«Цифровая благодарность» как инструмент повышения мотивации членов распределенных команд
Гайнанов Р.Ш.1, Гайнанова Р.И.2, Иванова А.В.3, Кузина А.А.4
1 ООО «Тим Форс Менеджмент»
2 ООО «Татмобайлинформ Сидиси»
3 ООО «Тим Форс Сервис»
4 Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Россия, Москва
Скачать PDF | Загрузок: 18
Статья в журнале
Лидерство и менеджмент (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 10, Номер 4 (Октябрь-декабрь 2023)
Цитировать:
Гайнанов Р.Ш., Гайнанова Р.И., Иванова А.В., Кузина А.А. «Цифровая благодарность» как инструмент повышения мотивации членов распределенных команд // Лидерство и менеджмент. – 2023. – Том 10. – № 4. – С. 1303-1322. – doi: 10.18334/lim.10.4.119734.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=55946133
Аннотация:
В статье обобщены результаты анализа особенностей деятельности распре-делённых команд как новой формы организации профессиональных сооб-ществ. Особенности функционирования виртуальных команд исследованы методами анализа, сравнения, измерения, интервью и анкетирования на примере специалистов в области информационных технологий, для которых актуальным и все более распространенным форматом организации деятельности является работа в распределенных командах. В статье представлены результаты изучения мотивации сотрудников компании-резидента инновационного центра «Сколково», исследованиями охвачены как специалисты, работающие в офисе, так и осуществляющие свою деятельность дистанционно, дана сравнительная характеристика типов мотивации специалистов указанных групп. Научная новизна проведенного исследования состоит в предложенном инструменте повышения эффективности мотивации, который обозначен термином «Цифровая благодарность». Практическая значимость заключается в разработанной авторами системе мотивации «ТИМФОРС360», направленной на повышение эффективности взаимодействия членов распределенных команд. Результаты исследования будут интересны руководителям компаний, структурных подразделений, специалистам по управлению персоналом, менеджерам по кадровому делопроизводству, обучению и адаптации персонала.
Ключевые слова: распределенная команда, мотивация, управление, смарт-стаффинг, «ТИМФОРС360»
JEL-классификация: J24, M51, M54, O31, O33
Введение
Актуальность. Непрерывное развитие цифровых технологий, необходимость оптимизации расходов в целях повышения конкурентоспособности, а также дефицит высококвалифицированных кадров ставят перед бизнесом задачу применения новых подходов к управлению профессиональными коллективами. Одним из таких подходов является организация работы распределенных команд. Распределенная команда – современный подход к организации деятельности сотрудников, позволяющий, с одной стороны, создать оптимальные условия работы для каждого члена команды, с другой - увеличить эффективность работы компании в целом. Благодаря своим преимуществам работа в распределенных командах набирает популярность, в связи с чем становится актуальной проблема мотивации участников распределенных команд и повышения эффективности корпоративного взаимодействия.
Литературный обзор.
Существенный вклад в развитие теоретических основ работы в распределенных командах внесли В.В. Великороссов, М.Н. Кулапов, А.М. Карякин, Е.Н. Никольская [7, с. 41-49]. Авторами предложены достаточно точные определения термина «распределенная команда», описаны признаки таких профессиональных сообществ, разработаны классификации распределенных команд.
Результаты исследования особенностей управления распределенными командами, а также предложения по методам мотивации сотрудников, работающих удаленно, отражены в работах Орловой М.В. и Александровой И.Ю. [25, с. 33-40], Кузнецова С.А. с соавторами [17; эл. ресурс], Мирошниченко М.А. [23, с. 2-7], Опариной Н.Н. с соавторами [24, с. 49-55], Пугачева В.П. [27, с. 44-65]; Сидоренкова А.В. [30, с. 1-325], Lojeski, K.S. & Reilly, R.R. [41, p. 1-203]; Zaidman [43, p. 1-32].
Изучению изменений в стратегии управления персоналом в условиях работы в распределенных командах посвящены исследования С.В. Бойко с соавторами [4, c. 6-17].
Психологические аспекты управления распределенными командами изучены рядом авторов: Железняковой С.И. [12, с. 159-167], Хашевой З.М. и Ткачевой Е.Н. [35, c. 61-68]. Вопросы психологии взаимодействия личности и виртуальной организации освещены в работе Журавлева А.Л. и Занковского А.Н. [13, c. 318-323].
Базовые внутриличностные теории мотивации изложены в фундаментальных работах А.Х. Маслоу [22, с. 1-354], В.И. Герчикова [31, c. 144-146], Д. Макклелланда [21, с. 1-672], Ф. Герцберга [9, с. 1-240].
Вопрос классификации распределенных команд в данный момент изучен недостаточно. В.В. Спасенников [31, c. 265-283] по характеру взаимодействия сотрудников выделяет следующие типы виртуальных команд:
1) стационарные (постоянные) команды – постоянные группы, выполняющие определенные работы в компании на регулярной основе.
2) проектные команды – команды, созданные для конкретной задачи и на определенный срок.
3) гибридные команды – постоянные команды, периодически привлекающие специалистов со стороны для решения каких-то конкретных задач.
4) обслуживающие команды – такие команды работают для постоянного обеспечения сервиса и передают свои полномочия подобным командам в других часовых поясах.
5) глобальные команды – в составе такой команды члены из разных стран с различными культурами, идеями, потребностями и решениями.
Великороссов В.В с соавторами [7, c. 41-49.], а также Хусаинова A.Т. [37, c. 23-29] по цели создания выделяют:
1) сетевые команды - состоящие из кросс-функциональных членов, объединенных для обмена опытом и знаниями по конкретному вопросу. Членство в таких командах является гибким;
2) параллельные команды – распределенные команды, формируемые на ограниченный период времени из сотрудников одной и той же организации для предоставления рекомендаций для решения конкретной задачи, при этом помимо работы в виртуальной команде у участников есть свои основные обязанности;
3) команды разработки продуктов – команды с четким распределением задач и обязанностей, создаваемые на долгий период времени для выполнения определенной работы;
4) производственные команды – формируются в одном отделе или в границах одной функции (например, бухгалтерия, управление персоналом и так далее), выполняют текущую работу, их члены получают определенные роли, выполняют конкретные функции, общий результат получается путем объединения различных результатов каждого члена;
5) сервисные команды – команды обслуживания, члены которой работают независимо (зачастую в разных часовых поясах), работа каждого участника является продолжением работы, созданной предыдущим участником;
6) команды управления – состоят из менеджеров одной организации, которые работают дистанционно.
7) команды быстрого реагирования – оперативные группы, формируемые на очень короткий период времени.
В работах Р.Ш. Гайнанова [8, c. 16-20] описан принцип работы распределенных команд «нового типа», представляющих собой группу взаимодействующих в виртуальном пространстве специалистов, которые собраны в команду на определенный срок для воплощения проекта для конкретной организации.
К преимуществам работы с распределенными командами для работодателей Макарченко М.А. и Павлова О.Н. [20, c. 39-53], Хромов И.Е. [36, c. 377-388]; Цыганкова И.В. [38, c. 128-131]) относят уменьшение затрат компании на организацию и содержание рабочих мест сотрудников; возможность привлечения работников из регионов с более низкими зарплатными ожиданиями, что имеет особое значение для молодых организаций, не имеющих возможности предложить конкурентную заработную плату сотрудникам; высокий уровень гибкости в организации рабочего процесса; увеличение производительности команды за счет распределения задач и нацеленности сотрудников на результат; отсутствие географических ограничений в процессе формирования команды и ее функционирования.
Хромовым И.Е. [36, c. 377-388]; Lojeski, K.S. & Reilly, R.R. [41, p. 1-203] выделены специфические особенности при организации работы распределенных команд в коммуникационном, техническом и психологическом аспектах.
В коммуникационном аспекте в функционировании виртуальных команд могут возникать проблемы, которые по мнению Антоновой О.А. [1, c. 6-12] могут быть связаны с культурным разнообразием сотрудников; по данным Лаптевой В.С. [18, c. 73-83] – с низкой скоростью коммуникации. Белинская Е.П. и Жичкина А.Е. [2, c. 395-428] отмечают снижение эффективности совещаний; Петров, [26, с. 41-101], а также Бурлуцкая М.Г. и Харченко В.С. [5, c. 27-47] - размытие границ между рабочим и личным временем для коммуникаций, отсутствие обратной связи, ограниченностью в информировании, погружении в актуальное состояние дел в организации, сложностями в постановке задач и оценки успешности ее выполнения. В техническом аспекте Тимофеева Ю.О. [32, c. 200–204], Уорнер М. и Витцель М. [33, с. 42-58], Кузнецов Ю.В. и Мелякова Е.В. [18, c. 248-256] проблемы в организации работы распределенных команд связывают с привлечением специалистов, находящихся в разных часовых поясах; затратами времени на такие технические сложности, как подключение к различным платформам, обмен файлами, устранение неполадок. В психологическом аспекте особенности работы распределенных команд выражены в потере контроля над деятельностью сотрудника в сравнении с очным форматом работы, что отмечают Хашева З.М. и Ткачева Е.Н. [35, c. 61-68]; Железнякова С.И. [12, c. 159-167]; Белова О.Л. [3, c. 35-39]. В качестве факторов, определяющих психологическое состояние членов распределенных команд, Катаев А.В. [15, с. 5-26]; Сардарян, А.Р. и Барабанова, Е.И. [28, c. 38-42] выделяют информационную перегрузку персонала; Селюк А.В. [29, с. 39-62]; Журавлев А.Л. и Занковский А.Н. [13, c. 318-323] - скрытые конфликты; Макарченко М.А. и Павлова О.Н. [20, c. 39-53]; Jackowska M. & Lauring J. [39, p. 100826]; Jarvenpaa, S.L. & Leidner, D.E. [40, p. 791-815]; Zaidman, 2021 [41] - ограниченные возможности поддержания командного духа).
Научный пробел. Несмотря на широкое распространение такой формы организации профессиональных сообществ, теоретические основы функционирования распределенных команд разработаны на данный момент недостаточно. В настоящее время в научной литературе отсутствует общепринятое определение термина «распределенная команда». Растущая популярность применения распределенных команд в компаниях и отсутствие конкретных практических рекомендаций по организации их деятельности и мотивации членов таких команд обуславливает значимость и актуальность темы исследования.
Цель исследования. Целью данной работы является разработка на базе платформы «ТИМФОРС360» системы мотивации, направленной на повышение эффективности взаимодействия членов распределённых команд с учетом особенностей деятельности виртуальных команд в IT-сфере.
Научная новизна. Авторами разработано и апробировано цифровое решение «ТИМФОРС360», направленное на повышение эффективности взаимодействия и создание комфортной рабочей атмосферы в распределённых командах на основе возможности взаимного поощрения сотрудников бонусами благодарности. При создании такой системы поощрений были учтены особенности организации деятельности и взаимодействия в распределённых командах, а также трудности, возникающие при дистанционном формате работы. Разработанная система «ТИМФОРС360» является пилотным проектом, позволяющим увеличивать мотивацию и вовлеченность членов профессиональных сообществ.
Авторская гипотеза. Система цифровой благодарности, предусматривающая взаимное поощрение членами распределённых команд друг друга за проявление профессионализма, выражение психологической поддержки, оперативную помощь при решении рабочих задач, консультирование, позволяет повышать мотивацию сотрудников.
Методология.
Исследование проведено с использованием следующих методов: теоретические (анализ, сравнение), эмпирические (измерение, интервью, анкетирование).
Для исследования были выбраны 2 группы респондентов:
В первую группу входят сотрудники компании «СмартСтаффинг», работающие в гибридном формате. Опрошены 52 человек.
Во вторую группу входят специалисты, работающие в распределенных командах дистанционно. Опрошены 200 человек.
Исследование было проведено на двух группах респондентов с целью сравнения результатов двух групп и выявления различий в преобладающих типах мотивации.
В исследовании был применен метод исследования «анкетирование» при помощи инструмента «Google Формы».
Для проведения исследования был использован тест В.И. Герчикова MoType, описанный в работе Хандюса М.Ю. [31, c. 144-146], который позволяет определить доминирующий тип мотивации человека. В основе типологической концепции В.И. Герчикова 5 типов трудовой мотивации: инструментальный, профессиональный, патриотический, хозяйский и люмпенизированный.
Результаты и их обсуждение.
Подходы к пониманию термина «распределенная команда».
Для обозначения профессиональных сообществ, члены которых осуществляют совместную деятельность для достижения одной цели в рамках определенного проекта, распределены географически и связаны между собой виртуальными средствами коммуникации, в настоящее время применяются термины «распределенная команда» и «виртуальная команда». Многими авторами данные термины используются как синонимы.
В научной литературе существует множество подходов к определению термина «распределенная команда». В таблице 1 приведены определения, предложенные рядом авторов, для каждого подхода выделены ключевые признаки распределенных команд.
Таблица 1. Сравнительный анализ определений термина «распределенная команда».
№ п/п
|
Автор
|
Определение
|
Ключевые признаки
|
1.
|
Мирошниченко М.А. . [23, с. 2-7]
|
группа людей, объединенных
одними целями и задачами в определённой организации, обеспечивающие свою
работу в виртуальной среде, и коллективно отвечающие за результаты работы
|
1.
Единые
цели и задачи
2. Принадлежность к одной организации 3. Взаимодействие в виртуальной среде 4. Ответственность за выполнение работы |
2.
|
Гринберг Г.С. [10, эл.
ресурс]
|
группа людей, которые были
объединены/объединились для выполнения стратегически важных инициатив,
используют электронные технологии для коммуникации чаще личных, живут и
работают в разных странах
|
1.
Географическая
распределенность
2. Взаимодействие в виртуальной среде 3. Общие цели |
3.
|
Великороссов
В.В. и др. [7, с. 41-49]
|
команда, участники которой
географически и организационно рассредоточены, имеют общую цель и
поддерживают связь друг с другом с помощью современных информационных и
телекоммуникационных технологий
|
1.
Признаки
команды
2. Географическая распределенность 3. Организационная рассредоточенность 4. Взаимодействие в виртуальном пространстве |
4.
|
Кожевникова
Л.В., Старовойтова И.Е. [16, с. 64-71]
|
временное или постоянное образование
экономически независимых и географически разрозненных рыночных агентов,
комбинирующих человеческий, физический, финансовый, социальный капиталы и
ключевые компетенции, обладающих единой сетевой организационной культурой, действующих
в рамках контракта и единого информационного пространства и производящих на
их основе конечный продукт или услугу.
|
1.
Географическая
распределенность
2. Экономическая независимость 3. Наличие организационной культуры 4. Работа на основе контракта 5. Единое информационное пространство |
Общим для приведенных определений является то, что распределенные команды, безусловно, имеют признаки команды, о чем свидетельствуют такие критерии, как «единство целей и задач», «ответственность за результат» и так далее. Следующим признаком, объединяющим все определения, является «взаимодействие в виртуальной среде». Также практически во всех определениях есть признак «географическая распределенность». Однако необходимо уточнить, что авторы трактуют его по-разному. Например, Г.С. Гринберг [10, эл. ресурс] в своем определении говорит о том, что члены распределенных команд «живут и работают в разных странах». Однако, это не является необходимым условием. Т.А. Вайс с соавторами [6, c. 144-146] отмечает: «виртуальность определяется тем, как работают члены команды и каким образом взаимодействуют друг с другом, а не тем, где физически они находятся». Существуют расхождения в понимании разными авторами критерия «принадлежности к одной компании». Действительно, именно в этом пункте кроются все разногласия и недопонимания в теме распределенных команд. Некоторые авторы, например, М.А. Мирошниченко [23, c. 2-7], включают в свои определения критерий «принадлежность к одной компании». Таким образом, они практически отождествляют работу в виртуальной команде с дистанционной формой работы. В данном случае распределенной командой можно назвать сотрудников одной организации, которые работают продолжительное время вместе, либо же сотрудников одной компании, которые объединились для какого-то проекта. Другие авторы, например, Л.В. Кожевникова [16, c. 64-71], выделяют критерий «экономическая независимость» и говорят о том, что члены распределенных команд могут быть сотрудниками разных организаций, которые объединились для какого-то проекта. В.В. Великороссов [7, c. 41-49] объединяет эти две точки зрения и говорит, что члены распределенных команд могут быть как сотрудниками одной организации, так и разных.
Анализ существующих точек зрения на понимание термина «распределённая команда» позволяет предложить следующее определение: распределенная (или виртуальная) команда – это группа взаимодействующих между собой и взаимодополняющих друг друга в ходе достижения общей цели людей, которые используют электронные технологии для коммуникации, взаимодействуют в виртуальном пространстве и при этом могут находиться в разных географических точках.
Особенности мотивации членов распределенных команд.
В основе высокой мотивации сотрудников лежит сопряжение целей организации и личных целей и потребностей работающих в ней специалистов. Результаты анализа удовлетворения потребностей в условиях работы в распределенных командах приведены в таблице 2.
Таблица 2. Удовлетворение потребностей личности в условиях работы в распределенных командах.
№ п/п
|
Потребности
|
Ограничения
|
Возможности
|
1.
|
Физиологические потребности
|
1.Отсутствие возможности проконтролировать рабочее место
сотрудника
2.Ослабление контроля над рабочим временем сотрудника |
1.Повышение оплаты труда, благодаря снижению издержек, связанных
с рабочим местом
|
2.
|
Потребность в безопасности
|
1.Отсутсвие возможности контролировать соблюдения правил охраны
труда
2.Угрозы экономической безопасности сотрудника из-за проектной занятости |
-
|
3.
|
Социальные потребности
|
1.Ограниченные возможности для общения из-за дистанционной
занятости
2.Постоянная смена коллектива, снижающая вероятность возникновения дружеских отношений и долгосрочных связей на работе |
1.Постоянная смена коллектива, позволяющая завести «слабые
связи», особенно полезные в профессиональной сфере
|
4.
|
Потребность в уважении и признании
|
Трансформируются инструменты удовлетворения данной потребности
| |
5.
|
Потребность в самореализации
|
-
|
1.Высокий уровень разнообразия труда в результате проектной
занятости
2.Высокий уровень гибкости, который позволяет сотрудникам участвовать в разных проектах |
Таким образом, анализ мотивации членов распределенных команд через призму представлений о потребностях личности позволил увидеть основные возможности и ограничения рассматриваемого типа организации функционирования профессиональных коллективов. Ограничения прежде всего появляются при удовлетворении социальных потребностей работников, что является следствием двух факторов: во-первых, дистанционная работа сильно ухудшает качество коммуникации, во-вторых, распределенные команды часто формируются для реализации конкретных проектов на ограниченный срок, что мешает формированию долгосрочных социальных связей.
Работа в распределенных командах предоставляет широкие возможности для сотрудников в части удовлетворения потребностей в самореализации, поскольку работа в проектных группах подразумевает высокий уровень разнообразия труда, высокую степень самостоятельности и автономности, условия для развития (сотрудник может выбрать направление, в котором хочет развиваться, и брать проекты именно этой направленности). Губарев Р.В. [11, c. 239-246], анализируя современные теории мотивации и стимулирования труда, отмечает, что потребность в самореализации является высшей потребностью в пирамиде Маслоу. Зайцева Т.В. [14, c. 55-68] указывает на то, что мотивация интересным и содержательным трудом может довольно долго поддерживать уровень мотивации сотрудника на высоком уровне.
В рамках исследования показано, что эффективность процесса управления персоналом зависит от применения управленческих инструментов, основанных на потребностно-мотивационной сфере человека.
В ходе исследования был определен мотивационный тип каждого сотрудника, затем результаты были сгруппированы и определены доминирующие типы мотивации каждой группы. Сравнительный анализ типов мотивации штатных сотрудников и членов распределенных команд приведен в таблице 2. Полученные данные согласуются с моделью «Кадровый круг», предложенной Т.В. Зайцевой [14, c. 55-68].
Таблица 2. Доминирующие типы мотивации штатных сотрудников компании «СмартСтаффинг» и членов распределенных команд.
№ п/п
|
Доминирующий
тип мотивации
|
Доля
сотрудников, %
| |
Штатные
сотрудники компании «СмартСтаффинг»
|
Члены
распределенных команд
| ||
1.
|
Профессиональный
|
40,0
|
79,5
|
2.
|
Патриотический
|
33,3
|
9,5
|
3.
|
Инструментальный
|
26,7
|
9,5
|
4.
|
Люмпенизированный
|
0,0
|
1,5
|
5.
|
Хозяйский
|
0,0
|
0,0
|
Среди штатных сотрудников примерно в равных долях представлены работники трех разных типов мотивации (инструментальный, профессиональный и патриотический). Для распределенных команд характерно доминирование профессионального типа мотивации. Преобладание данного типа обосновано тем, что сотрудники с профессиональным типом мотивации ценят высокий уровень разнообразия труда, сложные задачи и высокий уровень самостоятельности, что и предоставляет работа в распределенных командах. Высокая доля работников с профессиональным типом мотивации в первой группе (штатные сотрудники) объясняется тем, что компания специализируется на инновационной деятельности и потому предоставляет возможность профессиональной самореализации специалистов.
Патриотический тип мотивации характерен для штатных сотрудников организации, тогда как среди членов распределенных команд той же организации доля людей с данным типом мотивации в 3 раза меньше. Такое различие обосновано тем, что для людей с патриотическим типом мотивации важно чувствовать себя частью организации, однако в условиях постоянной смены состава распределенных команд возможности удовлетворения данной потребности ограничены, что существенно снижает мотивацию.
Также среди членов распределенных команд значительно меньше сотрудников с инструментальным типом мотивации, чем среди штатных сотрудников. Для специалистов с инструментальным типом мотивации приоритетным является оплата труда, а сложность работы и ее разнообразие является второстепенным. Однако работа в распределенных командах прежде всего дает возможности для выполнения сложных и разнообразных задач, а также возможность получения дополнительного дохода путем участия в нескольких проектах одновременно.
Среди респондентов сотрудники с хозяйским типом мотивации отсутствуют. Это объясняется тем, что сотрудники такого типа не терпят контроля, предпочитают работать суверенно. Прежде всего данный тип мотивации свойственен предпринимателям.
Также среди опрошенных обеих групп не было обнаружено работников с люмпенизированным (избегательным) типом мотивации. Причиной этому является то, что сотрудники с данным типом мотивации обладают низкой мотивацией к эффективной работе, стремятся избежать любой работы, связанной с личной ответственностью, такие сотрудники не отвечают требованиям, предъявляемым к членам распределенных команд, которые должны быть высоко мотивированы и самостоятельны.
Рекомендации по мотивации членов распределенных команд.
Проведенное исследование позволяет сформулировать следующие рекомендации при формировании распределенных команд и работе с ними.
При формировании распределенных команд целесообразно определение типа мотивации специалистов путем тестирования. Наиболее желательным является профессиональный тип мотивации, как наиболее соответствующий возможностям, которые предоставляет работа в распределенных командах (высокий уровень разнообразия труда, возможность выбора задач и проектов, возможность развиваться именно в том направлении, которое интересно сотруднику, возможность участия в сложных проектах и так далее), что подтверждено результатами опроса.
Важным фактором профессиональной самореализации является создание условий для удовлетворения потребностей специалистов с профессиональным типом мотивации: публичное признание заслуг (так как для «профессионалов» очень важна их профессиональная репутация), возможности обучения (возможность внедрить обучение за счет организации, общие семинары и лекции, обмен опытом), улучшение условий труда, предоставление самостоятельности. Денежные стимулы недостаточно эффективны для данного типа сотрудников, однако оплата труда таких сотрудников обязательно должна зависеть от квалификации. Как отмечает Хандюс М.Ю. [34, c. 144-146], применение негативных способов мотивации (угроза увольнения, наказания) и патернализм сильно снизит мотивацию работников.
Нежелательным для формирования распределенных команд является включение в их состав сотрудников с патриотическим, люмпенизированным и хозяйским типами мотивации.
При виртуальной работе ослабляется степень контроля руководителя над рабочим временем сотрудника, что может привести к нарушению баланса между работой и личной жизнью, и, следовательно, к выгоранию сотрудника и снижению эффективности труда. Решением данной проблемы могут стать тренинги по управлению временем, а также опросы, которые позволят определить психологическое и эмоциональное состояние сотрудников.
Проектная занятость влечет за собой сильную зависимость оплаты труда от наличия проектов, поэтому для минимизации беспокойства сотрудников по поводу экономической нестабильности рекомендуется вводить постоянную часть дохода (оклад) и переменную, зависящую от наличия проектов.
При работе в распределенных командах в наибольшей степени «страдает» удовлетворение социальных потребностей. Прежде всего дистанционный формат работы препятствует живому общению сотрудников, что может негативно сказываться на их мотивации. В целях компенсации дефицита очной коммуникации предлагается устраивать такие мероприятия, как сессии обмена опытом, конференции, очное обучение. Как говорилось ранее, такие способы взаимодействия не только позволят сотрудникам начать общаться ближе, удовлетворить социальные потребности, но и удовлетворят потребность в обучении и развитии. В программу очных мероприятий могут быть включены награждения и демонстрация результатов наиболее эффективных сотрудников, это также хорошо коррелирует с профессиональным типом мотивации.
Анализ удовлетворения потребности в уважении и признании показал, что известные инструменты удовлетворения этой потребности при работе в распределенных командах не эффективны или не применимы. Авторами предложен инновационный инструмент мотивации сотрудников, который может быть эффективен при работе с распределенными командами, «ТИМФОРС360». Данный инструмент апробирован и в настоящий момент успешно применяется среди штатных сотрудников компании «СмартСтаффинг». Инструмент реализуется через мобильное приложение и веб-версию и представляет из себя цифровую систему рекомендаций, нематериальной и материальной мотивации персонала. Суть данного инструмента заключается в том, что у каждого сотрудника есть личный кабинет и баланс виртуальных бонусов. При работе с коллегами член команды может отправить благодарность в виде бонусов своему коллеге и написать рекомендацию.
Но конкретно в компании «СмартСтаффинг» в конце года подсчитываются результаты каждого сотрудника по формуле, учитывающей полученные и распределенные бонусы. Победители в таком «соревновании» награждаются на ежегодном мероприятии, посвященном годовым результатам. Таким образом, данная система позволяет удовлетворить потребность в признании. Также предполагается, что получение рекомендаций от коллег будет эффективно мотивировать сотрудников с профессиональным типом мотивации, так как для таких работников очень важным является признание их профессиональных качеств и заслуг.
При помощи этой программы также можно отслеживать настроение сотрудников, реализацию целей компании, а также устраивать соревнования по определенным темам (это может быть спорт для поддержания здоровья сотрудников, чтение книг, прохождение развивающих курсов и многое другое в зависимости от актуальных запросов организации). По каждому из соревнований есть свои рейтинги.
Также это приложение помогает удовлетворять социальные потребности в работе. Благодаря рекомендациям сотрудники могут узнавать друг друга лучше, обращаться друг к другу по рабочим вопросам и так далее.
Заключение
Распределенные команды становятся распространенным типом организации работы профессиональных сообществ. Высокую эффективность данный тип управления демонстрирует на рынке труда IT-специалистов.
Компании, формирующие распределённые команды, успешно развиваются, так как смогли решить такие актуальные проблемы, как затраты на длительный поиск нужных специалистов; простой в работе штатных специалистов, снижение мотивации сотрудников, связанное с простоем; высокие затраты на найм высококлассных профильных специалистов; риски, связанные с быстрым развитием рынка фрилансеров, уровень квалификации которых достаточно сложно проверить.
С появлением распределенных команд мотивация таких сотрудников стала вызовом для специалистов по управлению персоналом. Проведенное исследование показало, что такой тип работы требует учета типа мотивации сотрудников, а также открывает много возможностей для появления новых способов мотивации. Разработанная авторами и апробированная в IT-компании система нематериальной мотивации «ТИМФОРС360» представляет собой инновационный подход к повышению мотивации сотрудников путем развития горизонтальных связей внутри профессионального коллектива. Опыт внедрения показал, что инструмент цифровой благодарности способствует увеличению эффективности взаимодействия членов распределенных команд. Авторы полагают, что применимость системы цифровых поощрений не ограничивается IT-сферой и может использоваться для развития профессиональных сообществ, реализующих проекты в других видах экономической деятельности. Для адаптации разработанной системы «ТИМФОРС360» потребуется изучение специфики организации деятельности таких команд, выявление возникающих проблем мотивации и выделение критериев поощрения специалистов.
Источники:
2. Белинская Е.П., Жичкина А.Е. Современные исследования виртуальной коммуникации: проблемы, гипотезы, результаты. / Образование и информационная культура. Социологические аспекты. Труды по социологии образования. Том V. Выпуск VII. Под редакцией В.С. Собкина. - М.: ФГНУ «Институт социологии образования», 2000. – 395-428 c.
3. Белова О.Л. Доверие как фактор эффективности виртуальной команды // Вестник университета. – 2020. – № 2. – c. 35-39. – doi: 10.26425/1816-4277-2020-2-35-40.
4. Бойко С.В., Покровская Н.Н., Слободской А.Л., Спивак В.А. Социально-экономические вопросы мотивации сотрудников в условиях удаленной и распределенной работы // Социология и право. – 2021. – № 1. – c. 6-17. – doi: 10.35854/2219-6242-2021-1-6-17.
5. Бурлуцкая М.Г., Харченко В.С. Трудовые отношения на дистанте: практики контроля сотрудников при удаленной работе // Управление культурой. – 2022. – № 2. – c. 27–47.
6. Вайс Т.А., Вайс Е.Н., Васильцов В.С. и др. Экономика предприятия. / учебник / Т. А. Симунина, Е. Н. Симунин, В. С. Васильцов. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва : КноРус, 2015. – 244 c.
7. Великороссов В.В., Кулапов М.Н., Карякин А.М., Никольская Е.Н. Виртуальные команды: развитие теории практики командной работы // Вестник НГУЭУ. – 2018. – № 7. – c. 41-49.
8. Гайнанов Р. СмартСтаффинг 1.0. - М.: Пе-ро, 2012. – 80 c.
9. Герцберг Ф. Мотивация к работе. - М.: Вершина, 2007. – 240 c.
10. Гринберг Г.С. Adobe Photoshop CS. / (TeachPro™) (Мультимедийный самоучитель на CD-ROM). - Москва : Мультимедиа Технологии и Дистанционное обучение, 2006. – 318 c.
11. Губарев Р.В. Анализ современных теорий мотивации и стимулирования труда // Вестник УГНТУ. – 2014. – № 1. – c. 239-246.
12. Железнякова С.И. Трудовая мотивация молодежи в условиях цифровой экономики: проблемы изучения // Социально-гуманитарные знания. – 2021. – № 4. – c. 159-167. – doi: 10.34823/SGZ.2021.4.51640.
13. Журавлев А.Л., Занковский А Н. Личность и виртуальная организация: психологические проблемы и перспективы научных исследований // Известия саратовского университета. новая серия. серия: акмеология образования. психология развития. – 2017. – № 4. – c. 318-323. – doi: 10.18500/2304-9790-2017-6-4-318-323.
14. Зайцева Т.В. Мотивационный потенциал инструментов по управлению человеческими ресурсами // Вестник московского университета. серия 21: управление (государство и общество). – 2009. – № 4. – c. 55-68.
15. Катаев А.В. Виртуальные бизнес-организации. - СПб.: Издательство политехнического университета, 2009. – 120 c.
16. Кожевникова Л.В., Старовойтова И.Е. Формирование виртуальных команд: удаленный тимбилдинг и лидерство // Вестник университета. – 2022. – № 4. – c. 64–71. – doi: 10.26425/1816-4277-2022-4-64-71.
17. Кузнецов С.А., Долинская В.А., Пономарёва А.С. Мотивация и стимулирование персонала к эффективному труду // Международный студенческий научный вестник. – 2018. – № 5.
18. Кузнецов Ю. В., Мелякова Е. В. Формирование и развитие виртуальной организации // Научный журнал ниу итмо. серия: экономика и экологический менеджмент. – 2015. – № 4. – c. 248-256.
19. Лаптева В.С. Эффективность коммуникаций в виртуальных командах проекта // Гуманитарное знание. – 2020. – c. 73-83.
20. Макарченко М. А., Павлова О. Н. Особенности трансформации классического командообразования в виртуальное в условиях цифровизации // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. – 2018. – № 1. – c. 39-53. – doi: 10.18721/JE.11104.
21. Макклеланд Д. Мотивация человека. - СПб.: Питер, 2007. – 672 c.
22. Маслоу А.Х. Мотивация и личность. - СПб.: Питер, 2019. – 354 c.
23. Мирошниченко М.А. Бесшовная организация распределенных команд вне границ // Вестник Академии знаний. – 2021. – № 43. – c. 2-7. – doi: 10.24412/2304-6139-2021-11056.
24. Опарина Н.Н., Панова Е.А., Бондарева Л. В. Управление талантами: задачи и вызовы цифрового завтра // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. – 2021. – № 3. – c. 49-55. – doi: 10.12737/2305-7807-2021-10-3-49-55.
25. Орлова М.В., Александрова И.Ю. Распределенные команды: вызовы и возможности // Вестник университета. – 2022. – № 2. – c. 33-40. – doi: 10.26425/1816-4277-2022-2-33-40.
26. Петров А. Ю. Soft skills современного менеджера: командообразование и лидерские навыки. / учебное пособие. - Екатеринбург: УрФУ, 2017. – 188 c.
27. Пугачев В.П. Модель эффективного использования методов мотивации персонала // Вестник Московского университета. Серия 21: Управление (государство и общество). – 2017. – № 2. – c. 44-65.
28. Сардарян А.Р., Барабанова Е.И. Как управлять персоналом в виртуальных компаниях? // Управление персоналом. – 2010. – № 3. – c. 38-41.
29. Селюк А. В. Управление проектной командой. / учебное пособие. - Тюмень: Тюменский государственный университет, 2013. – 216 c.
30. Сидоренков А.В. Управление эффективностью групп и команд в организации. / учебное пособие. - Ростов-на-Дону: Южный федеральный университет, 2016. – 325 c.
31. Спасенников В.В. Теория и практика формирования виртуальных команд для совместной деятельности в условиях цифровой экономики // Экономическая психология: прошлое, настоящее, будущее. – 2019. – № 4. – c. 265 – 283.
32. Тимофеева Ю.О. Виртуальная организация: Проблемы и преимущества жизни и работы «в облаке» // Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 25-летию факультета психологии Тверского государственного университета: Тверь: Тверской государственный университет. Тверь, 2018. – c. 200–204.
33. Уорнер М., Витцель М. Виртуальные организации. Новая форма ведения бизнеса в XXI веке. - М.: Добрая книга, 2005. – 296 c.
34. Хандюс М.Ю. Применение концепции В.И. Герчикова в системе мотивации персонала // Вестник магистратуры. – 2017. – № 2. – c. 144-146.
35. Хашева З.М. Ткачева Е.Н. Виртуальные организации в современной экономике: предпосылки становления и особенности управления // Вопросы экономики и права. – 2012. – № 44. – c. 61-68.
36. Хромов И.Е. Виртуальные организации в современной экономике // Экономика: вчера, сегодня, завтра. – 2018. – № 8. – c. 377 - 388.
37. Хусаинова A.Т. Понятие, сильные и слабые стороны виртуальных команд и их отличие от традиционных команд проекта // Вестник КазНУ. Алматы: Казахский национальный университет имени аль – Фараби. – 2015. – № 3. – c. 23-29.
38. Цыганкова И.В. Виртуальная занятость - форма занятости будущего // Омский научный вестник. Серия «Общество. История. Современность». – 2018. – № 2. – c. 128–131. – doi: 10.25206/2542-0488-2018-2-128-132.
39. Jackowska M., Lauring J. What are the effects of working away from the workplace compared to using technology while being at the workplace? Assessing work context and personal context in a global virtual setting // Journal of International Management. – 2021. – № 27(1). – p. 100826.
40. Jarvenpaa S. L., Leidner D. E. Communication and trust in global virtual teams // Organization Science. – 1999. – № 10(6). – p. 791-815.
41. Lojeski K. S., Reilly R. R. Uniting the virtual workforce: Transforming leadership and innovation in the globally integrated enterprise. - John Wiley & Sons, Inc, 2008. – 203 p.
42. SkillsCloud. [Электронный ресурс]. URL: https://skillscloud.ru (дата обращения: 27.08.2023).
43. Zaidman N. Professionalism—its effect on interpersonal relationships in high-tech global virtual teams // Journal of Professions and Organization. – 2021. – p. 32.
Страница обновлена: 23.07.2024 в 13:31:54