Теневой след в экономическом развитии субъектов различных социально-экономических систем
Щепакин М.Б.1, Хандамова Э.Ф.1, Мигаль В.В.1
1 Кубанский государственный технологический университет
Скачать PDF | Загрузок: 4
Статья в журнале
Теневая экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 8, Номер 2 (Апрель-июнь 2024)
Цитировать:
Щепакин М.Б., Хандамова Э.Ф., Мигаль В.В. Теневой след в экономическом развитии субъектов различных социально-экономических систем // Теневая экономика. – 2024. – Том 8. – № 2. – С. 133-162. – doi: 10.18334/tek.8.2.118847.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=69157217
Аннотация:
Обосновывается наращивание теневого следа в экономическом развитии субъектов в ходе инновационно-трансформационных преобразований, реализуемых в условиях различных ограничений, усиления информаци-онно-симуляционного давления агрессивного внешнего окружения и турбулентности реакций различных субъектов внутреннего контура системы, по-разному воспринимающих текущую ситуацию и требования новой реальности на обретение ею конкурентоустойчивости, а также технологического и экономического суверенитета в приоритетных сферах национальной экономики. Указано на разнонаправленность, разветвленность и разнохарактерность факторов, определяющих масштаб теневого сектора и формы его воплощения в различных отраслевых сферах экономических систем. Уточняется представление об экономической природе бифуркации, выступающей явлением, экономической категорией, инструментом поляризации интересов, а также процессом, определяющим адаптационные возможности субъектов действовать в тех или иных формах проявления (белых, серых и теневых). Разработана модель управления конкурентоустойчивостью бизнеса в условиях действия теневого фактора и бифуркации имидж-маркетинговых воздействий бенефициаров разного формата на целевых получателей сигналов от разномотивированных интересантов внешнего и внутреннего поля функционирования социально-экономических систем и их субъектов, позволяющая обеспечить выход на новое системное качество посредством инновационных преобразований и ослабления влияния теневого следа в маркетинго-поведенческой адаптации субъектов к внешним турбулентным вызовам и изменяющимся требованиям получателей тех или иных благ.
Ключевые слова: социально-экономическая система, теневой фактор, определяющие развитие факторы, маркетингово-поведенческая адаптация, манипулятивно-симуляционное теневое поведение, инновационные преобразования, бифуркация, имиджобразование, новое системное качество, конкурентоустойчивость бизнеса, экономический суверенитет
JEL-классификация: E26, J46, O17, M21, M31
Источники:
2. Россия вошла в пятерку крупнейших теневых экономик. РБК. – 2017 (30 июня). [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/economics/30/06/2017/595649079a79470e968e7bff (дата обращения: 24.07.2023).
3. Emerging from the shadows: The shadow economy to 2025. - London: The Association of Chartered Certified Accountants, 2017.
4. Hart K. Informal Economy. / The New Palgrave Dictionary of Economics. – 2-edition; Eds. Steven N. Durlauf and Lawrence E. Blume. - Palgrave Macmillan, 2008.
5. Elgin C., Oztunali O. Shadow Economies Around the World: Model Based Estimates. / Working Papers 2012/05. - Istanbul: Bogazici University, Department of Economics, 2012.
6. Schneider F. Shadow Economies Around the World: What do We Really Know? // European Journal of Political Economy. – 2005. – № 21. – p. 598-642.
7. Буров В.Ю. Теоретические основы исследования теневой экономики: ретроспек-тивный анализ // Теневая экономика. – 2017. – № 2. – c. 57-72.
8. Дмитриева Е.О., Дробот Е.В. Теневая экономика: угрозы и последствия // Теневая экономика. – 2018. – № 1. – c. 9-16.
9. Кайбалина Н.Б. Влияние теневых экономических отношений на конкурентоспо-собность регионов // Теневая экономика. – 2018. – № 3. – c. 89-103.
10. Ломсадзе Д.Г. Концептуальные проблемы методологии научных подходов в исследованиях феномена теневой экономики // Теневая экономика. – 2020. – № 1. – c. 11-22. – doi: 10.18334/tek.4.1.100606.
11. Новенькова А.З. Влияние теневой экономики на динамику показателей регионального социально-экономического развития // Теневая экономика. – 2017. – № 2. – c. 73-81.
12. Новенькова А.З. Особенности теневого сектора региональной экономики // Теневая экономика. – 2017. – № 1. – c. 13-21.
13. Худайназаров А.К. Определение, виды и основные факторы теневой экономической деятельности: обобщение на основе обзора исследований // Теневая экономика. – 2019. – № 4. – c. 213-224.
14. Федоров М.А., Ермакова Е.А., Гуреева О.В. Основные критерии для оценки теневой экономики на современном этапе социально-экономического развития России и регионов // Теневая экономика. – 2021. – № 1. – c. 19-40. – doi: 10.18334/tek.5.1.112064.
15. Дробот Е.В., Макаров И.Н. Сценарии развития и стратегии управления теневой экономикой // Теневая экономика. – 2021. – № 3. – c. 183-198. – doi: 10.18334/tek.5.3.112237.
16. Измайлов М. К. Теневая экономика как угроза экономической безопасности России // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Экономика и управление. – 2022. – № 1. – c. 85-98. – doi: 10.17308/econ.2021.4/3663.
17. Буренко А.А. Влияние теневой экономики на отечественную экономическую безопасность // NovaInfo.Ru. – 2018. – № 77. – c. 163-168.
18. Neuwirth R. The Shadow Superpower. Foreign Policy, 2011. [Электронный ресурс]. URL: http://foreignpolicy.com/2011/10/28/the-shadow-superpower/ (дата обращения: 01.08.2023).
19. Капитонова Н.В., Капитонова А.А. Тенденции развития теневой экономики современной России // Теневая экономика. – 2021. – № 1. – c. 9-18. – doi: 10.18334/tek.5.1.111962.
20. Теневая экономика по данным Росстат. – Статистика и показатели. Региональный и федеральные. Rosinfostat.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://rosinfostat.ru/tenevaya-ekonomika (дата обращения: 24.07.2023).
21. Теневая экономика стран мира. Fincan.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://fincan.ru/articles/95_tenevaja-ekonomika-stran-mira/ (дата обращения: 24.07.2023).
22. Меньшиков А.С. Методы оценки количественной составляющей теневой экономики Российской Федерации // Теневая экономика. – 2020. – № 3. – c. 111-126. – doi: 10.18334/tek.4.3.110873.
23. Кулик Ю.П., Фатхутдинов А.А. Теневые экономические отношения в структуре национального хозяйства // Социально-экономические явления и процессы. – 2015. – № 7. – c. 71-76.
24. Брагина Е.А. Теневая экономика в современном мировом хозяйстве. ИМЭМО РАН. – 2018 (12 марта). [Электронный ресурс]. URL: https://www.imemo.ru/news/events/text/tenevaya-ekonomika-v-sovremennom-mirovom-hozyaystve (дата обращения: 01.08.2023).
25. Полухина Ж. Осторожно, мошенники в медицине, или полезные советы в помощь пациенту!. МРТ Эксперт. – 2019 (3 сентября). [Электронный ресурс]. URL: https://msk.mrtexpert.ru/articles/931 (дата обращения: 22.07.2023).
26. Дворянкин О.А. Интернет-мошенничество – это новая интернет технологии или жадность и алчность неистребимы…? // Национальная Ассоциация Ученых. – 2021. – № 64-1. – c. 14-20.
27. Бостанджян К.Р. Анализ современного состояния системы продовольственной безопасности в Российской Федерации // Экономика, предпринимательство и право. – 2021. – № 11. – c. 2589-2606. – doi: 10.18334/epp.11.11.113772.
28. Сколько россиян страдает от ожирения. Тинькофф Журнал. – 2021 (9 марта). [Электронный ресурс]. URL: https://journal.tinkoff.ru/stat-oh-my-weight/ (дата обращения: 01.08.2023).
29. В Европе признали вредным для здоровья и запретили пальмовое масло. Восток Медиа. – 2017 (22 ноября). [Электронный ресурс]. URL: https://vostokmedia.com/news/2017-11-22/v-evrope-priznali-vrednym-dlya-zdorovya-i-zapretili-palmovoe-maslo-smi-760185 (дата обращения: 22.07.2023).
30. Придется несладко: останется ли Россия без пальмог масла. Известия iz. - 2022 (30 апреля). [Электронный ресурс]. URL: https://iz.ru/1327645/oksana-belkina/pridetsia-nesladko-ostanetsia-li-rossiia-bez-palmovogo-masla (дата обращения: 22.07.2023).
31. Экспорт цитрусовых их Турции в Россию резко сократился. АГРОбизнес. – 2022 (24 июня). [Электронный ресурс]. URL: https://agbz.ru/news/eksport-tsitrusovykh-ikh-turtsii-v-rossiyu-rezko-sokratilsya/ (дата обращения: 22.07.2023).
32. Гаджиев Н.Г., Коноваленко С.А., Харада Г.И. Методы и способы оценки объема коррупционных хищений в государственном секторе экономики // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Экономика. – 2019. – № 2. – c. 131-141. – doi: 10.24143/2073-5537-2019-2-131-141.
33. Индекс восприятия коррупции. Трансперенси Интернешнл. Россия. [Электронный ресурс]. URL: https://transparency.org.ru/research/indeks-vospriyatiya-korruptsii (дата обращения: 26.07.2023).
34. Ущерб России от коррупции в 2022 году превысил 37 млрд рублей. ВЕСТИ.ru. – 2022 (09 декабря). [Электронный ресурс]. URL: https://www.vesti.ru/article/3084186 (дата обращения: 26.07. 2023).
35. Музыка О.А. Бифуркации в природе и обществе: естественнонаучный и социо-синергетический аспект // Современные наукоемкие технологии. – 2011. – № 1. – c. 87-91.
36. Щепакин М.Б. Управление конкурентоустойчивостью бизнеса посредством инновационных преобразований в условиях мобилизационной экономики // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – № 3. – c. 601-628. – doi: 10.18334/epp.13.3.117301.
37. Щепакин М. Б., Бенхаддад Т. Ю., Аксаев Э. Е. Поведенческие аспекты действий предпринимательских структур в условиях формирующегося рынка // Известия высших учебных заведений. Пищевая технология. – 1996. – № 5-6. – c. 9-12.
38. Щепакин М.Б., Ксензова Г.В. «Кольчуга» конкурентоспособности субъекта бизнеса как инструмент управления изменениями в мобилизационной экономике // Лидерство и менеджмент. – 2022. – № 4. – c. 933-954. – doi: 10.18334/lim.9.4.116972.
39. Щепакин М.Б., Рушанова С.С. Развитие интернет-площадок для продвижения производственного бизнеса в условиях модернизационных преобразований в экономике // Известия вузов. Пищевая технология. – 2023. – № 1. – c. 133-144. – doi: 10.26297/0579-3009.2023.1.21.
40. Щепакин М.Б., Авдеева Р.А., Латынин Е.С. Развитие маркетинговой сети хозяйствующим субъектом в нестабильной экономике // Экономика и предпринимательство. – 2016. – № 10 (1). – c. 473-480.
41. Стратегия модернизации экономики России: теория, политика, практика реализации. / Г.Б. Клейнер, О.В. Иншаков, Р.М. Нуреев, В.В. Вольчик и др. - М.: Современная экономика и право, 2011. – 336-359 c.
42. Щепакин М.Б., Маштаков А.И. Формирование регионального маркетингового импланта как системообразующего элемента устойчивого и безопасного развития эконо-мики региона // Экономика и менеджмент систем управления. – 2015. – № 3. – c. 102−111.
43. Щепакин М.Б., Хандамова Э.Ф., Кривошеева Е.В., Иванов Д.Н. Маркетинговый имплант как инструмент управления развитием бизнеса в условиях обострения противоречий разного характера // Journal of Economic Regulation. – 2017. – № 4. – c. 80-98. – doi: 10.17835/2078-5429.2017.8.4.080-098.
44. Щепакин М.Б. Мотивационные аспекты организационно-поведенческого менеджмента // Проблемы и перспективы российского менеджмента на пороге XXI века: Материалы междунар. научно-практ. конф. Краснодар: Изд-во КубГТУ. Краснодар, 1998. – c. 131-144.
45. Щепакин М.Б., Хандамова Э.Ф. Формирование интегративного мультипликативного эффекта в маркетинговом коммуникационном поле под воздействием коммуникационного резонатора // Экономика и менеджмент систем управления. – 2015. – № 2.3(16). – c. 400-408.
46. Щепакин М.Б. Социальный «человечек» − ключевой ресурс инновационных преобразований в антикризисном управлении экономикой // Вопросы инновационной экономики. – 2021. – № 1. – c. 61-86. – doi: 10.18334/vinec.11.1.111623.
47. Структурная модернизация как основа устойчивого развития промышленности региона. / монография / М.Б. Щепакин, В.А. Губин, Э.Ф. Хандамова; Под ред. проф. М.Б. Щепакина; ФГБОУ ВО «КубГТУ». - Краснодар: Изд. ФГБОУ ВО «КубГТУ», 2022. – 270 c.
48. Щепакин М.Б. Управление имиджем бизнес-субъектов посредством компенсационного маркетинга в инновационном формате изменений // Лидерство и менеджмент. – 2023. – № 3. – doi: 10.18334/lim.10.3.118730.
49. Губин В.А., Хандамова Э.Ф., Щепакин М.Б. Ресурсный дефлектор как драйвер экономического роста в производственной сфере пищевой промышленности // Известия вузов. Пищевая технология. – 2021. – № 2-3. – c. 108-116. – doi: 10.26297/0579-3009.2021.2-3.26.
50. Инструменты и механизмы антикризисного управления субъектами бизнеса в ус-ловиях нестабильной экономики. / монография / М.Б. Щепакин, В.А. Губин, Э.Ф. Хандамова; Под ред. проф. М.Б. Щепакина. - Краснодар: Изд. ФГБОУ ВО «КубГТУ», 2022. – 236 c.
51. Хандамова Э.Ф., Щепакин М.Б., Бженникова Д.Г., Писаревский В.М. Имидж рыночного субъекта как инструмент воплощения его маркетингово-поведенческого и социально-нравственного образа // Креативная экономика. – 2021. – № 1. – c. 151-168. – doi: 10.18334/ce.15.1.111512.
52. Щепакин М.Б., Баженов Ю.В. Формирование выгодной рыночной позиции предприятием посредством маркетинговой бифуркации // Экономика и предпринимательство. – 2016. – № 11-3(76-3). – c. 667-675.
53. Бренд-коммуникации в условиях модернизации экономики. / монография / М.Б. Щепакин, Э.Ф. Хандамова, В.А. Губин; Под ред. М.Б. Щепакина; ФГБОУ ВО «КубГТУ». - Краснодар: Изд. ФГБОУ ВО «КубГТУ», 2022. – 246 c.
54. Щепакин М.Б. Рекламно-маркетинговое манипулирование поведением субъектов при управлении экономическим ростом бизнеса в условиях диджитализации рыночных отношений // Экономика, предпринимательство и право. – 2022. – № 1. – c. 81-102. – doi: 10.18334/epp.12.1.114062.
55. Щепакин М.Б. Управление имиджем бизнес-субъектов посредством компенсационного маркетинга в инновационном формате изменений // Лидерство и менеджмент. – 2023. – № 3. – doi: 10.18334/lim.10.3.118730.
56. Щепакин М.Б. Маркетингово-поведенческая адаптация бизнеса в мобилизационном формате его развития как инструмент укрепления экономической безопасности // Теневая экономика. – 2023. – № 3. – doi: 10.18334/tek.7.3.118349.
57. Положение дел в области продовольственной безопасности и питания в мире: краткий обзор. - ФАО, МФСР, ЮНИСЕФ и ВОЗ, 2021. – 40 c.
Страница обновлена: 12.09.2024 в 12:14:24