Модели эволюции человеческого капитала в контексте формирования новой политической экономии

Макаров И.Н.1,2, Дробот Е.В.3,4, Кукина Е.Е.5, Черных А.В.1,6, Волкова О.А.7
1 Липецкий филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
2 Череповецкий государственный университет
3 Первое экономическое издательство, Россия, Москва
4 Центр дополнительного профессионального образования, Россия, Москва
5 Липецкий филиал Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, Россия, Липецк
6 Липецкий институт кооперации (филиал) Белгородского университета кооперации, экономики и права
7 Липецкий металлургический колледж

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 13, Номер 8 (Август 2023)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=54604819

Аннотация:
В процессе эволюции хозяйственных систем постиндустриальное общество в соответствии с прогнозами экономистов, философов и футурологов должно было смениться информационным, а его движущей силой должен был стать креативный класс. При этом выбор правильных допущений, системы детерминант, конституирующих реальное поведение акторов, имеет решающее значение для разработки модели поведения человека в условиях информационной экономики. Основная задача, решенная авторами в ходе написания статьи, заключается в формировании четкого обоснования необходимости формирования новой модели человеческого поведения, описывающей повседневное экономическое поведение представителей креативного класса в условиях информационной экономики. В статье представлена схема авторской модели формирования человеческого капитала, характерной для условий мобилизационной экономики. Статья может быть интересна всем, занимающимся проблематикой современной политической экономии, технологических и институциональных основ экономической эволюции.

Ключевые слова: информационная экономика, мобилизационная экономика, политическая экономия, цифровые технологии, человеческий капитал

JEL-классификация: E24, J24, O15



Введение

В процессе анализа концепции информационной экономики и соответствующих социальных изменений можно сделать два предположения. Во-первых, возможны существенные изменения в психологии человека и человечества, которые приведут к появлению или формированию «новых людей», обладающих уникальными навыками и способностями по отношению к цифровым технологиям. Такие люди могут обладать высокой адаптивностью, быстро осваивать новые знания и гибко реагировать на изменения в окружающей среде.

Во-вторых, базовая структура человеческой психики, включая «социальные инстинкты», останется нетронутой, сохраняя основные особенности поведения человека в социально-экономической среде информационной экономики. Несмотря на технический прогресс и цифровую трансформацию, социальное взаимодействие, стремление к социальному признанию и созданию сообщества будут оставаться важными аспектами человеческой деятельности и мотивации.

Однако при этом необходимо учитывать, что внедрение информационных технологий существенным образом влияет на повседневное экономическое поведение индивидов, что необходимо учитывать в моделях потребительского поведения, соответствующих информационной реальности.

Выбор правильных допущений имеет решающее значение для разработки модели поведения человека в условиях информационной экономики. Эта модель является основой для создания эффективной национальной системы формирования человеческого капитала и управления им, включающей в себя образование, развитие навыков, управление талантами и социальную защиту. Сбалансированный подход к развитию человеческих ресурсов в условиях информационной экономики предполагает учет как переменных, связанных с изменениями в психологии человека, так и континуума социальных инстинктов. Это позволит обеспечить устойчивое и сбалансированное сочетание технологического прогресса и человеческого потенциала на благо всего общества.

Следует отметить, что проблематика формирования и эволюции человеческого капитала в последнее время вызывает научный интерес у многих авторов.

Как формируется и развивается человеческий капитал, в том числе в разрезе стран, регионов и предприятий? Ответу на этот вопрос посвящены научные исследования Алексашиной Т.В., Вешкуровой А.Б. [1] (Aleksashina, Veshkurova, 2021), Дробот Е.В., Макаров И.Н., Рязанцева Е.А., Филоненко Н.Ю. и др. [6] (Drobot, Makarov, Ryazantseva, Filonenko, Krylova, 2019), Кокуйцевой Т.В., Шиманского А.А. [9] (Kokuytseva, Shimanskiy, 2020), Самородовой Е.М., Марченковой Л.М. [16] (Samorodova, Marchenkova, 2020), Троицкой А.А. [19] (Troitskaya, 2019), Минаева Н.Н., Жаровой Е.А. [13–15] (Minaev, Zharova, 2021; Minaev, Zharova, 2022а; Minaev, Zharova, 2022b). Дробот Е.В., Макаров И.Н., Почепаев И.А. пишут о том, как можно использовать человеческие ресурсы для достижения целей устойчивого развития [5] (Drobot, Makarov, Pochepaev, 2021). Как измерить человеческий капитал? Какие для этого существуют методы? На эти вопросы отвечают в своих публикациях Габдуллин Н.М. [3] (Gabdullin, 2018), Карташова Л.В., Савочкин А.В. [8] (Kartashova, Savochkin, 2023). Конечно же, авторы не могли оставить без внимания влияние на формирование человеческого капитала таких экзогенных факторов, как пандемия и санкции. Этой проблематике посвящены научные работы таких экспертов, как Лищук Е.Н., Капелюк С.Д. [11] (Lishchuk, Kapelyuk, 2021), Захарова Ю.Н. [7] (Zakharova, 2019). И наконец, развитию человеческого капитала в условиях инновационной (информационной, цифровой) экономики и перехода общества к новому технологическому укладу посвящены научные публикации таких экономистов, как Владимирова Ц.Д. [2] (Vladimirova, 2019), Грачев С.А. [4] (Grachev, 2019), Лазарева Е.И., Гаврилова Ю.В. [10] (Lazareva, Gavrilova, 2020), Минаев Н.Н., Жарова Е.А. [12](Minaev, Zharova, 2021), Строев П.В., Пивоварова О.В. [17] (Stroev, Pivovarova, 2022), Сулейманкадиева А.Э., Петров М.А., Александров И.Н., Попазова О.А. [18] (Suleymankadieva, Petrov, Aleksandrov, Popazova, 2021), Ширинкина Е.В. [20] (Shirinkina, 2019).

Цель данного исследования состояла в том, чтобы в контексте формирования новой политической экономии оценить модели эволюции человеческого капитала и предложить схему новой модели, характерной для условий мобилизационной экономики.

Научная новизна исследования заключается в формировании четкого обоснования необходимости формирования новой модели человеческого поведения, описывающей повседневное экономическое поведение представителей креативного класса в условиях информационной экономики, и разработке авторской модели формирования человеческого капитала, характерной для условий мобилизационной экономики.

Теоретические аспекты формирования человеческого капитала в информационной экономике

В настоящее время современная экономика как научная отрасль уходит от детального изучения реального экономического поведения индивидов и сообществ в сторону абстрактных методов и сложных математических моделей, которые имеют ограниченные возможности для объяснения реальных процессов. Это ограничение требует разработки новых, более адаптируемых подходов к анализу социально ориентированных и экономических процессов с учетом институциональных особенностей различных этнических групп и сообществ.

Учитывая эти ограничения, необходимо отметить, что в настоящее время существует лишь несколько моделей, способных объяснить экономическое поведение. К ним относятся модель рационального экономиста – homo economicus, разработанная фактически отцом современной экономической теории Адамом Смитом, модель рационального гедониста и появившаяся в самое последнее время в связи с осмыслением процессов, происходящих при развитии информационной экономики, модель «человека творца» – homo creator. Однако в условиях информационного общества последняя модель, описывающая поведение современного креативного класса, приобретает особую актуальность и значимость. Креативный класс призван сыграть важную роль в развитии и формировании информационного общества, основанного на инновациях и наукоемких технологиях.

Следует отметить, что переход от маржинальной (экономической) модели, основанной на рациональном потребительском выборе, к креативной (творческой) модели предполагает создание экономики, активно развивающейся за счет силы инноваций. Важность и роль креативного класса в формировании информационного общества и его дальнейшем развитии становится все более очевидной. Сегодня творческие люди, способные к инновациям и созданию новых ценностей, играют важную роль в трансформации экономической системы и в определении ее будущего направления.

Поэтому понимание и анализ поведения представителей креативного класса (прежде всего, его представителей, непосредственно связанных с информационными технологиями, включая техническое, технологическое и математическое обеспечение их развития) становятся неотъемлемой частью исследований в области информационной экономики. Разработка соответствующих моделей и методов будет способствовать лучшему пониманию и характеристике динамики этого класса, а также выработке эффективной стратегии развития информационного общества, основанной на потенциале и навыках творческих людей.

Следует, однако, отметить, что модель, способная описать поведение различных групп и сообществ в целом, формируемая в рамках институциональной экономики и основ поведенческой экономики, еще далеко не завершена (если такая единая модель вообще возможна). Поэтому мы считаем, что при разработке модели, позволяющей прогнозировать реакцию общества на введение контроля и развитие системы человеческого капитала в информационном обществе, необходимо рассматривать целостную социальную модель, объединяющую в себе исследование институциальных и технологических аспектов общественного развития в рамках единого целого. Это позволит более точно анализировать и прогнозировать сложные социально-экономические процессы с учетом многих факторов, включая законы и институциональные особенности.

При разработке концепции развития национального человеческого капитала в рамках формирования новой политической экономии необходимо рассматривать три уровня.

На макроуровне необходимо учитывать функционирование формирования человеческого капитала в рамках данной системной совокупности экономических отношений между субъектами рынка и государства, а также особенности социально-политических и совокупных экономических отношений. Учет этого уровня позволит понять взаимосвязь между экономикой, политикой и обществом в целом, а также выявить основные факторы, влияющие на формирование и развитие человеческого капитала.

Мезоуровень предполагает проектирование системы в условиях большой неоднородности социальной динамики и экономического пространства в развитых странах. Разные регионы и отрасли могут иметь свои особенности и потребности в развитии человеческого капитала. Понимание этих различий и адаптация системы к ним – важные аспекты успешного формирования человеческого капитала.

Наконец, на микроуровне важную роль играет адаптация системы к личностным особенностям обучающихся, их потребностям и потребностям экономических субъектов в данной местности. Учитывая индивидуальность каждого человека и его роль в обществе, необходимо разрабатывать гибкие инструменты и методы развития и использования человеческого капитала на микроуровне.

Таким образом, эффективная система формирования человеческого капитала должна учитывать три уровня – макро, мезо и микро, чтобы адаптировать ее к специфическим условиям и потребностям информационной эпохи. Каждый уровень имеет свои особенности и сопряжения с другими уровнями, что делает общую организацию системы формирования человеческого капитала более эффективной. Это позволяет создать гармоничную среду, способствующую оптимальному развитию человеческого потенциала и достижению целей общества в информационную эпоху.

Теоретико-прикладные аспекты формирования национального человеческого капитала в информационной экономике мобилизационного типа

В отечественной реальности переход к информационному обществу и хозяйственной модели информационного развития был существенно осложнен начавшейся специальной военной операцией (СВО). В ходе наиболее существенных последствий СВО необходимо отметить отъезд за пределы страны значительной части интеллектуальных работников, обслуживающих ИТ-сферу, из соображений собственной безопасности. Помимо этого, значительное отвлечение финансовых и человеческих ресурсов на обеспечение эффективности военной кампании и одновременно реальное осуществление программы полноценного импортозамещения на базе реиндустриализации экономики «оголяет» ряд иных направлений хозяйственной жизни общества, в составе которых оказалась и отечественная система подготовки высококвалифицированных кадров информационной экономики и высокотехнологичных производств.

Да, несомненно, стоит отметить существенный рост бюджетных мест в высшие учебные заведения на инженерно-технические направления и поддержку программ обучения, связанных с ИТ-индустрией.

Однако нельзя не признать, что по целому ряду причин подобная практика почти наверняка окажется неэффективной.

Здесь и вопрос длительности обучения и кадрового состава преподавателей, и особенно, материального обеспечения, в сочетании с, как правило, оторванностью программ обучения от потребностей рынка труда в текущем моменте и потребностей хозяйственного развития (которые, надо заметить, на данный момент в нашей стране все еще не определены в явном виде) в стратегическом моменте.

Перспективным вариантом развития талантов является модель организации отраслевых образовательных кластеров. Применение данной модели государственно-частного партнерства (ГЧП) в сфере образования позволяет достичь следующих важных результатов.

Во-первых, организация промышленных образовательных кластеров позволяет гибко адаптировать компетенции выпускников к основным требованиям работодателей. Создание таких кластеров значительно упрощает процесс обучения и профессиональной практики студентов и позволяет оснастить учебные заведения современным оборудованием и материалами. Это, в свою очередь, способствует более эффективному профессиональному развитию выпускников и адаптации их навыков к потребностям рынка труда.

Во-вторых, преимуществом данной модели является то, что студенты на раннем этапе узнают о потенциальных работодателях, требованиях к их квалификации и условиях работы. Это будет мотивировать студентов к освоению необходимых компетенций и повысит трудоспособность выпускников. Студенты получают возможность понять, насколько их навыки востребованы на рынке труда, и в соответствии с этим скорректировать свое образование и карьерный рост.

В-третьих, организация промышленных образовательных кластеров дает возможность заключать многосторонние контракты. В рамках таких соглашений часть оплаты обучения студента может быть покрыта потенциальным работодателем или сторонней организацией в обмен на обязательство студента отработать в этой организации определенное количество лет после окончания обучения. Это может быть взаимовыгодно и способствовать долгосрочному сотрудничеству между учебными заведениями и предприятиями.

Заключение

На рисунке 1 представлена разработанная авторами модель формирования человеческого капитала в условиях мобилизационной экономики.

Рисунок 1. Модель формирования человеческого капитала в условиях мобилизационной экономики

Источник: составлено авторами.

Формирование человеческого капитала в российской экономике происходит под влиянием экзогенных факторов, основными из которых являются последствия пандемии COVID-19, антироссийские санкции и СВО России на Украине. В результате экономику России можно охарактеризовать как мобилизационную. Формирование человеческого капитала происходит под влиянием общего вектора развития хозяйственных систем, включая информатизацию, цифровизацию и инноватику, а также внутреннего вектора развития экономической системы Российской Федерации, включая информатизацию и реиндустриализацию. И наконец, для формирования и обеспечения развития человеческого капитала в России в заданных непростых условиях необходимо обеспечить воплощение в жизнь трех основных направлений, включая:

1) реформирование системы высшего и среднего профессионального образования;

2) улучшение условий труда научно-педагогических работников;

3) организацию отраслевых образовательных кластеров на основе модели ГЧП.

Модель организации промышленных образовательных кластеров является перспективным подходом к развитию системы формирования человеческого капитала. Этот подход способен обеспечить эффективную связь между макро-, мезо- и микроуровнями с учетом потребностей работодателей и студентов в условиях достижения целей информационного общества.


Источники:

1. Алексашина Т.В., Вешкурова А.Б. Проблемы развития человеческого капитала предпенсионеров в условиях трансформации социально-трудовых отношений // Экономика труда. – 2021. – № 5. – c. 523-536. – doi: 10.18334/et.8.5.112044.
2. Владимирова Ц.Д. Вызовы информационной экономики: развитие человеческого капитала // Экономика труда. – 2019. – № 3. – c. 1029-1042. – doi: 10.18334/et.6.3.40995.
3. Габдуллин Н.М. Современные подходы и методы измерения человеческого капитала // Вопросы инновационной экономики. – 2018. – № 4. – c. 785-798. – doi: 10.18334/vinec.8.4.39709.
4. Грачев С.А. Разработка инструментария оценки результативности функционирования человеческого капитала в инновационной экономике региона // Вопросы инновационной экономики. – 2019. – № 3. – c. 763-770. – doi: 10.18334/vinec.9.3.40835.
5. Дробот Е.В., Макаров И.Н., Почепаев И.А. Как компании могут использовать человеческие ресурсы для достижения целей устойчивого развития // Лидерство и менеджмент. – 2021. – № 1. – c. 85-108. – doi: 10.18334/lim.8.1.110932.
6. Дробот Е.В., Макаров И.Н., Рязанцева Е.А., Филоненко Н.Ю., Крылова А.Д. Человеческий капитал и ресурс доверия в контексте групп и индивидов // Лидерство и менеджмент. – 2019. – № 2. – c. 61-72. – doi: 10.18334/eo.9.3.40845.
7. Захарова Ю.Н. Формирование модели повышения качества человеческого капитала организации в условиях санкций в современной России // Вопросы инновационной экономики. – 2019. – № 1. – c. 175-180. – doi: 10.18334/vinec.9.1.39969.
8. Карташова Л.В., Савочкин А.В. Совершенствование измерения и оценки человеческого капитала как фактора развития организации // Лидерство и менеджмент. – 2023. – № 1. – c. 311-330. – doi: 10.18334/lim.10.1.117349.
9. Кокуйцева Т.В., Шиманский А.А Теоретические основы формирования и развития человеческого капитала в российской и зарубежной литературе // Вопросы инновационной экономики. – 2020. – № 1. – c. 233-248. – doi: 10.18334/vinec.10.1.100595.
10. Лазарева Е.И., Гаврилова Ю.В. Эффективное управление человеческим капиталом организации в условиях устойчиво-инновационного развития экономики // Вопросы инновационной экономики. – 2020. – № 2. – c. 737-746. – doi: 10.18334/vinec.10.2.100937.
11. Лищук Е.Н., Капелюк С.Д. Трансформация требований к человеческому капиталу в условиях пандемии // Экономика труда. – 2021. – № 2. – c. 219-232. – doi: 10.18334/et.8.2.111644.
12. Минаев Н.Н., Жарова Е.А. Анализ накопления человеческого капитала в регионах России в условиях технологических сдвигов и перехода к цифровой экономике // Экономика труда. – 2021. – № 6. – c. 565-584. – doi: 10.18334/et.8.6.112314.
13. Минаев Н.Н., Жарова Е.А. Закономерности распределения человеческого капитала в регионах России // Экономика труда. – 2021. – № 7. – c. 683-700. – doi: 10.18334/et.8.7.112315.
14. Минаев Н.Н., Жарова Е.А. Оценка сбалансированности человеческого капитала в Российской Федерации // Экономика труда. – 2022. – № 7. – c. 1115-1132. – doi: 10.18334/et.9.7.115083.
15. Минаев Н.Н., Жарова Е.А. Подходы к разработке моделей управления человеческим капиталом России на основе методики межрегионального баланса // Экономика труда. – 2022. – № 4. – c. 795-810. – doi: 10.18334/et.9.4.114579.
16. Самородова Е.М., Марченкова Л.М. Развитые и развивающиеся страны: зависимость социально-экономического прогресса от уровня развития человеческого капитала и возможностей его накопления (результаты корреляционного анализа) // Экономические отношения. – 2020. – № 3. – c. 603-628. – doi: 10.18334/eo.10.3.110702.
17. Строев П.В., Пивоварова О.В. Цифровизация городской среды как фактор развития человеческого капитала // Вопросы инновационной экономики. – 2022. – № 4. – c. 2315-2328. – doi: 10.18334/vinec.12.4.116578.
18. Сулейманкадиева А.Э., Петров М.А., Александров И.Н., Попазова О.А. Развитие человеческого капитала в условиях перехода общества к новому технологическому укладу // Вопросы инновационной экономики. – 2021. – № 4. – c. 1557-1572. – doi: 10.18334/vinec.11.4.114013.
19. Троицкая А.А. Конкурентоспособный человеческий капитал работника: проблемы формирования и реализации // Экономика труда. – 2019. – № 2. – c. 647-658. – doi: 10.18334/et.6.2.40509.
20. Ширинкина Е.В. Человеческий капитал и рынок труда в цифровом развитии российской экономики // Экономика труда. – 2019. – № 1. – c. 103-112. – doi: 10.18334/et.6.1.40099.

Страница обновлена: 15.11.2024 в 15:24:50