Коммерциализация интеллектуальной собственности
Скачать PDF | Загрузок: 14 | Цитирований: 11
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
№ 6 (90), Июнь 2014
Цитировать:
Файзуллина Н.Г. Коммерциализация интеллектуальной собственности // Креативная экономика. – 2014. – Том 8. – № 6. – С. 81-89.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=21610006
Цитирований: 11 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
Деятельность любой компании начинается с исследования рынка, на котором она намерена оперировать и получать прибыль. Ключевым моментом является анализ условий ценообразования. На традиционных рынках готовой продукции и средств производства процесс этот напрямую связан с взаимодействием спроса и предложения. Однако по мере трансформации экономики в новую модель, основу которой составляют знания и информация, а решающим фактором производства признается инновационный потенциал, механизм ценообразования приобретает иной характер. В связи с этим актуальным является изучение процесса коммерциализации объектов интеллектуальной собственности, сущности и содержания взаимных интересов производителей и потребителей интеллектуального продукта, а также выявление проблем, характерных для данной сферы.
Ключевые слова: интеллектуальная собственность, авторское право, экономика, лизинг, коммерциализация, капитализация, роялти, лицензионный договор
Вопросы совершенствования механизма коммерческой реализации интеллектуальной собственности являются одними из наиболее значимых теоретических и практических аспектов экономического развития любого современного государства. На стадии фундаментальных научных исследований в области естественных наук стремление к коммерциализации их результатов не проявляется столь ярко, т.к. еще не прослеживаются четко все возможные пути использования глобальных, крупномасштабных научных открытий для получения сверхприбыли. Чаще они носят общечеловеческий или национальный характер и не могут быть объектами частного присвоения [2]. Коммерческая ценность таковых на рынке сравнительно невысока. Большим спросом пользуются научно-технические разработки, явившиеся результатом прикладных опытно-конструкторских и технических разработок.
Актив невидимый, но ценный
В условиях экономики, основанной на знаниях, интеллектуальная собственность становится своеобразным активом предприятия. Владение таковой способствует появлению своего рода монопольной прибыли, а также приводит к росту выпуска продукции новых видов. Кроме того, использование интеллектуальной собственности позволяет предприятию сформировать уставный капитал без отвлечения денежных средств, использовать охраняемые результаты интеллектуальной деятельности в качестве залога при получении кредитных средств, а также амортизировать такую собственность в уставном капитале, при этом амортизационные отчисления включать в себестоимость продукции.
Использование интеллектуальной собственности в хозяйственной деятельности позволяет также получать дополнительные доходы от передачи прав на ее использование; выплачивать авторские вознаграждения, минуя фонд оплаты труда и без отчислений в страховые фонды; повышать инвестиционную привлекательность предприятия.
В соответствии со своими особенностями (отсутствие физической основы) результаты деятельности интеллектуального характера относятся к нематериальным активам (НМА). Документом, который регулирует их учет на балансе организации, является ПБУ 14/2000. Все рассматриваемые объекты классифицируются в зависимости от того, как именно они поступили на баланс юридического лица (произведенные самой организацией, приобретенные, полученные безвозмездно и т.д.).
Результаты интеллектуальной деятельности чаще всего создаются в ходе выполнения договоров на НИОКР. Объекты авторского права создаются по авторскому договору заказа.
Получение прибыли владельцем интеллектуальной собственности может осуществляться двумя способами.
Во-первых, собственник может самостоятельно производить и реализовывать готовый продукт, созданный с помощью объекта интеллектуальной собственности.
Во-вторых, собственник может передавать права производить и распространять продукт другому лицу за определенную плату.
Предоставление права на использование объекта интеллектуальной собственности осуществляется на основании лицензионного договора. По такому договору патентообладатель (лицензиар) обязуется предоставить право на использование охраняемого объекта интеллектуальной собственности в объеме, предусмотренном договором, другому лицу (лицензиату), а последний принимает на себя обязанность вносить лицензиару обусловленные договором платежи и (или) осуществлять другие действия, предусмотренные договором. Лицензионный договор является основной формой международного обмена технологиями и подлежит обязательной регистрации.
В практике применяются исключительная и неисключительная лицензии. По условию исключительной лицензии покупателю предоставляется право использовать изобретение в оговоренных договором пределах, при этом за продавцом сохраняются права на его использование в части, не передаваемой покупателю. В случае неисключительной лицензии продавец сохраняет за собой все права по использованию объекта интеллектуальной собственность, включая право предоставлять лицензию третьим лицам. Существуют три основные формы оплаты по лицензионному договору:
- паушальный платеж – платеж в установленном размере, который производится единовременно или с рассрочкой платежа;
- роялти – производится поэтапно, периодически в зависимости от экономического результата, получаемого от использования лицензии в определенном договором периоде, в размере, определяемом в процентах от выбранной базы роялти;
- комбинированные платежи – представляют собой сочетание периодических и единовременных платежей.
Анализ условий возникновения лицензионной торговли показывает, что экономическая суть лицензионных сделок заключается в передаче потребительной стоимости изобретения от продавца к покупателю лицензии и последующей ее адаптации в новом производстве у последнего [2].
Специфический характер объектов интеллектуальной собственности проявляется и в том, что лицензиар может продать несколько лицензий на один и тот же объект, но каждый раз объем прав на него уменьшается в том объеме, в каком он уже предоставил эти права предыдущим покупателям.
Кроме того, потребительная стоимость новшества в отличие от предмета аренды передается покупателю не во временное пользование, а используется им полностью до полного морального старения. Купив, например, секрет производства, лицензиат применяет его на своем предприятии за пределами первоначально оговоренного срока. Лицензирование своей интеллектуальной собственности дает компании ряд преимуществ:
- во-первых, предоставляет лицензиару возможность получать дополнительные ресурсы от лицензиата, что способствует расширению производственных возможностей, а также освоению новых сегментов рынка;
- во-вторых, позволяет компании выйти на международный рынок;
- в-третьих, продажа лицензии способствует увеличению масштаба фирмы в виде получения дополнительных финансовых и трудовых ресурсов;
- в-четвертых, компания может продавать лицензию фирмам, работающим в неконкурентной среде. Например, имея собственный патент на роторный измельчитель, компания может продавать его не только сельскохозяйственным производителям, но и строительным организациям, т.к. сфера применения данной полезной модели весьма широка;
- в-пятых, лицензирование является эффективным методом технологического обмена.
Наконец, в случае продажи торговой марки и при условии надлежащего выполнения лицензиатом условий договора, компания получает дополнительный бонус в виде положительной репутации, известности и т.п.
Как идея воплощается в доходах
Заключение лицензионного соглашения, как и любая сделка, может быть осуществлено лишь в случае, если обе стороны осознают, какую выгоду они получат в результате. Покупатель должен оценить свои риски, а также сопоставить с ними доход, полученный в результате использования такого нематериального актива. Коммерческая значимость лицензий зависит не только от объема передаваемых прав, но и от степени разработки предмета лицензии, этапа его жизненного цикла. В.И. Мухопад приводит следующую классификацию предметов лицензии:
- идея, теоретическая разработка, результаты лабораторных исследований, которые могут быть переданы в форме чертежей, схем, методик, научных отчетов, регламентов и т.п.;
- техническое решение нововведения, которое передается в виде конструкторской документации, образцов, моделей, полупромышленных установок и т.д.
- производственно освоенные нововведения обеспечивают покупателю внедрение предмета лицензии в кратчайшие сроки и с минимальным риском от его использования в производстве и на рынке [2]
Коммерциализация результатов интеллектуального труда влияет на рост капитализации компании. Капитализация может происходить либо в виде увеличения прибыли, либо в виде роста стоимости внеоборотных активов. Существуют различные подходы к определению данного понятия. В полной мере отражающим суть, является на наш взгляд определение, данное Л.С. Коваль: «Капитализация бизнес-процессов с применением интеллектуальной собственности – это экономическая выгода, полученная в результате коммерциализации объектов интеллектуальной собственности в форме прироста внеоборотных активов и пассивов организации в результате инновационной деятельности» [1].
Процесс коммерциализации интеллектуальной собственности условно можно разделить на 5 стадий.
1) Грамотная классификация объектов интеллектуальной собственности.
2) Обеспечение правовой охраны объектов в соответствии с законодательством.
3) Оценка стоимости объектов интеллектуальной стоимости.
4) Включение стоимости интеллектуальной собственности в состав имущества предприятия в качестве нематериальных активов (ПБУ 14/2007).
5) Выход на рынок инновационной продукции (проведение маркетинговых исследований, поиск партнеров и покупателей и т.п.).
Как уже отмечалось, самым сложным этапом в этом процессе является правильная оценка объекта интеллектуальной собственности. В зависимости от целей, принципов и методов оценки в мировой практике используются три подхода к ценообразованию: доходный, сравнительный (рыночный) и затратный. В соответствии с Законом об оценочной деятельности в РФ принято постановление Правительства РФ от 6 июля 2001 г. «Об утверждении стандартов оценки», согласно которому применение всех трех подходов носит обязательный характер.
Предпочтение в выборе подхода к оценке зависит от имеющейся у оценщика информации о конъюнктуре рынка, требованиях и ожиданиях субъектов рынка интеллектуальной собственности, сроках возможного использования объекта, экономической ситуации на момент оценки.
Рыночный подход предполагает сравнение продаж, когда изучается конъюнктура отраслевых рынков и уровень цен, по которым предлагаются идентичные активы. Продавец исходит не из собственных затрат, а из существующих на рынке цен на аналогичные товары. Границы диапазона цены на интеллектуальную собственность складываются из собственной оценки, приемлемой для продавца (нижняя граница) и цены, которую готов предложить покупатель за использование новшества (верхняя граница). Основной проблемой использования рыночного подхода к оценке является отсутствие информации об условиях заключения аналогичных сделок ввиду самой природы интеллектуальной собственности, которая зачастую носит характер коммерческой тайны.
Затратный подход предполагает расчет стоимости нематериального объекта на основе издержек, необходимых для создания или приобретения, обеспечения правовой охраны, производства, а также реализации объекта интеллектуальной собственности. Применяются несколько методов оценки: метод стоимости замещения объекта оценки, метод восстановительной стоимости, метод исходных затрат. При оценке следует учитывать и такие расходы, как: оплата труда, маркетинговые расходы, страхование рисков, расходы на обеспечение правовой охраны и т.д.
При доходном подходе стоимость объекта определяется путем расчета приведенной к текущему моменту стоимости будущей выгоды. Выбор метода оценки будет зависеть от характера нематериального актива и стабильности дохода. К методам доходного подхода относят: метод дисконтирования денежного потока; метод прямой капитализации; метод остаточного дохода; метод экспресс-оценки; метод, основанный на расчете роялти; метод экспертных оценок. Кроме того, в практике торговли патентами сложилась определенная традиция, именуемая правилом 25, согласно которой покупатель соглашается платить лицензиару 25% от полученной им в результате использования лицензии прибыли.
В связи с необходимостью повышения эффективности использования результатов научной и творческой деятельности в экономике развитых стран появилась новая форма лизинга – лизинг интеллектуальной собственности. Содержание таких сделок аналогично традиционному лизингу, однако существует риск нарушения прав третьих лиц. Если стороны заранее не обговорили свои действия в случае предъявления претензий со стороны патентообладателя, такой риск ляжет на плечи арендодателя. Кроме того существует лизинг лицензий, суть его заключается в том, что арендодатель приобретает право использования объекта интеллектуальной собственности на определенный срок и на оговоренной контрактом территории с правом предоставления сублицензии и по лизинговому договору передает это право в аренду. Таким образом, приобретенная лизинговой компанией лицензия предоставляется арендатору в форме сублицензии.
Некоторые авторы выделяют такой метод коммерциализации интеллектуальной собственности, как франчайзинг в инновационной сфере. Особенностью последнего является обеспечение доступа пользователя к таким элементам интеллектуального капитала, как «дух организации», выгодные связи с контрагентами, специфические навыки и опыт, передаваемые персоналу в процессе обучающих программ, тренингов и прочего. Кроме того, стратегия франчайзинга по сравнению со стратегией лицензирования предоставляет владельцу интеллектуальной собственности большие возможности по контролю над ее надлежащим использованием [3].
Выводы
1. Коммерциализация интеллектуальной собственности – это общественные отношения по поводу вовлечения результатов интеллектуального труда в хозяйственный оборот. Экономическая сущность таких отношений заключается не только в передаче объекта от продавца к покупателю, но и передачу функций собственника (пучка прав). Сложность этого процесса заключается в юридических аспектах, таких как несогласованность законодательной базы в вопросах правовой охраны, налогового обложения и бухгалтерского учета; в отсутствии информации об аналогичных сделках, ввиду специфики самой природы объектов интеллектуальной собственности; в трудности понимания сложного механизма оценки, нехватке специалистов в этой области: грамотных юристов, квалифицированных экспертов-оценщиков и т.д.; в высокой степени риска как для продавца (использование лицензиатом результата интеллектуальной деятельности способом, не предусмотренным договором), так и для покупателя (осуществление инвестиций в недоходный проект).
2. Существенной проблемой успешной коммерциализации объектов интеллектуальной собственности также является нехватка посредников между продавцами и покупателями лицензий или патентов.
3. Остро стоит вопрос о системе подготовки таких специалистов, как патентные агенты и патентные поверенные.
4. Анализ предприятий, ведущих успешную инновационную деятельность, показал, что важным условием успешной коммерциализации объектов интеллектуальной собственности является грамотно построенная маркетинговая система. Вся структура маркетинговой службы от инновационного менеджмента до сбыта должна отвечать общей стратегии компании, целью которой является выход на новый рынок, разработка и эффективное внедрение результатов интеллектуальной деятельности.
5. Существенным условием повышения инновационной активности как предприятия, так и экономики страны в целом, являются объем и качество инвестиций в человеческий капитал. Создание благоприятных условий для научного и творческого труда способствует решению таких проблем, как недостаточная деловая активность населения, «утечка мозгов» и низкий уровень инвестиционной привлекательности страны.
Источники:
2. Мухопад В.И. Коммерциализация интеллектуальной собственности. – М.: Магистр; ИНФРА-М, 2012.
3. Спиридонова Е.А. Стратегия франчайзинга в инновационной сфере // Вестник СПбГУ. – Сер.5. – 2011. – Вып. 2.
Страница обновлена: 15.07.2024 в 00:39:04