Модели эволюции человеческого капитала в контексте формирования новой политической экономии
Макаров И.Н.1,2, Дробот Е.В.3,4
, Кукина Е.Е.5, Черных А.В.1,6, Волкова О.А.7
1 Липецкий филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
2 Череповецкий государственный университет
3 Первое экономическое издательство, Россия, Москва
4 Центр дополнительного профессионального образования, Россия, Москва
5 Липецкий филиал Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, Россия, Липецк
6 Липецкий институт кооперации (филиал) Белгородского университета кооперации, экономики и права
7 Липецкий металлургический колледж
Скачать PDF | Загрузок: 24
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 13, Номер 8 (Август 2023)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=54604819
Аннотация:
В процессе эволюции хозяйственных систем постиндустриальное общество в соответствии с прогнозами экономистов, философов и футурологов должно было смениться информационным, а его движущей силой должен был стать креативный класс. При этом выбор правильных допущений, системы детерминант, конституирующих реальное поведение акторов, имеет решающее значение для разработки модели поведения человека в условиях информационной экономики. Основная задача, решенная авторами в ходе написания статьи, заключается в формировании четкого обоснования необходимости формирования новой модели человеческого поведения, описывающей повседневное экономическое поведение представителей креативного класса в условиях информационной экономики. В статье представлена схема авторской модели формирования человеческого капитала, характерной для условий мобилизационной экономики.
Статья может быть интересна всем, занимающимся проблематикой современной политической экономии, технологических и институциональных основ экономической эволюции.
Ключевые слова: информационная экономика, мобилизационная экономика, политическая экономия, цифровые технологии, человеческий капитал
JEL-классификация: E24, J24, O15
Введение
В процессе анализа концепции информационной экономики и соответствующих социальных изменений можно сделать два предположения. Во-первых, возможны существенные изменения в психологии человека и человечества, которые приведут к появлению или формированию «новых людей», обладающих уникальными навыками и способностями по отношению к цифровым технологиям. Такие люди могут обладать высокой адаптивностью, быстро осваивать новые знания и гибко реагировать на изменения в окружающей среде.
Во-вторых, базовая структура человеческой психики, включая «социальные инстинкты», останется нетронутой, сохраняя основные особенности поведения человека в социально-экономической среде информационной экономики. Несмотря на технический прогресс и цифровую трансформацию, социальное взаимодействие, стремление к социальному признанию и созданию сообщества будут оставаться важными аспектами человеческой деятельности и мотивации.
Однако при этом необходимо учитывать, что внедрение информационных технологий существенным образом влияет на повседневное экономическое поведение индивидов, что необходимо учитывать в моделях потребительского поведения, соответствующих информационной реальности.
Выбор правильных допущений имеет решающее значение для разработки модели поведения человека в условиях информационной экономики. Эта модель является основой для создания эффективной национальной системы формирования человеческого капитала и управления им, включающей в себя образование, развитие навыков, управление талантами и социальную защиту. Сбалансированный подход к развитию человеческих ресурсов в условиях информационной экономики предполагает учет как переменных, связанных с изменениями в психологии человека, так и континуума социальных инстинктов. Это позволит обеспечить устойчивое и сбалансированное сочетание технологического прогресса и человеческого потенциала на благо всего общества.
Следует отметить, что проблематика формирования и эволюции человеческого капитала в последнее время вызывает научный интерес у многих авторов.
Как формируется и развивается человеческий капитал, в том числе в разрезе стран, регионов и предприятий? Ответу на этот вопрос посвящены научные исследования Алексашиной Т.В., Вешкуровой А.Б. [1] (Aleksashina, Veshkurova, 2021), Дробот Е.В., Макаров И.Н., Рязанцева Е.А., Филоненко Н.Ю. и др. [6] (Drobot, Makarov, Ryazantseva, Filonenko, Krylova, 2019), Кокуйцевой Т.В., Шиманского А.А. [9] (Kokuytseva, Shimanskiy, 2020), Самородовой Е.М., Марченковой Л.М. [16] (Samorodova, Marchenkova, 2020), Троицкой А.А. [19] (Troitskaya, 2019), Минаева Н.Н., Жаровой Е.А. [13–15] (Minaev, Zharova, 2021; Minaev, Zharova, 2022а; Minaev, Zharova, 2022b). Дробот Е.В., Макаров И.Н., Почепаев И.А. пишут о том, как можно использовать человеческие ресурсы для достижения целей устойчивого развития [5] (Drobot, Makarov, Pochepaev, 2021). Как измерить человеческий капитал? Какие для этого существуют методы? На эти вопросы отвечают в своих публикациях Габдуллин Н.М. [3] (Gabdullin, 2018), Карташова Л.В., Савочкин А.В. [8] (Kartashova, Savochkin, 2023). Конечно же, авторы не могли оставить без внимания влияние на формирование человеческого капитала таких экзогенных факторов, как пандемия и санкции. Этой проблематике посвящены научные работы таких экспертов, как Лищук Е.Н., Капелюк С.Д. [11] (Lishchuk, Kapelyuk, 2021), Захарова Ю.Н. [7] (Zakharova, 2019). И наконец, развитию человеческого капитала в условиях инновационной (информационной, цифровой) экономики и перехода общества к новому технологическому укладу посвящены научные публикации таких экономистов, как Владимирова Ц.Д. [2] (Vladimirova, 2019), Грачев С.А. [4] (Grachev, 2019), Лазарева Е.И., Гаврилова Ю.В. [10] (Lazareva, Gavrilova, 2020), Минаев Н.Н., Жарова Е.А. [12](Minaev, Zharova, 2021), Строев П.В., Пивоварова О.В. [17] (Stroev, Pivovarova, 2022), Сулейманкадиева А.Э., Петров М.А., Александров И.Н., Попазова О.А. [18] (Suleymankadieva, Petrov, Aleksandrov, Popazova, 2021), Ширинкина Е.В. [20] (Shirinkina, 2019).
Цель данного исследования состояла в том, чтобы в контексте формирования новой политической экономии оценить модели эволюции человеческого капитала и предложить схему новой модели, характерной для условий мобилизационной экономики.
Научная новизна исследования заключается в формировании четкого обоснования необходимости формирования новой модели человеческого поведения, описывающей повседневное экономическое поведение представителей креативного класса в условиях информационной экономики, и разработке авторской модели формирования человеческого капитала, характерной для условий мобилизационной экономики.
Теоретические аспекты формирования человеческого капитала в информационной экономике
В настоящее время современная экономика как научная отрасль уходит от детального изучения реального экономического поведения индивидов и сообществ в сторону абстрактных методов и сложных математических моделей, которые имеют ограниченные возможности для объяснения реальных процессов. Это ограничение требует разработки новых, более адаптируемых подходов к анализу социально ориентированных и экономических процессов с учетом институциональных особенностей различных этнических групп и сообществ.
Учитывая эти ограничения, необходимо отметить, что в настоящее время существует лишь несколько моделей, способных объяснить экономическое поведение. К ним относятся модель рационального экономиста – homo economicus, разработанная фактически отцом современной экономической теории Адамом Смитом, модель рационального гедониста и появившаяся в самое последнее время в связи с осмыслением процессов, происходящих при развитии информационной экономики, модель «человека творца» – homo creator. Однако в условиях информационного общества последняя модель, описывающая поведение современного креативного класса, приобретает особую актуальность и значимость. Креативный класс призван сыграть важную роль в развитии и формировании информационного общества, основанного на инновациях и наукоемких технологиях.
Следует отметить, что переход от маржинальной (экономической) модели, основанной на рациональном потребительском выборе, к креативной (творческой) модели предполагает создание экономики, активно развивающейся за счет силы инноваций. Важность и роль креативного класса в формировании информационного общества и его дальнейшем развитии становится все более очевидной. Сегодня творческие люди, способные к инновациям и созданию новых ценностей, играют важную роль в трансформации экономической системы и в определении ее будущего направления.
Поэтому понимание и анализ поведения представителей креативного класса (прежде всего, его представителей, непосредственно связанных с информационными технологиями, включая техническое, технологическое и математическое обеспечение их развития) становятся неотъемлемой частью исследований в области информационной экономики. Разработка соответствующих моделей и методов будет способствовать лучшему пониманию и характеристике динамики этого класса, а также выработке эффективной стратегии развития информационного общества, основанной на потенциале и навыках творческих людей.
Следует, однако, отметить, что модель, способная описать поведение различных групп и сообществ в целом, формируемая в рамках институциональной экономики и основ поведенческой экономики, еще далеко не завершена (если такая единая модель вообще возможна). Поэтому мы считаем, что при разработке модели, позволяющей прогнозировать реакцию общества на введение контроля и развитие системы человеческого капитала в информационном обществе, необходимо рассматривать целостную социальную модель, объединяющую в себе исследование институциальных и технологических аспектов общественного развития в рамках единого целого. Это позволит более точно анализировать и прогнозировать сложные социально-экономические процессы с учетом многих факторов, включая законы и институциональные особенности.
При разработке концепции развития национального человеческого капитала в рамках формирования новой политической экономии необходимо рассматривать три уровня.
На макроуровне необходимо учитывать функционирование формирования человеческого капитала в рамках данной системной совокупности экономических отношений между субъектами рынка и государства, а также особенности социально-политических и совокупных экономических отношений. Учет этого уровня позволит понять взаимосвязь между экономикой, политикой и обществом в целом, а также выявить основные факторы, влияющие на формирование и развитие человеческого капитала.
Мезоуровень предполагает проектирование системы в условиях большой неоднородности социальной динамики и экономического пространства в развитых странах. Разные регионы и отрасли могут иметь свои особенности и потребности в развитии человеческого капитала. Понимание этих различий и адаптация системы к ним – важные аспекты успешного формирования человеческого капитала.
Наконец, на микроуровне важную роль играет адаптация системы к личностным особенностям обучающихся, их потребностям и потребностям экономических субъектов в данной местности. Учитывая индивидуальность каждого человека и его роль в обществе, необходимо разрабатывать гибкие инструменты и методы развития и использования человеческого капитала на микроуровне.
Таким образом, эффективная система формирования человеческого капитала должна учитывать три уровня – макро, мезо и микро, чтобы адаптировать ее к специфическим условиям и потребностям информационной эпохи. Каждый уровень имеет свои особенности и сопряжения с другими уровнями, что делает общую организацию системы формирования человеческого капитала более эффективной. Это позволяет создать гармоничную среду, способствующую оптимальному развитию человеческого потенциала и достижению целей общества в информационную эпоху.
Теоретико-прикладные аспекты формирования национального человеческого капитала в информационной экономике мобилизационного типа
В отечественной реальности переход к информационному обществу и хозяйственной модели информационного развития был существенно осложнен начавшейся специальной военной операцией (СВО). В ходе наиболее существенных последствий СВО необходимо отметить отъезд за пределы страны значительной части интеллектуальных работников, обслуживающих ИТ-сферу, из соображений собственной безопасности. Помимо этого, значительное отвлечение финансовых и человеческих ресурсов на обеспечение эффективности военной кампании и одновременно реальное осуществление программы полноценного импортозамещения на базе реиндустриализации экономики «оголяет» ряд иных направлений хозяйственной жизни общества, в составе которых оказалась и отечественная система подготовки высококвалифицированных кадров информационной экономики и высокотехнологичных производств.
Да, несомненно, стоит отметить существенный рост бюджетных мест в высшие учебные заведения на инженерно-технические направления и поддержку программ обучения, связанных с ИТ-индустрией.
Однако нельзя не признать, что по целому ряду причин подобная практика почти наверняка окажется неэффективной.
Здесь и вопрос длительности обучения и кадрового состава преподавателей, и особенно, материального обеспечения, в сочетании с, как правило, оторванностью программ обучения от потребностей рынка труда в текущем моменте и потребностей хозяйственного развития (которые, надо заметить, на данный момент в нашей стране все еще не определены в явном виде) в стратегическом моменте.
Перспективным вариантом развития талантов является модель организации отраслевых образовательных кластеров. Применение данной модели государственно-частного партнерства (ГЧП) в сфере образования позволяет достичь следующих важных результатов.
Во-первых, организация промышленных образовательных кластеров позволяет гибко адаптировать компетенции выпускников к основным требованиям работодателей. Создание таких кластеров значительно упрощает процесс обучения и профессиональной практики студентов и позволяет оснастить учебные заведения современным оборудованием и материалами. Это, в свою очередь, способствует более эффективному профессиональному развитию выпускников и адаптации их навыков к потребностям рынка труда.
Во-вторых, преимуществом данной модели является то, что студенты на раннем этапе узнают о потенциальных работодателях, требованиях к их квалификации и условиях работы. Это будет мотивировать студентов к освоению необходимых компетенций и повысит трудоспособность выпускников. Студенты получают возможность понять, насколько их навыки востребованы на рынке труда, и в соответствии с этим скорректировать свое образование и карьерный рост.
В-третьих, организация промышленных образовательных кластеров дает возможность заключать многосторонние контракты. В рамках таких соглашений часть оплаты обучения студента может быть покрыта потенциальным работодателем или сторонней организацией в обмен на обязательство студента отработать в этой организации определенное количество лет после окончания обучения. Это может быть взаимовыгодно и способствовать долгосрочному сотрудничеству между учебными заведениями и предприятиями.
Заключение
На рисунке 1 представлена разработанная авторами модель формирования человеческого капитала в условиях мобилизационной экономики.
Рисунок 1. Модель формирования человеческого капитала в условиях мобилизационной экономики
Источник: составлено авторами.
Формирование человеческого капитала в российской экономике происходит под влиянием экзогенных факторов, основными из которых являются последствия пандемии COVID-19, антироссийские санкции и СВО России на Украине. В результате экономику России можно охарактеризовать как мобилизационную. Формирование человеческого капитала происходит под влиянием общего вектора развития хозяйственных систем, включая информатизацию, цифровизацию и инноватику, а также внутреннего вектора развития экономической системы Российской Федерации, включая информатизацию и реиндустриализацию. И наконец, для формирования и обеспечения развития человеческого капитала в России в заданных непростых условиях необходимо обеспечить воплощение в жизнь трех основных направлений, включая:
1) реформирование системы высшего и среднего профессионального образования;
2) улучшение условий труда научно-педагогических работников;
3) организацию отраслевых образовательных кластеров на основе модели ГЧП.
Модель организации промышленных образовательных кластеров является перспективным подходом к развитию системы формирования человеческого капитала. Этот подход способен обеспечить эффективную связь между макро-, мезо- и микроуровнями с учетом потребностей работодателей и студентов в условиях достижения целей информационного общества.
Источники:
2. Владимирова Ц.Д. Вызовы информационной экономики: развитие человеческого капитала // Экономика труда. – 2019. – № 3. – c. 1029-1042. – doi: 10.18334/et.6.3.40995.
3. Габдуллин Н.М. Современные подходы и методы измерения человеческого капитала // Вопросы инновационной экономики. – 2018. – № 4. – c. 785-798. – doi: 10.18334/vinec.8.4.39709.
4. Грачев С.А. Разработка инструментария оценки результативности функционирования человеческого капитала в инновационной экономике региона // Вопросы инновационной экономики. – 2019. – № 3. – c. 763-770. – doi: 10.18334/vinec.9.3.40835.
5. Дробот Е.В., Макаров И.Н., Почепаев И.А. Как компании могут использовать человеческие ресурсы для достижения целей устойчивого развития // Лидерство и менеджмент. – 2021. – № 1. – c. 85-108. – doi: 10.18334/lim.8.1.110932.
6. Дробот Е.В., Макаров И.Н., Рязанцева Е.А., Филоненко Н.Ю., Крылова А.Д. Человеческий капитал и ресурс доверия в контексте групп и индивидов // Лидерство и менеджмент. – 2019. – № 2. – c. 61-72. – doi: 10.18334/eo.9.3.40845.
7. Захарова Ю.Н. Формирование модели повышения качества человеческого капитала организации в условиях санкций в современной России // Вопросы инновационной экономики. – 2019. – № 1. – c. 175-180. – doi: 10.18334/vinec.9.1.39969.
8. Карташова Л.В., Савочкин А.В. Совершенствование измерения и оценки человеческого капитала как фактора развития организации // Лидерство и менеджмент. – 2023. – № 1. – c. 311-330. – doi: 10.18334/lim.10.1.117349.
9. Кокуйцева Т.В., Шиманский А.А Теоретические основы формирования и развития человеческого капитала в российской и зарубежной литературе // Вопросы инновационной экономики. – 2020. – № 1. – c. 233-248. – doi: 10.18334/vinec.10.1.100595.
10. Лазарева Е.И., Гаврилова Ю.В. Эффективное управление человеческим капиталом организации в условиях устойчиво-инновационного развития экономики // Вопросы инновационной экономики. – 2020. – № 2. – c. 737-746. – doi: 10.18334/vinec.10.2.100937.
11. Лищук Е.Н., Капелюк С.Д. Трансформация требований к человеческому капиталу в условиях пандемии // Экономика труда. – 2021. – № 2. – c. 219-232. – doi: 10.18334/et.8.2.111644.
12. Минаев Н.Н., Жарова Е.А. Анализ накопления человеческого капитала в регионах России в условиях технологических сдвигов и перехода к цифровой экономике // Экономика труда. – 2021. – № 6. – c. 565-584. – doi: 10.18334/et.8.6.112314.
13. Минаев Н.Н., Жарова Е.А. Закономерности распределения человеческого капитала в регионах России // Экономика труда. – 2021. – № 7. – c. 683-700. – doi: 10.18334/et.8.7.112315.
14. Минаев Н.Н., Жарова Е.А. Оценка сбалансированности человеческого капитала в Российской Федерации // Экономика труда. – 2022. – № 7. – c. 1115-1132. – doi: 10.18334/et.9.7.115083.
15. Минаев Н.Н., Жарова Е.А. Подходы к разработке моделей управления человеческим капиталом России на основе методики межрегионального баланса // Экономика труда. – 2022. – № 4. – c. 795-810. – doi: 10.18334/et.9.4.114579.
16. Самородова Е.М., Марченкова Л.М. Развитые и развивающиеся страны: зависимость социально-экономического прогресса от уровня развития человеческого капитала и возможностей его накопления (результаты корреляционного анализа) // Экономические отношения. – 2020. – № 3. – c. 603-628. – doi: 10.18334/eo.10.3.110702.
17. Строев П.В., Пивоварова О.В. Цифровизация городской среды как фактор развития человеческого капитала // Вопросы инновационной экономики. – 2022. – № 4. – c. 2315-2328. – doi: 10.18334/vinec.12.4.116578.
18. Сулейманкадиева А.Э., Петров М.А., Александров И.Н., Попазова О.А. Развитие человеческого капитала в условиях перехода общества к новому технологическому укладу // Вопросы инновационной экономики. – 2021. – № 4. – c. 1557-1572. – doi: 10.18334/vinec.11.4.114013.
19. Троицкая А.А. Конкурентоспособный человеческий капитал работника: проблемы формирования и реализации // Экономика труда. – 2019. – № 2. – c. 647-658. – doi: 10.18334/et.6.2.40509.
20. Ширинкина Е.В. Человеческий капитал и рынок труда в цифровом развитии российской экономики // Экономика труда. – 2019. – № 1. – c. 103-112. – doi: 10.18334/et.6.1.40099.
Страница обновлена: 13.08.2025 в 10:49:01
Download PDF | Downloads: 24
Models of human capital development in the context of a new political economy
Makarov I.N., Drobot E.V., Kukina E.E., Chernyh A.V., Volkova O.A.Journal paper
Journal of Economics, Entrepreneurship and Law (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 13, Number 8 (August 2023)
Abstract:
In the course of the evolution of economic systems, post-industrial society, in accordance with the forecasts of economists, philosophers and futurologists, was to be replaced by information society, and the creative class was to be its driving force. At the same time, the choice of the correct assumptions, the system of determinants that constitute the real behavior of actors, is crucial for the development of a human behavior model in the information economy. The authors of the article provide a clear justification for the need to form a new model of human behavior that describes the everyday economic behavior of representatives of the creative class in the information economy. The article presents the scheme of the authors' model of the formation of human capital amidst the mobilization economy.
The article may be of interest to anyone dealing with the problems of modern political economy, technological and institutional foundations of economic evolution.
Keywords: information economy, mobilization economy, political economy, digital technology, human capital
JEL-classification: E24, J24, O15

Россия, Москва