Классификация образовательных инноваций как инструмент управления развитием системы дополнительного профессионального образования
Скачать PDF | Загрузок: 10 | Цитирований: 4
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
№ 9 (45), Сентябрь 2010
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=15186476
Цитирований: 4 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
Автором обоснована необходимость управления развитием системы дополнительного профессионального образования современной России на основе образовательных инноваций. Предложена авторская классификация нововведений в системе дополнительного профессионального образования, основанная на определении их сущностных признаков. Рассмотрены возможности использования классификации в качестве важного управленческого инструмента принятия решений в управлении развитием системы дополнительного образования.
Ключевые слова: образование, дополнительное профессиональное образование, инновационное развитие дополнительного образования, классификация образовательных инноваций, управленческие механизмы в образовании, образовательные инновации
Реализация приоритетов инновационного развития российской экономики, социальной сферы и системы государственного управления требует соответствующего кадрового обеспечения тех модернизационных процессов, которые сегодня обозначены руководством страны. При всей важности базового общего и профессионального образования, наиболее оперативно реагировать на постоянно меняющиеся кадровые потребности должна система дополнительного профессионального образования (ДПО).
Учитывая масштабность задач с одной стороны, ограниченность времени и ресурсов, с другой стороны, необходимо, чтобы система ДПО не только несла новые знания, но и сама широко использовала образовательные новации, обеспечивая возможность непрерывного повышения работниками уровня своей профессиональной грамотности и развития компетенций.
На сегодняшний день система ДПО в России развита недостаточно, о чем свидетельствует малая доля работников, включенных в систему непрерывного профессионального образования. Данный показатель в нашей стране составляет 22,4%, в то время как в экономически развитых странах его значение приближается к 80-90% [1]. Выход видится в широком внедрении актуальных образовательных программ (в том числе, нацеленных на опережающее обучение), а также в использовании современных инновационных образовательных технологий и методов в рамках ДПО.
Необходимым условием этого является создание системы непрерывного управления образовательными нововведениями в дополнительном образовании. Это требует классификации образовательных инноваций, определения основных сфер и областей внедрения и развития нововведений в ДПО.
Классификация образовательных инноваций
Комплексный характер инноваций, их многосторонность и разнообразие направлений и способов использования обусловливают большое число критериев, согласно которым можно провести их классификацию. На сегодняшний день специалистами в области образовательных нововведений предлагаются различные подходы в систематизации существующих образовательных инноваций, однако все они недостаточно отражают специфику инноваций в системе ДПО [2, 3, 4].
Проводя анализ существенных характеристик образовательных инноваций в ДПО можно отметить, что они во многом аналогичны соответствующим чертам нововведений в целом и отличаются:
1) повышенной по сравнению с текущей образовательной деятельностью неопределенностью затрат и результатов;
2) серьезными образовательными, экономическими и иными рисками;
3) сложностью в оценке эффективности;
4) возможностью получения высоких результатов в короткие сроки.
В отношении классификации образовательных инноваций в системе ДПО можно использовать сложившиеся в общей инноватике подходы с учетом выявленных особенностей. Автор считает особо важным предложить классификацию инноваций в ДПО с точки зрения выделения сущностных признаков, непосредственно характеризующих процессы и результаты образовательных нововведений.
О каждой группе конкретно…
Содержательные инновации отражают качественные изменения в образовательной деятельности учреждения ДПО, заключающиеся в расширении ассортимента оказываемых образовательных услуг или в качественном их обновлении. Они реализуются по средством освоения учреждением ПО учебных программ нового уровня (к примеру, программы профессиональной переподготовки для структуры, ранее оказывавшей услуги только повышения квалификации), либо нового направления программ обучения. Другим направлением реализации содержательных инноваций выступает обновление содержания действующих в учреждении программ ДПО, включая изменение учебных планов или содержания программ подготовки.
Таблица 1
Классификация образовательных инноваций в системе ДПО
Организационно-технологические инновации характеризуют изменения в организации системы подготовки, выражающиеся в обновлении:
1) образовательных технологий и методов обучения;
2) материально-технических и программных средств обучения;
3) форм организации подготовки кадров.
Изменение методов подготовки в ДПО отражается во внедрении в организацию системы обучения эффективных современных образовательных технологий. Примером инноваций данного типа является использование модульного подхода к разработке образовательных программ, который предоставляет возможность адаптации содержания учебного курса к конкретным потребностям обучаемого: выбор содержания курса в соответствии с интересами и потребностями слушателя, гибкий график усвоения учебного материала, использование методов активного обучения, формирование субъектной позиции в учебной деятельности.
Модернизация материально-технических и программных средств обучения отражается в использовании современного учебного и лабораторного оборудования, а также программных продуктов для организации лекционных и практических занятий для слушателей программ ДПО.
Обновление форм организации подготовки кадров в системе ДПО отражает внедрение современных технологий организации учебного процесса, к примеру – развитие дистанционного обучения, обеспечивающего удаленную подготовку слушателей посредством работы с электронными учебно-методическими комплексами и образовательными порталами.
Кадровые инновации отражают как участие профессорско-преподавательского состава (ППС) во внедрении образовательных новаций, так и степень готовности к их реализации. Так как потенциал во многом определяется общим уровнем квалификации, среди критериев присутствует традиционный для программ высшего образования «Количество ППС с учеными степенями и (или) учеными званиями».
Особенностью программ ДПО является их краткосрочность и необходимость дать в сжатые сроки максимально актуальные знания и навыки. Это может обеспечиваться участием ППС в реализации научно-исследовательских работ по теме обучения, а также повышением квалификации преподавателей по предметной области обучения, или по тематике развития современных образовательных технологий. В связи с более быстрым устареванием информации, передаваемой в рамках ДПО, по сравнению с высшим образованием, в критериях указаны сроки обновления преподавателями своих знаний не более 3 лет (согласно действующим нормативным требованиям ППС вузов обязан повышать квалификацию не реже одного раза в 5 лет). Важно также включить ППС ДПО в систему непрерывного обучения: помимо регулярного прохождения программ повышения квалификации, ППС необходимо периодически участвовать в краткосрочных образовательных и научно-практических мероприятиях (семинары, круглые столы, конференции).
Критериями оценки направления реализации кадровых инноваций в системе ДПО выступает внедрение преподавателями качественно новых или модернизированных инновационных программ и технологий в ДПО.
Группа информационно-методических инноваций состоит из двух направлений. Первое – обновление информационного обеспечения в системе ДПО – отражает разработку новых информационно-образовательных ресурсов (собственные интернет-ресурсы (включая порталы дистанционного обучения), электронные базы данных, в том числе электронные библиотеки), используемых в реализации программ ДПО, а также их обновление. Второе – обновление учебно-методического обеспечения – рассматривает издание учебников и учебных пособий (включая электронные версии), обеспечивающих обучение по новым направлениям подготовки или существенно обновляющим содержание подготовки по действующим программам ДПО.
Выводы
Предложенная классификация образовательных инноваций в ДПО, основанная на определении их сущностных признаков, является важным управленческим инструментом. Систематизация основных видов нововведений по важнейшим критериальным признакам позволяет решить следующие актуальные управленческие задачи:
1) выбирать и формировать образовательные программы или проекты в зависимости от конкретной ситуации и конкретных потребностей целевой аудитории;
2) подобрать необходимый перечень управленческих механизмов для эффективного стимулирования конкретных образовательных нововведений в системе дополнительного профессионального образования.
Использование классификации при разработке управленческих решений позволит обеспечить целенаправленность и эффективность мероприятий по управлению инновационным развитием системы дополнительного профессионального образования.
Источники:
2. Пономарев Н.Л., Смирнов Б.М. Образовательные инновации. Государственная политика и управление. – М.: Academia, 2007.
3. Вазина К.Я., Копейкина Е.Ю. Управление инновационными процессами в системе образования: (Концепции, опыт). – Н. Новгород, 1999.
4. Управление высшим учебным заведением / Под ред. С.Д. Резника, В.М. Филиппова. – 2-е изд., перераб. – М.: ИНФРА-М, 2010.
Страница обновлена: 04.09.2024 в 11:47:52