Государственная поддержка цифровизации агросектора: текущая ситуация и перспективы

Харченко К.В.1
1 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

Статья в журнале

Продовольственная политика и безопасность (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 11, Номер 3 (Июль-сентябрь 2024)

Цитировать:
Харченко К.В. Государственная поддержка цифровизации агросектора: текущая ситуация и перспективы // Продовольственная политика и безопасность. – 2024. – Том 11. – № 3. – С. 541-552. – doi: 10.18334/ppib.11.3.121575.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=71963583

Аннотация:
статье подчеркивается ведущая роль государственного управления в деле обеспечения эффективной цифровизации сферы сельского хозяйства. Цель работы – на основе анализа текущей роли государства в цифровизации АПК систематизировать перспективные направления государственной поддержки развития высокоточного сельского хозяйства. По результатам анализа мер государственной поддержки сельскохозяйственных производителей, представленных на официальном сайте Минсельхоза России, было обнаружено, что большинство мер не увязаны с внедрением цифровых технологий. В связи с этим рассмотрены перспективные направления финансовой, имущественной, информационной, образовательной и имиджевой государственной поддержки цифровизации сельского хозяйства, а также направления развития цифровизации смежных отраслей. Сделан вывод о том, что цифровизация агросектора обеспечивает системный экономический, экологический и социальный эффект.

Ключевые слова: цифровизация, цифровые технологии, сельское хозяйство, агросектор

JEL-классификация:  L80, L86, O13, P32 



Введение, постановка задач и анализ литературы

В настоящее время одним из важнейших мировых трендов социально-экономического развития является цифровизация экономических процессов, управления и общественной жизни в целом. Агросектор в данном случае не является исключением, поскольку цифровизация носит всеобщий, масштабный и необратимый характер. Индикатором перехода к цифровой экономике выступает не столько ведущая роль сектора информационных технологий, сколько широкое использование этих технологий во всех секторах как главный фактор конкурентоспособности.

Потребность в цифровизации агропромышленного комплекса определяется как общеэкономическими и управленческими трендами, так и отраслевой спецификой. Во-первых, требуется «осовременивание» АПК в целях повышения его рентабельности. Во-вторых, цифровые технологии позволяют реализовывать доказательный подход при принятии решений [1-2], например, при прогнозировании рентабельности возделывания культур, упорядочивать аналитику и решать прогнозные задачи. Наконец, в-третьих, цифровое сельское хозяйство с большой вероятностью станет более привлекательной отраслью для молодых специалистов, нежели традиционное, что должно положительно повлиять на рынок труда.

Хотя цифровизация отраслей экономики – это естественный процесс, определяемый состоянием конкуренции и необходимостью оптимизации затрат, роль государственного регулирования в этом процессе нельзя недооценивать.

В связи с этим цель работы – на основе анализа текущей роли государства в цифровизации АПК систематизировать перспективные направления государственной поддержки развития высокоточного сельского хозяйства.

Анализ литературы по теме исследования показывает, что большинство научных работ посвящено собственно цифровизации сельского хозяйства, тогда как проблематика государственного регулирования данного процесса попадает в поле зрения ученых довольно редко.

Авторы рассматривают такие научные проблемы, как роль цифрового сельского хозяйства в цифровой экономике [3], цифровые платформы [4] и цифровые двойники в сельском хозяйстве [5], цифровое земелеустройство [6]. Фокус внимания отдельных исследователей – региональные аспекты цифровизации сельского хозяйства [7].

Одной из немногочисленных работ, посвященных государственной поддержке цифровизации сельского хозяйства, является статья А.К. Субаевой и Н.Р. Александровой [8]. По результатам проведенного исследования авторы делают вывод о том, что на государственную поддержку, направленную на развитие цифровизации, на данный момент могут претендовать, скорее, разработчики цифровых решений, нежели сельскохозяйственные производители.

Ценным в упомянутой работе является расчет влияния внедрения системы Агросигнал на снижение себестоимости зерновых культур, которая была достигнута не в последнюю очередь за счет сокращения фонда оплаты труда, контроля расхода ГСМ в процессе эксплуатации сельскохозяйственной техники, рационального использования семян и удобрений.

Научная новизна исследования состоит в том, что в нем впервые действующие меры государственной поддержки сельского хозяйства оценены на предмет их соответствия задачам цифровизации агросектора, что позволило предложить внести соответствующие изменения в их содержание.

Исследование базируется на использовании общенаучных методов, таких как аналогия, типологический, логико-структурный и сравнительный анализ.

Текущая ситуация в сфере государственной поддержки цифровизации агросектора

Государственная поддержка цифровизации различных отраслей осуществляется в соответствии с федеральным проектом «Цифровые технологии» и национальным проектом «Национальная программа «Цифровая экономика» [1]. В свете данных проектов к отрасли сельского хозяйства относится ведомственный проект «Цифровое сельское хозяйство» [2], который предусматривает следующие мероприятия:

· создание и внедрение национальной платформы цифрового государственного управления сельским хозяйством «Цифровое сельское хозяйство» с последующей ее интеграцией с другими субплатформами;

· создание и внедрение модуля «Агрорешения» – субплатформы, предназначенной для повышения эффективности деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей;

· создание и внедрение отраслевой электронной образовательной среды «Земля знаний», предназначенной для дистанционного обучения специалистов сельскохозяйственных предприятий.

Вместе с тем, анализ мер государственной поддержки сельскохозяйственных производителей, представленных на официальном сайте Минсельхоза России (https://mcx.gov.ru/activity/state-support/measures), обнаруживает, что несмотря на то, что эти меры достаточно разнообразны (например, компенсация части затрат на сертификацию продукции АПК; компенсация части прямых понесенных затрат на создание и (или) модернизацию объектов АПК; стимулирование увеличения производства отдельных видов масличных культур), среди двадцати одной предложенной меры ни одна не имеет прямого отношения к цифровизации сельского хозяйства.

В результате отсутствия на сегодняшний день системной государственной аграрной политики, направленной на цифровизацию АПК, передовые информационные и сквозные технологии внедряются фрагментарно и с разной скоростью, поскольку их освоение происходит в инициативном порядке

Представляется, что цифровизация АПК будет успешной при наличии следующих стимулов.

1. Учет «глубины цифровизации» на этапе оценки бизнес-плана инвестиционного проекта в агросекторе. Если бизнес-план предусматривает, например, строительство тепличных или животноводческих комплексов с высоким уровнем автоматизации, использованием интернета вещей и иных сквозных технологий, а также при этом обеспечено понимание того, какой имеется кадровый ресурс для работы с этими технологиями, таким инвестиционным проектам государственная поддержка должна оказываться в приоритетном порядке. Планирование широкого использования цифровых технологий должно повышать привлекательность бизнес-планов и для частных инвесторов, поскольку рационализация хозяйственной деятельности как один из важнейших результатов цифровизации является своего рода гарантией выхода инвестиционного проекта на точку безубыточности.

2. Учет уровня цифровизации сельскохозяйственных предприятий при принятии решения финансовыми организациями о выдаче кредитов на пополнение оборотных средств. В самом деле, повышение производительности труда за счет использования цифровых технологий, в частности более качественное осуществление посевных кампаний (отсутствие пропусков, перекрытий, просевов и пересевов) за счет использования беспилотных комбайнов с использованием систем типа ГЛОНАСС, должно быть гарантией повышения вероятности своевременного возврата кредитных средств.

Направления совершенствования мер государственной поддержки цифровизации АПК

Совершенствование государственной поддержки цифровизации АПК рассмотрим в разрезе видов такой поддержки, которая может осуществляться по следующим направлениям.

1. Финансовая поддержка

Наиболее типичными формами финансовой поддержки является предоставление субсидий и грантов сельскохозяйственным предприятиям. Субсидии ориентированы на жизнеобеспечение – поддержание текущей деятельности на должном уровне, тогда как гранты должны быть формой финансирования проектов, назначением которых является развитие производства (например, расширение объемов выпускаемой продукции, углубление степени ее передела).

Покажем на примере, как можно скорректировать или дополнить предлагаемые сегодня Минсельхозом России меры финансовой поддержки агросектора (Таблица 1).

Таблица 1

Предложения по совершенствованию отдельных действующих мер поддержки агросектора с учетом необходимости стимулирования цифровизации


Исходная мера
Предлагаемая мера
1.
Возмещение сельхозтоваропроизводителям части расходов на мелиоративные мероприятия
Возмещение сельхозтоваропроизводителям части расходов на мелиоративные мероприятия, проводимые с использованием цифровых технологий
2.
Компенсация части прямых понесенных затрат на создание и (или) модернизацию объектов АПК
Компенсация части прямых понесенных затрат на цифровизацию объектов АПК
3.
Стимулирование увеличения производства отдельных видов масличных культур
Стимулирование увеличения производства отдельных видов масличных культур (при условии соответствия производственной деятельности стандарту цифровизации)
4.
Компенсация части затрат на транспортировку продукции АПК
Компенсация части затрат на транспортировку продукции АПК (при условии соответствия стандарту цифровой логистики)
5.
Компенсация части затрат на создание и (или) модернизацию объектов по переработке сельскохозяйственной продукции
Компенсация части затрат на создание и (или) модернизацию объектов по переработке сельскохозяйственной продукции с использованием современных цифровых технологий
Составлено автором. Источник: Официальный сайт Министерства сельского хозяйства Российской Федерации. URL: https://mcx.gov.ru/ (дата обращения: 13.08.2024).

Обратим внимание на то, что в некоторых случаях предлагаемые меры поддержки увязываются с определенными стандартами, которые должны быть разработаны и пройти экспертное обсуждение до введения соответствующих мер поддержки. Стандарты должны содержать минимальный перечень цифровых технологий, внедрение которых обосновано как целесообразное с позиции экономической (а также, возможно, экологической и социальной) эффективности. Назначение таких стандартов должно состоять в том, чтобы не предоставлять поддержку субъектам, которые будут подавать внедрение отдельных разрозненных современных технологий как деятельность, направленную на цифровизацию агросектора.

Уточним, что предлагаемые меры поддержки, возможно, призваны не заменить, а дополнить реализуемые в настоящее время меры.

Помимо переориентации «традиционных» видов поддержки на цифровой лад, целесообразна также финансовая поддержка специфических для цифровой эпохи видов деятельности, прежде всего, предоставление государственных субсидий и грантов сельскохозяйственным предприятиям на приобретение отечественного программного обеспечения, способствующего рационализации деятельности в сфере сельского хозяйства.

2. Имущественная поддержка

Имущественная поддержка цифровизации сельского хозяйства подразделяется на два вида в зависимости от вида предоставляемого имущества – недвижимого либо движимого.

Цифровизация управления агросектором предполагает формирование информационной базы сельскохозяйственных земель, а также нанесение на интерактивные карты координат объектов – зданий и сооружений.

Государственная поддержка АПК в виде предоставления движимого имущества подразумевает льготный лизинг. В настоящее время на сайте АО «Росагролизинг» размещена информация о более 15 тысячах единицах сельскохозяйственной техники и оборудования для широкого спектра полевых работ. Цифровая платформа представляет собой маркетплейс, созданный для реализации интересов владельцев техники, с одной стороны, и ее потенциальных пользователей, с другой.

Развернутый функционал имеет мобильное приложение АО «Росагролизинг», позволяющее подобрать необходимую технику и оборудование, предварительно рассчитать стоимость лизинга, подать заявку на лизинг и, наконец, заключить договор. Как видим, в данном случае уровень цифровизации достаточно высокий.

3. Информационная поддержка

Одно из направлений цифровизации агросектора – упорядочение информации о состоянии сельскохозяйственных угодий. Цифровые технологии позволяют формировать электронную карту поля с множеством слоев, как например информация о почвах, о внесенных удобрениях за определенное количество лет, о погодных условиях на данный момент и в ретроспективе.

Представляется, что хорошей поддержкой производителей сельхозпродукции было бы предоставление им на определенных условиях информации о состоянии полей. Источником такой информации могут быть спутниковые данные либо результаты агроскаутинга (визуального контроля состояния поля в целях наблюдения за развитием культур, уровнем распространения сорных растений, болезней и вредителей) с использованием беспилотных летательных аппаратов.

Не менее важный аспект информационной поддержки – предоставление рыночной информации для сельских товаропроизводителей [9].

Естественно, что информационная поддержка цифровизации агросектора должна включать в себя популяризацию цифровых технологий – издание методических рекомендаций, специальных руководств с примерами их успешного использования, а также организацию практико-ориентированных конференций, направленных на обсуждение проблем и перспектив внедрения сквозных технологий блокчейна, интернета вещей, искусственного интеллекта и других.

4. Образовательная поддержка

Образовательную поддержку можно рассматривать как часть информационной, однако ее цель значительно глубже – не просто продемонстрировать преимущество той или иной современной технологии, но сформировать систему знаний о ее природе и функционале в увязке с навыками ее наиболее рационального использования с учетом внешних и внутренних факторов.

Образовательная поддержка представителей агросектора может быть реализована в следующих формах.

· государственное финансирование организации и проведения профессиональной переподготовки и повышения квалификации аграриев по программам, посвященным внедрению цифровых технологий в сферу сельского хозяйства;

· организация корпоративного обучения топ-менеджеров и работников сельскохозяйственных предприятий с выездом на место либо, напротив, с посещением хозяйств, в которых цифровые технологии уже успешно внедрены;

· государственная поддержка создания и реализации он-лайн курсов, которые обеспечат аграриям возможность ознакомления с цифровыми технологиями, не покидая места своей дислокации.

5. Имиджевая поддержка

Имиджевая поддержка по своей сути близка к информационной, однако ее цель – не просто информировать, а, скорее, мотивировать хозяйствующих субъектов к внедрению цифровых технологий.

Имиджевая поддержка цифровизации сельского хозяйства может осуществляться в следующих формах:

· презентация лучших практик цифровизации отрасли, в том числе в формате интерактивной карты передового опыта;

· проведение конкурсов «Лидеры цифровизации», например, среди крестьянских (фермерских) хозяйств и малых сельскохозяйственных предприятий.

Имиджевая поддержка должна быть ориентирована на быстрое и широкое распространение положительно себя зарекомендовавших цифровых технологий.

Перспективы реализации комплексных мер государственной поддержки цифровизации агросектора

Отдельные меры поддержки агросектора не дадут должного результата, если будут применяться спорадически и разрозненно.

Оптимальным способом, обеспечивающим ширину и глубину внедрения цифровых технологий в АПК, видится создание агропарков и агротехнопарков. Агропарк в большей мере ориентирован на массовое производство конечной продукции, тогда как агротехнопарк – на разработку и апробацию инновационных решений.

Государственная финансовая (а также имущественная, информационная и иная) поддержка агротехнопарков высоких технологий должна стать одним из ведущих драйверов цифровизации сферы сельского хозяйства. Получателем господдержки в данном случае будут не предприятия напрямую, а управляющая компания, задача которой – создавать максимально комфортные условия для изобретения новых технологий, формировать благоприятную инновационную среду.

Также к комплексной поддержке следует отнести поддержку сельскохозяйственных кластеров. В отличие от агропарка и агротехнопарка как территориально-имущественных комплексов, кластер – это, скорее, организм, ведущим признаком которого является не столько территориальная близость и функциональная зависимость участников, сколько их совместная деятельность по реализации кластерных проектов [10-11].

В агрокластеры должны входить, помимо сельскохозяйственных предприятий, аграрные и технические вузы, агроскаутинговые и инжиниринговые компании, а также производители оборудования и отраслевого программного обеспечения.

Агрокластеры будущего видятся нам как особые цифровые платформы, в рамках которых как раз и происходит интеграция заинтересованных сторон. Отсюда Минсельхозу России очень важно было бы предусмотреть субсидии на поддержку создания и деятельности «своих» кластеров по аналогии с поддержкой Минпромторгом России промышленных кластеров.

Отметим также, что комплексная государственная поддержка цифровизации АПК требует, чтобы было уделено внимание цифровизации смежных отраслей:

1. Государственная поддержка производства сельскохозяйственной техники нового поколения – оснащенной ГЛОНАСС-системой. В перспективе может быть сделан упор на беспилотную технику.

2. Государственная поддержка современной цифровой логистики сельхозпродукции – от места производства до центров переработки и упаковки, а оттуда – на оптовые склады и к потребителю. Важным элементом цифровой логистики являются NFC-метки, использование которых сокращает время на доставку товаров и минимизирует потери.

3. Государственная поддержка разработки (и использования аграриями) отечественного программного обеспечения, применимого для нужд сельского хозяйства. Оговоримся, что такая поддержка должна предусматривать, что программы создаются в открытом коде, что открывает широкие возможности их периодической актуализации.

Итак, государственная поддержка цифровизации сельского хозяйства должна быть нацелена, с одной стороны, на популяризацию лучших практик, которые были в свое время взяты на вооружение бизнесом и с течением времени доказали свои преимущества, а с другой, на внедрение минимальных стандартов, неиспользование которых будет являться опасным сигналом потери конкурентоспособности.

Примерами критериев стандарта цифрового сельхозпредприятия могут быть:

· использование электронной карты поля при планировании внесения удобрений, посевных кампаний, уборки урожая;

· использование мультиспектральной съемки NDVI при диагностике фитосанитарного состояния сельзугодий;

· использование программных комплексов, позволяющих контролировать работу механизаторов.

Заключение

В настоящей работе было показано, что на сегодняшний день многочисленные реализуемые меры государственной поддержки сельского хозяйства в целом не ориентированы на цифровизацию данной отрасли, что не позволяет получать от их применения существенных преимуществ. В связи с этим было предложено упорядочить данные меры и ориентировать их на цифровую трансформацию, которая, как известно, является одной из национальных целей Российской Федерации.

Цифровизация сельского хозяйства должна иметь следствием получение многопланового эффекта. Во-первых, это экономический эффект – повышение рентабельности производства сельхозпродукции за счет внедрения цифровых бережливых технологий, роста производительности труда. Во-вторых, это экологический эффект за счет более рационального интенсивного землепользования, а также возможности прогнозирования чрезвычайных ситуаций. В-третьих, это социальный эффект – управление различными процессами в сфере сельского хозяйства с помощью современных технологий требует высокого профессионального уровня, что ведет к изменению качественного состава сельского населения, вернее, лиц, занятых в агросекторе. К тому же, цифровизация меняет стереотип о том, что в сельском хозяйстве заняты сельские жители: управлять хайтек-устройствами вполне могут и те, кто проживает либо ранее проживал в городах. В перспективе привлекательность высокоточного сельского хозяйства может активизировать такой социальный процесс, как дауншифтинг – переезд жителей мегаполисов в сельскую местность в поисках благоприятной экосреды, профессиональной самореализации и личностного роста.

Отметим, что обозначенные положительные эффекты, скорее всего, не будут проявляться сами собой. Для этого как раз и необходима системная государственная поддержка – многоаспектная, охватывающая, в том числе, смежные отрасли и все этапы сельскохозяйственного производства.

[1] Паспорт национального проекта «Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации»: утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 04.06.2019 № 7.

[2] Ведомственный проект «Цифровое сельское хозяйство»: официальное издание. – М.: ФГБНУ «Росинформагротех», 2019. – 48 с.


Источники:

1. Еремин С.Г. Разработка и применение государственного плана по строительству замещающих импорт мощностей при прямом участии государства, с целью расширения инструментов доказательной политики в области развития промышленности // Финансовая жизнь. 2023. № 1. С. 105-110.
2. Данкова Ж.Ю. Аналитика в системе государственного управления: анализ понятийных и сущностно-содержательных аспектов // ГосРег: государственное регулирование общественных отношений. 2020. № 2 (32). С. 8-13.
3. Пономарева Е.В., Роман Е.М. Цифровое сельское хозяйство как часть цифровой экономики // Chronos. 2020. № 8 (47). С. 69-71.
4. Сибиряев А.С., Зазимко В.Л., Додов Р.Х. Цифровая трансформация и цифровые платформы в сельском хозяйстве // Вестник НГИЭИ. 2020. № 12 (115). С. 96-108.
5. Тикки Д.А., Сафонова Т.В., Русскин В.Д. Цифровые двойники в сельском хозяйстве // Информационные технологии и системы: управление, экономика, транспорт, право. 2022. № 4 (44). С. 49-53.
6. Борисов Е.А. Цифровое землеустройство как фундаментальное условие цифровой трансформации сельского хозяйства // Евразийское Научное Объединение. 2020. № 5-7 (63). С. 561-563.
7. Кудинова М.Г., Леонов Е.А., Судыко М.В., Ткач А.М. Развитие цифровой экономики и цифрового сельского хозяйства в Алтайском крае // Дельта науки. 2022. № 2. С. 4-6.
8. Субаева А.К., Александрова Н.Р. Государственная поддержка цифровизации сельского хозяйства // Вестник Казанского государственного аграрного университета. 2021. Т. 16. № 4 (64). С. 130-135.
9. Зинич А.В., Косенчук О.В. Цифровые решения предоставления и поиска рыночной информации для сельских товаропроизводителей // Вопросы инновационной экономики. 2022. Т. 12. № 4. С. 2357-2368.
10. Харченко К.В. Промышленные кластеры с участием публичного партнера: ограничение конкуренции либо возможности синергии // Кузнечно-штамповочное производство. Обработка материалов давлением. 2024. № 1. С. 100-110.
11. Харченко К.В. Кластерные проекты по созданию новой продукции: правовые условия и стратегические перспективы // Мониторинг правоприменения. 2024. №1. С.63-71.

Страница обновлена: 08.10.2024 в 15:45:24