробнее.
Все ключевые направления развития физической культуры и массового спорта предусмотрены в специализированных национальных программах, стратегиях и концепциях, принятых различными федеральными органами управления.
Министерство спорта РФ, органы власти субъектов РФ и органы местного самоуправления совместно реализуют национальные и региональные программы развития образования, формирования доступной среды, социальной поддержки граждан, развития культуры и туризма, воспитания патриотизма в обществе.
Реализация программно-целевого подхода в спорте оказывает значительное влияние на достижение целей и решение задач государственных программ и федеральных проектов других отраслей. Существующие межведомственные задачи в области физической культуры и спорта требуют участия множества заинтересованных органов исполнительной власти, поэтому необходима эффективная координация и взаимодействие между ними. Однако на практике наблюдается недостаточная эффективность такого взаимодействия, поскольку в существующую схему практически не вовлечены бизнес-сообщество и социально ориентированные некоммерческие организации. Это создает препятствия для достижения целевых показателей национальных проектов.
Рис.3 Динамика лиц, систематически занимающихся физкультурой и спортом в России в 2005 - 2030 гг.
Источник: [9]
В соответствии с Рисунком 3 для достижения определенных целей госполитики необходимо обеспечение ежегодного увеличения численности людей, систематически занимающихся физкультурой и спортом, как минимум на 3%. Это можно сделать путем проведения масштабных мероприятий, направленных на привлечение населения к занятиям спортом, создания условий для развития массового спорта и повышения уровня подготовки спортсменов. Также важно улучшать инфраструктуру для занятий спортом и развивать новые виды спорта. Стоит заметить, что существующая динамика развития физкультуры и массового спорта, обеспечивает рост этого показателя всего на 2-2,5% в год.
Одним из основополагающих программных документов в среднесрочной перспективе в Российской Федерации должен стать федеральный проект «Спорт – норма жизни» в рамках национального проекта «Демография» [4].
Целью проекта является создание условий для занятий физической культурой и спортом, а также массовым спортом для всех категорий и групп населения. Финансирование проекта в 2019-2024 годах составит 154 млрд рублей, что составляет всего 5% от бюджета спортивной отрасли в 2022 году. Однако, на реализацию Государственной программы "Развитие физической культуры и спорта" до 2024 года в 2022 году выделено 378 млрд рублей, что составляет 56% от расходов на спорт.
Национальные проекты представляют собой новую форму государственного регулирования экономики, основанную на объединении проектного и отраслевого методов управления. Они способствуют достижению интегрального эффекта влияния и обеспечивают межведомственную координацию в процессе осуществления хозяйственной деятельности.
Управление такими проектами характеризуется многогранностью, комплексностью и долгосрочностью. Для успешной реализации таких масштабных проектов необходимо не только регулярно выделять значительные финансовые ресурсы, но и эффективно организовывать управление деятельностью на каждом этапе.
Выводы
В результате проведенного исследования выявлено снижение доли финансирования физической культуры и спорта в Российской Федерации из консолидированного бюджета. В первую очередь это вызвано неблагоприятными макроэкономическими тенденциями, сложившимися в последнее время в стране. Данное факт не отразился на реализации социальной политики, оптимизация коснулась в основном раздела спорта высших достижений в статьях командировании сборных команд страны на участие в международных турнирах, реализации имиджевых проектов на территории нашей страны, таких как Чемпионат мира по волейболу 2022 г., чемпионата мира по плаванию 2022 г. в Г. Казани и др. Вместе с тем, в общем размере расходов на социальную политику все обязательства в области физической культуры и спорта остаются неизменными. Это финансирование детско-юношеского, студенческого спорта, создание условий для занятий ФКиС. Отмечается тенденция увеличения финансирования на реконструкцию и ремонт объектов спортивной инфраструктуры.
Стабильным остается финансирование на спорт из бюджетов субъектов РФ и частных инвесторов. Это говорит о заинтересованности многих регионов реализовывать спортивную политику. Правительство страны создает дополнительные меры поддержки в этой области, основываясь на опыте развитых западных стран. Коммерческий сектор имеет возможность участвовать в финансировании проектов по развитию спорта.
Для финансирования значимых национальных проектов чаще всего используются средства федерального бюджета, при этом реализацией таких проектов в основном занимаются субъекты РФ и входящие в их состав муниципалитеты [4].
К примеру, основная цель проекта «Спорт – норма жизни» к 2024 г. – рост 55% доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом путем мотивации населения, активизации спортивно-массовой работы на всех уровнях, в том числе вовлечения в подготовку и выполнение нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне», а также подготовки спортивного резерва и развития спортивной инфраструктуры.
В ведущих западных странах, где уровень проникновения спорта в коммерческую среду находится на более высоком уровне, основной акцент в первую очередь сделан на создание негосударственных спортивных клубов, магазинов по продаже спортивных товаров и реализации услуг, вступающих основными точками притяжения экономически активного населения к занятиям спортом. Данное решение отличается высокой степенью универсальности, позволяя предоставлять своим клиентам возможности получения услуг в шаговой доступности от дома или работы.
Как показывает практика строительство физкультурно-оздоровительных комплексов позволяет значительно повысить экономическое развитие муниципальных образований, в том числе через спортивную активность и здоровье ее граждан.
В настоящее время перед российской спортивной индустрией стоит новая задача - переход от бюджетного финансирования к государственно-частному и муниципально-частному партнерству. Это представляет собой вызов, который открывает широкие возможности, но также вызывает ряд вопросов. Необходимость развития и модернизации спортивных объектов, включая инфраструктуру, при ограниченных бюджетных ресурсах, требует использования инструментов государственно-частного партнерства, концессий или привлечения частных инвестиций для реализации проектов в этой области [11].
Благодаря проектно-ориентированному подходу, образуется связь расходов федерального бюджета с целями развития спортивной отрасли. Данный механизм позволят не затрагивать бюджетную классификацию, что, в свою очередь, обеспечивает плавное изменение модели хозяйствования в отрасли и ее финансовое обеспечение [11].
Таким образом, перед руководством страны стоит задача системного переключения с «политики по созданию условий» на политику по «управлению спросом» и переходу основного органа исполнительной власти в отрасли физкультуры и спорта с логики главного распорядителя бюджетных средств (распределяю, не контролирую, не оцениваю) на логику портфельного управляющего [11].
Это предполагает развитие массового спортивного сектора, поддержку социальных проектов, детского спорта, предпринимательства, фокусировку на развитии медалеемких видов спорта.
Если в среднесрочной перспективе отрасль начнет получать возврат от инвестиций в инфраструктуру благодаря управлению спросом, то возникнут финансовые показатели эффективности, такие как коэффициент окупаемости инвестиций (ROI), который в свою очередь с учетом увеличения оборачиваемости средств, повлияет на внутреннюю норму доходности (IRR). Физкультура и спорт как отрасль приобретает экономический смысл, увеличивается отраслевой мультипликатор [11].
Заключение
Ковид, санкционное давление, позиция международного олимпийского комитета и спортивных федераций по отношению к нашим спортсменам за последние 2 года вынуждает Правительство РФ оперативно реагировать и осуществлять системные преобразования всех сфер государственного регулирования, в том числе в спортивной отрасли. Ответственными за ФКиС органами власти и профильными научными центрами идет обсуждение актуализации Стратегии-2030 и внесение корректировок в действующие программы и проекты. Так, в марте 2023 года проведена стратегическая сессия в рамках Форума «Мы вместе. Спорт». В октябре 2023года в г.Пермь состоялось заседание Совета при Президенте Российской Федерации по развитию физической культуры и спорта на тему: «О развитии и об оснащении спортивной инфраструктуры» [17]. По итогам представительных форумов вынесены резолюции о том, что санкции могут оказывать влияние на различные сферы жизни, включая физическую культуру и спорт. Это может включать изменения в финансировании, доступности оборудования и технологий, а также ограничения на участие спортсменов в международных соревнованиях. Однако, государство оперативно принимает меры для минимизации негативных последствий ограничений в этой области.
В целом, несмотря на изменение геополитической ситуации, Миссия государства в области спорта остается неизменной:
- формирование культуры и ценностей здорового образа жизни как основы устойчивого развития общества и качества жизни населения.
- создание необходимых условий для поступательного развития сферы физической культуры и спорта.
- повышение экономической привлекательности и эффективности функционирования сферы физической культуры и спорта.
- укрепление международного сотрудничества и повышения авторитета России на международной спортивной арене.
References:
Belyakova M.Yu., Lebedeva S.A., Myakisheva Yu.O. (2023). Vyyavlenie vzaimosvyazi parametrov sportivnyh trass i rezultatov biatlonistov [Identification of the relationship between the parameters of sports tracks and the results of biathletes]. Ekonomika i upravlenie v sporte. (2). 113-132. (in Russian). doi: 10.18334/sport.3.2.119402.
Ivanova L.A., Minasyan D.S., Kazakova O.A., Makhova E.V. (2018). Gosudarstvennaya politika finansirovaniya fizicheskoy kultury i sporta v Rossii OLYMPLUS [Financing of physical culture and sports in Russia]. Gumanitarnaya versiya. (2(7)). 62-64. (in Russian).
Kramin T.V., Miftahov M.R., Andreff W., Eroshkina S.B. (2019). Social and Economic Factors of Sports Activity in Russian Regions [Social and Economic Factors of Sports Activity in Russian Regions] Eurasia: sustainable development, security, cooperation. (in Russian).
Miftakhov M.R. (2020). Rol sportivnoy aktivnosti v razvitii sotsialno-ekonomicheskikh sistem [The role of sports activity in the development of socio-economic systems]. Vestnik Altayskoy akademii ekonomiki i prava. (11(2)). 289-294. (in Russian).
Miftakhov M.R. (2020). Sovershenstvovanie kriteriev otsenki effektivnosti realizatsii programm razvitiya fizicheskoy kultury i sporta (Na primere Respublike Tatarstan) [Improvement of criteria for evaluating the effectiveness of the implementation of programs for the development of physical culture and sports (On the example of the Republic of Tatarstan)]. Vestnik Altayskoy akademii ekonomiki i prava. (11 (1)). 92-99. (in Russian).
Miftakhov M.R. (2021). Sportivnaya aktivnost naseleniya kak faktor ekonomicheskogo razvitiya regionov Rossii [Sports activity of the population as a factor of economic development of Russian regions] (in Russian).
Parushev A.V. (2023). Razvitie gosudarstvenno-chastnyh partnerstv v oblasti fizicheskoy kultury i sporta i riski, svyazannye s ikh realizatsiey v Vologodskoy oblasti [Development of public-private partnerships in the field of physical culture and sports and the risks associated with their implementation in the Vologda region]. Ekonomika i upravlenie v sporte. (2). 133-144. (in Russian). doi: 10.18334/sport.3.2.119676.
Perkova E.Yu. (2019). Analiz dinamiki i struktury istochnikov finansirovaniya fizicheskoy kultury i sporta v Rossii [Analysis of dynamics and structure of sources of financing of physical culture and sports in Russia]. Nauka i praktika regionov. (2). 31-35. (in Russian).
Zvereva A.O., Kireenkov I.D. (2023). Instrumenty realizatsii strategicheskikh resheniy v rossiyskom sporte [Tools for implementing strategic decisions in Russian sports]. Ekonomika i upravlenie v sporte. (3). 159-174. (in Russian). doi: 10.18334/sport.3.3.119682.
Страница обновлена: 25.04.2025 в 09:35:58