Исследование современных информационных систем по управлению бизнес-процессами предприятий
Серебрякова Т.А.1, Тин Ю.А.1, Енин К.Г.1
1 Тихоокеанский государственный университет
Скачать PDF | Загрузок: 18
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 15, Номер 12 (Декабрь 2021)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=47995224
Аннотация:
Современные предприятия функционируют в условиях высокой сложности, неопределенности и динамичности окружающей социально-экономической среды. Возрастание объемов информации, усложнение задач управления, необходимость учета большого числа взаимосвязанных факторов приводят к необходимости использования современных информационных технологий в процессах создания и развития системы управления бизнес-процессами предприятий. Статья содержит исследование развивающегося подхода к управлению с точки зрения процессов, а также обзор и систематизацию существующих информационных систем по управлению бизнес-процессами организации. Представлены выводы о возможностях использования систем Comindware Business Application Platform, ELMA, Oracle BPM Suite, Metatask, Первая форма, Битрикс24 и IBM Business Process Manager в организациях различных масштабов.
Ключевые слова: информационная система, бизнес-процесс, предприятие, управление процессами, процессный подход
JEL-классификация: M11, M21, L86
Введение
Путь к управлению бизнес-процессами в современном понимании был труден, на нем вбирался опыт разнообразных удачных и неудачных попыток добиться эффективности организации за счет опоры на процессы.
Основными предпосылками к появлению концепции процессного управления стали промышленная революция и экономический рост после Первой мировой войны, рационализация трудовых процессов и создание функциональной организационной структуры управления, при которой в компаниях стали востребованными специализированные работники. Одним из важных этапов развития новой концепции управления была разработка во Франции в 1932 г. первой многоцелевой модели Ж.Л. Мало «Tableau De Bord», которая учитывала оперативную общую информацию о деятельности фирмы и состоянии среды, в которой эта деятельность осуществляется; стратегические и тактические цели компании, использование финансовых и нефинансовых показателей.
В 1980-х гг. сформировались прикладные методы усовершенствования бизнес-процессов: методология полного контроля качества (Total Quality Management) и Six Sigma – улучшение качества процессов с предварительной минимизацией дефектов в производственной деятельности), за которыми в начале 1990-х гг. последовал реинжиниринг бизнес-процессов BPR (Business Process Reengineering), пропагандировавшийся М. Хаммером и Дж. Чампи [1] (Severilova, Obedkova, 2019). В этой второй волне процессного менеджмента процессы были вручную перепроектированы и одноразовым большим скачком внедрены внутрь сегодняшних ERP и других систем. Несмотря на то, что самым запомнившимся синонимом реинжиниринга Хаммера и Чампи стало сокращение штатов, оно имело технологическую поддержку – включая автоматизацию офиса – которая позволяла компаниям сносить функциональные колодцы и перестраивать сквозные бизнес-процессы, которые пересекали отдельные функциональные подразделения [2] (Davydova, 2016).
В конце 1990-х гг. на смену реинжинирингу пришла новая концепция – планирование ресурсов предприятия ERP (Enterprise Resource Planning). Было выдвинуто предположение, что системы ERP обеспечат усовершенствованные способы управления функционированием организаций, и многие поставщики утверждали, что такие системы «решат все проблемы». ERP-система в действительности позволяла интегрировать основные бизнес-процессы предприятия за счет базы данных о его ресурсах. Основой методологии ERP стал принцип единой базы данных предприятия о ведении своего бизнеса, включающей информацию о самом производстве, управлении персоналом, финансовые данные и другие необходимые сведения. Данные системы имели свою архитектуру, включающую в себя солидный ряд подсистем: управление запасами; управление снабжением; управление сбытом; управление производством; планирование; управление сервисным обслуживанием; управление цепочками поставок; управление финансами; управление персоналом [3] (Pomytkina, Komarova, Shchepetkina, Shchepetkina, 2021). Тем не менее данные системы не смогли решить проблемы процессов, поскольку не обеспечивали возможной эффективности и производительности процессов. Затем в начале XXI века широкое распространение получили системы управления взаимоотношениями с клиентами (Customer Relationship Management), где центр внимания смещался на службы, непосредственно работающие с потребителями продукции и услуг [4] (Dzheston, Nelis, 2012).
Вышедшая в 2002 г. книга «Управление бизнес-процессами: третья волна» Г. Смита и П. Фингара привела к громкому резонансу и спорам в сфере процессного менеджмента. В результате постепенно данная концепция стала главным вопросом для обсуждений управления и руководства, что привело к еще большему распространению процессного подхода. Сегодня управление бизнес-процессами BPM (Business Process Management) приобрело звание принципиально нового подхода и инструментального средства управления и автоматизации бизнес-процессов, способного учитывать их сложную структуру и кроссфункциональность. Концепция полагается на такие принципы, как понятность и видимость бизнес-процессов в организации за счет их моделирования с использованием формальных нотаций, использования программного обеспечения моделирования, симуляции, мониторинга и анализа, возможность динамического перестроения моделей бизнес-процессов силами участников и средствами программных систем [5] (Svirchevskiy et al., 2018).
В связи с вышесказанным можно говорить о том, что в настоящий момент активно развивается цифровая трансформация различных отраслей, которая влияет на основные, сервисные и управляющие процессы. Это позволяет относительно быстро отладить производственные процессы с учетом гибкой системы управления или диверсифицировать продукцию [6] (Denisenko, 2020). Таким образом, для обеспечения конкурентоспособности и эффективности своей хозяйственной деятельности предприятия должны не просто находить возможности для развития производства и обновления ассортимента продукции и услуг, а также быть способными внедрять инновации на постоянной основе [7] (Udaltsova, 2021).
На текущий момент все информационные системы, позволяющие предприятиям осуществлять управление бизнес-процессами и их автоматизацию, выделяют в несколько основных групп. При этом система управления бизнес-процессами BPMS (Business Process Management System) становится связующим звеном данных групп программного обеспечения: системы управления ресурсами ERP, автоматизирующей менеджмент над ресурсами, системы управления документацией, которая обеспечивает автоматизацию документооборота, а также CASE-средств (Computer-aided software engineering), предоставляющих инструменты автоматизации описания и моделирования процессов [8].
Важный аспект заключается в том, что взаимодействие систем управления документацией и бизнес-процессами может быть неравноценно в практической деятельности, и одна из систем будет занимать первостепенную роль, а другая – вторичную. Объяснить данный аспект можно тем, что организация стремится к достижению различных целей и, соответственно, выдвигает разные требования к осуществлению автоматизации. К примеру, когда присутствует необходимость в графических моделях бизнес-процессов для осуществления сертификации на ISO или требуется разовая автоматизация одного процесса, то функционал системы управления информационными ресурсами ECM (Enterprise content management) вполне будет способен достичь указанных целей. Однако в иной ситуации, когда заказчик вынужден управлять большой сетью сквозных бизнес-процессов, целесообразно осуществить внедрение именно системы управления бизнес-процессами, которая способна решить задачи по моделированию, автоматизации, мониторингу, анализу и улучшению бизнес-процессов организации. В рамках такой BPM-системы будут определены и реализованы бизнес-процессы, а в рамках процессов будет сформирован поток работ, параллельно генерироваться поток документов, управлять которым станет удобным уже в ECM-системе.
Таким образом, как было отмечено ранее, именно BPM является связующим звеном между системой ECM и другими корпоративными информационными системами организации, то есть настоящий результат от использования такой системы возможно получить тогда и только тогда, когда ее взаимодействие с основными процессами полноценно выстроено. BPM – это то, что позволяет системе управления документацией стать системой управления информационными ресурсами и вписать их в бизнес-процессы организации. Согласно статистическому наблюдению, удельный вес отечественных организаций, которые используют специальные программные средства, от общего числа обследованных организаций страны в 2017 году составил 83,9%, в 2018 и 2019 гг. увеличился и оставался на отметке 85,9%, а в 2020 году уменьшился до 65,4% [9] (Serebryakova, Davydova, 2021). Тем не менее информационная составляющая продолжает определять новые тренды в формировании структуры экономических систем, организационных моделей бизнесов, стратегических и тактических решений хозяйствующих субъектов [10] (Novikova, 2020). Поэтому существующие программные решения и информационные системы по управлению бизнес-процессами позволят предприятиям расширять круг выполняемых сотрудниками задач, повысят прозрачность бизнеса и сделают доступными своевременное изменение и реорганизацию процессов [11].
Целью представленной работы является исследование и систематизация существующих информационных систем по управлению бизнес-процессами предприятий для использования предприятиями в рамках их деятельности.
Обзор и систематизация программных средств в области управления процессами
На текущий момент на рынке представлено значительное количество российских и зарубежных ИТ-решений в области автоматизации бизнес-процессов и управления ими. Обратной стороной этого многообразия является фрагментарный охват бизнес-процессов, протекающих на предприятии. В связи с этим остановимся на наиболее распространенных системах [12] (Denisov, 2021).
Одна из систем, которая обязательна к рассмотрению, – Comindware Business Application Platform – система, предназначенная для работы с бизнес-процессами любой сложности (включая вложенные), а также для цифровой трансформации бизнеса. Платформа объединяет в себе инструменты для управления бизнес-процессами, управления кейсами, работы с данными и документами, социального взаимодействия. Comindware Business Application Platform относится к классу платформ Low-code. Особенностью такой платформы, отличающей ее от решений на базе ERP, классических BPM-систем и прочих платформ для ИТ-разработчиков, является возможность создавать отраслевые решения и в дальнейшем изменять их бизнес-логику за минимальное время, преимущественно силами бизнес-аналитиков с минимальным привлечением ИТ-специалистов [13]. По данным крупнейшего издания в сфере корпоративных информационных технологий в России и странах СНГ CNews Analytics, разработчик системы уже в течение нескольких лет занимает одно из первых мест в рейтинге крупнейших разработчиков BPMS, а выручка компании по итогам 2020 года составила 831,8 млн рублей [14]. Далее следует рассмотреть плюсы и минусы использования данной и последующих систем. Можно выделить следующие преимущества и недостатки Comindware Business Application Platform, которые представлены в таблице 1.
Таблица 1
Преимущества и недостатки системы Comindware Business Application Platform
Преимущества
|
Недостатки
|
Простота
использования и проектирование напрямую из браузера
|
Отсутствие некоторых
полезных решений, которые имеются в более сложных аналогах
|
Соответствие
международному стандарту BPMN (Business Process Model and Notation)
2.0
|
Наличие весомых ошибок и
сбоев в работе
|
Мгновенное
внедрение шагов в процесс без остановки работы системы
|
Непроработанная
документация. Этот минус, вероятно, связан с тем, что программный продукт все
еще находится в фазе активной разработки
|
Набор
84 готовых шаблонов процессов, число которых постоянно пополняется
|
-
|
Построение
процессной архитектуры предприятия и визуализации связей и отношений между
процессами
|
-
|
Возможность
реализации как процессных приложений, так и приложений для учета и отчетности
|
-
|
Еще одной из наиболее динамично развивающихся систем управления бизнес-процессами предприятий с разными направлениями деятельности является бизнес-система ELMA. Данное обеспечение предполагает автоматизацию управления повторяющимися процессами и нерегулярными задачами, корректируемыми в рамках проектов. Для моделирования в данной системе также используется современная международная нотация BPMN 2.0. Кроме того, с помощью ELMA можно быстро и эффективно наладить документооборот [15].
Преимущества и недостатки данной системы управления процессами указаны в таблице 2.
Таблица 2
Преимущества и недостатки бизнес-системы ELMA
Преимущества
|
Недостатки
|
Скорость
внесения изменений. Возможность быстро реагировать на новые условия
работы и проверять гипотезы оптимизации, просто перестраивая логику
бизнес-процессов
|
Наличие
«зависаний», ошибок и сбоев
|
Эффективный
и простой в понимании дизайнер бизнес-процессов, позволяющий автоматизировать
их за минимальное число шагов
|
Отсутствие
возможности приобретать некоторые модули отдельно – приобретать нужно или все,
или ничего
|
Мгновенный
мониторинг результата. Управление бизнес-процессами bpm основывается
на объективных данных. Система позволяет в реальном времени
анализировать эффективность исполнения процессов и каждого внесенного
изменения
|
-
|
Работать
с программой удаленно можно без установки специального ПО – достаточно Интернета
и любого веб-браузера
|
-
|
Программа
успешно реализует взаимодействие с корпоративными ИТ-решениями: здесь предусмотрены
готовые модули интеграции с системами «1С: Предприятие», SAP, Oracle, MS
Axapta и другими
|
-
|
Еще одной масштабной системой управления эффективностью бизнес-процессов предприятий является система Oracle BPM Suite, где для моделирования бизнес-процессов используется интегрированная среда разработки JDeveloper. Одной из основных функцией Oracle BPM является преобразование BPMN в BPEL-схему (Business Process Execution Language). В данном случае процесс разбивается уже не по подразделениям и пользователям, а по логике прохождения процесса. Здесь отображаются те же вызовы внешних служб и те же задачи пользователей, но в другом виде, кроме того, имеется наличие ряда средств построения корпоративных порталов. С таким представлением обычно работают программисты интеграционных решений. Для данного решения также доступна работа из браузера [16].
Можно выделить следующие преимущества и недостатки системы Oracle BPM Suite, которые представлены в таблице 3.
Таблица 3
Преимущества и недостатки системы Oracle BPM Suite
Преимущества
|
Недостатки
|
Возможность
создания бизнес-процессов по шаблонам
|
Невозможность
связывать бизнес-правила между собой, что не позволяет смоделировать процесс
целиком только на основе бизнес-правил
|
Наличие
шаблонов пользовательских форм
|
Недостаточный
функционал для крупных производственных предприятий
|
Наличие
средств построения корпоративных порталов
|
-
|
Комплексность
решения: наличие инструментов интеграции и SOA
|
-
|
Возможность
создания бизнес-правил не только программно, но и при помощи удобных шаблонов
|
-
|
Возможность
внесения изменений в процессы в момент их исполнения
|
-
|
Другим программным решением для управления процессами является популярная в англоязычном сегменте BPMS-система (Business Process Management System) управления бизнес-процессами Metatask – это гибкое программное обеспечение, которое помогает организациям повысить эффективность за счет оптимизации и управления бизнес-процессами, уменьшения хаоса, устранения ошибок и задержек. Программа может использоваться для всех видов рабочих процессов и внутренних процессов и предоставляет разнообразный функционал, идеально проработанные интерфейсы, в том числе мобильные. Подходит для всех видов бизнеса и охватывает каждый процесс [17]. Плюсы и минусы данной системы рассмотрены в таблице 4.
Таблица 4
Преимущества и недостатки системы Metatask
Преимущества
|
Недостатки
|
Разнообразный
функционал и качественные интерфейсы
|
Полное
отсутствие русского языка
|
Высокая
адаптивность под требования бизнеса
|
Не
оптимизирована под российский рынок
|
Простота
интеграции в процессы и управления ими
|
-
|
Одна из крупнейших и самых функциональных российских разработок в сфере управления бизнес-процессами – система «Первая Форма». Это система управления бизнес-процессами, проектами и документами, организации эффективных коммуникаций, безопасного хранения и использования корпоративных данных [18]. Она настраивается в точном соответствии с потребностями конкретной компании и представляет собой гибкий веб-конструктор. Большая часть настроек выполняется без программирования, поэтому новые процессы запускаются очень быстро, а существующие процессы можно подстраивать «на ходу». Система предлагает обширный функционал для автоматизации управления бизнес-процессами торговых, производственных, консалтинговых, страховых и других компаний. В «Первой Форме» можно смоделировать практически любой бизнес-процесс. Для настройки не требуется знание специализированных нотаций (таких как BPMN), которыми обычно владеют только бизнес-аналитики. Маршруты процессов отображаются в виде схем, понятных даже пользователям без технической подготовки.
Система уведомлений напоминает пользователям о текущих задачах и информирует о происходящих событиях. Чтобы работа не прерывалась в период отсутствия сотрудника (отпуска или болезни), можно назначить временного заместителя и передать ему текущие дела и полномочия [19]. Кроме того, можно отметить следующие преимущества и недостатки системы «Первая Форма», которые представлены в таблице 5.
Таблица 5
Преимущества и недостатки системы «Первая Форма»
Преимущества
|
Недостатки
|
Идеальная
приспособленность к российским условиям ведения бизнеса
|
Новизна
системы, характеризующаяся ограниченной клиентской базой, которая пока еще
находится в стадии развития
|
Наличие
инструментов для операционного мониторинга и стратегического анализа
|
-
|
Упрощенный
процесс управления бизнес-процессами и возможность работать дистанционно
|
-
|
Наличие
полнофункционального веб-интерфейса и мобильного приложения
|
-
|
Интеграция
с 1С, почтовыми клиентами
|
-
|
Встроенный мессенджер позволяет
удерживать вниманием над всеми текущими задачами
|
-
|
Тем не менее несмотря на успех «Первой Формы», самой популярной в России разработкой в области управления процессами на предприятиях является российский многофункциональный сервис для управления бизнесом от 1С-Битрикс «Битрикс24». В 2019 году доля «Битрикс24» на рынке в стране составила 43,5%, и продукт активно использовали более чем 1,5 млн компаний. Эта система управления бизнес-процессами подходит всем организациям благодаря обширному функционалу, наличию нескольких тарифных планов и большим возможностям настройки, масштабирования. Это настоящий внутренний корпоративный Интернет со своей CRM (Customer relationship management), социальной сетью, мессенджером, планировщиком и множеством других модулей [20]. Преимущества и недостатки использования «Битрикс24» отмечены в таблице 6.
Таблица 6
Преимущества и недостатки системы «Битрикс24»
Преимущества
|
Недостатки
|
Бесплатный
тариф с неограниченным сроком действия
|
Слишком
большой функционал, который затрудняет ознакомление сотрудников с системой
|
Возможность
настроить систему можно под любой вид деятельности
|
Частые
масштабные обновления интерфейса без возможности откатиться на старую версию
|
Наличие
корпоративной социальной сети
|
Интеграция
с 1С только в платных тарифах
|
Интеграция
с 1С, почтой и более 1000 других приложений, что позволяет получить практически
неограниченный функционал
|
Платная
телефония
|
Face-tracker
– если офис, кафе, магазин или другое заведение оборудовано камерами с функцией
распознавания лица система будет запоминать клиентов и оповещать об их
повторном визите
|
-
|
Завершить список можно одним из главных и уже ставшим традиционным решением в управлении процессами – IBM Business Process Manager. Это комплексная программа от солидных и проверенных временем разработчиков, которая позволяет не только проектировать процессы управления бизнес-системой, но и тестировать их перед практическим внедрением. Платформа позволяет организовать эффективное взаимодействие ИТ- и бизнес-пользователей в рамках унифицированной среды разработки, управляемой моделью. Для разных по масштабу деятельности организаций компания предлагает три издания своего продукта с различным функционалом, но даже минимальная версия располагает всем необходимым для малого и среднего бизнеса [21]. Несмотря на популярность данной системы управления процессами, необходимо указать ее преимущества и недостатки, которые представлены в таблице 7.
Таблица 7
Преимущества и недостатки IBM Business Process Manager
Преимущества
|
Недостатки
|
Солидный
разработчик с большим опытом
|
Не
самый простой для восприятия интерфейс
|
Полное
управление жизненным циклом ВРМ
|
Высокие
требования к производительности оборудования
|
Наличие
функции предварительного тестирования созданных бизнес-процессов
|
-
|
Централизованный,
гибкий, пользовательский интерфейс для выполнения заданий, управления
рабочими процедурами, мониторинга показателей производительности и отчетности
по событиям в реальном режиме времени
|
-
|
Три
версии программы с разным функционалом
|
-
|
Детальная
визуализация процессов за счет встроенных средств мониторинга и анализа
|
-
|
Таким образом, каждая из перечисленных выше систем управления бизнес-процессами поможет повысить эффективность деятельности предприятий за счет структуризации, стандартизации и автоматизации (особенно регулярных задач). Это важный аспект оптимизации деятельности и создания благоприятных условий для стабильности, процветания. Но есть еще один – контроль над сотрудниками. Насколько бы хорошо не была технически обеспечена организация, человеческий фактор все равно играет важную роль. Кроме того, при выборе средств управления бизнес-процессами важно учитывать, что существуют определенные проблемы применения BPM на практике: отсутствие единого подхода к пониманию BPM, поскольку в само понятие BPM эксперты разных предметных областей вкладывают разное значение; многообразие расшифровок аббревиатур BPM; отсутствие четких стандартов; зависимость эффекта внедрения BPM от конкретных исполнителей; ошибки внедрения BPM в конкретных организациях [22] (Seliverstova, Tochilkina, 2015).
Заключение
В результате проведенного исследования можно сделать вывод, что наиболее универсальной и оптимальной программы для управления бизнес-процессами для всех предприятий не существует. Выбор зависит от множества факторов: размеров предприятия, его видов деятельности, финансового состояния и других аспектов его функционирования. Однако представленная в статье систематизация информации о преимуществах и недостатках информационных систем по управлению бизнес-процессами, проблемах применения и типичных ошибках внедрения может способствовать эффективному внедрению BPM в современной организации.
Источники:
2. Давыдова А.И. Сущность, виды и история бизнес-процессов // Глобальные проблемы модернизации национальной экономики: Материалы V Международной научно-практической конференции. Тамбов, 2016. – c. 132-141.
3. Помыткина Л.Ю., Комарова Н.А., Щепеткина И.В., Щепеткина М.Е. Аналитическая оценка использования интеллектуальных технологий в бизнес-процессах России на примере ERP- и CRM-систем // Вопросы инновационной экономики. – 2021. – № 1. – c. 195-210. – doi: 10.18334/vinec.11.1.111871 .
4. Джестон Дж., Нелис Й. Управление бизнес-процессами. Практическое руководство по успешной реализации проектов. / Пер. с англ. - М.: Альпина Паблишер, 2012. – 296 c.
5. Свирчевский В.Д. и др. Управление малым бизнесом. / Учебное пособие. - М.: Инфра-М, 2018. – 256 c.
6. Денисенко В. Ю. Автоматизация производственных бизнес-процессов в условиях Индустрии 4.0 на промышленных предприятиях // Вопросы инновационной экономики. – 2020. – № 2. – c. 1007-1014. – doi: 10.18334/vinec.10.2.100878 .
7. Удальцова Н.Л. Современные методы анализа и моделирования бизнес-процессов // Лидерство и менеджмент. – 2021. – № 2. – c. 185-200. – doi: 10.18334/lim.8.2.112126 .
8. Управление бизнес-процессами и информацией предприятия. Портал о цифровизации, электронном документообороте и бизнес-процессах. [Электронный ресурс]. URL: https://ecm-journal.ru/material/Upravlenie-biznes-processami-i-informaciejj-predprijatija (дата обращения: 28.11.2021).
9. Серебрякова Т.А., Давыдова В.Р. Информационные ресурсы как средство поддержки бизнеса и эффективной деятельности предприятия // Экономика, предпринимательство и право. – 2021. – № 12. – doi: 10.18334/epp.11.12.113934.
10. Новикова С.И. Особенности современных коммуникационно-информационных систем, оценка полезности и эффективности информации как ресурса // Вопросы инновационной экономики. – 2020. – № 1. – c. 497-510. – doi: 10.18334/vinec.10.1.100435 .
11. Управление бизнес-процессами и информацией предприятия. Портал электронного документооборота и автоматизации бизнес-процессов со встроенным интеллектом. [Электронный ресурс]. URL: https://www.directum.ru/blog-post/885 (дата обращения: 02.12.2021).
12. Денисов Д.Ю. Современные информационные системы поддержки управленческих решений // Вопросы инновационной экономики. – 2021. – № 4. – doi: 10.18334/vinec.11.4.113992.
13. Comindware Business Application Platform. [Электронный ресурс]. URL: https://www.comindware.com/ru/platform (дата обращения: 02.12.2021).
14. CNews выпустил рейтинг крупнейших поставщиков BPMS. Выручка топ-10 выросла на 12%. Cnews.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.cnews.ru/news/top/2021-11-30_cnews_opublikoval_rejting_krupnejsh (дата обращения: 02.12.2021).
15. BPM-система ELMA365. [Электронный ресурс]. URL: https://elma365.com/ru/products/bpm (дата обращения: 02.12.2021).
16. Блог об IT, BPM и разработке программ. Oracle Business Process Management Suite. [Электронный ресурс]. URL: https://businessarchitecture.ru/ru/oracle-business-process-management-suite (дата обращения: 03.12.2021).
17. A Simple Tool for Complex Workflows. Metatask.io. [Электронный ресурс]. URL: https://metatask.io (дата обращения: 03.12.2021).
18. Первая Форма - Система управления бизнесом. [Электронный ресурс]. URL: https://1forma.ru (дата обращения: 07.12.2021).
19. Первая Форма (система управления). Tadviser.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.tadviser.ru/index.php/Продукт:Первая_Форма_(система_управления) (дата обращения: 07.12.2021).
20. Наведи порядок в продажах. Онлайн Система Bitrix24. [Электронный ресурс]. URL: https://www.bitrix24.ru (дата обращения: 07.12.2021).
21. Обзор IBM Business Process Manager. Официальный сайт IBM. [Электронный ресурс]. URL: https://www.ibm.com/docs/ru/bpm/8.6.0?topic=manager-business-process-overview (дата обращения: 11.12.2021).
22. Селиверстова П.О., Точилкина Т.Е. Управление бизнес-процессами: преимущества, проблемы применения, ошибки внедрения // Вестник Московского финансово-юридического университета. – 2015. – № 1. – c. 172-180.
Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:51:52