Производство органик-продукции как фактор эколого-ориентированного регионального развития

Захарова О.В.1, Захаров А.В.1, Суворова Л.Г.1, Викторова Н.В.1, Паюсова Т.И.1
1 Тюменский государственный университет, Россия, Тюмень

Статья в журнале

Продовольственная политика и безопасность (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 9, Номер 3 (Июль-сентябрь 2022)

Цитировать:
Захарова О.В., Захаров А.В., Суворова Л.Г., Викторова Н.В., Паюсова Т.И. Производство органик-продукции как фактор эколого-ориентированного регионального развития // Продовольственная политика и безопасность. – 2022. – Том 9. – № 3. – С. 291-312. – doi: 10.18334/ppib.9.3.116309.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=49551691

Аннотация:
Целью статьи является оценка перспектив производства органической продукции как фактора эколого-ориентированного социально-экономического развития Тюменской области. Исследование проводилось в июле 2021 г. на территории 17 районов Тюменской области. Всего было проведено 90 интервью. На основе SWOT-анализа интервью были выявлены сильные и слабые стороны регионального развития, связанные с мировой тенденцией развития рынка органической продукции, визуализированы и проанализированы связи этого фактора с сильными и слабыми сторонами регионального развития, с другими возможностями и угрозами. На основе проведенного исследования были сформулированы условия, при которых возможно развитие производства органик-продукции, и предложены рекомендации по развитию этого направления как значимого фактора эколого-ориентированного социально-экономического развития региона.

Ключевые слова: органическая продукция, зеленая экономика, потенциал органического рынка, SWOT-анализ, эколого-ориентированное региональное развитие, факторы регионального развития, Тюменская область

Финансирование:
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-410-720012 р_а_Тюменская область “«Зеленый регион» как концепция пространственного развития: системный анализ факторов развития территории”.

JEL-классификация: Q01, Q16, R11, R12, R13

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Введение

Предпосылки развития регионального рынка органик-продукции

Чрезмерная химизация почв и утрата плодородия, вызванные интенсификацией сельскохозяйственного производства, привели к появлению органического сегмента в агропромышленных комплексах (АПК) многих стран [6]. Эмпирические исследования показывают растущий спрос на органические продукты питания во всем мире, включая развивающиеся страны [26]. В 2019 г. мировой рынок органической продукции расширился до 90 млрд. евро. Самыми крупными его представителями являются: США (44,7 млрд. евро), Германия (12 млрд. евро), Франция (11,3 млрд. евро) [16]. При этом европейские страны вынуждены импортировать 75 % органической продукции [7], чтобы удовлетворить растущий спрос [49]. Потребители предпочитают органическую продукцию, потому что ассоциируют ее со здоровым образом жизни, качественной продукцией, заботой об окружающей среде [37; 46]. Согласно исследованиям, наиболее покупаемыми органическими продуктами питания являются свежие фрукты и овощи, мед, крупы и злаковые продукты, молоко и молочные продукты и оливковое масло [46]. Чтобы отличить органическую продукцию, используется специальная маркировка товара, получаемая после строгой сертификации.

Исследователи отмечают социально-экономические и экологические эффекты от производства органической продукции. Органическое сельское хозяйство способствует повышению биоразнообразия, улучшению почвы и повышению рентабельности сельскохозяйственного производства [42; 44]. Оно является экологически чистым, способствует распределению ресурсов, внедрению и распространению местных продовольственных систем, поддерживает местное производство с использованием местных ресурсов [38; 25; 31]. Компании, производящие органическую продукцию придерживаются принципов экологической ответственности, бережливого производства, гуманного отношения к животным и внедряют дополнительные стандарты качества продукции [23]. Ученые и эксперты все чаще отмечают, что органическое земледелие является экономически и социально приемлемым для будущего развития человечества.

Таким образом, развитие рынка органической продукции будет вписываться в концепцию эколого-ориентированного регионального развития - “зеленый” регион [33]. Цель социально-экономического развития в рамках этой концепции - так организовать удовлетворение потребностей населением на определенной территории, чтобы поддерживать и увеличивать положительный баланс между биоемкостью и экологическим следом. Следуя современным исследованиям, мы предполагаем, что производство органической продукции будет способствовать достижению этой цели, учитывая особенности территории, потребности населения и хозяйствующих субъектов.

На сегодняшний день на мировом рынке органической продукции лидируют США (45 %), Германия (14 %), Франция (8 %) [10]. Однако, и российские аграрии, опираясь на зарубежный и отечественный опыт, также продвигают технологии производства органической сельскохозяйственной продукции [13], сталкиваясь со сложностями развития рынка, понимания сущности «органической продукции», трудностью в восприятии ценовых и качественных характеристик этой продукции, сложившимися в обществе и сельскохозяйственной науке стереотипами [17; 20]. Несмотря на имеющиеся сложности, потенциал развития органического сельского хозяйства признается применительно к очень разным регионам Российской Федерации [18; 11]. В условиях санкций на международном рынке и высокой конкуренции на рынке органической продукции [21], необходимо развивать внутренний рынок, проводя исследовательские и маркетинговые мероприятия. Исследователи отмечают, что для развития рынка органик-продукции необходима: «активная просветительская, образовательная деятельность, соответствующее «зеленое» воспитание» [14], что позволит увеличить спрос, нарастить производство и снизить цену на органик-продукцию [9].

Кроме того, дальнейшего развития требует законодательная база производства органической продукции. С 1 января 2020 года действует ФЗ “Об органической продукции и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” [1], где дается следующее определение органического сельского хозяйства: “органическое сельское хозяйство - совокупность видов экономической деятельности, которые определены Федеральным законом "О развитии сельского хозяйства" и при осуществлении которых применяются способы, методы и технологии, направленные на обеспечение благоприятного состояния окружающей среды, укрепление здоровья человека, сохранение и восстановление плодородия почв”. Органическая продукция определяется как “органическая продукция - экологически чистые сельскохозяйственная продукция, сырье и продовольствие, производство которых соответствует требованиям, установленным Федеральным законом № 280 от 03.08.2018 года”. К числу таких требований относится обособленное производство, хранение и транспортировка, запрет на применение агрохимикатов, пестицидов, антибиотиков, стимуляторов роста и откорма животных, гормональных препаратов, запрет некоторых технологий. Закон предписывает использование биотехнологий, специальных методов возделывания растений, подбор пород или видов сельскохозяйственных животных и использование экологичной упаковки товаров. Таким образом, федеральным законом заложена нормативная база для развития органической продукции, которая может быть развита, в том числе, и на региональном уровне.

Производственный капитал Юга Тюменской области имеет значительные возможности по внедрению органической системы хозяйствования за счет развитой транспортной инфраструктуры, административной поддержке предпринимателей в сфере сельского хозяйства, а также наличием проектов по Биобезопасности в Западно-сибирском НОЦ.

Л.А. Александрова, Е.В. Васильева, И.Н. Меркулова [7] выделяют следующие ресурсы и факторы развития органического сельского хозяйства: земельные и водные ресурсы - общая площадь сельскохозяйственных угодий в Тюменской области составила 2262.2 тыс. га, из них на пашню приходится 1097.2 тыс. га (по открытым данным на 01.01.2009 г.), но данная территория относится к землям «рискованного земледелия»; разработанные технологии производства органической продукции - в Тюменской области есть технологичные предприятия, производящие качественный продукт, в том числе на основе принципов бережного производства, технологии No-Till или системы нулевой обработки почвы; наличие адаптивных сортов сельскохозяйственных культур – в Тюменской области ведутся работы по созданию селекционного центра по пока только животноводства; опыт, биологические средства борьбы с болезнями и вредителями, квалификация и уровень информированности сельхозтоваропроизводителей – в рамках реализации проектов Западно-сибирского НОЦ, разрабатывается биологическая защита растений в различных грунтах; система органов сертификации органик-производителей – в Тюменской области имеются отдельные сертификационные центры.

Целью статьи является оценка перспектив производства органической продукции как фактора эколого-ориентированного социально-экономического развития Тюменской области. На основе 90 полуструктированных интервью был составлен SWOT-анализ факторов развития региона, выявлена сила фактора “Мировая тенденция перехода на органик-продукцию”, визуализированы и проанализированы связи этого фактора с сильными и слабыми сторонами регионального развития, с другими возможностями и угрозами. На основе проведенного исследования были предложены рекомендации по развитию производства органик-продукции как значимого фактора эколого-ориентированного социально-экономического развития региона.

Метод и результат

Для решения задач исследования использовалась качественная методология (метод полуструктурированных интервью), особенность которой в том, что она не фокусируется на статистической информации, а основана на экспертной интерпретации полученных данных и их систематизации. Мы провели экспертное интервью с представителями органов власти, предпринимателями и активными гражданами муниципальных районов Тюменской области. Участники интервью - это 5 глав муниципальных районов, 15 руководителей АПК муниципальных районов, 15 глав сельских поселений; 27 предпринимателей в сфере АПК; 28 представителей общественности и бизнеса. Интервью касалось практик питания, передвижения, энергопотребления, лесопользования и оценки факторов, влияющих на развитие этих практик. Исследование проводилось в июле 2021 г. на территории 17 районов Тюменской области. Всего было проведено 90 интервью, которые послужили основой для проведения SWOT-анализа. Результаты интервью были систематизированы методом SWOT-анализа, который позволил нам выделить сильные (14 пунктов) и слабые (23 пункт) стороны, а также определить возможности (17 пунктов) и угрозы (18 пунктов) территориального развития Тюменской области. На основании сравнения слабых и сильных сторон с возможностями и угрозами была составлена SWOT-матрица или матрица сопряженности факторов развития региона, показывающая силу фактора и связи между ними. Сила фактора определялась через число связей: чем больше связей имеет фактор, тем больше процессов он определяет или является эффектом других факторов.

Данное исследование фокусируется на одном из наиболее сильных факторов, относящихся к возможностям регионального развития – мировой тенденции перехода на органик-продукцию.

На основе анализа интервью были выявлены сильные и слабые стороны регионального развития, связанные с мировой тенденцией развития рынка органик-продукции. Их условные обозначения представлены в Таблице 1. Кроме того, были выявлены возможности и угрозы, связанные с этой тенденцией. Их условные обозначения представлены в Таблице 2.

Таблица 1

Условные и цветовые обозначения сильных и слабых сторон

Сильные стороны
Обозначения
Слабые стороны
Обозначения
Земля пригодная для сельского хозяйства, плодородная

Отсутствие Центра селекционирования

Вариативность природно-климатических условий

Недостаток забойных цехов и центров проверки качества сельхозпродукции

Наличие озер и рек, болот

Торговые сети не обязаны работать с мелкими и средними производителями

Наличие медоносных лугов

Отсутствие обязательного ГОСТа, контроля качества

Наличие дикоросов

Низкие требования к качеству с\х продукции со стороны потребителя

Есть предприятия с технологиями, производящие качественный продукт

Отсутствие преемственности среди малого и среднего сельхозпроизводителя

Есть нормы, позволяющие агропроектам заходить в сети

Отсутствие информации о мелких с\х производителях, которые могли бы продавать излишки продукции

Источник: [составлено авторами]

Таблица 2

Условные и цветовые обозначения возможностей и угроз

Возможности
Обозначение
Угрозы
Обозначение
Цифровизация, автоматизация с/х

Утрата плодородия почв из-за химизации с/х

Тиражирование экологического земледелия и перехода на бережливое производство

Молодежь уезжает, старение населения

Ведется работа по созданию центра селекционирования генов

Низкие требования к качеству будут тормозить развитие рынка качественных, но более дорогих с/х товаров

Тиражирование технологий переработки дикоросов

Высокая цена на органическую продукцию при неплатежеспособном спросе и большом разрыве с низкокачественной продукцией

Развитие туризма (сельского, эко)

Информационные системы, сертификация, забой скота и т.д. слишком дорогие, что увеличивает себестоимость продукции

Устойчивый спрос на с\х продукцию

Нет информационного обмена между потребителями и производителями

Мировая тенденция перехода на органик-продукцию

Отсутствие норм и регламентов для органических удобрений



Сельхозобразование не учит новым технологиям

Источник: [составлено авторами]

Результатом исследования стала визуализация в виде ориентированного графа наглядно демонстрирующего связи между изучаемыми факторами (Рис.1,2). Для удобства визуализации отдельно показаны связи фактора “мировая тенденция перехода на органик-продукцию” с сильными и слабыми сторонами регионального развития (Рис.1), а также с возможностями и угрозами (Рис.2).

Рисунок 1. Связь перспективы развития регионального рынка органической продукции с сильными и слабыми сторонами регионального эколого-ориентированного развития

Источник: [составлено авторами]

Рисунок 2. Связь перспективы развития регионального рынка органической продукции с возможностями и угрозами регионального эколого-ориентированного развития

Источник: [составлено авторами]

На основе анализа интервью, полученные результаты были интерпретированы. Это позволило сформулировать перечень основных рекомендаций, представленные в заключительном разделе.

Обсуждение

Одним из важных факторов, влияющих на развитие сельского хозяйства, является мировая тенденция перехода на органик-продукцию. Чтобы вписаться в мировую тенденцию России необходимо развивать органическое сельское хозяйство. Это понятие по определению Международной федерации развития органического сельского хозяйства (IFOAM) базируется на четырех принципах: здоровья, экологии, справедливости и заботы [22]. Принцип здоровья означает не только поддержание здоровья людей через органическое сельское хозяйство, но и поддержание плодородия почв, здоровья растений и животных, человека и планеты как единого целого. В рамках нашего исследования информанты отмечали, что органическое земледелие поможет преодолеть одну из серьезнейших экологических угроз – утрату плодородия почв из-за химизации. Эти ожидания также соответствуют и мировому опыту [44; 10]. Принцип экологии утверждает в качестве основы живые экологические системы и циклы, природосообразные технологии [15; 12]. Информанты отмечали, что в Тюменской области есть технологичные предприятия, производящие качественный продукт, в том числе на основе принципов бережного производства, технологии No-Till или системы нулевой обработки почвы. Это важный опыт для развития органического производства [20], потому что Федеральным законом № 280 от 03.08.2018 года запрещается использование некоторых препаратов для удобрения почв, стимулирования роста и некоторых технологий. Принцип справедливости предполагает фокус на отношениях, обеспечивающих справедливость в отношении общей окружающей среды и жизненных возможностей [38; 25]. Информанты отмечали, что Тюменская область богата природными ресурсами: водными, лесными, почвенными, важно не растратить эти ресурсы, сохранять и поддерживать их, соблюдая интересы местного населения. Этот принцип близко соединяется по смыслу с четвертым принципом - принцип заботы, прежде всего, об интересах будущих поколений, который утверждает необходимость осторожного и ответственного управления развитием органического производства [31].

Согласно проведенному SWOT-анализу, спрос на органик-продукцию может послужить основой для производства продукции из дикоросов. Россия обладает самыми большими в мире лесными площадями (1184,1 млн. га), а экспортный потенциал российских дикоросов (в основном органических) - около $1 млрд. в год” [19], при этом Россия занимает только 47 место в мире по этому показателю (сертифицировано чуть более 130 тыс. гектаров леса под экспорт органических дикоросов) [19]. Другими словами, потенциал России с учетом востребованности на международном рынке дикоросов очень высок. Тюменская область имеет опыт сбора и переработки дикоросов, на территории муниципальных районов действуют заготовительные кооперативы и осуществляется коммерческий сбор ягод и грибов. Транспортная инфраструктура является также условием развития сбора и переработки дикоросов и других биологических запасов Тюменской области. В тех районах, где уже существует прием у населения дикоросов, заготовительная сфера является важным источником доходов местного населения и фактором развития продовольственного рынка, а мировая тенденция перехода на органик-продукцию усиливает перспективность использования этих ресурсов.

Среди органических продуктов третье место по запросам от сетей занимает мёд, уступая лишь овощам и фруктам, что в целом соответствует мировым тенденциям [46]. Однако найти в России сертифицированный органический мед очень сложно, поскольку только одна пасека является сертифицированной по органическим стандартам. Объем мирового органического пчеловодства к 2025 году достигнет 1 млрд. долларов, рост продаж составляет 11 процентов в год [19], однако Россия в этом процессе не участвует, хотя имеет все возможности для развития органического пчеловодства, в том числе на территории Тюменской области. По мнению информантов, у предпринимателей имеется достаточно опыта пчеловодства, а некоторые территории располагают соответствующими требованиям пасеками. Мировая тенденция перехода на органик-продукцию может сопутствовать развитию пчеловодства и производству продуктов пчеловодства.

В России спрос на органическую продукцию неуклонно растет, гипермаркеты делают полки с органической продукцией, например “Лента”, “Азбука вкуса” и др. Возможность местных производителей сельхозпродукции заходить в сети с органик и экопродукцией развивает новый сегмент рынка. По мнению информантов, это будет способствовать развитию биологических методов борьбы с вредителями и центров селекционирования сортов и видов. Производство дикоросов и меда также может быть поддержано появлением норм продажи продуктов местных с\х производителей в местных торговых сетях. Исходя из значимости данного фактора, сетевые магазины могут стать значимым актором, включающимся в развитие территории, в том числе, выполняя социальную функцию. В то же время наличие норм, позволяющим агропроектам заходить в торговые сети способно нейтрализовать ряд угроз территориального развития, так как возможность производителей органик-продукции сбывать свою продукцию, в том числе с помощью сетевых магазинов, позволит преодолеть отток предпринимателей и повысит стабильность их бизнеса, сделает его более рентабельным, частично решит проблему изношенности основных фондов и будет способствовать росту привлекательности сельхозбизнеса для молодежи. При развитии практики продажи качественной (фермерской) продукции в сетях предприниматели будут стремится к меньшей химизации, а, следовательно, к сохранению почв. Если сети будут сотрудничать с местными производителями, то они будут заинтересованы в сборе и распространении информации об этой продукции и будут информировать потребителей о товарах и их качествах. Мировая тенденция перехода на органик-продукцию и устойчивый спрос на нее в России вызовет интерес сетевых ритейлеров к малым предпринимателям как производителям экологически чистой продукции. В целом развитие рынка органической продукции потребует, с одной стороны, создания центров контроля качества, с другой, необходимость сертификации органик-продукции. Рост количества предприятий производящих качественную продукцию приведет к снижению на нее цен и уменьшит спрос на некачественную, но более дешевую продукцию, а также создаст дополнительные рабочие места для молодежи на селе.

В тюменском регионе есть реальный опыт экологического земледелия и перехода на бережливое с\х производство, который также может стать основой для тиражирования и выпуска качественных продуктов (АО “Приозерное” Ялуторовского района; Сладковские “РОСЫ”). Тиражирование подобного опыта необходимо еще и потому, что производство органик-продукции является важнейшим мировым трендом и имеет устойчивый покупательский спрос. Качественные продукты могут стимулировать и развитие сельского и гастрономического туризма, способного продемонстрировать природный и культурный потенциал сельской местности (например: Семейный гастрономический фестиваль “Золотой карась”). Развитие туризма (сельского, эко) может выполнять обучающую функцию (знакомить потребителей с качественным товаром и его свойствами), например с помощью НКО, а мировой спрос на органик-продукцию может сформировать моду на здоровое и качественное питание.

Осуществление перехода на органическое земледелие повлечет за собой разработку технологий селекционирования органик-продукции, оцифровку всего цикла производства органик-продукции, применение IT технологий, позволяющих анализировать данные о состоянии с\х объектов и др. Все вышеперечисленное может привести к удорожанию и без того дорогой органической продукции, которая может превышать стоимость обычного товара в 2-3 раза. Однако появление новых технологий, кооперация существующих производителей, приход новых участников и пр., увеличит масштабы производства органик-продукции, и в итоге сократит ценовой диапазон между органической и неорганической продукцией.

Тенденция перехода на органическое земледелие потребует развития традиций в земледелии и долгосрочных планов (первая органик-продукция появляется на четвертый год и требует значительных вложений, что возможно только при наличие долгосрочных планов). Переход на экологическое земледелие и бережливое производство создает условие для развития преемственности по отношению к земле; а устойчивый спрос на с\х продукцию создает базу для долгосрочных инвестиций и межпоколенческой преемственности. Очевидно, что в этом случае необходима системная (долгосрочная) поддержка производителей различной продукции. Отсутствие долгосрочных перспектив и желания передать потомкам свою землю ведет к утрате плодородия почв из-за химизации (земля воспринимается не как место, где будут жить мои дети, а как источник доходов для меня, чтобы помочь моим детям устроится в городе).

Информанты акцентировали внимание на том, что развитие рынка органической продукции в Тюменской области возможно при соблюдении трех условий.

Во-первых, необходим устойчивый спрос на качественную сельскохозяйственную продукцию, что заставит производителей фокусировать внимание на качестве продукции при ее производстве. Средние и мелкие хозяйства индустриального типа в Тюменской области уже поднимают качество продукции, так как на предприятиях этого типа собственник участвует в процессе производства, что коренным образом влияет на качество. Этот процесс поддерживается в рамках Федерального закона от 11 июня 2021 г. № 159-ФЗ “О сельскохозяйственной продукции, сырье и продовольствии с улучшенными характеристиками” [2], который устанавливает правовые основы осуществления сельскохозяйственной и иной деятельности, связанной с производством, хранением, транспортировкой и реализацией сельскохозяйственной продукции, продовольствия, промышленной и иной продукции с улучшенными характеристиками. Благодаря этому закону определяются свойства качественной продукции и формируется реестр производителей такой продукции.

Для продвижения данной продукции необходимо, во-первых, организовать маркетинговую компанию, связывающую тему здоровья с потреблением качественных сельхозпродуктов, во-вторых, организовать сотрудничество сетевых магазинов с местными производителями. Для этого сетевые магазины - Магнит, Пятерочка, Монетка - могут изменить нормы по объему закупаемой продукции (молоко, масло, йогурт, мороженное и т.д) и организовать полки с фермерской продукцией местных производителей.

Повышение спроса на качественную сельхозпродукцию станет важным условием появления в Тюменской области органик продукции. Органик станет способом производства уникальной продукции, конкурентным преимуществом только при общем высоком качестве продукции.

Вторым важным условием для появления органик-продукции является изучение спроса и готовности сетей работать с такой продукцией. Важно выяснить, готовы ли сети создавать уголки органической продукции в торговых сетях, экополки: есть ли готовность сетей формировать такую полку, характеристики продукции, цена, объем спроса. На основе этого производители посчитают издержки и выгоды и начнут работу по производству органик-продукции, на которую требуется три-четыре года для очистки почвы и получения сертификатов.

Третье условие - готовность производителей объединяться для прохождения сертификации, продвижения на рынке и выхода на зарубежные рынки. Объединение может быть организовано как по территориям, так и по видам продукции. Для повышения качества сельхозпродукции необходимо создавать ассоциации с/х производителей (в том числе, производителей органик-продукции), которые возьмут на себя функции операторов, сертификации, контроля, кодирования (куаркоды), позиционирования и продвижения продукции (например, через информационная система, обмен, платформа). Ассоциации будут способствовать вхождению с/х производителей в сетевые магазины внутри региона и способствовать выходу продукции на международный рынок. Ассоциации обеспечат совместное использование техники с/х производителями.

По мнению информантов, органик-продукцию перспективно производить в среднем звене, потому что для мелких фермерских хозяйств трудно выдержать технологию. Небольшие хозяйства вполне успешно будут развиваться, производя сельхозпродукцию с улучшенными характеристиками и органик продукцию.

Для развития рынка органик-продукции необходима поддержка со стороны органов власти в процессе сертификации и дальнейшем продвижении тюменской продукции на зарубежные рынки. Кроме того, система госзакупок (например, закупки услуг по организации питания школьников может) содержать требования по закупке продукции местных производителей, готовых поставлять более качественный продукт.

Органы власти аккумулируют информацию о производителях органик-продукции, консультируют по процессу производства, помогают оформлять документы по сертификации, организуют позиционирование объединений производителей, обеспечивают получение QR-кодов (яйца, молоко, сыр, дикоросы, мясо, овощи, ягоды).

Выводы

Производство органической продукции имеет преимущество для экологизации регионального развития, так как гармонизирует отношения “общество-природа”. Оно позволяет развиваться местным сообществам, учитывая возможности и ограничения окружающей природной среды и интересы следующих поколений. Такое производство связано с созданием зеленых рабочих мест и сокращением экологического следа хозяйственной деятельности. Продвижение органик-продукции требует развития зеленого просвещения, нормативной базы и предпринимательской культуры.

Таким образом, рекомендации по развитию рынка качественной сельхозпродукции можно обобщить следующим образом:

- В сегменте малого и среднего предпринимательства необходимо выявить производителей качественной продукции, обеспечить совместно с собственниками соответствие требованиям, предъявляемым к сельхозпродукции с улучшенными характеристиками и обеспечить их включение в реестр производителей такой продукции, предусмотренный 159 ФЗ;

- Организовать сбыт продукции с улучшенными характеристиками через сетевые магазины на особых условиях;

- Организовать пропагандистскую и просветительскую кампанию, связывающую тему здоровья, здорового образа жизни и качественных сельхозпродуктов;

- Изучить спрос на органик-продукцию со стороны потребителей и готовность сетей включится в сбыт органик продукции;

- Организовать консультирование предпринимателей по технологии производства органик продукции;

- Создать объединения производителей органик-продукции для совместной сертификации продвижения на местном и зарубежном рынке;

- Аккумулировать информацию о производителях органик-продукции, оформлять документы по сертификации продукции, организовать позиционирование объединений производителей, обеспечить получение QR-кодов.

Данные рекомендации могут стать основой принятия стратегических решений, направленных на социально-экономическое развитие территории.


Источники:

1. Федеральный закон от 3 августа 2018 г. № 280-ФЗ “Об органической продукции и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”.
2. Федеральный закон от 11 июня 2021 г. № 159-ФЗ “О сельскохозяйственной продукции, сырье и продовольствии с улучшенными характеристиками”.
3. ГОСТ 33980-2016 “Продукция органического производства. Правила производства, переработки, маркировки и реализации”.
4. ГОСТ Р 57022-2016 “Продукция органического производства. Порядок проведения добровольной сертификации органического производства”.
5. ГОСТ Р 56104-2014 “Продукты пищевые органические. Термины и определения”
6. Организация органического сельскохозяйственного производства в России. / информ. изд. - М.: ФГБНУ «Росинформагротех», 2018. – 124 c.
7. Александрова Л.А., Васильева Е.В., Меркулова И.Н. Оценка производственного потенциала органического сельского хозяйства саратовской области // Инновации в АПК: проблемы и перспективы. – 2020. – № 2. – c. 198-208.
8. Аралбаева Г.Г., Цыркаева Е.А. Концепция развития продовольственного рынка // Modern Economy Success. – 2020. – № 2. – c. 78-82.
9. Вартанова М.Л., Безвербный В.А. Необходимость развития органического сельского хозяйства в Российской Федерации // Экономика, предпринимательство и право. – 2019. – № 4. – c. 311-322.
10. Воронин Б.А., Чупина И.П., Воронина Я.В. Условия для развития рынка органической продукции в России как фактор соблюдения продовольственной безопасности // Аграрное образование и наука. – 2020. – № 2. – c. 6.
11. Жуков Н.И., Щербакова А.С. Развитие органического земледения в условиях севера и Арктики (на примере республики Коми) // Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера: Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. – 2019. – № 1. – c. 34-45.
12. Забашта Н.Н., Головко Е.Н., Высокопоясная А.Н., Лисовицкая Е.П. Разведение бычков породы шароле для получения органической говядины при пастбищном откорме // Ветеринария Кубани. – 2021. – № 4. – c. 28-30.
13. Заводчиков Н.Д., Ларина Т.Н. Организационно-экономические основы производства органической продукции растениеводства // Друкеровский вестник. – 2020. – № 2. – c. 112-123.
14. Ковтун Р.И., Беспалько В.А. Маркетинг рынка органических продуктов: акцент на «зеленых» сегментах потребителей // Экономика устойчивого развития. – 2021. – № 4. – c. 72-76.
15. Лещуков К.А. Есть ли будущее у российского органического молока? // Вестник аграрной науки. – 2020. – № 5 (86). – c. 100-106.
16. Мировой рынок органического сельского хозяйства достиг 90 миллиардов евро. [Электронный ресурс]. URL: https://rosorganic.ru/news/the-world-market-for-organic-agricu.html (дата обращения: 15.04.2022).
17. Митина Э.А., Ярош О.Б. Конкурентноспособность органической продукции: теоритические воззрения и прикладное значение новый вариант // Аграрный вестник Верхневолжья. – 2019. – № 2. – c. 117-121.
18. Митина Э.А., Ярош О.Б. Прогнозирование органического потребления на основе кластеризации региона // Региональная экономика. Юг России. – 2020. – № 2. – c. 171-182.
19. Органический рынок в мире и России, 2021 г. [Электронный ресурс]. URL: https://rosorganic.ru/files/Анализ%20органического%20рынка%202021%20г.pdf (дата обращения: 08.03.2022).
20. Палех В.В. Некоторые соображения и предложения по поводу органического земледелия (хорошо забытые старые приемы агротехники) // Экологический вестник Северного Кавказа. – 2021. – № 2. – c. 80-91.
21. Тарасов В.И., Ивойлова И.В. Органическое сельское хозяйство с учетом перспектив химизации, биологизации и биотехнологий // Научные труды Вольного экономического общества России. – 2019. – № 2. – c. 257-271.
22. Четыре принципа органического сельского хозяйства. [Электронный ресурс]. URL: https://www.ifoam.bio/why-organic/shaping-agriculture/four-principles-organic (дата обращения: 08.03.2022).
23. Чупина И.П. Рынок органической продукции на примере компании VALIO // Аграрное образование и наука. – 2019. – № 3. – c. 20.
24. Barbieri P., Pellerin S., Seufert V., Smith L., Ramankutty N., Nesme T. Global option space for organic agriculture is delimited by nitrogen availability // NatureFood. – 2021. – № 2. – p. 363-372.
25. Bentsen K., Pedersen P.E. Consumers in local food markets: from adoption to market co-creation? // British Food Journal. – 2020. – № 123 (3). – p. 1083-1102.
26. Boora K.K., Sharma V. Value chain analysis of organic food industry: a worldwide review of empirical evidences // International Journal of Value Chain Management. – 2021.
27. Campbell B. M., Beare D. J., Bennett E. M., Hall-Spencer J. M., Ingram J. S., Jaramillo F.,... Shindell D. Agriculture production as a major driver of the Earth system exceeding planetary boundaries // Ecology and Society. – 2017. – № 22(4).
28. Chiuve S. E., Fung T. T., Rimm E. B., Hu F. B., McCullough M. L., Wang M.,... Willett W. C. Alternative dietary indices both strongly predict risk of chronic disease // The Journal of nutrition. – 2012. – № 142(6). – p. 1009-1018.
29. Eyhorn F., Muller A., Reganold J., Frison E., Herren H., Luttikholt L., Müller A., Scialabba N., Seufert V., Smith P. Organic farming drives sustainability in global agriculture // Comment in Nature Sustainability. – 2019. – № 2. – p. 253- 255.
30. FAO 10 Elements of Agroecology. Rome. - Food and Agriculture Organization of the United Nations FAO, 2018.
31. Gabriel Adewunmi Eyinade, Abbyssinia Mushunje, Shehu Folaranmi Gbolahan Yusuf A systematic synthesis on the context reliant performance of organic farming // AIMS Agriculture and Food. – 2021. – № 6(1). – p. 142-158. – doi: 10.3934/agrfood.2021009.
32. Gattinger A., Muller A., Häni M., Skinner C., Fliessbach A., Buchmann N., Mäder P., Stolze M., Smith P., El-HageScialabba N., Niggli U. Enhanced top soil carbon stocks under organic farming // Proceedings of the National Academy of Sciences of the United States of America PNAS. – 2012. – № 109 (44). – p. 18226-18231.
33. Gladun E.F., Zakharova O.V., Zherebyat\'yeva N.V., Akhmedova I.D. Upravleniye «zelenym» regionom: kontseptsiya ekologo-oriyentirovannogo regional'nogo razvitiya [Green governance: The concept of environment-oriented regional development] // Public Administration Issues. – 2021. – № 3. – p. 31-52.
34. Van Zanten H.H.E., Van Ittersum M.K., De Boer I.J.M. The role of farm animals in a circular food system // Global Food Security. – 2019. – № 21. – p. 18-22.
35. Muller A., Ferré M., Engel S., Gattinger A., Holzkämper A., Huber R., Müller M., Six J. Can soil-less crop production be a sustainable option for soil conservation and future agriculture? // Land Use Policy. – 2017. – № 69. – p. 102-105.
36. Popa M. E., Mitelut A. C., Popa E. E., Stan A., Popa V. I. Organic foods contribution to nutritional quality and value // Trends in Food Science & Technology. – 2019. – № 84. – p. 15-18.
37. Rana J., Paul J. Health motive and the purchase of organic food: A meta‐analytic review // International Journal of Consumer Studies. – 2020. – № 44. – p. 162-171.
38. Reganold J.P., Wachter J.M. Organic agriculture in the twenty-first century // Nature Plants. – 2016. – № 2.
39. Schader C. et al. Impacts of feeding less food-competing feedstuffs to livestock on global food system sustainability // J. R. Soc. Interface. – 2015. – № 12. – p. 20150891.
40. Schunko C., Vogl C.R. Factors determining organic consumers’ knowledge and practices with respect to wild plant foods: A countrywide study in Austria // Food Quality and Preference. – 2020. – № 82. – p. 103868.
41. Schunko C., Vogl C.R. Is the Commercialization of Wild Plants by Organic Producers in Austria Neglected or Irrelevant? // Sustainability. – 2018. – № 10(11). – p. 3989.
42. Schunko C., Lechthaler S., Vogl C.R. Conceptualising the Factors that Influence the Commercialisation of Non-Timber Forest Products: The Case of Wild Plant Gathering by Organic Herb Farmers in South Tyrol (Italy) // Sustainability. – 2019. – № 11(7). – p. 2028.
43. Seufert V., Ramankutty N., Foley J. A. Comparing the yields of organic and conventional agriculture // Nature. – 2012. – № 485. – p. 229-232.
44. Shelef O., Weisberg P. J., Provenza F. D. The Value of Native Plants and Local Production in an Era of Global Agriculture // Frontiers in plant science. – 2017. – № 8. – p. 2069. – doi: 10.3389/fpls.2017.02069.
45. Springmann M., Clark M., Mason-D’Croz D., Wiebe K., Bodirsky B. L., Lassaletta L.,... Willett W. Options for keeping the food system within environmental limits // Nature. – 2018. – № 562(7728). – p. 519-525.
46. Sugar T., Brscic K. Consumers´ Perceptions of Organic Food Products in Croatia // Ekonomski vjesnik. – 2020. – № 33 (1). – p. 227-241.
47. Wall D. H., Nielsen U. N., Six J. Soil biodiversity and human health // Nature. – 2015. – № 528(7580). – p. 69-76.
48. Willett W., Rockström J., Loken B., Springmann M., Lang T., Vermeulen S.,... Murray C. J. Food in the Anthropocene: the EAT–Lancet Commission on healthy diets from sustainable food systems // The Lancet. – 2019. – № 393(10170). – p. 447-492.
49. Wintermantel D., Odoux J., Chadœuf J., Bretagnolle V. Organic farming positively affects honeybee colonies in a flower‐poor period in agricultural landscapes // Journal of Applied Ecology. – 2019.

Страница обновлена: 21.11.2023 в 09:48:39