Классификация маркетинговых коммуникаций в рамках формирования эффективного механизма взаимодействия заказчика с потребителем услуг
Скачать PDF | Загрузок: 12 | Цитирований: 6
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
№ 5 (65), Май 2012
Цитировать:
Завалько Н.А. Классификация маркетинговых коммуникаций в рамках формирования эффективного механизма взаимодействия заказчика с потребителем услуг // Креативная экономика. – 2012. – Том 6. – № 5. – С. 102-108.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=17693806
Цитирований: 6 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
В современных условиях одной из наиболее актуальных целей маркетинга становится выстраивание эффективного взаимодействия с заказчиком, потребителем, маркетинговой средой. Такое сотрудничество нацелено непосредственно на производство и продвижение продукта или услуги на рынок. При этом все большее внимание уделяется вопросу классификации маркетинговых коммуникаций по различным признакам в контексте их особенностей.
Ключевые слова: реклама, рынок, сфера услуг, сбыт, маркетинговые коммуникации, продвижение, среда, компания, товары
Маркетинговые коммуникации являются частным случаем коммуникаций в целом и массовых коммуникаций в частности. Нас интересует маркетинговый аспект массовых коммуникаций, которые носят комплексный характер и оказывают влияние на общество и отдельных потребителей.
Что человеку надо?
Выделим особенности маркетинговых коммуникаций, которые, в свою очередь, подчиняются общим законам массовых коммуникаций:
1. Маркетинговая коммуникация, в отличие от массовой, точно направлена на целевую аудиторию, а не рассредоточена на все общество в целом.
2. Благодаря тому, что, к примеру, рекламное сообщение может многократно дублироваться, у целевой аудитории повышается уровень запоминаемости.
3. Маркетинговые коммуникации носят комплексный характер воздействия на целевую аудиторию, например, рекламные сообщения в СМИ могут дополняться личными продажами, участиями в выставках и т.п.
Приведем классификацию маркетинговых коммуникаций по следующим признакам [4] (табл.1):
1. Место возникновения коммуникации.
2. Тип организации процесса коммуникации.
3. Длительность действия коммуникации.
4. Направленность действия.
Таблица
Классификация маркетинговых коммуникаций
Признак
|
Виды маркетинговой коммуникации
|
Место возникновения коммуникации
|
Товарная
Ценовая Относящаяся, к продвижению Относящаяся к каналам распределения |
Тип организации процесса коммуникации
|
Прямая
Через посредников |
Длительность действия коммуникации
|
Краткосрочная
Среднесрочная Долгосрочная |
Направленность действия
|
На конечного потребителя
На посредников На партнеров На конкурентов Внутрифирменная На государственные органы |
В реальности маркетинговые коммуникации можно найти в каждой составляющей комплекса маркетинга. Так, например, говоря о товаре, отметим, что упаковка товара осуществляет коммуникационный процесс с потребителем в момент совершения покупки и может являться решающим аргументом при выборе. Название организации также представляет собой форму маркетинговых коммуникаций, позволяющую потребителям формировать отношение к предоставляемым этой организацией товарам и услугам. Цена, как и упаковка, является видом маркетинговой коммуникации. Порой высокие цены на предлагаемые товары и услуги не только не отталкивают потребителя, а наоборот привлекают и убеждают его в правильности выбора. Ибо именно по этой характеристике потребитель делает вывод о престижности, важности и необходимости данного товара или предлагаемой услуги [1].
Что касается элемента продвижения, который входит в состав комплекса маркетинга, то каждый из этих элементов (реклама, стимулирование сбыта, связи с общественностью, личные продажи) включает в себя разнообразные процессы, которые могут быть выделены в отдельные виды маркетинговых коммуникаций. Сотрудники организации, посредники, потребители так же вовлечены в процесс создания эффективных маркетинговых коммуникаций [2] (рис.)
Пересечения и направления
Современная организация управляет сложной системой маркетинговых коммуникаций, поддерживая коммуникации со своими посредниками, потребителями и контактными аудиториями. В свою очередь, посредники осуществляют коммуникации с потребителями и различными контактными аудиториями. Потребители же осуществляют устные коммуникации друг с другом и другими контактными аудиториями в виде молвы и слухов. Вместе с тем каждая группа поддерживает коммуникационную обратную связь со всеми остальными группами.
Рис. Современная организация маркетинговых коммуникаций
По типу организации процесса коммуникации подразделяются, во-первых, на прямые коммуникации (это общение двух или более людей, имеющих целью ознакомления и/или продвижения продукта или услуги) и, во-вторых, маркетинговые коммуникации с участием коммуникативных посредников.
Коммуникация через посредника имеет ряд недостатков и особенностей. Здесь нет возможности «подстраиваться» под конкретного покупателя, например, все рекламные материалы сделаны на среднестатистического покупателя. Важной особенностью является и то, что на восприятие информации о товаре будут влиять отношение и степень доверия к «передатчику информации».
Оценивая длительность действия маркетинговые коммуникации можно разделить на краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные.
Что касается краткосрочных маркетинговых коммуникаций, то они имеют определенный жизненный цикл. Например, акции по стимулированию продаж товаров и услуг, во время проведения которых сообщается, до какого именно числа действует специальное предложение. Или, например, сюда можно отнести акции по связям с общественностью в силу их «новостийной» специфики.
К среднесрочным маркетинговым коммуникациям относят коммуникации, разрабатываемые с целью применения их в течение нескольких лет, или нескольких сезонов. Например, это достаточно часто касается рекламы. Рекламодатели чаще всего стараются изменять свои рекламные концепции раз в два-три года, чтобы не надоедать потребителю.
К долгосрочным маркетинговые коммуникации, не меняющие внешней формы на протяжении достаточно долгого периода времени (иногда даже десятков лет). Например, это может быть фирменный стиль в общем и упаковка в частности.
По направленности действия выделяются следующие виды маркетинговых коммуникаций, применяющихся для воздействия на различные целевые группы [3]:
1. На конечного потребителя – люди, приобретающие товары и услуги для личного и семейного пользования. В данном случае используется потребительская реклама, которая как раз и настроена на создание образа и узнаваемости продукта и услуги.
2. На посредников – это организации, которые занимаются распространением услуги. Здесь важна деловая реклама (ее дают фирмы, организации, продающие, например, торговое оборудование, машины и т.п.), специализированная реклама (ее дают компании-производители в поисках дилеров и торговых представителей). Сами посредники, в свою очередь, используют рекламу, которая сфокусирована на предприятии сферы услуг, где может продаваться большое количество разнообразной продукции. В рекламном сообщении объявляется о продукции, которая доступна на локальном уровне, стимулируется приток покупателей в рекламируемое место и создается различимый образ этого места. В торгово-розничной рекламе делается акцент на цены, доступность товара, местоположение и часы работы.
3. На партнеров (поставщиков, инвесторов). Компания заинтересована в формировании позитивного отношения к себе не только со стороны конечного потребителя, но также и со стороны существующих и потенциальных партнеров и инвесторов. Все это ей необходимо для успешной деятельности на рынке. Одним из основных инструментов, которые позволяют выстраивать отношения с данными группами, являются мероприятия по связям с общественностью.
4. На конкурентов. Обычно направленные на конкурентов коммуникации ведутся в двух направлениях. Во-первых, для обеспечения стабильности развития уважительных отношений в целом. Во-вторых, использование коммуникации в целях дезинформации конкурентов, т.е. как инструмент конкурентной борьбы.
5. Внутрифирменная коммуникация. Этот вид маркетинговых коммуникаций включает в себя, во-первых, межуровневые коммуникации в организации, к которым относятся вертикальные коммуникации, где информация перемещается с уровня на уровень внутри одной организации. Вертикальная коммуникация может осуществляться по нисходящей, т.е. с высших уровней информация передается в виде текущих задач, рекомендуемых процедур к низшим уровням. Так же выделяют вертикальные коммуникации по восходящей, т.е. снизу-вверх. В результате них высшее руководство узнает о проблемах и предлагает возможные варианты исправления положения.
К внутрифирменным относят и коммуникации «руководитель-подчиненный», благодаря которым проясняются задачи, определяется результат, обеспечивается вовлеченность в решение управленческих задач сотрудников. Также выделяют коммуникации между руководителем и рабочей группой. Данный вид коммуникации позволяет повысить эффективность работы всей группы, поскольку все ее члены имеют возможность высказываться по поводу предстоящих изменений и возможных их последствий.
Неформальные коммуникации. Наиболее известные – это слухи. В результате правильного выстраивания внутрифирменной коммуникации повышается эффективность деятельности компании, выстраивается корпоративная культура, и что очень важно, сотрудник осознает себя неотъемлемой частью всего коллектива, а также уверен в правильности того, что делает его организация.
6. На государственные органы, общественное мнение. В ракурсе социально-этической концепции маркетинга компания должна стремиться к решению социально-значимых вопросов. При этом необходимо освещать деятельность компании в образовательных, экологических, социальных и других программах, формируется долгосрочное и положительное отношение к организации. Такой вид коммуникаций является предметом проведения мероприятий по связям с общественностью.
Выводы
Все приведенные виды маркетинговых коммуникаций имеют огромное значение для выстраивания эффективного взаимодействия с заказчиком, потребителем, маркетинговой средой.
Источники:
2. Котлер Ф. Основы маркетинга. Краткий курс [Текст]. – М.: Изд-во Вильямс. 2007.
3. Панкрухин А.П. Маркетинг: Учебник [Текст]. – М.: ИФК «Омега-Л», 2002.
4. Смит П., Бэрри К., Пулфорд А. Коммуникации стратегического маркетинга [Текст]. – М.: Юнити-Дана, 2001.
Страница обновлена: 15.07.2024 в 02:13:44