Актуальные проблемы экономической интеграции в рамках Таможенного союза ЕврАзЭС
Дробот Е.В.1, Мелентьев В.В.1
1 Выборгский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
Скачать PDF | Загрузок: 4 | Цитирований: 2
Статья в журнале
Экономические отношения (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
№ 1 (5), Июнь 2013
Цитировать:
Дробот Е.В., Мелентьев В.В. Актуальные проблемы экономической интеграции в рамках Таможенного союза ЕврАзЭС // Экономические отношения. – 2013. – Том 1. – № 1. – С. 7-14.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=29289215
Цитирований: 2 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
В статье проводится анализ особенностей интеграции в рамках Таможенного союза ЕврАзЭС, дается оценка динамики взаимной торговли стран таможенного союза, рассматриваются возможности расширения союза.
Ключевые слова: интеграция, экономический потенциал, таможенный союз, экспортоориентированная экономика, таможенные барьеры
Введение
В последние годы на Евразийском континенте стремительно набирает силу процесс глобализации, который качественно и количественно влияет на темпы роста международного обмена товарами, услугами и капиталом. Механизмы действия современной экономической системы имеют свои особенности, которые обусловлены интеграционными процессами, либерализацией экономических отношений, унификации нормативно-правовой документации в сфере регулирования внешнеэкономической деятельности. Вступление России во Всемирную торговую организацию, а также членство в Таможенном союзе (ТС) и Едином экономическом пространстве в рамках ЕврАзЭС, уже не позволяет России оставаться абсолютно самостоятельной в проведении внутренней и внешней экономической политики. В этой связи, защита национальных экономических интересов и поиск путей их достижения становится одной из самых актуальных проблем. В той же плоскости находится вопрос о доле государственного вмешательства во внутриэкономические процессы. С самого начала функционирования Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС стали появляется споры касательно его эффективности. Способен ли он принести реальную пользу экономике всех стран-участниц? Несмотря на всё это, после большой череды неудачных попыток интеграции на постсоветском пространстве, на сегодняшний день Таможенный союз в рамках ЕврАзЭС является крупнейшим интеграционным образованием на Евразийском континенте и привлекает к себе всё больше внимания.
В 2013 году Таможенным союзом были опубликованы данные о результатах взаимной торговли стран-участниц Таможенного союза и Единого экономического пространства, проведём анализ основных показателей внешнеторговой статистики.
В соответствии с данными представленными Евразийской экономической комиссией, объемы взаимной торговли между странами-участницами Таможенного союза за период 2012 года выросли на 7,5 %, до 67,8 млрд долл. США, что несомненно является положительным моментом для всего ТС. Однако по состоянию на 1 квартал 2013 года оборот взаимной торговли показал отрицательную динамику снижением на 9,7 % по отношению к соответствующему периоду предыдущего года. Очевидной причиной тому явилось снижение российского экспорта на 16,2 % (падение на 1,805 млрд долл. США). Россия сократила поставки нефти в Республику Беларусь, а именно они составляют львиную долью Российского экспорта. Удельный вес торговли РФ в Таможенном союзе за этот период сократился на 5,4 % при том, что взаимная торговля Белоруссии и Казахстана показывала положительную динамику, увеличив внешнеторговый оборот на 4 % для Белоруссии и 12,5 % для Казахстана (по отношению к соответствующему периоду предыдущего года) [1]. Согласно последним опубликованным данным за январь-октябрь 2013 года, Россия и Казахстан снизили взаимную торговлю на 10,4 % для России и 5,5 % для Казахстана соответственно по отношению к соответствующему периоду предыдущего года. Общий объём взаимной торговли в рамках Таможенного союза сократился на 6,3 %. Удельный вес взаимной торговли государств – членов Таможенного союза и Единого экономического пространства (за январь-октябрь 2013 года) составил: РФ – 63 %, Республика Беларусь – 28 %, Республика Казахстан – 9 %.
С момента начала функционирования Таможенного союза, взаимная торговля России, Беларуси и Казахстана развивалась достаточно высокими темпами и показывала положительную динамику для всех-стран участниц данного интеграционного объединения.
На общем фоне самым нестабильным участником этой тройки является Россия, так как она имеет сырьевую экспортоориентированную экономику, торговый оборот в которой зависит от мировых цен на энергоносители. Эту динамику можно проследить на графике (рис. 1).
Рис. 1. Динамика взаимной торговли стран-участниц Таможенного союза и Единого экономического пространства (млрд долл. США)
Рассмотрев общие показатели взаимной торговли, для получения полной картины, необходимо подетально рассмотреть взаимный товарооборот РФ в Таможенном союзе. На рисунке ниже представлена структура торговли РФ с Белоруссией и Казахстаном, синими стрелками обозначен объем экспорта, красными импорта соответственно (рис. 2). Мы уже упоминали о том, что большую часть экспорта РФ составляют энергоносители, за январь-октябрь 2013г. экспорт нефти и нефтепродуктов в республику Беларусь, включая природный и сжиженный газ, составил 52,79 % удельного веса, из которых нефтепродукты менее 1 %. Чёрные металлы и изделия из них составили 9,52 %, из которых 3,86 % пришлись на различные виды труб.
Экспорт в Республику Казахстан имеет похожую структуру: нефть и нефтепродукты (22,12 %), чёрные металлы и изделия из них (15 %), легковых автомобилей было продано на 4,56 % или 654 млн долл. США [1].
Импорт России в рамках Таможенного союза по большей части состоит из сельскохозяйственной продукции и продуктов питания, основным поставщиком здесь выступает Белоруссия. В рамках взаимной торговли Республика Беларусь поставляет в Российскую Федерацию следующие основные группы товаров (за январь-октябрь 2013 года): молочную и мясную продукцию (18,6 %), средства наземного транспорта (13,92 %), машины и оборудование (12,98 %).
Рис. 2. Объемы товарооборота РФ с другими участниками ТС и ЕЭП (в млрд долл. США)
Республика Казахстан экспортирует в РФ большое количество минеральных руд (28,18 %), на втором месте черные металлы и изделия из них (15,92 %), на третьем минеральное топливо (10,96 %) (рис. 3).
Рис. 3. Структура экспорта Республики Беларусь и Республики Казахстан в РФ по основным товарным группам (за январь-октябрь 2013 года)
Экспорт Республики Беларусь в Республику Казахстан включает те же средства наземного транспорта (20,94 %), машины и оборудование (15,41 %), молочную и мясную продукцию (12,77 %), Казахстан экспортирует в Беларусь черные металлы (34,94 %), все виды наземного транспорта (11,95 %), злаки (11,85 %) [1].
Также стоит отметить, что таможенные барьеры этих стран не всегда работают эффективно, товары из ближайших стран «перетекают» на территорию Белоруссии и Казахстана, зачастую товары ввозятся нелегально, а дальше уже беспошлинно попадают на российские рынки. Самая проблемная ситуация наблюдается со стороны Китая, с которым плотно граничит Республика Казахстан. Большое количество дешёвой, низкокачественной продукции через этот коридор попадает на территорию РФ. Таким образом, не только нарушается законодательство, но и ввезенные товары обладают конкурентными преимуществами перед отечественной продукцией. Говоря об итогах взаимной торговли, стоит отметить, что в её структуре преобладает минеральное сырьё. Российская экономика является доминирующей среди трёх государств-участниц, одновременно с тем и самой нестабильной. Наличие большого количества природных запасов газа, нефти, чёрных и цветных металлов дает нам большие преимущества. Однако слабая обрабатывающая промышленность, а вместе с тем, и экономика в целом, не даёт раскрыть весь возможный экономический потенциал страны и подвергается сильнейшим колебаниям при изменении условий внешней среды. Активное развитие торговли сырьевой продукцией и связанной с ней инфраструктуры – это несомненно хорошо. Но, если быть более дальновидным, экономика с доминирующим сырьевым сектором не может быть в полной мере полноценной и конкурентоспособной.
Неспособность обеспечить национальный рынок продовольственными товарами, ставит под угрозу безопасность нашей страны. Экономика Белоруссии, после распада СССР пошла по иному пути развития и бросила большие силы на модернизацию производства внутри страны. Сегодня многие предприятия на территории Республики Беларусь имеют высокий производственный потенциал и хорошее техническое оснащение, также стоит отметить, что большая часть торговли Белоруссии ведётся в рамках Таможенного союза.
Если рассматривать перспективы интеграционных процессов Таможенного союза и Единого экономического пространства в рамках ЕврАзЭС, то здесь ситуация выглядит достаточно рациональной и многообещающей. Объединение с ближайшими соседями, которые в то же время являются крупнейшими торговыми партнёрами нашей страны, даёт нам возможность соединить общие усилия, направив их на достижение определённых экономических целей. Создание Евразийского экономического союза может дать импульс для углубления внутрисоюзной интеграции, усиления взаимодействия в области НИОКР, обмена научными технологиями, совместных инвестиционных проектов, а также усилить защиту от внешнего воздействия [4, 5].
Создание нового уровня интеграции позволит защитить общие экономические интересы всех стран-участниц. В процессе создания Евразийского экономического союза учитывается опыт и ошибки Европы. Создан Антикризисный фонд при Евразийском банке развития, а также Центр высоких технологий ЕврАзЭС. На сегодняшний день данные организации функционируют в рамках сообщества.
С другой стороны, не стоит забывать о частичной потере экономического, а вместе с тем и политического суверенитета страны, так как эти сферы во многом взаимосвязаны. Также стоит учитывать взаимозависимость всех экономик стран-участниц друг от друга. При наличии общего рынка, ухудшение экономической ситуации в одной стране, «тянет» за собой экономики всех остальных участников. Ярким примером тому служит кризис Греции 2008 года, который оказал влияние на экономику всего Европейского союза. Проведенное исследование позволяет выделить две основные проблемы в области экономической интеграции на Евразийском континенте. Первая проблема заключается в том, что основой действия Таможенного союза является торговля сырьём. Вторая проблема – недостаточный уровень контроля на внешних границах Казахстана.
На наш взгляд, для минимизации выше названных проблем, необходимо расширить круг интересов России в рамках данного интеграционного объединения. Разработка совместных целевых программ, направленных на реализацию инновационной политики, развитие производства в наукоёмких и обрабатывающих отраслях может дать реальный шанс выбраться из «сырьевой ловушки». Вместе с тем имеет смысл продолжать расширение Таможенного союза и Единого экономического пространства, привлекая новых торговых партнёров с целью усилить экономический потенциал данного интеграционного объединения.
Желаемым кандидатом на вступление в Таможенный союз является Украина, так как она является крупнейшим торговым партнёром России. Взаимный товарооборот между Россией и Украиной за весь период 2013 года составил 34,48 % (или 39,6 млрд долл. США) [2] по отношению к общему товарообороту всех стан в рамках СНГ. Это говорит о том, что она занимает лидирующую позицию во взаимной торговле с Россией среди всех стран Содружества.
Заключение
На сегодняшний день из‑за нестабильной политической ситуации на Украине сложно оценить вероятность её интеграции в Таможенный союз.
Также Правительству России необходимо продолжать лоббировать национальные интересы, связанные с нежеланным реэкспортом контрабандной продукции на отечественный рынок из Республики Казахстан. Такого рода проблемы должны обсуждается Высшим Евразийским советом на уровне глав правительств. При этом Республика Казахстан имеет возможность обратится в Евразийский банк развития для финансовой помощи в реформировании таможни.
В случае расширения Таможенного союза на юг данные проблемы усугубятся. Речь идёт о возможном присоединении Киргизии, которая осуществляет реэкспорт китайской продукции в страны СНГ. На территории Кыргызстана находится крупнейший региональный рынок «Дордой», через площадку которого потоки легальной и контрабандной продукции поступают на российский рынок.
Источники:
2. Официальный сайт Федеральной таможенной службы [Электрон. ресурс]. Режим доступа: WorldWideWeb.URL:http://www.customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=13858&Itemid=2095
3. Шлепова К.О. Анализ структуры и динамики внешнеторгового оборота России // Экономические отношения. — 2013. — № 2 (4). — doi: 10.18334/.37341
4. Дробот Е.В., Шлепова К.О. Роль таможенных органов в обеспечении экономической безопасности страны // Экономические отношения. — 2013. — № 2 (4). — doi: 10.18334/.37336
Страница обновлена: 15.07.2024 в 03:08:07