Проблемы обеспечения конкурентоспособности нефтегазового машиностроения Тюменской области в условиях модернизируемой экономики
Скачать PDF | Загрузок: 7 | Цитирований: 3
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
№ 11 (71), Ноябрь 2012
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=18037291
Цитирований: 3 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
В условиях инновационной направленности экономики приоритетным является выбор стратегии развития отраслевых сегментов машиностроения, формирующей конкурентоспособные кластеры. Диспропорции в уровне конкурентоспособности продукции нефтегазового машиностроения, препятствующие выделению высокотехнологичного нефтегазосервисного ядра, требуют формирования селективных управляющих воздействий, основой которых является чувствительность к инновациям российских машиностроительных производств.
Ключевые слова: конкурентоспособность, модернизация, Тюменская область, технологии, инновационно-ориентированная экономика, нефтегазовое машиностроение, инновационность продукта, чувствительность к инновациям
В современную эпоху «экономики знаний» процветание любой страны зависит, прежде всего, от концентрации и степени развития интеллектуального потенциала. Получение более высокой ренты от новых рыночных возможностей, появившихся за счет коммерциализации передовых научно-технических разработок и инновационных решений, является приоритетом для большинства развитых государств. В настоящее время РФ демонстрирует ориентацию на модернизацию экономики на инновационной основе. Однако очевидно, что для реализации прорыва в научно-технической и промышленной политике страны необходима активная инновационная деятельность на макро-, мезо- и микроуровнях. Только принципиально новые технологии, виды продукции, управленческие нововведения позволят создать новую конкурентную среду и обеспечить предпосылки и шансы лидерства [1].
На переходе темпы не снижаются
Инновационность продукта, услуги компании является следствием конкуренции на рынке товаров и услуг и выступает важнейшим фактором конкурентоспособности. Действительно, в современных условиях наилучшее соотношение «классических» параметров конкурентоспособности (в самом широком смысле – совокупности качеств субъекта либо объекта, обеспечивающих превосходство над аналогичными субъектами либо объектами) – «издержки – цена – качество» базируется на более высокой интенсивности инновационной деятельности предприятия.
Необходимость выполнения задач перехода российской экономики к инновационной модели развития предъявляет новые требования к формированию конкурентоспособного индустриального комплекса страны. Особая роль при этом отводится машиностроению, в значительной мере определяющему состояние производственного потенциала территорий. Формирование в Тюменской области конкурентоспособных кластеров (нефтегазохимического, лесопромышленного и др.) с целью диверсификации мезоэкономики и снижения ее зависимости от базового нефтегазодобывающего сектора, предусмотренных региональной стратегией, обусловливает необходимость развития машиностроения опережающими темпами.
Машиностроительный сектор Тюменской области, сконцентрированный на юге территориально-экономической системы, занимает лидирующее положение в структуре обрабатывающих производств региона и отличается, с одной стороны, своей преимущественной ориентацией на удовлетворение потребностей ТЭК, а с другой – многоукладностью и широкой дифференциацией по видам экономической деятельности. При этом в структуре регионального машиностроения наибольший удельный вес составляют предприятия нефтегазового машиностроения.
В целом нефтегазовое машиностроение региона демонстрирует положительную динамику развития, выйдя на докризисные темпы роста, о чем свидетельствует изменение объемов производства и индекса промышленного производства по соответствующим видам экономической деятельности (в обрабатывающем секторе темпы роста производстве машин и оборудования являются наиболее высокими, в 2011 г. данный показатель составил 145%).
Однако исследования предпочтений покупателей продукции машиностроения выявили следующее соотношение: 70% российских потребителей нефтегазового оборудования отдает предпочтение наукоемкой продукции зарубежного производства, и только 30% – отечественным машинам и оборудованию. Недостаточный уровень конкурентоспособности продукции (как российского в целом, так и регионального в частности) обусловливает замещение отечественных машин и оборудования зарубежными образцами и незначительность экспортных поставок машиностроительных предприятий юга области. При этом, как отмечают аналитики, отечественное машиностроение (в том числе и тюменского региона) проигрывает западным компаниям в качестве, а китайским – в цене.
Продукция находит рынок
В процессе исследования конкурентоспособности машиностроительной продукции Тюменского региона при определении значимости различных категорий параметров машин и оборудования, приобретаемого российскими компаниями (на основании мнений экспертов отдела МТС ООО «ТНК-Уват», г. Тюмень, Управления МТО ООО «РН-Юганскнефтегаз», г. Нефтеюганск, ООО «СИАМ-Мастер», г. Томск), было выявлено, что наиболее значимыми критериями конкурентоспособности нефтегазовой машиностроительной продукции являются надежность, долговечность и основные эксплуатационные характеристики (использовались нормируемые значимости критериев в относительном выражении, в сумме дающие 100%).
На сегодняшний день объем экспортируемой продукции местного машиностроения составляет всего 4,3 % от объемов товарной продукции (при этом тенденция превышения импорта над экспортом продолжает нарастать). Основной внешний рынок сбыта (от 5-ти до 10% по отдельным предприятиям) – страны СНГ. Основу экспорта составляет нефтепромысловое оборудование и комплектующие к нему, поставляемые, главным образом, в Казахстан (42%). Наукоемкая измерительная техника технологических процессов ТЭК поставляется в страны СНГ, Венгрию. Основным потребителем продукции предприятий машиностроения юга Тюменской области является внутренний рынок: на предприятия региона (в большей части нефтегазового комплекса северной части области) поставляется около 70% производимой продукции. Продукция нефтепромыслового оборудования востребована в Томской области, Красноярском крае, Якутии; отдельные виды продукции поставляются в Республики Коми, Татарстан, Башкирию [2].
Необходимо отметить, что и со стороны отечественных машиностроительных компаний из других регионов РФ наблюдается жесткая конкуренция. Так, «под боком» у тюменских производителей функционируют машиностроительные предприятия Урала («Волгабурмаш», завод «Урал» – Свердловская область, ООО «Нефтегазпром»–Челябинская область, ОАО АК «Корвет», ОАО «Варгашинский завод ППСО» – Курганская область и др.). Серьезную конкуренцию региональным производителям нефтегазового оборудования составляют предприятия машиностроения Башкирии и Татарстана, в которых машиностроение для нужд ТЭК также превалирует в составе машиностроительных производств.
«Чувствительная» готовность
Определение рейтинга отечественных производителей отдельных позиций продукции нефтегазового машиностроения (рассчитываемого на основании интегрального показателя конкурентоспособности продукции, каковой представляет собой произведение коэффициента значимости i-того критерия конкурентоспособности продукции и его балльной оценки) на основании результатов анкетирования экспертов позволило выявить, что, в целом, продукция тюменского нефтегазового машиностроения уступает производителям машин и оборудования из других регионов страны, в частности, по стоимости, дизайну и эргономичности. В то же время к преимуществам региональных машиностроителей отнесены высокие эксплуатационные характеристики и качественное сервисное обслуживание.
Так, к примеру, по анализируемым позициям оборудования, поставляемого ООО «РН-Юганскнетфегаз», лидирующее место занимает лишь ОАО ИПФ «СИБНА» (табл. 1). В частности, в производстве контрольно-измерительного оборудования техпроцессов добычи нефти (дайметиков) данное предприятие превосходит такие компании, как ЗАО «Метран» (г. Челябинск) и ВРССГ НПО «Ирвис» (г. Москва).
Однако в условиях инновационной ориентации мезоэкономики говорить об уровне конкурентоспособности продукции предприятий машиностроения, ориентированных на нужды ТЭК, только в разрезе «традиционной» конкурентоспособности не совсем корректно. В рамках данного исследования была выявлена степень чувствительности предприятий нефтегазового машиностроения Тюменского региона к инновациям в соответствии с предложенными классами чувствительности: абсолютно чувствительные, высокочувствительные, чувствительные, низкочувствительные, нечувствительные, абсолютно нечувствительные.
Таблица
Рейтинг производителей отдельных позиций продукции нефтегазового машиностроения
Наименование предприятий-конкурентов, выпускающих аналогичную продукцию
|
Интегральный показатель конкурентоспособности продукции
|
Ранг предприятия
|
Емкостное оборудование (емкость подземная горизонтальная дренажная)
| ||
ОАО «Нефтепроммаш» (г. Тюмень)
|
268
|
3
|
ОАО «Димитровградхиммаш» (г. Димитров)
|
286,9
|
2
|
ОАО «Курганхиммаш» (г. Курган)
|
300
|
1
|
Пакерно-якорное оборудование (механический пакер типа 2ПОМ-122)
| ||
ОАО «Сибнефтемаш» (г. Тюмень)
|
277,3
|
2
|
ОАО НПФ «Пакер» (г. Октябрьский)
|
288,6
|
1
|
ВНИИБТ (г. Москва)
|
277,1
|
3
|
Замерные устройства (дайметики)
| ||
ОАО ИПФ «Сибнефтеавтоматика» (г. Тюмень)
|
300
|
1
|
ЗАО «Метран» (г. Челябинск)
|
286,9
|
3
|
ВРССГ НПО «Ирвис» (г. Москва)
|
288,8
|
2
|
Блочно-модульное оборудование (блочно-модульные насосные станции)
| ||
ОАО «Нефтемаш» (г. Тюмень)
|
280,1
|
2
|
ОАО «ОЗНА» (г. Октябрьский)
|
300
|
1
|
ООО «Северснабкомплект» (г. Курган)
|
279,9
|
3
|
Блок реагентного хозяйства
| ||
ОАО «Опытный завод «Электрон» (г. Тюмень)
|
288,3
|
2
|
ОАО «Сызраньнефтемаш» (г. Сызрань)
|
279,6
|
3
|
ОАО «Курганхиммаш» (г. Курган)
|
288,6
|
1
|
Подобный вывод подтверждается и данными статистической отчетности, в соответствии с которыми только пять машиностроительных предприятий региона осуществляли технологические инновации.
Выводы
Достижение задачи развития экономики Тюменского региона по инновационно-ориентированной траектории не представляется возможным без формирования высокотехнологичного нефтегазосервисного ядра с преобладанием производств шестого и седьмого технологических укладов. В то же время результаты проведенного исследования свидетельствуют о существовании диспропорций в уровнях конкурентоспособности продукции предприятий нефтегазового машиностроения и невозможности выделения в настоящий момент времени подобного ядра на базе машиностроительных производств. В то же время, считаем, что существуют объективные предпосылки для развития нефтегазового сегмента регионального машиностроения в контексте инновационной мезоэкономики. Безусловно, подобные выводы должны в полной мере учитываться при формировании стратегий развития машиностроительных предприятий и находить свое отражение в селективности управляющих воздействий.
Источники:
2. Формирование стратегии развития отрасли: теоретический и реализационный аспекты. Текст / Л.Л. Тонышева, Е.В. Назмутдинова. – Тюмень: ТюмГНГУ, 2010.
Страница обновлена: 26.11.2024 в 13:04:25