Методы и средства поддержки инновационного предпринимательства

Калашников К.Л.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 3 (39), Март 2010

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=13089690
Цитирований: 5 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Особую роль в решении задачи повышения темпов роста экономики играет развитие малого инновационного предпринимательства в научно-технической сфере. Оно является наиболее динамичным сектором инновационной экономики. Автор рассматривает факторы, стимулирующие и препятствующие внедрению инновационных технологий, а также сами препятствия. Структурные и технологические преобразования, необходимые для достижения повышения темпов роста экономики, требуют партнерства малого бизнеса и государства в сфере научно-технической и инновационной деятельности на основе широкого привлечения внебюджетных ресурсов и создания инфраструктуры поддержки инновационного предпринимательства.

Ключевые слова: инновации, инновационная экономика, инновационная инфраструктура, бизнес-инкубаторы, инновационный потенциал, технопарк, венчур, поддержка инноваций, центр трансфера технологий, внедрение инновационных технологий



Инновационный бизнес представляет собой особую новаторскую предпринимательскую деятельность, то есть это процесс хозяйствования, в основе которого лежит постоянный поиск новых возможностей с ориентацией на инновации. В широком смысле под инновационным предпринимательством понимается хозяйственная деятельность любой компании, использующей инновации. В более узком смысле следует особо выделить собственно инновационное предпринимательство - предпринимательскую деятельность по разработке и коммерциализации любых востребованных рынком новшеств [1].

Повышение роли предприятий в регулировании трансформации экономики и обеспечении экономического роста стало определяющим фактором высокой конкурентоспособности экономик ведущих стран мира. Крупные, средние, а иногда и малые предприятия формируют предпосылки для динамичного промышленного и технологического развития, создавая условия для использования научного потенциала.

Ведущую роль в финансировании и использовании научных и научно-технических исследований играют предприятия (особенно крупные), способные аккумулировать значительные объемы финансового капитала, материальных и человеческих ресурсов, привлекать масштабные инвестиции для реализации инновационных и исследовательских проектов.

Структурные и технологические преобразования, необходимые для повышения темпов роста экономики до 7–8% в год, требуют партнерства бизнеса и государства в сфере научно-технической и инновационной деятельности на основе широкого привлечения внебюджетных ресурсов.

Здесь особую роль играет развитие малого инновационного предпринимательства в научно-технической сфере. Оно является наиболее динамичным сектором инновационной экономики, способным оперативно реагировать на потребности рынка наукоемкой высокотехнологичной продукции. Помимо этого к преимуществам малого инновационного предпринимательства относятся зачастую более эффективная организация, большая оперативность деятельности и низкие уровни накладных расходов. По сравнению с крупным бизнесом, малые предприятия более приближены к потребителю, его потребностям, быстрее реагируют на изменение спроса, имеют способность быстрее адаптироваться к условиям конкретного рынка, осуществляя более гибкую связь между наукой и потреблением, более быстрое использование результатов научной деятельности в процессе производства.

В экономическом плане для малых предприятий характерна увеличенная (до двух раз) эффективность конечных результатов инновационной деятельности и более быстрая отдача инвестиций (по сравнению с крупными предприятиями) [2].

Анализируя проблемы инноваций, нацеленных на совершенствование продукции, можно выделить препятствия инновационному процессу, к которым относят:

  • недостаточное развитие рыночных отношений, трансфертных механизмов, сектора малого бизнеса;
  • слабую связь науки и производства;
  • недоступность и отсутствие внешних источников финансирования предприятий, которые бы учитывали специфику ведения инновационного бизнеса.
  • К факторам, стимулирующим внедрение инновационных технологий на предприятиях, относятся следующие: совершенное законодательство, оптимальное финансирование, снижение налогов на инновационную деятельность и кредитных ставок.

    К препятствующим факторам - высокий экономический риск, невосприимчивость предприятий к нововведениям, недостаточная информация о рынках сбыта, низкая квалификация персонала, нехватка собственных денежных средств, большие расходы на нововведения.

    Для ускоренного развития науки и образования необходимо изменение налоговой политики и инвестиционных форм поддержки предприятий, внедряющих усовершенствованную политику.

    Формами поддержки учреждений науки, занимающихся новыми технологиями, могут быть:

  • финансирование части научно-прикладных исследований за счет бюджета или внебюджетного фонда;
  • государственные заказы инновационной продукции;
  • создание малых инновационных предприятий на базе бюджетных научных и образовательных учреждений в целях практического применения результатов интеллектуальной деятельности;
  • установление налоговых каникул [3].
  • Однако льготное налогообложение инновационной и научно-технической деятельности предприятий может привести к разрыву между наукой, производством и потребителем. Региональные программы, внедряющие особые механизмы налогообложения и кредитования способны сбалансировать взаимодействие научного, технического и производственного потенциала, а также распространение инноваций во всех сферах региональной экономики.

    Для целей развития инновационного предпринимательства также необходимо создать соответствующую инфраструктуру, обеспечивающую благоприятные условия для широкого применения инноваций во всех отраслях экономики. Развитие инфраструктуры поддержки требуется для обеспечения развития инновационной экономики, в особенности малого бизнеса, осуществляющего инновации, так как инновационная активность последнего связана с высоким уровнем рисков, обусловленных небольшим масштабом фирмы, который во многих случаях уменьшает доступность для предприятия финансовых, информационных, кадровых и иных видов ресурсов.

    Инфраструктура поддержки малого инновационного предпринимательства представляет собой комплекс связанных между собой структур, которые создают благоприятную среду для эффективного функционирования малых предприятий в сфере инноваций. Организации, образующие подобную инфраструктуру, выполняют функции по регулированию и координированию инновационной деятельность фирм и предоставляют спектр услуг, используемых фирмами в инновационной деятельности. Они включают технопарки, бизнес-инкубаторы, центры трансфера технологий, венчурные фонды.

    Бизнес-инкубатор, центр трансфера технологий, центр коллективного пользования могут входить в состав технопарка либо существовать как самостоятельные организации. Если в технопарке осуществляют деятельность предприятия, находящиеся на разной стадии развития, то бизнес-инкубаторы дают предприятиям возможность на ранней стадии их существования организовать свою деятельность, обучить персонал, установить деловые связи. Задача бизнес-инкубатора - поддержка вновь созданных предприятий.

    Важную роль для инновационной инфраструктуры также играет наличие и качество высших учебных заведений, выпускающих специалистов практически по необходимым для иннова­ционного предпринимательства специальностям и научно-технических учреждений.

    Для предоставления предприятиям информации о функционировании элементов инфраструктуры поддержки малого инновационного предпринимательства чаще всего используются возможности сети Интернет.

    Проводимая политика по поддержке малого предпринимательства должна быть направлена не только на развитие отдельных предприятий, но и на реализацию регионального инновационного потенциала в целом. Это связано с тем, что развитие инновационного предпринимательства способствует более эффективному использованию ресурсов и интенсивному развитию экономики соответствующего региона.

    В данный момент усилия государства направлены на реализацию комплексного подхода к формированию национальной инновационной системы. Он предусматривает создание благоприятной экономической и правовой среды, построение инновационной инфраструктуры, совершенствование механизмов государственного содействия коммерциализации результатов научных исследований и экспериментальных разработок.


    Источники:

    1. Инновационный менеджмент: Учебное пособие / Под ред. А.В. Барышевой. – М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2007.
    2. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов. – СПб. : Питер, 2007.
    3. Федеральный закон РФ от 02.08.2009 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности».

    Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:59:28