Концепция технологического развития России: намерения реализации

Медведева Н.В.1
1 Северо-Западный институт управления – филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

Статья в журнале

Вопросы инновационной экономики (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 13, Номер 4 (Октябрь-декабрь 2023)

Цитировать:
Медведева Н.В. Концепция технологического развития России: намерения реализации // Вопросы инновационной экономики. – 2023. – Том 13. – № 4. – С. 1957-1972. – doi: 10.18334/vinec.13.4.119874.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=63633296

Аннотация:
Статья посвящена анализу статуса и содержания концепции технологического развития Российской Федерации до 2030 года, имеющей принципиальное значение для обеспечения достижения технологического суверенитета. Акцентировано внимание на определение сущности намерений реализации концепции технологического развития как фактора побуждения к действию в достижении целей технологического развития. В качестве намерений позиционированы механизмы реализации целей технологического развития, в которых сгруппированы мероприятия, определяющие предполагаемые действия и отличающиеся своим императивным и результирующим характером. В качестве элемента статьи, имеющего признаки научной новизны, автором сделан вывод о наличии признаков состоятельности намерений реализации концепции технологического развития. При этом подчеркивается, что состоятельность намерений опирается на концепцию силы намерений, обеспечивающей реализацию траектории действий и уменьшающей разрыв между намерениями и действиями. Приведены намерения, содержащие актуализированные (с учетом отдельных отступлений от ранее установленных правил) и принципиально новые (с учетом права на риск) подходы к технологическому развитию. Статья может быть полезна государственным служащим, предпринимателям, студентам и аспирантам, а также всем, кто интересуется вопросами технологического развития

Ключевые слова: технологическое развитие, технологический суверенитет, концепция, намерения

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Введение

Достижение технологического суверенитета Российской Федерации получает свою объективацию в концептуальном, институциональном, методологическом и правовом аспектах и намерениях. Целевая модель технологического развития и достижения технологического суверенитета формализована в Концепции технологического развития Российской Федерации до 2030 года. [1]

Поднимаемые ранее вопросы о статусе и содержании концепции технологического развития основывались на понимании концепции как стратегического документа, упорядочивающего и организующего достижение технологического суверенитета. Определение основных параметров концепции технологического развития явилось своего рода заказом на разработку документа, «предусматривающего в том числе цели технологического развития, механизмы их достижения и количественные показатели, характеризующие их достижение; задачи технологического развития и механизмы их решения». [2]

Происходящие процессы преодоления технологической зависимости задают тон и актуализируют научный поиск и обоснование предпринимаемых и возможных к применению направлений технологического и смежного с ним развития. Возрос научный интерес к вопросам и проблемам обеспечения технологического суверенитета [1; 10; 11; 15], технологической безопасности [4], формирования технологического контура российской экономики [2; 5; 6; 7; 14; 20], разработки методологических и институциональных основ и механизмов, обеспечивающих достижение целей технологического развития [3; 8; 9; 13; 17; 19]. Исследования зарубежных авторов позволяют обобщить и трансформировать в научное поле результаты систематического обзора и направлений будущих исследований по вопросам обеспечения технологического суверенитета, траекториям развития цифровых технологий и технологической индустрии в целом [23; 24] и др.

Концепция технологического развития обобщает предпринимаемые в условиях санкционного давления меры и формируемые адаптационные механизмы [18, p. 52] и по замыслу разработчиков является конструктором технологического развития экономики. Вместе с тем, состоятельность таких мер и механизмов будет иметь место в их реальном воплощении и результативности намерений. Следует учитывать масштабы структурной трансформации с учетом признания права на риск (исходя из высокого уровня неопределенности технологического результата).

Целью статьи является исследование сущности и состоятельности намерений реализации концепции технологического развития как фактора побуждения к действию в достижении целей технологического развития.

Материалы и методы

Выбор материалов и методов исследования предопределен поставленной целью - систематизировать намерения реализации концепции технологического развития. Эмпирические данные представлены положениями концепции технологического развития, демонстрирующие характер и признаки намерений. В числе основных методов исследования – формально-юридический (догматический) метод и метод декомпозиции. Первый метод обеспечивает изучение свойств концепции и определение ее места в системе регуляторных мер. Второй метод позволяет исследовать механизмы реализации целей технологического развития как сложных структурированных образований, состоящих из соподчиненных механизмов с аналогичной структурой.

Результаты

Вопрос о статусе концепции технологического развития

Статус концепции технологического развития в контексте стратегического планирования остается недостаточно определенным (как в части места концепции технологического развития в архитектуре документов стратегического планирования, так и в соотношении с прогнозом и стратегией научно-технологического развития).

Согласно концепции технологического развития правовую основу концепции составляют федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации», указы Президента Российской Федерации о национальных целях развития Российской Федерации, а также о стратегии научно-технологического развития Российской Федерации и др.

Вместе с тем, в федеральном законодательстве в сфере стратегического планирования только к документам обеспечения национальной безопасности, наряду со стратегией национальной безопасности Российской Федерации, отнесены, в том числе и «концепции» (без определения статуса и отличительных признаков), в ином же аспекте такие документы не предусмотрены [15, p. 74; 11, p. 60].

Определено, что концепция является основой для разработки и уточнения государственных программ Российской Федерации, национальных проектов и пр. Исходя из данного определения, место концепции технологического развития - в системе документов стратегического планирования, разрабатываемых в рамках целеполагания (что и влечет вопрос о соотношении со стратегией научно-технологического развития, также разрабатываемой в рамках целеполагания).

Содержательный аспект концепции технологического развития

Концепцией определяются вызовы технологического развития, доказательно послуживших основанием для постановки целей, задач и механизмов их реализации (что на первый взгляд структурно сближает данную концепцию с рядом стратегий, в частности, стратегией научно-технологического развития). Так, цель технологического развития, заключающаяся в создании технологических условий для социально-экономического развития страны, декомпозируется через идею реализации синергетического потенциала двух метапроцессов (развития науки и развития производственной системы). Реализация синергетического потенциала будет обеспечиваться сквозными направлениями деятельности и сетевыми формами взаимодействия [8, p. 1309; 14, p. 1078].

Несмотря на реализацию ряда документов стратегического планирования (прогноз научно-технологического развития, стратегия научно-технологического развития, государственная программа научно-технологического развития), [3] результаты построения взаимосвязи между научной и производственной составляющей и соподчинения этих двух процессов недостаточны [7, p. 1206]. Вместе с тем наличие самостоятельного функционала процессов «развитие науки» и «развитие производственной системы» способствует пониманию замысла разработки концепции технологического развития.

Так, формальный и содержательный анализ стратегии научно-технологического развития показывает ее направленность на развитие науки для целей технологического развития (когда основным продуктом является знание - технонаука, а технологии скорее побочны) и позволяет рассматривать стратегию научно-технологического развития в качестве обеспечивающего фактора технологического развития, выступающего уже в качестве искомого результата - развитие производственной системы [20, p. 96]. В свою очередь, развитие производства (когда технологии - обязательный составной элемент, подчинённый логике освоения рынков, повышения конкурентоспособности [4]), будучи искомым результатом создания технологических условий для социально-экономического развития страны, нуждается и обеспечивается научной составляющей.

Учитывая общепринятые определения и имеющиеся научные обоснования, что концепция по смыслу выше стратегии, так как обладает более высокой степенью обобщения, в то время как стратегия в большей степени концентрируется на достижении искомых результатов [15, p. 75], можно констатировать отсутствие синонимичности рассматриваемых концепции и стратегии и какой-либо неопределенности между ними.

Структурно концепция технологического развития раскрывает цели технологического развития, подлежащих достижению одновременно и по восходящей (создание – рост – устойчивое развитие). Определение показателей достижения целей технологического развития и механизмов реализации каждой из целей соответствует утверждению, что «в концепции должны присутствовать не только декларации, но и обоснования и доказательства необходимости и достаточности концепта» [16, p. 82].

Первая цель. Обеспечение национального контроля над воспроизводством критических и сквозных технологий (или обеспечение технологического суверенитета)

Достижение цели обеспечения технологического суверенитета базируется на его понимании как способности государства располагать технологиями, которые считаются критически важными для обеспечения устойчивости экономики и общества, а также возможности самостоятельно разрабатывать их или получать от других стран без возникновения технологической зависимости [1, p. 696; 22, p. 2313; 24, p. 10]. Дефиниция технологического суверенитета в концепции технологического развития воплощает логику представленной научной категории как «наличие в стране (под национальным контролем) критических и сквозных технологий собственных линий разработки и условий производства продукции на их основе, обеспечивающих устойчивую возможность государства и общества достигать собственные национальные цели развития и реализовывать национальные интересы».

Определены две основные формы обеспечения технологического суверенитета: 1) исследования, разработка и внедрение критических и сквозных технологий (по установленному перечню); 2) производство высокотехнологичной продукции, основанного на указанных технологиях. При этом необходимым является выполнение двух условий обеспечения технологического суверенитета: 1) в области критических технологий – установление и поддержание технологического паритета со странами-лидерами; 2) в области сквозных технологий – достижение технологического лидерства за счет создания научно-технологических заделов и потенциала их коммерциализации.

Установлено требование по формированию и своевременной корректировке перечней критических и сквозных технологий. Перечень сквозных технологий, представленный в концепции, выступает частью актуализированного перечня основных направлений технологического развития (наряду с направлениями промышленного развития). По каждому технологическому направлению разрабатываются и уточняются ранее разработанные дорожные карты (с учетом перехода с исследовательского характера развития технологий на их практическое применение). Новацией выступает и открытость дорожных карт и соглашений к ним, предусматривающая возможность присоединиться к проектам по созданию сквозных технологий различным компаниям, имеющим наработки в соответствующих областях.

Перечень критических технологий в концепции не определен, однако опыт его формирования имеется (перечни критических технологий были определены в 2011 и 2012 годах, [5] при этом был установлен срок формирования и корректировки приоритетных направлений и перечня критических технологий - не реже 1 раза в 6 лет). [6]

Утверждены приоритетные направления и критерии проектов технологического суверенитета и проектов структурной адаптации экономики Российской Федерации. [7] В первом случае приоритетные направления проектов технологического суверенитета соответствуют видам экономической деятельности (промышленности), во втором случае определены направления проектов, направленных на создание инфраструктуры и оказание услуг. Критерии, определяющие таксономию проектов, соответствует общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности. При формировании таксономии проектов учитывался уровень локализации производства продукции и оказания услуг, планы импортозамещения, недостаточная диверсификация структуры поставщиков различных видов продукции, признак критической важности направлений для обеспечения технологического суверенитета и структурной адаптации экономики [19, p. 10; 17, p. 415; 13, p. 662]. Одновременно разработаны правила соответствия проектов установленным требованиям и порядок отбора экспертных организаций, подтверждающих соответствие проектов требованиям к проектам технологического суверенитета и проектам структурной адаптации экономики Российской Федерации.

Вторая цель. Переход к инновационно-ориентированному экономическому росту и усиление роли технологий как фактора развития экономики и социальной сферы

Вопросы перехода к инновационно-ориентированному типу экономического развития не являются новыми, однако остаются слабо решаемыми и недостаточно результативными [2, p. 672]. В условиях длительного периода догоняющего развития не находили решения факторы, сдерживающие инновационно-ориентированное развитие российской экономики, в том числе фактор технологического запаздывания в контексте долгосрочной экономической отдачи [5, p. 119; 21, p. 515].

Постулируя зависимость экономического роста и конкурентоспособности компаний и государств от инновационной активности, внедрения и капитализации новых технологий, определены условия перехода к инновационно-ориентированному экономическому росту (когда технологии становятся фактором роста экономики страны) [12, p. 678]. В их числе: устранение регуляторных барьеров для технологических инноваций; стимулирование спроса и предложения отечественной инновационной продукции; создание условий для роста малых технологических компаний [9, p. 435].

Третья цель. Технологическое обеспечение устойчивого функционирования и развития производственных систем

Устойчивое функционирование и развитие производственных систем (когда технологии становятся частью производственного процесса) в смысловом контексте представляет собой выход на плато с преодолением угрозы технологической деградации и достижением приемлемого уровня технологической безопасности [4, p. 550]. Обязательным условием упомянутого эффекта плато выступает обеспечение технологического суверенитета (эффект создания) и последующий переход к инновационно-ориентированному экономическому росту (эффект роста).

Определены механизмы сохранения устойчивого функционирования и развития производственных систем в среднесрочной (до 2030 года) перспективе. Среди них: внедрение наилучших доступных технологий (технологическая модернизация промышленности и других отраслей реального сектора экономики); реализация мегапроектов по производству высокотехнологичной продукции с использованием технологий собственных линий разработки; создание механизмов долгосрочного заказа на исследования и разработки, обеспечивающих конкурентоспособность предприятий [6, p. 477].

Обсуждение

Анализ предметной области исследования позволил выявить характер и признаки состоятельности намерений реализации концепции технологического развития.

Концепция технологического развития, с точки зрения ее содержания и реализации, характеризуется двумя видами механизмов, имеющими характер намерений – механизмами по реализации целей технологического развития и механизмами по реализации концепции (во-втором случае понимаются способы управления реализацией концепции).

Содержательный аспект концепции технологического развитии декомпозирован от целей к задачам с набором механизмов для реализации каждой из них. Совокупность механизмов реализации целей технологического развития представляет собой систему намерений реализации концепции.

Характер механизмов реализации целей технологического развития соответствует этимологии понятия «намерение» как «побуждение к действию». В механизмах реализации целей сгруппированы мероприятия, определяющие предполагаемые действия и отличающиеся своим императивным и результирующим характером. Реализация мероприятий в рамках повестки каждой из реализуемых целей предопределяется постановкой показателей достижения соответствующей цели. Значение состоятельности намерений базируется на положениях концепции силы намерений, обеспечивающей реализацию траектории действий и уменьшающей разрыв между намерениями и действиями. Сила намерений, в свою очередь, характеризуется такими качества как стабильность, важность, определенность и даже экстремальность намерений.

Так, к числу механизмов сохранения устойчивого функционирования и развития производственного систем относится, в том числе «создание механизмов долгосрочного заказа на исследования и разработки». Аналогичным примером выступает механизм реализации мегапроектов, который включает, в том числе «применение механизмов государственной поддержки».

Отдельные подлежащие применению механизмы определяют особенности ранее установленных правил и допускают некоторые отступления.

Например, применение механизмов на основе принципов государственно-частного партнерства для выпуска отдельных видов высокотехнологической продукции допускается в формате, когда частный партнер выполняет функции заказчика, определяя параметры качества и цен и заключая «контракт на будущую вещь» с головным исполнителем, государство при этом создает максимально благоприятные условия для реализации договора в рамках имеющихся механизмов и инструментов поддержки.

Аналогичными примерами выступают «создание на основе «права на риск» механизма конкуренции технологических решений»; «применение в отдельных случаях механизмов принудительного лицензирования»; «изменение в отдельных случаях подсудности экономических (имущественных) споров» и др.

Введение отдельных механизмов направлено на развитие сложившихся институтов. К таковым относятся: установление экспериментальных правовых режимов в сфере технологических инноваций, не являющихся цифровыми инновациями; [8] развитие преференциальных территориальных режимов (режим «технологических долин»; преференциальные режимы для малых технологических компаний); уточнение направлений для внедрений наилучших доступных технологий и применения механизмов локализации производства, в том числе с применением «обратного инжиниринга» и промышленной ипотеки; вовлечение корпораций в финансирование исследований и разработок на основе регуляторных и стимулирующих механизмов; оптимизация льготных налоговых условий (режим «патентной коробки»; устранение налоговых ограничений) и др. [3, p. 180; 23, p. 12; 25, p. 13].

В концепции отмечается синонимичность отдельных механизмов с нормативами - в отношении закупки отдельных видов высокотехнологичной продукции; с инструментами - в отношении поддержки экспорта высокотехнологичной продукции.

Большое развитие получают стимулирующие механизмы и механизмы поддержки, направленные на реализацию целей технологического развития.

Планируется изменение общих подходов к развитию стимулирующих механизмов, внесение изменений в действующие механизмы поддержки и разработка новых механизмов с учетом их фокусировки на целевые перечни технологий и продукции на их основе, с учетом угроз технологического развития. Объединяющим критерием ускорения принятия решения о поддержке (финансировании) выступает развитие механизма бесшовной интеграции действующих мер поддержки со стороны институтов развития.

Часть предусмотренных в концепции направлений не именуется механизмами, но являются таковыми по своему содержанию или называются механизмами позже при отсылке на них. Так концепцией предусмотрено, что «регуляторные и стимулирующие механизмы, нацеленные на увеличение объема вложений корпораций в исследования и разработки, описаны в разделах в 5.1, 6.1 и 6.2» (указанные разделы, в свою очередь, содержат положения о создании (корректировке) инструментов поддержки исследований и разработок; об устранении регуляторных барьеров для технологических инноваций; о стимулировании расширения рынков отечественной инновационной продукции).

Обзор намерений реализации целей технологического развития демонстрирует актуализированные и принципиально новые подходы, определяющие курс «за короткий срок обеспечить высокую степень независимости в создании технологий, разработок и инженерных решений, а также освоить выпуск практически всей критически значимой продукции». [9]

Комплексность и масштабность намерений подтверждается и установкой на осуществление предстоящей работы на основе собственных ресурсов и собственных компетенций, что влечет необходимость «поднять на принципиально новый уровень производственный, кадровый и научный потенциал страны» [10, p. 197].

Сущность намерений проявляется и в предоставлении средств для разработки и оценки различных стратегических планов и альтернатив. Соответственно, для применения механизмов реализации целей технологического развития необходима разработка планов мероприятий и трансформация их в правовое поле, формирование схем межотраслевого, межуровневого и межведомственного взаимодействия. Подтверждением тому выступает продолжение работы по разработке дорожных карт по высокотехнологическим направлениям (с элементами открытости в части присоединения к реализации проектов). [10] В стадии разработки план первоочередных мероприятий по реализации концепции технологического развития, подготовка нормативной и методической базы для расчета показателей уровня технологического суверенитета по видам экономической деятельности, а также завершение подготовки законопроекта о технологической политике, необходимость создания и проведения которой определена концепцией технологического развития.

Заключение

Результаты анализа содержательного аспекта концепции технологического развития страны до 2030 года позволили выявить ряд закономерностей и получить следующие выводы.

1. Определен формат концепции как набор намерений достижения целей технологического развития, механизмов реализации целей технологического развития и показателей достижения целей технологического развития.

2. Обоснование подхода к определению намерений реализации концепции технологического развития как совокупности механизмов реализации целей технологического развития основано на понимании намерений как способности побуждения к действию.

3. Анализ состоятельности намерений реализации концепции технологического развития основан на систематизации намерений, содержащих актуализированные и принципиально новые подходы к технологическому развитию и отличающихся своим императивным и результирующим характером.

4. Высокий уровень неопределенности технологического результата и масштабность структурной трансформации обусловили превентивный характер намерений. Вместе с тем обеспечение результативности намерений и достаточность концепта технологического развития в полном объеме зависят от проводимой и предстоящей работы по реализации мероприятий правового, экономического, организационного и управленческого характера.

[1] Распоряжение Правительства РФ от 20 мая 2023 № 1315-р «Об утверждении Концепции технологического развития на период до 2030 // Собр. законодательства РФ. 2023. № 22. Ст. 3964.

[2] Перечень поручений по итогам заседания Совета по стратегическому развитию и национальным проектам от 18 июля 2022 года: (утв. Президентом РФ 01.09.2022 № Пр-1553) // СПС Консультант Плюс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_425891/ (дата обращения 10.06.2023).

[3] Указ Президента РФ от 1 декабря 2016 № 642 (ред. от 15.03.2021) «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации» // Собр. законодательства РФ. 2016. № 49. Ст.6887.

[4] «Концепцию технологического развития Российской Федерации до 2030 года планируется утвердить до конца года»: информация от 23 января 2023 года. Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации. URL: https://www.economy.gov.ru/material/news/andrey_belousov_koncepciyu_tehnologicheskogo_razvitiya_rossiyskoy_federacii_do_2030_goda_planiruetsya_utverdit_v_marte_tekushchego_goda.html (дата обращения 10.04.2023).

[5] Указ Президента РФ от 7 июля 2011 № 899 (ред. от 16.12.2015) «Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий Российской Федерации // Собр. законодательства РФ. 2011. № 28. Ст. 4168; Распоряжение Правительства РФ от 14 июля 2012 № 1273-р (ред. от 24.06.2013) «Об утверждении перечня технологий, имеющих важное социально-экономическое значение или важное значение для обороны страны и безопасности государства (критических технологий)» // Собр. законодательства РФ. 2012. № 31. Ст. 4403.

[6] Постановление Правительства РФ от 22 апреля 2009 № 340 (ред. от 28.09.2018) «Об утверждении Правил формирования, корректировки и реализации приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий Российской Федерации» // Собр. законодательства РФ. 2009. № 18 (ч. II). Ст. 2241.

[7] Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2023 № 603 «Об утверждении приоритетных направлениях проектов технологического суверенитета и проектов структурной экономики Российской Федерации …» // Собр. законодательства РФ. 2023. № 17. Ст.3141.

[8] См. Федеральный закон от 31 июля 2020 № 258-ФЗ (в ред. от 02.07.2021) «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации» // Собр. законодательства РФ. 2020. № 31 (ч. I). Ст. 5017.

[9] «Концепция технологического развития России предполагает новые подходы»: информация от 11 апреля 2023 года. Официальный сайт Ведомости. URL: https://www.vedomosti.ru/technology/news/2023/04/11/970454-kontseptsiya-tehnologicheskogo-razvitiya

(дата обращения 10.05.2023).

[10] См. о подписании финального пакета соглашений о сотрудничестве по развитию высокотехнологичных направлений: информация от 16 января 2023 года // https://cdo2day.ru/news/v-pravitelstve-podpisan-finalnyj-paket-soglashenij-o-sotrudnichestve-po-razvitiju-vysokotehnologichnyh-napravlenij/ (дата обращения 10.05.2023).


Источники:

1. Афанасьев А.А. Технологический суверенитет: варианты подходов к рассмотрению проблемы // Вопросы инновационной экономики. – 2023. – № 2. – c. 689-706. – doi: 10.18334/vinec.13.2.117375.
2. Байдаров Д.Ю., Полосин А.В., Файков Д.Ю. Формирование новой модели отечественной экономики в контексте технологического суверенитета: принципы и механизмы // Вопросы инновационной экономики. – 2023. – № 2. – c. 669-688. – doi: 10.18334/vinec.13.2.117949.
3. Городнова Н.В. Цифровая трансформация: возможности применения сквозных технологий в проектах цифрового инжиниринга // Вопросы инновационной экономики. – 2023. – № 1. – c. 173-192. – doi: 10.18334/vinec.13.1.116394.
4. Гретченко А.И., Гретченко А.А. Технологическая безопасность России: современное состояние, угрозы и способы обеспечения // Экономическая безопасность. – 2022. – № 2. – c. 547-570. – doi: 10.18334/ecsec.5.2.114429.
5. Дементьев В. Е. Технологическое развитие и структурные изменения в экономике // AlterEconomics. – 2022. – № 1. – c. 116–130.
6. Донцова О.И. Точки роста российской экономики, основанные на научно-технологическом развитии // Вопросы инновационной экономики. – 2021. – № 2. – c. 471-484. – doi: 10.18334/vinec.11.2.112263.
7. Доржиева В.В. Научно-технологический контур: основные характеристики, институциональные условия и факторы формирования // Вопросы инновационной экономики. – 2022. – № 2. – c. 1199-1210. – doi: 10.18334/vinec.12.2.114213.
8. Ештокин С.В. Сквозные технологии цифровой экономики как фактор формирования технологического суверенитета страны // Вопросы инновационной экономики. – 2022. – № 3. – c. 1301-1314. – doi: 10.18334/vinec.12.3.116193.
9. Ивинская Е.Ю., Абдрахманова Д.Р. Взаимосвязь технологических и организационных инноваций в условиях цифровой трансформации экономики // Вопросы инновационной экономики. – 2021. – № 2. – c. 431-442. – doi: 10.18334/vinec.11.2.112040.
10. Камчатова Е. Ю., Муратова М. Н. Возможности применения ресурсного подхода при обеспечении технологического суверенитета промышленности РФ // Инновации и инвестиции. – 2023. – № 2. – c. 196–201.
11. Квинт В. Л., Новикова И. В., Алимурадов М. К., Сасаев Н. И. Стратегирование технологического суверенитета национальной экономики // Управленческое консультирование. – 2022. – № 9. – c. 57–67. – doi: 10.22394/1726-1139-2022-9-57-67.
12. Князев Ю.К. Изменение российской стратегии технологического развития в ответ на самоизоляцию Запада // Экономическая безопасность. – 2023. – № 2. – c. 675-688. – doi: 10.18334/ecsec.6.2.117810.
13. Макаров И.Н., Дробот Е.В., Графов А.В., Евсин М.Ю., Пивоварова О.В. Трансформация институциональных основ и механизмов экономической политики как фактор импортозамещения в России в условиях санкционного давления и внешнеэкономических угроз // Экономические отношения. – 2022. – № 4. – c. 651-670. – doi: 10.18334/eo.12.4.116909.
14. Малыхина И.О. Формирование модели оценки коллаборационного технологического контура на основе сравнительного анализа // Вопросы инновационной экономики. – 2020. – № 2. – c. 1075-1088. – doi: 10.18334/vinec.10.2.100826.
15. Медведева Н. В. Развитие концепта технологического суверенитета Российской Федерации // Государственное управление в новых реалиях: современные вызовы и возможности: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Челябинск, 26–27 октября 2022 года. Челябинск, 2022. – c. 69–78.
16. Родимцев С. А. Понятие о концепции, как документе стратегического планирования, и ее структура в применение к развитию экспериментального цифрового опытного хозяйства аграрного вуза // Вестник аграрной науки. – 2019. – № 4 (79). – c. 79–88. – doi: 10.15217/issn2587-666X.2019.4.79.
17. Сенков В.А., Домничев Д.Ю. Локализация производства как ключевой механизм реализации импортозамещения в целях обеспечения экономической безопасности предприятия // Экономическая безопасность. – 2023. – № 1. – c. 413-428. – doi: 10.18334/ecsec.6.1.117294.
18. Смородинская Н. В., Катуков Д. Д. Россия в условиях санкций: пределы адаптации // Вестник Института экономики Российской академии наук. – 2022. – № 6. – c. 52–67. – doi: 10.52180/2073-64877_2022_6_52_67.
19. Тополева Т. Н. Локализация производства: международный опыт и императивы России в условиях санкционного режима // Управленческие науки. – 2022. – № 2. – c. 6-20. – doi: 10.26794/2304-022X-2022-12-2-6-20.
20. Францева М.В. Подходы к построению научно-технологического комплекса в России // Вопросы инновационной экономики. – 2023. – № 1. – c. 93-104. – doi: 10.18334/vinec.13.1.117236.
21. Bossone B. Globalization of capital, erosion of economic policy sovereignty, and the lessons from John Maynard Keynes // Review of Keynesian Economics. – 2021. – № 4. – p. 512-520. – doi: 10.4337/roke.2021.04.04.
22. Couture S. Toupin S. What does the notion of “sovereignty” mean when referring to the digital? // New Media & Society. – 2019. – № 10. – p. 2305-2322. – doi: 10.1177/1461444819865984.
23. Jamwal A., Agrawal R., Sharma M., Giallanza A. Industry 4.0 Technologies for Manufacturing Sustainability: A Systematic Review and Future Research Directions // Applied Sciences. – 2021. – № 11. – p. 28. – doi: 10.3390/app11125725.
24. March C., Schieferdecker I. Technological Sovereignty as Ability, Not Autarky // CESifo Working Paper. – 2021. – № 9139. – p. 39. – doi: 10.2139/ssrn.3872378.
25. Tommaso C., Martin K., Silvia M., Lucia P. Digital technologies, innovation, and skills: Emerging trajectories and challenges // Research Policy. – 2021. – № 50-6. – p. 43. – doi: 10.1016/j.respol.2021.104289.

Страница обновлена: 04.04.2024 в 10:16:59