Subject's image resonator in ensuring business growth amidst marketing turbulence and manipulation influences

Shchepakin M.B., Khandamova E.F.1, Zhamankulova D.S.1
1 Кубанский государственный технологический университет, Russia

Journal paper

Journal of Economics, Entrepreneurship and Law (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 13, Number 10 (October 2023)

Citation:

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=54899428
Cited: 1 by 30.01.2024

Abstract:
The article substantiates the strengthening of the influence of image formation on the implementation of the processes of marketing and behavioral adaptation of subjects in the context of solving priority tasks of innovative development of business, government and society. The turbulence of information flows of different semantic content and orientation destroys the identification parameters of subjects, subjectivizes the reflection of the real image of the subject by means and tools of information marketing and reputation manipulation, and thereby destabilizes public and personal consciousness, as well as shakes the behavior of individuals. The negative influence of simulation information resources on innovative transformations in business and society is argued. This generates dissonances of various nature, leading to communication and behavioral asymmetry as a result of weakening information and behavioral congruence in the created communication fields of subjects and blurring the media landscape in the interests of beneficiaries of inhibiting innovative changes in the national economy and preventing it from gaining economic sovereignty. Thus, it is necessary to strengthen the trust of society and its citizens in business and government by objectifying their image characteristics and turning the image into a catalyst for innovative transformations of a constructive and creative nature. A model of managing the image-marketing adaptation of business to the conditions of turbulence of information-manipulative influences on the subjects of communication relations from various sources of their origin is proposed. It could be useful to ensure increasing the potential of economic growth based on obtaining an integrative multiplicative effect.

Keywords: mobilization economy, marketing and behavioral adaptation, innovative production, marketing and behavioral spring funnel, information and communication connector, hybrid marketing, manipulative influences, hybrid image, image resonator, communication multiplier, marketing multiplier, trust, integrative multiplicative effect, business economic growth

JEL-classification: M21, M31, L26



Введение

Национальная экономика находится на этапе трансформации традиционной модели развития в инновационно-мобилизационную модель экономического роста, предполагающей обретение системой экономического и технологического суверенитета [1,2]. Президент России В. Путин увидел перспективы для развития модели экономики предложения [3], которая ориентирована на ощутимое увеличение объема производства и занятости при одновременном снижении цен, а также поощряет инвестиции в человеческий капитал (систему образования, здравоохранение и т.п.), в обновление оборудования, в совершенствование технологий и отказ от повышения налогов.Такая модель аккумулирует внутренние потенциалы субъектов рыночных взаимодействий для обеспечения разнонаправленных инновационных изменений, способных обеспечить получение нового системного качества, базирующегося на знаниях, навыках, опыте и ценностных ориентирах человеческого ресурса, способного функционировать и развиваться в условиях турбулентности информационных и маркетингово-манипуляционных воздействий со стороны внешнего агрессивного окружения и внутреннего противостояния скрытых недоброжелателей. Она необходима для проведения проактивной экономической политики и для перехода к суверенной экономике, способной не идти за спросом, а самой формировать этот спрос.

Рыночные преобразования тесно связаны с адаптацией маркетингово-коммуникационных полей субъектов к приоритетным задачам инновационного развития бизнеса, государства и общества. Они могут находиться в режимах достаточного или замороженного медиаландшафта, когда информационные потоки настраиваются на трансляцию и ретрансляцию маркетинговых и иных сигналов в интересах тех или иных бенефициаров (действующих вне социально-экономической системы или внутри нее, но на разных уровнях стратификационной пирамиды и с привлечением для расширения зоны их действия разных по идеологической и нравственной ориентации прокси-агентов). Тем самым создается мозаичная платформа информационного «пирога», создающего условия для манипулирования общественным и личным сознанием граждан теми, кто эту платформу создает и раскрашивает в нужные им цвета. А это может существенным образом влиять на ускорение или торможение процессов преобразований в инновационной сфере за счет фальсификаций (в том числе за счет дегуманизации и коммуникативной деградации взаимодействий) в доводимой до субъектов информации. Следует признать, что если Вас нет в информационном поле – Вас нет в бизнесе. Но это одна сторона видения проблемы, когда речь идет о цивилизованных моделях развивающихся коммуникационных полей в гуманистических интересах экономического и социального роста, а другая ‒ в том, что манипуляции разного характера становятся инструментом разрушения установившихся связей между участниками отношений в угоду геополитическим и геоэкономическим амбициям скрытых бенефициаров западного происхождения. Возрастает значение экономической культуры как преобразователя мировоззрений, ценностных ориентаций, поведения человека в сторону разумного осмысления событий и ухода из сферы эмоциональности [4], являющейся благоприятной средой для манипулирования реакциями индивидов в нужных отправителям информационных сигналов направлениях. И здесь имидж и репутационный капитал личности или иного субъекта становится мерилом потенциальной результативности их функционирования и развития, а также объективной идентификации в экономических, поведенческих и социальных измерителях. В диджитал пространстве, основным элементом в которой являются «информационно-поведенческие «качели» [5], возникает эффект «зазеркалья», в вымышленном пространстве которого искажается идентификационный образ субъекта с его намерениями и действиями, а реальность трансформируется до абсурда и до откровенной несуразности.

Турбулентность информационных потоков, которые обрушиваются на субъектов коммуникаций из различных источников их создания, не всегда подготовленных для их идентификации в объективных параметрах отражения, деформирует и дестабилизирует сознание и поведение индивидов. Причем, определяющими характеристиками могут выступать имиджевые компоненты личностей и иных субъектов рынка, формируемых информационными каналами и иными средствами, которые могут создавать противоречивое поле мнений о них. Это отрицательно влияет на принятие решений в профессиональной предпринимательской сфере, при определении социальной ориентации поведения субъектов, при разработке экономических, маркетинговых, логистических, инновационных проектов в ходе реализации задач по эффективному функционированию и развитию бизнеса и социально-экономической системы в целом (в том числе и в локальных ее образованиях). Возникают точки бифуркации [6, 7] в различных сегментах информационного «покрывала» [8], мозаичные лоскутки которого могут сшиваться нитками идеологической и логико-философской прошивки, в которой аргументы и доказательность, ясность и строгость [9], а также последовательность действий по результатам идентификационной верификации [10] заявляемого становятся более важным, чем ярко представленное информационное красноречие. Лоббирование [11,12] со стороны не всегда понятных индивидов (разноуровневого статуса) в системе информационного манипулирования общественным мнением и поведением субъектов сказывается на имиджевых характеристиках [13] отдельных личностей, конкретных субъектов бизнеса, а также на различных звеньях и собственно социально-экономической системы в целом.

Информационное «покрывало», мозаично фрагментарное по своему семантическому воплощению и отражению в ментальности получателей информации, накрывающее значительное поле пользователей социальных сетей, вбирает в себя ту разнополярную энергию, которая может питать «теневую» сферу экономической жизни общества или же создавать барьеры для гашения лавинообразного негатива в лабиринтах человеческого сознания. Манипулирование поведением субъектов посредством лжи, полуправды и завуалированного эффектными «картинками» прямого обмана становится тем инструментом, который поддерживает механизмы теневой экономики в дееспособном состоянии [14] и процессы дегуманизации отношений в моделях имиджобразования. Манипуляция представляет собой скрытое воздействие, факт которого не должен быть замечен объектом манипуляции. Строить же защиту от манипуляций – это не только вопрос исторической судьбы, но и выживания русского народа [15], что наглядно просматривается в действиях противников России в ходе проведения СВО, а также возможности целенаправленного осуществления инновационных преобразований в системообразующих сферах жизнедеятельности российского общества.

Возникает двойственность в восприятии информационных сообщений, накатывающихся из средств массовой информации, из нейросетей и социальных сетей в разных форматах, формируемых их отправителями по заданиям разноуровневых инициаторов, которые могут отличаться существенным образом заложенными в них смыслами и эмоциями. С одной стороны, идет нажим разного характера (от обычного информационного давления до маркетингово-конъюнктурного, и далее даже до силового административно-регулирующего), а с другой – идет хаотично распространяемое обычное информационно-пропагандистское, нейтрально-повествующее, рекламно-подталкивающее воздействие на субъекты внимания отправителями посланий для инициирования тех или иных действий и побуждения индивидов и иных субъектов бизнеса к нужному им поведению посредством коррекции их имиджевого «образа» и оказания прессинга на репутационный ресурс в нужную для бенефициаров сторону.

Огромный поток фальшивой информации, позволяющей мошенникам безнаказанно во многих случаях влиять на процессы рыночных онлайн-трансакций разного содержания и масштаба, оказывает негативное влияние на процессы функционирования и развития субъектов различных отраслевых сфер деятельности (производственных, в сфере услуг ‒ медицинских, туристических, гостиничных, торговых, информационных и др.). И масштаб таких симулятивных манипуляций увеличивается из года в год. Информационные ресурсы, вовлекаемые в систему управления экономическим ростом бизнеса, являются составляющими сложной системы формирования сбалансированных маркетингово-коммуникационных полей [16], в рамках которых в инфо-аккумуляторах интегрируются: а) сведения разного характера; б) данные об аспектах деятельности субъектов различных отраслевых сфер экономики; в) данные о различных диссонансах в маркетингово-коммуникационной деятельности взаимодействующих сторон; г) сведения о накопленных знаниях в различных областях науки и техники; д) сведения о профессиональном опыте персонала и качестве трудового ресурса в разрезе его функциональной деятельности; е) данные о потенциале возможностей человекоцентричного ресурса реализовывать его инновационную способность в продукты преобразовательного характера; ж) характеристики рекламно-маркетингового инструментария, вовлекаемого субъектами предпринимательства при построении ими интегрированных коммуникаций в ходе управления изменениями в мобилизационной экономике [17, 18], в том числе и на базе создаваемых интернет-площадок для продвижения бизнеса [19] с элементами искусственного интеллекта в разрабатываемых инновационных проектах [20]; и) информация об имидже (репутационном капитале) субъектов бизнес-среды (по верифицированным параметрам) в спектре меняющегося круга потенциальных партнеров для вовлечения их в решение проблем инновационного обновления по различным цепочкам создания стоимостей.

Проблема идентификации информации в объективном семантическом воплощении является сложной для своего решения, поскольку трудно обеспечить дифференциацию заложенных в ней сведений, мнений, суждений и эмоций на объективную и субъективную [21], поскольку она имеет разную природу происхождения, формируется в различных каналах и источниках ее подготовки и сокрыта от общественного понимания целеполагания ее создателями, настраивающих восприятие ее получателей на нужный им результат методами манипулятивного характера (будь то позитивного, или негативного, или иного). Исследования феномена информационного воздействия сигналов и сообщений разного смыслового наполнения на целевых потребителей всегда являлись зоной споров и противоречивых суждений отечественных и зарубежных ученых [22-29] в отношении их влияния на построение развивающихся коммуникационных пространств и моделей коммуникационных обменов, вынужденных в условиях турбулентного рынка адаптационно настраиваться на формирование гибких моделей взаимодействия субъектов и на инновационные отклики на внешние агрессивные вызовы и манипуляции разного характера.

Информационные сообщения из различных источников их образования при различном целеполагании формируемых задач их инициаторами ведут к изменениям псевдореальности и к образованию их неуправляемых потоков. Эти потоки создают mainstream-media, а сами изменения псевдореальности «порождают диссонансы разного характера и расколы, повышая базовую тревожность и взаимное непонимание в обществе» [30]. Псевдореальность ведет к «взбалтыванию мозгов», к подмене понятий, к потере имидж-идентифицируемости и в результате этого резонирует колебательность (неустойчивость) мнений, суждений, поведения и ответных реакций индивидов и субъектов хозяйствования на вполне обоснованные требования к инновационному преобразованию ключевых сфер социальной и экономической жизни общества.

Важным остается понимание природы информации, которая становится носителем активного и действенного ресурса для воздействия на сознание людей, а также на весь набор социальных, экономических, коммуникационных и поведенческих процессов в бизнесе и обществе. Важным также становится для понимания смысла вбрасываемых извне информационных сигналов закрепление представления о манипуляции как о форме скрытого воздействия на сознание индивидов тех, кто в своих интересах (политических, экономических, маркетинговых, поведенческих и т.п.) хотел бы подавить их волеизъявление и внушить им неспособность в отношении принятия собственных решений. Манипуляция выступает как система психологического побуждения, ориентированного на «насаждение иллюзорного мировоззрения», как форма скрытого воздействия на сознание индивида, а также как общесоциологический феномен, способный содействовать сохранению баланса между эгоистическими интересами граждан [31, c. 141-142]. Проблема манипуляций заключается в несбалансированной взаимосвязи трех уровней ее рассмотрения: первый ‒ манипулятивная коммуникация как вид социального взаимодействия, при котором осуществляется злоупотребление властью; второй ‒ она реализуется посредством информационных сообщений (сигналов) и аудиовизуальных образов; третий – она представляет собой явление и процесс, которые необходимо рассматривать в контексте когнитивных особенностей человека, формирующих образ мышления, ментальный мир и сферу неявного знания конкретного индивида [32,33]. Менталитет как склад ума, как совокупность умственных, эмоциональных, культурных особенностей, ценностных ориентаций и установок, присущих социальной общности (народу) и его представителям фиксирует «обращенность любой локальной цивили­зации к ее ценностно­-смысловому своеобразию (включая этнокультурные и социально-­психологические атрибуты) в интерлокальном контек­сте (т.е. в одном ряду с другими, смежными или противоположными мен­тальностями локального же характера)» [34]. Именно менталитет дает толчок к пониманию идентификационных параметров личности, в том числе и по имиджевым признакам, которые дают возможность составить «образ» личности в ее социально-нравственном аспекте и поведенческом отражении.

Таким образом, информационный ресурс как носитель «образа» системы и его субъектов является тем компонентом в системе имиджобразования в процессе маркетингово-поведенческой адаптации бизнеса к решению проблем развития субъектов предпринимательства и системы в целом, который обладает способностью активизировать действие маркетинговых инструментов (в том числе способов и приемов) для построения маркетингового поведения участников отношений в нужном обществу и государству формате инновационных изменений.

Целью исследования является построение такой модели управления имидж-маркетинговой адаптацией бизнеса к условиям турбулентности информационно-манипулятивных воздействий из различных источников, которая отражала бы взаимосвязи факторов, ресурсов и источников получения интегративного мультипликативного эффекта при включении информационного ресурса в механизм имиджобразования и способствовала бы адекватной идентификации состояния доверия субъектов к принимаемым решениям по инновационному развитию бизнеса и системы в целом.

Методы исследования: категориальный анализ, диагностика определяющих факторов, индукция, обобщение, идентификационный анализ, анализ социально-экономической среды, системный подход к оценке противоречий и разногласий, экспертных оценок, моделирование.

Имиджевый резонатор в обеспечении экономического роста бизнеса посредством формирования интегративного мультипликативного эффекта в процессе его маркетингово-поведенческой адаптации к требованиям мобилизационной экономики

Теория когнитивного диссонанса [35] в рамках развивающейся экономики, ориентированной на инновационное обновление всех сторон жизнедеятельности общества, вторгается в сферу информационного обеспечения изменениями. Отсутствие гармонии, вызванное столкновением сознания индивида с противоречивыми конфликтообразующими представлениями о ценностях, верованиях, эмоциональных реакциях, мыслях, которые настойчиво формируются манипулятивными информационными потоками для внесения разлада в экзистенциальное мироощущение человека, связано с трансформацией адаптационных процессов в маркетинговой и поведенческой деятельности бизнеса и иных субъектов социально-экономического пространства. Желание государства и общества привести в соответствие мышление, чувства и действия индивидов требует совершенствования маркетингово-поведенческой адаптации бизнеса и его человекоцентричного ресурса к новым требованиям турбулентного рынка. Решение этой проблемы связано с необходимостью установления взаимосвязей между факторами и ресурсами, между условиями и возможностями, используемыми при построении маркетингово-коммуникационных платформ, вовлекающих для этого инструментарий гибридного маркетинга [36], трансформируемого под задачи развития бизнеса и системы в целом, но уже с учетом диджитализации экономики и расширения зоны манипулятивных информационных воздействий агрессивного окружения на общественное и индивидуальное сознание [5]. Внешняя агрессивная среда формирует «информационное болото» с разнонаправленным токсичным информационным ресурсом (ИРт).

Диссонанс в маркетингово-коммуникационной деятельности (МКД) наиболее отчетливо в новой экономической реальности отражается в когнитивной ее составляющей, поскольку он отражает способ выражения смысловых противоречий в ситуациях конфликтного характера (из-за недостижения консенсуса во владении ресурсами, в распределении тех и иных благ, в несовпадении интересов в доминировании во власти, в принятии решений, во «владении» умами рядовых граждан и т.п.). Ослабление его действия предполагает настройку поведения субъектов на достижение баланса интересов с принимаемыми ими (или сформированными в них) убеждениями и ценностями. А они находятся в постоянном хаотично-неустойчивом состоянии в результате информационных манипуляций со стороны внешнего агрессивного окружения и внутреннего давления силами прокси-агентов разных бенефициаров, которые носят ангажированный характер и осуществляются различными инструментами (в том числе симуляционного характера в области имидж-маркетинговых воздействий). Частота, амплитуда и глубина модуляционных воздействий, генерируемых на маркетингово-коммуникационных площадках (с элементами искусственного интеллекта как наиболее удобными характеристиками односторонней связи и задаваемой настройкой на нужные реакции получателей информации) ведется из каналов информационно-коммуникационных коннекторов [37], которые формируют «маркетингово-поведенческую пружину» реакций субъектов бизнеса, подверженную воздействиям государства, действию поведенческих ограничителей, влиянию внешнего окружения, определяющего состояние коммуникационного мультипликатора [38, 20].

Расширение масштаба диджитализации маркетинговых, рекламных и иных адресных воздействий на индивидов и субъектов в социально-экономической системе, с одной стороны, создает новые возможности для самовыражения человека (выступающего создателем и носителем той или иной информации в нейросетях и социальных сетях) в интересах воплощения его желаний и достижения консонанса с его опытом (реальным, надуманным, заказанным для отражения чьих-то интересов, субъективно-ангажированным личными амбициями, провокационным и т.п.), а с другой – предполагает банальное стремление человека к получению высоких доходов и иных благ самыми простыми и легкореализуемыми способами (зарабатывание на манипулировании сознанием субъектов в интересах определенных групп лиц, не взирая на моральные принципы и ценностные нормы общества, в котором он живет). Чаще всего это участники процессов создания фейков и их доведения до рядового получателя посредством различных каналов информационного манипулирования. Риски, связанные с утратой имиджа и репутации отправителем ложных информационно-пропагандистских сигналов, достаточно часто не являются сдерживающим фактором, когда речь идет о значимом увеличении доходов и о получении иных выгод и благ (которые могут быть и политическими, и экономическими, и конъюнктурно-националистическими, и идеологическими, мошенническими и иными).

Стремление влиять на процессы управления маркетинговым поведением людей, выступающих потребителями продуктов различных сфер деятельности (производственных, сферы услуг в широком их разнообразии, консультационных и в сфере имидж-манипулирования [39,40] и др.) становится возможным, если купировать симуляционные сигналы воздействий из разных источников их отправки, сдавливающе действующих на состояние «маркетингово-поведенческой пружины», которая своей биссектрисой разделяет маркетинговое поведение субъектов на зону положительной (+) и отрицательной (‒) маркетинговой мимикрии. Процесс укрепления выгодного конкурентного положения бизнеса [41] не может происходить без повышения доверия потребительской и иной сферы получателей информации (в том числе имидж-манипулятивного характера) к субъекту [42] и к его имиджу, который создается СМИ и другими каналами формирования информационных сигналов [43] для внесения изменений в общественное и личное сознание широкого круга лиц, которые могут выступать потенциальными участниками создаваемых бизнесом коммуникационных полей.

Именно доверие как продукт гибридного имиджа становится ключом к воплощению ресурсных и маркетингово-поведенческих возможностей бизнеса обеспечивать получение интегративного мультипликативного эффекта в процессе маркетингово-поведенческой адаптации бизнеса [14] к новым реалиям экономики, трансформируемой в режиме мобилизационного формата [13]. Доверие – это объективный отклик субъектов рынка на семантическое воплощение направляемых в их адрес обращений, которые не могут избежать ни субъективизации суждений (в их симуляционном отображении), ни недопущения информационных атак самого неблагоприятного характера (в вербальных и невербальных формах) [28], ни прямого мошенничества во всем многообразии схем обмана рядовых граждан [44]. .

Нами разработана модель управления имидж-маркетинговой адаптацией бизнеса к условиям турбулентности информационно-манипулятивных воздействий на субъектов коммуникационных отношений из различных источников их происхождения для обеспечения его экономического роста (рисунок 1). В этой модели гибридный имидж отображает всю разнонаправленную информацию о субъекте (по формам, содержанию, объему оказываемого давления, степени симулятивности и т.п.), формируемую в условиях разнополярности интересов отправителей сигналов, неопределенности идентификационных параметров субъектов, нестабильности процессов инновационного продуцирования, неоднозначности иммунного нигилизма субъектов, нестабильности мотивационно-коммуникационного иммунитета бизнеса [45] к инновационным преобразованиям. Гибридный имидж является продуктом действия имиджевого резонатора, в котором отражается его многоаспектная социально-экономическая природа. Нами предлагается следующее понимание этого термина:

а) имиджевый резонатор – это синтезатор эмоций, формируемых совокупностью различных получателей разнонаправленных информационно-маркетинговых, информационно-репутационных и иных сигналов, аккумулируемых в общественном и индивидуальном сознании, которые «выплескиваются» на индивида в самых различных комбинациях и формах их воплощения. В результате «потребления» индивидом созданного извне эмоционального фона в отношении какого-либо субъекта (физического или юридического лица) им формируется собственное отношение к носителю имиджа, что определяет комплекс следующих за этим действий и собственно поведения, выстраиваемого субъектом тем или иным образом на имеющемся имидж-ландшафте, но с учетом необходимости достижения поставленных целей в ходе решения конкретных задач (экономических, конъюнктурных, социальных, маркетингово-коммуникационных и т.п.).

Рисунок 1- Управление имидж-маркетинговой адаптацией бизнеса в условиях турбулентности информационно-манипулятивных воздействий из различных

источников их происхождения для обеспечения его экономического роста

Обозначения: 1 – мотивационный вектор; 2 – креативно-созидательные сигналы; 3 ‒ информационное «болото»; 4 – влияние диссонансов в маркетингово-коммуникационной деятельности на инновационное продуцирование; 5 – маркетинговая мимикрия (+ ‒ положительная, ▬ ‒ отрицательная); 6 – симуляционное манипулирование в разных составляющих деятельности (продуктовой, информационной, бренд-коммуникационной и др.); 7 – мотивационный фильтр-катализатор; 8 ‒ сигналы корректирующего характера; 9 – информационное манипулирование коммуникативным поведением; 10 – управляющие воздействия социально-креативного характера; 11 – управляющие сигналы от инструментария гибридного маркетинга; 12 – информационный аккумулятор; 13 – регулятивные воздействия государства; 14 – негативное воздействие имидж-ландшафта на структуру гибридного имиджа субъекта; 15 – управляющие сигналы на изменение маркетинговых воздействий; 16 – сигналы обратной связи; 17 – опорный «башмак»; 18 – поведенческий ограничитель; МКД ‒ маркетингово-коммуникационная деятельность; ИРт ‒ токсичный информационный ресурс.

б) имиджевый резонатор – это инструмент усиления (нарастания, распространения, повторения) чувств, мнений, мыслей, проявления эмоций и действий, восприятий, связанных с формированием имиджа и его отображением в общественном и индивидуальном сознании;

в) имиджевый резонатор является элементом маркетингово-коммуникационного пространства взаимодействующих между собой участников отношений и инструментом воздействия на общественное и индивидуальное сознание, включаемым бенефициарами и продуцентами тех или иных информационных сигналов для оказания определенного влияния (давления, трансформации мнения, изменения отношения и т.п.) на различных субъектов рынка, функционирующих и развивающихся в конкретной социально-экономической системе в условиях действующего идеологического и политического многообразия (ст. 13 Конституции РФ). В любой социально-экономической системе возникают ответные отклики турбулентно-колебательного характера у субъектов (индивидов, социумов) в ментально-сознательном восприятии получаемых ими сигналов как реакций (эмоциональных, поведенческих, нравственно-правовых, коммуникационных, мотивационных, социально-ориентированных и др.) на определенные вызовы этой системы, связанные с оценкой имиджевых характеристик субъекта и с оценкой состояния его репутационного капитала, а также на целенаправленные манипулятивные воздействия сил внешнего окружения и на модуляционные воздействия (в режиме их интерференции) из внутренних источников их образования (внутрисистемных, или внутрисубъектных, или внутриструктурных и т.п.). Эти воздействия могут носить различный характер; они отличаются многообразием форм проявления и масштабностью (уровнем) их воплощения;

г) имиджевый резонатор может выступать триггером различных рекламно-маркетинговых и PR-воздействий, создаваемых и аккумулируемых в определенной плоскости в интересах бенефициаров и инициаторов тех или иных коммуникационных полей, выступающих платформой для имиджобразования в системах межсубъектных взаимодействий. Резонатор трансформирует в нужном направлении сигналы внешних раздражителей (рыночных, политических, психологических, маркетинговых, социально-экономических и др.), а также адаптирует сигналы внутренних побудителей (в разных сферах и на разных уровнях – мотивационном, физиологическом, психографическом, нравственно-этическом, поведенческом и др.) к интересам сокрытых от глаз общественности выгодоприобретателей;

д) имиджевый резонатор обретает статус ключевого звена в несбалансированном маркетинговом коммуникационном поле, настраиваемом адаптационными поведенческими реакциями субъекта на сохранение им своих конкурентных позиций, следуя принципу разумного рационализма и конструктивной инерционности в течение времени, достаточном для активизации инновационной способности человекоцентричного ресурса и вовлечения имеющихся потенциальных возможностей (производственных, технологических, мотивационных, когнитивно-созидательных, духовно-нравственных) для выработки инновационных решений в интересах обеспечения экономического роста бизнеса.

Имиджевый резонатор, с одной стороны, аккумулирует внешние воздействия разного происхождения и целеполагания, проецируя их на возможные маркетингово-поведенческие и социально-экономические отклики со стороны их получателей и сопутствующих им регуляторов развития системы, а с другой – резонирует (откликается) на эти воздействия отправлением сообщений различного репутационного характера разным адресатам. Последние могут быть дифференцированы на признакам разновекторного характера: ресурсным, организационным, коммуникационным, экономическим, политическим, правовым, субъектно-функциональным, социальной ориентированности.

Имиджевый резонатор обладает свойствами системы, которая предполагает колебательный процесс в имидж-репутационной составляющей маркетингово-поведенческой сферы деятельности взаимодействующих субъектов, наделенных полномочиями осуществления рыночных обменов на основании заключаемых договоров и соглашений, реализация которых во многом определяется имиджевой оценкой бизнеса и состоянием доверия к нему со стороны других участников рынка. Здесь речь идет о функционировании системы, не подверженной конъюнктурным геополитическим и геоэкономическим противоречиям, носящих агрессивный и русофобский характер.

Чем менее мотивирован субъект на вхождение в конкретное коммуникационное пространство по причинам имидж-негативной характеристики партнера и низкого уровня его «реноме», тем слабее его отклик на рекламно-маркетинговое и PR-воздействие со стороны инициатора, и тем незначительнее его резонансный отклик на предлагаемые ему выгоды и блага от сотрудничества.

Резонировать в направлении накопления имиджевого капитала могут лишь те воздействия рекламно-маркетингового и репутационного характера, которые обеспечены ресурсно, мотивационно, маркетингово-поведенчески, эмоционально-психологически, нравственно-этически, но в той лишь мере, в какой выстраиваемые коммуникации и имидж-ореольное «покрывало» способны сохранять свою действенность в течение достаточно длительного времени. Случайные негативные или позитивные сообщения чаще всего трансформируются в размытые «слухи» (кривотолки) под воздействием информационных шумов и поведенческих помех в нераспознаваемые в достаточной мере отклики имиджевого характера и «фильтруются» в соответствующих аккумуляторах инициаторами накопления информации, собираемой ими в архивных базах данных по поручению и под контролем ключевых игроков рынка.

«Консументы» (от лат. consume ‒ употреблять) информации имиджевого характера чаще всего находятся в режиме неблагоприятствования, поскольку на них «падает» груз ответственности за незаключенные договора, за разрыв отношений, за упущенную выгоду, за расширение масштаба противоречий и несостоявшиеся изменения, чаще всего инновационного характера, не реализованные в режимах ускоренной трансформации бизнеса как ответной реакции на вызовы агрессивного манипулирования общественным мнением со стороны противоборствующих сторон разного иерархического уровня. Имиджевый контекст изменений, связанных брендозамещением в России носит противоречивый характер и требует своей оценки в пролонгированном временном диапазоне, хотя не меняет своей сути при формировании теоретико-прикладного взгляда на управление конкурентоустойчивостью бизнеса по фактору «имиджобразование».

Комментарий. Имиджевый контекст изменений, связанных с брендозамещением в России в связи с уходом иностранных компаний, имеет значимое экономическое и психологическое значение. Примером этому могут служить продукты и товары, которые пытались сохранить имидж ушедших компаний, но путем их копирования в российском варианте. The Coca-Cola Company приостановила свою деятельность в России 2022 г. Ее заменили российские аналоги, которые по мнению ценителей бренда отличаются от оригинала, хотя и оригинальную продукцию можно сегодня приобрести посредством других каналов. В частности, кока-колу везут из Казахстана, Ирана, Турции, Азербайджана и других стран. Здесь речь идет о приверженности покупателей к бренду оригинального происхождения. Поскольку бренды являются, с одной стороны, носителями паттернов потребительского поведения, а с другой ‒ маркерами самооценки личности и ее позиционирования в тех или иных потребительских предпочтениях в сфере социальной дифференциации, постольку имидж-идентификатор становится измерителем самого социума. Примером может являться импортозамещение, обеспеченное превращением Макдональдса во «Вкусно – и точка». Те, кто посещает российскую сеть таких ресторанов быстрого питания и те, кто их игнорирует по самым разным причинам – это люди разной социальной стратификации, у них разный имидж, разная психология и разное восприятие реальности. По сути – это люди с разным имиджем [46]. Другой гранью импортозамещения является то, что заместить имидж зарубежного производителя и ритейлера (во многих случаях) не удается даже чрезмерными усилиями. Не удается приблизиться к успеху тех, кто являются носителями оригиналов продукции. В частности, это относится к белорусским магазинам Swed House, позиционирующих себя как аналоги IKEA. Это также сеть магазинов строительных товаров OBI, это магазины испанской компании Inditex (владелец крупнейших в мире ритейлеров одежды и обуви, представленных в России магазинами Zara, Zara Home, Pull&Bear, Bershka, Massimo Dutti, Stradivarius, Oysho, Uterque, которые были закрыты в марте 2022 г,). Открывшиеся в России магазины, заменившие магазины Zara, могут закрыться в ближайшее время, поскольку выручка их оказалась ниже, чем у Zara, в 7-8 раз, что привело к резкому падению доходов собственников и снижению заработной платы работников. Например, перезапуск сети кофеен Starbucks в формате Stars Coffee (владельцы американской сети кофеен Starbucks ‒ предприниматель Т. Юнусов, ресторатор А. Пинский, бывший вице-президент Starbucks в России и Казахстане, а теперь управляющий партнер новой сети Эрнесто Гонсалес) привел к снижению выручки на 75-80%. Это данные по выручке за 2022 г. по сравнению с выручкой компании за 2021 г., которая функционировала под другим брендом; представленные данные зафиксированы как объективная информация от совладельца компании А. Пинского. Однако, он считает такое сравнение некорректным по самым разным причинам [47]). Это пример противоречивого проявления экономической составляющей воплощения имиджа. А психологическая – в разрастании когнитивного диссонанса (авт. - внутреннего конфликт, который возникает при столкновении внутри личности противоречивых суждений, представлений или ценностей). В случае российского брендзамещения возникает когнитивный диссонанс между социальной идентификацией и личной ‒ как измерителем конфликта желаемого и реального [48]. Невозможность позволить приобрести статусный товар, который потребитель больше всего хотел бы заполучить, означает, что он лишается желаемого в его сознании высокого статуса.

Имиджевое резонирование оказывает существенное влияние на функционирование и развитие бизнеса, а также на достижение конкурентоустойчивости социально-экономической системы и экономического роста субъектам предпринимательства, что особенно ощутимо в условиях турбулентности маркетингово-манипуляционных воздействий, многократно тиражируемых их инициаторами в периоды нарастания противоречий, конфликтов и непонимания происходящих процессов в коммуникационном взаимодействии различных сил (антагонистических, нейтральных, мотивированных на прогресс и гармонизацию интересов, девиантно настроенных и др.). Если имиджевый резонатор гасит негативную составляющую в информационных потоках разной направленности, тогда не интерферируются отрицательные эмоции, тогда не возникает прямого противостояния сторон и не нарастает противодействие субъектов и индивидов процессам инновационных изменений в русле позитивного поступательного развития системы, ориентированного на обретение ею технологического и экономического суверенитета. А если эмоции зашкаливают (неважно в открытом излиянии, или сокрытом молчаливом несогласии с чем-либо), тогда нарушается процесс маркетингово-поведенческой адаптации бизнеса к любым внешним раздражителям и к внутренней нетерпимости, и к потере справедливости, и к утрате важнейших ценностных норм в ментальности человека. И, прежде всего, это касается человекоцентричного ресурса [49], выступающего драйвером инновационных изменений в условиях мобилизационной экономики и кастомайзером рационального компенсационного маркетингового поведения потребителей в условиях различных ограничений (ресурсных, технологических, нравственно-этических, психологических, социальных и т.п.).

Декорации иллюзорного западного мира не должны застилать глаза индивидам и тем, кто управляет социально-экономическим развитием страны в оценке реальности происходящего, а именно, в отношении состояния системы, ее ресурсов, возможностей активизации инновационно-созидательного потенциала человекоцентричного звена трудового ресурса, а также в отношении ментального восприятия субъектами изнанки внешнего недоброжелательного окружения. А это означает, что возможным становится избежать быть обманутым и уничтоженным, и в имиджевом отношении, и в реальном физическом воплощении, и в контексте субъектности и цивилизационной идентичности.

На границе противоречивых и разномотивированных изменений (инновационных, маркетинговых, поведенческих, технологических, организационных, ценностных, нормативно-правовых и иных) всегда стоит «на кону» репутация бизнеса или отдельных личностей, и она становится или катализатором, или тормозом инновационных преобразований конструктивно-созидательного характера.

В обозначенной модели субъект предпринимательства всегда стоит перед выбором способов маркетингово-поведенческой адаптации к вызовам разного происхождения. Удерживает этот выбор в разумном диапазоне изменений «пружина» маркетингового поведения, биссектриса которой фиксируется опорным «башмаком» (авт. - выступает накопителем принципов, правил, догм, ценностных норм, шаблонов реакций, исходных характеристик «образа» субъекта). Он удерживает «пружину» в относительно приемлемом состоянии, не выходящим за пределы ее прочности, закрепляя ее колебательные «положения» в законопослушных форматах при постоянно изменяющихся и регулируемых (совершенствуемых) границах действующего нормативно-правового поля.

Имидж в настройке мотивационно-коммуникационного иммунитета на рациональную интеграцию совокупности вовлекаемых ресурсов в инновационных циклах преобразований, ориентируемых властью и сами бизнесом на укрепление конкурентоустойчивости системы в расширяющемся (не всегда по понятным принципам) коммуникационном поле заинтересованных в партнерстве субъектов рынка, становится мерилом оценки правильности принимаемых решений.

Имиджобразование вплотную смыкается с представлением об информационно-поведенческой конгруэнтности, отображающей адекватность, соответствие и соразмерность различных информационных воздействий по отношению к поведенческим откликам субъектов в разных формах их отображения и представлений, которая определяется состоянием гибридного имиджа того или иного субъекта. Она дает основание предполагать возможность достижения согласованности между воздействиями и реакциями получателей информации как откликами на поступившие сигналы, что определяет по существу выбор субъектами модели своего поведения, но с учетом амплитуды разнонаправленности воздействий в изменяющемся рыночном пространстве.

Необходимо преодолеть несовпадение интересов взаимодействующих субъектов, которое сдерживает процессы инновационного развития бизнеса и системы в целом, размывает потенциал экономического роста, блокирует проявление мотивационного мультипликатора, замораживает работу маркетингового мультипликатора, а также разрушает действие коммуникационного мультипликатора. Имиджевый резонатор в условиях агрессивности рекламно-маркетингового воздействия разных субъектов рынка и внешнего окружения усиливает проявление коммуникационно-поведенческой ассиметричности. Она отображает неоднозначность (ассиметричность) совершаемых действий субъектами, даже при адекватно идентифицируемых потенциалах сторон (в том числе при объективной оценке их ресурсных возможностей и при заявленных ими целевых установках, правда не всегда просматриваемых в контексте внутренних мотивационных ориентиров). Преодолевая эту ассиметричность, можно выстраивать рациональные коммуникации и конструктивно-рациональное маркетинговое поведение субъектов, но с учетом действия имиджевого резонатора, способного доверие обратить в результативность бизнеса и системы в виде интегративного мультипликативного эффекта, но уже в рамках реализации приоритетов развития национальной экономики, ориентированных на обретение ею реального суверенитета (экономического, технологического, нравственного).

Заключение

1. Экономический рост бизнеса в социально-экономической системе определяется состоянием «маркетингово-поведенческой пружинной воронки», которая зависит от разрешаемости противоречий и разногласий в результате существующих диссонансов в маркетингово-коммуникационной деятельности бизнеса. Она проявляет свою подвижность и неустойчивость в зависимости от состояния опорного «башмака», выступающего накопителем принципов, правил, догм, ценностных норм, шаблонов реакций, исходных характеристик «образа» субъекта. Биссектриса маркетингового поведения, разделяя его на два ассиметричных по своей ориентации (коммуникационно-поведенческой и маркетинговой) положения, определяет характер и наполняемость формируемого имиджевого резонатора, а также возможность укрепления доверия различных целевых получателей к конструктивно реализуемой маркетингово-поведенческой адаптации бизнеса к рыночным вызовам и требованиям внутренних противоречий как гаранта получения желаемого интегративного мультипликативного эффекта от инновационных преобразований разной направленности. Активизации маркетингового, коммуникационного и мотивационного мультипликаторов, ориентированных на ресурсный потенциал взаимодействующих сторон, позволяет укреплять социальный доминатор в рамках решения задач по обретению системой национального суверенитета и ее престижа.

2. Обосновано представление об имиджевом резонаторе в следующих аспектах отражения его природы: а) как о синтезаторе эмоций, формируемых совокупностью различных сигналов (информационных, рекламно-маркетинговых, репутационных, манипуляционных и иных); б) как об инструменте усиления чувств, мнений, суждений, мыслей, проявления эмоций и действий, восприятий, связанных с имиджобразованием в общественном и индивидуальном сознании; в) как об элементе маркетингово-коммуникационного пространства, включаемом для получения тех или иных благ; г) как о триггере различных рекламно-маркетинговых и PR-воздействий, создаваемых и аккумулируемых в определенном ракурсе в интересах бенефициаров и инициаторов создаваемых ими коммуникационных полей; д) как о ключевом звене в несбалансированном маркетинговом коммуникационном поле, настраиваемом адаптационными поведенческими реакциями субъекта на сохранение им своих конкурентных позиций, следуя принципу разумного рационализма и конструктивной инерционности в течение времени, достаточном для активизации инновационной способности человекоцентричного ресурса и вовлечения имеющихся у него потенциальных возможностей для выработки инновационных решений в интересах обеспечения экономического роста бизнеса.

3. Предложена модель управления имидж-маркетинговой адаптацией бизнеса в условиях турбулентности информационно-манипулятивных воздействий, учитывающая взаимосвязь разных факторов, ресурсов и инструментов, включаемых бизнесом для оказания нужного информационно-манипулятивного, рекламно-маркетингового, регулятивного, имидж-образующего и иного давления на субъектов рынка в интересах получателей выгод от трансформации их маркетингового поведения в ходе поиска решений по инновационному продуцированию новых продуктов разного назначения (производственных, технологических, организационных, интеллектульных и др.) и по обеспечению технологического и экономического суверенитета страны.


References:

Brend-kommunikatsii v usloviyakh modernizatsii ekonomiki [Brand communications in the context of economic modernization] (2022). (in Russian).

Chernikova V.E. (2015). Manipulyatsiya massovym soznaniem kak fenomen informatsionnogo obshchestva [Manipulation of mass consciousness as a phenomenon of the information society]. Theory and practice of social development. (3). 141-144. (in Russian).

Dagaeva E.A. (2018). Imidzh: ot manipulyatsii k samovyrazheniyu [Image: from manipulation to self-expression]. Issledovatel / Researcher. (1-2(21-22)). 107-110. (in Russian).

Demidova E.N., Mokhorova A.Yu. (2020). Lobbizm kak mekhanizm politicheskoy korruptsii [Lobbying as a mechanism of political corruption]. Eurasian Integration: Economics, Law, Politics. (2(32)). 72-78. (in Russian).

Druzhinin A.M. (2017). Ot dialoga k manipulyatsii: kriticheskiy analiz sovremennyh mediapraktik [From dialogue to manipulation: critical analysis of modern media practices]. Filosofskaya mysl. (1). 1-16. (in Russian). doi: 10.7256/2409-8728.2017.1.18534.

Dubravina A.M. (2018). Manipulyativnye tekhnologii kak sposob formirovaniya sotsialnyh illyuziy [Manipulative technologies as a social illusions forming method]. Trudy BGTU. 6 (1). 110-114. (in Russian).

Dubrovskiy D.I. (2021). Informatsiya, soznanie, mozg [Information, consciousness, and brain] (in Russian).

Festinger L. (2018). Teoriya kognitivnogo dissonansa [Theory of cognitive dissonance] (in Russian).

Gorbatov V. (2012). Vazhno byt intellektualno chestnym [It is important to be intellectually honest]. Novosti universitetskoy zhizni v NIU VShE. (in Russian).

Kara-Murza S.G. (2015). Manipulirovanie soznaniem. Vek KhKhI [Manipulation of consciousness. 21st century] (in Russian).

Kargapolov V.E. (2006). Znachenie ekonomicheskoy kultury dlya cheloveka i obshchestva [The importance of economic culture for man and society]. Modern problems of science and education. (5). 100-101. (in Russian).

Khandamova E. F., Shchepakin M. B., Bazhenov Y. V. (2017). Managing the competitive position of the enterprise by activating the tools of its marketing behavior Journal of Economy and Entrepreneurship. (3-2(80-2)). 1168-1175.

Khandamova E.F., Schepakin M.B., Bzhennikova D.G., Pisarevskiy V.M. (2021). Imidzh rynochnogo subekta kak instrument voploshcheniya ego marketingovo-povedencheskogo i sotsialno-nravstvennogo obraza [The image of a market entity as a tool for implementing its marketing-behavioral and social-moral image]. Creative Economy. 15 (1). 151-168. (in Russian). doi: 10.18334/ce.15.1.111512.

Kondakov I.V. (2010). Tsivilizatsionnaya identichnost Rossii: sushchnost, struktura i mekhanizmy [The civilizational identity of Russia: the essence, structure and mechanisms] (in Russian).

Lasswell H. (1948). The Structure and Function of Communication in Society

Luhman N. (1997). Die Gesellschaft der Gesellschaft

Maklyuen M. (2007). Ponimanie Media: vneshnie rasshireniya cheloveka [Understanding Media: External Human Extensions] (in Russian).

Nizhegorodskaya T. (2023). Brendozameshchenie. V Rossii pytayutsya skopirovat produktsiyu ushedshikh kompaniy [Brand substitution. Russia is to copy the products of departed companies]. Versiya. (31(902)). 19. (in Russian).

Pocheptsov G.G. (2001). Teoriya kommunikatsii [Communication theory] (in Russian).

Roszak Th. (1986). The Cult of Information: The Folklore of Computers and The True Art of Thinking

Schepakin M.B. (2021). Antikrizisnyy adapter kak instrument upravleniya konkurentnym polozheniem biznesa na nestabilnom rynke [Anti-crisis adapter as a tool for managing the competitive position of business in an unstable market]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 11 (8). 1945-1966. (in Russian). doi: 10.18334/epp.11.8.112801.

Schepakin M.B. (2021). Gibridnyy marketing kak instrument razvivayushchegosya digital-prostranstva [Hybrid marketing as a tool of the developing digital space]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 11 (11). 2513-2536. (in Russian). doi: 10.18334/epp.11.11.113796.

Schepakin M.B. (2021). Informatsionno-kommunikatsionnyy konnektor v obespechenii ekonomicheskogo rosta proizvodstvennoy sfery [Information and communication connector in providing economic growth production sphere]. Izvestiya vuzov. Pischevaya tekhnologiya. (5-6). 108-115. (in Russian). doi: 10.26297/0579-3009.2021.5-6.20.

Schepakin M.B. (2022). Reklamno-marketingovoe manipulirovanie povedeniem subektov pri upravlenii ekonomicheskim rostom biznesa v usloviyakh didzhitalizatsii rynochnyh otnosheniy [Advertising and marketing manipulation of the subjects' behavior in managing the economic growth of business entities amid digitalization of market relations]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 12 (1). 81-102. (in Russian). doi: 10.18334/epp.12.1.114062.

Schepakin M.B. (2023). Marketingovo-povedencheskaya adaptatsiya biznesa v mobilizatsionnom formate ego razvitiya kak instrument ukrepleniya ekonomicheskoy bezopasnosti [Marketing-behavioral adaptation of business in the mobilization format of its development as a tool to strengthen economic security]. Shadow Economy. 7 (3). (in Russian). doi: 10.18334/tek.7.3.118349.

Schepakin M.B. (2023). Mozaichnyy emotsionalno-povedencheskiy dublikator v adaptatsionnom upravlenii razvitiem biznesa v ego mobilizatsionnom formate [Mosaic emotional-behavioral duplicator in adaptive management of business development in mobilization format]. Leadership and Management. 10 (2). 367-388. (in Russian). doi: 10.18334/lim.10.2.117663.

Schepakin M.B. (2023). Upravlenie imidzhem biznes-subektov posredstvom kompensatsionnogo marketinga v innovatsionnom formate izmeneniy [Image management of business units through compensation marketing in an innovative change format]. Leadership and Management. 10 (3). 929-956. (in Russian). doi: 10.18334/lim.10.3.118730.

Schepakin M.B. (2023). Upravlenie konkurentoustoychivostyu biznesa posredstvom innovatsionnyh preobrazovaniy v usloviyakh mobilizatsionnoy ekonomiki [Managing business competitiveness through innovative transformation in a mobilization economy]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 13 (3). 601-628. (in Russian). doi: 10.18334/epp.13.3.117301.

Schepakin M.B. (2024). Tenevoy sublimator povedencheskogo dominatora v transformiruyushchemsya innovatsionnom prostranstve [Shadow sublimator of the behavioral dominator in the transforming innovation space]. Shadow Economy. 8 (1). (in Russian). doi: 10.18334/tek.8.1.118899.

Schepakin M.B., Bazhenov Yu.V. (2016). Formirovanie vygodnoy rynochnoy pozitsii predpriyatiem posredstvom marketingovoy bifurkatsii [Formation of the competitive market position of enterprises through marketing bifurcation]. Journal of Economy and Entrepreneurship. (11-3(76-3)). 667-675. (in Russian).

Schepakin M.B., Gubin V.A. (2019). Prioritety restrukturizatsii promyshlennosti Krasno-darskogo kraya i faktory, opredelyayushchie ee effektivnost [Priorities of industrial restructuring in the Krasnodar Region and factors determining its effectiveness]. Journal of International Economic Affairs. 9 (3). 1711-1734. (in Russian). doi: 10.1833 4/eo.9.3.41033.

Schepakin M.B., Khandamova E.F. (2015). Formirovanie integrativnogo multiplikativnogo effekta v marketingovom kommunikatsionnom pole pod vozdeystviem kommunikatsionnogo rezonatora [Formation of integrative multiplicative effect in marketing communication space]. Economics and management of management systems. (2.3(16)). 400-408. (in Russian).

Schepakin M.B., Khandamova E.F., Bzhennikova D.G. (2023). Chelovekotsentrichnyy resurs ‒ drayver innovatsionnyh izmeneniy v usloviyakh mobilizatsionnoy ekonomiki [Human-centered resource as the driver of innovative changes in the mobilization economy]. Russian Journal of Innovation Economics. 13 (1). 381-404. (in Russian). doi: 10.18334/vinec.13.1.117496.

Schepakin M.B., Khandamova E.F., Ksenzova G.V. (2023). Iskusstvennyy intellekt v zerkale innovatsionnyh izmeneniy v usloviyakh mobilizatsionnoy ekonomiki [Artificial intelligence in the mirror of innovative change in the mobilization economy]. Russian Journal of Innovation Economics. 13 (2). 749-770. (in Russian). doi: 10.18334/vinec.13.2.117539.

Schepakin M.B., Khandamova E.F., Migal V.V. (2023). Tenevoy sled v ekonomicheskom razvitii subektov razlichnyh sotsialno-ekonomicheskikh sistem [Shadow economic development of subjects in various socio-economic systems]. Shadow Economy. 7 (4). (in Russian). doi: 10.18334/tek.7.4.118847.

Schepakin M.B., Khandamova E.F., Pyzhenko I.A. (2017). Povyshenie doveriya k khozyaystvuyushche-mu subektu kak instrument upravleniya ekonomicheskim rostom biznesa [Increased confidence in the economic entity as a tool of economic growth business]. Journal of Economy and Entrepreneurship. (2-2(79-2)). 599-612. (in Russian).

Schepakin M.B., Ksenzova G.V. (2022). «Kolchuga» konkurentosposobnosti subekta biznesa kak instrument upravleniya izmeneniyami v mobilizatsionnoy ekonomike [The chain mail of the business entity competitiveness as a tool for managing changes in the mobilization economy]. Leadership and Management. 9 (4). 933-954. (in Russian). doi: 10.18334/lim.9.4.116972.

Schepakin M.B., Ksenzova G.V. (2023). Motivatsionno-kommunikatsionnyy immunitet biznesa v formirovanii konkurentoustoychivoy ekonomiki [Motivational and communication business immunity in a competitive economy]. Leadership and Management. 10 (1). 9-34. (in Russian). doi: 10.18334/lim.10.1.117057.

Schepakin M.B., Rushanova S.S. (2023). Razvitie internet-ploshchadok dlya prodvizheniya proiz-vodstvennogo biznesa v usloviyakh modernizatsionnyh preobrazovaniy v ekonomike [Development of internet platform for promotion manufacturing business in conditions modernization transformations in the economy]. Izvestiya vuzov. Pischevaya tekhnologiya. (1). 133-144. (in Russian). doi: 10.26297/0579-3009.2023.1.21.

Schepakin M.B., Sobol A.V. (2021). K razvitiyu reklamno-marketingovogo instrumentariya v srede Internet [Concerning the development of advertising and marketing tools on the Internet]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 11 (8). 2005-2026. (in Russian). doi: 10.18334/epp.11.8.113119.

Schramm W. (Ed.) (1960). Mass Communications

Serebryakova T.A., Davydova V.R. (2021). Informatsionnye resursy kak sredstvo podderzhki biznesa i effektivnoy deyatelnosti predpriyatiya [Information resources as a means of supporting business and effective enterprise activity]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 11 (12). 2775-2790. (in Russian). doi: 10.18334/epp.11.12.113934.

Shiller G. (1980). Manipulyatory soznaniem [Mind Manipulators] (in Russian).

Vakurova N.V., Moskovkin L.I. (2017). Psevdorealnost kak sistemnyy effekt metazhurnalistiki i integrirovannyh marketingovyh kommunikatsiy [Pseudo-Reality as a Systemic Effect of Meta-journalism and Integrated Marketing Communications]. XIV Mezhdunarodnaya nauchno-prakticheskaya konferentsiya «Problemy i perspektivy sovremennoy nauki» / Sbornik statey. (14). 49-54. (in Russian).

Vladimirova M.B. (2015). Informatsionnoe vozdeystvie: mekhanizmy i zashchita [Informational influence: mechanisms and protection]. Bulletin of Chelyabinsk State University. 94 (5(360)). 64-70. (in Russian).

Страница обновлена: 21.03.2025 в 03:54:31