Анализ перспектив развития экономики Нигерии в краткосрочном и долгосрочном периоде в условиях новых экономических и политических реалий
Гостев Д.В.1, Кустова М.Н.1
1 Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 15, Номер 1 (Январь 2025)
Аннотация:
Представленная работа посвящена исследованию перспектив развития экономической системы Нигерии в краткосрочном и долгосрочном периодах. Для достижения поставленной цели в рамках научного изыскания проведён анализ изменений динамики ключевых макроэкономических показателей страны в контексте пандемии COVID-19, инфляционных процессов и обострения мировой геополитической ситуации. Далее коллектив авторов исследовал тенденции ключевых биржевых индексов, прибыли доминирующих транснациональных компаний, а также волатильность национальной валюты Нигерии по отношению к основным мировым валютам. Заключительным этапом исследования стало определение степени взаимосвязи динамики народного хозяйства Нигерии с экономиками США и государств Европейского союза. На основании проведенного анализа в завершении работы предложены наиболее вероятные сценарии развития страны в краткосрочной и долгосрочной перспективах
Ключевые слова: нефтяное проклятие, неоколониальная система, COVID-19, обострение мировой геополитической обстановки, макроэкономический показатель
JEL-классификация: F01, F02, F15
Введение
На сегодняшний день экономическая система Федеративной Республики Нигерии формально занимает лидирующие позиции среди экономик Африки благодаря высокому уровню валового внутреннего продукта (ВВП) и значительным запасам природных ресурсов, главным образом нефти и нефтепродуктов. Однако, несмотря на столь значительный экономический потенциал, страна столкнулась с проявлениями феномена «нефтяного проклятия», которое выражается в чрезмерной зависимости её народного хозяйства от добычи и экспорта полезных ископаемых. [1] [2] [3]
Эта зависимость усугубляется воздействием геоэкономических стратегий стран Североатлантического альянса, Европейского союза и Китая, проводящих политику, направленную на возрождение глобальной неоколониальной системы. Совокупность указанных факторов поставила Нигерию в сложное экономическое и политическое положение, ограничив её возможности для устойчивого развития. [4] [5] [6]
В итоге Республика Нигерия оказалась в состоянии тотальной экономической зависимости от импорта ключевых товаров и услуг, поставляемых государствами, внедряющими неоколониальные модели взаимодействия. Указанные ресурсы обладают системообразующим значением для поддержания устойчивого функционирования её национального хозяйства.
В результате Нигерия вынуждена реализовывать свои природные ресурсы или передавать права на их разработку по демпинговым ценам, которые, как правило, диктуются зарубежными контрагентами. Основной целью таких действий становится привлечение иностранной валюты, необходимой для приобретения критически важных экономических ресурсов за рубежом. При этом страна сталкивается с фактической потерей экономического суверенитета на фоне высокой зависимости от так называемых «торговых партнёров» и низкой легитимности властных институтов. Эта ситуация усугубляется значительным уровнем бедности: по минимальным оценкам, доля населения, живущего за чертой бедности, достигает половины всех граждан страны.
Актуальность представленного исследования заключается в определении перспектив развития государства, ставшего жертвой неоколониальной системы, в контексте пандемии COVID-19 и обострения мировой геополитической обстановки. Особое внимание уделено составлению на основе проведенного анализа наиболее вероятных сценариев развития Нигерии в краткосрочном и долгосрочном периодах.
Исследование проблематики и природы «Украинского кризиса», его обострения в феврале 2022 года, а также последствий данных событий для эволюции мировой геополитической архитектуры детально раскрыто в работах следующих авторов: Дробот Е.В., Стамати Е.П., Никитина А.В. [6], Дробот Е.В., Поспелова А.Л., Утябаева Э.Р., Петровская В.А. [7], Герасимов В.В., Королев А.А., Герасимова Е.О. [8], Стефанова Н. А., Королев А. А. [9].
Фундаментальные исследования воздействия экономико-политических потрясений, вызванных пандемией COVID-19 и эскалацией геополитической обстановки в 2022 году, на эволюцию глобальных экономических и политических процессов, представлены в работах следующих авторов: Бегларян Г.А., Иванов Г.Н., Калугина П.П., Половинчикова А.В. [10], Кудряшов А.А., Королев А.А. [11], Городнова Н.В., Домников А.Ю. [12], Стефанова Н. А., Королев А. А. [13], Зимовец А.В., Климачев Т.Д. [14], Кудряшов А.А., Королев А.А. [15], Гераськина А.Р. [16], Костин К.Б., Шимко П.Д., Сун Ци [17], Маркелова Э.А. [18], Стефанова Н. А., Королев А. А. [19], Кудряшов А.А., Королев А.А. [20], Стефанова Н. А., Королев А. А. [21], Стефанова Н. А., Королев А. А. [22], Кудряшов А.А., Королев А.А. [23].
Проблематика проводимого исследования заключается в фактическом экономическом и политическом захвате Китаем и странами «коллективного Запада» под руководством США Республики Нигерии на конец 2024 года. В связи с этим всесторонний анализ перспектив развития данного государства в контексте экономико-политических потрясений позволяет оценить не только перспективы развития данной страны в условиях глобальных изменений мировой экономики, наблюдаемой с начала 2019 года, но и других стран, также ставших жертвами неоколониализма.
Целью представленной работы является определение перспектив развития экономики Федеративной Республики Нигерия в краткосрочной и долгосрочной перспективе. Для достижения поставленной цели и исключения апокрифичных суждений необходимо выполнить следующий перечень задач:
1. Провести анализ динамики ключевых макроэкономических показателей Нигерии в условиях пандемии COVID-19 и обострения геополитического кризиса в 2022 году.
2. Исследовать изменения основных биржевых индексов, уровня доходности транснациональных корпораций и курсов национальной валюты Нигерии по отношению к ведущим мировым валютам во временной период глобальных экономико-политических потрясений.
3. С использованием математических методов проанализировать степень зависимости народного хозяйства Нигерии от финансовых систем Европейского союза и Соединённых Штатов Америки.
Новизна проводимого исследования заключается в выявлении перспектив развития страны, ставшей жертвой неоколониальной политики со стороны ряда ведущих мировых держав, и на этом фоне определении наиболее вероятных сценариев её дальнейшего развития.
В рамках научной работы выдвинута гипотеза, предполагающая, что с высокой долей вероятности Федеративная Республика Нигерия останется сырьевым придатком крупных игроков на мировой арене или войдёт в фазу политического кризиса на фоне гражданской войны, что указывает на преимущественно негативные перспективы развития экономики данного государства.
При проведении научного исследования коллективом авторов применялись следующие методы: аналитический метод, дедуктивный метод, индуктивный метод, метод анализа информационных материалов, графический метод, статистический метод и математический метод.
Рассматривая тенденции основных макроэкономических показателей Нигерии с начала пандемии COVID-19 и обострения мировой геополитической обстановки в феврале 2022 года [7] [8] [9], можно заметить, что инфляция потребительских цен в стране демонстрировала устойчивую восходящую динамику (линия тренда имеет положительный наклон, коэффициент достоверности составляет 0,8806). В 2023 году уровень инфляции достиг значения 24,7%, что соответствует историческому максимуму за весь XXI век (рисунок 1).
Рисунок 1. Изменение динамики инфляции, потребительских цен (в % за год) с 2018 года по 2023 год — Нигерия
Figure 1. Changes in the dynamics of inflation and consumer prices (in % per year) from 2018 to 2023 — Nigeria
Источник: составлено авторами на основе [1]
Представленное состояние инфляции в стране в первую очередь обусловлено действиями правительства Республики Нигерия. Государственные расходы увеличились в 2020 году (в период пандемии коронавирусной инфекции), однако с началом глобального геополитического кризиса, ставшего драйвером ухудшения общемировых рецессионных показателей, руководство государства сократило бюджетные расходы (рисунок 2). При этом оно продолжило политику, характеризующуюся игнорированием социальных катастроф, усугубляемых экологическим кризисом и крайне многочисленным населением, которое в большинстве случаев живет за чертой бедности, даже по африканским стандартам.
Можно предположить, что увеличившиеся бюджетные расходы в 2020 году были направлены не на решение социальных проблем, а на поддержание возможностей экспорта природных ресурсов иностранным контрагентам и укрепление действующего режима на фоне резкого ухудшения уровня жизни из-за кризиса, вызванного пандемией COVID-19. Это позволяет сделать вывод о том, что руководство страны в значительной степени защищает интересы иностранных корпораций, предоставляя им налоговые льготы в кризисный период, в ущерб интересам собственных граждан. В то же время оно подавляет любую оппозицию военными средствами, при патернализме заинтересованных государств.
Во многом такая экономическая конъюнктура обусловлена высокой коррупцией и отсутствием стремления у неоколониальных игроков предоставлять социальные гарантии простым нигерийцам. [10] [11] [12]. Вместо этого они предпочитают эксплуатировать природные ресурсы страны практически за бесценок, осуществляя при этом нелегальные трансферные платежи в пользу действующего правительства в обмен на политическую и экономическую поддержку.
Рисунок 2. Изменение динамики государственных расходов в % от ВВП с 2018 года по 2022 год — Нигерия
Figure 2. Change in the dynamics of government spending as a percentage of GDP from 2018 to 2022 — Nigeria
Источник: составлено авторами на основе [1]
Патовая ситуация с инвестиционными вложениями в Нигерию объясняется её статусом неоколонии [13] [14] [15], причём за указанный период объем инвестиций не превысил 1 процента от ВВП страны (рисунок 3). Это связано с тем, что международные инвестиционные структуры отдают предпочтение капиталовложениям в транснациональные корпорации или государства, осуществляющие добычу и покупку природных ресурсов у правительства Нигерии. Они справедливо считают нерациональным инвестировать средства в страну, где наблюдается высокая политическая нестабильность и фактически отсутствует контроль над собственными природными ресурсами.
Рисунок 3. Изменение динамики прямых иностранных инвестиций, чистый приток (% от ВВП) с 2018 года по 2023 год — Нигерия
Figure 3. Changes in the dynamics of foreign direct investment, net inflows (% of GDP) from 2018 to 2023 — Nigeria
Источник: составлено авторами на основе [1]
Следует отметить, что представленная конъюнктура макроэкономической системы страны положительно отразилась на уровне национального долга в процентах от ВВП (рисунок 4). Несмотря на стабильный рост данного финансового показателя за указанный интервал (линия тренда восходящая, коэффициент аппроксимации составляет 0,9554), его значения остаются крайне низкими.
Для сравнения, государственный долг США в 2022 году составил 110,4% от ВВП, а совокупный долг стран Евросоюза за тот же период равнялся 79,6% от ВВП, тогда как в Нигерии данный показатель находился на уровне 39,7%.
Рисунок 4. Изменение динамики долга центрального правительства, всего (% от ВВП) с 2018 года по 2023 год — Нигерия
Figure 4. Change in the dynamics of central government debt, total (% of GDP) from 2018 to 2023 — Nigeria
Источник: составлено авторами на основе [1]
В целом, ситуация с валовым внутренним продуктом (ВВП) Федеративной Республики Нигерия остаётся относительно стабильной: с 2018 по 2023 года данный показатель демонстрировал положительную динамику роста, уровень достоверности тренда составил 0,8732 (рисунок 5). Однако следует учитывать, что этот макроэкономический индикатор является достаточно условным в контексте ситуации, в которой находится Нигерия, учитывая отсутствие у правительства контроля над значительной частью территории страны.
Однако, несмотря на то что природные ископаемые продаются неоколониальным структурам по ценам, которые, как минимум, в 10 раз ниже рыночных, их беспрецедентное количество позволило ВВП страны оставаться на относительно высоком уровне. [16] [17] [18]
Рисунок 5. Изменение динамики ВВП по ППС в триллионах (в постоянных ценах 2021 года в международных долларах) с 2018 года по 2023 год — Нигерия
Figure 5. Change in GDP dynamics by PPP in trillions (at constant prices in 2021 in international dollars) from 2018 to 2023 — Nigeria
Источник: составлено авторами на основе [1]
Рассматривая более детально состояние макроэкономической системы страны в совокупности с пандемией коронавирусной инфекции и обострением мирового геополитического кризиса [19] [20] [21], можно отметить, что индекс потребительских цен в рассматриваемом государстве демонстрировал устойчивую отрицательную динамику роста с начала 2018 года по ноябрь 2024 года. Трендовая линия имеет восходящий характер, коэффициент аппроксимации составляет 0,8011 (рисунок 6).
Рисунок 6. Изменение динамики индекса потребительских цен (ИПЦ) в Нигерии (г/г)
с 16 января 2018 года по 15 ноября 2023 года.
Figure 6. Changes in the dynamics of the consumer price index (CPI) in Nigeria (YoY) from January 16, 2018 to November 15, 2023.
Источник: составлено авторами на основе [4]
Действия главного регулирующего финансового института Нигерии — Центрального банка страны — не продемонстрировали существенного влияния на динамику стремительно растущей инфляции. Их эффект, в лучшем случае, сводился к кратковременному замедлению темпов роста инфляции (тренд данного показателя характеризуется положительной динамикой, при этом уровень достоверности составляет 0,4795). По состоянию на 13 декабря 2024 года ключевая ставка достигла уровня 27,50%, что является экстремально высоким значением. (рисунок 7)
Подобная ситуация обусловлена структурными особенностями экономической системы Республики Нигерия, ранее охарактеризованной как транспарентная неоколония. Негативные последствия текущего макроэкономического положения особенно ярко проявляются в снижении уровня жизни наиболее уязвимых социальных групп. В то же время национальные элиты продолжают извлекать значительные сверхприбыли за счёт активного участия в международной торговле, что во многом связано с нелегитимными финансовыми потоками.
Рисунок 7. Изменение динамики ключевой процентной ставки Центрального Банка Нигерии с 23 января 2018 года по 26 ноября 2023 года.
Figure 7. Change in the dynamics of the key interest rate of the Central Bank of Nigeria from January 23, 2018 to November 26, 2023.
Источник: составлено авторами на основе [4]
Возвращаясь к вопросу о влиянии экономико-политических потрясений на фондовую биржу Федеративной Республики Нигерия [22] [23], следует отметить, что в период с начала 2019 года по 12 декабря 2024 года ситуация на рынках ценных бумаг страны в целом оставалась относительно стабильной. Основной биржевой индикатор Нигерии (NSE All Share Index) за указанный временной интервал демонстрировал положительную динамику с восходящим трендом, уровень аппроксимации которого составил 0,8145. Котировки данного финансового инструмента выросли на 214,22 процентов (рисунок 8).
Рисунок 8. Изменение динамики главного фондового биржевого индекса Нигерии с 1 января 2019 года по 12 декабря 2024 года
Figure 8. Changes in the dynamics of the main stock exchange index of Nigeria from January 1, 2019 to December 12, 2024
Источник: составлено авторами на основе [4]
Похожая положительная динамика наблюдалась во всех отраслевых биржевых индексах станы (таблица 1).
Таблица 1.
Изменение рыночной стоимости ведущих отраслевых биржевых индексов Нигерии с 1 января 2019 года по 12 декабря 2024 года
Table 1.
The change in the market value of Nigeria's leading industry stock indexes from January 1, 2019 to December 12, 2024
Название отраслевого биржевого индекса
|
Название отрасли
|
Линия тренда
|
Коэффициент аппроксимации
|
Изменение в %
|
NSE Insurance
|
Страхование
|
Восходящая
|
0,7178
|
343,07
|
NSE Food/Beverages & Tobacco
|
Продукты питания/напитки и табак
|
Восходящая
|
0,5794
|
113,73
|
NSE Oil & Gas
|
NSE Нефть и газ
|
Восходящая
|
0,6627
|
788,89
|
NSE Banking
|
Банковское дело
|
Восходящая
|
0,6517
|
158,61
|
NSE Consumer Goods
|
Потребительские товары
|
Восходящая
|
0,698
|
113,51 |
Однако следует отметить, что рост рыночной стоимости финансовых инструментов Нигерии нельзя считать полноценным. В большинстве случаев он был обусловлен высокой инфляцией и стагфляционными ожиданиями отечественных инвесторов, что частично способствовало увеличению рыночной стоимости биржевых индексов.
Ключевым фактором, определившим представленную конъюнктуру фондовых рынков, стала катастрофическая девальвация национальной валюты. С начала 2019 года по декабрь 2024 года доллар США укрепился по отношению к нигерийской найре на 399,984 процентов (тренд восходящий, коэффициент достоверности аппроксимации составил 0,6163), а евро — на 286,569 процентов (восходящая динамика с коэффициентом достоверности 0,5299) (рисунок 9-10).
Рисунок 9. Изменение динамики рыночной стоимости доллара США к нигерийской найре с 1 января 2019 года по 12 декабря 2024 года
Figure 9. Changes in the dynamics of the market value of the US dollar against the Nigerian naira from January 1, 2019 to December 12, 2024
Источник: составлено авторами на основе [4]
Рисунок 10. Изменение динамики рыночной стоимости Евро к нигерийской найре с 1 января 2019 года по 12 декабря 2024 года
Figure 10. Changes in the dynamics of the market value of the Euro against the Nigerian naira from January 1, 2019 to December 12, 2024
Источник: составлено авторами на основе [4]
В результате рост нигерийской фондовой биржи фактически отсутствовал, в лучшем случае компенсировав кризисную ситуацию в макроэкономической системе страны.
Аналогичная ситуация наблюдается с чистой прибылью ведущих транснациональных корпораций Федеративной Республики Нигерия, входящих в рейтинг Global 2000 по четырём ключевым показателям: продажи, прибыль, активы и рыночная стоимость. В рассматриваемой стране таких компаний всего две — Zenith Bank и United Bank for Africa. Обе организации, вероятно, были созданы преимущественно для эксплуатации ресурсов Нигерии с целью обеспечения более эффективных расчётов за них. (таблица 2)
В данных ситуациях также значительную роль играет общее падение национальной экономической системы, однако на фоне высоких продаж природных ископаемых компании смогли обеспечить лишь относительно небольшую реальную чистую прибыль.
Таблица 2.
Изменение динамик чистой прибыли у ведущих транснациональных компаний Израиля с 2018 по 2023 года
Table 2.
Changes in net profit dynamics among Israel's leading multinational companies from 2018 to 2023
Название компании
|
Чистая прибыль в 2018 году в миллиардах NGN
|
Чистая прибыль в 2019 году в миллиардах NGN
|
Чистая прибыль в 2020 году в миллиардах NGN
|
Чистая прибыль в 2021 году в миллиардах NGN
|
Чистая прибыль в 2022 году в миллиардах NGN
|
Чистая прибыль в 2023 году в миллиардах NGN
|
Линия тренда
|
Коэффициент аппроксимации
|
Zenith Bank
|
193,15
|
208,693
|
230,374
|
244,402
|
224,05
|
676,569
|
Восходящая
|
0,5004
|
United Bank for Africa
|
75,36
|
86,22
|
105,909
|
115,883
|
165,451
|
598,285
|
Восходящая
|
0,5744
|
Анализ структуры экспортных и импортных потоков товаров и услуг показывает, что, как отмечалось ранее, в экспортируемом потоке преобладают сырьевые природные активы. В свою очередь, в обратном - импортируемом - потоке Нигерия получает жизненно необходимые экономические ресурсы (таблица 3).
При детальном анализе экспортируемых правительством Республики ресурсов выделяются следующие категории: 80 процентов (52 миллиарда долларов) составляют сырая нефть и нефтепродукты, полученные из битуминозных минералов, а 10,5 процентов (6,84 миллиарда долларов) — нефтяные газы и прочие газообразные углеводороды.
В обратном импортном потоке основными товарами являются: 32 процента (21 миллиард долларов) — нефтепродукты, полученные из битуминозных пород, за исключением сырой нефти, и 14,1 процента (9,17 миллиарда долларов) — танки и другие боевые самоходные бронированные транспортные средства, с вооружением или без него, а также их комплектующие.
Таким образом, можно сделать промежуточный вывод о том, что правительство Бола Ахмеда Адекунле Тинубу реализует природные ископаемые страны в необработанном виде, одновременно закупая их в переработанном и готовом к использованию состоянии. Кроме того, активно совершаются закупки военной техники, что направлено на поддержание стабильности в стране. Однако фактически эти меры служат в интересах политического режима, функционирующего в условиях патернализма со стороны стран «коллективного Запада» и Китая, заинтересованных в дешёвых природных ресурсах Нигерии.
Таблица 3.
Структура экспорта и импорта в 2023 году – Федеративная Республика Нигерия
Table 3.
Structure of exports and imports in 2023 – Federal Republic of Nigeria
Название товарной категории в экспорте
|
Доля в экспорте и стоимость
|
Название товарной категории в импорте
|
Доля в импорте и стоимость
|
Топливо минеральное, нефть и продукты их
перегонки
|
91% (59 млрд USD)
|
Топливо минеральное, нефть и продукты их
перегонки
|
33% (21 млрд USD)
|
Удобрения
|
1,64% (1,06 млрд USD)
|
Средства наземного транспорта, кроме
железнодорожного или трамвайного подвижного состава, и их части и
принадлежности
|
20% (13,4 млрд USD)
|
Масличные семена и плоды; прочие семена, плоды и
зерно; лекарственные растения и растения для технических целей; солома и
фураж
|
1,31% (856 млн USD)
|
Реакторы ядерные, котлы, оборудование и механические
устройства
|
9,39% (6,1 млрд USD)
|
Какао и продукты из него
|
1,25% (815 млн USD)
|
Электрические машины и оборудование, их части
|
4,78% (3,11 млрд USD)
|
Съедобные фрукты и орехи
|
0,541% (352 млн USD)
|
Злаки
|
3,36% (2,19 млрд USD)
|
Алюминий и изделия из него
|
0,462% (301 млн USD)
|
Пластмассы и изделия из них
|
2,79% (1,81 млрд USD)
|
Суда, лодки и плавучие конструкции
|
0,304% (198 млн USD)
|
Товары, не указанные по виду
|
2,64% (1,71 млрд USD)
|
Медь и изделия из нее
|
0,294% (191 млн USD)
|
Сахар и кондитерские изделия из сахара
|
1,71% (1,11 млрд USD)
|
Руды, шлак и зола
|
0,261% (170 млн USD)
|
Бумага и картон; изделия из бумажной массы,
бумаги или картона
|
1,41% (919 млн USD)
|
Реакторы ядерные, котлы, оборудование и
механические устройства
|
0,243% (158 млн USD)
|
Изделия из черных металлов
|
1,31% (857 млн USD)
|
Проводя анализ степени аффилированности экономики Республики Нигерии от тенденций финансовых систем ведущих Западных стран (США и Евросоюза), необходимо осуществить математические расчеты коэффициента корреляции Спирмена. (рисунок 11-12)
Рисунок 11. Тенденции изменения волатильности общих показателей ВВП, ППС в триллионах (постоянный 2021 международный доллар) в Евросоюзе и в Нигерии с 2012 года по 2023 год.
Figure 11. Trends in the volatility of total GDP, PPP in trillions (constant 2021 international dollars) in the European Union and in Nigeria from 2012 to 2023.
Источник: составлено авторами на основе [1]
Рисунок 12. Тенденции изменения волатильности общих показателей ВВП, ППС в триллионах (постоянный 2021 международный доллар) в США и в Нигерии с 2012 года по 2023 год.
Figure 12. Trends in the volatility of total GDP, PPP in trillions (constant 2021 international dollars) in the United States and Nigeria from 2012 to 2023.
Источник: составлено авторами на основе [1]
Для достижения поставленной задачи необходимо выполнить следующий перечень шагов:
1) Провести ранжирование значений А и В. Их ранги занесены в колонки «Ранг А» и «Ранг В»;
2) Осуществить подсчет разности между рангами А и В (колонка d);
3) Возвести каждую разность d в квадрат (колонка d2);
4) Подсчитать сумму квадратов;
5) Произвести расчет коэффициента ранговой корреляции ρ по формуле:
6) Определить критические значения.
Данные расчеты представлены в таблицах 4 и 5.
Таблица 4.
Расчет коэффициента ранговой корреляции Спирмена между ВВП Евросоюза и ВВП Нигерии в триллионах постоянных международных долларах за 2021 год.
Table 4.
Calculation of Spearman's rank correlation coefficient between the GDP of the European Union and the GDP of Nigeria in trillions of constant international dollars for 2021.
N
|
Значения А
|
Ранг А
|
Значения В
|
Ранг B
|
d (ранг А - ранг В)
|
d2
|
1
|
20.38
|
2
|
0.98032
|
1
|
1
|
1
|
2
|
20.36
|
1
|
1.05
|
2
|
-1
|
1
|
3
|
20.7
|
3
|
1.11
|
3
|
0
|
0
|
4
|
21.19
|
4
|
1.14
|
6
|
-2
|
4
|
5
|
21.62
|
5
|
1.12
|
4
|
1
|
1
|
6
|
22.26
|
7
|
1.13
|
5
|
2
|
4
|
7
|
22.77
|
8
|
1.15
|
7
|
1
|
1
|
8
|
23.21
|
9
|
1.18
|
9
|
0
|
0
|
9
|
21.89
|
6
|
1.16
|
8
|
-2
|
4
|
10
|
23.22
|
10
|
1.2
|
10
|
0
|
0
|
11
|
24.05
|
11
|
1.24
|
11
|
0
|
0
|
12
|
24.18
|
12
|
1.27
|
12
|
0
|
0
|
Суммы
|
|
78
|
|
78
|
0
|
16
|
Для вычисления коэффициента корреляции Спирмена по данным значениям, рангов и суммы квадратов разностей рангов (Σd^2), предполагается воспользоваться формулой:
где Σd^2 - сумма квадратов разностей рангов, N - количество наблюдений
Подставим наши данные в формулу:
В данном случае:
Подставим значения в формулу:
На основании проведённого анализа, коэффициент ранговой корреляции Спирмена, рассчитанный для сопоставления ВВП Евросоюза и Нигерии в постоянных международных долларах за 2021 год, продемонстрировал значение 0,944, что указывает на высокую степень положительной монотонной взаимосвязи между ранговыми позициями исследуемых экономических субъектов. Это значение свидетельствует о структурной согласованности макроэкономических параметров, что может быть обусловлено латентными системными эффектами глобальной экономической интеграции, включая сырьевые рынки, инвестиционные потоки и институциональные взаимодействия. Низкое значение суммы квадратов ранговых расхождений (16) подчёркивает статистическую устойчивость выборки и методологическую консистентность исследования, позволяя предположить наличие скрытых корреляционных связей.
Таблица 5.
Расчет коэффициента ранговой корреляции Спирмена между ВВП США и ВВП Нигерии в триллионах постоянных международных долларах за 2021 год.
Table 5.
Calculation of the Spearman rank correlation coefficient between the US GDP and the Nigerian GDP in trillions of constant international dollars for 2021.
N
|
Значения А
|
Ранг А
|
Значения В
|
Ранг B
|
d (ранг А - ранг В)
|
d2
|
1
|
19.22
|
1
|
0.98032
|
1
|
0
|
0
|
2
|
19.63
|
2
|
1.05
|
2
|
0
|
0
|
3
|
20.13
|
3
|
1.11
|
3
|
0
|
0
|
4
|
20.72
|
4
|
1.14
|
6
|
-2
|
4
|
5
|
21.1
|
5
|
1.12
|
4
|
1
|
1
|
6
|
21.62
|
6
|
1.13
|
5
|
1
|
1
|
7
|
22.26
|
7
|
1.15
|
7
|
0
|
0
|
8
|
22.81
|
9
|
1.18
|
9
|
0
|
0
|
9
|
22.3
|
8
|
1.16
|
8
|
0
|
0
|
10
|
23.59
|
10
|
1.2
|
10
|
0
|
0
|
11
|
24.05
|
11
|
1.24
|
11
|
0
|
0
|
12
|
24.66
|
12
|
1.27
|
12
|
0
|
0
|
Суммы
|
|
78
|
|
78
|
0
|
6
|
В представленном случае:
Подставим значения в формулу:
Результаты расчёта коэффициента ранговой корреляции Спирмена (0,979) между валовыми внутренними продуктами США и Нигерии в постоянных международных долларах за 2021 год свидетельствуют о практически полной монотонной конкордации ранговых позиций исследуемых экономик, что отражает структурную взаимосвязь их макроэкономических показателей в глобальной системе. Данное значение указывает на наличие устойчивых механизмов взаимного влияния, обусловленных интеграцией в мировые экономические процессы через экспортно-ориентированные сырьевые рынки, транснациональные инвестиционные потоки и институциональную сопряжённость. Низкая сумма квадратов разностей рангов (6) подчёркивает статистическую надёжность выборки и подтверждает гипотезу о значимости экзогенных факторов, таких как динамика мировых цен на нефть и глобальные финансовые тренды, в формировании сопоставимых экономических траекторий данных государств.
Стоит отметить, что в контексте анализа тенденций трансформации финансовых систем США и Европейского Союза, характеризующихся значительной степенью институциональной интеграции и глобального влияния, выявляется сложная взаимозависимость макроэкономических индикаторов, включая их косвенное влияние на экономическую динамику Нигерии. Однако, в условиях высокой волатильности ключевых макроэкономических параметров, таких как динамика процентных ставок, инфляционные ожидания и колебания валютных курсов, наблюдаются незначительные расхождения в структурных закономерностях. Эти расхождения, по всей видимости, обусловлены асимметричным воздействием экзогенных шоков, вариативностью подходов к реализации денежно-кредитной и фискальной политики, а также специфическими факторами региональной экономической устойчивости.
Заключение
В заключении научной работы можно ответить на основной вопрос исследования, касающийся определения перспектив развития экономической системы Республики Нигерия в краткосрочном и долгосрочном периодах. На основе выше представленной информации можно сделать вывод, что в краткосрочной перспективе (1-5 лет) Нигерия останется неоколонией ряда ведущих мировых стран, которые всеми возможными способами будут стремиться сохранить своё экономико-политическое присутствие в данной стране. В настоящее время Нигерия представляет собой стратегически важную территорию для стран «коллективного Запада», которые крайне зависят от её природных ресурсов в контексте высокой волатильности фьючерсных контрактов на нефть и газ на фоне геополитической нестабильности и манипуляцией с квотами на добычу нефти государствами ОПЕК. Следует упомянуть, что несмотря на формальное участие Нигерии в данной организации, её участие остаётся в значительной степени номинальным, что, вероятно, обусловлено стремлением поддерживать её имидж на мировой политической арене.
В долгосрочной перспективе (6-15 лет) у Республики Нигерия существует два наиболее вероятных сценария развития.
Первый сценарий предполагает сохранение статуса сырьевого придатка мировых экономик с продолжением политики продажи природных ресурсов по заниженным ценам, что будет способствовать укреплению зависимости страны от внешних экономических игроков, не обеспечивая при этом значительных улучшений в социально-экономической сфере.
Второй сценарий представляет собой возможность начала политических волнений, вызванных низкой легитимностью власти, ухудшением уровня жизни и экологическими катастрофами. В случае неспособности правительства стабилизировать ситуацию, такой сценарий может привести к гражданской войне. Контроль над природными ресурсами в такой ситуации, вероятно, перейдёт к вооружённым формированиям, которые будут продавать сырьевые активы по демпинговым ценам странам-неоколонизаторам, обеспечивающих их вооружением и денежными средствами для борьбы с политическими оппонентами. В результате Республика Нигерия при таком развитии событий имеет все шансы превратиться во вторую Сирию после ухода правительства Башара Асада в декабре 2024 года.
Как следствие, все наиболее вероятные сценарии развития экономики Нигерии крайне негативны, и в лучшем случае предполагают сохранение текущего состояния страны, а в худшем — масштабную гражданскую войну с возможной иностранной интервенцией, которая может распространиться на весь африканский континент и привести к экономической и политической катастрофе в регионе. В таком случае выиграют ведущие страны мира, преимущественно государства Североатлантического альянса, Евросоюз и Китай.
Источники:
2. TradingView. Tradingview.com. [Электронный ресурс]. URL: https://ru.tradingview.com (дата обращения: 15.12.2024).
3. The Global 2000. Forbes.com. [Электронный ресурс]. URL: https://www.forbes.com/lists/global2000/?sh=1c5094c45ac0 (дата обращения: 15.12.2024).
4. Ivesting.com. [Электронный ресурс]. URL: https://ru.investing.com/ (дата обращения: 15.12.2024).
5. TrendEconomy. Trendeconomy.com. [Электронный ресурс]. URL: https://trendeconomy.com/data/h2/Italy/TOTAL (дата обращения: 15.12.2024).
6. Дробот Е.В., Стамати Е.П., Никитина А.В. Россия и Украина: возможности и угрозы // Экономические отношения. – 2016. – № 4. – c. 132-143. – doi: 10.18334/eo.6.4.37382.
7. Дробот Е.В., Поспелова А.Л., Утябаева Э.Р., Петровская В.А. Россия и Украина: вместе или порознь? // Экономические отношения. – 2016. – № 2. – c. 33-41. – doi: 10.18334/eo.6.2.37311.
8. Герасимов В.В., Королев А.А., Герасимова Е.О. Социально-экономические изменения в условиях политических кризисов и конфликтов // Вестник Самарского муниципального института управления. – 2023. – № 4. – c. 35-44.
9. Стефанова Н. А., Королев А. А. Проблема вмешательства иностранного капитала в Российскую экономику // Основы экономики, управления и права. – 2023. – № 1. – c. 74-79. – doi: 10.51608/23058641_2023_1_74.
10. Бегларян Г.А., Иванов Г.Н., Калугина П.П., Половинчикова А.В. Санкционная политика США и европейских стран в отношении России: поворот начала 2022 года // Экономические отношения. – 2022. – № 3. – c. 367-388. – doi: 10.18334/eo.12.3.115086.
11. Кудряшов А.А., Королев А.А. Анализ и оценка тенденций мировых биржевых индексов в контексте эскалации украинского кризиса // Экономические отношения. – 2023. – № 4. – c. 653-668. – doi: 10.18334/eo.13.4.118971.
12. Городнова Н.В., Домников А.Ю. Влияние финансовых санкций на регулирование внешнеэкономической деятельности России // Экономические отношения. – 2022. – № 2. – c. 215–234. – doi: 10.18334/eo.12.2.114676.
13. Стефанова Н. А., Королев А. А. Влияние иностранных санкций на фондовый рынок Российской Федерации // Основы экономики, управления и права. – 2023. – № 4. – c. 96-101. – doi: 10.51608/23058641_2023_4_96.
14. Зимовец А.В., Климачев Т.Д. Анализ и оценка сценариев социально-экономического развития России в условиях санкционной блокады и непредсказуемости глобальных трендов мировой экономики // Экономические отношения. – 2023. – № 1. – c. 181-202. – doi: 10.18334/eo.13.1.117207.
15. Кудряшов А.А., Королев А.А. Влияние геополитической обстановки на трансформацию неоколониальной системы // Экономические отношения. – 2023. – № 4. – c. 735-750. – doi: 10.18334/eo.13.4.119283.
16. Гераськина А.Р. Влияние антироссийских санкций на мировую экономику и современные международные экономические отношения // Экономические отношения. – 2023. – № 2. – c. 221-236. – doi: 10.18334/eo.13.2.117900.
17. Костин К.Б., Шимко П.Д., Сун Ци Международный трансфер технологий в Российской Федерации и его перспективы в современных условиях санкционных ограничений // Вопросы инновационной экономики. – 2022. – № 4. – c. 2169-2192. – doi: 10.18334/vinec.12.4.116523.
18. Маркелова Э.А. Политика ОПЕК в условиях современного энергетического кризиса // Экономические отношения. – 2022. – № 4. – c. 807-822. – doi: 10.18334/eo.12.4.116844.
19. Стефанова Н.А., Королев А.А. Нестабильность экономики США как драйвер нового мирового финансового кризиса // Основы экономики, управления и права. – 2023. – № 3. – c. 52-57. – doi: 10.51608/23058641_2023_3_52.
20. Кудряшов А.А., Королев А.А. Состояние финансовой системы Великобритании на фоне нестабильности на геополитическом уровне // Экономические отношения. – 2024. – № 1. – c. 107-122. – doi: 10.18334/eo.14.1.120734.
21. Стефанова Н.А., Королев А.А. Влияние экономико-политического противостояния РФ, США и стран Европейского союза на их финансовые системы // Журнал монетарной экономики и менеджмента. – 2024. – № 2. – c. 71-78. – doi: 10.26118/2782-4586.2024.22.39.010.
22. Стефанова Н.А., Королев А.А. Влияние геополитического кризиса на нефтегазовую отрасль экономики Российской Федерации // Экономические отношения. – 2024. – № 2. – c. 323-342. – doi: 10.18334/eo.14.2.121054.
23. Кудряшов А.А., Королев А.А. Экономические реформы кабинета министров Лиз Трасс и их влияние на экономику Великобритании // Экономические отношения. – 2023. – № 3. – c. 571-584. – doi: 10.18334/eo.13.3.118810.
Страница обновлена: 07.02.2025 в 10:45:21