Value bases of state economic policy: positive and normative analysis

Makarov I.N.1,2, Avtsinova A.A.2, Drobot E.V.3,4, Krivyh N.N.5, Kadilnikova L.V.1
1 Липецкий филиал Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, Russia
2 Липецкий казачий институт технологий и управления (филиал) ФГБОУ ВО «Московский государственный университет технологий и управления имени К.Г. Разумовского (Первый казачий университет)», Russia
3 Первое экономическое издательство, Russia
4 Центр дополнительного профессионального образования, Russia
5 Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (Липецкий филиал), Russia

Journal paper

Creative Economy (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 17, Number 9 (September 2023)

Citation:

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=54742044
Cited: 1 by 07.12.2023

Abstract:
The authors of this article analyze the state policy from the position of value basis of its development and implementation. The authors position the following conclusion. In the course of the economic development of the Soviet economy, collective values were replaced by individual ones. As a result, there is a modern primacy of the value basis of individualism and the actual absence of taking into account the value bases in the modern economic policy of the country. This change of values should undoubtedly be taken into account when developing the ideology of civil society (the so-called civic ideology), which modern philosophers are talking about, and, as a result, when developing the optimal tools of state economic policy and its informational and ideological coverage. It is the understanding of the need to take into account personal interests while ensuring the dominance of the interests of society that should become the basis of domestic economic policy, especially in such important areas as educational, financial and regional policy of the state, on the effectiveness of which the prospects for the sustainability of Russian society will ultimately depend. This article will be of interest to specialists in the field of public policy, students and postgraduates of economics, as well as to a wide range of readers who are interested in the causes and consequences of the introduction of the mechanism of public administration in Russia.

Keywords: trust, public policy, public administration, civil society, values

JEL-classification: A11, D81, E02



Введение

Обеспечение развития общества требует непрерывного расширения его производительных сил. А обеспечение их расширенного воспроизводства, в свою очередь, требует, наличия определенной государственной политики. А данная политика, в свою очередь, формируется исходя из ценностных установок, доминирующих в данный момент в той части общества, которая определяет формирование и реализацию государственной политики.

Наиболее базисными в данном случае являются вопросы доминирования коллективных или индивидуальных ценностей, а также принятие в качестве основы концепции уравнительной или неуравнительной справедливости. Именно понимание необходимости учета личных интересов при обеспечении доминирования интересов общества должно стать базисом отечественной экономической политики, особенно в таких значимых сферах как образовательная, финансовая и региональная политика государства, от эффективности которых в конечном итоге будет зависеть перспектива устойчивости российского общества.

Последние несколько лет мы живем в условиях внешних ограничений, которые требуют мобилизации усилий всего российского общества. Именно поэтому интерес представляет изучение компонентов и векторов развития государственной экономической политики [10, 11, 15, 17] в условиях мобилизационной экономики [12–14, 25, 26].

Следует отметить, что различные аспекты и направления государственной экономической политики подвергаются достаточно широкому и тщательному анализу в современных научных исследованиях. Российские экономисты подробно изучают состояние промышленной политики России [2, 18, 22, 23], что особенно актуально с учетом ориентации страны на импортозамещение [3, 24].

Финансовой и налоговой политике также уделяется пристальное внимание [3, 6, 21], поскольку именно она способна обеспечить условия для развития бизнеса либо, наоборот, создать дополнительные препятствия. Проблемы социально-экономической политики, включая политику в области регулирования рынка труда в части его производительности, также вызывают интерес российских ученых, поскольку требуют поиска решений в краткосрочном периоде [19, 20].

Что касается ценностных ориентиров государственной политики, то здесь можно отметить ряд интересных работ, опубликованных российскими экспертами и посвященных вопросам формирования системы глобальных общечеловеческих ценностей [4], этическим аспектам экономического развития общества [16], а также такому ключевому элементу в ценностной структуре, как доверие общества бизнесу, власти и государству [1, 7–9]. И, наконец, и об этом мы тоже будем говорить в нашем исследовании, не одно столетие умы ученых мучает вопрос о том, в каких объемах государство должно вмешиваться в экономику, насколько это вмешательство может быть оправдано и при каких обстоятельствах [5].

Цель данного исследования состояла в том, чтобы с позиций позитивно-нормативного анализа выявить ценностные основания государственной экономической политики в первой четверти XXI века.

В качестве выводов, содержащих элементы научной новизны, авторами позиционируется сделанное заключение о смене коллективных ценностей индивидуальными в ходе хозяйственного развития советской экономики, современном примате ценностного базиса индивидуализма и фактического отсутствия учета ценностных основ в современной экономической политике страны.

Раздел 1. Ценностный базис образовательной и демографической политики государства как взаимосвязанных аспектов воспроизводства человеческого капитала территории.

Очевидно, что люди рождаются с разными способностями, включая разные способности к обучению и разный интеллектуальный потенциал. Исходя из этого должна строиться и образовательная и региональная и демографическая политика государства.

Так, в последнее время со стороны руководства государства неоднократно упоминается необходимость развития производственной базы отечественной экономики. Между тем, рынки труда в большинстве регионов страны демонстрируют существенную потребность в технических специалистах.

И здесь возникают вопросы к организации отечественной системы высшего и среднего образования.

Оставим вне рамок данной работы все вопросы, касающиеся качества образовательных услуг и обратимся к проблематике распределения бюджетных мест.

Для понимания необходимости трансформации подхода к распределению бюджетным мест зададим всего один вопрос – где именно нам в настоящее время требуется обеспечить достаточное количество подготовленных кадров.

Исходя из известного тезиса «Россия должна прирастать окраинами» представляется очевидным, что основное количество бюджетных мест и подготовленных кадров должно находиться в периферийных регионах.

Между тем, основной поток абитуриентов, особенно обладающих потенциалом «выше среднего», устремляются в Москву и Санкт-Петербург, фактически «вымывая» генетический потенциал регионов.

Каким же образом возможно решить данную проблему.

Прежде всего, обратимся к основным причинам введения Единого Государственного Экзамена (ЕГЭ) – это:

1. Возможность сдать экзамен в родном городе поступив впоследствии в любой ВУЗ на территории страны.

2. Исключить (минимизировать) возможность правонарушений коррупционной направленности, связанных с вступительными испытаниями, проводимыми вступительной комиссией конкретного ВУЗа.

В свою очередь, для возможности обеспечения кадрами отдаленных (читай – любых не столичных) регионов необходимо решить следующий комплекс взаимосвязанных задач:

1. Удержать потенциальных специалистов в регионе / зоне проживания / территории потребности в кадрах.

2. Обеспечить достойным качеством образования (прежде всего, технического направления).

3. Удержать молодого специалиста в рамках территории его постоянного проживания – территории потребности в его деятельности.

Мы «по умолчанию» предполагаем наличие у каждого человека свободы распоряжения собой и своими способности, а потому абсолютной неприемлемости мер уголовно-правового как крайней формы административных инструментов принуждения к социально полезному поведению. Но также, мы помним, что высшее образование по своей сути является смешанным благом, оптимальный уровень потребления обществом которого необходим для обеспечения потенциала его развития. Следовательно, речь должна идти о системе мер экономического принуждения индивида к социально-оптимальному поведению.

Рассмотрим систему мер, которые можно применить в данном случае:

1. Система жесткого квотирования бюджетных мест в вузах и введение принципа территориальной привязки абитуриентов: в данном случае предполагается, что абитуриенты, сдавшие экзамен на проходные баллы имеют право на поступление на бюджетную основу обучения лишь в регионах их постоянного фактического проживания (или, если родители переехали в столичные города в течение последних 25 лет – в регионах происхождения родителей); в качестве исключения можно ввести норму выделения нескольких бюджетных мест (в форме единичных случаев) для возможности обучения высокоталантливых абитуриентов из регионов по техническим или естественно-научным специальностям с обязательной последующей отработкой в рамках полученного образования.

2. Система «запретительных налогов: необходимо скорректировать принципы отечественного налогообложения, введя повышенное налогообложение для столичных городов и льготное налогообложение для регионов – это должно касаться не только физических, но и юридических лиц; при этом необходимо ввести также дополнительный сбор с работодателей на работников, приехавших их периферийных регионов страны, который фактически сделает нерентабельным привлечение подобных работников, вкупе с системой льготной ипотеки в регионах при наличии дополнительных обременений на ипотеку для приезжих граждан, а также введение специального сбора при покупке ими жилья в столичных городах. Одновременно, необходимо ввести систему налоговых льгот для жителей периферийных городов и неурбанизированных территорий, а также систему трансфертных платежей, сглаживающих, а фактически – нивелирующих, разницу в доходах столичных жителей и жителей сельских территорий.

3. Развитие инфраструктурного обеспечения периферийных регионов и неурбанизированных (фактически – сельских) территорий.

Раздел 2. Ценностно-финансовые аспекты обеспечения расширенного воспроизводства производительных сил общества

Использование инструментария государственной информационной политики в деле формирования финансового доверия населения к официальным финансовым структурам в нашей стране имеет давнюю историю.

Не затрагивая дореволюционную часть истории нашей страны, рассмотрим некоторые из инструментов формирования доверия населения к официальным финансовым институтам.

Прежде всего, необходимо понимать, что по своей сути инструментарий формирования финансового доверия является ничем иным, как одним из инструментов воздействия на коллективный разум, фактически представляя собой одну из форм государственной пропаганды.

Целью любой пропаганды является формирование идеологических основ / или «знаниевых основ» / повседневного поведения граждан, выгодных определенным властным кругам.

Соответственно, основной целью формирования финансового доверия со стороны населения к государственным структурам является обеспечения доступа государства к финансовым ресурсам домохозяйств, которые последние передают в распоряжение соответствующих государственных институтов.

При этом очевидно, что сложность, а соответственно, и эффективность использования тех или иных инструментов зависит от уровня их сложности, прямоты воздействия на сознание и подсознание граждан, а также соответствия уровню интеллектуального и информационного развития общества, общественной морали и общего уровня доверия, накопленного в обществе в соответствующие исторические периоды.

Проиллюстрируем наши рассуждения соответствующими доказательствами.

Общеизвестно, что периоды масштабных военных конфликтов, поляризуя мышление участников, в целом соответствуют повышению уровня внутригруппового доверия, манипулируя которым возможно достаточно экономно получить необходимый «отклик» со стороны населения целом или, как минимум, отдельных социальных слоев – страт.

В России после Гражданской войны общество было в достаточной степени политизировано, идеологизировано, а также вследствие длительного стрессового воздействия в существенной степени примитивизировано. Соответственно, на него с достаточной эффективностью оказывали влияние простейшие формы / инструменты воздействия.

Рассмотрим эволюцию инструментария формирования доверия в обществе и инструментов влияния на его уровень.

Как отмечается в исследованиях, проведенных Я. Корнаи и С. Роуз-Аккеман, высокий уровень взаимной заинтересованности участников инвестиционных проектов в сочетании со столь же высоким уровнем взаимного доверия ведет к снижению трансакционных издержек и повышению эффективности взаимодействия (в том числе и информационного), а, следовательно, к снижению расходов и уровня рисков инвестиционного проекта.

Вследствие близости по своей экономической сущности инвестиционных проектов и некоторых форм экономического поведения граждан, связанных с осуществлением ими сбережений, а также мотивации выбора использования государственных (и / или частных) институтов и инструментов сбережения, подобная зависимость, несомненно, должна наблюдаться и в повседневном экономическом поведении граждан.

Таким образом, необходимо сделать вывод о том, что государство может способствовать существенному повышению эффективности механизма функционирования финансового доверия населения к государственным финансовым институтам, посредством участия в формировании институциональной среды, способствующей повышению уровню взаимного доверия между участниками экономических отношений.

Каким же образом формировалась подобная институциональная среда в СССР?

Здесь в первую очередь необходимо отметить всю систему воспитания граждан, формирующую максимальный уровень доверия к государству, начиная с ясельных групп и сопровождавшую гражданина СССР на протяжении всей жизни, включая такие институты как пионерия, комсомол и, в значительной службе, служба в рядах Российской Армии.

Великая Отечественная Война являясь для населения чудовищной трагедией, тем не менее также способствовала дальней примитивизации критического мышления основной массы населения, неизбежно влияющего на совокупный уровень доверия / недоверия.

Теперь вернемся непосредственно к нашей проблематике, а именно к инструментам формирования финансового доверия населения.

Всем жителям нашей страны старшего поколения известен призыв «Несите деньги в сберегательную кассу» или «храните деньги в сберегательной кассе». Данный призыв, растиражированный на многочисленных плакатах, призывал население вкладывать свои «свободные» средства – сбережения в государственные кассы.

Здесь необходимо отметить, что во многом благодаря значительному объему частных средств, находившихся в государственных кассах в военный период, государство получало дополнительные финансовые средства, крайне необходимые ему в условиях активных военных действий.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подведем некоторые промежуточные итоги.

Формирование уровня финансового доверия зависит от эффективности использования имеющихся у государства инструментов, которые могут разделены на инструменты, способствующие формированию общего уровня доверия в обществе и инструменты, воздействующие непосредственно на экономическое поведение населения.

Сложность инструментов, воздействующих на экономическое поведение граждан должна соответствовать сложности структуры самого общества, а также сложности отношений, складывающихся внутри общества, при этом коррелируя с уровнем допустимого в обществе обмана в бытовом экономическом поведении и хозяйственных взаимодействиях.

Соответственно, если в советском обществе, характеризовавшимся достаточно высоким уровнем взаимного хозяйственного доверия, для формирования финансового доверия хватало достаточно простых инструментов, то в современном российском обществе, имеющем в своем недавнем развитии опыт дефолтов 1990-х годов, финансовых пирамид, организованных как частными структурами (например, общеизвестные ООО «МММ», Властелина и иные аналогичные структуры), так и государства («пирамида государственных краткосрочных облигаций – пирамида «ГКО), для формирования подобного же уровня доверия необходимо использование комплексных инструментов, влияющих одновременно на повышение общего уровня доверия в обществе (например, многие мероприятия патриотической направленности) и на точечное воздействие на сознание граждан.

Данный принцип наблюдается и в части иного бытового поведения граждан, в частности кающегося трудовой миграции. Мало кто решается на переезды в периферийные регионы, поскольку при наличии нескорого количества стимулирующих выплат, условия жизни по ряду моментов принципиально влияющих на качество жизни, они существенно уступают столичным регионам (медицинская помощь, состояние рынка труда, состояние образовательной системы, развитость хозяйственной жизни).


References:

Antonov V.G., Petrenko E.S., Drobot E.V., Makarov I.N. (2023). Doverie kak faktor effektivnogo vnutrifirmennogo upravleniya i rynochnoy kontraktatsii [Trust as a factor of effective intra-company management and market contracting]. Creative Economy. 17 (7). 2397-2418. (in Russian). doi: 10.18334/ce.17.7.118367.

Belanova N.N., Trubchaninova E.A. (2021). Razvitie konkurentnoy sredy i gosudarstvennaya promyshlennaya politika [The competitive environment Development and state industrial policy]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 11 (4). 799-814. (in Russian). doi: 10.18334/epp.11.4.111988.

Drobot E.V. (2015). K voprosu formirovaniya sistemy globalnyh obshchechelovecheskikh tsennostey [To a question of global universal values system formation]. Journal of international economic affairs. 5 (1). 8-11. (in Russian). doi: 10.18334/eo.5.1.37374.

Drobot E.V. (2017). Teoreticheskie aspekty opredeleniya predelov i kriteriev vmeshatelstva gosudarstva v ekonomiku [Theoretical aspects of determination of limits and criteria of state intervention in the economy]. Shadow Economy. 1 (3). 115-126. (in Russian). doi: 10.18334/tek.1.3.37634.

Drobot E.V., Kukina E.E., Makarov I.N. (2019). Nalogovaya politika i proektnoe finansirovanie kak instrumentariy gosudarstvennoy politiki regionalno-otraslevogo razvitiya strany [Tax policy and project financing as a tool of state policy of regional and sectoral development of the country]. Journal of international economic affairs. 9 (3). 1807-1816. (in Russian). doi: 10.18334/eo.9.3.40875.

Drobot E.V., Makarov I.N., Avtsinova A.A., Solodovnik Yu.A., Titova M.V. (2023). Neformalnye instituty gosudarstvennoy politiki v sfere formirovaniya doveriya [Informal institutions of state policy aimed at building trust]. Creative Economy. 17 (8). 3069-3082. (in Russian). doi: 10.18334/ce.17.8.118485.

Drobot E.V., Makarov I.N., Levchegov O.N., Solodovnik Yu.A., Titova M.V. (2023). Intensivnyy potok khozyaystvennyh resheniy v ekonomike kak faktor vyzhivaniya rynochno-kapitalisticheskoy sistemy [The intensive flow of economic decisions as a survival factor of the market-capitalist system]. Creative Economy. 17 (6). 1989-2002. (in Russian). doi: 10.18334/ce.17.6.118219.

Drobot E.V., Makarov I.N., Nazarenko V.S., Solodovnik Yu.A., Shapovalova I.B. (2023). Institutsionalno-organizatsionnye i normativnye osnovy gosudarstvennoy informatsionnoy politiki v sfere doveriya [Institutional-organizational and normative bases of state information policy in trust sphere]. Russian Journal of Innovation Economics. 13 (3). (in Russian). doi: 10.18334/vinec.13.3.118746.

Drobot E.V., Makarov I.N., Ryazantseva E.A., Filonenko N.Yu., Krylova A.D. (2019). Chelovecheskiy kapital i resurs doveriya v kontekste grupp i individov [Human capital and trust resource in the context of groups and individuals]. Leadership and Management. 6 (2). 61-72. (in Russian). doi: 10.18334/eo.9.3.40845.

Drobot E.V., Makarov I.N., Spesivtsev V.A., Zhidkov N.S., Rakov K.A., Volikov P.V. (2023). Resursodefitsitnost i resursoizbytochnost kak kriterii funktsionalnosti planovyh i rynochnyh sistem v mirokhozyaystvennoy sisteme: politekonomicheskiy analiz [Resource scarcity and resource abundance as criteria for the functionality of planned and market systems: political economy analysis]. Creative Economy. 17 (3). 837-854. (in Russian). doi: 10.18334/ce.17.3.117339.

Ermakov G.P., Ganieva Y.N., Petryakov S.N., Petryakov D.S. (2023). Mobilizatsionnaya ekonomika: teoretiko-prakticheskiy aspekt [Mobilization economy: theoretical and practical aspect]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 13 (5). 1253-1270. (in Russian). doi: 10.18334/epp.13.5.117498.

Frolov V.G. (2020). Analiz podkhodov k otsenke effektivnosti gosudarstvennyh programm promyshlennoy politiki [Analysis of approaches to evaluating the effectiveness of state industrial policy programs]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 10 (11). 2613-2626. (in Russian). doi: 10.18334/epp.10.11.111176.

Frolov V.G., Kaminchenko D.I. (2021). Aprobatsiya aktorno-deyatelnostnoy modeli soglasovaniya interesov ekonomicheskikh i neekonomicheskikh subektov promyshlennoy politiki v usloviyakh tsifrovizatsii [Approbation of the actor-activity model of coordinating the interests of economic and non-economic subjects of industrial policy amidst digitalization]. Leadership and Management. 8 (4). 503-520. (in Russian). doi: 10.18334/lim.8.4.113877.

Golubtsova E.V., Novikova E.S. (2023). Gosudarstvennoe regulirovanie ekonomiki v usloviyakh globalnogo krizisa: vliyanie nalogovoy politiki na programmu importozameshcheniya [State regulation of the economy during the global crisis: the impact of tax policy on import substitution program]. Economic security. 6 (1). 277-290. (in Russian). doi: 10.18334/ecsec.6.1.116636.

Kukina E.E., Makarov I.N. (2022). Nalogovo-byudzhetnoe regulirovanie territorialno-otraslevogo razvitiya v usloviyakh mobilizatsionnoy ekonomiki [Fiscal regulation of territorial and sectoral development in a mobilisation economy]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 12 (8). 2147-2160. (in Russian). doi: 10.18334/epp.12.8.116141.

Lev M.Yu. (2023). Upravlenie tsenoy i kachestvom v sisteme mobilizatsionnoy ekonomiki kak uslovie otsenki sotsialno-ekonomicheskoy bezopasnosti [Price and quality management in the system of mobilization economy as a condition for assessing socio-economic security]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 13 (3). 941-966. (in Russian). doi: 10.18334/epp.13.3.117430.

Makarov I. N., Kolesnikov V. V. (2015). Eticheskiy bazis i ekonomicheskoe razvitie obshchestva: normativnyy analiz [Ethical base and the economic development of society: normative analysis]. Russian Journal of Entrepreneurship. 16 (7). 947-960. (in Russian).

Makarov I.N., Drobot E.V., Sheozhev Kh.V., Sukhina Yu.V., Volodina A.I. (2023). Gosudarstvennaya ekonomicheskaya politika formirovaniya prostranstvennoy effektivnosti v usloviyakh vneshnikh ogranicheniy [State economic policy of spatial efficiency amidst external constraints]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 13 (6). 2069-2080. (in Russian). doi: 10.18334/epp.13.6.118272.

Makarov I.N., Nekrasova E.A., Volkova O.A., Zhidkov N.S. (2023). Gosudarstvennaya politika i gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo kak instrumentariy podderzhki biznesa i naseleniya v slozhnyh ekonomicheskikh usloviyakh: politekonomicheskiy analiz [Public policy and public-private partnership as a tool to support businesses and the public in a challenging economic environment: political economy analysis]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 13 (2). 245-258. (in Russian). doi: 10.18334/epp.13.2.117213.

Makarov I.N., Pochepaev I.A., Sotnikov N.B. (2022). Institutsionalnyy bazis formirovaniya i funktsionirovaniya gosudarstvennoy promyshlenno-innovatsionnoy politiki [Institutional basis of state industrial innovation policy]. Russian Journal of Innovation Economics. 12 (3). 1399-1408. (in Russian). doi: 10.18334/vinec.12.3.116319.

Schepakin M.B., Khandamova E.F., Bzhennikova D.G. (2023). Chelovekotsentrichnyy resurs ‒ drayver innovatsionnyh izmeneniy v usloviyakh mobilizatsionnoy ekonomiki [Human-centered resource as the driver of innovative changes in the mobilization economy]. Russian Journal of Innovation Economics. 13 (1). 381-404. (in Russian). doi: 10.18334/vinec.13.1.117496.

Schepakin M.B., Khandamova E.F., Ksenzova G.V. (2023). Iskusstvennyy intellekt v zerkale innovatsionnyh izmeneniy v usloviyakh mobilizatsionnoy ekonomiki [Artificial intelligence in the mirror of innovative change in the mobilization economy]. Russian Journal of Innovation Economics. 13 (2). 749-770. (in Russian). doi: 10.18334/vinec.13.2.117539.

Shirokova O.V., Nazarenko V.S. (2017). Gosudarstvennaya politika importozameshcheniya: predvaritelnye itogi i tendentsii [Public policy of import substitution: preliminary results and trends]. Journal of international economic affairs. 7 (4). 343-356. (in Russian). doi: 10.18334/eo.7.4.38431.

Smolyanova I.V. (2022). Analiz vzaimoobuslovlennosti prioritetov regionalnoy sotsialno-ekonomicheskoy politiki i ustoychivosti territorialnogo razvitiya [Analysis of the intersection between regional socio-economic policy priorities and the sustainability of spatial development]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 12 (10). 2687-2700. (in Russian). doi: 10.18334/epp.12.10.116470.

Sokolova L. G. (2020). Teoriya i realii razrabotki gosudarstvennoy politiki po povysheniyu proizvoditelnosti truda [Theory and reality of state policy development to improve labour productivity]. Russian Journal of Labour Economics. 7 (2). 127-140. (in Russian). doi: 10.18334/et.7.2.100552.

Tyurina Yu.G., Bartsits A.D. (2022). Sistematizatsiya vyzovov i riskov pri osushchestvlenii gosudarstvennoy finansovoy politiki v postkovidnoy ekonomike [Systematisation of challenges and risks of public financial policy in the post-COVID-19 economy]. Russian Journal of Innovation Economics. 12 (3). 1851-1868. (in Russian). doi: 10.18334/vinec.12.3.115084.

Страница обновлена: 27.04.2025 в 07:37:53