Влияние демографических изменений на развитие малого и среднего предпринимательства в регионе (на примере Тюменской области)
Леонтьева А.Г.1, Игнатова И.В.1
1 Тюменский государственный университет, Россия, Тюмень
Скачать PDF | Загрузок: 12
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 13, Номер 5 (Май 2023)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=53965294
Аннотация:
В статье исследована демографическая ситуация в одном из регионов РФ. На примере Тюменской области проведен анализ ее изменения в период 2018-2021 гг., в том числе под влиянием фактора пандемии Covid-19. Рассчитаны специальные коэффициенты смертности в пятилетних возрастных группах трудоспособного населения. Выявлены структурные изменения в секторе малого и среднего предпринимательства. Установлена связь показателей естественного и механического движения населения с показателями, характеризующими активность предпринимательской деятельности в регионе. Установлено, что региональные тенденции в развитии предпринимательской деятельности отличаются от среднероссийских. На основе качественного анализа половозрастного состава предпринимательского сформирован портрет предпринимателя постковидного периода. Сформулированы выводы относительно приоритетных направлений социально-экономической политики в регионе. Статья представляет интерес для научных сотрудников, специалистов в области региональной социальной политики
Ключевые слова: демография, миграция, малое и среднее предпринимательство, социально-экономическая политика
JEL-классификация: L26, M21, R12, R13
Введение. Демографическая ситуация в регионах Российской Федерации является важным фактором, определяющим многие социально-экономические процессы. Как известно в решении текущих социально-экономических проблем в регионах большую роль играет малое и среднее предпринимательство. Рост численности субъектов малого и среднего бизнеса вносит свой вклад в повышение качества жизни населения за счет большего удовлетворения потребностей в товарах и услугах, роста доходов населения региона, занятости, а также обеспечивает финансовую безопасность регионального бюджета за счет своевременных налоговых поступлений.
Однако сектор малого и среднего предпринимательства чрезвычайно чувствителен к изменениям внешней и внутренней конъюнктуры, в силу чего он нуждается в поддержке со стороны государства, формы и методы которой, в свою очередь определяются изменениями в демографической сфере.
Цель исследования - выяснение влияния демографических изменений на развитие малого и среднего предпринимательства в регионах РФ на примере Тюменской области, разработка рекомендаций по повышению эффективности государственной поддержки малого бизнеса с учетом текущей демографической ситуации в регионе. Научная новизна исследования заключается в следующем:
1. Выявлены структурные изменения в секторе малого и среднего бизнеса под влиянием фактора пандемии Covid-19 на примере Тюменской области за период с 2018-2021 гг.
2. Рассчитаны специальные коэффициенты смертности в пятилетних возрастных группах трудоспособного населения.
3. Выявлены структурные изменения в секторе малого и среднего предпринимательства Тюменской области и России.
4. Установлена связь показателей естественного и механического движения населения с показателями, характеризующими активность предпринимательской деятельности в регионе.
5. Установлено, что региональные тенденции в развитии предпринимательской деятельности отличаются от среднероссийских. На основе качественного анализа половозрастного состава предпринимательского сформирован портрет предпринимателя постковидного периода.
6. Сформулированы выводы относительно приоритетных направлений социально-экономической политики в регионе.
Сокращение населения, связанного со снижением рождаемости и повышением смертности населения, ускоренный пандемией Covid-19, рост доли пожилых людей в структуре населения, изменение соотношения между работниками и пенсионерами, создает угрозу экономическому росту как для страны в целом, так и для Тюменской области в частности. В некоторой степени эта проблема смягчается привлечением трудовых мигрантов в регион, однако полностью, не решает.
Объектом исследования являются демографические процессы в период до и после пандемии Covid-19, а также структурные изменения в сфере малого и среднего предпринимательства в Тюменской области (без автономных округов). Предметом исследования – влияние процессов естественного и механического движения населения на динамику и структуру предпринимательства в регионе. Исследуемый период - 2018-2021 гг.
Материалы и методы исследования.
Информационной базой исследования послужили данные Росстата, Управления Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу. Методы исследования – структурный и функциональный анализ, сравнение, обобщение, метод графического представления данных.
Результаты исследования и их обсуждение. Под демографической ситуацией понимают состояние демографических процессов, состава и размещения населения в определенное время в стране или отдельном регионе [1, с.422]. К демографическим процессам относятся естественное движение, воспроизводство населения, миграция населения, размещение населения по территории, процессы формирования структур населения.
В современной России главными особенностями сложившейся демографической ситуации являются: значительные масштабы сокращения населения, низкая рождаемость, продолжающееся старение населения. При этом на демографические процессы большую роль оказала пандемия Covid-19.
На территории Тюменской области (без автономных округов) на 1 января 2022 года проживало 1552,2 тыс. чел. За 2018–2021 гг. численность населения выросла на 3,6%, хотя прирост населения с 2020 года замедлился (рисунок 1).
Как известно, общая численность населения определяется его естественным и механическим движением. Обратимся к анализу показателей естественного движения населения в исследуемом периоде.
Рис. 1. Численность населения Тюменской области (без автономных округов) (начало года), тыс. чел.
Источник: построено авторами на основе [2].
Основной демографический процесс - рождаемость. От нее зависит то, как в обществе осуществляется процесс замещения поколения. В 2021 году по сравнению с 2018 годом в Тюменской области, как и в других регионах УрФО наблюдалось снижение рождаемости (на 10,6%), что ниже, чем в РФ (13%) и в УрФО в целом (12,5%).
Анализ данных по смертности населения демонстрирует следующее: в 2021 году по сравнению с 2018 годом в Тюменской области смертность выросла на 30,6%, что чуть ниже, чем в УрФО (31,6%) и в РФ в целом (33,5%). Наибольший рост приходится на период 2019 - 2021 гг. Наиболее очевидная и явная причина повышения уровня смертности в исследуемом регионе, также как и в УрФО и РФ – коронавирусная инфекция, которая только в 2020 г. стала, по официальным данным, одной из основных причин избыточной смертности в 400 тыс. чел. в России в целом [3].
Динамика числа родившихся и умерших за исследуемый период отражена на рисунке 2.
Рис.2. Число родившихся, умерших в Тюменской области в 2018-2021 гг., тыс. чел.
Источник: построено авторами на основе [4].
Коэффициенты естественного движения населения, сравнение данных коэффициентов с аналогичными показателями в УрФО и РФ отражены в таблице 1. Как видно, в Тюменской области коэффициенты рождамости, смертности и естественного прироста в сравнении с УрФО в целом и в РФ лучше, однако признать ситуацию благоприятной нельзя, так как наблюдается естественная убыль населения.
Таблица 1
Показатели естественного движения населения Тюменской области (без автономных округов) в 2018-2021 гг, на 1000 человек населения
|
Тюменская область (без автономных округов)
|
УрФО
(справочно) |
РФ
(справочно) | |||
2018г.
|
2019г.
|
2020г.
|
2021г.
|
2021г.
|
2021г.
| |
Родившиеся
|
13,7
|
12,6
|
12,3
|
12,0
|
10,5
|
9,6
|
Умершие
|
10,9
|
10,5
|
12,2
|
13,9
|
15,7
|
16,8
|
Естественный прирост (+),
убыль (-)
|
2,8
|
2,1
|
0,1
|
-1,9
|
-5,2
|
-7,2
|
Тенденция сокращения естественного прироста населения является следствием действия долгосрочных демографических факторов. Для цели статьи наибольший интерес представляет анализ трудовых ресурсов регионов, для чего обратимся к группировке населения по возрасту, выделению в составе населения лиц моложе трудоспособного возраста, трудоспособного возраста и старше его. В таблице 2 продемонстрирована структура населения по полу и возрастным группам на текущий период и ее изменение за период 2018-2022 гг.
Таблица 2
Удельный вес возрастных групп в Тюменской области (без автономных округов) в общей численности населения на 1 января 2019 и 2022 г., %
|
Удельный вес возрастных групп в общей численности
населения в 2019 г, %
|
Удельный вес возрастных групп в общей численности
населения в 2022 г, %
| |||||
моложе
трудосп.
|
трудосп.
|
старше
трудосп.
|
моложе
трудосп.
|
трудосп.
|
старше трудосп.
| ||
Все население
|
|
|
|
|
|
| |
мужчины и женщины
|
21,7
|
56,7
|
22,2
|
22,1
|
57,3
|
20,7
| |
мужчины
|
23,4
|
62,3
|
14,3
|
23,8
|
63,1
|
13,1
| |
женщины
|
20,2
|
50,4
|
29,3
|
20,5
|
52,0
|
27,5
| |
Городское население
|
|
|
|
|
|
| |
мужчины и женщины
|
21,3
|
58,1
|
20,6
|
22,0
|
58,9
|
19,1
| |
мужчины
|
23,1
|
64,1
|
12,8
|
23,9
|
64,6
|
11,5
| |
женщины
|
19,7
|
52,7
|
27,6
|
20,3
|
53,9
|
25,8
| |
Сельское население
|
|
|
|
|
|
| |
мужчины и женщины
|
22,5
|
52,0
|
25,4
|
22,2
|
53,7
|
24,0
| |
мужчины
|
23,9
|
58.6
|
17,5
|
23,6
|
60,1
|
16,3
| |
женщины
|
21,2
|
45,9
|
32,9
|
21,0
|
47,8
|
31,3
| |
Данные таблицы отражают незначительный рост за анализируемый период доли лиц моложе трудоспособного возраста (+1,8%, при этом на 3,5% - среди городских жителей мужского пола); рост доли трудоспособного населения на 1,1%, однако среди сельских жителей - на 3,3%, особенно среди лиц женского пола (+4,1%); сокращение доли населения старше трудоспособного возраста как городского, так и сельского населения, при этом более всего среди городских жителей мужского пола (-10,2%).
Нами был проведен анализ коэффициента смертности в регионе как по населению в целом, так и по отдельным возрастным группам населения трудоспособного возраста. Динамика общего коэффициента смертности мужчин и женщин в зависимости от причин смерти отражена в таблице 3.
Таблица 3
Коэффициенты смертности населения в Тюменской области (без АО) по причинам смерти в 2018-2021 гг.
Причина
смерти
|
2018
г.
|
2019г.
|
2020
г.
|
2021
г.
|
2021/2018,
%
|
Инфекционные и паразитарные
болезни
|
46,9
|
44,9
|
39,5
|
28,6
|
61,0
|
Болезни органов дыхания
|
25,7
|
21,5
|
40,1
|
49,9
|
194,2
|
Болезни органов пищеварения
|
39,5
|
42,3
|
46,7
|
51,2
|
129,6
|
Болезни системы кровообращения
|
516,4
|
480,8
|
521,6
|
510,2
|
98,8
|
Самоубийство
|
17,2
|
15,1
|
14,0
|
14,1
|
82,0
|
Случаи отравления алкоголем
|
8,2
|
7,7
|
6,3
|
6,5
|
79,3
|
Все виды транспортных несчастных
случаев
|
11,7
|
11,3
|
11,9
|
12,0
|
102,6
|
Убийство
|
6,9
|
6,2
|
6,0
|
3,1
|
44,9
|
Новообразования
|
145,6
|
143,6
|
145,4
|
146,5
|
100,6
|
Самый большой прирост смертности наблюдается от болезней органов дыхания, что безусловно связано с эпидемией коронавируса. Самыми частыми причинами смерти в 2021 году стали болезни системы кровообращения, а также новообразования. При этом, если в 2019 году отмечалось снижение количества смертей, связанных с данными заболеваниями, то в 2020 и 2021 годах резко выросло количество таких смертей. Данная картина в Тюменской области схожа с другими регионами РФ. Можно предположить, что коронавирусная инфекция Covid-19 способствует обострению имеющихся у человека хронических заболеваний или провоцирует их.
Та же тенденция прослеживается в динамике возрастных коэффициентов смертности (рисунок 3). Очевидно, что в 2020-2021 гг. практически во всех возрастных группах произошел рост смертности, особенно в группах старше 40 лет. При этом смертность женского населения в этих возрастных группах выросла в среднем на 12,4%, мужского населения -на 5,7%.
Рис.3. Возрастные коэффициенты смертности в Тюменской области (без АО) в 2018-2021 гг.
Источник: построено авторами на основе [4; 6].
Наряду с процессами естественного движения населения изменение его численности возможно за счет миграции. Анализ динамики показателей миграции населения Тюменской области демонстрирует резкое сокращение миграционного прироста населения в 2020 г., что связано с карантинными ограничениями во время пандемии Covid-19. Также резко миграционный прирост поднялся в 2021 г., обеспечив замещение естественной убыли населения (таблица 4).
Таблица 4
Изменение численности постоянного населения по Тюменской области (без АО) по компонентам в 2018-2021 гг., чел.
Год
|
Численность
населения на начало года |
Изменение за год (+,-)
|
Численность
населения на конец года |
Замещение естественной убыли миграционным приростом
| ||
общий
прирост |
в том числе:
| |||||
естественный
прирост |
миграционный
прирост | |||||
2018
|
1498779
|
19916
|
4233
|
15683
|
1518695
|
-
|
2019
|
1518695
|
18721
|
3072
|
15649
|
1537416
|
-
|
2020
|
1037432
|
8474
|
2298
|
6176
|
1045906
|
-
|
2021
|
1543389
|
8759
|
-3010
|
11769
|
1552148
|
391,0
|
Процесс роста численности населения за счет миграции в Тюменской области происходит в русле общероссийской тенденции. Так за январь-декабрь 2021 года, в России миграционный прирост по сравнению с аналогичными данными за 2020 год составив 430 тысяч человек, что смогло компенсировать возросшую в период пандемии Covid-19 естественную убыль населения на 41% [7].
В 2018 г. в Тюменскую область прибыло 65430 чел., а выехало – 49747 чел. (миграционное сальдо составило 15587 чел.), в 2021г разница между прибывшими и выбывшими составила плюс 11769 чел. Причины положительного миграционного сальдо носят преимущественно экономический характер: более низкий показатель безработицы по сравнению с другими регионами, удовлетворяющий мигрантов уровень оплаты труда, возможности развития предпринимательской деятельности. Кроме того, развитая социальная инфраструктура и бурное жилищное строительство также служат стимулирующим фактором для переезда в регион.
Большая часть миграционных перемещений была связана со сменой места жительства в пределах региона, однако, в 2019 г. уровень внутри региональной миграции снизился, а доля мигрантов из других стран, напротив, резко возросла. В 2020 г. движение население, как внутри региона, так и за его пределами, затормозилось (таблица 5).
Таблица 5
Общие итоги миграции населения по Тюменской области (без АО) в 2018-2021 гг., чел.
Год
|
Всего
|
Из них
|
Из-за пределов региона
| |||||
в пределах России
|
в том числе
|
из-за пределов России
|
в том числе
| |||||
внутри региона
|
из других регионов
|
из стран СНГ
|
из других зарубежных стран
| |||||
Прибывшие
| ||||||||
2018
|
65 430
|
56 667
|
37 942
|
18 725
|
8 763
|
8 249
|
514
|
27 488
|
2019
|
62 941
|
52 206
|
35 893
|
16 313
|
10 735
|
9 804
|
931
|
27 048
|
2020
|
51 567
|
44 833
|
30 090
|
14 743
|
6 734
|
6 177
|
557
|
21 477
|
2021
|
53685
|
46591
|
31535
|
15 056
|
7094
|
6727
|
367
|
22 150
|
Выбывшие
| ||||||||
2018
|
49 747
|
45 794
|
31 821
|
13 973
|
3 953
|
3 438
|
515
|
17 926
|
2019
|
47 292
|
44 045
|
30 378
|
13 667
|
3 247
|
2 807
|
440
|
16 914
|
2020
|
45 492
|
39 414
|
26 722
|
12 692
|
6 078
|
5 315
|
763
|
18 770
|
2021
|
41 916
|
39 787
|
27 099
|
12 688
|
2 129
|
1 893
|
236
|
14 817
|
Анализ возрастного состава миграционного прироста населения позволяет заключить, что за счет приезжающих граждан трудоспособного населения, частично решается проблема роста демографической нагрузки на работающее население в регионе (таблица 6).
Таким образом, сокращение населения, связанного со снижением рождаемости и повышением смертности населения, ускоренный пандемией Covid-19, рост доли пожилых людей в структуре населения, изменение соотношения между работниками и пенсионерами, создает угрозу экономическому росту как для страны в целом, так и для Тюменской области в частности. В некоторой степени эта проблема смягчается привлечением трудовых мигрантов в регион, однако полностью, учитывая действие долговременного демографического тренда на дальнейшее ухудшение демографической ситуации, эта мера проблему не решает.
Таблица 6
Динамика общего миграционного прироста населения с учетом
возрастного состава мигрантов в Тюменской области (без АО) в 2018-2021 гг., чел.
Год
|
Всего
|
в том числе в возрасте
| |||||
моложе
трудоспос. |
уд.вес, %
|
трудоспос.
|
уд.вес, %
|
старше
трудоспособ. |
уд.вес, %
| ||
2018
|
15683
|
2422
|
15,4
|
10543
|
67,2
|
2718
|
17,3
|
2019
|
15649
|
2313
|
14,8
|
10812
|
69,1
|
2524
|
16,1
|
2020
|
6075
|
996
|
16,4
|
3262
|
53,7
|
1817
|
29,9
|
2021
|
11 769
|
1 988
|
16,9
|
7 392
|
62,8
|
2 389
|
20,3
|
Для выработки мер регулирования рынка труда, следует более внимательно проанализировать структуру занятости и, прежде всего, в сфере малого и среднего предпринимательства, как основного аккумулятора занятости населения в регионах.
Согласно данным официальной статистики, число предприятий малого (в том числе микропредприятий) и среднего бизнеса в Тюменской области без автономных округов имеет отрицательный тренд, начиная с 2018 года (рисунок 4).
Рис. 4. Динамика количества предприятий малого (в том числе микро) и среднего бизнеса в Тюменской области без автономных округов, ед.
Источник: построено авторами на основе [8; 9; 10].
За 2020 год представлены данные действующих предприятий на конец года. В разрезе видов экономической деятельности, наибольшее число предприятий малого, микро и среднего бизнеса сосредоточено в оптовой и розничной торговле, ремонте автотранспортных средств и мотоциклов (27,2%), строительстве (15,7%), деятельности профессиональной, научной и технической (10,8%), операциях с недвижимым имуществом (9,7%). По данным Специального доклада уполномоченного при президенте РФ по правам предпринимателей, негативные последствия пандемии в России затронули 68,9% компаний малого и среднего бизнеса [11]. Тюменская область не стала исключением из общероссийского тренда стагнации сектора малого и среднего бизнеса.
Динамика численности занятых на предприятиях малого и среднего бизнеса представлена на рисунке 5.
Рис.5. Динамика средней численности работников предприятий малого (в том числе микро) и среднего бизнеса в Тюменской области без автономных округов, тыс.чел.
Источник: построено авторами на основе [8; 9; 10].
До пандемии в Тюменской области без автономных округов формировался положительный тренд числа занятых на предприятиях малого и среднего бизнеса. Это отличает региональные тенденции от среднероссийских, характеризующихся стагнацией [11].
Рис.6. Динамика численности занятых на предприятиях малого (в том числе микро) и среднего бизнеса в Тюменской области без автономных округов, тыс.чел.
Источник: построено авторами на основе [8; 9; 10].
В 2021 году по сравнению с 2020 годом отмечается отрицательная динамика численности занятых на предприятиях малого, микро и среднего бизнеса. Среднероссийский уровень занятости в данном секторе составляет 18,8 тыс. человек, это ниже показателей Тюменской области без автономных округов практически во всех представленных видах деятельности, кроме операций с недвижимым имуществом, транспортировке и хранении.
В гендерном аспекте доля женщин, занимающихся предпринимательской деятельность как основной работой, снижается: в 2008 году – 44%, в 2017 году – 40,2%, в 2019 году – 38,3%, в 2020 году – 38,3%, в 2021 году – 38,9%. Доля мужчин – не меняется: 2019 год – 61,7%, 2020 год – 61,7%, 2021 год – 61,1%. Доля женщин, занимающихся предпринимательством в качестве дополнительной работы, составляет в 2019 году – 47,6%, в 2020 году – 46,7%, 2021 году – 48,7%. В данном секторе снижается число мужчин: от 52,4% в 2019 году до 51,3% в 2021 году [12]. Отмечается положительный общероссийский тренд женского предпринимательства как возможности дополнительного заработка. Подобная тенденция характерна для Тюменской области без автономных округов.
В возрастном разрезе 35-39-летние составляют наибольшую долю среди лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью: в 2019 году - 14,4%, в 2020 году - 14,7%, в 2021 году – 15,0%. Увеличивается доля 30-34-летних предпринимателей: 2019 год – 14,1%, 2020 год – 14,6%, 2021 год – 14,8%. Доля 40-44-летних предпринимателей в 2021 году увеличилась до пандемийного значения и составила плюс 14,2%. Результаты анализа уровня образования предпринимателей свидетельствует о преобладающей доле (41,8% в 2019 году, 42,6% в 2021 году) имеющих среднее профессиональное. Растет доля предпринимателей с высшим образованием, в 2019 году она составила 28,8%, в 2020 году – 29,2%, в 2021 году – 29,4% [12]. Таким образом, социально-демографический портрет современного предпринимателя выглядит следующим образом. Это мужчина в возрасте 30-45 лет, имеющий среднее профессиональное или высшее образование, у которого предпринимательство – это основная работа. Аналогичные тенденции прослеживаются в Тюменской области без автономных округов.
Для развития малого и среднего предпринимательства в регионе реализуется ряд мер. В связи с тем, что основная доля отечественного малого и среднего бизнеса является субсидийным [13], государственная поддержка имеет приоритетное значение в его развитии. Динамика объема субсидий, выделенных из федерального бюджета на поддержку малого и среднего бизнеса, включая фермерские хозяйства, в Тюменской области без автономных округов составила: 2019 год – 47679,3 тыс.руб., 2020 год – 105637,6 тыс.руб., 2021 год – 38756,0 тыс.руб. [12]. В 2021 году отмечается сокращение субсидирования на 63,3% по сравнению с 2020 годом, на 18,7% по сравнению с 2019 годом. Данный факт, безусловно, повлиял на формирование отрицательной динамики предпринимательства.
Одной из мер поддержки, внедренной в 2022 году в Тюменской области и продленной на 2023 год, стал отказ от труда мигрантов, за исключением выходцев из стран Евразийского экономического союза [14; 15]. Введение такой меры ориентировано на успешный опыт Калининградской области и согласуется с мерами, применяемыми в других странах [16]. Данная мера поддержит экономический уровень местного населения, не позволит деградировать криминогенной обстановке. При этом иностранные мигранты не смогут работать водителями такси, на пассажирском транспорте и грузоперевозках, работающих на основании патента.
Считаем целесообразным, учитывая общероссийский тренд роста женского предпринимательства, как возможности дополнительного заработка, рекомендовать органам местной власти оказывать меры стимулирующего характера для развития семейного предпринимательства на местах. Развитие семейного бизнеса, при условии финансовой и организационной поддержки со стороны органов местной власти, будет не только рассматриваться как форма дополнительного заработка семей с детьми, но и являться элементом активной семейной политики направленной на укрепление института семьи, испытывающего на себе влияние деструктивных внешних факторов.
В постковидный период в регионе реализуются меры по развитию малого и среднего бизнеса. Считаем целесообразным рекомендовать продлить льготы по арендной плате по договору аренды для малого, индивидуального и среднего бизнеса; субсидирование из бюджетных и внебюджетных фондов, исходя из вида экономической деятельности предприятия, грантовую поддержку; снижение налоговой нагрузки, совершенствование системы упрощенного налогообложения путем расширения перечня расходов, ввести единый налог для МСП; дешевые кредиты. Административные меры поддержки– снижение административных барьеров, сокращение процедур взаимодействия с государством, развитие цифровизации и электронного документооборота.
Выводы. Демография и предпринимательство симбиотивные процессы. В настоящее время наблюдается общая для всех регионов тенденция роста доли лиц моложе и старше трудоспособного возраста, что является фактором, усиливающим напряженность на рынке труда. Локдаун и закрытие границ в 2020 г. привели к оттоку иностранных рабочих, обострив проблему нехватки трудоспособных граждан.
Демографический спад повлек за собой снижение числа малых, средний и микропредприятий в Тюменской области без автономных округов. В 2021 году ситуация в предпринимательском секторе не восстановилась на допандемийный уровень. Отрицательная динамика по всем видам экономической деятельности. Наибольший провал занятых отмечается в строительстве и обрабатывающем производстве. Предприимательский оплот Тюменской области без автомномных округов составляют мужчины в возрасте 30-45 лет, имеющие среднее профессиональное или высшее образование. Женское предпринимательство до сих пор является нереализованным потенциалом. В большинстве случаев оно рассматривается как дополнительный заработок.
Развитие малого предпринимательства в регионе необходимо осуществлять в связке с активной семейной политикой, политикой самозанятости, что безусловно будет соответствовать долгосрочным интересам России. Предложенные меры по развитию малого и среднего предпринимательства опираются на лучшие практики других регионов, результаты опросов предпринимателей.
Источники:
2. Численность и миграция населения Российской Федерации/ст. бюллетень: Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/compendium/document/13283 (дата обращения: 05.03.2023).
3. Отчет о текущей ситуации по борьбе с короновирусом: Официальная информация о коронавирусе в России. [Электронный ресурс]. URL: https://cdn.stopcoronovirus.ru/ai/html/3/attach/2022-06-30_coronavirus_ government_report.pdf (дата обращения: 27.02.2023).
4. Демографические показатели: Управление Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу. [Электронный ресурс]. URL: https://tumstat.gks.ru/ofs_demp_ug (дата обращения: 11.03.2023).
5. Численность населения по полу и возрасту: Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/ storage/mediabank/Bul_chislen_nasel-pv_01-01-2022.pdf (дата обращения: 05.03.2023).
6. Заболеваемость населения по основным классам болезней за 2017-2021 годы: Управление Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу. [Электронный ресурс]. URL: https://tumstat.gks.ru/ofs_zdrav_ug (дата обращения: 11.03.2023).
7. Щербакова Е.М. Миграция в России, предварительные итоги 2021 года // Демоскоп Weekly. – 2022. – № 937. – c. 937-938.
8. Сплошное наблюдение малого и среднего предпринимательства за 2020 год (итоги). [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/small_business_2020 (дата обращения: 01.03.2023).
9. Сплошное наблюдение малого и среднего предпринимательства за 2015 год (итоги). [Электронный ресурс]. URL: https://tumstat.gks.ru/obsled_ms2015 (дата обращения: 01.03.2023).
10. Малое и среднее предпринимательство в России – 2019 год. [Электронный ресурс]. URL: https://www.gks.ru/bgd/regl/b19_47/Main.htm (дата обращения: 01.03.2023).
11. МСП/постковид: время для системных решений. Специальный доклад Президенту РФ, 2021 год. [Электронный ресурс]. URL: http://doklad.ombudsmanbiz.ru/2021/7.pdf (дата обращения: 02.03.2023).
12. Малое и среднее предпринимательство в России – 2022 год. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/mal_pred_2022.pdf (дата обращения: 01.03.2023).
13. Игнатова И.В., Игнатов Е.С. Развитие предпринимательства в регионе: факторы и проблемы // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. – 2017. – № 5. – c. 143-157. – doi: 10.15838/esc/2017.5.53.10.
14. Постановление «Об установлении на 2022 год запрета на привлечение хозяйствующими субъектами, осуществляющих деятельность в Тюменской области, иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность на основании патентов, по отдельным видам экономической деятельности» от 16 декабря 2021 года № 288. [Электронный ресурс]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/7200202112170006 (дата обращения: 10.03.2023).
15. Постановление Губернатора Тюменской области от 23.11.2022 № 136 \"Об установлении на 2023 год запрета на привлечение хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в Тюменской области, иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность на основании патентов, по отдельным видам экономической деятельности\". [Электронный ресурс]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/7200202211240004?ysclid=lf3ouul6d1268117632 (дата обращения: 10.03.2023).
16. Sardadvar S. and Rocha-Akis S. (2015) Interregional migration within the European Union in the aftermath of the Eastern enlargements: a spatial approach, Review of Regional Research DOI 10.1007/s10037-015-0100-1
Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:56:06