Практика реализации стимулирования жилищного строительства (на примере юга Тюменской области)
Лиман И.А.1, Киселица Е.П.1, Сотниченко А.О.1
1 Тюменский государственный университет, Россия, Тюмень
Скачать PDF | Загрузок: 10
Статья в журнале
Жилищные стратегии (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 10, Номер 3 (Июль-сентябрь 2023)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=54634732
Аннотация:
В статье раскрываются основы развития стимулирования жилищного строительства как отдельной отрасли экономики с её проблематикой и спецификой механизма реализации. Выделены основные участники взаимоотношений в системе организационно-экономического механизма стимулирования жилищного строительства и способы их взаимодействия в отрасли жилищной отрасли. Раскрыты направления стимулирования жилищного строительства на юге Тюменской области, исследованы перспективы стимулирования жилищного строительства как одной из основополагающих отраслей экономики региона, с учетом внутреннего влияния экономики страны и внешнего давления новых экономических условий; предложены рекомендательные меры для эффективной реализации механизма стимулирования жилищного строительства на уровне региона.
Ключевые слова: жилищное строительство, стимулирование жилищного строительства, строительство в регионах
JEL-классификация: L74, R21, R31
Введение
Приоритетным вектором развития современного жилищного строительства является предоставление качественного, доступного и безопасного жилья. Для решения этой проблемы требуется новый виток развития промышленного жилищного строительства, который в первую очередь включает в себя крупномасштабное жилищное строительство. Важным аспектом этой сферы является значительное увеличение темпов жилищного строительства на уровне регионов. В целях наращивания темпов и развития сферы жилищного строительства в Российской Федерации разработано множество специальных программ, включая такие как «Доступное и комфортное жилье», «Жилье и городская среда» и т. д. по которым проводится дальнейшая политика субъектов РФ в этой сфере.
Актуальность исследования данной темы можно объяснить тем, что на сегодняшний день строительный комплекс, если рассматривать его как отдельную и самостоятельную отрасль государственной экономики, которая имеет свое предназначение в повышении уровня жилищной обеспеченности граждан, как фактора формирования стабильного общества, сильно подвержен давлению внешних факторов.
Коронавирусная инфекция, падение цен на нефть, девальвация рубля и давление новых экономических условий и санкций – все эти события оказали и продолжают оказывать крайне негативное влияние на подавляющее большинство отраслей промышленности и компаний в России, в частности и на строительную отрасль.
Выбор направления исследования обоснован активностью развития, на сегодняшний день, жилищной политики юга Тюменской области. Темпы застройки столицы области в 2–3 раза выше, относительно других городов России, что также позволяет ей оставаться в лидирующих строках по внешнему миграционному притоку относительно других субъектов Федерации, но при этом в самой Тюмени и Тюменской области всё еще остаётся немало территорий, требующих преобразований.
Предметом научного исследования представлен организационно-экономический механизм стимулирования развития жилищного строительства. В качестве объекта исследования рассматривается рынок жилищного строительства юга Тюменской области.
Цель исследования заключается в разработке рекомендаций по реализации организационно-экономического механизма стимулирования развития рынка жилищного строительства на территориях юга региона.
В качестве рабочей гипотезы авторами принята следующая: объемы и темпы жилищного строительства в регионах существенным образом определяется предпринимаемыми мерами по реализации экономического механизма стимулирования развития рынка жилищного строительства.
Авторами была исследована нормативно-правовая база по заданной теме, в том числе:
- Постановление Правительства Тюменской области № 507-п от 14 декабря 2018 года «Об утверждении государственной программы Тюменской области «Развитие жилищного строительства» [10];
- «Стратегия социально-экономического развития Тюменской области до 2030 года», утвержденная Законом Тюменской области №23 от 24.03.2020 г. [14];
- Постановление Правительства Российской Федерации №1710 от 30.12.2017 года «Об утверждении государственной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильём и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» и т. д. [11];
В качестве научно-литературной базы для исследовательской работы использовались учебные пособия и статьи авторов: Брайла Н. В. [1], Бузырева В. В., Васильевой Н. В. [3], Селютиной В. Ф., Ключника Д. Е. [7], Римшина В. И. [12] и т. д.
Основой для написания статьи стали наблюдения авторов и анализ статей и статистических источников, представленных в сети Интернет и периодических изданиях юга Тюменской области, связанных с темой исследования.
Практическая значимость состоит в том, чтобы представить возможности для использования результатов проведенного исследования в последующей разработке мероприятий, направленных на поддержку и развитие жилищной строительной отрасли юга Тюменской области заинтересованными в данном вопросе сторонами (в частности, работа может иметь прикладную ценность для предприятий строительного комплекса региона, а также органов публичной власти).
Основная часть
Жилье для человека является его базовой потребностью. Первоочередная задача государства состоит в том, чтобы в полной мере обеспечить население доступным, комфортным и безопасным для проживания жильём, отвечающим стандартам качества. Несмотря на существование федеральных программ, направленных на развитие жилищного строительства, жилищная проблема актуальна и на данный момент остро стоит перед 45% российских семей всей страны [1].
Ситуация на юге Тюменской области характеризуется стабильно высокими темпами роста ввода жилья, и стабильно лидирующими позициями по обеспечению жилой площадью населения среди других регионов государства. Однако в настоящее время огромной проблемой для жилищного строительства, на юге Тюменской области является острая нехватка земельных участков, что заставляет снижать темпы строительства и влечет за собой увеличение стоимости жилья. Эта частично проблема решается за счет:
· использования участков, примыкающих к жилым районам города на основе тесного взаимодействия Департамента имущественных отношений Тюменской области с правопреемником федерального фонда содействия развитию жилищного строительства, акционерным обществом «ДОМ.РФ» для реализации использования для жилищной и инфраструктурной застройки земель, находящихся в федеральной собственности;
· программы комплексного развития территорий, подразумевающей организацию строительства на допустимой территории жилищных комплексов, включающих в себя современную, качественную городскую среду для проживания с обеспечением необходимыми объектами инфраструктуры.
Параллельно принимаются меры, направленные на стимулирование развития жилищного строительства:
· государственная программа «Развитие жилищного строительства на 2019–2025 г.», ориентированная на популяризацию жилой застройки южной территории региона и направленная на улучшение жилищных условий граждан с использованием бюджетных средств;
· поддержка молодых семей (до 35 лет), позволяющая претендовать на социальный займ для ИЖС;
· расширение возможностей использования семейного (материнского) капитала, в соответствии с Федеральным законом о внесении корректив в отдельные законодательные акты (ФЗ №241 от 28.07.2010 г);
· предоставление в собственность многодетным семьям бесплатно земельных участков, находящихся в региональной собственности, с дорожной развязкой и располагающего условиями к жилищной застройке;
· 2021 года, по указу президента, юг Тюменской области вошел в программу льготного кредитования застройщиков, заключающейся в том, что застройщикам было решено выдавать деньги в кредит под меньшие проценты (порядка 3–4% годовых), чтобы простимулировать строительство нового жилья;
· применение, так называемых «инфраструктурных облигаций» направленных на застраивание перспективных территорий города: создание инженерной инфраструктуры: магистральных и внутриквартальных дорог, а также сетей электроснабжения, водоснабжения, водоотведения и газовых котельных;
· в сфере градостроительной деятельности с начала 2022 года предусматривается оптимизация и сокращение сроков разработки и согласования градостроительной документации, проведения общественных суждений или публичных слушаний по проектам такой документации и т.д.
Рассмотрим регионы в сравнении по объёмам ввода квадратных метров жилья, в пересчете на одного жителя за 2021 год. (таблица 1).
Итак, среди регионов-лидеров по вводу жилья в 2021 году можно выделить Липецкую, Кировску, Ленинградскую и Калининградскую области. А вот регионами-аутсайдерами оказались Чукотский округ и Мурманская область.
Показатель ввода жилья в пересчете на одного человека у регионов-лидеров и регионов-аутсайдеров различается колоссально, в десятки раз. Кроме того, в семи регионах Российской Федерации по итогам года было введено более одного квадратного метра жилой площади на жителя региона: Ленинградской, Калининградской, Московской и Липецкой областях, а также в Краснодарском Крае, Тюменской и Сахалинской областях.
Всего в регионе в 2021 году было построено 1 млн 706 тыс. кв. м. жилья, это на 7,9% больше, чем годом ранее (таблица 2).
При этом Тюменская область сохраняет за собой лидирующие позиции по вводу жилья, стабильно входя в Топ-7 регионов по стране.
Обеспеченность населения жильем на юге региона в 2021 году на одного человека составила 29,5 кв. м. Это на 0,6% больше, чем 2020 году (29,3 кв. м.) и на 30,5% больше, чем десятью годами ранее (22,6 кв.м.). При этом, по данным сентября 2022 года, на одного жителя нашего региона, на сегодняшний день приходится около 30,6 квадратного метра жилья, таким данным располагает Тюменьстат, это на 3,7% больше к предыдущему году.
В сравнении с обеспеченностью жилой площадью в целом по стране, можно говорить, что показатели Тюменской области выше, чем в среднем по России (рисунок 1).
Рис. 1. Обеспеченность жилой площадью на одного человека в метрах квадратных
Источник: составлено автором на основе [9].
Так, на одного человека в стране в среднем за последние 5 лет приходится 26,92 кв. м., а на одного жителя юга Тюменской области – 28,94 кв. м, что на 7,5% выше первого показателя.
При этом, также стоит учитывать узаконенную норму жилой площади на одного человека, согласно Жилищному Кодексу Российской Федерации. Учетная норма жилой площади на одного человека представлена в таблице 3.
Снижение темпов строительства в регионе по словам Министра Владимира Якушева связано с последствиями кризисных явлений в экономике в 2014–2015 годах.
Подводя итоги 2021 года, Тюменская область заняла крепкую лидирующую позицию по показателю ввода жилья на душу населения – 1,8 кв. м. на одного человека. А в целом, за год, в регионе было введено на 8 процентов больше жилых площадей, чем годом ранее (более 1,7 млн. кв. м). На 2022 год было запланировано 1,6 миллиона, при этом по данным на начало июня, выполнена уже больше трети показателя, а 99 застройщиков на данный момент времени занимаются строительством 326 многоквартирных домов.
На весь процесс стимулирования развития жилищной сферы влияние оказывают также и другие участники рынка жилищного строительства (банки, застройщики и т. д). Поэтому государственное вмешательство в данную сферу не может и не должно быть глобальным, но должно учитывать и контролировать взаимоотношения всех элементов организационно-экономического механизма стимулирования жилищного строительства, рис. 2.
Рис.2. Элементы и участники организационно-экономического процесса стимулирования жилищного строительства
Источник: составлено автором на основе: [2]
Тюменская область как перспективный регион была выбрана в качестве пилотного региона для реализации нового механизма комплексной застройки с использованием системы инфраструктурных облигаций. Например, в качестве инфраструктурных облигаций, заем в размере около 700 миллионов рублей на жилищную застройку получил застройщик, работающий над возведением жилого комплекса Плеханово.
Рис. 3. Динамика ввода жилья в Тюменской области (без автономных округов) по годам
Источник: составлено автором [15].
Важно учитывать и тот момент, что для строительных организаций в регионе создаются благоприятные и комфортные условия. Например, значительно упрощён и ускорен процесс оформления разрешительной документации, а также сокращены сроки на проведение публичных слушателей и разрешительной деятельности по предоставлению земельных участков под строительство.
Под влиянием новых экономических условий в строительной отрасли также активно развивается импортозамещение. При этом в Тюменской области серьезных проблем и перебоев с поставками за весь период 2022 года не наблюдалось.
Если взглянуть на индекс цен колебания стоимости строительной продукции 2017–2021 гг. (таблица 4), то можно заметить ежегодное повышение цен на строительную продукцию в целом.
Особо заметный скачок цен на строительную продукцию, который существенно отразился на состоянии рынка жилищного строительства, в рассматриваемом периоде, пришелся на 2021 год. Внимание на рост цен привлекло не только бизнесменов строительного бизнеса, но и местных жителей региона. Так, при условии того, что значительного повышения заработных плат в регионе не наблюдалось, цены в 2021 году возросли в экономическом секторе в общем, на любую продукцию. А скачок в строительном секторе пришелся в среднем на 28%, при этом на отдельные строительные материалы, такие как: железо, арматура, деревообработка, скачок цен достигал 300–400%. Так, если в 2020 году стоимость одного листа ориентированно-стружечной плиты, применяемой в строительстве для обшивки стен каркасных домов, подшивки потолков и становления основы для напольного покрытия, приходилась около 560 рублей, стоимость на арматуру доходила в среднем до 35 тыс. рублей, то в 2021 году цены возросли до 2200 и 75 тыс. рублей соответственно.
Таким образом, на сегодняшний день, Тюменская область без учета автономных округов имеет достаточно грандиозный градостроительный потенциал в плане обеспечения ресурсами и строительными материалами, региональной и государственной поддержи, а также большой запас территорий, пригодных под жилую застройку и благоустройство, что делает регион конкурентоспособным и привлекательным для привлечения миграции населения относительно других регионов страны.
Рис. 4. Регионы с наибольшим градостроительным потенциалом в 2022 г., в миллионах метров квадратных
Источник: составлено автором на основе [8].
Далее, под влиянием роста цен на строительные материалы, экономическую ситуацию и нововведения среди мер поддержки застройщиков и жителей региона рассмотрим динамику стоимости жилья в регионе за последние 5 лет (таблица 5).
.
Как видно из данных таблицы, цены на «первичку» в последние годы в большей степени превышают цены на вторичное жилье. Такая динамика на рынке жилищного строительства свойственна многим городам и регионам страны, и Тюменская область здесь не стала исключением.
В первую очередь ценовой разрыв между стоимостью вторичного жилья и квартиры в новостройке связан непосредственно со спросом. На сегодняшний день Тюменская область является одним из наиболее быстро развивающихся и перспективных регионов и жилищное строительство здесь носит практически основонесущую роль в экономике региона.
Развитие и застраивание территорий новых территорий региона носит всё более инновационный характер. Спрос на новостройки поддерживается тем, что в регионе в основном преобладает комплексная застройка, подразумевающая собой тщательную проработку плана обустройки жилого комплекса.
А именно, на будущей территории жилого комплекса предусматривается практически вся инфраструктура, вплоть до самых мелких деталей. Сюда входят не только оборудованные различными средствами досуга детские площадки и спортивные корты, обустроенные комфортабельные подземные и наземные паркинги, включение в структуру комплекса филиалов не только мелких, но и региональных и федеральных сетей магазинов и аптек, наиболее востребованных в обыденной жизни. Расположение комплексов чаще согласовывается с территориальной постановкой детских садов, школ, отделений медицинских клиник, многофункциональных центров и бизнес-центров, а также подразумевает продуманную транспортную развязку, для удобства перемещения жителей комплекса до наиболее необходимых структур.
Спрос на рынке новостроящегося жилья складывается также и из предложения банками ипотечных программ, подразумевающих льготные условия или сниженный процент для покупки квартиры в новостройке или участия в программе долевого строительства.
Цена на вторичное жилье хоть и остается на порядок ниже, чем на жилье в новостройках, но по темпам роста также не отстает (рисунок 5).
Рис. 5. Динамика цен на жилье на рынке вторичного жилья и квартир в новостройках
Источник: составлено автором на основе [4].
На сохранение спроса на рынке вторичного жилья не последнюю роль играет рост цен на новостройки, так, семьи, которым сложно позволить себе покупку новой квартиры, и полностью обустроить ее с нуля самостоятельно, предпочитают приобретать вторичное жилье в районах, наиболее привлекательных для себя, с уже готовым ремонтом и устоявшейся инфраструктурой. На стоимость квадратного метра жилой площади влияют также не только цены на строительные материалы и структура спроса, но также и территориальное расположение помещения относительно общей инфраструктуры региона или города.
Так, например, 1 км. м. квартиры, близкой по расположению к центру города в Тюмени достигает 153 тыс. рублей, а квартиры на застраивающихся окраинах города стоят дешевле из-за более низкой стоимости квадратного метра, находящегося в пределах 60–65 тыс. рублей.
Кроме того, квадратный метр жилой площади дешевеет и относительно количеству комнат помещения. Так, стоимость одного квадратного метра в однокомнатной квартире выходит примерно на 13,6% дешевле, чем двухкомнатной и на 15.6% дешевле трехкомнатной и более квартир.
Таким образом, несмотря на различные внешние факторы, влияющие на строительный сектор экономики региона, включающие последствия пандемии COVID-19, санкции, блокировку импорта и прочее давление экономической и политической ситуации в стране, Тюменскую область можно считать одним из наиболее успешно справляющимся с данной ситуации регионом.
Введенные в отношении Российского государства санкционные меры отразились, в том числе и на сфере жилищного строительства. В частности, застройщикам различного масштаба пришлось пересматривать списки поставщиков, обеспечивающих их строительно-отделочными материалами. При этом, по оценкам экспертов, в Тюменской области серьезных проблем с расходными материалами для введения новостроек нет.
Несмотря на давление на экономику региона и в том числе строительный сектор извне, в 2022 году отмечается положительная динамика ввода квадратного метра жилья. Однако рост на строительные материалы не только в регионе, но и в целом по стране на данный момент находится на достаточно высоком уровне, относительно прошлых лет, что связано с относительной зависимостью от некоторых импортных составляющих строительных материалов, на которые на данный момент пока ещё не распространяется импортозамещение, а дефицит этих составляющих уже ощущается. Это в значительной мере влияет на рост себестоимости строительства.
На сегодняшний день средний коэффициент доступности жилье составляет 4,1 года. По сравнению с данными доступности жилья двумя годами ранее (3 года) коэффициент вырос на 36,6%. При том, что средняя заработная плата за эти же два года выросла только на 6.7%. Пропорционально этому коэффициенту уменьшились возможности молодых семей к приобретению квартиры в новостройках. Таким образом, среднестатистической семье из двух работающих человек, для того чтобы накопить на квартиру в новостройке необходимо в среднем затратить 4 года, при условии того, что заработные платы откладываются в полном размере и без учета трат на повседневные нужды. Если же учесть все базово необходимые траты, то время для накопления денежного капитала для покупки квартиры увеличивается в 2, а то и в 3 раза.
Такой дисбаланс между ростом заработной платы и ростом стоимости квадратного метра жилья ведет к наращиванию больших объемов ипотечного кредитования. Несмотря на введение в ипотечном кредитовании различных льгот, таких как снижение минимального первоначального взноса и расширение предельного возраста погашения ипотеки – долговая нагрузка в регионе стремительно увеличивается, т. к. на рынок недвижимости уровень доходов населения влияет напрямую, что в конечном счете может привести к стагнации и замедлению рынка недвижимости. Так, например, жители Тюменской области с началом 2022 года стали с наибольшим интересом интересоваться заграничной недвижимостью, находящейся преимущественно в таких странах как: Казахстан, Киргизия, Белоруссия и Турция.
Для того чтобы развивать стимулирование жилищного строительства на уровне региона в последние годы в Тюменской области перспектива отдаётся совершенствованию системы ипотечного кредитования, что создаёт положительную динамику спроса на жилищном рынке.
Следует помнить и о таких федеральных мерах поддержки, как средства материнского капитала. С начала 2022 года в Тюменской области повышенный федеральный матер*инский (семейный) капитал получили 4 тысячи семей региона. При том условии, что материнский капитал можно оформить на различные меры поддержки семей, в том числе на обучение детей, улучшение жилищных условий всё ещё остаётся лидирующим направлением траты выделенных государством средств. Так, более 63% семей, использующих материнский капитал, используют его для погашения первоначального взноса или основного долга в ипотечном кредитовании при участии в долевом строительстве.
Также в качестве государственной меры поддержки не только в регионе, но и в стране в целом в целях борьбы с недобросовестными застройщиками Министерством строительства разработана программа жилищных сертификатов, для граждан, пострадавших от участия в недобросовестном долевом строительстве. Документ должен усовершенствовать способы восстановления прав пострадавших граждан. Номинальная стоимость сертификата приравнивается к размеру возмещения, а срок такого сертификата будет составлять три года с даты выдачи. При этом сертификат можно будет использовать на приобретение недвижимости, посредством любых, установленных законодательством сделок.
Особо актуальной в регионе представляется поскольку в границах региона находится большое количество земельных участков федеральной собственности, которые непосредственно граничат с жилыми районами и могут использоваться под расширение жилой застройки и развитие инфраструктуры городов.
Стоит помнить также о существовании в регионе мероприятий по расселению граждан из ветхого или аварийного жилья, которое не только негативно сказывается на внешнем облике как отдельных городов, так и региона в целом, но также и создаёт угрозу безопасности проживания и жизнедеятельности граждан. Поэтапная ликвидация ветхого жилого фонда и постепенное его обновление является важным этапом стимулирования развития жилищного строительства и одной из первостепенных задач Правительства региона.
Кроме того, важным направлением в развитии сферы жилищного строительства является стимулирование предложения, которое производится в регионе так же за счет внедрения льготных ставок в системе кредитования застройщиков.
Также важным направлением в стимулировании жилищного строительства является выделение под жилое строительство незанятых земель городов, находящихся в федеральной собственности.
Уже в начале апреля 2022 года различными экспертами прогнозировался кризис в сфере жилищного строительства. Строительный рынок уже на данном этапе медленно, но, верно, готовился к периоду стагнации. С течением времени, данные экспертов подтверждаются все более новыми фактами и аргументами.
В первом полугодии 2022 рынок жилой недвижимости в стране переживал нестабильную ситуацию. В первом квартале текущего года на рынке первичного жилья было зафиксировано практически рекордное число сделок долевого участия. Также в марте на рынок в большом количестве вышли покупатели без ипотеки, которые на фоне экономической нестабильности хотели сохранить свои сбережения в недвижимости. Также в марте Центральным Банком была резко повышена до рекордно высоких 20% ключевая ставка. Поддавшись панике, что, в связи с этим увеличатся и ставки по ипотечным кредитам, граждане незамедлительно стали вкладывать свои накопления в недвижимость. Ажиотаж на покупку имущества, который произошел в марте 2022 года, спровоцировал увеличение цен на квартиры. Ипотечная ставка также выросла до 20% значения (рисунок 6), ипотека стала недоступной для большей части населения и спрос ипотечных покупателей жилья в России сместился с рынка новостроек на вторичную недвижимость.
Рис. 6. Динамика ставок предложения ведущих ипотечных банков
Источник: составлено автором на основе [5].
В июне для покупателей была разработана околонулевая ипотека, заключающаяся в повышении стоимости жилья примерно на 15–20%, но снижение ежемесячного платежа за счет минимальной ставки от 0,01% до 0,1%. Таким образом на рынке жилищного строительства удалось возобновить рост продаж жилой недвижимости вплоть до сентября этого года.
Поскольку такой вид ипотеки приводит к искусственному завышению цены и вызывает различные риски для банков, Центральным Банком Российской Федерации принято решение ограничить распространение льготной ипотеки с января 2023 года.
В конце сентября рынок недвижимости ожидало еще одно потрясение. Массовый отказ покупателей от запланированных сделок купли-продажи и пересмотр многими гражданами необходимости оформления ипотечного кредитования привел к резкому сокращению спроса на рынке недвижимости, при том, что предложение на вторичном рынке жилья в этот момент выросло.
Кроме того, с сентября, по аналитическим данным, страну покинуло от 600 тысяч человек до миллиона платежеспособного населения. Всё это привело к тому, что продавцы недвижимости стали скидывать стоимость на жилье до 30%.
Итак, в связи с ростом цен на недвижимость в данном временном периоде, ухудшением экономической ситуации в стране и непостоянством ипотечных ставок, по оценках различных экспертов – ожидается снижение спроса на рынке недвижимости примерно на 15–20% в 2023 году.
Таким образом, необходимо рассмотреть несколько аспектов, без учета которых рынку жилищного строительства в грядущем году придется тяжело.
Так, среди мер, необходимых для поддержания темпов развития жилищного строительства можно выделить три, наиболее видимые на сегодняшний день:
- Действие госпрограмм необходимо продлить. На сделки с использованием льготной ипотеки, к сегодняшнему моменту приходится около 60% от общей суммы продаж. Показатели достигают такого высокого значения в связи с тем, что уровень доходов населения практически не увеличивается либо, перекрывается инфляцией, а доступная ипотека становится для большого число граждан практически единственной возможностью приобрести собственное жилье. А значит, если ограничить для населения данную возможность улучшения своих жилищных условий – спрос на рынке недвижимости упадет в разы;
- Одним из актуальных направлений в поддержании покупательской способности населения будет развитие траншевой ипотеки, предполагающей, что заемщик в начале оформления ипотеки получит 5% от кредита и будет выплачивать эту сумму, а остальная часть кредита будет выдаваться за несколько месяцев до ввода дома в эксплуатацию. Развитие траншевой ипотеки может позитивно сказаться на минимальном ежемесячном платеже, особенно актуальным такой вид ипотеки будет для той категории населения, которая на момент совершения сделки снимает жилье или находится на этапе планирования продажи предыдущей собственности в целях досрочного погашения кредита;
- «Околонулевая» ипотека в основном только загрязняет рынок ипотечного жилья, поэтому от данной меры поддержки жилищной сферы необходимо отказаться либо модернизировать, так как при сегодняшних условиях данной программы застройщиками сильно завышается реальная стоимость жилья, и такая ипотека для граждан может принести гораздо больше финансовых потерь, чем выгоды.
На основе проведенного исследования рынка жилищного строительства как взаимосвязанной системы элементов жилищной политики, а также взаимоотношений между участниками процесса стимулирования жилищного строительства организационно-экономический механизм стимулирования развития жилищного строительства, определяемый как система эффективного взаимодействия субъектов механизма, представляющая собой совокупность элементов, форм, методов, правил и процедур управления и принятия решений государством и иными участниками, имеющая способность влиять на социально-экономическое развитие жилищного строительства региона можно изложить в виде схемы, представленной в приложении 3.
На сегодняшний день, исходя из текущей ситуации развития жилищного строительства на уровне региона в целях реализации организационно-экономического механизма стимулирования жилищного строительства необходимо последовательно придерживаться таких рекомендаций как:
- проанализировать данные потребностей населения в улучшении жилищных условий и увеличении жилплощади;
- исследовать реальные возможности населения в улучшении жилищных условий с использованием статистических данных социально-экономических показателей отрасли жилищного строительства (численность населения, среднедушевые денежные доходы населения, доля расходов на приобретения недвижимости в денежных расходах населения и т. д.)
- проанализировать данные строительного потенциала территорий юга региона, технических показателей, а также возможностей деятельности отрасли в регионе;
- изучить и систематизировать необходимые потребности в ресурсах;
- на основе анализа первых четырех предложений – разрабатывать управленческие решения и меры по реализации стимулирования жилищного строительства на юге Тюменской области;
- управленческие решения должны придерживаться двух направлений стимулирования: организационно-правового и экономического.
Относительно организационно-правового направления стимулирования можно выделить государственный и муниципальный контроль за исполнением мер стимулирования жилищного строительства в регионе, финансирование, субсидирование, кредитование, организационно-правовую поддержку и т. д.;
Относительно экономическое направления: налоговые и ценовые регулирования и т. д.
Среди путей стимулирования жилищного строительства на территориях юга Тюменской можно рекомендовать акцентировать внимание на такие аспекты как:
- слабое развитие или практически полное отсутствие в крупных населенных пунктах региона развитой социальной и инженерной инфраструктуры, что может заметно тормозить рост новостроек. В связи с чем необходима разработка программы взаимодействия между обслуживающими территорию организациями и застройщиком в решении вопроса подведения коммуникаций и возведения детских садов, школ и т.д;
- создание баланса застройки между малоэтажными и многоэтажными строениями, так как необходимо учитывать качество земельных участков, часть которых не подходит под строительство глобальных жилых комплексов, но может использоваться под малоэтажную застройку;
- комплексное развитие различных территорий города необходимо осуществлять, учитывая их специфические особенности и определенные нормативно-правовые рамки;
- размещения госзаказов на строительство для малообеспеченных слоев населения и детей-сирот, а также жилья для военных, для сотрудников Росгвардии и иных учреждений и ведомств в соответствии с нормативно-правовыми актами Российской Федерации, которым достаточно сложно исключительно самостоятельно решать вопросы улучшения жилищных условий.
Таким образом, реализация предложенных рекомендаций позволит не только сохранить, но и нарастить темпы роста жилищного строительства, являющейся локомотивом для многих других сфер экономики.
Заключение.
Несмотря на различные внешние факторы, влияющие на строительный сектор экономики региона, включающие последствия пандемии COVID-19, санкции, блокировку импорта и прочее давление экономической и политической ситуации в стране, Тюменскую область можно считать одним из наиболее успешно справляющимся с данной ситуации регионом.
Данное исследование позволяет использовать его результаты в последующей разработке мероприятий, направленных на поддержку и развитие жилищной строительной отрасли юга Тюменской области заинтересованными в данном вопросе сторонами: предприятиями строительного комплекса региона, а также органов публичной власти.
Подобное исследование практики успешной реализации мер по стимулированию жилищного строительства в передовом регионе и распространение ее на остальные региона позволит не только сохранить, но и нарастить темпы роста жилищного строительства, являющейся локомотивом для многих других сфер экономики.
[1] Стратегия развития жилищной сферы Российской Федерации на период до 2025 года. URL: https://www.garant.ru/files/3/7/1334573/strategiya-razvitiya-zhilischnoy-sfery-rossiyskoy-federacii-na-period-do-2025-goda.pdf (дата обращения:23.05.2022).
Источники:
2. Бузулуцкий М. И. Региональная социально-экономическая политика в сфере жилищного строительства. / диссертация. - Москва, 2019. – 176 c.
3. Бузырев В. В., Васильева Н. В. Экономика жилищной сферы. / учебник. - Москва : ИНФРА-М, 2019. – 363 c.
4. Динамика стоимости новостроек в Тюменской области 2017-2022 гг. РеалтиМаг: сайт. [Электронный ресурс]. URL: https://www.realtymag.ru/tyumenskaya-oblast/ novostroyka/prodazha/prices/all-time (дата обращения: 15.06.2023).
5. ДОМ.РФ: официальный сайт. [Электронный ресурс]. URL: https://xn--d1aqf.xn--p1ai/ (дата обращения: 15.06.2023).
6. Жилищный кодекс Российской Федерации: принят Государственной Думой 22.12.2004, одобрен Советом Федерации 24.12.2004. КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_51057/ (дата обращения: 15.06..2021).
7. Ключник Д. Е. Продажа только готовых квартир приведет к их удорожанию. [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2015/08/11/zilyo.html (дата обращения: 28.05.2021).
8. Минстрой России: официальный сайт. [Электронный ресурс]. URL: https://www.minstroyrf.gov.ru/ (дата обращения: 15.06.2023).
9. Портал строительного комплекса Российской Федерации: сайт. [Электронный ресурс]. URL: https://stroi.gov.ru/#housing-commissioning (дата обращения: 15.06.2023).
10. Постановление Правительства Тюменской области № 507-п от 14 декабря 2018 года «Об утверждении государственной программы Тюменской области «Развитие жилищного строительства». [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/550277003 (дата обращения: 15.06.2023).
11. Постановление Правительства Российской Федерации №1710 от 30.12.2017 года «Об утверждении государственной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильём и коммунальными услугами граждан Российской Федерации». [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/71849506/ (дата обращения: 15.06.2023).
12. Римшин В. И., Греджев В. А. Правовое регулирование городской деятельности и жилищное законодательство. / учебник. - Москва: ИНФРА-М, 2019. – 479 c.
13. Стратегия развития жилищной сферы Российской Федерации на период до 2025 года. [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/files/3/7/1334573/strategiya-razvitiya-zhilischnoy-sfery-rossiyskoy-federacii-na-period-do-2025-goda.pdf (дата обращения: 15.06.2023).
14. Стратегия социально-экономического развития Тюменской области до 2030 года, утвержденная Законом Тюменской области №23 от 24.03.2020. [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/570710699 (дата обращения: 15.06.2023).
15. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: http://gks.ru (дата обращения: 15.06.2023).
Страница обновлена: 29.10.2024 в 11:58:30