Organization and development of the state monitoring system of the Russian industry digital maturity
Kuznetsova E.K.1, Ivashkevich T.V.1
1 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (Омский филиал)
Download PDF | Downloads: 42
Journal paper
Russian Journal of Innovation Economics (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 13, Number 4 (October-December 2023)
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=63633303
Abstract:
Based on the study of the conceptual and terminological apparatus of the digital economy, the legal and methodological foundations of strategic state management of industry as one of the key sectors of the domestic economy, the authors analyzed the state monitoring system of the Russian industry digital maturity. The best international practice of ensuring economic security, a client-centric approach to meeting public needs and new information technology are reflected in the activities of public administration bodies when choosing tools for implementing strategic priorities.
Structural digital transformation of key sectors of the national economy as one of the goals of strategic public administration in Russia is carried out. The challenges and risks of the new technological mode are taken into account. Monitoring of the digital transformation of industry is linked to a Single Plan to Achieve National Development Goals until 2030 based on information relevant technological solutions.
Despite the creation of state monitoring of industry as a modern system with new service content and functions, the problems of a set of indicators for monitoring the level of digital maturity of medium and small businesses, the use of departmental information systems by federal authorities for the implementation of the strategic goal "Digital Transformation" remain unsolved.
In the scientific article, the authors propose measures to adjust indicators when assessing the level of digital maturity of domestic industrial companies and directions for improving state information systems.
Keywords: digital economy, digital transformation, digital maturity, strategic public administration, state monitoring, industry
JEL-classification: L60, M11, M38, O25
Введение
Актуальность. В условиях турбулентности и новых вызовов для государств ведущие экономические державы продолжают использовать возможности стратегического управления для обеспечения конкурентных преимуществ. С учетом новых возможностей и рисков цифровых технологий, которые они несут, органы государственной власти и высшие должностные лица закрепили государственное управление процессами цифровой трансформации как приоритетное направление их деятельности. Кроме того, многие страны мира стали рассматривать цифровые технологии не только с позиции технологического конкурентного преимущества, но и с позиций национальной безопасности.
Изученность проблемы. Понятийно-терминологический аппарат цифровой экономики, взаимосвязь цифровой трансформации с новым технологическим укладом исследованы в трудах Л. Р. Варданян, Л. А. Горбача, П. А. Костромина, Э. Р. Кушаевой, Л.В. Шабалтиной и М. В. Шинкевича [6,8,16].
Роль государства в новой цифровой среде и вопросы обеспечения национальной, в том числе экономической безопасности, рассмотрены Л. М. Борщ, Е.Г.Гиндес, М.В. Горячих, Н. А. Гузь, А. А. Кораблевой, Кравченко Л.А., В. В. Хамалинской [7,11,12,13]. Актуальные аспекты цифровой трансформации промышленности как одной из ключевых отраслей российской экономики представлены в работах таких отечественных ученых как Л. А. Ватутина, О. В.Виноградов, Г. А. Власкин, Е. Ю. Злобина, А. Е. Иванов, И. С. Кокорин, Е. С. Янковская, К.В. Харченко, Е. Б. Хоменко [4,5,14,15].
Научная новизна. С позиции структурно-функционального и системного подходов рассмотрены новые функции государственного мониторинга цифровой зрелости промышленных предприятий с учетом действующих нормативно-правовых актов, определяющих стратегические приоритеты развития отечественной промышленности
Цель исследования заключается в обосновании предложений по совершенствованию организации государственного мониторинга цифровой зрелости промышленных предприятий в России.
Основные задачи исследования связаны с изучением теории и практики организации государственного мониторинга цифровой зрелости отечественной промышленности.
Теоретическая значимость выполненного исследования заключается в формировании предложений по совершенствованию организации государственного мониторинга цифровой зрелости промышленных предприятий в России.
Практическая значимость выражается в возможности использования результатов исследования для дальнейшего совершенствования организации государственного мониторинга цифровой зрелости промышленных предприятий в России.
Методология исследования. В рамках проведенного исследования применялись общенаучные методы, включая сравнительный анализ, ранжирование объектов исследования. Исследование носит междисциплинарный характер.
В качестве основной информационной базы использованы данные Правительства РФ, Минпромторга России, Минэкономразвития России.
Основная часть
Современная отечественная система государственного стратегического управления стала результатом взаимоувязки целеполагания, прогнозирования, программирования, планирования, мониторинга и контроля на единой методологической основе, которая четко прослеживается в Федеральном законе от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» и Указе Президента РФ от 08.11.2021 № 633 «Об утверждении Основ государственной политики в сфере стратегического планирования в Российской Федерации».
В России достижение «цифровой зрелости» ключевых отраслей национальной экономики к 2030 году является одним из показателей реализации стратегической цели развития «Цифровая трансформация» [1]. Подобная стратегическая цель развития страны является не только достаточно актуальной и амбициозной, но и требует надежного и гибкого механизма ее реализации.
Следовательно, для качественного управления достижением исследуемой стратегической цели государства крайне важна современная система мониторинга реализации базовых показателей, контрольных точек мероприятий, включенных в программно-проектный блок и т.д. Поэтому в нашей стране с учетом передовой практики стратегического государственного управления Единый план по достижению национальных целей развития России до 2030 года и единая отечественная информационная система мониторинга были синхронизированы. Официальная информация, формируемая в рамках ведомственных автоматизированных информационных систем, представляет собой единый массив данных, значимый для осуществления межведомственной координации усилий по достижению стратегических целей России.
Так же при осуществлении общегосударственного мониторинга, в том числе и отраслевого, используются данные научно-исследовательских организаций, первичная информация от объектов наблюдения и иные источники. Частично аккумулированная в рамках государственного мониторинга информация обрабатывается на основе применения систем интеллектуального анализа.
Важным этапом в развитии государственной информационной системы мониторинга достижения «цифровой зрелости» ключевых отраслей экономики и социальной сферы стало создание Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам как совещательного органа федерального уровня, на одном из заседаний которого в 2021 году была обозначена важность стратегий цифровой трансформации данных отраслей, актуальность корректировок действующих отраслевых документов стратегического управления и методик расчета показателей.
В настоящее время Правительством РФ к ключевым отраслям, имеющих стратегическое значение в области цифровой трансформации отнесены: обрабатывающие отрасли промышленности; экология и природопользование; транспорт; строительство, городское и жилищно-коммунальное хозяйство; отрасли, входящие в состав межотраслевых комплексов (топливно-энергетического, агропромышленного и рыбохозяйственного); отдельные отрасли социальной сферы и государственное управление. По каждому из перечисленных приоритетов разработаны и официально утверждены стратегические направления в области цифровой трансформации.
Например, в рамках принятого стратегического направления по цифровой трансформации обрабатывающих отраслей промышленности к 2030 году запланировано осуществление пяти экосистемных проектов, связанных с инновациями (организационные, технологические, продуктовые, в сфере кадров и в государственном управлении) и распространение практики использования сквозных технологий. Примечательно, что в соответствующем нормативно-правовом акте закреплено, что под цифровой зрелостью промышленных предприятий «следует понимать их готовность встраивания в новый технологический уклад, использующий новейшие достижения цифровых технологий» [2].
Ответственным органом власти за реализацию рассматриваемого стратегического направления является Министерство промышленности и торговли Российской Федерации. Но для осуществления общего мониторинга показателей достижения «цифровой зрелости» Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации принята единая методика [3], согласно которой для расчета обобщающего, итогового показателя цифровой зрелости ключевых отраслей народного хозяйства применяется формула:
где:
Уии, Урцр, Уцзо – доли достижения целевых значений (в процентах) по численности специалистов, интенсивно использующих ИКТ, занятых в экономике; роста расходов организаций на внедрение; использование современных цифровых решений и цифровой зрелости отраслей экономики и социальной сферы соответственно.
Базовое значение первой и второй компонент – показатели 2019 года; их целевое значение к 2030 году – 125 % и 200 % от базового значения соответственно. При расчете третьей компоненты используется индекс, характеризующий цифровую зрелость отдельной отрасли из десяти ключевых отраслей, имеющих стратегическое значение в области цифровой трансформации.
Каждая отрасль народного хозяйства, являющаяся объектом государственного стратегического управления, имеет свой уникальный набор показателей для мониторинга. Например, в группу показателей по достижению «цифровой зрелости» обрабатывающей промышленности входит восемь позиций, представленных на рисунке 1.
* базовое значение устанавливается при первичном обследовании
Рисунок 1. Показатели, характеризующие реализацию целевого показателя - достижение «цифровой зрелости» промышленности, в %
Составлено авторами по [3]
К объектам оценки по первым трем показателям отнесены все системообразующие предприятия обрабатывающих отраслей промышленности; по четвертому показателю - крупные и средние предприятия данного сектора экономики. Остальные показатели связаны с системообразующими промышленными предприятиями следующих групп: пятый и шестой показатели - «Машиностроение и приборостроение», седьмой показатель - «Химическая и металлургическая промышленность», восьмой - «Легкая промышленность и лесопромышленный комплекс», «Фармацевтическая и медицинская промышленность» соответственно.
Основным источником данных для мониторинга приведенных показателей является Государственная информационная система промышленности (ГИСП). Например, при организации мониторинга такого показателя как «доля предприятий, в отношении сформирован цифровой паспорт в ГИСП» в данной информационной системе предусмотрен соответствующий модуль. Для первоначального мониторинга достижения цифровой зрелости промышленных предприятий Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в начале 2021 года была апробирована методика оценки уровня цифровой зрелости предприятий. При ее разработке учли, что наиболее приближена к требованиям мониторинга методика, используемая ИТ-компаниями при оценке внедрения платформ [9].
Данное исследование в 2021 году охватило 26 групп, включающих в себя 129 процессов, по результатам которого средний уровень цифровой зрелости промышленных предприятий по 150 предоставленным анкетам составил 53,89%. При этом в выборке у предприятий - лидеров рассматриваемой отрасли уровень цифровой зрелости достиг 71% и выше [10].
На рисунке 2 представлены основные процедуры, применяемые для оценки уровня цифровой зрелости промышленного предприятия при использовании специального модуля ГИСП.
Рисунок 2. Алгоритм оценки уровня цифровой зрелости предприятия модуля ГИСП «Цифровой паспорт промышленных предприятий» [10]
Модуль ГИСП «Цифровой паспорт промышленных предприятий» позволил достичь автоматизации технологических операций, значимых для мониторинга достижения »цифровой зрелости» промышленности в России:
ü ведение и дополнение показателей (в том числе и их нормативных значений), привязка нормативных и предельных значений показателей оценки уровня цифровизации к мерам государственной поддержки;
ü ведение моделей (алгоритмов) оценки уровня цифровизации промышленного предприятия с возможностью их корректировки;
ü оценки уровня цифровизации промышленного предприятия.
Поэтому федеральные органы власти в нашей стране получили уникальную возможность не только для систематизации информации о характеристиках промышленного предприятия, включая автоматизацию бизнес-процессов различных классов ИТ-систем, но и об их готовности к внедрению цифровых технологий.
Таким образом, в рамках цифровых паспортов промышленных предприятий на территории РФ осуществляется мониторинг применения ими программного обеспечения с акцентом на возможности разработки и внедрения отечественных аналогов.
Практическая значимость рассматриваемого модуля бесспорна и для предприятий – обладателей «цифрового паспорта», так как позволяет за счет его функционала использовать возможности государственной поддержки проектов цифровизации, в том числе и по национальным проектам «Цифровая экономика» и «Производительность труда».
Новацией в действующей системе мониторинга цифровой трансформации промышленности на базе ГИСП стал сбор данных для последующей обработки с позиции фиксации обратной связи от бенефициаров (граждане, промышленные предприятия и инвесторы) на основе их ежегодного интервью, анкетирования и опросов.
Выводы и заключение
Современная система государственного мониторинга достижения »цифровой зрелости» промышленности в России, наряду с традиционным содержанием получила новое наполнение за счет реализации клиентоцентричного подхода к удовлетворению общественных потребностей и стала сервисной цифровой платформой, которая обеспечивает взаимодействие заинтересованных органов федеральной власти, промышленных предприятий, инвесторов и населения.
В связи с изложенным, на наш взгляд, для повышения качества принимаемых решений органами федеральной власти на основе мониторинга отечественной промышленности, необходимо расширить функционал государственных информационных систем по следующим причинам:
- субъекты МСП в обрабатывающих отраслях промышленности, не относящиеся к группе системообразующих предприятий, так же вносят вклад в цифровую трансформацию экономики и могут быть объектом государственного мониторинга по показателю «доля предприятий, использующих технологию API для обмена данными, предоставления цифровых услуг и информационного взаимодействия с государственными информационными системами», например, при их участии в государственных закупках;
- всем субъектам малого предпринимательства, в рамках реализации федерального проекта «Создание цифровой платформы с механизмом адресного подбора и возможностью дистанционного получения мер поддержки и специальных сервисов субъектами МСП и самозанятыми гражданами», курируемым Министерством экономического развития РФ, предоставлены возможности подбора мер государственной поддержки, но без оценки уровня их цифровой зрелости, что может быть решено за счет включения СМП в сфере промышленности в цифровую паспортизацию в рамках ГИСП.
Следовательно, дальнейшее развитие системы государственного мониторинга достижения »цифровой зрелости» промышленности в России связано с уточнением показателей и объектов оценки, вопросами межведомственной интеграции в процессе осуществления мониторинга достижения национальных целей развития страны.
References:
Primenenie dostizheniy tsifrovizatsii v ekonomicheskikh protsessakh zarubezhnyh stran [Application of digitalization achievements in the economic processes of foreign countries] (2021). Myunkhen: GRIN Verlag. (in Russian).
Borsch L.M., Gerasimova S.V., Zharova A.R. i dr. (2022). Strategicheskoe upravlenie razvitiem informatsionnoy bezopasnosti sotsialno-ekonomicheskikh sistem na osnove umnyh tekhnologiy [Strategic management of information security development of socio-economic systems based on smart technologies] Simferopol: Krymskiy federalnyy universitet im. V.I. Vernadskogo. (in Russian).
Gorbach L.A., Shinkevich M.V., Kushaeva E.R. (2021). Tsifrovaya zrelost kak indikator transformatsionnyh protsessov v ekonomike [Digital maturity as an indicator of transformation processes in the economy]. Herald of the Belgorod University of Cooperation, Economics and Law. (5(90)). 87-96. (in Russian). doi: 10.21295/2223-5639-2021-5-87-96.
Khamalinskaya V.V., Guz N.A. (2023). Gosudarstvennaya politika v oblasti upravleniya sotsialno-ekonomicheskimi protsessami v sovremennoy Rossii [State policy in the field of management of socio-economic processes in modern Russia]. Siberian Financial School. (1(149)). 115-120. (in Russian). doi: 10.34020/1993-4386-2023-1-115-120.
Kharchenko K.V. (2023). Napravleniya sovershenstvovaniya mer podderzhki rossiyskikh promyshlennyh predpriyatiy [Directions for improving measures to support Russian industrial enterprises]. Kuznechno-shtampovochnoe proizvodstvo. Obrabotka materialov davleniem. (3). 72-79. (in Russian).
Khomenko E.B., Vatutina L.A., Zlobina E.Yu. (2022). Sovremennye tendentsii tsifrovoy transformatsii promyshlennyh predpriyatiy [Modern trends in digital transformation of industrial enterprises]. Vestnik Udmurtskogo universiteta. Seriya Ekonomika i pravo. 32 (4). 676-682. (in Russian). doi: 10.35634/2412-9593-2022-32-4-676-68.
Korableva A.A., Breusova A.G. (2023). Klyuchevye aspekty razvitiya ekonomicheskoy bezopasnosti v praktike regionalnogo upravleniya (chast 1) [Key aspects of the economic security development in the practice of regional management (part 1)]. Bulletin of Omsk University Series. 21 (2). 108-117. (in Russian). doi: 10.24147/1812-3988.2023.21(2).108-117.
Kostromin P.A. (2022). Tsifrovizatsiya kak vazhneyshee napravlenie innovatsionnoy transformatsii mirovoy ekonomiki [Digitalization as the most important direction of innovative transformation of the world economy]. Ekonomicheskie preobrazovaniya: teoriya i praktika. (4(6)). 40-48. (in Russian). doi: 10.34286/2712-7427-2022-6-4-40-48.
Shabaltina L.V. (2022). Tsifrovaya zrelost kak instrument tselenapravlennoy transformatsii tekhnologicheskikh ukladov [Digital maturity as a tool for purposeful transformation of technological structures]. Creative Economy. 16 (6). 2055-2072. (in Russian). doi: 10.18334/ce.16.6.114863.
Vinogradov O.V., Kokorin I.S., Yankovskaya E.S. (2022). Tsifrovizatsiya malyh i srednikh predpriyatiy v Rossiyskoy Federatsii: pravovoe regulirovanie, tendentsii, faktory, mekhanizmy [Digitalization of small and medium-sized enterprises in the Russian Federation: legal regulation, trends, factors, mechanisms]. Leningradskiy yuridicheskiy zhurnal. (2(68)). 75-97. (in Russian). doi: 10.35231/18136230_2022_2_75.
Vlaskin G.A., Ivanov A.E. (2020). Tsifrovaya transformatsiya promyshlennosti Rossii: sostoyanie i perspektivy [Digital transformation of Russian industry: state and prospects]. Audit and financial analysis. (1). 228-237. (in Russian). doi: 10.38097/AFA.2020.88.40.033.
Страница обновлена: 09.04.2025 в 18:15:39