Развитие внебюджетных инструментов финансового обеспечения национального проекта «Экология»
Егорова Д.А.1
1 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Россия, Москва
Скачать PDF | Загрузок: 6
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 13, Номер 10 (Октябрь 2023)
Цитировать:
Егорова Д.А. Развитие внебюджетных инструментов финансового обеспечения национального проекта «Экология» // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – Том 13. – № 10. – С. 4411-4422. – doi: 10.18334/epp.13.10.119252.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=54899440
Аннотация:
Реализация мероприятий национального проекта «Экология» подразумевает финансовое обеспечение за счет внебюджетных инструментов практически на четверть. Капиталоемкость и нефинансовый характер результатов природоохранных мероприятий усложняет процесс привлечения частных инвестиций. Для достижения поставленных целей национального проекта необходимо развивать существующие и создавать новые, потенциально доступные, механизмы привлечения внебюджетных инструментов финансирования. Данное исследование посвящено анализу ключевых направлений развития внебюджетных инструментов финансового обеспечения национального проекта «Экология». В ходе исследования выявлены следующие векторы развития: налоговые и амортизационные преференции в отношении участников нацпроекта, создание «устойчивых» структурных кредитов с возможностью субсидирования процентной ставки, расширение сегмента «зеленых» и «устойчивых» контрактов за счет тематических деривативов. Результаты исследования будут интересны в первую очередь государственным регуляторам национального проекта и уполномоченным институтам: Министерство экономического развития РФ, ВЭБ РФ, Банк России
Ключевые слова: национальный проект, охрана окружающей среды, внебюджетное финансирование, природоохранные проекты, ответственное инвестирование, устойчивое развитие
Финансирование:
Статья подготовлена в рамках научно-исследовательской работы, выполняемой по теме: «Оценка эффективности финансово-экономических механизмов реализации национального проекта «Экология» и разработка комплекса мер по их совершенствованию» (ВТК-ГЗ-ПИ-17, Финансовый университет)
JEL-классификация: Q52, Q56, Q57, H50
Введение
Эффективное функционирование финансового рынка является основой для развития реальной экономики, обеспечения рационального распределения финансовых ресурсов и повышения благосостояния общества в целом. Теория первичности финансового развития устанавливает положительную корреляцию стабильности финансовых рынков и устойчивого экономического роста, однако, многообразие новых глобальных вызовов, таких как, например, экологические последствия производственной деятельности, в частности, «углеродный след» стран-экспортеров углеводородной энергоемкой продукции, находится за пределами теории первичности.
Таким образом, традиционные запросы общества потребления сменяются осознанием необходимости нести ответственность за воздействие на окружающую среду, что коррелирует с целями устойчивого развития Организации объединённых наций [1]. Подобная смена парадигмы безусловно находит свое отражение как в ключевых механизмах ведения бизнеса, так и в политике государств.
С 2017 г., который был утверждён как «Год экологии» [2] в Российской Федерации, был запущен ряд государственных инициатив в области охраны окружающей среды. Так, в 2018 г. был утверждён паспорт Национального проекта «Экология» (далее – Нацпроект) [3], включающего в себя одиннадцать федеральных проектов: «Чистая страна», «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами», «Инфраструктура для обращения с отходами I - II классов опасности», «Чистый воздух», «Чистая Вода», «Оздоровление Волги», «Сохранение озера Байкал», «Сохранение уникальных водных объектов», «Сохранение биологического разнообразия и развитие экологического туризма», «Сохранение лесов», «Внедрение наилучших доступных технологий», - который закрепил структуру инструментов финансового обеспечения мероприятий, направленных на достижение целевых показателей проекта – снижения негативного воздействия на окружающую среду.
В соответствии с установленным паспортом Нацпроекта на внебюджетные источники финансирования приходится от 0% до 24% в разрезе федеральных проектов (рис.1).
Рисунок 1. Структура объемов внебюджетного финансирования Нацпроекта в разрезе ФП, утвержденных паспортом 2018 г. [3], %.
Источник: составлено автором
Подобное решение со стороны государства объясняется как общемировыми тенденциями повышения значимости инвесторов, заинтересованных в нефинансовом эффекте своих вложений, а также необходимостью развивать российский финансовый рынок за счет нового сегмента «ответственных» инвестиций.
Развитие внебюджетных инструментов финансового обеспечения природоохранных проектов принципиально важно для России как для государства-экспортёра сырья, так как позволяет снизить экологические риски, расширить круг инвесторов, повысить привлекательность российских активов на международных рынках капитала.
1) Вопросам финансового обеспечения решения вопросов, лежащих в сфере природопользования и защиты окружающей среды, посвящены научные труды зарубежных и отечественных авторов: Мендельсон Р.С. [4], Тол Р. [5], Штеффан В. [6], Рубцова Б. Б. [7], Кабир Л. С. [8], Ключникова И. К. [9], Бобылева С. Н. [1], Худяковой Л. С. [10] и др.
2) Кредитование как механизм внебюджетного финансового обеспечения природоохранных мероприятий рассмотрено в работах: Клауса К. Дж. [11], Хуссейна Т. [12], Рампуса Н. [13], Канаева А. В. и Канаевой О. А. [14], Мирошниченко О. С. [15], Тарасова А. А. [16] и др.
Тем не менее, несмотря на достаточный уровень исследования доступных внебюджетных источников финансирования природоохранных мероприятий и проектов в области охраны окружающей среды, в частности, в рамках реализации национальных проектов, открытым остается вопрос об их привлекательности для частных инвесторов и возможных путях ее повышения. Также, в настоящее время недостаточно изучен вопрос развития тематического сегмента рынка «зеленых» и «устойчивых» структурных финансовых инструментов.
Целью настоящей статьи является разработка практических рекомендаций по развитию внебюджетных инструментов финансового обеспечения национального проекта «Экология».
Сформулированные автором алгоритм и возможные условия реализации льготных программ кредитования с субсидированием процентной ставки в отношении компаний-участников национального проекта «Экология»; выявленные направления развития тематических «зеленых» и «устойчивых» структурных финансовых инструментов («голубых», «желтых» и «лесных» контрактов); а также предложенные налоговые и амортизационные преференции со стороны государства - явились научной новизной исследования.
Сформулированные автором предложения по формированию «устойчивых» банковских продуктов и структурных финансовых инструментов могут быть использованы Министерством экономического развития РФ, ВЭБ РФ, Банком России.
Методы и Результаты
Информационной базой исследования выступили данные о реализации национальных проектов [17] России, в частности, материалы, посвященные процессу осуществления национального проекта «Производительность труда».
Автором был также проведен комплексный анализ текущего нормативного регулирования в отношении участников национальных проектов, в частности, утверждения налоговых преференций и амортизационной политики.
Была собрана, систематизирована и обработана информация о состоянии рынка «зеленых» и «устойчивых» долговых инструментов российского и международного рынка капитала.
Так как компания-участник Нацпроекта располагает ограниченным диапазоном инструментов привлечения средств, доступных для реализации инвестиционных мероприятий, направленных на достижение целевых показателей Нацпроекта:
· собственные средства: нераспределенная прибыль, амортизация;
· заемные средства: кредиты и эмиссия облигаций.
Развитие внебюджетных инструментов финансового обеспечения Нацпроекта видится нам возможным в соответствии со следующими направлениями:
· налоговые преференции и смягчение амортизационной политики в отношении объектов, создаваемых в рамках мероприятий Нацпроекта;
· создание новых банковских продуктов в «зеленом» и «устойчивом» сегменте;
· развитие рынка первичных и производных «зеленых» финансовых инструментов.
Так, в отношении непосредственных участников Нацпроекта могут применяться следующие налоговые преференции:
- Инвестиционный налоговый вычет. Участники национального проекта «Производительность труда» в семи субъектах Российской Федерации имеют возможность применять инвестиционный налоговый вычет, который включает в себя 90% расходов на инвестиции в основные средства [19];
- Размер ставки налога на прибыль для определения предельной величины инвестиционного налогового вычета участников Нацпроекта «Производительность труда» равняется 10% [18];
- По налогу на имущество организаций в отношении вводимых объектов основных средств Нацпроекта «Производительность труда» на период с 1 января 2020г. по 31 декабря 2024г. установлена ставка 0% [18].
Применение повышающего коэффициента ускоренной амортизации [19] в отношении основных средств, создаваемых и приобретаемых в рамках реализации Нацпроекта «Экология», является потенциально эффективной стимулирующий мерой для использования нераспределенной прибыли компаний-участников.
Формирование новых кредитных продуктов, привлекательных для компаний, осуществляющих мероприятия Нацпроекта «Экология», является наиболее актуальным направлением развития внебюджетного финансирования, так как около 82% совокупных активов российских финансовых организаций приходится именно на банки [15]. Специфика российской финансовой системы и высокая степень участия государства в работе банков обуславливают эффективность стимулирующих мер в рамках кредитования природоохранных мероприятий.
Кредит, привязанный к целям устойчивого развития с позитивным стимулированием, представляет особый интерес в рамках внебюджетного финансового обеспечения Нацпроекта «Экология», так как способствует формированию привлекательных условий для всех участников процесса:
· возможность синдицированного кредитования капиталоемких инвестиционных проектов;
· система целевых показателей разработана и утверждена паспортом Нацпроекта;
· дифференциация процентной ставки может быть обеспечена за счет субсидий со стороны государства.
Анализ существующих инициатив позволил сформулировать основные параметры льготного кредитования участников Нацпроекта «Экология» (рис. 2).
*по аналогии с НП «Производительность труда»
Рисунок 2. Основные параметры льготного кредитования
участников НП «Экология».
Источник: составлено автором
Рисунок 3 иллюстрирует процесс дифференциации процентной ставки в установленных границах (с фиксированным шагом) при достижении запланированных целевых показателей Нацпроекта.
Рисунок 3. Механизм ценообразования кредитов, привязанных к ключевым показателям ФП Нацпроекта «Экология».
Источник: составлено автором
Основные этапы процедуры субсидирования кредита, привязанного к целевым показателям Нацпроекта с позитивным стимулированием, отражены на рисунке 4.
*Программа льготного кредитования участников НП «Экология»
Рисунок 4. Субсидирование процентной ставки кредита, привязанного к целевым показателям Нацпроекта «Экология».
Источник: составлено автором
До настоящего времени российские компании привлекали синдицированные кредиты с привязкой к показателям устойчивого развития на зарубежных рынках капитала. Так, российская алюминиевая компания «Русал» подписала 5-летний синдицированный предэкспортный кредит в размере 1,085 млрд долл. с привязкой к показателям устойчивого развития (ING и Natixis выступили координирующими букраннерами и организаторами сделки; Societe Generale и Natixis также выступают в роли координаторов по показателям устойчивого развития). Величина маржи по кредиту привязана к выполнению KPI, которые направлены на снижение воздействия на окружающую среду [20].
Реализация предложенной меры по развитию инструментов внебюджетного финансового обеспечения федеральных проектов нацпроекта «Экология» возможна в рамках специализированного механизма, разработанного Минэкономразвития России совместно с ВЭБ.РФ - «Фабрики проектного финансирования» [21].
Концепция связи внебюджетного инструмента финансирования с целевыми показателями Нацпроекта может получить свое развитие также в отношении тематических облигаций.
В качестве наиболее интересных и привлекательных долговых финансовых инструментов, которые можно увязать с целевыми показателями Нацпроекта, можно выделить следующие:
− федеральные «зеленые» облигации, размещенные для финансирования национальных проектов с привязкой к конкретным целевым показателям Нацпроекта «Экология»;
− облигации устойчивого развития российских компаний с грязными производствами в регионах, упомянутых в Нацпроекте «Экология»;
− «зеленые» ипотечные и инфраструктурные облигации российских компаний, поддерживающих Нацпроект «Экология»;
− «зеленые» облигации для углеродоемких и энергоемких корпораций в телекоммуникациях, энергетике и химической промышленности.
Дискуссия
Разнообразие федеральных проектов, входящих в структуру Нацпроекта «Экология», позволяет задуматься о формировании и развитии сегмента тематических облигаций в рамках действующего рынка «зеленых» финансовых инструментов. В международной практике к такого рода ценным бумагам относятся так называемые «голубые», «желтые», «лесные» облигации [22]. Функционал производных финансовых инструментов позволяет увязать доходность инвестиций с результативностью реализуемых природоохранных мероприятий через целевые показатели Нацпроекта.
Например, торговля углеродными единицами (базовый актив деривативов) является по сути торговлей чистым воздухом. В результате реализации того или иного проекта, результатом которого становится сокращение выбросов CDE, компания сможет продать на рынке эти «сокращенные» объемы. А покупатели, в свою очередь, смогут использовать их для уменьшения своего углеродного следа или для соблюдения квот на выбросы парниковых газов.
В ходе первых торгов на Московской бирже в конце 2022 года были реализованы 20 углеродных единиц по цене 1000 руб. [23].
При этом, по оценкам «ВТБ Капитала», к 2025 году оборот на этом рынке может достичь 100-300 миллионов долларов, а к 2030 году - 1,5-3 миллиарда [23].
Заключение
Предложенные меры по развитию инструментов внебюджетного финансового обеспечения федеральных проектов нацпроекта «Экология» можно распределить по временной шкале в разрезе кратко-, средне- и долгосрочного аспекта в соответствии со степенью развития предложенной меры на текущий момент времени. В первую очередь, это: развитие «зеленых» кредитов и кредитов, привязанных к ЦУР; система налоговых преференций; повышающий коэффициент амортизации; развитие рынка «зеленых» облигаций. Далее: развитие синдицированного устойчивого кредитования; создание «зеленых» внебюджетных фондов; развитие рынка «зеленых» деривативов. В долгосрочной перспективе: развитие рынка тематических облигаций: голубых, желтых, лесных; масштабная работа Фабрики проектного финансирования ВЭБ.
Безусловно, сформулированные предложения и выявленные направления развития внебюджетных инструментов финансового обеспечения национального проекта «Экология» невозможно внедрить в практику без достаточного содействия государственных регуляторов и уполномоченных институтов: Министерства экономического развития РФ, ВЭБ РФ, Банка России и прочих ведомств, отвечающих за реализацию природоохранных мероприятий. Налоговые и амортизационные преференции в отношении компаний-участников национального проекта также невозможны без совершенствования существующих нормативно-правовых актов: определения условий и алгоритма отбора компаний, внесения изменений в текущую редакцию Налогового кодекса РФ, разработки сопутствующей документации.
Таким образом, разработка рекомендаций по включению в нормативно-правовые акты разработанных предложений по развитию инструментов внебюджетного финансового обеспечения федеральных проектов нацпроекта «Экология» должна стать перспективным направлением дальнейших исследований.
Источники:
2. Указ Президента РФ от 5 января 2016 г. N 7 «О проведении в Российской Федерации Года экологии». Система Гарант. [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/71296604/ (дата обращения: 24.08.2023).
3. Паспорт национального проекта «Экология» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 N 16). Консультант +. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_316096/ (дата обращения: 24.08.2023).
4. Mendelsohn R., Prentice I. C., Schmitz O., Stocker B., Buchkowski R., Dawson B. The Ecosystem Impacts of Severe Warming // American Economic Review. – 2016. – № 106 (5). – p. 612–614.
5. Tol R. Estimates of the Damage Costs of Climate Change – part 2: dynamic estimates // Environmental and Resource Economics. – 2002. – № 2(1). – p. 135–160.
6. Steffen W., Richardson K., Rockström J. Planetary Boundaries: Guiding human development on a changing planet // Science. – 2015. – № 6223.
7. Рубцов Б. Б. Современные фондовые рынки. / Уч. пособие для вузов. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. – 925 c.
8. Кабир Л. С. Государственная поддержка «зеленых» инвестиций и рыночное «зеленое» финансирование: зарубежный опыт // Инноватика и экспертиза. – 2019. – № 26. – c. 97–108.
9. Ключников И. К., Ключников О. И. Зеленые финансы: энергопереход и «замороженные» активы // Ученые записки Международного банковского института. – 2021. – № 3(37). – c. 27–43.
10. Худякова Л. С. Реформа глобальных финансов в контексте устойчивого развития // Мировая экономика и международные отношения. – 2018. – № 7(62). – c. 38–47.
11. Clouse C. J. ESG loans broaden access to sustainability-linked financing. GreenBiz. – March 06, 2019. [Электронный ресурс]. URL: https://www.greenbiz.com/article/esg-loans-broaden-accesssustainability-linked-financing (дата обращения: 14.09.2023).
12. Hussain T. Green Loan Principles to Guide Environmental and Sustainability Finance. - London: White&Case, 2018. – 2 p.
13. Roumpis N., Cripps N. The green and sustainability loan market: ready for take-off. Environmental Finance. – July 20, 2018. [Электронный ресурс]. URL: 161 https://www.environmental-finance.com/content/analysis/the-green-and-sustainability-loan-marketready-for-take-off.html (дата обращения: 14.09.2023).
14. Канаев А. В., Канаева О.А. Устойчивый банкинг: концептуализация и практика реализации // Вестник Санкт-Петербургского университета. – Серия Экономика. – 2019. – № 3. – c. 448–479.
15. Мирошниченко О. С., Мостовая Н.А. «Зеленый» кредит как инструмент «зеленого» финансирования // Финансы: теория и практика. – 2019. – № 3. – c. 31–43.
16. Тарасов А. А. Кредитование устойчивого развития корпораций // Экономика. Налоги. Право. – 2020. – № 13(4). – c. 90–98.
17. Официальный сайт «Национальные проекты России». [Электронный ресурс]. URL: https://xn--80aapampemcchfmo7a3c9ehj.xn--p1ai/ (дата обращения: 24.08.2023).
18. Официальный сайт Минэкономразвития РФ. [Электронный ресурс]. URL: https://www.economy.gov.ru/material/directions/nacionalnyy_proekt_proizvoditelnost_truda/nalogovye_preferencii/ (дата обращения: 24.08.2023).
19. Налоговый Кодекс РФ Ст.259.3. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28165/8f5e360a53d29554be20fe46a6b79f85e5bbbd0d/ (дата обращения: 24.08.2023).
20. Societe Generale Group acted as an organizer of a syndicated loan deal associated to the rates of sustainable development to RUSAL. Rosbank. October 31, 2020. [Электронный ресурс]. URL: https://www.rosbank.ru/en/company-profile/presscenter/societe-generale-group-acted-as-anorganizer-of-a-syn (дата обращения: 14.08.2023).
21. Официальный сайт ВЭБ. РФ Фабрика проектного финансирования. [Электронный ресурс]. URL: https://xn--90ab5f.xn--p1ai/biznesu/fabrika-proektnogo-finansirovaniya/ (дата обращения: 30.08.2023).
22. Рахимов Зохид Юсупович Устойчивые облигации как инструмент финансирования экологических и социальных проектов // Известия СПбГЭУ. – 2019. – № 5-1 (119).
23. На Мосбирже начали продавать углеродные единицы. Российская газета. 12.10.2022. [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2022/10/12/torg-zdes-umesten.html (дата обращения: 30.08.2023).
Страница обновлена: 14.07.2024 в 22:43:32