Цифровая трансформация как национальный приоритет развития Российской Федерации и драйвер экономической интеграции в ЕАЭС
Доржиева В.В.1
1 Институт экономики Российской академии наук, Россия, Москва
Скачать PDF | Загрузок: 16 | Цитирований: 18
Статья в журнале
Вопросы инновационной экономики (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 11, Номер 4 (Октябрь-декабрь 2021)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=48125291
Цитирований: 18 по состоянию на 30.01.2024
Аннотация:
На современном этапе развития Российской Федерации одним из ключевых факторов, влияющих на ускорение экономического роста, становится цифровая трансформация. В статье рассмотрены новая модель цифровой трансформации российской экономики как национальной цели развития и реализуемые программные документы стратегического планирования (стратегии и государственные программы). В ходе исследования выявлено, что магистральными направлениями цифровой трансформации выступают: обеспечение ускоренной цифровизации государственного управления; создание условий для достижения «цифровой зрелости» социально-значимых для государства отраслей; формирование необходимой инфраструктуры и регуляторной среды. В целях обеспечения национальных интересов особое внимание Правительством РФ уделяется цифровому сотрудничеству в ЕАЭС. Россия и страны ЕАЭС значительно уступают странам-лидерам, как по показателям цифрового развития, так и по технологической готовности к цифровым трансформациям отдельных секторов экономики и социальной сферы. Сделан вывод, что при разработке национальной стратегии цифровой трансформации необходимо учитывать самые разные направления: от использования лучших практик до создания новых оригинальных решений.
Ключевые слова: национальная цель развития «Цифровая трансформация», стратегическое планирование, национальная стратегия цифровой трансформации, национальный проект, цифровое сотрудничество в ЕАЭС
JEL-классификация: O33, O38, O49
Введение
В России цифровая трансформация стратегически важных для государства отраслей экономики провозглашена в качестве одной из ключевых национальных целей развития, влияющих на ускорение экономического роста и ускорение научно-технологического развития [1]. Сегодня цифровая трансформация, как правило, ассоциируется с качественными изменениями в системе управления социально-экономической системы путем пересмотра стратегии (моделей) развития в результате внедрения цифровых технологий и создания для этого необходимой инфраструктуры, приводящих к прорывному развитию и значительным эффектам [2] (Ershova, 2018), [7] (Potapova, 2021), [8] (Lenchuk, 2020), [9] (Gokhberg, 2021). От того, какие государственные меры и ресурсы будут вовлечены, зависит успешность цифровой модернизации и обеспечение технологической независимости.
В мировой практике для ускорения процессов цифровой трансформации активно разрабатываются соответствующие национальные стратегии и программы, они, как правило, отличаются и уникальны, исходя из уровня готовности стран к цифровой экономике и компетенций. Одни страны с их помощью решают задачи углубления цифровизации всех секторов экономики, другие – преодоление цифрового разрыва и делают акцент на инфраструктурных проблемах развития ИКТ [8] (Lenchuk, 2020). Цифровизация стремительно меняет общество, одновременно обеспечивая рост возможностей и неравенство в цифровой сфере, порождая новые вызовы и угрозы, что проявляется в дуализме ее парадигмы: с одной стороны, мотивируя всех участников к открытости и повышению транспарентности информации, а с другой – обеспечению национальных интересов и безопасности [2]. Важно учитывать, что те страны, которые смогут минимизировать риски и максимально использовать преимущества цифровой трансформации, будут конкурентоспособными [5] (Sannikova, Bogomolova, Zhigalova, 2019).
Особый интерес в контексте данной статьи представляет исследование стратегий цифровой трансформации, разрабатываемых интеграционными объединениями, в частности ЕАЭС. В условиях, когда усложняется реализация цифровой трансформации с применением лучших мировых практик и знаний из-за проводимой жесткой санкционной политики США и стран Евросоюза, стратегическим вектором цифрового сотрудничества для России выступает партнерство со странами евразийского пространства [1] (Dudin, Shkodinskiy, 2021). Это предусматривает ряд принятых в России нормативно-правовых актов и документов стратегического планирования в сфере цифрового развития.
Изложенное определило цель исследования, которая заключается в анализе первых итогов реализации национальных стратегий и программ цифровой трансформации и цифрового сотрудничества в рамках ЕАЭС.
Гипотезой исследования является возможность влияния инструментов государственной политики России на активизацию процессов цифровой трансформации и на развитие цифрового сотрудничества в ЕАЭС.
Методология исследования базируется на общенаучных методах познания: анализе, сравнении, логическом рассуждении, сборе фактов, статистических методах изучения и специальных экономических методах (аналитическая обработка данных, сравнительный анализ, метод экспертных оценок).
Нормативную и информационную базу исследования составили данные: информационно-правовой системы «Консультант Плюс», Правительства РФ, Евразийской экономической комиссии и др.
Особенности формирования модели цифровой трансформации в системе государственного стратегического планирования
Основы для стратегического планирования «…цифровой трансформации, под которой понимается стратегический управляемый процесс преобразований в национальной экономике с применением цифровых технологий» [7] (Potapova, 2021), были заложены в 2014 г. с принятием стратегии и государственной программы развития информационного общества [3], в рамках которых в 2017 г. была разработана первая редакция программы по цифровизации (далее – Программа-2017) [4]. Именно с этого момента, как отмечают эксперты Института проблем рынка РАН, начался «осознанный курс» на масштабную цифровую трансформацию российской экономики [1] (Dudin, Shkodinskiy, 2021). Впервые были закреплены ее основные цели, задачи и методологическое обеспечение (дорожная карта).
Целевая модель цифровой трансформации Программы-2017 состояла из пяти базовых направлений и предполагала: разработку нормативного обеспечения для регулирования цифровой среды; создание условий для подготовки профессиональных кадров; формирование технологических заделов; развитие инфраструктуры; создание условий для обеспечения информационной безопасности. Цифровая трансформация стала рассматриваться как инструмент управления развитием цифрового сектора (ИКТ, связи и информации, приоритетных и высокотехнологичных отраслей народного хозяйства) и реализацией точечных цифровых проектных инициатив. Вместе с тем Программа-2017 являлась преимущественно декларативной, не давала четкого описания ожидаемых результатов государственной политики в сфере развития цифровой экономики и в целях преодоления недостатков в соответствии с Указом № 204 от 7.05.2018 г. [5] была с таким же названием преобразована сначала в национальную программу [6], а затем в национальный проект [7].
В новой редакции национальной программы (2018 г.) целевая модель цифровой трансформации включает уже тринадцать направлений (федеральных проектов), реализуемых в рамках пяти национальных проектов (табл. 1). С 2021 г. был включен новый федеральный проект «Искусственный интеллект». Важность цифровой трансформации подтверждается высокими объемами бюджетных инвестиций на реализацию «цифровых» федеральных проектов национальной программы.
Таблица 1
Расходы федерального бюджета в 2019–2023 гг. на реализацию «цифровых» федеральных проектов, млрд руб.
Наименование
федерального проекта
|
Наименование
национального проекта
|
2019
|
2020
|
2021
|
2022
|
2023
|
Всего
| ||
План
|
Уровень
исполнения, %
|
План
|
Уровень
исполнения, %
|
План
|
План
|
План
| |||
«Нормативное
регулирование цифровой среды»
|
«Цифровая
экономика Российской Федерации»
|
0,2
|
49,0
|
0,1
|
65,0
|
0,1
|
0,2
|
0,2
|
0,8
|
«Информационная
инфраструктура»
|
39,1
|
83,9
|
40,1
|
99,0
|
50,3
|
41,8
|
38,8
|
210,1
| |
«Информационная
безопасность»
|
4,1
|
39,8
|
4,5
|
98,0
|
3,8
|
8,5
|
8,3
|
29,2
| |
«Цифровые
технологии»
|
19,9
|
58,3
|
12,8
|
100,0
|
19,8
|
31,7
|
27,0
|
111,2
| |
«Цифровое
государственное управление»
|
28,6
|
84,1
|
25,3
|
94,0
|
62,4
|
111,0
|
96,5
|
323,8
| |
«Кадры для
цифровой экономики»
|
8,8
|
41,9
|
6,3
|
94,0
|
13,6
|
11,6
|
14,4
|
54,7
| |
«Искусственный интеллект»
|
Отсутствовал
до 2021 года
|
6,2
|
6,5
|
5,9
|
18,6
| ||||
«Цифровая
культура»
|
«Культура»
|
1,2
|
100,0
|
3,3
|
100,0
|
4,0
|
4,0
|
4,0
|
16,5
|
«Цифровая
образовательная среда»
|
«Образование»
|
2,8
|
95,2
|
16,6
|
90,2
|
16,1
|
12,1
|
11,9
|
59,5
|
«Цифровая
платформа МСП»
|
«Малое
и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской
инициативы
|
2,7
|
68,4
|
1,0
|
98,5
|
0,4
|
0,6
|
0,8
|
5,5
|
«Создание
единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной
системы здравоохранения (ЕГИСЗ)»
|
«Здравоохранение»
|
14,2
|
97,3
|
46,7
|
92,6
|
13,7
|
12,9
|
9,0
|
96,5
|
Как видно из приведенных данных в таблице 1, уровень исполнения расходов федерального бюджета в 2020 г. (95%) выше, чем в 2019 г. (77%), несмотря на неоднократные пересмотры и сокращение финансирования, в том числе в связи с реализацией антикризисных планов из-за пандемии. Наиболее дорогостоящими из федеральных проектов являются «Цифровое государственное управление» (323,8 млрд руб.), «Информационная инфраструктура» (210,1 млрд руб.) и «Цифровые технологии» (111,2 млрд руб.).
Анализ результативности реализуемых государством программных мероприятий по активизации процессов цифровой трансформации показал, что:
- мероприятия по цифровой трансформации национальной программы носят стратегический характер, закреплены в документах стратегического планирования и в основном направлены на формирование регуляторной среды (в т.ч. разработку национальной системы стандартов использования цифровых технологий, методического обеспечения и др.), технологических заделов и необходимой инфраструктуры;
- некоторые из реализованных инициативных цифровых проектов в сфере госуправления являются одними из лучших в мире. Так, к примеру, Россия по темпам роста использования электронных государственных услуг входит в топ-5 в мире [9];
- наблюдается положительная динамика цифровой трансформации российского бизнеса. Согласно данным InfraOne, в 2020 г. рост госинвестиций в сферу цифровой экономики на 60% позволил бизнесу получить почти 379 млрд руб. дополнительной выручки, что составило более 10,4% от ее годового объема [10];
- общий уровень «цифровой зрелости» российской экономики низкий, в отраслевом разрезе он сильно различается и в основном сдерживается нехваткой специализированного оборудования и программного обеспечения. Наибольший рывок в развитии в результате использования цифровых технологий наблюдается в ритейле, промышленности, ЖКХ и в сфере оказания государственных услуг [11];
- несмотря на реализуемые Правительством РФ национальные программы, по итогам 2020 г. Россия так и не смогла приблизиться к лидерам во Всемирном рейтинге цифровой конкурентоспособности, переместившись с 38-й позицию в рейтинге за 2019 г. на 43-ю за 2020 г. [12]
Цифровая трансформация интеграционных объединений
Применительно к интеграционному объединению ЕАЭС целью цифровой трансформации является «…формирование и развитие единого цифрового евразийского пространства, прежде всего: нормативно-правового обеспечения цифровой модернизации управления интеграционными процессами; цифровой инфраструктуры; единого цифрового рынка и Евразийской сети промышленной кооперации, субконтрактации и трансфера технологий» [6] (Sarkisian, 2021).
В международных рейтингах конкурентоспособности, отражающих тенденции цифровой трансформации общества, позиции России, Армении, Беларуси, Казахстана и Кыргызстана сильно разнятся и значительно уступают странам-лидерам как по показателям цифрового развития, так и по технологической готовности к цифровым трансформациям отдельных секторов экономики и социальной сферы (табл. 2). По сути, рассмотренные международные рейтинги свидетельствуют о невысоком уровне технологической готовности ЕАЭС к цифровизации.
Таблица 2
Позиции России и стран – участниц ЕАЭС в международных рейтингах цифрового развития
Показатель
|
Армения
|
Беларусь
|
Казахстан
|
Кыргызстан
|
Россия
|
Страна-лидер
рейтинга
|
Место в рейтинге развития информационно-коммуникационных
технологий – 2017 (Measuring the Information Society Report (ICT Development Index, IDI) [13]
|
75
|
32
|
52
|
109
|
45
|
Исландия
|
Индекс цифровой эволюции – 2017 (Digital
Evolution Index) [14]
|
-
|
-
|
-
|
-
|
39
|
Норвегия
|
Глобальный индекс кибербезопасности 2018 (Global Cybersecurity Index, GCI) [15]
|
79
|
69
|
40
|
111
|
26
|
Великобритания
|
Место в рейтинге глобальной конкурентоспособности
2017–2018 (The Global Competitiveness Report) [16]
|
79
|
-
|
53
|
111
|
43
|
Швейцария
|
Индекс технологической готовности
2017–2018 (The Global Competitiveness Report) [17]
|
77
|
-
|
52
|
102
|
57
|
Люксембург
|
Место в рейтинге развития
информационно-коммуникационных технологий – 2019 (IPB Global Rank
– ICT Price Baskets, IPB) [18]
|
83
|
27
|
29
|
127
|
11
|
Макао,
Китай
|
Глобальный инновационный индекс – 2020 (Global
Innovation Index, GII) [19]
|
61
|
64
|
77
|
94
|
47
|
Швейцария
|
Место в рейтинге мировой цифровой конкурентоспособности –
2020 (World Digital Competitiveness Ranking [20]
|
-
|
-
|
36
|
-
|
43
|
США
|
Индекс инновационного развития – 2020 (Bloomberg
Innovation Index) [21]
|
-
|
-
|
59
|
-
|
26
|
Германия
|
Место в рейтинге технологически развитых стран –
2020 (Most Technologically Advanced Countries In The World) [22]
|
-
|
-
|
36
|
-
|
46
|
Норвегия
|
Следует отметить, что важным аспектом цифровой трансформации ЕАЭС выступает необходимость синхронизации национальных стратегий и программ стран с опорой на правовые и протекционистские механизмы, обеспечивающих защиту прав потребителей и безопасность единого цифрового пространства ЕАЭС [23] (табл. 3).
Таблица 3
Основной фокус разрабатываемых национальных стратегий и программ цифровой трансформации
Страны
|
Цифровое
правительство
|
Отрасли
экономики
|
Инфраструктура
|
Кадры
|
Технологические
заделы
|
Нормативная
база
|
Безопасность
|
Армения [24]
|
ü
|
|
ü
|
|
ü
|
ü
|
ü
|
Беларусь [25]
|
|
ü
|
|
ü
|
ü
|
|
|
Казахстан [26]
|
ü
|
ü
|
ü
|
ü
|
ü
|
ü
|
ü
|
Кыргызстан [27]
|
ü
|
|
ü
|
ü
|
ü
|
ü
|
ü
|
Россия [28]
|
ü
|
ü
|
ü
|
ü
|
ü
|
ü
|
ü
|
ЕАЭС [29]
|
ü
|
ü
|
ü
|
ü
|
|
ü
|
ü
|
Национальные стратегии и программы цифровой трансформации стран ЕАЭС в целом имеют схожие приоритетные направления государственной политики и рассматривают цифровое сотрудничество в рамках ЕАЭС как возможность ответа на вызовы цифрового века [3] (Kondratieva, 2019), акцентируют внимание на подготовке кадров в области новых технологий, инфраструктуры, нормативной базы для их скорейшей разработки и внедрения.
Результаты изучения принятых решений и накопленного опыта в рамках реализации цифровой повестки ЕАЭС позволяют сделать вывод о том, что цифровая трансформация государствами – участниками ЕАЭС рассматривается в качестве ключевой движущей силы экономического роста в долгосрочной перспективе [31] и, очевидно, должна способствовать популяризации и повышению авторитета интеграционного объединения, устранению торговых барьеров и развитию электронной торговли. По оценкам экспертов Всемирного банка, цифровая трансформация ЕАЭС способствует росту совокупного ВВП за реализации совместных цифровых инициатив – на 11% [32].
Заключение
Проведенное исследование позволило выделить следующие моменты: модель цифровой трансформации характеризуется как декларативная, нет конкретики, каким образом будут достигнуты поставленные цели по достижению «цифровой зрелости» социально значимых отраслей; большая часть бюджетных ресурсов направляется на реализацию проектов в сфере государственного управления; объемы финансирования национальной программы цифровой трансформации постоянно корректируются, сокращаются и не исполняются в полном объеме; общий уровень «цифровой зрелости» российской экономики низкий и в отраслевом разрезе сильно различается.
В заключение стоит также отметить, что несмотря на концептуальную схожесть рассмотренных национальных стратегий и программ цифровой трансформации стран ЕАЭС, нет единого дизайна модели цифровой трансформации самого интеграционного объединения, и соответственно, при разработке ее модели необходимо учитывать самые разные направления: от использования лучших практик до создания новых оригинальных решений [4] (Pankratov, Givargizova, 2021).
[1] Указ Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/45726 (дата обращения: 27.10.2021).
[2] Век цифровой взаимозависимости / Доклад ООН по цифровому сотрудничеству, 2019 (июнь). [Электронный ресурс]. URL: https://www.un.org/sites/www.un.org/files/uploads/files/HLP%20on%20Digital%20Cooperation%20Report%20Executive%20Summary%20-%20RU.pdf (дата обращения: 27.10.2021).
[3] Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы (утв. Указом Президента РФ от 9.05.2017 г. № 203). [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216363/ (дата обращения: 27.10.2021).
Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 313 (ред. от 31.03.2021) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Информационное общество"». [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_162184/ (дата обращения: 27.10.2021).
[4] Программа «Цифровая экономика Российской Федерации» (утв. распоряжением Правительства РФ от 28 июля 2017 года №1632-р). [Электронный ресурс]. URL: http://static.government.ru/media/files/9gFM4FHj4PsB79I5v7yLVuPgu4bvR7M0.pdf (дата обращения: 27.10.2021).
[5] Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/43027 (дата обращения: 27.10.2021).
[6] Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» (утв. протоколом президиума Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам от 24.12.2018 №16). [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/info/35568/ (дата обращения: 27.10.2021).
[7] Национальный проект «Цифровая экономика». [Электронный ресурс]. URL: http://static.government.ru/media/files/3b1AsVA1v3VziZip5VzAY8RTcLEbdCct.pdf (дата обращения: 27.10.2021).
[8] Бюджет для граждан к Федеральному закону о федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, 2021. 39 с. [Электронный ресурс]. URL: https://minfin.gov.ru/common/upload/library/2020/12/main/2021-2023.pdf (дата обращения: 27.10.2021); Аналитический обзор InfraOne Research «Инфраструктура – 2025: вызовы и перспективы», 2021. 146 с. [Электронный ресурс]. URL: https://infraone-research.ru/infrastructure2025/ (дата обращения: 27.10.2021).
[9] «Госуслуги» занимают четвертое место в мире по посещаемости сайтов в сфере госуправления / ИА ТАСС, 2021. [Электронный ресурс]. URL: https://tass.ru/ekonomika/12541195?fromtg=1 (дата обращения: 27.10.2021).
[10]Аналитический обзор InfraOne Research «Инфраструктура – 2025: вызовы и перспективы», 2021. 146 с. [Электронный ресурс]. URL: https://infraone-research.ru/infrastructure2025/ (дата обращения: 27.10.2021).
[11] Цифровая трансформация в России — 2020. Обзор и рецепты успеха/ Аналитический отчет KMDA, 2020. [Электронный ресурс]. URL: https://drive.google.com/file/d/1xVK4lSanDZSCN6kGAHXikrGoKgpVlcwN/view (дата обращения: 27.10.2021).
[12] IMD World digital competitiveness ranking 2020. [Электронный ресурс]. URL: https://digitalswitzerland.com/wp-content/uploads/2020/10/digital_2020.pdf (дата обращения: 27.10.2021).
[13] Most Technologically Advanced Countries In The World 2020, Global Finance. [Электронный ресурс]. URL: https://nonews.co/directory/lists/countries/best-tech-countries (дата обращения: 27.10.2021).
[14] Chakravorti B., Chaturved R. Sh. Digital Planet 2017. How Competitiveness and Trust in Digital Economies Vary Across the World - The Fletcher School, Tufts University. – 2017, July, 70 p. [Электронный ресурс]. URL: https://sites.tufts.edu/digitalplanet/files/2020/03/Digital_Planet_2017_FINAL.pdf (дата обращения: 27.10.2021).
[15] Global Cybersecurity Index (GCI) 2018 // International Telecommunication Union (ITU), 2019. [Электронный ресурс]. URL: https://www.itu.int/dms_pub/itu-d/opb/str/D-STR-GCI.01-2018-PDF-E.pdf (дата обращения: 27.10.2021).
[16] The Global Competitiveness Report 2017–2018 // Klaus Schwab, World Economic Forum, 2017 [Электронный ресурс]. URL: https://www.weforum.org/reports/the-global-competitiveness-report-2017-2018 (дата обращения: 27.10.2021).
[17] Там же
[18] IPB Global Rank (ICT Price Baskets, IPB) // ITU. [Электронный ресурс]. URL: https://www.itu.int/net4/itu-d/ipb/index.html (дата обращения: 27.10.2021).
[19] Global Innovation Index, GII. [Электронный ресурс]. URL: https://www.globalinnovationindex.org/Home или https://nonews.co/directory/lists/countries/global-innovation-index (дата обращения: 27.10.2021).
[20] World Digital Competitiveness Ranking 2020 / IMD, Switzerland. 2020. 182 р. [Электронный ресурс]. URL: https://www.imd.org/wcc/world-competitiveness-center-rankings/world-digital-competitiveness-rankings-2020/ (дата обращения: 27.10.2021).
[21] Bloomberg Innovation Index 2020. [Электронный ресурс]. URL: https://www.bloomberg.com/news/articles/2020-01-18/germany-breaks-korea-s-six-year-streak-as-most-innovative-nation (дата обращения: 27.10.2021).
[22] Measuring the Information Society Report (ICT Development Index, IDI-2017) // International Telecommunication Union (ITU), 2018. [Электронный ресурс]. URL: https://www.itu.int/pub/D-IND-ICTOI-2018 (дата обращения: 27.10.2021).
[23] Стратегические направления формирования и развития цифрового пространства Евразийского экономического союза в перспективе до 2025 года (проект). [Электронный ресурс]. URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/dmi/workgroup/Pages/default.aspx (дата обращения: 27.10.2021).
[24] Национальная программа «Цифровая повестка дня Армении 2030» (документ разработан в 2017 г., официально не утвержден)
[25] Декрет Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2017 г. № 8 «О развитии цифровой экономики». [Электронный ресурс]. URL: https://president.gov.by/ru/documents/dekret-8-ot-21-dekabrja-2017-g-17716 (дата обращения: 27.10.2021).
[26] Государственная программа «Цифровой Казахстан», утв. Постановлением Правительства Республики Казахстан от 12 декабря 2017 года № 827. [Электронный ресурс]. URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/P1700000827 (дата обращения: 27.10.2021).
[27] Программа цифровой трансформации Кыргызской Республики «Таза Коом», одобрена на заседании Национального совета по устойчивому развитию 3 апреля 2017 г. и включена в Национальную стратегию развития Кыргызской Республики на 2018-2040 годы. В 2019 г. принята Концепция цифровой трансформации «Цифровой Кыргызстан 2019-2023», утв. Указом Президента Кыргызской Республики от 14.12.2018 № 2. [Электронный ресурс]. URL: http://ict.gov.kg/index.php?r=site%2Ftazakoom&cid=21 (дата обращения: 27.10.2021).
[28] Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» (первая редакция утв. Распоряжением Правительством РФ от 28 июля 2017 года №1632-р, вторая редакция утв. президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24 декабря 2018 г. № 16). [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_221756/f62ee45faefd8e2a11d6d88941ac66824f848bc2/ (дата обращения: 27.10.2021).
[29] Решение Высшего Евразийского экономического совета от 11.10.2017 № 12 "Об Основных направлениях реализации цифровой повестки Евразийского экономического союза до 2025 года". [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_282472/ (дата обращения: 27.10.2021).
[30] Цифровая повестка ЕАЭС. [Электронный ресурс]. URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/dmi/workgroup/Pages/default.aspx (дата обращения: 27.10.2021).
[31] Об Основных направлениях реализации цифровой повестки Евразийского экономического союза до 2025 года. [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/555625953 (дата обращения: 27.10.2021).
[32] Цифровая повестка Евразийского экономического союза до 2025 года: перспективы и рекомендации. Группа Всемирного банка. 2018. [Электронный ресурс]. URL: http://documents1.worldbank.org/curated/ru/413921522436739705/pdf/EAEU-Overview-Full-RUS-Final.pdf (дата обращения: 27.10.2021).
Источники:
2. Ершова Т.В. и др. Национальный индекс развития цифровой экономики: Пилотная реализация. / Монография. - М.: Госкорпорация Росатом, 2018. – 92 c.
3. Кондратьева Н.Б. Цифровая повестка дня ЕАЭС: от понимания феномена к рекомендациям // Русская политология. – 2019. – № 2(11). – c. 12-16.
4. Панкратов И.Ю., Гиваргизова Л.С. Особенности цифровизации интеграционных объединений (на примере ЕС и ЕАЭС) // Государственная служба. – 2021. – № 1(129). – c. 46-50. – doi: 10.22394/2070-8378-2021-23-1-46-50 .
5. Санникова Т.Д., Богомолова А.В., Жигалова В.Н. Зарубежные модели цифровой трансформации и перспективы их использования в российской практике // Экономические отношения. – 2019. – № 2. – c. 481-494. – doi: 10.18334/eo.9.2.40661.
6. Саркисян Т.С. Интеграционный «План ГОЭРЛО» для XXI века // Россия в глобальной политике. – 2021. – № 3. – doi: 10.31278/1810-6439-2021-19-3-136-149.
7. Потапова Е.Г., Потеева П.М. и др. Стратегия цифровой трансформации: написать, чтобы выполнить. - М.: РАНХиГС, 2021. – 184 c.
8. Ленчук Е.Б. и др. Формирование цифровой экономики в России: вызовы, перспективы, риски. / Монография. - СПб: Изд-во «Алетейя», 2020. – 320 c.
9. Гохберг Л.М., Рудник П.Б. др. Цифровая трансформация отраслей: стартовые условия и приоритеты. / Монография. Докл. к XXII Апр. междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества. - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2021. – 239 c.
Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:56:58