Привлечения внебюджетного финансирования при помощи биржевых инструментов для реализации проектов государственно-частного партнерства

Лебедева А.В.1
1 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, г. Москва

Статья в журнале

Государственно-частное партнерство *
Том 3, Номер 1 (Январь-Март 2016)
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Лебедева А.В. Привлечения внебюджетного финансирования при помощи биржевых инструментов для реализации проектов государственно-частного партнерства // Государственно-частное партнерство. – 2016. – Том 3. – № 1. – С. 33-40. – doi: 10.18334/ppp.3.1.35036.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=26320632
Цитирований: 6 по состоянию на 05.09.2022

Аннотация:
В данной статье представлена и систематизирована информация по теме финансирования проектов государственно-частного партнерства, рассмотрены основные проблемы привлечения финансовых средств и пути их решения при использовании механизма эмиссии инфраструктурных облигаций.

Ключевые слова: облигации, государственно-частное партнерство, инвестиции, риск, проектное финансирование, биржевые инструменты

JEL-классификация: L32, E22, G12

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Государственно-частное партнерство (далее по тексту – ГЧП) как способ развития общественной инфраструктуры представляет собой взаимодействие бизнеса и государства, которое носит долгосрочный характер. При этом бизнес участвует не только в создании объектов инфраструктуры, но и в последующем процессе эксплуатации и техническом обслуживании с учетом интересов публичной стороны.

ГЧП должно удовлетворять таким основным критериям, как:

- долгосрочное партнерство (более 3-х лет);

- полное или частичное финансирование проекта частным партнером;

- распределение рисков между партнерами не только на этапе создания объекта, но и при последующей эксплуатации (техническом обслуживании).

Проведя анализ финансирования проектов ГЧП из средств Инвестиционного фонда РФ, можно сделать следующие выводы:

- Средний планируемый срок реализации проектов составляет 5,3 года.

- Отмечается дифференциация проектов в региональном аспекте.

- Финансирование за счет бюджетных средств поступает в большинстве случаев в полном объеме, что нельзя сказать о средствах частных инвесторов. Поступление не в полном объеме или превышение запланированного объема в несколько раз указывают на неудовлетворительную реализацию механизма ГЧП в целом.

- Финансирование проектов за счет средств, выделяемых из регионального бюджета, не превышает 9%.

- Проекты ГЧП реализуются в основном в направлении развития транспорта и ЖКХ.

- Проекты в сферах образования, здравоохранения и культуры практически не представлены.

Стоит отметить такой немаловажный фактор в ГЧП, как риски. Риски в инфраструктурных проектах – это возможные отклонения показателей проекта от запланированных нормативов, влияющие на доходы и расходы по проекту. ГЧП позволяет публичному партнеру разделить или полностью передать частному партнеру риски удорожания строительства, качества выполненных работ, несоблюдения сроков ввода объекта в эксплуатацию, качество технического обслуживания, риски выручки и пр.

Долгосрочный характер проектов ГЧП вытекает из необходимости возврата вложенных инвестиций. Частные инвесторы не всегда готовы инвестировать деньги в долгосрочные проекты, так как этот фактор накладывает дополнительные риски. Для решения данной проблемы следует использовать такой рыночный инструмент, как облигации. Облигации позволяют инвестору выходить из проекта до срока его завершения, а также могут выступать в качестве залога при получении финансирования.

Существует три основных вида облигаций:

- облигации с гарантиями Российской Федерации и субъектов;

- облигации, основанные на концессионных соглашениях;

- проектные облигации.

Облигации с гарантиями РФ и субъектов РФ. Гарантия позволяет обеспечить соблюдение интересов инвесторов и получить кредитный рейтинг, так как на начальном этапе осуществления проектов отсутствуют как активы, так и финансовые потоки. Данному виду облигаций присуща отработанная процедура эмиссии. Наряду с преимуществами облигации с гарантиями имеют ряд недостатков: это не только жесткие критерии для предоставления и долговая нагрузка на бюджет, но также срок обращения облигаций обычно длиннее горизонта бюджетного планирования.

Облигации, основанные на концессионных соглашениях, имеют отработанную процедуру эмиссии. При использовании указанных облигаций отсутствует долговая нагрузка на бюджет. Концессионные облигации имеют дополнительное преимущество – льготные условия по включению облигаций в котировальные списки 1 уровня. К недостаткам концессионных облигаций стоит отнести длительный период подготовки концессионного соглашения (не менее 90 дней), закрытый перечень объектов концессионного соглашения. Концедентом может выступать только РФ и субъекты РФ.

Проектные облигации на основе пакета поправок о секьюритизации подразумевают создание специализированных обществ проектного финансирования (далее по тексту – СОПФ), которые управляются независимыми управляющими компаниями. Ликвидация СОПФ происходит только с согласия держателей облигаций. При этом существенно расширяется спектр активов, которые могут выступать в качестве залогового обеспечения по облигациям. Международные рейтинговые агентства готовы присваивать кредитные рейтинги подобным инструментам. Дополнительным преимуществом является то, что инструменты, эмитированные по российскому праву российскими эмитентами, могут быть приобретены на средства пенсионных накоплений и страховых резервов, а также использованы в биржевом РЕПО с Центробанком. Единственным недостатком, присущим данному виду акций, является отсутствие опыта практического применения.

В целом использование инфраструктурных облигаций для обеспечения проектов необходимыми ресурсами дает большое количество положительных эффектов. Например, позволяет снизить инвестиционную нагрузку на тарифы (например, в сфере ЖКХ) за счет долгосрочного источника фондирования и валютные риски проектов. Также это дает возможность широкомасштабного привлечения средств консервативных инвесторов, в том числе пенсионных фондов. В настоящий момент пенсионные фонды нуждаются в инструментах долгосрочного инвестирования рублевых ресурсов. Выпуски инфраструктурных облигаций способствуют уменьшению нагрузки на бюджеты различных уровней и развитию практики проектного финансирования. Для тех отраслей экономики, где достаточно тяжело прилечь внебюджетные источники ассигнования по причине невозможности передачи в залог государственного имущества, механизм выпуска инфраструктурных облигаций может стать эффективным инструментом привлечения средств для реализации проектов.

Вместе с тем в зону возможного применения инфраструктурных облигаций должны попадать программы не только федерального уровня, но и субъектов РФ и муниципалитетов. Также видится эффективным использование данного инструмента не только по концессионным проектам, но и проектам, реализуемым по другим формам государственно-частного партнерства. Данный механизм позволит государству не только привлечь необходимые инвестиции для реализации масштабных проектов, но и существенно увеличить диапазон. Кроме того, малый бизнес сможет выступить в качестве инвестора для участия в финансировании проектов государственно-частного партнерства, поскольку обычно номинал корпоративных облигаций является довольно небольшим.


Источники:

Инвестиции: Системный анализ и управление (2013; 4-е изд., испр.). М.: Дашков и Ко.
Уколов, В.Ф. (2007). Взаимодействие власти, бизнеса и общества. М.: Экономика.
Федеральный закон от 13.07.2015 № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ред. от 29.12.2015).
Федеральный закон от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (ред. от 30.12.2015).
Шапкин, А.С., Шапкин, В.А. (2009). Теория риска и моделирование рисковых ситуаций. М.: Дашков и Ко.

Страница обновлена: 04.03.2024 в 23:13:49