Цифровое взаимодействие как фактор развития спортивной отрасли
Белякова М.Ю.1, Зверева А.О.1, Киреенков И.Д.1
1 Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
Скачать PDF | Загрузок: 10
Статья в журнале
Информатизация в цифровой экономике (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 4, Номер 4 (Октябрь-декабрь 2023)
Цитировать:
Белякова М.Ю., Зверева А.О., Киреенков И.Д. Цифровое взаимодействие как фактор развития спортивной отрасли // Информатизация в цифровой экономике. – 2023. – Том 4. – № 4. – С. 443-456. – doi: 10.18334/ide.4.4.119782.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=59559070
Аннотация:
Хозяйственная деятельность современных организаций, в том числе и организаций спортивной индустрии сегодня немыслима без внедрения цифровых технологий. Такая цифровая трансформация ориентирована в конечном итоге на повышение ценности компании на рынке и максимизация ее прибыли для владельцев компаний. В данной работе рассматриваются цифровые инструменты, применяемые спортивными организациями во всем многообразии, существующем сегодня. В современной действительности разработано множество цифровых подходов и практик спортивной индустрии: для взаимодействия с болельщиками, организации тренировочного процесса, проведения соревнований и др. Данный факт обоснован высокой востребованностью цифровых способов взаимодействия, которые сегодня являются оправданными и востребованными для достижения стратегических целей представителей спортивной отрасли.
Ключевые слова: спортивные организации, цифровизация, цифровые решения в спорте, соревнования
JEL-классификация: L80, L83, M20, Z21, Z29
Введение
Индустрия физической культуры и спорта развивается быстрыми темпами, и все большее количество соревнований, мероприятий и фестивалей, связанных со спортом, проводится во всех странах мира. Интерес к спорту вызван современными тенденциями и популяризацией здорового образа жизни. Это привлекает внимание многих заинтересованных сторон: предпринимателей, которые, изучив спрос общества, создают коммерческие организации, предоставляющие товары и услуги в спортивной сфере, потребителей, которые осуществляют свой выбор из многообразия предлагаемых продуктов. Также необходимо отметить отдельную роль государства, интерес которого заключается в реализации социальной политики и оздоровлении нации. Отчет о ходе реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта» за 2022 г. показывает, что спорт в России продолжает активно развиваться, его популярность у населения растёт. По данным отчета на территории нашего государство в регулярные занятия спортом вовлечено более половины населения 52,95%. (Возрастной интервал от 3 до 79 лет). По сравнению с 2021 годом в 2022 году наблюдается рост на 3,55%. Таким образом, спортом регулярно занимается больше половины населения страны.
Финансирование отрасли в 2022 году (рассматривается физкультура и спорт на территории РФ) составило 671,374 млрд. рублей, что на 129 млрд. больше, чем в предшествующем году. Структура расходов включает в себя денежные средства, направленные на оплату труда сотрудников отрасли физической культуры и спорта (42%). Другим значительным составным элементом общей суммы расходуемых стредств (95 млрд. руб.) являются денежные средства, предназначенные для реконструкции и строительства спортивных сооружений. Таким образом, можно констатировать, что спорт – направление, активно поддерживаемое государством [2].
Наряду с этим фактом, профессиональный спорт как глобальное явление, расширяет свой охват и привлекает болельщиков во всех странах. В спортивной индустрии появляется все больше заинтересованных сторон, которые стимулируют этот рост и создают обширную экосистему: от федераций, лиг, команд и клубов, через средства массовой информации, различных спонсоров и партнеров до производителей электроники. За последние несколько лет мировая спортивная индустрия пережила значительный рост, и, несмотря на негативные общемировые тренды, ожидается, что она продолжит расширяться в будущем. Согласно отчету Research and Markets [14], мировой спортивный рынок в 2022 году оценивался в 501,43 млрд. $, а к 2026 году, по прогнозам, он достигнет 707,84 млрд. $
Спортивная индустрия всегда была одним лидеров в области инноваций. Специфика проведения спортивных мероприятий, тренировочного процесса, где доля секунды может иметь решающее значение между успехом и провалом, необходимо наличие современных технологий.
На сегодняшний день цифровые технологии являются неотъемлемой часть любого спортивного события. Однако сложности, вызванные изменением в геополитической ситуации, кардинальным образом повлияли на положение российского спорта на международной арене. Чтобы сохранить спорт одним из главных феноменов индустрии развлечений и способов проведения досуга, необходимо трансформировать спортивную индустрию в конкурентоспособную отрасль. В данном случае именно создание и реализация новейших цифровых технологий помогает спортивной индустрии удержания лидирующих позиций, как в сфере оказания развлекательных услуг, так и поддержания высокого уровня в профессиональном спорте.
Естественно, современные достижения науки и техники значительно увеличивают возможности оптимизации применяемых решений в спортивной индустрии. Цифровые технологии активно помогают спортивной отрасли трансформироваться в бизнес среду, где экономическая составляющая выступает значимым фактором, наряду со спортивной составляющей. Пандемия COVID-19 и состояние геополитической напряженности оказали существенное влияние практически на каждую отрасль экономики, но именно спортивная индустрия является одной из тех, кто пострадал наибольшим образом. В связи с этим представляется важным факт, что внедрение цифровых технологий, систем и новейших платформ в спортивных организациях и мероприятиях сыграет одну из важных ролей в вопросе преодоления трудностей, возникших в российском спорте.
Основная часть
Развитие цифровой (электронной) экономики – экономики, характерной особенностью которой является максимальное удовлетворение потребностей всех ее участников за счет использования информации, в том числе персональной [4], затронуло все сферы экономических взаимоотношений. Процесс цифровизации затрагивает все сферы российской экономики [1]. Хотя развитие digital-технологий в спортивной отрасли берёт своё начало в ряде западных стран, которые являются законодателями в новейших технологических прорывах и задают темп в цифровой трансформации спорта.
В зарубежном понимании цифровизация спорта классифицируется по ряду определённых признаков, которые приведены ниже, на рисунке 1.
Рис.1 Основные направления цифровизации в спортивной индустрии
Источник: Составлено на основе [10,12,13]
Рассмотрим подробнее данные направления.
• Smart venue («умная» площадка)
В данном случае подразумеваются цифровые технологии, которые используются непосредственно на местах проведения соревнований. Спортивные объекты являются огромным полем для реализации новейших технологических идей, которые позволяют улучшать не только впечатления болельщиков от всего процесса, но увеличивают прибыльность и безопасность мероприятий. В современных реалиях существует бесчисленное множество форм и видов досуга и развлечений (например, социальные сети, просмотр игр дома, видеоигры, и тд.). Руководителям спортивных организаций и объектов необходимо стимулировать к походам на мероприятия болельщиков, для которых спорт не является образом жизни, а скорее представляет обычное развлечение. Технологические решения являются ключом к такому стимулированию, ведь они помогают организовывать некие «фан-путешествия» на определённый срок, который начинается с момента входа на стадион, а заканчивается при выходе. Это помогает привлекать зрителя и быть конкурентоспособными наравне со всей развлекательной индустрией.
Площадка проведения мероприятий имеет одно из решающих значений в степени удовлетворённости клиентов, поэтому компания SPSG Consulting разделила спортивные объекты на 4 зоны:
1. Зона непосредственно внутри арены, где происходит действие. Качество проводимого матча и атмосфера на стадионе – одни из главных факторов, влияющих на впечатления болельщиков.
2. Зона внутри стадиона, но за пределами спортивной площадки (например, фан-зоны, магазины, кафе, парковка и многое другое). В данной зоне на впечатления болельщиков также влияют спонсоры, ресторанный и клининговый персонал.
3. Зона ивентов вне стадиона. Различные активности в городе, транспорт, парковки, рестораны и тд. Здесь болельщики получают впечатление на протяжении всего дня проведения мероприятия.
4. Зона «остального мира». Под данным термином учитывается всё происходящее непосредственно вдали от места проведения мероприятия и интернете (например, фан-зоны в других городах/странах, активности в социальных сетях, виртуальная реальность и тд.)
Рассматривая данную модель, можно сделать вывод, что цифровые платформы и big data (большие данные) выйдут на первое место с точки инновационных решений непосредственно для мест проведения спортивных мероприятий.
• Fan engagement (вовлечение фанатов)
Распространение новых цифровых платформ позволяет спортивным организациям лучше понимать предпочтения посетителей, улучшать таргетинг на клиентов и создавать индивидуальные впечатления. Появление инновационных цифровых технологий может повысить вовлеченность болельщиков в течение всего игрового дня (до, во время и после игры). Поэтому развитие цифровых платформ выглядит наиболее актуальным способом погрузить фантов в процесс проводимого мероприятия. Статистика в онлайн режиме, погружение в историю противостояния команд, виртуальная реальность, возможность заказа еды на стадион – всё это существует за счёт развития digital-сферы и помогает вовлекать в спорт даже тех людей, для которых он не представляет интереса как самобытное зрелище. Также зарубежные эксперты считают, что инструменты автоматизации цифрового маркетинга станут ключевыми в будущем для более глубокого изучения предпочтений посетителей и проведения целевых рекламных кампаний.
• Team and athlete performance (выступление команды и спортсмена)
С помощью инноваций спортсмены могут извлекать не меньшую выгоду, чем болельщики. Благодаря сбору данных, датчикам и устройствам разной направленности и функционала, команды/спортсмены имеют возможность следить за своими результатами и корректировать разные аспекты, влияющие на них. Технологии играют ключевую роль в росте и развитии спортивных результатов. Носимые технологии и датчики предоставляют показатели производительности, которые позволяют создавать профили игроков и обмениваться информацией между всеми профессионалами, которым может понадобиться эта информация (например, другие команды, сборные, агенты и скауты). Инструменты сбора биометрических данных будут иметь важное значение для оптимизации благополучия спортсмена, поскольку они позволяют персонализировать тренировки в соответствии с потребностями и физическими данными каждого игрока. Это, в свою очередь, позволит снизить травматичность или сократить сроки восстановления после травмы путем обработки полученной информации.
• Business insights and productivity (бизнес-аналитика и продуктивность)
По мере развития технологий спортивный бизнес адаптируется и вынужден трансформировать свои процессы, чтобы использовать новые возможности. По мере того, как технологические достижения приносят большие объемы данных заинтересованным сторонам из разных источников, искусственный интеллект становится важным помощником в поиске и выборе наиболее ценных идей для целей команды и проведении качественной обработки аналитических материалов. Фактически, машины могут самостоятельно определять закономерности и разрабатывать прогнозные модели, что, в свою очередь, позволит принимать более точные управленческие решения. Эти модели прогнозирования основаны на исторических данных и могут использоваться, например, для того, чтобы узнать, что может сделать противник, или даже спрогнозировать, насколько эффективным будет молодой спортсмен в будущем. Также нельзя обойти стороной факт, что сбор информации о поведении болельщиков имеет одно из решающих значение для спортивных клубов и федераций, которые заинтересованы в привлечении спонсоров. Таким образом, большие данные помогают сформировать стратегии взаимодействия со спонсорами и выбирать оптимальные решения на всех этапах.
Отдельным пунктом исследования, следует отметить, что основной прогресс digital-индустрии в сфере спорта связан с зарубежными открытиями и инновациями. Рассмотрим ниже некоторые технологии, предназначенные для спортсменов. Они систематизированны на рисунке 2.
Рис.2 Некоторые цифровые решения, ориентированные на спортсменов
Источник: Составлено на основе [8,12]
• Баскетбольный мяч «Infomotion 94Fifty Smart Sensor». Такой мяч выпущен для спортсменов и ориентирован на улучшение тренировочной составляющей. Интерактивные способы взаимодействия со спортсменом в рамках тренировочного процесса позволяют исследовать за результатами спортсмена в режиме реального времени. Тренерский штаба и спортсменомимеют возможность обрабатывать и анализировать различные статистические данные, характеризующие игровой процесс (скорость, вращение и угол броска), а так же получать рекомендации по совершенствованию работы с мячом отдельного спортсмена.
• «Biofeedback». Данная технология представляет систему биологической обратной связи, на основании которой можно регистрировать, обрабатывать физиологические характеристики отдельного спортсмена. Также на основе подобной информации можно выделить пиковую работоспособность спортсмена, что в свою очередь позволяет совершенствовать тренировочный процесс. Так же современное медико-биологическое обеспечение спортсмена нуждается в подобных данных.
• Смарт-ракетка «Babolat Pure Play Drive». Решение, основанное на оборудовании ракеток специальными датчиками, позволяет аккумулировать информацию о текущих характеристиках отдельной игры во взаимосвязи с параметрами отдельного спортсмена: его уровня владения техникой, физической выносливостью и рядом других. Система фиксирует количество топ-спинов, подач и других типов ударов, различные показатели, а также отдельные достижения и результаты за всю игру. Встроенный в ручку датчик записывает игру и передает данные на смартфон, с установленным соответствующим приложением.
• Adidas miCoach. Такая система разработана для оценки параметров командной игры, с целью анализа вклада отдельного игрока в работу команды. Достижения игроков можно отследить в on-line режиме (групповая пульсометрия, скорость, дистанция, система видеофиксации футболистов и др.), на основе чего возможно объективной оценить результативность отдельного спортсмена.
• Система отслеживания «GAME GOLF». Система GAME GOLF состоит из двух компонентов: носимый на поясе трекер и специальные метки-теги, закрепляемые на клюшках. Технология фиксирует и отображает игру в динамическом интерфейсе, вместе со статистикой, тенденциями и полезной для вас информацией. Есть полная статистика, достижения и рекорды, а также возможность поделиться и сравнить свои результаты с другими членами сообщества.
Отдельным аспектом цифровизации являются цифровые технологии, использующиеся непосредственно во время проведения спортивных соревнований, приведенные на рисунке 3.
Рис.3 Некоторые цифровые решения, ориентированные на проведение спортивных соревнований.
Источник: Составлено на основе [11]
• VAR (Video Assistant Referee). Это модульная система видеопомощи арбитрам в футболе, конфигурируемая под любой уровень сложности и ответственности спортивного соревнования. Технология позволяет просмотреть четыре вида спорных моментов и помочь судье принять верное решение: нарушения правил при забитых голах, эпизоды с назначением пенальти, ошибочное предъявление красной карточки (эпизоды со второй жёлтой не рассматриваются) и ошибки в идентификации наказанных игроков (помогает определить, кто именно совершил фол, наказываемый карточкой). Таким образом, система видеопомощи позволяет официально выявить и подтвердить «явные ошибки» судьи во время матча.
Данная технология не является очень инновационной, так как у системы существует большое количество аналогов в разных видах спорта уже много лет. Но, по моему мнению, именно в футболе данная система производит самую глобальную революцию и кардинально меняет устройство самих футбольных соревнований.
• Fan ID. Если выражаться более простым языком, то эта технология является электронным паспортом болельщика. Её главное предназначения заключается в обеспечении безопасности на спортивных мероприятиях и более удобном отслеживании массовых перемещений. Чтобы воспользоваться Fan ID, болельщик должен зарегистрировать личные данные на специализированном сайте. Вся информация будет загружена в единую систему, которая с помощью камер фиксирует всех посетителей спортивного объекта. В случае неправомерных действий со стороны фанатов, система автоматически блокирует им вход на стадионы на определённый отрезок времени.
• Система управления мероприятиями LOOM. Данная система создана компанией Atlas Acme и предназначена для более структурированной и качественной подготовки крупных спортивных мероприятий. Технология LOOM включает в себя различные модули, которые имеют собственный функционал и предназначение.
Модуль «Аккредитация». Создан проверки службами безопасности мероприятий, позволяет отслеживать и изменять статус аккредитации участников, а также настраивать и отправлять на печать аккредитационные карты.
Модуль «Логистика». Позволяет управлять заказами на доставку, составлять графики доставки и, следовательно, координировать движение грузовых автомобилей на контрольно-пропускных пунктах объекта. Зная планируемый объем доставки, вы можете грамотно организовать команду на объекте.
Модуль «Медицина». Помогает регистрировать травмы и болезни участников и других медицинских событий, а также собирать информацию об истории оказания медицинской помощи гостям. Также позволяет сотрудникам медицинской службы мероприятия создавать, печатать и выдавать медицинские рецепты атлетам и контролировать наличие медикаментов на территории мероприятия.
Модуль «Планировщик». Содержит расписание всех спортивных и неспортивных мероприятий. Действия можно просматривать в различных режимах, включая день или месяц. Уникальность Планировщика заключается в том, что он позволяет создавать: ключевые события (например, спортивные соревнования, церемония открытия или закрытия), связанные (например, открытие входных ворот) или фиксированные действия (например, тренировки спортсменов). Изменения времени в ключевых событиях автоматически отражаются на связанных с ними действиях и уведомляет всех, кто связан с этим мероприятием.
Модуль «Размещение». Помогает систематизировать номерной фонд мероприятия, оформлять карточки гостиниц и номеров, отслеживать свободные в зависимости от уровня и квот. Участники и гости мероприятия из личного кабинета могут отправлять индивидуальные или групповые заявки на бронирование.
Модуль «Транспорт». Предназначен для выдачи разрешений на парковку автомобилей на площадках проведения мероприятий, организацию переезда людей между площадками мероприятия и предоставление определенного количество автомобилей в определенное время и место.
Модуль «Прибытия и отъезды». Объединяет время, дату и количество гостей, а также ведет учет любого багажа, от негабаритного оборудования до спортивного оружия, чтобы предоставить соответствующие услуги сопровождения, а также назначить встречающих.
Модуль «Спортивные заявки и квалификации». Отображает длинный список спортсменов и помогает сформировать короткий список отобранных для участия в соревнованиях спортсменов. Также создавать квоты для каждой спортивной дисциплины, ограничивать количество участников из каждой страны-участницы и включать отдельных спортсменов или команды в дисциплины или мероприятия. В случае возникновения форс-мажорных обстоятельств после крайнего срока подачи заявок модуль позволяет управлять заменой спортсменов и обмениваться данными с системами хронометража.
Модуль «Управление протоколом». Предназначен для менеджеров по работе со службами протокола высоких гостей. Он позволяет отслеживать количество присутствующих гостей, согласовывать приглашения и участие гостей в мероприятиях через их ассистентов. Устройство предоставляет данные о прибытии / отбытии и размещении гостей.
Модуль «Управление персоналом и волонтёрами». Помогает принимать и обрабатывать заявки волонтеров, проводить удаленное обучение и тестирование волонтеров и персонала, назначать на должности и позиции в соответствии с навыками и рейтингом, а также организовывать встречи и автоматически отправлять приглашения по электронной почте и уведомления в приложении.
Модуль «Управление экипировкой». Помогает составить каталог экипировки, инструментов, электронных устройств и оборудования для персонала и волонтеров, формировать "пакеты" в зависимости от роли и позиций персонала и контролировать их выдачу и получение.
Заключение
Процесс перехода предприятия или целой экономической отрасли на новые модели бизнес-процессов, менеджмента и способов производства, основанных на информационных технологиях, иначе говоря, Digitalization (цифровизация) – затрагивает все больше отраслей экономики. [5]
Главное отличие digitalization [9] (цифровизация) от digitization [7] (оцифровка) заключается в том, что в первом случае создаётся совершенно новый продукт с особенными функциональными свойствами и качествами. Во втором же случае процесс направлен на улучшение существующих бизнес-моделей и производственных процессов. «Цифровизация» позволяет бизнесу совершить сильный рывок и получить много конкурентных преимуществ. Также можно сказать, что «цифровизация» уже является частью 4-й промышленной революции (Industry 4.0), которая предполагает переход от фрагментарной автоматизации отдельных стадий или производств к полностью автоматизированному цифровому производству, управляемому интеллектуальными системами в режиме реального времени.
• Цифровая трансформация. Многие думают, что под этим понятием скрывается внедрение современных технологий в бизнес, модернизация оборудования и т.д. На самом деле это большое заблуждение, ведь наличие современного оборудования, искусственного интеллекта или робототехники ещё не показывает, что ваше предприятие является цифровым. Безусловно, технологии меняются, всегда появляется что-то новое, но это новое лишь инструмент в руках людей, предназначенный для повышения эффективности выполняемой работы. Именно поэтому можно сказать, что «цифровая трансформация» - это переосмысление способов организации работы сотрудников для их эффективного взаимодействия с клиентами за счёт использования современных технологий и анализа данных.
Экономика является одной из важнейших областей, которые затрагивают современные технологии. Стратегия развития информационного общества в России на 2017-2030 годы [3], утвержденная Указом Президента РФ от 09.05.2017 г. № 203, подразумевает, что «Цифровая экономика – это хозяйственная деятельность, в которой ключевым фактором производства являются данные в цифровом виде, обработка больших объемов и использование результатов анализа которых по сравнению с традиционными формами хозяйствования позволяют существенно повысить эффективность различных видов производства, технологий, оборудования, хранения, продажи, доставки товаров и услуг». Из всего многообразия цифровых технологий можно выделить технологии, которые направлены на развитие спортивной индустрии. Как представляется, они служат основой большинства бизнес-моделей будущего и принципов многих экономических взаимодействий.
Источники:
2. Отчет о ходе реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта» за 2022 г.». Министерство спорта Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: http://www.minsport.gov.ru (дата обращения: 02.09.2023).
3. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы. Kremlin.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://kremlin.ru/acts/bank/41919 (дата обращения: 27.09.2023).
4. Кешелава А.В., Буданов В.Г. и др. Введение в «Цифровую» экономику. / Монография. Том. 1. На пороге «цифрового» будущего. - М.: ВНИИГеосистем, 2017. – 28 c.
5. Масленников М.И. Технологические инновации и их влияние на экономику // Экономика региона. – 2017. – № 4. – c. 1221-1235. – doi: 10.17059/2017-4-20.
6. Чекашева Д.В., Мокеева Л.А. Современные технологии в спорте // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: Сборник статей по материалам XXXIII студенческой международной научно-практической конференции. Новосибирск, 2015. – c. 442-456.
7. Коптелов А. Готов ли ваш бизнес к цифровой трансформации?. Executive.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.executive.ru/management/itforbusiness/1985479-gotov-li-vash-biznes-k-tsifrovoi-transformatsii (дата обращения: 24.09.2023).
8. Технологизация спорта: умные устройства для профессионалов и любителей. Habr.com. [Электронный ресурс]. URL: https://habr.com/ru/companies/medgadgets/articles/229217/ (дата обращения: 17.09.2023).
9. Цифровизация экономики. Бизнес и информационные технологии. Bit.samag.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://bit.samag.ru/uart/more/67 (дата обращения: 24.03.2023).
10. 21st-Century Sports: How Digital Technology Is Changing the Face Of The Sporting Industry. Huffingtonpost.com. [Электронный ресурс]. URL: https://www.huffingtonpost.com/sam-cohen/21st-century-sports-how-d_b_12039220.html? (дата обращения: 20.04.2023).
11. How technology has started to impact and transform Sports. Sportskeeda.com. [Электронный ресурс]. URL: https:// www.sportskeeda.com/sports/sports-technology (дата обращения: 26.09.2023).
12. Global SportsTech reports,2021,2022,2023. Sportstechx.com. [Электронный ресурс]. URL: https://sportstechx.com (дата обращения: 07.09.2023).
13. Jitendra Yadav, Rambalak Yadav, Nidhi Sahore, Aparna Mendiratta Digital social engagements and knowledge sharing among sports fans: Role of interaction, identification, and interface // Technological Forecasing and Social Change. – 2023. – p. 122792. – doi: 10.1016/j.techfore.2023.122792.
14. Sports Global Market Report 2023. Researchandmarkets.com. [Электронный ресурс]. URL: https://www.researchandmarkets.com/reports/5781098/sports-global-market-report? (дата обращения: 04.10.2023).
Страница обновлена: 15.07.2024 в 02:53:26