Дифференциация трудовой деятельности: подходы к классификации

Рудаков И.О.1
1 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Россия, Москва

Статья в журнале

Экономика труда (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 10, Номер 10 (Октябрь 2023)

Цитировать:
Рудаков И.О. Дифференциация трудовой деятельности: подходы к классификации // Экономика труда. – 2023. – Том 10. – № 10. – С. 1485-1502. – doi: 10.18334/et.10.10.119308.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=55824054

Аннотация:
Цифровизация экономики, а также распространение технологий искусственного интеллекта и автоматизации приводят к изменению содержания труда. В связи с этим, необходимы такие подходы по характеристике труда, которые бы помогли проанализировать происходящие изменения. Задача данной статьи состоит в определении основных типов классификации труда, которые проявляются на протяжении всех исторических периодов, и которые бы позволяли бы оценивать влияние технологий на труд. Для выполнения этой задачи необходимо: рассмотреть существующие подходы к классификации труда, сформулировать критерии основных типов классификации, и предложить основные типы классификации, а также предоставить обоснование выбранным критериям и типам классификации. Были рассмотрены различные подходы к классификации труда, выявлены цели и контекст использования этих подходов исследователями, выявлено основание классификации (по какому признаку происходит деление). На основе рассмотренных подходов были сформулированы критерии основных типов классификации труда, а также был обоснован выбор и формулировка предложенных критериев. Наконец, были предложены и обоснованы 4 основных типа характеристик трудовой деятельности. Статья будет интересна исследователям влияния технологий на труд.

Ключевые слова: основные характеристики труда, развилки труда, основных типа характеристик трудовой деятельности, рутинный и творческий труд, квалифицированный и неквалифицированный труд, престижный и обыденный труд, свободный и подневольный труд

Финансирование:
Исследование выполнено при финансовой поддержке гранта РНФ № 23-28-00358 «Институциональные и структурные условия адаптации к шокам экономического развития»

JEL-классификация: J21, J23, J24



Введение

В настоящее время происходит кардинальное изменение технико-экономической парадигмы развития, результатом которой является формирование цифровой или информациональной экономики [5, 43-67]. В связи с этим встает вопрос: как будут изменяться трудовые отношения под воздействием происходящих технологических изменений. Для того чтобы ответить на этот вопрос – определить направления изменения характера труда, а также форм организации трудовых отношений, необходимо сначала провести классификацию трудовых отношений с целью выявления основных направлений дифференциации труда.

Проблемой дифференциации труда занималось большое количество исследователей. Однако задачи классификации трудовых отношений затрагивались, как правило, в качестве второстепенного вопроса исследования.

Например, Д. Белл [1, c. 58-61], М. Кастельс [5, c. 51-53] и А. Тоффлер [9, c. 59-63] обсуждают разделение труда на физический и умственный при рассмотрении того, как эти типы проявляются в информационном труде. А. Смит [20, c. 524-534] и К. Маркс [6, c. 58-61] применяют деление труда на простой и сложный, иллюстрируя процесс обеднение содержания труда при переходе от ремесленного труда к мануфактурному. Престижный и обыденный труд по Веблену используются для противопоставления выделяемых им социальных классов: праздного и производительного [3, 48-55]. Мариунди [18, с. 5-10] рассматривает труд в двух плоскостях: физический-умственный труд, рутинный-творческий - для оценки влияния технологий на замещение труда. Дилиндер [17, с. 3-8] также выделяет умственный рутинный и творческий труд и оценивает эффект замещения рутинной части технологиями. Чатери С. рассматривая переход от ремесленного производства к мануфактурному характеризует труд ремесленников, как творческий и квалифицированный. Хабибулина З.Р. [12, с. 34-35] предлагает рассматривать творческий труд как ценный ресурс, позволяющий его обладателю находиться в статусе со-партнерства с владельцем предприятия. Устюжанина Е.В. [11, с. 3-5] рассматривает последствия распространения удаленной занятости. Попытки к классификации труда по разным основаниям регулярно предпринимает Международная Организация труда [8, с.39-43].

Целью данной работы является выделение основных типов классификации труда.

Для выполнения этой цели необходимо выполнить ряд задач: (1) рассмотреть существующие подходы к классификации труда, (2) выделить критерии основных типов классификации и дать им обоснование, (3) предложить и обосновать основные типы классификации труда по выделенным критериям.

Научная новизна состоит в выявлении основных типов классификации труда, которые в дальнейшем помогут исследовать особенности влияния новых технологий на содержание труда и формы его организации на протяжении истории развития человека.

Авторская гипотеза состоит в том, что существует ограниченное количество характеристик труда, которые устойчиво проявляются на всех исторических периодах.

Для достижения поставленных задач был проведен анализ отечественной и зарубежной научной литературы по предмету исследования. Использовались общенаучные методы: анализ, синтез, сравнение, систематизация.

Основная часть

Обзор подходов к классификации труда

Обобщая подходы различных исследователей, можно выделить следующие подходы к классификации трудовых отношений и трудовых функций.

Физический труд – умственный труд

Основание классификации в литературе зачастую прямо не указывается, однако подразумевается, что физический труд связан с работой над физическими объектами, которые существуют в физической действительности, а умственный труд подразумевает обработку или работу с информацией. Разделение труда, появление экономического излишка и стратификация общества - сделало деление труда по этому признаку очевидным. C развитием идей постиндустриализма исследователи начали рассматривать увеличение доли умственного труда в экономике.

Рассуждая о росте доли умственного труда, М. Кастельс говорит о росте профессий, связанных с обработкой большого количества информации: менеджерские, технические (связанные с информационной инфраструктурой), профессии белых воротничков (консультанты, юристы) [5, с. 214-228].

В работах Д. Белла используется то же деление на умственный и физический труд при сравнении исторических периодов. Пре и индустриальный период характеризовались в основном физическим трудом, а пост-индустриальный характеризуется ростом умственного труда [1, с. 58-61].

Рутинный труд – творческий труд

Под рутинным трудом обычно понимают деятельность, которую можно описать с помощью последовательности конкретных действий, выполнение которых не требует самостоятельного принятия решений. Иными словами, рутинная деятельность – это деятельность, которая выполняется по заранее заданному алгоритму (шаблону). Творческий труд подразумевает необходимость принимать самостоятельные решения. Это не означает отсутствие заранее заданных алгоритмов и/или инструкций, но подразумевает, что некоторые вопросы работник решает самостоятельно.

Г. Минцберг называет это стандартизацией квалификации [7, с. 101-103]. Хирург или авиационный диспетчер выполняют рутинные операции, но какие именно рутины применить в той или иной ситуации решают они сами.

А. Смит давал комментарии о влиянии рутинного операционного труда рабочих фабрики на их ментальное здоровье [20, с. 528-534]. К. Маркс, описывая процесс отчуждения труда, противопоставлял творческий труд ремесленника и рутинный труд мануфактурного рабочего. [6, с. 424-426].

М. Кастельс, исследуя становление пост-индустриализма отмечал формирование двух классов работников. Первый класс работников способен работать автономно и принимать решения на местах, определяя наиболее оптимальный и прибыльный способ достижения поставленной задачи - что подходит под понятие творческого труда. Второй класс - операционисты-исполнители, выполняющие конкретные задачи [5, с. 223-236].

А. Тоффлер, рассуждая о принципах работы и труда в третьей волне также утверждал, что на фабриках и офисах будущего будут требоваться не повторяющаяся рутинная работа, а деятельность, требующая от работника изобретательности и вдумчивости - т.е. увеличение доли творческого труда. [9, с. 59-61]

Квалифицированный труд - неквалифицированный труд

Квалифицированный труд подразумевает необходимость длительной подготовки работника с целью приобретения им специальных знаний, умений и навыков.

А. Смит и К. Маркс, рассуждая о последствиях распространения мануфактур и разделения труда, разделяли труд, требующий разного уровня подготовки. Так, А. Смит, описывая пример с производством булавок, отмечал, что разбиение процесса производства на мелкие задачи позволяет сократить время обучения работников и противопоставлял такому занятию труд ремесленников [20, с. 10-20]. К. Маркс, объясняя парадокс отчуждения работника от своего труда, отмечает, что разделение труда требует меньше навыков, времени на обучение, делая таким образом работников легко заменяемыми механизмами в производственной машине [6, с. 424-426].

Анализируя переход к пост-индустриальному обществу, М. Кастельс обращает внимание на рост доли низкоквалифицированного труда. Под квалифицированным трудом он, в первую очередь, понимает труд работников с высшим образованием, занятых в профессиях, связанных с обработкой большого количества информации [5, с. 233-238].

Похожие замечания встречаются в работах Д. Белла. Он считает, что индустриализация способствовала распространению класса со средним уровнем навыков, которых за несколько недель обучали простым рутинным операциям на месте работы [1, с. 58-65]. Такие работники заняты неквалифицированным трудом. К квалифицированному труду Белл относит профессии, которые требуют определенного уровня образования. [1, с. 58-65].

А. Тоффлер разделяет существующих работников, связанных с обработкой информации, по уровню абстракции. Работников в категории высокой абстракции Тоффлер причисляет менеджеров, инженеров, ученых. А работники в категории низкой абстракции заняты рутинным, монотонным умственным трудом - клерки, секретари и другие офисные работники. Исходя их этого описания, очевидно, что интеграторы и работники категории высокой абстракции относятся к квалифицированному труду, а остальные - нет [9, с. 67-69].

Простой труд – сложный труд

Выделение простых, повторяющиеся заданий можно встретить у многих исследователей. Так, у М. Кастельса и А. Тоффлер, противопоставляя пост-индустриальный и индустриальный способы производства, указывают на то, что индустриализм подразумевает сильное упрощение рабочих задач, что позволяет обучить необходимым навыками за несколько недель на предприятии [9, с. 59-68].

На упрощение (обеднение) труда ремесленников при их переходе в класс рабочих указывал и К. Маркс [6, с. 424-428]. А. Смит обращал внимание на негативные когнитивные и проблемы работников, постоянно выполняющих простые однотипные задачи. [20, с. 23-45].

Сложный труд обычно входил в значение квалифицированного труда. М. Кастельс и А. Тоффлер, рассуждая о навыках будущего, начали использовать понятия сложных задач, описывая характер трудовой деятельности людей в пост-индустриализме (или Третьей Волне): анализ информации, принятие решений, интегрирование процессов, технологий - характеристика, связанная с творческим, квалифицированным, умственным трудом.

Креативный труд – операционный труд

Трудовую деятельность можно также разделить на креативную и операционную. Хабибуллина З.Р. предлагает различать эти две категории, рассматривая труд как способ участия работника в производстве: аренда рабочей силы (операционный труд) или совместное инвестирование с целью получения сверхприбыли (креативный). Когда говорится о совместном инвестировании с целью получения сверхприбыли, подразумевается, что работник и работодатель де-факто имеют отношения партнеров. Работник инвестирует свое время и навыки для решения нестандартных задач предприятия, а работодатель вознаграждает работника в зависимости от размера полезного эффекта [12, с. 34-35].

Ручной труд – машинный труд – компьютерный труд

Критерием классификации является факт передачи части созидательных функций машине или компьютеру. Рассуждения о том, как соотносятся между собой труд человека, инструмент труда и машина встречаются у К. Маркса. [6, с. 425-428]

М. Кастельс определяет индустриальную эпоху как период, когда главным источником роста производительности труда становится не мышечная сила человека или животных, а введение в производство новых источников энергии, развитие машинного производства [5, с. 233-239].

Дальнейшее развитие этой идеи можно увидеть в работах Гриценко В., в которых вводится понятие компьютерного труда; и дается определение данного понятия – передача компьютеру определенных трудовых функций [4, с. 40-42]. Исходной точкой рассуждений является концепция постиндустриального общества Орлова. В основе этой концепции лежит представление о новой исторической форме труда, определяемой как всеобщий автоматизированный труд - производство абстрактных материальных структур [4, с. 40-42]. Высшей формой такого труда является компьютерный труд, предметом и продуктом которого выступают абстрактные материальные структуры [4, с. 42-43]. Нечто похожее встречается у Д. Белла, когда он говорит об одной из характеристик пост-индустриального общества - кодификации знания [1, с. 10-15]

Престижный труд – обыденный труд

Деление труда на престижные и обыденные виды деятельности, было впервые предложено Торстеном Вебленом. Согласно его подходу, такое деление порождается двумя социальными инстинктами – мастерства и соперничества и проявляется в том, что деятельность, позволяющая демонстрировать более наглядные атрибуты успеха (охотничьи и военные трофеи, богатство), воспринимается престижной и статусной; в то время как деятельность с меньшей демонстративной способностью становится обыденной [3, с.48-53].

Свободный труд – подневольный труд

При подневольном труде используются различные формы принуждения к труду, экономические и неэкономические, препятствующие работнику менять место работы и вид деятельности по своему желанию.

Этот вид классификации труда можно встретить у многих исследователей. Торстейн Веблен упоминает подневольный труд, рассуждая о развитии праздного класса. После набегов на вражеские племена пленных принуждали к рабскому труду. С этого времени и далее после перехода в средневековье, количество рабов, крепостных, лакеев и других представителей принудительного труда считалось демонстративным атрибутом престижа их хозяев [3, с.48-53].

В работах Хабибуллиной З.Р. также прослеживается деление на свободный и подневольный труд. Она говорит о креативном работнике, который преобразует свои трудовые отношения с работодателем в партнерские [12, с.34-35]. Такая способность работника подразумевает наличие у него достаточной переговорной силы, что позволяет ему быть под меньшим экономическим принуждением, чем работники, которые не имеют такой способности.

К. Маркс, рассматривая положение работников во время промышленной революции, обращал внимание на то, что из-за простоты выполняемых задач, работников стало легко заместить в предприятии. А это означает, что у отдельного работника нет возможности значительно улучшить свои трудовые условия (нет достаточной переговорной силы), а это значит, что он находится под экономическим принуждением.

Стоит отметить, что говоря о подневольном и свободном труде можно условно говорить о двух уровнях принуждения. Под первым уровнем подразумевается, что большинству людей необходимо заниматься какой-либо трудовой деятельностью для обеспечения своей жизни. С этой точки зрения, подавляющая часть населения всегда находится под экономическим принуждением к труду.

Второй уровень подразумевает, что у человека есть некоторая степень выбора, которая определяется его переговорной силой на рынке труда. С этой точки зрения, подавляющая часть населения также вынуждена работать, однако внутри этой части людей можно различать сегменты с разной переговорной силой, а значит и с разным уровнем свободы выбора условий своей трудовой деятельности. Зачастую, когда используют классификатор подневольного и свободного труда, подразумевают второй уровень.

Традиционный труд – дистанционный труд

Одно из первых исследований дистанционного труда, как отдельной категории можно найти в работах А. Тофлера где он отмечал, что развитие информационно-коммуникационных технологий позволит информационным работникам выполнять свою работу из дома [9, с. 217-218]. Затем попытки более строгого определения и классификации начали появляться в публикациях Международной Организации Труда [8, с. 39-43], а также у других исследователей.

Под традиционным режимом занятости подразумевается такой режим работы, при котором работодатель обязан обеспечить работнику рабочее место и возможность исполнения трудовых функций. При этом предполагается, что работник будет выполнять свои рабочие функции по месту нахождения одного из помещений работодателя. При удаленном режиме занятости подразумевается, что работа осуществляется вне помещений работодателя. При этом у работодателя не возникает обязанности непосредственного предоставления работнику ни рабочего места, ни условий проживания [10, с. 3-4].

Производительный труд – непроизводительный труд

Одной из наиболее ранних и одновременно спорных классификаций является деление труда на производительный и непроизводительный. Основным критерием разделения является участие в создании стоимости. Производительный труд – это труд, с помощью которого увеличивается стоимость произведенного общественного продукта, в то время как непроизводительный труд перераспределяет на свой продукт часть уже созданной стоимости.

Согласно теории физиократов (Франсуа Кене), базовой характеристикой производительного труда является его способность производить чистый продукт: положительную разницу между валовым национальным продуктом и затраченными на его производство материальными затратами. По мнению Ф. Кене, единственным источником такого чистого продукта является земля и приложенный к ней труд людей, занятых в сельском хозяйстве. Форму чистого продукта в земледелии физиократы назвали земельной рентой, а труд, создающий земельную ренту, объявили производительным [2, с. 23-25]

Иными словами, физиократы считали труд производительным, если он был связан с приумножением исходных природных ресурсов, что свойственно, прежде всего, земледелию и животноводству. Другие сферы деятельности (виды труда), по мнению физиократов, являются непроизводительным: они либо преобразует исходную форму ресурсов (т.е. ничего нового не создают), либо перераспределяют эти ресурсы между людьми, либо создают и контролируют правила реализации производительного и непроизводительного труда (монарх) [2, с. 23-25]

Адам Смит полагал, что производительным является тот труд, который увеличивает стоимость предмета, на который этот труд был направлен, в то время как непроизводительный труд не имеет такого эффекта. [20, с. 234-244] Однако, в отличие от физиократов, Смит полагал, что источником стоимости выступает не только земля, но и труд. Так, труд рабочего мануфактуры увеличивает стоимость сырья и материалов, которые он использует в работе. А труд лакея ничего не добавляет. Несмотря на то, что у работника мануфактуры есть зарплата, в реальности этот работник не обременяет затратами владельца мануфактуры, поскольку величина его заработной платы покрывается за счет повышения стоимости предмета, на который был затрачен труд работника. А содержание прислуги является чистыми затратами [20, с. 234-244]

Основой для разделения этих типов труда по Смиту является способность результатов производительного труда сохраняться длительное время после того, как процесс труда заканчивается. Услуги по А. Смиту производятся и потребляются одновременно, их невозможно отложить на потом, а значит, они не увеличивают стоимость предмета. Исходя из этого Смит относит труд лакея, а также труд монарха, армии, флота, священников, юристов, актеров к непроизводительным. Смит отмечает, что все это важные профессии, которые имеют ценность. Однако результат их труда исчезает в моменте исполнения [20, с. 234-244]

К. Маркс определял производительный труд как труд, непосредственно создающий прибавочную стоимость. Он отмечал, что капиталистическое производство - это не просто производство товаров, а производство прибавочной стоимости. Поэтому недостаточно, чтобы он просто производил: его труд должен производить прибавочную стоимость. Следовательно, рабочий является производительным, если производит прибавочную стоимость для капиталиста и тем самым работает на увеличение капитала. Непроизводительный труд по Марксу, это труд, который не создает прибавочной стоимости и не приводит к росту капитала. [6, c. 56-58].

Таблица 1

Основные подходы к классификации труда


Вид классификации
Основа классификации
Основные исследователи
1.
Физический - умственный
Что является объектом переработки: объекты физического мира или информация
Д. Белл [1, c. 58-61]
М. Кастельс [5, c. 214-228]
2.
Рутинный – творческий
Возможность применения в трудовой деятельности сложившихся алгоритмов и шаблонов, необходимость принятия самостоятельных решений
А. Тоффлер [9, c. 59-63]
М. Кастельс [5, c. 233-236]
Г. Минцберг [7, c. 101-103]
3.
Квалифицированный - неквалифицированный
Необходимость длительной подготовки работника с целью приобретения им специальных знаний, умений и навыков
К. Маркс [6, c. 51-53]
А. Тоффлер [9, c. 59-65]
М. Кастельс [5, c. 213-218]
4.
Простой – сложный
Количество и разнообразие операций, которые необходимо выполнять
А. Смит [20, c. 528-534]
5.
Креативный – операционный
Способ участия работника в производстве: аренда рабочей силы или совместное инвестирование с целью получение сверхприбыли
З.Р. Хабибулина [12, c. 34-35]
6.
Ручной – машинный – компьютерный
Передача части созидательных и/или умственных функций машине / компьютеру
Гриценко [4, c. 40-42]
7.
Престижный – обыденный
Возможность демонстрировать наглядные атрибуты успеха (статуса)
Т. Веблен [3, c. 48-55]
8.
Свободный – подневольный
Наличие (отсутствие) принуждения к труду, экономического или внеэкономического
К. Маркс [6, c. 58-61]
9.
Традиционный – дистанционный
Обеспечение работника рабочим местом в пределах транспортной доступности от места его проживания
МОТ [8, c. 39-43]
Устюжанина [10, c. 3-4]
10.
Производительный - непроизводительный
Производительный труд создает стоимость. А непроизводительный дает право на ее перераспределение.
Ф. Кене [2, c. 23-25]
А. Смит [20, c. 524-534]
К. Маркс [6, c. 51-55]
Источник: Авторская разработка

Таким образом, деление труда на производительный и непроизводительный было важно для нескольких школ экономической мысли. Активный период рассуждений и споров по определению производительного и непроизводительного труда начался с работ школы физиократов и закончился на работах К. Маркса.

Рассмотренные нами различные подходы к классификации труда представлены в таблице 1.

Обсуждение результатов

Как нетрудно заметить, некоторые из описанных нами подходов к классификации труда имеют значимые пересечения. Так, простой труд, как правило, можно отнести к низкоквалифицированному, а сложный – к квалифицированному (требующему специальной подготовки). Аналогично, креативный труд достаточно часто пересекается с творческим, а операционный – с рутинным.

Еще одно замечание связано с нечеткостью некоторых классификаций – пересечением выделяемых видов. Это относится, прежде всего, к делению труда на физический и умственный. Можно привести примеры, когда объектом переработки специалиста являются и информация, и объекты физического мира (хирург, инженер, художник).

В связи с этим возникает задача выделить среди многообразия описанных подходов наиболее значимые. Для этого целесообразно определить такие подходы к классификации труда, которые позволяют проследить динамику трансформации содержания труда и социально-трудовых отношений при изменении под влиянием новых технологий технико-экономической парадигмы функционирования общества. Под такими технологиями мы понимаем не только современные изобретения и разработки в области информационных технологий и искусственного интеллекта, но и технологии, которые привели к трансформации содержания и способов организации труда в прошлом. В качестве значимых изменений технико-экономической парадигмы можно выделить: развитие сельскохозяйственного производства (аграрная революция – переход от присваивающего к воспроизводственному типу хозяйственной деятельности); появление на основе увеличения избыточного продукта сословного (классового) общества; возникновение устойчивой системы разделения труда (отделение предприятий от домашних хозяйств); начало использования в производстве природных источников энергии (промышленная революция); развитие информационно-коммуникационных технологий (цифровая революция). Все эти этапы хозяйственного развития привели к значительному изменению того, как люди организуют свои социально-трудовые отношения.

Основные типы классификации труда должны отвечать следующим критериям:

1) проявление выделяемых видов должно иметь место на протяжении всей истории развития человечества;

2) выделяемые характеристики должны отражать изменение характера труда или общественных отношений по поводу организации труда;

3) достаточность информации – возможность исследовать дифференциацию труда без обязательного использования других классификаторов. Например, труд можно разделить на оплачиваемый и неоплачиваемый, однако без использования уточняющих условий это деление не дает дополнительной информации;

4) простота выявления. Поскольку некоторые критерии описывают похожие явления, следует оставлять тот классификатор, определение критериев которого проще.

Мы считаем, что только 4 вида классификации удовлетворяют приведенным критериям. Сначала рассмотрим виды классификации, которые не соответствуют критериям, и дадим обоснование такого решения.

Деление труда на физический и умственный не имеет достаточной практической значимости. Существует множество исследований, в которых используется этот вид классификации, однако почти всегда его используют вместе с другими, которые и обеспечивают объяснительную ценность исследования. Так, например в работе [18, c.3-5] делается вывод, что наибольший эффект замещения труда технологиями в сельском хозяйстве отмечается в тех видах деятельности, которые характеризуются физическим рутинным трудом [18, c.3-5] . А в работе Диллиндера М. о влиянии программного обеспечения на административных работников отмечается, что технологии замещают рутинные умственные задачи [17, с. 3-8 ]. В обеих работах делается вывод о замещении рутинных задач. А деление на физический и умственный труд объясняется спецификой исследуемых отраслей. В сельском хозяйстве больше видов деятельности, выполнение которых требует применения физического труда, тогда как в сфере административных услуг больше задач, подразумевающих умственный труд.

Деление труда на простой и сложный удовлетворяет первым трем критериям, однако, как мы уже отмечали, схоже с делением на квалифицированный и неквалифицированный. При этом, уровень квалификации относительно проще измерить: это статистика по уровню образования, или свидетельства о подготовке подмастерья.

Деление труда на креативный и операционный подразумевает определение фактического статуса участия работника в производстве: является ли он со-инвестором - партнером, который ожидает получить сверхприбыль от применения своих навыков и экспертизы, или нет. Такое деление стало возможно относительно недавно, что означает, что его будет проблематично использовать для всех исторических периодов.

Деление труда на ручной, машинный и компьютерный характеризует содержание труда – сколько трудовых задач (функций) передано машине или компьютеру. Этот классификатор охватывает не все исторические периоды. Ученые, которые исследуют данные феномены, обычно обращают внимание на влияние замещения труда машинами на обеднение содержания труда. Второй пласт исследований связан с изучением изменения структуры рынка труда: происходит ли падение доли рутинных профессий, уменьшается ли доля работников без образования и др. Мартенс Б проводил мета анализ исследований по влиянию технологий и не выявил отрицательного эффекта технологий на труд [19, с. 5-10]. Он отмечает, что технологии замещают одни профессии другими, однако совокупного падения спроса на труд не проихсходит. Небольшой отрицательный эффект технологий на занятость был выявлен Д. Аджемоглу и П. Рестрепо [14, c. 3-5]. Однако эффект касался только сектора американской промышленности.

Деление труда на производительный и непроизводительный не имеет практической значимости в контексте нашего исследования. Если мы будем определять производительным труд, который дает добавленную стоимость (создает полезный эффект) - то почти вся трудовая деятельность на протяжении истории будет относиться к производительному труду.

Классификация труда на традиционный и дистанционный применима преимущественно к периоду современной истории. Несомненно, появление и распространение дистанционного труда сигнализирует о развитии технологий, начале трансформации организации труда и социальной жизни вокруг труда (традиционная форма занятости обязывает человека к определенной локации, дистанционная - позволяет работать, где угодно). Однако для исследования исторических трендов трансформации социально-трудовых отношений этот классификатор не подходит.

Теперь рассмотрим, почему оставшиеся четыре вида классификации труда соответствуют критериям выше.

Деление труда на рутинный и творческий можно использовать для всех исторических периодов. Под творческим трудом понимается деятельность, выполняемая без заранее созданного шаблона, что определяет характер труда. Использование этого классификатора позволяет показать изменение характера труда под влиянием технологий и, таким образом, его можно считать самодостаточным - новую информацию можно получить без обязательного использования дополнительных классификаторов.

Деление труда по степени квалификации или необходимости подготовки также определяет характер труда. Для того чтобы стать хорошим охотником-собирателем, ремесленником, инженером-изобретателем во время промышленной революции или программистом сейчас, необходима специальная подготовка. Это отражает применимость классификатора в истории. Классификатор также является самодостаточным.

Престижность и обыденность труда также можно прослеживать с начала истории человечества. Новые технологии, которые трансформируют то, как люди организуют свою жизнь и труд, приводят к смене определения и восприятия престижности. Таким образом, этот классификатор больше характеризует общественные отношения по поводу организации труда, и он самодостаточен для получения новой информации.

Деление труда на свободный и подневольный также можно применять на всей истории развития человека. Меры принуждения подразумевают, что этот классификатор так же характеризует общественные отношения вокруг организации труда. Поскольку использование одного этого классификатора достаточно для получения новой информации, его можно считать самодостаточным.

Соответственно, мы получили 4 основных типа дифференциации трудовых отношений: (1) творческий и рутинный труд; (2) квалифицированный и неквалифицированный труд; (3) престижные и обыденные виды деятельности; (4) свободный и подневольный труд.

Обобщенная таблица основных типов классификации трудовой деятельности представлена в таблице 2

Таблица 2.

Основные типы классификации трудовой деятельности


Вид классификации
Основа классификации
1.
Рутинный – творческий
Возможность применения в трудовой деятельности сложившихся алгоритмов и шаблонов, необходимость самостоятельных принятия решений
2.
Квалифицированный - неквалифицированный
Необходимость длительной подготовки работника с целью приобретения им специальных знаний, умений и навыков
3.
Престижный – обыденный
Возможность демонстрировать наглядные атрибуты успеха (статуса)
4.
Свободный – подневольный
Формы принуждения к труду как экономические, так и внеэкономические
Источник: авторская разработка

Заключение

В рамках работы были рассмотрены основные подходы к классификации трудовой деятельности человека. Для каждого подхода была описана основа классификации (правила или критерии, по которым труд относился к тому или иному классу), а также цель создания этих подходов.

Была поставлена цель выявления основных классификаторов, которая состоит в возможности оценки изменения социально-трудовых отношений на протяжении истории развития человечества. Исходя из этой цели были сформулированы критерии, которым должны соответствовать основные виды классификации труда: (1) применимость ко всей истории человека; (2) способность характеризовать изменение характера труда или общественные отношения, возникающие вокруг организации труда; (3) самодостаточность классификатора; (4) простота выявления.

Для каждого из видов классификаций было обосновано соответствие или несоответствия заявленным критериям. Из видов классификаций, которые полностью соответствовали критериям, был сформирован список основных видов классификации.


Источники:

1. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. - Москва: Academia, 2004. – 944 c.
2. Блауг М. 100 великих экономистов до Кейнса. / Библиотека «Экономической школы», вып. 42. - СПб.: Экономикус, 2009. – 128-130(352) c.
3. Веблен Т. Теория праздного класса. - Москва: АСТ, 2021. – 384 c.
4. Григорова Я.В., Гриценко В.С. Концепция нематериального труда в философии постопераизма и её критика // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. – 2016. – № 2(26). – c. 39-44. – doi: 10.17072/2078-7898/2016-2-39-44.
5. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. - Москва: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2016. – 606 c.
6. Маркс К. Капитал. - Санкт-Петербург: Лениздат, 2019. – 512 c.
7. Минцберг Г. Структура в кулаке. - СПб.: Питер, 2007.
8. Перспективы занятости и социальной защиты в мире: Роль платформ цифрового труда в трансформации сферы труда. Международная Организация Труда. [Электронный ресурс]. URL: https://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/---europe/---ro-geneva/---sro-moscow/documents/publication/wcms_829515.pdf (дата обращения: 17.06.2023).
9. Тоффлер Э. Третья волна. - Москва: АСТ, 2010. – 800 c.
10. Устюжанина Е.В., Евсюков С.Г., Сигарев А.В., Устюжанин В.Л. Трансформация рынка труда: влияние пандемии и прогнозы на будущее // Вестник Московского университета. Серия 6: Экономика. – 2021. – № 1. – c. 77-102.
11. Устюжанина Е.В., Сигарев А.В., Шеин Р.А. Цифровая экономика как новая парадигма экономического развития // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2017. – № 10. – c. 1788-1804. – doi: 10.24891/ni.13.10.1788.
12. Хабибуллина З.Р. Творческий труд: специфика, динамика развития и характеристика системной трансформации // Экономическая наука современной России. – 2020. – № 1(88). – c. 32-40. – doi: 10.33293/1609-1442-2020-1(88)-32-40.
13. Чатери С. Постиндустриализм и движение искусств и ремесел: между Британией, Индией и Соединенными Штатами Америки. British Art Studies. [Электронный ресурс]. URL: https://britishartstudies.ac.uk/issues/issue-index/issue-15/postindustrialism-and-the-long-arts-and-crafts-movement (дата обращения: 17.06.2023).
14. Acemoglu D., Restrepo P. Robots and Jobs: Evidence from US Labor Markets. NBER Working Paper. [Электронный ресурс]. URL: https://www.nber.org/system/files/working_papers/w23285/w23285.pdf.
15. Marshall A. Principles of Economics. The Online Library of Liberty. [Электронный ресурс]. URL: https://eet.pixel-online.org/files/etranslation/original /Marshall,%20Principles%20of%20Economics.pdf (дата обращения: 21.08.2023).
16. Charles L., Théré C. Charles Richard de Butré: an economist in the shadow of françois quesnay // Journal of the History of Economic Thought. – 2016. – № 2. – p. 131-152. – doi: 10.1017/S1053837216000055.
17. Dillender M., Forsythe E. Computerization of White Collar Jobs. Upjohn Institute Working Paper. [Электронный ресурс]. URL: https://research.upjohn.org/cgi/viewcontent.cgi?article=1328&context=up_workingpapers.
18. Marinoudi V., Lampridi M., Kateris D., Pearson S., Sørensen C.G., Bochtis D. The Future of Agricultural Jobs in View of Robotization // Sustainability. – 2021. – № 13. – p. 12109. – doi: 10.3390/su132112109.
19. Martens B., Tolan S. Will This Time Be Different? A Review of the Literature on the Impact of Artificial Intelligence on Employment, Incomes and Growth. JRC Digital Economy Working Paper. [Электронный ресурс]. URL: https://ssrn.com/abstract=3290708 (дата обращения: 17.06.2023).
20. Smith A., Spencer M.G. Wealth of nations. - London: Wordsworth Editions Ltd., 2012. – 1008 p.

Страница обновлена: 15.07.2024 в 04:06:30