Организация государственного управления достижения «цифровой зрелости» социальной сферы в России

Кузнецова Е.К.1,2, Ивашкевич Т.В.1, Иваненко О.Б.1
1 Омский филиал Финансового университета при Правительстве Российской Федерации
2 ЧУОО ВО «Омская гуманитарная академия», Россия

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 17, Номер 12 (Декабрь 2023)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=59997337

Аннотация:
Передовая международная практика цифровизации социально значимых услуг, клиентоцентричный подход к удовлетворению общественных потребностей находят свое отражение в деятельности органов государственного управления при выборе инструментов реализации стратегических государственных приоритетов. На основе изучения правовых и методических основ стратегического государственного управления авторами исследования проведен анализ формирования и функционирования механизма достижения «цифровой зрелости» социальной сферы в России на примере здравоохранения и образования с учетом декомпозиции показателей на уровень субъекта.

Ключевые слова: социальная сфера, цифровая трансформация, цифровая зрелость, стратегическое государственное управление, национальная безопасность

JEL-классификация: I31, I38, O31, O33



Введение

Актуальность. В условиях повышенной турбулентности и новых рисков для социального благополучия общества ведущие державы продолжают использовать возможности стратегического управления, в том числе ресурсы цифровых технологий. Научный интерес представляет реализация концепции клиентоцентричного подхода в государственном управлении социальной сферой с учетом достоинств и рисков цифровизации.

Изученность проблемы. В немногочисленных отечественных публикациях по теме исследования актуальные вопросы цифровой трансформации социальной сферы как сектора народного хозяйства представлены в работах Н.Н. Зыковой, Е.С. Пыженковой, Т.Д. Садовской, Л.В. Шабалтиной [11,13,14,17]. Подходы и результаты оценки цифровой зрелости организаций социальной сферы и потребителей их услуг рассмотрены в трудах Г.И. Абдрахмановой, Г.Г. Ковалевой, Н.М. Логачевой, К.Е. Утятиной [9,12].

Научная новизна. С позиции институционального и структурно-функционального подходов рассмотрены правовые и методические основы достижения цифровой зрелости социальной сферы, определены аналитические блоки показателей мониторинга достижения «цифровой зрелости» здравоохранения и образования.

Цель исследования заключается в обосновании необходимости развития механизма государственного управления достижением цифровой зрелости социальной сферы в России.

Объектом исследования выступает социальная сфера, в частности области здравоохранения и образования, предметом – цифровая зрелость объекта исследования.

Теоретическая и практическая значимость определяется возможностями применения результатов исследования для дальнейшего совершенствования механизма достижения цифровой зрелости отраслей социальной сферы в России в условиях цифровой трансформации.

Методология исследования. Исследование носит междисциплинарный характер, при выполнении которого использовались общенаучные методы, включая сравнительный анализ, синтез, логическое обоснование.

Основной информационной базой исследования стали данные Правительства РФ, Министерства здравоохранения России, Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Основная часть

Развитие теории и практики государственного стратегического управления сопровождается постоянной адаптацией и внедрением полученных результатов в функционирование системы органов государственной власти с учетом новых вызовов и приоритетов. При определении стратегических направлений структурной трансформации социальной сферы наша страна учитывает международные рекомендации, в частности, значимость и актуальность векторов устойчивого социального развития ООН на период 2016—2030 гг., среди которых:

ü Цель устойчивого развития (ЦУР) 3 «Обеспечение здорового образа жизни и содействие благополучию для всех в любом возрасте»;

ü ЦУР 4. «Обеспечение всеохватного и справедливого качественного образования и поощрение возможности обучения на протяжении всей жизни для всех»;

ü ЦУР 8. «Содействие поступательному, всеохватному и устойчивому экономическому росту, полной и производительной занятости и достойной работе для всех» [10].

Рассматриваемые ориентиры нашли отражение и в президентском Указе, закрепившем на период до 2030 г. в числе национальных целей:

· сохранение населения, здоровье и благополучие людей;

· возможности для самореализации и развития талантов;

· достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство;

· цифровая трансформация и другие [2].

В докладе эксперта Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации на форуме «Общее будущее» о роли цифровизации в достижении целей устойчивого развития, было подчеркнуто, что «развитие электронного правительства и цифровых услуг для населения способствует сокращению неравенства как внутри стран, так и между самими странами» [16].

Для определения и актуализации стратегических целей нашей страны и показателей их достижения, базовых подходов к способам, этапам и формам достижения национальных целей в структуре президентской власти с 2018 года начал свою работу профильный Совет (в настоящее время – «Совет при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам»).

С октября 2021 года в нашей стране по шести направлениям реализуются стратегические инициативы социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года, в число которых вошли отдельными разделами социальная сфера и цифровая трансформация [15].

С осени 2021 года деятельность органов власти скоординирована на основе единого плана по достижению национальных целей развития России до 2030 года [3], в котором как наиболее важный результат цифровой трансформации закреплена «цифровая зрелость», предусматривающая переход к принятию управленческих решений на основе данных. В дальнейшем, с октября 2021 года распоряжениями Правительства РФ начали утверждать и принимать к исполнению Стратегические направления в области цифровой трансформации ключевых секторов народного хозяйства. В рамках нашего исследования наибольший интерес представляют Стратегические направления в области цифровой трансформации здравоохранения, общего и высшего образования, науки, социальной защиты и обслуживания.

Примечательно, что вопросы понятийно-терминологического аппарата в обозначенных документах не затрагивались, и только 21 декабря 2021 года, в стратегическом направлении в области цифровой трансформации науки и высшего образования были закреплены такие понятия как «цифровая зрелость» и «цифровая трансформация отрасли». Соотвественно, под цифровой трансформацией отрасли понимается «комплексное преобразование деятельности участников отрасли и органов исполнительной власти Российской Федерации, связанное с переходом к новым бизнес-моделям, каналам коммуникаций, а также процессам и культуре, которые базируются на новых подходах к управлению данными с использованием цифровых технологий», а цифровая зрелость – это «достижение ключевыми отраслями и уполномоченными органами исполнительной власти Российской Федерации целевых показателей, сформулированных в стратегическом направлении» [5].

С учетом декомпозиции национальной цели «Цифровая трансформация» по показателю достижения «цифровой зрелости» ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, а также государственного управления на региональном уровене, органы государственной власти субъектов РФ в 2021-2022 гг. разработали стратегии цифровой трансформации отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления. На уровне субъектов РФ цифровые технологии рассматриваются как основные инструменты достижения национальной цели «Цифровая трансформация отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления».

Проведенный анализ целеполагания в части цифровой трансформации социальной сферы нашей страны как стратегической цели позволяет сделать вывод, что ее достижение увязано с мероприятиями профильных стратегий и стратегических направлений, федеральных и национальных проектов, государственных и ведомственных программ и фиксируется в единой информационной системе государственного мониторинга достижения национальных целей.

В настоящее время в рамках стратегического направления по цифровой трансформации социальной сферы, относящейся к сфере деятельности Министерства труда и социальной защиты РФ, реализуется четыре проекта, по которым утверждены показатели на период 2022-2024 гг.:

· Единая цифровая платформа в социальной сфере;

· Единый контакт-центр взаимодействия с гражданами;

· Электронный кадровый документооборот;

· Модернизация государственной службы занятости населения.

Первый проект является наиболее амбициозным, предусматривает увеличение показателей на конец 2024 года в сравнении с 2022 годом в несколько раз (рисунок 1).

Рисунок 1. Планируемые показатели проекта «Единая цифровая платформа в социальной сфере» в 2022-2024 гг., в %. Составлено авторами по [4]

В области цифровой трансформации образования, относящейся к сфере деятельности Минпросвещения РФ к реализации до 2030 г. предусмотрено пять сервисных проектов (Библиотека цифрового образовательного контента, Цифровое портфолио ученика, Цифровые помощники для ученика, родителя, учителя), и один организационный проект по созданию и внедрению системы управления в образовательной организации. К 2024 году ожидается достижение следующих наиболее высоких уровней реализации перечисленных проектов:

· Цифровой помощник родителя – 80%;

· Цифровой помощник учителя – 90%;

· Создание и внедрение системы управления в образовательной организации – 90% [6].

Отличительными особенностями стратегического направления в области цифровой трансформации науки и высшего образования, в сравнении с предыдущими, являются:

- наличие не только количественных, но и качественных показателей и их значений на 2022-2024 гг. и 2030 год;

- выделение в отдельную группу межведомственных показателей (связанных с производством и использованием отечественной электронной продукции), на значения которых влияет реализация другого стратегического направления, курируемого Минпромторгом России, с соответствующим закреплением его в качестве второго ответственного исполнителя;

- предоставление доступа к публичной части формируемого паспорта «цифровой зрелости» образовательных организаций высшего образования и научных организаций.

Цифровая трансформация науки и высшего образования в России предусматривает реализацию проектов «Единая сервисная платформа науки», «Датахаб», «Сервис хаб», «Цифровое мышление», «Цифровой университет», «Маркетплейс ПО и оборудования», «Архитектура цифровой трансформации».

Важно отметить, что для более детального расчета достижения «цифровой зрелости» социальной сферы принята соответствующая методика [7].

Рассмотрим алгоритм расчета показателя:

ЦЗОс = (0,25 * Уии + 0,25 * Урцр + 0,5 * Уцзо),

где: ЦЗОс - достижение цифровой зрелости отраслей социальной сферы;

Уии – доля достижения целевого значения численности специалистов, интенсивно использующих ИКТ, занятых в социальной сфере;

Урцр – доля достижения целевого значения роста расходов организаций на внедрение и использование современных цифровых решений;

Уцзо – доля достижения целевого значения цифровой зрелости отраслей социальной сферы.

Итоговое значение показателя и промежуточные показатели измеряются в процентах.

Показатели государственного мониторинга достижения «цифровой зрелости» отраслей социальной сферы кратко рассмотрим на примере здравоохранения и образования.

К объектам оценки на федеральном уровне и уровне субъектов РФ отнесены в сфере здравоохранения органы государственной власти и организации соответствующего профиля. Источниками данных является Единая государственная информационная система в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ), Единый портал государственных и муниципальных услуг (ЕПГУ), Государственная информационная система обязательного медицинского страхования.

В группу показателей мониторинга достижения «цифровой зрелости» здравоохранения входит восемь позиций для федерального уровня и уровня субъектов РФ, идентичных друг другу. Все показатели можно сгруппировать по следующим блокам:

1. Показатели клиентоцентричности:

доли граждан, у которых сформированы интегрированные электронные медицинские карты, доступные на ЕПГУ; находящихся под диспансерным наблюдением, по которым обеспечен дистанционный мониторинг состояния здоровья, в том числе с использованием ЕПГУ; которым выписанные рецепты на лекарственные препараты доступны в форме электронного документа на ЕПГУ и доля записей на прием к врачу, совершенных гражданами дистанционно, в том числе с использованием ЕПГУ.

2. Показатели применения видеоконференцсвязи в работе врачей:

доли консилиумов врачей, проводимых субъектами Российской Федерации с НМИЦ Минздрава России и консультаций, проводимых врачом с пациентом посредством ЕПГУ с использованием видео-конференции.

3. Показатели по организациям в сфере здравоохранения:

доли станций (отделений) скорой медицинской помощи, подключенных к информационной системе управления службой скорой медицинской помощи единой центральной диспетчерской службы скорой медицинской помощи и медицинских организаций, осуществляющих централизованную обработку и хранение в электронном виде результатов диагностических исследований.

Рисунок 2. Планируемые результаты цифровой зрелости здравоохранения в России к 2030 году. Составлено авторами по [7].

В первую очередь максимальной цифровизации в здравоохранении к 2030 году подлежат: связь сети станций (отделений) скорой медицинской помощи с единой центральной диспетчерской службой и стандартные процедуры по организации бизнес-процессов с учетом клиентоцентричности, в том числе электронный документооборот. Более сложные для цифровой трансформации алгоритмы, связанные с принятием коллективных профессиональных решений в рамках телемедицины, в обозначенный период остаются на более низком уровне цифровой зрелости (10-50 %).

В группу показателей федерального мониторинга достижения «цифровой зрелости» высшего образования входит семь позиций (рисунок 3).

В качестве объектов оценки выступают образовательные организации высшего образования (ООВО) и их сотрудники, научные организации, а также организации, реализующие НИОКР. Источниками необходимой информации являются данные: Росстат, Суперсервис «Поступление в ВУЗ онлайн», ГИС «Современная цифровая образовательная среда», Цифровая платформа исследователя, Единая государственная информационная система учета результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, Национальная исследовательская компьютерная сеть России.

Рисунок 3. Показатели «цифровой зрелости» высшего образования и науки в России к 2030 году. Составлено авторами по [7].

При скромных стартовых условиях перехода высшего образования и науки как отрасли социальной сферы к использованию цифровых инноваций, к 2030 году планируется достичь высокий уровень цифровой зрелости. При этом наиболее сложным для реализации считается выполнение показателя по НИОКР, реализуемым в сфере цифровых технологий.

Активное внедрение в рассматриваемые отрасли социальной сферы нашей страны цифровых пользовательских платформ, развитие государственных информационных систем сопровождается определенными общесистемными проблемами. Несмотря на развитие технологий, в настоящее время остаются актуальными вопросы надежности и безопасности государственных информационных систем, что привело к появлению соответствующего нормативно-правового акта [8]. Следовательно, с января 2024 года взаимодействие с Федеральным центром обработки данных будет организовано на базе сертифицированных технических средств криптографической защиты информации с учетом класса защиты (например, по ЕГИСЗ не ниже высокого уровня значимости).

Кроме того, с апреля 2024 года вступает в силу Федеральный закон от 31.07.2023 № 402-ФЗ о «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», который предусматривает административную ответственность за нарушение порядка представления информации именно в ЕГИСЗ [1].

Следовательно, очередным этапом в развитии цифровой трансформации отраслей социальной сферы в России можно смело считать усиление института государственного контроля и надзора за функционированием государственных информационных систем.

Выводы и заключение

Программирование, планирование, контроль и мониторинг цифровой трансформации социальной сферы увязано с Единым планом по достижению национальных целей развития до 2030 года на основе использования информационных актуальных технологических решений, в том числе и в сфере национальной безопасности. Структурная цифровая трансформация социальной сферы в России осуществляется с учетом вызовов и рисков нового технологического уклада.

Показатели мониторинга достижения цифровой зрелости здравоохранения, закрепленные в методике расчета показателей по национальной цели развития РФ «Цифровая трансформация» федерального и регионального уровней идентичны друг другу, что обеспечивает их верификацию и связывает с созданием единого цифрового контура в здравоохранении. Аналогичный подход лег и в основу мониторинга общего образования. В то время как мониторинг достижения цифровой зрелости высшего образования и науки осуществляется на федеральном уровне.

Общими системными проблемами достижения «цифровой зрелости» отраслей социальной сферы, на наш взгляд, являются:

· взрывной рост при формировании первоначального объема данных, усложнение его структуры за счет выстраивания новой архитектуры управления в цифровой среде, сопровождается появлением новых уязвимостей информационных систем, что наглядно показывает ежедневная статистика их устранения в подсистемах ЕГИСЗ;

· дефицит отечественной электронной продукции и введенные санкции, ужесточение требований могут привести к межотраслевой конкуренции на соответствующем внутреннем рынке нашей страны;

· недостаточное правовое и техническое обеспечение процессов цифровизации отраслей социальной сферы с учетом возрастающей ответственности должностных лиц при их функционировании;

· работники отраслей социальной сферы, традиционно мотивированные на живое взаимодействие с людьми, в новых условиях все больше уделяя времени на приобретение и развитие цифровых компетенций могут испытывать психологический дискомфорт и т.п.

Для решения обозначенных авторами проблем необходимо проведение дальнейших исследований на междисциплинарной основе, включая изучение передового международного опыта. В нашем понимании особое значение в этом направлении приобретает исследование вопросов развития и совершенствования институциональной среды цифровой трансформации социальной сферы, которая будет способствовать формированию институционального каркаса цифровой зрелости и выступать вектором эффективного функционирования всей социальной сферы.


Источники:

1. Федеральный закон от 31.07.2023 № 402-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях». [Электронный ресурс]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202307310015?index=1 (дата обращения: 05.11.23).
2. Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_380244/95306fd63c6d78809f4ae93a22b776b264fcb0d7/ (дата обращения: 01.11.23).
3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 01 октября 2021 г. № 2765-р «Единый план по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года». [Электронный ресурс]. URL: http:// www.economy.gov.ru/material/dokumenty/edinyy_plan_po_dostizheniyu_nacionalnyh_celey_razvitiya_rossiyskoy_federacii_na_period_do_2024_goda_i_na_planovyy_period_do_2030_goda.html (дата обращения: 08.10.23).
4. Распоряжение Правительства РФ от 6 ноября 2021 г. № 3144-р Об утверждении Стратегического направления в области цифровой трансформации социальной сферы, относящейся к сфере деятельности Минтруда России. [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/402917886/?ysclid=loygdfx7mq156033961 (дата обращения: 15.09.2023).
5. Распоряжение Правительства РФ от 21 декабря 2021 г. № 3759-р Об утверждении стратегического направления в области цифровой трансформации науки и высшего образования. [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/403203308/ (дата обращения: 21.10.2023).
6. Распоряжение Правительства РФ от 2 декабря 2021 г. № 3427-р Об утверждении стратегического направления в области цифровой трансформации образования, относящейся к сфере деятельности Министерства просвещения РФ. [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/403075723/ (дата обращения: 25.10.2023).
7. Приказ Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 18.11.2020 г. № 600 (ред. от 14.01.2021) «Об утверждении методик расчета целевых показателей национальной цели развития Российской Федерации «Цифровая трансформация». [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_372437/ (дата обращения: 05.10.2023).
8. Приказ ФСБ РФ от 24.10.2022 N 524 «Об утверждении требований о защите информации, содержащейся в государственных информационных системах, с использованием шифровальных (криптографических) средств». [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405670815/?ysclid=lozhq2s8c8551854853 (дата обращения: 10.10.2023).
9. Абдрахманова Г.И., Ковалева Г.Г., Утятина К.Е. Цифровая зрелость здравоохранения // Цифровая экономика: экспресс-информация. – 2020. – № 34(174). – c. 1-3.
10. Декларация Генеральной Ассамблеи ООН от 25 сентября 2015 года. Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года. [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/420355765?ysclid=loy4mfusuz152298813 (дата обращения: 12.11.2023).
11. Зыкова Н.Н. Цифровая трансформация в социальной сфере: тенденции и перспективы // Вестник Поволжского государственного технологического университета. Серия: Экономика и управление. – 2023. – № 1 (56). – c. 88-96. – doi: 10.25686/2306-2800.2023.1.88.
12. Логачева Н.М. Цифровая зрелость потребителя услуг социальной сферы // Вестник Челябинского государственного университета. – 2020. – № 10(444). – c. 21-27. – doi: 10.47475/1994-2796-2020-11003.
13. Пыженкова Е.С. Отраслевая специфика цифровой трансформации в РФ // Вестник образования и развития науки Российской академии естественных наук. – 2022. – № 26. – c. 58–63. – doi: 10.26163/RAEN.2022.46.56.009.
14. Садовская Т.Д. Цифровизация процессов предоставления мер социальной поддержки граждан как фактор повышения эффективности бюджетной деятельности государства / Т.Д. Садовская // Проблемы экономики и юридической практики. – 2021. – № 5. – c. 175-183. – doi: 10.33693/2541-8025-2021-17-5-175-183.
15. Стратегические инициативы социально-экономического развития России до 2030 года. [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/news/43480 (дата обращения: 12.11.2023).
16. Цифровизация способствует достижению сразу нескольких Целей устойчивого развития. [Электронный ресурс]. URL: https://www.digital-energy.ru/2019/11/25/industry/tsifrovizatsiya-sposobstvuet-dostizheniyu-tseley-ustoychivogo-razvitiya/ (дата обращения: 10.11.2023).
17. Шабалтина Л.В. Цифровая зрелость как инструмент целенаправленной трансформации технологических укладов // Креативная экономика. – 2022. – № 6. – c. 2055-2072. – doi: 10.18334/ce.16.6.114863.

Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:57:39