Определение границы применения спотовых и долгосрочных контрактов на грузовые перевозки потребителями транспортных услуг

Цверов В.В.1
1 Волжский государственный университет водного транспорта

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 14, Номер 11 (Ноябрь 2024)

Цитировать:
Цверов В.В. Определение границы применения спотовых и долгосрочных контрактов на грузовые перевозки потребителями транспортных услуг // Экономика, предпринимательство и право. – 2024. – Том 14. – № 11. – doi: 10.18334/epp.14.11.121936.

Аннотация:
Для потребителей транспортных услуг в современных условиях появилась задача попринятия решения - как организовывать перевозку: на основе долгосрочных контрактов с отобранными перевозчиками или ориентироваться на размещение заказов на перевозки на электронных торговых площадках грузоперевозок по спотовым ценам. Решения задачи затруднено изменчивостью рыночных условий, волотильностью спотовых цен на перевозки и отсутствием научно-методического обеспечения принятия решения в этих условиях. В работе для данной цели предлагается модель принятия решения по границам применения вариантов организации перевозки продукции по затратам (между спотовыми контрактами, заключаемыми на цифровых площадках грузоперевозок, и долгосрочным договором на перевозку с транспортной организацией). Модель, учитывает такие основные факторы, как: соотношение спроса и предложения на рынке перевозок; платежи за транспортные услуги; затраты работников предприятия на организацию перевозки; затраты на использование электронных торговых площадок грузоперевозок. Предложен также метод принятия этого решения с учетом уровня надежность процесса доставки и имиджевой составляющей обязательности и своевременного исполнения договоров поставки

Ключевые слова: потребители транспортных услуг, доставка продукции, долгосрочные контракты, спотовые сделки, модель определения границ применения

JEL-классификация: L90, L91, R40



Введение

Решение по выбору перевозчика для потребителей транспортных услуг (предприятий промышленности, сельского хозяйства, торговли и др.), как отмечалось известными учеными в области логистики [3, 15, 2, 8, 17, 7, 16] (Benson, Whitehead, 1990; Sergeev, 1997; Bauirsokc, Kloss, 2001; Linders, Firon 2002; Walters, 2003; Laison, Dgilligen, 2005; Stok, Lambert, 2005) и автором [22, 9 ] (Tsverov, 2005; Tsverov, 2016 ), оказывает большое влияние на результаты их деятельности. При этом выбор перевозчика представляет сложную задачу, при решении которой требуется учитывать большое количество разнообразных факторов.

В логистических системах тянущего типа (основанных на получении требуемого ресурса под заказ) до последнего времени при закупках материально-технических ресурсов, как и в целом в мире, так и в России, предпочтение отдавалось постоянным поставщикам (одному или нескольким) [8,7, 16, 18, 21] (Linders, Firon 2002; Laison, Dgilligen, 2005; Stok, Lambert, 2005; Tsverov, 2005; Tsverov, Dvitriev, Zakharov 2008). Такое же отношение к количеству партнеров имело место при выборе варианта организации доставки продукции [20, 9] (Tsverov, Theremin, 2009; Tsverov, 2016). Это было обусловлено стремлением к обеспечению качества и, как следствие, порождало развитие методов выбора постоянных (стратегических) поставщиков материально-технических ресурсов и услуг и, в частности, выбора перевозчиков (для различных условий, различного набора учитываемых факторов) [3, 15, 11, 13, 20, 19, 4, 10, 12, 9 и др.] (Benson, Whitehead, 1990; Sergeev, 1997; Noskov, 2005; Orevin, 2007; Tsverov, Theremin, 2009; Tsverov, 2011; Bure, Sergeeva, 2012; Misuyra. 2013; Fedorov. Persianov, Muxametdinov, 2016; Tsverov, 2016).

В настоящее время появление электронных сервисов в виде цифровых платформ грузоперевозок с услугами заключения спотовых сделок через участие в аукционах и редукционах (например: Грузи.ру, Roolz, Умная Логистика, Monopoly.Online, Worketa, Яндекс Магистрали, Smartseeds, Vezubr, Traffic.online [5] (Daschkevih, 2024) и др.) для оперативного заключения контракта с перевозчиков на конкретную перевозку привело к тому, что часть потребителей транспортных услуг стали отказываться от долгосрочных контрактов с постоянными перевозчиками в пользу спотовых контрактов. Пользователи этих цифровых торговых платформ считают, что регулярное заключении спотовых сделок на основе аукционов и редукционов позволяет минимизировать затраты по поставкам.

Потребители транспортных услуг, выбирающие вариант организации перевозки через спотовые сделки, исходят из того, что на рынке перевозок предложение больше спроса на них, а качество услуг участников имеет требуемый уровень. Но на спотовом рынке транспортных услуг имеет значительная волотильность цен из-за изменения соотношения спроса и предложения на различных направлениях перевозок, да и гарантированность качества услуг находится под вопросом.

Сложно найти перевозчика, изначально соответствующего всем особенностям и требованиям конкретного потребителя транспортных услуг, требуется их совместная работа – притирание требований одного и наработки соответствия им другого.

С другой стороны, использование долгосрочных контрактов с единственным перевозчиком может вызывать озабоченность потребителя транспортных услуг из-за наличия конкуренции.

Для потребителей транспортных услуг приведенные выше аргументы обуславливают актуальность разработки методического подхода к принятию ими решения: в каких условиях использовать спотовые контракты на перевозки, а в каких заключать долгосрочные контракты с постоянными перевозчиками, выбранными на другой основе (методах, разработанных с ориентацией на долгосрочные контракты.

Научная новизна исследования: сформулирована задача «выбор варианта организации перевозок потребителем транспортных услуг между долгосрочными и спотовыми контрактами на перевозки», требующая научно-методического решения; определен набор факторов, которые необходимо учитывать при решении указанной задачи и предложен метод ее решения.

Практическое значение результатов исследования: применение предложенного методического обеспечения позволяет потребителям транспортных услуг повысить эффективность деятельности при перевозках продукции.

Методы. На основе анализа влияния различных факторов на выбор варианта организации перевозки потребителями транспортных услуг предлагается научно-методический подход принятия решений по границам долгосрочных и спотовых контрактов на перевозки. Предложенный подход включает: графическую модель принятия решения по варианту организации доставки потребителями транспортных услуг по затратам и метод интегральной бальной оценки указанных вариантов организации перевозок.

Разработка методического обеспечения решения задачи «долгосрочные или спотовые контракты на перевозки»

Данная задача тесно связана с политикой предприятия по использованию количества поставщиков ресурсов (ориентацией на одного поставщика или размещение заказов у нескольких поставщиков). Применительно к решению по количеству поставщиков материальных ресурсов данная задача рассматривалась в работах [8,18,21 и др] (Linders, Firon 2002; Tsverov, 2005; Tsverov, Dvitriev, Zakharov 2008.). Аргументы в пользу размещения всех заказов по доставке продукции потребителем транспортных услуг у постоянного перевозчика и нескольких перевозчиков, сгруппированные с учетом анализа исследований в этом направлении, приведенного в статье [6] (Kiptili, 2024).

Указанная аргументация позволила сделать вывод о том, что «при выборе варианта организации доставки продукции к учитываемым факторам должны относиться:

– затраты на доставку;

– репутационные потери из-за сбоев при доставке;

– надежность процесса;

– организационные трудозатраты» [6] (Kiptili, 2024).

Анализ публикаций [3, 15, 11, 13, 20, 19, 4, 10, 1, 12, 9 и др.] (Benson, Whitehead, 1990; Sergeev, 1997; Noskov, 2005; Orevin, 2007; Tsverov, Theremin, 2009; Tsverov, 2011; Bure, Sergeeva, 2012; Misuyra. 2013; Arxireiski. 2015; Fedorov. Persianov, Muxametdinov, 2016; Tsverov, 2016) по влиянию этих факторов на рассматриваемые варианты организации перевозки потребителями транспортных услуг привел к выводу, что «в состав учитываемых затрат должны входить следующие:

– плата за перевозку;

– затраты на работу управленческого аппарата по организации перевозок;

– затраты на использование цифровых платформ по грузоперевозкам;

– потери, возникающие в связи со сбоями доставки» [6] (Kiptili, 2024).

Затрат на доставку в варианте организации доставки посредством заключения долгосрочных контрактов с постоянными партнерами определяются по формуле (1)

СДД = ПДД + СОДД, (1)

где СДД – затрат потребителя транспортных услуг при заключении долгосрочных договоров на грузовые перевозки, руб.;

ПДД – платежи перевозчику за выполнение логистических операций при доставке продукции по долгосрочным договорам за год, руб.;

СОДД – затраты потребителя транспортных услуг на организацию процесса доставки продукции по долгосрочным договорам за год, руб.

ПДД = SСП · NП · (1– УР /100· KО), (2)

где SСП – средняя себестоимость одной перевозки, руб.;

NП – количество партий продукции, перевозимой за год, ед.;

УР – закладываемый уровень рентабельности в договорах на разовую перевозку, %;

KО – коэффициент, учитывающий кумулятивные скидки.

СОДД = (ТВП + ТРГ + ТКД · NП) · dЛ + ТРП · dСР, (3)

где ТВП – затраты времени логиста на выбор перевозчика и заключение долгосрочного договора, ч;

ТРГ – затраты времени логиста на разработку и согласование с перевозчиком графика доставки по долгосрочному договору, ч;

ТКД – затраты времени логиста за один рейс на контроль доставки по долгосрочным договорам с постоянными перевозчиками, ч;

ТРП – затраты времени специалиста по ведению расчетов на расчеты с перевозчиком за год, ч;

dЛ – ставка заработной платы логиста, руб./ч;

dср – ставка заработной платы специалиста по расчетам, руб./ч.

Затрат на доставку в варианте организации доставки посредством заключения спотовых сделок определяются по формуле (4)

ССК = ПСК + СОСК, (4)

где ССК – затрат потребителя транспортных услуг по доставке при заключении спотовых контрактов посредством применения цифровых платформ грузоперевозок, руб.;

ПСК – платежи за транспортные услуги по спотовым сделкам за год, руб.;

СОСК – затраты на организацию доставки продукции через проведение спотовых сделок за год, руб.

ПСК = SСП · NП · (1+ УБР · KК /100), (5)

СОСК = (ТВПЭ + ТСГ + ТКЕ) · dЛ ·NП + ТРСП · dср · NП + СЭП, (6)

где УБР – уровень базовой рентабельности, %;

KК – коэффициент, учитывающий конъюнктуру рынка;

ТВПЭ – затраты времени логиста на выбор перевозчика и заключение спотовых контрактов через цифровую платформу грузоперевозок, ч;

ТСГ – затраты времени логиста на согласование график доставки по договорам на отдельные рейсы, ч;

ТКЕ - затраты времени логиста за один рейс на контроль доставки при использовании спотовых контрактов с перевозчиков, ч;

ТРСП – затраты времени специалиста по ведению расчетов с перевозчиком по одному спотовому контракту, ч/ед.;

СЭП – затраты по использованию цифровой платформы грузоперевозок за участие в спотовых аукционах и редукционах по выбору перевозчиков, руб.

Если надежности располагаемых перевозчиков для заключения долгосрочных контрактов и перевозчиков, предлагающих транспортные услуги на спотовом рынке, не отличаются, то решение о варианте организации доставки продукции можно принимать на основе сравнения результатов расчетов по формулам (1 и 4).

Если же надежности рассматриваемых перевозчиков для заключения долгосрочных контрактов и перевозчиков, предлагающих транспортные услуги на спотовом рынке, отличается, то в дополнение к оценке по затратам для расширения учитываемых факторов следует проводить оценку вариантов по широко-используемому в логистике методу интегральной бальной оценки. Применительно к рассматриваемой задаче формула для расчета примет вид.

ИБ = ОС·bC + ОН·bН + ОК·bКИ·bИ, (7)

где ИБ – интегральная бальная оценка варианта организации доставки продукции потребителем транспортных услуг, балл;

ОСоценка уровня затрат по варианту организации продукции, балл;

ОН , ОК экспертная оценка по варианту организации продукции, соответственно, уровня обязательности по срокам доставки и уровня качества транспортных услуг (выставляемая по шкале от 1 до 10), балл;

ОИ – экспертная оценка уровня влияния на имидж потребителя транспортных услуг по варианту организации продукции (выставляемая по шкале от шкале от -10 до +10), балл;

bC, bН, bК, bИ – значимость факторов для конкретного потребителя транспортных услуг, соответственно, уровня затрат, уровня обязательности по срокам доставки, и уровня качества транспортных услуг, уровня влияния на имидж потребителя транспортных услуг.

Значимость факторов для конкретного потребителя транспортных услуг определяется его высшим руководством. При этом должно соблюдаться условие bC+ bН+ bК+ bИ = 1.

Бальная оценка уровня затрат по варианту организации продукции (ОС) определяется по методу эталонного варианта [26]. В качестве эталонного принимается вариант с минимальными затратами на доставку/

ОС = (CЭi) ·10, (8)

где CЭ, Сi – затраты на доставку продукции, соответственно, по эталонному и i-му вариантам организации доставки.

Результаты апробации

Результаты апробации методического подхода по выбору потребителями транспортных услуг вариантов организации перевозки продукции (спотовым сделкам на цифровых площадках грузоперевозок и по долгосрочным контрактам) по затратам на доставку продукции (по формулам 1 и 4) приведены в виде графической модели на рисунке.

Рисунок. Графическая модель принятия решения по варианту организации доставки потребителями транспортных услуг по затратам (на основе спотовых сделок или долгосрочного контракта)

Источник: составлено под руководством автора [6] (Kiptili, 2024).

На рисунке используются следующие обозначения:

– спот (1) – вариант условий спотовой сделки с Kк = 0,5;

– спот (4) – вариант условий спотовой сделки с Kк = 1,0;

– спот (7) – вариант условий спотовой сделки с Kк = 1,5;

– долгосрочный договор – вариант организации доставки по долгосрочным контрактам с постоянными перевозчиками.

Пересечение кривых затрат на перевозку по вариантам организации доставки дает точку равных затрат потребителя транспортных услуг по применению спотовых сделок и долгосрочных контрактов с перевозчиками. При этом, как видно из рисунка, при малых грузооборотах предпочтительно использование спотовых сделок, а при больших грузооборотах – использование долгосрочных договоров.

Граница предпочтительности вариантов организации зависит от соотношения спроса и предложения в перевозках: чем больше спрос превышает предложение, тем при меньших грузооборотах необходимо переходить на долгосрочные договора с отбираемыми перевозчиками; при превышении предложения над спросом наоборот – при больших грузооборотах.

Заключение

Для представленной в статье задачи «выбор варианта организации перевозок потребителем транспортных услуг между долгосрочными и спотовыми контрактами на перевозки» предложено:

– при не отличающемся качестве транспортных услуг перевозчиков на спотовом рынке и у постоянных партнеров-перевозчиков обоснованное решение по варианту организации доставки продукции для потребителей транспортных услуг использовать предложенную в статье затратную графической модели;

– в случае отличия надежности и качества транспортного обслуживания по спотовым сделкам и по долгосрочным контрактам с постоянными партнерами-перевозчиками решение по варианту организации предлагается принимать на основе их интегральной оценке по формуле (7).

Предметом дальнейших исследований автора будет апробация предложенного метода интегральной оценки вариантов организации перевозок для различных состояний рынка транспортных услуг и различных условий деятельности потребителей транспортных услуг.

1.


Источники:

1. Архирейский А. А. Методика выбора исполнителя услуг на автомобильном транспорте // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2015. – № 4(179). – c. 4-9.
2. Бауэрсокс Д., Клосс Д. Логистика: интегрированная цепь поставок. - М. : ЗАО «Олимп-Бизнес», 2001. – 640 c.
3. Бенсон Д., Уайтхед Дж. Транспорт и доставка грузов. - М.: Транспорт, 1990. – 279 c.
4. Буре В. М., Сергеева А. А. Теоретико-игровая модель выбора фирмы на рынке логистических перевозок // Математическая теория игр и ее приложения. – 2012. – № 2. – c. 14-38.
5. Дашкевич А. Обзор 8 популярных платформ для грузоперевозок в 2024 году. ИА РЖД-Партнер.ру. [Электронный ресурс]. URL: https://www.rzd-partner.ru/logistics/news/platformy-gruzoperevozok/ (дата обращения: 24.09.2024).
6. Киптилый Н. И. Разработка методического подхода к оценке границ применения варианта организации доставки товаров в торговых предприятиях // Лучшая исследовательская работа 2024: сборник статей XII Международного научно-исследовательского конкурса, Пенза, 10 апреля 2024 года. – Пенза: Наука и Просвещение (ИП Гуляев Г.Ю.). Пенза, 2024. – c. 55-59.
7. Лайсонс К., Джиллинген М. Управление закупочной деятельностью и цепью поставок. - М. : ИНФРА-М, 2005. – 798 c.
8. Линдерс М.Р., Фирон Х.Е. Управление снабжением и запасами. Логистика. - СПб.: Виктория плюс, 2002. – 768 c.
9. Цверов В.В. Методические основы обоснования параметров комбинированных систем перевозок. / монография. - Новгород: Издательство ФГБОУ ВО «ВГУВТ», 2016. – 157 c.
10. Мисюра В. В., Пономарева Е. И. Программный модуль для решения задачи выбора наилучшего перевозчика в транспортной логистике // Инженерный вестник Дона. – 2013. – № 4(27). – c. 116.
11. Носов А. Л. Квалиметрический подход к задаче выбора логистического посредника // Логистика сегодня. – 2005. – № 6. – c. 43-46.
12. Федоров Л.С., Персианов В.А., Мухаметдинов И.Б. Общий курс транспортной логистики. / учебное пособие. - М. : КНОРУС, 2016. – 310 c.
13. Оревинин И.Н. Оценка и выбор поставщиков в системе управления материальными ресурсами промышленного предприятия. / методический аспект : дис.… канд. экон. наук : 08.00.05 / Оревинин Илья Николаевич. - Кострома, 2007. – 176 c.
14. Прокофьева О. С. Методика выбора перевозчика потребителями транспортных услуг // Вестник Иркутского государственного технического университета. – 2011. – № 4(51). – c. 84-88.
15. Сергеев В.И. Менеджмент в бизнес-логистике. - М.: Филинъ, 1997. – 772 c.
16. Сток Дж.Р., Ламберг Д.М. Стратегическое управление логистикой. / Дж.Р. Сток, Д.М. Ламберг ; пер. с англ. - М. : ИНФРА-М, 2005. – 797 c.
17. Уолтерс Д. Логистика: управление цепью поставок. / Д. Уолтерс; пер. с англ. - М. : Юнити, 2003. – 503 c.
18. Цверов В.В. Выбор и обоснование параметров каналов снабжения. / Вестник ВГАВТ. Выпуск 11, Экономика и управление на транспорте. - Н. Новгород: Издательство ГОУ ВПО ВГАВТ, 2005. – 183 - 194 c.
19. Цверов В.В. Логистические основы обеспечения материальными ресурсами организаций на речном транспорте. / дисс…. док. экон. наук : 08.00.05 / Цверов Владимир Викторович. - Н. Новгород, 2011. – 408 c.
20. Цверов В.В., Черемин А.В. Организация доставки материальных ресурсов в транспортно-логистической цепи. / Вестник ВГАВТ. Выпуск 26. - Новгород: изд-во ФГОУ ВПО «ВГАВТ», 2009. – 163 – 172 c.
21. Цверов В.В., Дмитриев М.Н., Захаров В.Я. Теория и методология логистического подхода к обеспечению материальными ресурсами предприятий промышленности и транспорта. / монография. - Н. Новгород: Издательство ГОУ ВПО «ВГАВТ», 2008. – 179 c.
22. Цверов В.В. Управление закупками и поставками. / Монография. - Н. Новгород: Издательство ГОУ ВПО ВГАВТ, 2005. – 256 c.

Страница обновлена: 27.11.2024 в 16:09:38