Проблемы обеспечения конкурентоспособности нефтегазового машиностроения Тюменской области в условиях модернизируемой экономики

Фендич О.С., Назмутдинова Е.В., Вьючко А.Б.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 11 (71), Ноябрь 2012

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=18037291
Цитирований: 3 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
В условиях инновационной направленности экономики приоритетным является выбор стратегии развития отраслевых сегментов машиностроения, формирующей конкурентоспособные кластеры. Диспропорции в уровне конкурентоспособности продукции нефтегазового машиностроения, препятствующие выделению высокотехнологичного нефтегазосервисного ядра, требуют формирования селективных управляющих воздействий, основой которых является чувствительность к инновациям российских машиностроительных производств.

Ключевые слова: конкурентоспособность, модернизация, Тюменская область, технологии, инновационно-ориентированная экономика, нефтегазовое машиностроение, инновационность продукта, чувствительность к инновациям



В современную эпоху «экономики знаний» процветание любой страны зависит, прежде всего, от концентрации и степени развития интеллектуального потенциала. Получение более высокой ренты от новых рыночных возможностей, появившихся за счет коммерциализации передовых научно-технических разработок и инновационных решений, является приоритетом для большинства развитых государств. В настоящее время РФ демонстрирует ориентацию на модернизацию экономики на инновационной основе. Однако очевидно, что для реализации прорыва в научно-технической и промышленной политике страны необходима активная инновационная деятельность на макро-, мезо- и микроуровнях. Только принципиально новые технологии, виды продукции, управленческие нововведения позволят создать новую конкурентную среду и обеспечить предпосылки и шансы лидерства [1].

На переходе темпы не снижаются

Инновационность продукта, услуги компании является следствием конкуренции на рынке товаров и услуг и выступает важнейшим фактором конкурентоспособности. Действительно, в современных условиях наилучшее соотношение «классических» параметров конкурентоспособности (в самом широком смысле – совокупности качеств субъекта либо объекта, обеспечивающих превосходство над аналогичными субъектами либо объектами) – «издержки – цена – качество» базируется на более высокой интенсивности инновационной деятельности предприятия.

Необходимость выполнения задач перехода российской экономики к инновационной модели развития предъявляет новые требования к формированию конкурентоспособного индустриального комплекса страны. Особая роль при этом отводится машиностроению, в значительной мере определяющему состояние производственного потенциала территорий. Формирование в Тюменской области конкурентоспособных кластеров (нефтегазохимического, лесопромышленного и др.) с целью диверсификации мезоэкономики и снижения ее зависимости от базового нефтегазодобывающего сектора, предусмотренных региональной стратегией, обусловливает необходимость развития машиностроения опережающими темпами.

Машиностроительный сектор Тюменской области, сконцентрированный на юге территориально-экономической системы, занимает лидирующее положение в структуре обрабатывающих производств региона и отличается, с одной стороны, своей преимущественной ориентацией на удовлетворение потребностей ТЭК, а с другой – многоукладностью и широкой дифференциацией по видам экономической деятельности. При этом в структуре регионального машиностроения наибольший удельный вес составляют предприятия нефтегазового машиностроения.

В целом нефтегазовое машиностроение региона демонстрирует положительную динамику развития, выйдя на докризисные темпы роста, о чем свидетельствует изменение объемов производства и индекса промышленного производства по соответствующим видам экономической деятельности (в обрабатывающем секторе темпы роста производстве машин и оборудования являются наиболее высокими, в 2011 г. данный показатель составил 145%).

Однако исследования предпочтений покупателей продукции машиностроения выявили следующее соотношение: 70% российских потребителей нефтегазового оборудования отдает предпочтение наукоемкой продукции зарубежного производства, и только 30% – отечественным машинам и оборудованию. Недостаточный уровень конкурентоспособности продукции (как российского в целом, так и регионального в частности) обусловливает замещение отечественных машин и оборудования зарубежными образцами и незначительность экспортных поставок машиностроительных предприятий юга области. При этом, как отмечают аналитики, отечественное машиностроение (в том числе и тюменского региона) проигрывает западным компаниям в качестве, а китайским – в цене.

Продукция находит рынок

В процессе исследования конкурентоспособности машиностроительной продукции Тюменского региона при определении значимости различных категорий параметров машин и оборудования, приобретаемого российскими компаниями (на основании мнений экспертов отдела МТС ООО «ТНК-Уват», г. Тюмень, Управления МТО ООО «РН-Юганскнефтегаз», г. Нефтеюганск, ООО «СИАМ-Мастер», г. Томск), было выявлено, что наиболее значимыми критериями конкурентоспособности нефтегазовой машиностроительной продукции являются надежность, долговечность и основные эксплуатационные характеристики (использовались нормируемые значимости критериев в относительном выражении, в сумме дающие 100%).

На сегодняшний день объем экспортируемой продукции местного машиностроения составляет всего 4,3 % от объемов товарной продукции (при этом тенденция превышения импорта над экспортом продолжает нарастать). Основной внешний рынок сбыта (от 5-ти до 10% по отдельным предприятиям) – страны СНГ. Основу экспорта составляет нефтепромысловое оборудование и комплектующие к нему, поставляемые, главным образом, в Казахстан (42%). Наукоемкая измерительная техника технологических процессов ТЭК поставляется в страны СНГ, Венгрию. Основным потребителем продукции предприятий машиностроения юга Тюменской области является внутренний рынок: на предприятия региона (в большей части нефтегазового комплекса северной части области) поставляется около 70% производимой продукции. Продукция нефтепромыслового оборудования востребована в Томской области, Красноярском крае, Якутии; отдельные виды продукции поставляются в Республики Коми, Татарстан, Башкирию [2].

Необходимо отметить, что и со стороны отечественных машиностроительных компаний из других регионов РФ наблюдается жесткая конкуренция. Так, «под боком» у тюменских производителей функционируют машиностроительные предприятия Урала («Волгабурмаш», завод «Урал» – Свердловская область, ООО «Нефтегазпром»–Челябинская область, ОАО АК «Корвет», ОАО «Варгашинский завод ППСО» – Курганская область и др.). Серьезную конкуренцию региональным производителям нефтегазового оборудования составляют предприятия машиностроения Башкирии и Татарстана, в которых машиностроение для нужд ТЭК также превалирует в составе машиностроительных производств.

«Чувствительная» готовность

Определение рейтинга отечественных производителей отдельных позиций продукции нефтегазового машиностроения (рассчитываемого на основании интегрального показателя конкурентоспособности продукции, каковой представляет собой произведение коэффициента значимости i-того критерия конкурентоспособности продукции и его балльной оценки) на основании результатов анкетирования экспертов позволило выявить, что, в целом, продукция тюменского нефтегазового машиностроения уступает производителям машин и оборудования из других регионов страны, в частности, по стоимости, дизайну и эргономичности. В то же время к преимуществам региональных машиностроителей отнесены высокие эксплуатационные характеристики и качественное сервисное обслуживание.

Так, к примеру, по анализируемым позициям оборудования, поставляемого ООО «РН-Юганскнетфегаз», лидирующее место занимает лишь ОАО ИПФ «СИБНА» (табл. 1). В частности, в производстве контрольно-измерительного оборудования техпроцессов добычи нефти (дайметиков) данное предприятие превосходит такие компании, как ЗАО «Метран» (г. Челябинск) и ВРССГ НПО «Ирвис» (г. Москва).

Однако в условиях инновационной ориентации мезоэкономики говорить об уровне конкурентоспособности продукции предприятий машиностроения, ориентированных на нужды ТЭК, только в разрезе «традиционной» конкурентоспособности не совсем корректно. В рамках данного исследования была выявлена степень чувствительности предприятий нефтегазового машиностроения Тюменского региона к инновациям в соответствии с предложенными классами чувствительности: абсолютно чувствительные, высокочувствительные, чувствительные, низкочувствительные, нечувствительные, абсолютно нечувствительные.

Таблица

Рейтинг производителей отдельных позиций продукции нефтегазового машиностроения

Наименование предприятий-конкурентов, выпускающих аналогичную продукцию
Интегральный показатель конкурентоспособности продукции
Ранг предприятия
Емкостное оборудование (емкость подземная горизонтальная дренажная)
ОАО «Нефтепроммаш» (г. Тюмень)
268
3
ОАО «Димитровградхиммаш» (г. Димитров)
286,9
2
ОАО «Курганхиммаш» (г. Курган)
300
1
Пакерно-якорное оборудование (механический пакер типа 2ПОМ-122)
ОАО «Сибнефтемаш» (г. Тюмень)
277,3
2
ОАО НПФ «Пакер» (г. Октябрьский)
288,6
1
ВНИИБТ (г. Москва)
277,1
3
Замерные устройства (дайметики)
ОАО ИПФ «Сибнефтеавтоматика» (г. Тюмень)
300
1
ЗАО «Метран» (г. Челябинск)
286,9
3
ВРССГ НПО «Ирвис» (г. Москва)
288,8
2
Блочно-модульное оборудование (блочно-модульные насосные станции)
ОАО «Нефтемаш» (г. Тюмень)
280,1
2
ОАО «ОЗНА» (г. Октябрьский)
300
1
ООО «Северснабкомплект» (г. Курган)
279,9
3
Блок реагентного хозяйства
ОАО «Опытный завод «Электрон» (г. Тюмень)
288,3
2
ОАО «Сызраньнефтемаш» (г. Сызрань)
279,6
3
ОАО «Курганхиммаш» (г. Курган)
288,6
1
В результате обобщения и систематизации экспертных оценок параметров чувствительности к инновациям (степень обновления продукции; использование новых технологий менеджмента; технико-технологический уровень производства; доля сотрудников, занятых НИОКР; наличие патентов и ноу-хау; мотивационные системы, уровень квалификации работников) был сделан вывод, что 22 % анализируемых машиностроительных предприятий являются высокочувствительными к инновациям (например, ОАО ИПФ «СИБНА»), 30% –чувствительными (в том числе ОАО «Нефтемаш» и ОАО «Сибнефтемаш»), 27% – низкочувствительными (ОАО «Нефтепроммаш») и 21% – нечувствительными (ОАО «Ишимский машиностроительный завод»). К 1 классу чувствительности не отнесено ни одно из рассматриваемых предприятий.

Подобный вывод подтверждается и данными статистической отчетности, в соответствии с которыми только пять машиностроительных предприятий региона осуществляли технологические инновации.

Выводы

Достижение задачи развития экономики Тюменского региона по инновационно-ориентированной траектории не представляется возможным без формирования высокотехнологичного нефтегазосервисного ядра с преобладанием производств шестого и седьмого технологических укладов. В то же время результаты проведенного исследования свидетельствуют о существовании диспропорций в уровнях конкурентоспособности продукции предприятий нефтегазового машиностроения и невозможности выделения в настоящий момент времени подобного ядра на базе машиностроительных производств. В то же время, считаем, что существуют объективные предпосылки для развития нефтегазового сегмента регионального машиностроения в контексте инновационной мезоэкономики. Безусловно, подобные выводы должны в полной мере учитываться при формировании стратегий развития машиностроительных предприятий и находить свое отражение в селективности управляющих воздействий.


Источники:

1. Управление инновациями в модернизируемой экономике: учебное пособие Текст] / Л.Л. Тонышева, Е.В. Назмутдинова, О.С. Фендич, В. А. Чейметова. – Тюмень: ТюмГНГУ, 2011.
2. Формирование стратегии развития отрасли: теоретический и реализационный аспекты. Текст / Л.Л. Тонышева, Е.В. Назмутдинова. – Тюмень: ТюмГНГУ, 2010.

Страница обновлена: 26.11.2024 в 13:04:25