Закономерности и особенности механизмов установления заработной платы в местностях с особыми климатическими условиями (на примере Крайнего Севера)

Дозорцев О.Е.1, Омельченко И.Б.1
1 Всероссийский научно-исследовательский институт труда Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Россия, Москва

Статья в журнале

Экономика труда (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 10, Номер 10 (Октябрь 2023)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=55824104

Аннотация:
В статье представлен анализ динамики численности населения, его возрастного состава. Анализируется порядок установления заработной платы, компенсаций и надбавок. Было выявлено, что децентрализованное установление условий оплаты труда работников предприятий и организаций не могло отразится на увеличении или снижении заработной платы, т.к. заработная плата формируется в зависимости от эффективности работы предприятий и прежде всего превышении доходов над расходами, а в учреждениях государственного сектора, особенно в муниципальных, зависит от профицита или дефицита бюджета субъекта РФ или муниципального образования

Ключевые слова: заработная плата, Крайний Север, население, регион, районный коэффициент, компенсации

JEL-классификация: J31, J32, J33



Территории Крайнего Севера расположены в зонах с суровым климатом, характеризуются неблагоприятными условиями труда. В связи с этим актуальным вопросом является поддержка государством жизнедеятельности трудящихся на данных территориях путём введения дополнительных гарантий и коэффициентов в сфере оплаты труда.

Проблемы экономики и правового регулирования оплаты труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях рассматривали в своих трудах ряд исследователей. Истoриoгрaфию составляют труды ученых по теории трудового права (Орловский Ю.П. [1], Крылов К.Д. [2], Тучкова Э.Г. [2], Шевченко О.А. [2] и др.), ощутимо значимый вклад в тему по разработке изучаемого исследования внесены трудами представителей науки по праву, отвечающему за социальное обеспечение, приведенные авторы исследователи теоретические и практические проблематичные участки источников права отвечающего за социальное обеспечение, в частности, такие как, Халдеева Н.В. [3, 4, 5], Шальман О.В. [6], Ярошенко К.Б. [6]

Научный пробел. Анализ работ авторов, исследовавших проблематику оплаты труда на территориях Крайнего Севера и приравненных к ним местностях показал, что в настоящее время не все аспекты были отражены в их работах. В частности, характер влияния децентрализованного установления условий оплаты труда на размер заработной платы был исследован недостаточно полно.

Цель исследования - дать характеристику основных параметров северных территорий на современном этапе - численности населения и заработной платы, выявить порядок установления оплаты труда на территориях Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Научная новизна: было выявлено, что децентрализованное установление условий оплаты труда работников предприятий и организаций не могло отразится на увеличении или снижении заработной платы, т.к. заработная плата формируется в зависимости от эффективности работы предприятий и прежде всего превышении доходов над расходами, а в учреждениях государственного сектора, особенно в муниципальных, зависит от профицита или дефицита бюджета субъекта РФ или муниципального образования.

Авторская гипотеза: децентрализованное установление условий оплаты труда работников предприятий и организаций не может повлиять на увеличении или снижении заработной платы на территориях Крайнего Севера.

Методология: структурный анализ, методы статистической обработки информации, общенаучные методы познания: анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование и конкретизация, аналогия и сравнение.

Введение. Законодательство 30-х годов 20-го века ввело термин «Крайний Север». В 1945 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР были определены «Крайний Север и местности, приравненные к районам Крайнего Севера». Их перечень претерпевал изменения, дополнялся новыми районами. На сегодняшний день к ним относятся Республики Карелия, Республика Коми, Республика Саха (Якутия) и Республика Тыва, Камчатский край, Архангельская, Магаданская, Мурманская, Сахалинская области, Ненецкий авт.округ, Чукотский авт.округ и Ямало-Ненецкий авт.округ, а также отдельные районы или городские округа в Республике Алтай и Республике Бурятия, Забайкальском, Красноярском, Приморском и Хабаровском краях.

В настоящее время перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержден постановлением Правительства РФ от 16 ноября 2021 №1946 [7]. Районы Крайнего Севера включают все острова Северного Ледовитого океана и его морей, а также острова Берингова и Охотского морей (табл. 1).

Таблица 1.

Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16 ноября 2021 №1946

Название субъекта
Состав
Республика Карелия
Костомукшский городской округ; муниципальные районы: Беломорский, Калевальский, Кемский, Лоухский
Республика Коми
городские округа: Воркута, Инта, Усинск; муниципальные районы: Усть-Цилемский, Ижемский, Печора
Республика Саха (Якутия)
вся республика
Республика Тыва
муниципальные районы: Монгун-Тайгинский, Тоджинский; сельское поселение сумон Шынаанский Тере-Хольского района
Камчатский край
весь край
Красноярский край
городской округ Норильск; муниципальные районы: Таймырский Долгано-Ненецкий, Эвенкийский, Северо-Енисейский, Туруханский
Хабаровский край
муниципальные районы: Аяно-Майский, Охотский
Архангельская область
городской округ Северодвинск; муниципальные районы: Мезенский, Лешуконский, Пинежский
Иркутская область
Катангский муниципальный район
Магаданская область
вся область
Мурманская область
вся область
Сахалинская область
городские округа: Курильский, Ногликский, Охинский, СевероКурильский, Южно-Курильский
Ненецкий автономный округ
весь округ
Чукотский автономный округ
весь округ
Ямало-Ненецкий автономный округ
весь округ
Ханты-Мансийский автонмный округ — Югра
муниципальные районы: Белоярский, Березовский
Источник: [8].

Анализ численности населения и заработной платы на северных территориях

В 1989-2021 годах численность населения в регионах России, включая северные территории, снижалась. К числу факторов, повлиявших на снижение численности, относятся экономические преобразования в 90-е годы XX века, снижение уровня жизни населения, снижение рождаемости населения, иммиграция и др. в таблице 2.

Таблица 2.

Численность населения Российской Федерации, районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, в том числе в Арктике по переписи или оценка на начало года

Год
Численность населения, тыс. человек
В %% к Российской Федерации
Российская Федерация
Районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности
В т.ч.
Арктика
Районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности
В т.ч.
Арктика
1989
147022
12235,5
3373,2
7,5
1,8
2002
145167
10858,5
2618,6
7,1
1,7
2010
142905,2
10165,3
2481.4
7,1
1,7
2019
146780,7
9882,5
2397,5
6,73
1,63
На 01.01.2021
146781,0,
9833,6
2605,8
6,7
1,77
Составлено по: [8].

По данным переписи населения на начало 1989 г. в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, проживало 12235,5 тыс. человек, по переписи населения 2010 г. – 10165,3 тыс. человек, т.е. население сократилось на 16,9%, а на 1 января 2021 г. по сравнению с 2010 г. – сократилось еще на 3,3%. По оценке Росстата численность населения на 1 января 2022 г. составила 9805,8 тыс. человек, т.е. снизилась еще на 0,3%.

Численность населения в Арктике [1] снизилась в 2019 г. по сравнению с 1989 г. на 28,9%. Однако на 1 января 2021 г. наблюдается увеличение численности, что обусловлено увеличением числа территорий (субъектов РФ и муниципальных образований), отнесенных к Арктике Указом Президента РФ от 2 мая 2014 г. №296 [9].

Сравнение численности населения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях за 20-летний период (2001-2021 годы) показало, что за этот период численность населения уменьшилась на 10,3%, а из 24 субъектов РФ полностью или частично, отнесенных к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, она увеличилась в 6 субъектах РФ.

Возрастной состав населения В 2020г. доля населения в трудоспособном возрасте в целом по России равнялась 56,0%, а северных субъектах несколько выше. Например, в Камчатском крае – 60,7%, Ханты-Мансийском авт.округе – 60,6%, в Ямало-Ненецком авт.округе – 63,6%. В этих субъектах РФ ниже, чем в средней по России (25,3%) доля населения старше трудоспособного возраста, в частности, в Ямало-Ненецком авт.округе – 12,6%, Ханты-Мансийском авт.округе – 16,5%, Республике Саха (Якутия) – 17,3%, что обусловлено выездом пенсионеров из северных субъектов РФ в регионы с более благоприятными природно-климатическими условиями. Одновременно в этих субъектах выше доля населения моложе трудоспособного возраста соответственно 23,8%, 22,9% и 24,2% при средней по России 18,7%. Именно от доли населения старше и младше трудоспособного возраста зависит доля населения трудоспособного возраста в России и субъектах РФ (таблица 3).

Таблица 3.

Возрастной состав населения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (в % к общей численности населения)

№ п/п
Субъекты РФ
Моложе трудоспособного возраста
Трудоспособный возраст
Старше трудоспособного возраста
2010 г.
2020 г.
2010 г.
2020 г.
2010 г.
2020 г.
1
Российская Федерация
16,2
18,7
61,5
56,0
22,3
25,3
2
Республика Карелия
16,0
18,3
62,0
56,4
22,9
27,1
3
Республика Коми
17,8
18,6
64,5
57,0
17,7
23,4
4
Мурманская область
16,2
18,6
65,3
59,3
18,5
22,1
5
Республика Алтай
25,1
27,6
60,0
54,0
14,9
18,4
6
Республика Тыва
30,7
34,1
59,5
54,7
9,8
11,2
7
Республика Саха (Якутия)
23,3
24,2
63,9
58,7
15,8
17,3
8
Камчатский край
17,2
18,9
65,4
60,7
17,4
20,4
9
Сахалинская область
16,8
19,9
63,5
57,1
19,7
23,0
10
Приморский край
15,4
17,9
63,0
58,1
21,6
22,5
11
Магаданская область
16,8
18,6
66,3
59,8
16,9
21,6
12
Ханты-Мансийский АО
20,5
22,9
68,8
60,6
10,7
16,5
13
Ямало-Ненецкий АО
22,0
23,8
70,1
63,6
7,9
12,6
Составлено по: [8].

Рост населения в субъектах РФ обусловлен естественным приростом или миграционным оттоком, хотя в разные годы рост населения или его снижение обусловлен разными факторами.

Естественный прирост населения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с 2010 по 2019 гг. был положительным, а в 2020 и 2021 гг. принял отрицательные значения из-за естественной убыли населения в Республике Карелия, Республике Коми, в Архангельской области, Мурманской области, Иркутской области, Магаданской области и Сахалинской области и Чукотском автономном (-38022 человека в 2021 г.).

При этом максимальный естественный прирост населения был нефтегазодобывающих автономных округах, в 2010 г. он составлял 20231 человека, в 2019 г. – 15130 человек, в 2020 г. – 11633 человека, в 2021 г. – 8722 человека.

Миграционный прирост населения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях всегда был отрицательным, а 2021 г. стал положительным (+6915 человек). Например, в 2020 г. при отрицательном миграционном приросте в целом по районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям положительный миграционный прирост имели Республика Алтай – 206 человек, Республика Саха (Якутия) – 6065 человек, Ханты-Мансийский авт.округ – Югра – 5499 человек и Ненецкий авт.округ – 129 человек. В 2021 г. кроме субъектов РФ, указанных выше, положительный миграционный прирост стали иметь Республика Карелия – 1323 человека, Камчатский край – 2429, Сахалинская область – 705 и Чукотский авт.округ – 551 человек.

Важным инструментом стимулирования жизнедеятельности проживающих на территориях Крайнего Севера является введение районных коэффициентов, надбавок. Районный коэффициент — определенный государством коэффициент к зарплате за ведение трудовой деятельности в районах Крайнего Севера и приравненных к нему. Начисление производится на все составляющие заработка работника. Это следует из ч. 1 ст. 129 и ст. 315 ТК РФ. Такой же позиции придерживаются суды и трудовая инспекция (Обзор Верховного Суда РФ от 26.02.2014, писем Минтруда России от 16.04.2020 № 14-1/В-424, Роструда от 27.09.2022 № ПГ/23987-6-1). Северная надбавка — доплата работнику за выслугу лет в северных регионах.

Размер компенсации за работу в северных районах зависит от суровости климата. Северная часть России разделена на 4 природно-климатические группы. Размеры надбавок в каждой из данных групп представлены в табл.4:

Таблица 4.

Размеры северных надбавок в 2023 году

Группа
Район
Максимальная величина выплаты, % к заработку
1
Районы Крайнего Севера с самыми тяжелыми природно-климатическими условиями
100
2
Районы Крайнего Севера, не вошедшие к 1-ю группу
80
3
Приравненные к Крайнему Северу районы
50
4
Другие районы с особыми условиями климата
30
Составлено по: [8].

От срока трудовой деятельности, возраста работника и региона нахождения рабочего места человека зависит не только размер процентной надбавки, но и порядок ее расчета. Количество отработанных лет для расчета компенсационной выплаты жителям северных регионов рассчитывается в соответствии с: Постановлением Правительства РФ от 07.10.1993 № 1012; разъяснениями Минтруда России от 16.05.1994 № 7 (утв. постановлением Минтруда России от 16.05.1994 № 37); Инструкцией (утв. Приказом Минтруда РСФСР от 22.11.1990 № 2). Начислять надбавку необходимо на все составляющие зарплаты: оклад, стимулирующие и компенсационные выплаты.

Северные регионы всегда стремились к привлечению молодежи и для сохранения на этих территориях рабочей силы в активном трудоспособном возрасте (молодежи в возрасте до 30 лет).

Особый порядок действует для привлечения молодёжи в районы Крайнего Севера. Для молодых людей, не достигших 30-летнего возраста, на величину компенсационной северной выплаты влияет не только стаж трудовой деятельности, но и время проживания в северных регионах. Процентные надбавки к заработной плате вводили как инструмент закрепления молодежи в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. В статье 11 Закона РФ от 19 февраля 1993 г. №4520/1 было предусмотрено, что «молодежи (лицам в возрасте до 30 лет) процентная надбавка к заработной плате выплачивается в полном размере с первого дня работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, если они прожили в указанных районах и местностях не менее пяти лет». В настоящее время данное положение предусмотрено в большинстве отраслевых (тарифных) соглашений, а также в законах северных субъектов РФ.

Таким образом, прожив год в суровом климате, молодежь вправе рассчитывать на ускоренный порядок расчета размера выплаты (пп. «е» п. 1 Постановления Совета Министров РСФСР от 22.10.1990 № 458). Прожившей на Севере не менее 12 месяцев молодежи размер надбавки составляет: во втором полугодии трудовой деятельности — 20 %; каждые следующие 6 месяцев увеличивают выплату еще на 20 % каждый до достижения 60 %; следующий год работы увеличивает величину выплаты еще на 20 %. В приравненных к Крайнему Северу районах после года проживания каждые 6 месяцев трудового стажа увеличивают выплату на 10 %. Для применения ускоренного расчета выплаты учитывается проживание в суровом климате независимо от того, когда это имело место. В случае неоднократного проживания в этих местностях время проживания суммируется.

Особый порядок утверждён для пенсионеров. Для получения увеличенного размера фиксированной выплаты к пенсии по старости и инвалидности работник к моменту назначения пенсионной выплаты должен иметь определенный стаж. Требования к продолжительности трудовой деятельности для повышения пенсии установлены ст. 16, 17 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ. В обоих случаях для увеличения пенсии необходимо наличие общего трудового стажа для мужчин не менее 25 лет, для женщин — не менее 20 (табл. 5).

Таблица 5.

Регион работы
«Северный» стаж, лет
Размер увеличения пенсии, %
Крайний Север
Не менее 15
50
Приравненные районы
Не менее 20
30
Составлено по: [8].

Вместе с тем при росте экономических показателей, таких как рост производства сельскохозяйственной продукции, добычи полезных ископаемых, объема инвестиций в основной капитал и других снижается среднесписочная численность работников, что связано с оттоком населения, слабым развитием инфраструктуры, суровыми условиями проживания и др. В частности, в районах Крайнего Севера и приравненным к ним местностям в 2020 г. по сравнению с 2005 г. среднесписочная численность работников уменьшилась на 12,3%, в том числе в Республике Карелия на 35,7%, в Архангельской области – на 26,6%, в Республике Саха (Якутия) – на 8,3%. За этот период численность работников возросла только в нефтегазодобывающих авт.округах (в Ненецком авт.округе – на 11,8 %, Ханты-Мансийском авт.округе – на 2,6%, Ямало-Ненецком авт.округе – на 12,8%), а также в Камчатском крае – на 3,9%. В 2021 г. по сравнению с 2020 г. численность работников уменьшилась менее, чем на 1,0%.

В районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях средняя заработная плата работников всегда была выше средней по России, т.к. она формируется с учетом районных коэффициентов и процентных надбавок. В 2010 г. она была выше средней по России на 61,8%, в 2020 г. – на 56,0 %., в 2021 г. – на 51,8%,

В субъектах РФ, отнесенных к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, в 2021 г. уровень средней заработной платы складывается как ниже, так и выше средней по России. Ниже средней заработной платы по России имели Республика Алтай (на 18,7%), Республика Тыва (на 15,7%), Приморский край (на 8,6%), а выше средней по России была средняя заработная работников в Чукотском авт.округе (в 2,4 раза), в Ямало-Ненецком авт.округе (2,1 раза), в Магаданской области (2,1 раза) и Сахалинской области (в 1,8 раза). В субъектах РФ, где средняя заработная плата выше средней по России, в экономике большой удельный вес занимают добывающие отрасли с высоким уровнем средней заработной платой работников, а также из-за высоких размеров применяемых районных коэффициентов и процентных надбавок и, соответственно, их доли в средней заработной плате.

В статистическом бюллетене «Сведения о заработной плате работников в организациях по категориям персонала и профессиональным группам работников» за октябрь 2021 г. определен удельный вес выплаты по районному регулированию в общей сумме заработной платы по субъектам РФ. В Республике Алтай доля выплат по районному регулированию составила 30,6%, в Республике Тыва – 41,9%, в Приморском крае – 33,5%, а в Чукотском авт.округе – 53,5%, Ямало-Ненецком авт.округе – 51,7%, в Магаданской области – 51,9%, в Сахалинской области – 47,0%.

Среднемесячная номинальная заработная плата работников организаций субъектов РФ, отнесенных к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, в преобладающем большинстве субъектов РФ превышает среднюю по России, исключение составили только Республики Карелия, Республика Алтай и Республика Тыва, а при исключении выплат по районным коэффициентам и процентным надбавкам превышение средней по России было в Магаданской области и Сахалинской области, Ямало-Ненецком авт.округе и Чукотском авт.округе, т.е. в тех субъектах РФ, где производится добыча полезных ископаемых. В таблице 6 представлены данные о среднемесячной заработной плате.

Таблица 6.

Среднемесячная заработная плата работников организаций, осуществляющих деятельность в Арктической зоне Российской Федерации (без субъектов малого предпринимательства) в 2019 г. и 2020 г. [2]

№ п/п
Наименование территории
2019 г.
2020 г.
Темп роста, %
1
Российская Федерация
53 918
57 982
107,5
2
Территория Мурманской области
67 650
72 635
107,4
3
Территория Ненецкого автономного округа
90 082
94 302
104,7
4
Сухопутные территории Арктической зоны Российской Федерации
83 512
90 776
108,7
5
Сухопутные территории Архангельской области, входящие в состав Арктической зоны Российской Федерации
57 683
60 852
105,5
6
Сухопутные территории Республики Саха (Якутия), входящие в состав Арктической зоны Российской Федерации
82 867
75 581
91,2
7
Сухопутные территория Красноярского края, входящие в состав Арктической зоны Российской Федерации
94 115
105 092
111,7
8
Территория МОГО «Воркута»
74 584
80 727
108,2
9
Территория Чукотского автономного округа
109 378
124 514
113,8
10
Территория Ямало-Ненецкого автономного округа
105 752
116 087
109,8
Составлено по: [8].

Как видно по данным таблицы 6, практически на всех территориях Арктической зоны наблюдается в 2020 г. рост заработной платы, за исключением Сухопутных территорий Республики Саха (Якутия), где заработная плата снизилась чуть меньше, чем на 10%. В целом рост заработной платы на данных территориях варьируется от 4% до 14%. Наибольшее увеличение заработной платы характерно для территорий Чукотского авт.округа и Красноярского края, а наименьшее – для территорий Ненецкого авт.округа. При этом на всех территориях Арктической зоны заработная плата превышает среднероссийское значение. При этом стоит отметить, что в Архангельской области среднемесячная заработная плата практически соответствует российском значению (превышение составляет около 5%).

Выводы.

Таким образом, было выявлено, что децентрализованное установление условий оплаты труда работников предприятий и организаций не могло отразится на увеличении или снижении заработной платы, т.к. заработная плата формируется в зависимости от эффективности работы предприятий и прежде всего превышении доходов над расходами, а в учреждениях государственного сектора, особенно в муниципальных, зависит от профицита или дефицита бюджета субъекта РФ или муниципального образования. Например, в 2021 г. дефицит бюджета имели Архангельская область, Ханты-Мансийский авт.округ - Югра, Республика Тыва и Чукотский авт.округе, большинство северных субъектов РФ имели профицит бюджета. Материалы, содержащиеся в работе, могут быть использованы Минтрудом России при подготовке предложений по разработке районных коэффициентов в целях совершенствования региональных систем оплаты труда в субъектах РФ; региональными и отраслевыми трехсторонними комиссиями при разработке региональных и отраслевых соглашений, иными заинтересованными субъектами трудового права. На последующих этапах работы будет предложено при определении стоимости минимального (восстановительного) потребительского бюджета для работника, занятого трудом средней тяжести (физической активности), по регионам России или по природно-климатическим зонам использовать различия в их стоимости для определения размеров районных коэффициентов и сравнения с их действующими размерами по отдельным субъектам РФ или муниципальным образованиям внутри субъектов РФ, в частности, на Европейском Севере, на Урале, в Западной и Восточной Сибири, на Дальнем Востоке, а также в Арктике.

[1] Согласно Федеральному закону от 13 июля 2020 г. № 193-ФЗ «О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации», «под Арктической зоной Российской Федерации понимаются сухопутные территории и примыкающие к ним внутренние морские воды Российской Федерации и территориальное море Российской Федерации, участки континентального шельфа Российской Федерации, а также земли и острова, которые в будущем могут быть открыты, не являются территориями иностранных государств, расположены в Северном Ледовитом океане к северу от побережья Российской Федерации до Северного полюса в пределах между меридианом тридцать два градуса четыре минуты тридцать пять секунд восточной долготы от Гринвича, проходящим по восточной стороне Вайда-губы через триангуляционный знак на мысе Кекурский, и меридианом сто шестьдесят восемь градусов сорок девять минут тридцать секунд западной долготы от Гринвича, проходящим по середине пролива, разделяющего острова Ратманова и Крузенштерна группы островов Диомида в Беринговом проливе, на которых в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами устанавливаются меры государственной поддержки предпринимательской деятельности».

[2] Среднемесячная заработная плата работников организаций, осуществляющих деятельность в Арктической зоне Российской Федерации (без субъектов малого предпринимательства) / ЕМИСС URL: https://www.fedstat.ru/indicator/57454 (дата обращения: 10.11.2022).


Источники:

1. Орловский Ю.П., Нуртдинова А.Ф., Чиканова Л.А. 502 актуальных вопроса по Трудовому Кодексу Российской Федерации. - Издательство Юрайт, 2015. – 568 c.
2. Крылов К.Д., Тучкова Э.Г., Шевченко О.А. Эффективность правового регулирования в районах Крайнего Севера: постановка проблемы // Научные новации трудового права и права социального обеспечения: сборник материалов участников секции трудового права и права социального обеспечения Московского юридического форума// М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та. Москва, 2015. – c. 312.
3. Халдеева Н.В. Правовое регулирование трудовых отношений в районах Крайнего Севера. / монография. - Магадан: ИП Кацубина Т.В., 2015. – 228 c.
4. Халдеева Н.В. Гарантии работникам северных территорий с 1 января 2005 года: мифы и реальность // Для кадровика: Вопросы Севера. – 2015. – № 1. – c. 98.
5. Халдеева Н. В. Трудовые отношения в районах Крайнего Севера: теория и практика правового регулирования : специальность «12.00.05 – трудовое право и право социального обеспечения ». / автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора юридических наук / Халдеева Наталья Владимировна ; трудовое право и право социального обеспечения. - Москва, 2015. – 55 c.
6. Шальман О.В. Споры о компенсации расходов северян на оплату стоимости проезда воздушным транспортом к месту отдыха и обратно. / Комментарий судебной практики. - М. контракт, 2015. – 72 c.
7. Постановление Правительства РФ от 16.11.2021 № 1946 "Об утверждении перечня районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, в целях предоставления государственных гарантий и компенсаций для лиц, работающих и проживающих в этих районах и местностях, признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых актов Совета Министров СССР", (ред. от 16.11.2021). [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_400590/92d969e26a4326c5d02fa79b8f9cf4994ee5633b / (дата обращения: 11.09.2023).
8. Федеральная служба государственной статистики. Росстат. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/ (дата обращения: 11.09.2023).
9. Указ Президента РФ от 2 мая 2014 г. №296 «О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации». (ред. от 02.05.2014). [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70547984/ (дата обращения: 11.09.2023).
10. "Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с осуществлением гражданами трудовой деятельности в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.02.2014) (ред. от 26.04.2017). [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_159578/ (дата обращения: 11.09.2023).
11. Постановление Конституционного Суда РФ от 07.12.2017 N 38-П. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_284617/ (ред. от 07.12.2017) (дата обращения: 11.09.2023).
12. Постановление Минтруда РФ от 16.05.1994 N 37, (ред. от 16.05.1994). [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_3809/ (дата обращения: 11.09.2023).
13. Постановление Минтруда РФ от 11.09.1995 N 49 \"Об утверждении разъяснения \"О порядке начисления процентных надбавок к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего Востока, и коэффициентов (районных, за работу в высокогорных районах, за работу в пустынных и безводных местностях)\" (вместе с разъяснением Минтруда РФ от 11.09.1995 N 3) (Зарегистрировано в Минюсте РФ 21.09.1995 N 950), (ред. от 21.09.1995). [Электронный ресурс]. URL: https://legalacts.ru/doc/postanovlenie-mintruda-rf-ot-11091995-n-49/ (дата обращения: 11.09.2023).
14. Постановление Правительства РФ от 07.10.1993 N 1012 "О порядке установления и исчисления трудового стажа для получения процентной надбавки к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и в остальных районах Севера", (ред. от 07.10.1993). [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_2525/ (дата обращения: 11.09.2023).
15. Постановление Правительства РФ от 30.12.2011 N 1237, (ред. от 30.12.2011). [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/70116538/ (дата обращения: 11.09.2023).
16. Постановление Правительства РФ от 16.11.2021 N 1946 "Об утверждении перечня районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, в целях предоставления государственных гарантий и компенсаций для лиц, работающих и проживающих в этих районах и местностях, признании утратившими силу некоторых актов правительства Российской Федерации и признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых актов Совета министров СССР, (ред. от 16.11.2021),. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_400590/92d969e26a4326c5d02fa79b8f9cf4994ee5633b/ (дата обращения: 11.09.2023).
17. Постановление Правительства РФ от 29.05.2006 N 333, (ред. от 29.05.2021). [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_60638/ (дата обращения: 11.09.2023).
18. Постановление Правительства РФ от 23.01.2023 N 58, (ред. от 23.01.2023). [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_438182/ (дата обращения: 11.09.2023).
19. Постановление Совмина РСФСР от 22.10.1990 N 458 (ред. от 31.05.1995) "Об упорядочении компенсации гражданам, проживающим в районах Севера". [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1647/ (дата обращения: 11.09.2023).
20. Приказ Минтруда РСФСР от 22.11.1990, (ред. от 22.11.1990). [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_3300/000ee8029befeafd680252c0923fa295b84eb8c8/ (дата обращения: 11.09.2023).
21. Российская Федерация. Законы. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 25.02.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2022). [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_34683/ (дата обращения 24.08.2023) (дата обращения: 11.09.2023).
22. Российская Федерация. Законы. Федеральный закон «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ // «Российская газета», № 296, 31.12.2013
23. Смирнов В.М., Селиванова О.В. Специфика бедности в дальневосточном федеральном округе // Экономика труда. – 2022. – № 2. – c. 485-502.
24. Антропов В. В. Минимальный потребительский бюджет как инструмент государственной социальной политики за рубежом // Экономика. Налоги. Право. – 2016. – № 6. – c. 85-95.
25. Волгин Н. А., Широкова Л.Н., Мосина Л.Л. Актуальные вопросы развития российского Севера: компенсационные и стимулирующие системы, направленные на привлечение и закрепление населения в северных и арктических регионах // Уровень жизни населения регионов России. – 2018. – № 2(208). – c. 34-46.
26. Волгин Н. А., Мосина Л.Л., Широкова Л.Н. Российская Арктика : социально-трудовые и демографические особенности развития // Социально-трудовые исследования. – 2019. – № 1(34). – c. 117-133.
27. Гатауллина Э. В. Парадоксы оплаты труда: районный коэффициент и межрегиональная дифференциация // Путеводитель предпринимателя. – 2015. – № 26. – c. 101-110.
28. Гомберг Я. И. Совершенствование районного регулирования заработной платы // Известия Академии наук СССР. Серия экономическая. – 1979. – № 1. – c. 60-70.
29. Елизаров В. В. Льготы в районах Крайнего Севера : сохранить нельзя отменить // Уровень жизни населения регионов России. – 2015. – № 3(197). – c. 36-48. – doi: 10.12737/13549.
30. Зырянова И. И., Сочнева Е. Н. К вопросу регулирования минимальной социальной гарантии по оплате труда в России // Экономика труда. – 2018. – № 3. – c. 777-790.
31. Лищук Е.Н., Капелюк С.Д. Проблемы регулирования оплаты труда работников Крайнего Севера и приравненных к нему местностей // Экономика региона. – 2020. – № 1. – c. 97-113. – doi: 10.17059/2020-l-8.

Страница обновлена: 26.11.2024 в 13:05:03